Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ханты-Мансийский АО

О применении документа см. примечание в

Справке
ДУМА БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ
от 27 марта 2007 г. № 16

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА"
НА 2007 - 2010 ГОДЫ

(в ред. решения Думы Белоярского района от 28.04.2009 № 37)

В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р, приказом Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 2783 "Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования", Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года № 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы", Законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года № 107-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", от 9 декабря 2004 года № 75-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2004 - 2007 годы", от 30 декабря 2005 года № 154-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Реализация приоритетного национального проекта "Образование" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2006 - 2007 годы", пунктом 4 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 17 Устава Белоярского района Дума Белоярского района решила:
1. Утвердить прилагаемую целевую программу Белоярского района "Развитие образования Белоярского района" на 2007 - 2010 годы.
2. Опубликовать настоящее решение в газете "Белоярские вести. Официальный выпуск".
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Белоярского района
С.П.МАНЕНКОВ





Утверждена
решением Думы Белоярского района
от 27 марта 2007 года № 16

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА"
НА 2007 - 2010 ГОДЫ

(в ред. решения Думы Белоярского района от 28.04.2009 № 37)

ПАСПОРТ
целевой программы Белоярского района "Развитие образования
Белоярского района" на 2007 - 2010 годы

(в ред. решения Думы Белоярского района от 28.04.2009 № 37)
(см. текст в предыдущей редакции)

Наименование   - целевая программа Белоярского района "Развитие образования
Программы      Белоярского района" на 2007 - 2010 годы

Основания для  - Закон Российской Федерации от 10 июля 1992  года  № 3266-1
разработки     "Об   образовании",   Концепция   модернизации   российского
Программы      образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением
               Правительства Российской Федерации от 29 декабря  2001  года
               № 1756-р,   приказ   Министерства   образования   Российской
               Федерации от 18  июля  2002  года  №  2783  "Об  утверждении
               Концепции профильного обучения  на  старшей  ступени  общего
               образования",   Постановление    Правительства    Российской
               Федерации от 23  декабря  2005  года  № 803  "О  Федеральной
               целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы",
               Законы Ханты-Мансийского автономного округа  -  Югры  от  11
               ноября 2005 года № 107-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском
               автономном округе - Югре", от 9 декабря 2004 года № 75-оз
               программе  Ханты-Мансийского  автономного  округа   -   Югры
               "Развитие образования Ханты-Мансийского автономного округа -
               Югры" на 2004 - 2007 годы", от 30 декабря 2005 года № 154-оз
               "О программе Ханты-Мансийского  автономного  округа  -  Югры
               "Реализация     приоритетного     национального      проекта
               "Образование" в Ханты-Мансийском автономном округе  -  Югре"
               на 2006 - 2007 годы"

Разработчик    - комитет по образованию администрации Белоярского района
Программы

Цель Программы - создание механизмов, обеспечивающих  доступность,  высокое
               качество  и  эффективность  образования  в  соответствии   с
               актуальными  и  перспективными  потребностями   личности   и
               общества

Задачи         -  развитие  инновационной  образовательной  инфраструктуры,
Программы      обеспечивающей преемственность всех  уровней  образования  и
               успешную социальную интеграцию выпускников школы в общество

               формирование современных механизмов  ресурсного  обеспечения
               развития системы образования

               совершенствование   методов   и   механизмов    анализа    и
               прогнозирования  развития  системы  образования  на   основе
               внедрения инновационных технологий исследований, мониторинга
               и оценки качества образования

               развитие новых форм государственно-общественного  управления
               образованием,    обеспечивающих    взаимодействие    органов
               государственной власти и  органов  местного  самоуправления,
               образовательных    учреждений,     бизнеса,     общественных
               организаций

Сроки          - 2007 - 2010 годы
реализации
Программы

Исполнители    - комитет по образованию администрации  Белоярского  района,
мероприятий    комитет по делам  молодежи,  физической  культуре  и  спорту
Программы      администрации  Белоярского  района,  комитет   по   культуре
               администрации Белоярского  района,  управление  капитального
               строительства администрации Белоярского района,  комитет  по
               финансам  и  налоговой  политике  администрации  Белоярского
               района, муниципальное учреждение здравоохранения "Белоярская
               центральная      районная      больница",      муниципальные
               образовательные  учреждения  Белоярского  района  (далее   -
               образовательное учреждение)

Координатор    - комитет по образованию администрации Белоярского района
Программы

Объемы и       -  общая  сумма  финансирования  за  счет  средств   бюджета
источники      Белоярского района - 18480 тыс. рублей. Объем финансирования
финансирования за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа
Программы      - Югры будет  определяться  в  соответствии  с  утвержденным
               бюджетом Ханты-Мансийского  автономного  округа  -  Югры  на
               соответствующий финансовый год

Ожидаемые      - появление новых управленческих и образовательных  практик,
конечные       позитивно влияющих на повышение качества образования
результаты
реализации     увеличение  доли  детей  дошкольного  возраста,   получающих
Программы      услуги дошкольного образования

               увеличение   доли   средних   (полных)   общеобразовательных
               учреждений, реализующих программы профильного обучения

               увеличение  доли  школьников,  охваченных  услугами  системы
               дополнительного образования

               достижение компьютерной грамотности у 100% школьников и  90%
               учителей  на  уровне  навыков   работы   с   информацией   в
               электронной форме

               увеличение доли учащихся, принявших участие в  олимпиадах  и
               интеллектуальных конкурсах на школьном, муниципальном уровне
               и региональном уровне

               владение каждым выпускником школы одним  иностранным  языком
               на уровне функциональной грамотности

               обеспечение   образовательных   учреждений   компьютерами  в
               соотношении 1 на 10 учащихся

               увеличение    удельного    веса    педагогов,    применяющих
               инновационные образовательные технологии в процессе обучения
               и воспитания учащихся

               увеличение   удельного   веса   педагогов    образовательных
               учреждений,    аттестованных    на    первую    и     высшую
               квалификационные категории

               перевод всех образовательных  учреждений  на  новую  систему
               оплаты труда, учитывающую качество работы педагога

               качественное    многопрофильное    психолого-педагогическое,
               медико-социальное сопровождение участников  образовательного
               процесса

               наличие  разнообразных   форм   государственно-общественного
               управления качеством образования

               функционирование системы оперативного получения  достоверной
               информации  о  состоянии   развития   системы   образования,
               индивидуальных    достижениях    учащихся,    педагогических
               работников

               практика  публичных  докладов  о  результатах   деятельности
               образовательных систем

Контроль за    -   контроль   за   выполнением    Программы    осуществляет
выполнением    администрация Белоярского района
Программы

Система        - исполнители мероприятий Программы  ежегодно  к  1  февраля
организации    информируют  о  ходе   выполнения   Программы   комитет   по
контроля за    образованию администрации  Белоярского  района.  Комитет  по
выполнением    образованию администрации Белоярского района  ежегодно  к  1
Программы      марта информирует Думу Белоярского района о ходе  выполнения
               Программы

Введение

Программа является организационной основой осуществления муниципальной политики в области образования и продолжением Программы развития системы образования муниципального образования г. Белоярский, принятой решением Думы муниципального образования г. Белоярский 24 декабря 2001 года, Плана мероприятий по реализации Программы развития системы образования в Белоярском районе на 2006 год, утвержденного решением Думы Белоярского района от 3 марта 2006 года № 9.
Программа разработана на основе анализа современного состояния образования в Белоярском районе. Нормативно-правовой базой Программы являются: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р, приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 2783 "Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования", Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года № 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы", Законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года № 107-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", от 9 декабря 2004 года № 75-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2004 - 2007 годы", от 30 декабря 2005 года № 154-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Реализация приоритетного национального проекта "Образование" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2006 - 2007 годы".
Проект Программы, индикаторы эффективности ее реализации обсуждены и одобрены Советом руководителей образовательных учреждений Белоярского района.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом

Качественная оценка результатов и опыта предыдущего этапа развития образования подтверждает, что в последние годы удалось реализовать ряд системообразующих направлений развития образования, в том числе по введению единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), разработке нормативной правовой базы обновления содержания образования, созданию и развитию единой информационной образовательной среды и современной ресурсной базы развития образования.
Дополнительное привлечение в 2002 - 2006 годах через участие в программах значительных средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры способствовало оперативной реализации мероприятий, предусмотренных программными документами развития системы образования.
В настоящее время 3760 учащихся обучается в 10 общеобразовательных учреждениях. По состоянию на 1 января 2006 года по сравнению с 2002 годом численность учащихся сократилась на 20,5%. По сравнению с предыдущим годом количество учащихся уменьшилось на 209 человек (5,2%). Лишь к 2015 году численность учащихся в школах Белоярского района выйдет на уровень 2005 года (приложение 2).
В 2006 году до 95,6% увеличилось количество учащихся, обучающихся в первую смену.
Одним из важных инновационных проектов для системы образования района стал эксперимент по введению ЕГЭ, который расширил границы единого образовательного пространства и создал равные возможности всем выпускникам при поступлении в высшие учебные заведения.
За годы эксперимента по ЕГЭ средние баллы результатов по математике, русскому языку, истории, географии по Белоярскому району были выше аналогичных показателей по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (приложение 3). При этом динамика цены 1 балла ЕГЭ как по математике, так и по русскому языку (отношение стоимости затрат на 1 учащегося к среднему баллу ЕГЭ) имеет постоянную тенденцию к росту. Так, в 2005 - 2006 учебном году 1 балл ЕГЭ по математике обошелся бюджету Белоярского района в 1,5 раза дороже, чем в 2003 - 2004 учебном году, а по русскому языку в 1,8 дороже, чем в 2003 - 2004 учебном году.
ЕГЭ позволил увидеть полную объективную картину знаний учащихся. Один из показателей качества образования - сходимость итоговой оценки по предмету с результатом ЕГЭ. По итогам 2005 - 2006 учебного года хорошая сходимость результатов по итогам года и по итогам ЕГЭ получена по алгебре, русскому языку, биологии (снижение результата у 15 - 25% выпускников). По остальным дисциплинам от 30 до 100% учащихся не подтвердили годовые оценки, несмотря на то, что эти дисциплины являлись выборными и по многим из них (истории, географии, физике, химии и английскому языку) количество сдающих ЕГЭ составляло от 1 до 10 учеников у одного учителя.
Эксперимент по введению ЕГЭ является одним из индикаторов качества оказываемых образовательных услуг, позволяет увидеть слабые и сильные стороны всех участников образовательного процесса, делает прозрачной деятельность каждого педагога, дает возможность адресно выстраивать систему повышения квалификации учителей.
В ходе реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения, в которых участвуют школы, апробируются новые учебные программы, разработаны и ведутся элективные курсы, активно внедряются технологии психологического сопровождения эксперимента.
В Белоярском районе сложилась система выявления и поддержки одаренных детей. Ежегодно проводятся олимпиады по предметам для учащихся 9 - 11 классов, стабилен интерес школьников к участию в научных конференциях. С 2006 года реализуется грантовая поддержка одаренных детей на муниципальном уровне. Тем не менее, низкая результативность участия школьников Белоярского района в олимпиадах и иных конкурсах интеллектуальной направленности федерального и окружного уровней показывает недостаточный уровень работы с одаренными детьми.
В современном постиндустриальном обществе востребованы молодые люди, способные самостоятельно решать нестандартные задачи, разрабатывать и проверять гипотезы, умеющие работать в проектном режиме. Достижение этих результатов возможно только при переходе от знаниевого подхода к компетентностному и другим инновационным подходам. Одним из вариантов решения проблемы является создание условий для развития ключевых компетенций учащихся в разных сферах деятельности: учебной, исследовательской, информационной, социальной.
За последние годы в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 года № 630, Программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2004 - 2007 годы", в школах Белоярского района показатель оснащенности школ современной техникой увеличился по сравнению с 2003 годом в 1,5 раза. По состоянию на 1 сентября 2006 года в Белоярском районе на один компьютер приходится 20,9 ученика, но этот показатель варьируется от 10,4 ученика по сельским школам до 56,7 ученика в городских. В октябре 2006 года в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" 3 городские школы подключены к сети Интернет по выделенной линии. Благодаря этому, школьники должны принять участие в дистанционных олимпиадах, стать участниками международных проектов, получая при этом и языковую практику.
Особое внимание уделялось проблеме снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. В последние годы в Белоярском районе принимались меры по созданию условий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей средствами физической культуры и спорта. Ежегодно в Белоярском районе проводится свыше 30 физкультурно-массовых мероприятий, в которых принимают участие более 1800 детей. Тем не менее, показатели здоровья детей продолжают ухудшаться. Необходимо обучение педагогических работников новым здоровьесберегающим технологиям.
Значительное внимание уделялось совершенствованию организации физического воспитания детей на основе создания системы массовых мероприятий, направленных на развитие физкультурно-оздоровительной работы с детьми: спартакиады школьников, детей, отдыхающих в оздоровительных лагерях; соревнования по различным видам спорта; участие в окружных соревнованиях. Ежегодно проводятся районная олимпиада по физической культуре, соревнования среди дошкольников и школьников по программе "Губернаторские состязания".
В Белоярском районе поэтапно при наличии материально-технической базы вводится в учебную программу школ 3-часовые занятия физической культурой в неделю. Более 50% школьников регулярно занимаются в спортивных секциях и клубах различной ведомственной принадлежности.
Следует отметить ряд негативных тенденций, сложившихся за последние пять лет в системе образования. Общеобразовательная школа не обеспечивает современное качество подготовки в коммуникативной сфере, в социально-экономической области и информационных технологиях; организация образовательного процесса не всегда способствует укреплению здоровья учащихся. Образование в недостаточной мере реализует воспитательную функцию в условиях новой социально-экономической реальности, функцию психологической поддержки учащихся, слабо формирует способность к осознанному выбору здорового образа жизни, сопротивлению вредным привычкам; недостаточна социальная активность учащихся.
Особую значимость в условиях инновационных изменений образовательной среды приобретает процесс психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса. В настоящее время в 13 учреждениях работают 15 педагогов-психологов, а в 3 школах и 5 детских садах специалистов нет. Вместе с тем, результаты проведенных психолого-педагогических исследований свидетельствуют о серьезных трудностях, которые испытывают в обучении от 18 до 25% учащихся. Более 20% школьников имеют невысокий уровень учебной мотивации. У 40% старшеклассников выявлен недостаточный уровень сформированности "Я-концепции", что свидетельствует о неготовности старшеклассников к самостоятельному решению вопросов жизненного выбора.
Работа психолого-медико-педагогической комиссии Белоярского района (далее - комиссия), созываемой по мере необходимости, осуществляется силами 11 привлеченных специалистов систем образования и здравоохранения с периодичностью два раза в год. Ежегодно комиссия обследует, в среднем, 150 воспитанников и обучающихся с проблемами в развитии для определения оптимальных условий для продолжения образования, хотя реальное количество детей, нуждающихся в консультации специалистов, значительно больше. Кроме того, потребность в помощи комиссии возникает в течение всего года, но решение возникающих проблем оперативно и в полной мере в настоящее время невозможно. С 2007 года прием в первые классы должен осуществляться на основании заключения комиссии, то есть более 300 будущих первоклассников должны быть обследованы и проконсультированы комиссией. Таким образом, назрела объективная потребность в создании постоянно действующей комиссии для ежегодного оказания помощи 600 - 700 детям и подросткам на районном уровне.
Организация дополнительного образования детей, подростков является одним из приоритетных направлений в деятельности системы. В настоящее время в учреждениях дополнительного образования различной ведомственной принадлежности (системы образования, физической культуры и спорта, культуры) занимаются более 70% детей от 3 до 17 лет.
Доля учащихся, занимающихся дополнительным образованием на базе учреждений общего образования, составила 30% от общего числа учащихся, что существенно ниже окружных показателей. Эти цифры говорят сами за себя. Пришкольная система дополнительного образования пока не привлекает общество.
Преобладание традиционных технологий обучения и воспитания, неэффективность системы повышения квалификации специалистов дополнительного образования, пассивность учреждений в выстраивании новых отношений с потенциальными партнерами, в формировании инвестиционной привлекательности системы замедляют процессы качественных изменений.
В настоящее время количество воспитанников в 11 дошкольных учреждениях составляет 72,5% детей в возрасте от 1 до 6,5 лет (в 2003 году - 64,7%). Активно развивается вариативная сеть дошкольных учреждений, позволяющая обеспечить право выбора форм и направленности дошкольного образования в соответствии с личностными особенностями ребенка. Для детей, имеющих общее недоразвитие речи, действуют 3 группы (детский сад "Снегирек"). Для детей, не посещающих детские сады, открыты 2 группы кратковременного пребывания (детские сады "Сказка" и "Светлячок"), 1 группа раннего развития детей по методике Глена Домана и 1 группа реабилитации детей-инвалидов (детский сад "Сказка"), 1 коррекционная (компенсирующая) группа для детей с задержкой психического развития (детский сад "Березка").
Только детский сад "Сказка" оказывает дополнительные платные услуги по различным направлениям развития детей.
Продолжает интенсивно обновляться содержание дошкольного образования, более половины дошкольных образовательных учреждений реализуют программы нового поколения "Из детства в отрочество", "Детство", программа Васильевой.
Вместе с тем, ключевыми проблемами в системе дошкольного образования остаются охват детей старшего дошкольного возраста предшкольной подготовкой в сельских поселениях в границах Белоярского района и удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей с разным уровнем доходов.
Задача развития инновационной образовательной инфраструктуры обуславливает новые подходы в области кадровой политики. Тенденции в динамике показателей развития человеческих ресурсов повторяют в целом динамику общероссийских показателей: доля учителей со стажем педагогической работы более 10 лет превышает 87%, доля учителей пенсионного возраста достигла 30%, при этом молодые специалисты в системы весьма немногочисленны - 3%.
Усиливается тенденция старения педагогических кадров. При этом у большинства педагогов в возрасте старше 40 лет уже сформирован индивидуальный стиль деятельности с предпочтением учебно-дисциплинарной модели взаимодействия с детьми.
Гендерные и возрастные особенности педагогических работников предопределяют необходимость использования инновационных моделей переподготовки и повышения квалификации педагогов. В 2006 году открыт межшкольный методический центр, им обучено 2 группы педагогических работников по практическому освоению новых информационных технологий. Однако даже педагоги, владеющие компьютерными технологиями, не используют их активно в образовательном процессе.
Для достижения лидерства в системе образования, появления педагогов новой формации, способных к взаимодействию с детьми на основе личностно-ориентированной модели и группоцентрированного подхода в управлении классом, необходимо стимулировать творческую активность педагогов через вооружение их современными технологиями обучения; внедрение новых форм и критериев оценки деятельности педагогических работников; через развивающие тренинги, проблемные семинары по профилактике профессиональных кризисов.
Качественные системные изменения невозможны без подготовленных управленческих кадров, обладающих новым мышлением и высоким уровнем инновационной культуры. Среди 24 руководителей образовательных учреждений 92% составляют женщины, средний возраст руководителей - 47 лет. Большинство управленцев, педагогов регулярно повышают профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, многие из них активно участвуют в различной проектной деятельности, изучают и внедряют опыт работы других регионов.
Однако оценка управленческого потенциала, реальной квалификации менеджмента образования свидетельствует о неготовности менеджеров к решению профессиональных задач новыми средствами, неэффективном использовании профессионального ресурса руководителей и педагогов, подготовленных на различных уровнях системы повышения квалификации.
В условиях активного инновационного развития особую важность приобретает социальная поддержка работников образования. На территории Белоярского района запланирован в 2007 году окружной эксперимент по внедрению новой системы оплаты труда, где 10% фонда оплаты труда предусмотрены в качестве стимулирующего фонда для выплаты качественно работающим педагогам. С 2006 года лучшие учителя года поощряются денежными премиями в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" на муниципальном уровне. С целью развития инновационного потенциала педагогических работников проводится районный конкурс "Учитель года".
За последние годы в систему образования вложены значительные финансовые средства: расходы на образование стали самой крупной статьей расходов в бюджете Белоярского района. Объем бюджета отрасли за три года увеличился более чем в 2 раза и достиг 590 млн. рублей. При этом капитальные расходы увеличились более чем в 14 раз в 2006 году по сравнению с 2003 годом. Средние расходы на обучение 1 ученика увеличились в 2006 году по сравнению с 2003 годом более чем в 2 раза.
За счет участия в программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с 2002 года построены новые здания учреждений образования (Детско-юношеский центр, школа п. Верхнеказымский, школа с. Полноват, школа п. Сорум, общежитие профессионального училища, Центр высшего и среднего профессионального образования, Детский подростковый клуб, интернат МОСШИ с. Казым, культурно-образовательный комплекс в п. Сосновка), тем самым в основном решена проблема ветхих и аварийных зданий. Продолжается строительство детских садов в п. Сосновка и с. Полноват, вошли в окружную программу строительства школы в с. Казым и п. Лыхма.
В настоящее время все сельские школы обеспечены компьютерным оборудованием. Существенно обновилось учебное оборудование образовательных учреждений, на приобретение которого в 2005 - 2006 годах было направлено более 25 млн. рублей.
Приоритетной задачей финансовой деятельности учреждений системы образования в ближайшее время должно стать осуществление перехода на новый финансово-экономический механизм. С 2007 года предполагается внедрение нормативного бюджетного финансирования школ в расчете на 1 учащегося.
Все учреждения муниципальной системы образования финансируются в основном за счет бюджетных средств, доля которых в общем объеме финансирования составляет около 95%. Внебюджетные поступления формируются из платы родителей за дополнительные образовательные услуги и благотворительную, целевую спонсорскую помощь, родительской платы за пребывание ребенка в детском саду. Как в процентном, так в абсолютном выражении внебюджетные поступления выглядят невпечатляющими. Необходимо развитие процесса целевого спонсорского финансирования образовательных проектов, а также увеличение сферы дополнительных платных образовательных услуг.
Внедрение нового организационно-экономического механизма потребует широкого привлечения к управлению образованием общественности в лице потребителей образовательных услуг из числа родителей и представителей бизнес-среды. В настоящее время во всех образовательных учреждениях созданы советы учреждения. Тем не менее, существующий механизм государственно-общественного управления не обеспечивает активного участия общественных институтов управления школой в решении вопросов стратегического развития образовательных учреждений. Важным фактором торможения этого процесса является неподготовленность общественности к участию в управлении, а также неготовность ряда руководителей образовательных учреждений к делегированию им некоторых своих полномочий. С вступлением в действие Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 октября 2006 года № 104-оз "О государственно-общественном управлении в сфере общего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" предстоит большая организационная работа по усилению общественного участия в управлении образованием, обеспечению открытости системы образования для населения за счет развития практики открытых докладов.
Проводимая политика модернизации образования сталкивается с негативным отношением к нововведениям со стороны родителей учеников, с незнанием или непониманием представителями гражданского общества ключевых процессов, происходящих в этой сфере. Включение общественных сил (попечительских советов, депутатов, представителей средств массовой информации, общественных организаций и других) в обсуждение механизмов и этапов реформирования позволит перевести негативные высказывания населения в русло конструктивного диалога.
Качественное управление инновационными процессами в системе образования невозможно без поиска, апробации и внедрения новых моделей управления. В управленческой практике по-прежнему сохраняются традиционные технологии и приемы администрирования, не сформированы механизмы тиражирования лучших управленческих и образовательных практик, отсутствуют критерии оценки качества и опыт аудита в управлении, недостаточно полно и эффективно используются возможности информационных технологий.
Перед системой образования стоит задача перехода на новые образовательные стандарты, позволяющие получить современный образовательный результат - компетентность выпускника. В то же время необходимо перейти на внешнюю объективную оценку результатов образовательного процесса.
Так, в системе образования Белоярского района параллельно с оперативным финансовым и материально-техническим насыщением образовательных учреждений не произошло активного наращивания инновационного потенциала системы и значительного повышения качества образовательных результатов в массовой практике.
Однако создание стабильной и устойчивой материально-технической базы, подготовка педагогических и управленческих кадров создали благоприятные условия для дальнейшего последовательного развития всей системы образования, достижения высокого качества образовательных результатов.
При этом опорными точками роста должны стать переход к компетентностно-ориентированному образованию, создание образовательной среды, способствующей успешному развитию социализации учащихся и воспитанников, переход на сопоставимую с мировой систему показателей стандартов качества образования (приложение 4). Качественные изменения будут достигнуты через углубление инновационных процессов в системе образования, закрепление и тиражирование лучших управленческих и образовательных практик, разработку и реализацию новых моделей управления качеством образования.

2. Цель, задачи и сроки реализации Программы

Основной целью Программы является создание механизмов, обеспечивающих доступность, высокое качество и эффективность образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности и общества.
Задачи Программы:
1. Развитие инновационной образовательной инфраструктуры, обеспечивающей преемственность всех уровней образования и успешную социальную интеграцию выпускников школы в общество.
2. Формирование современных механизмов ресурсного обеспечения развития системы образования.
3. Совершенствование методов и механизмов анализа и прогнозирования развития системы образования на основе внедрения инновационных технологий исследований, мониторинга и оценки качества образования.
4. Развитие новых форм государственно-общественного управления образованием, обеспечивающих взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных учреждений, бизнеса, общественных организаций.
Сроки реализации Программы - 2007 - 2010 годы.

3. Система программных мероприятий

Мероприятия программы (приложение 1) направлены на эффективное использование потенциала системы образования при соответствующей государственной поддержке, предусмотренной законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и разбиты на кластеры по каждой задаче:
1. Разработка и реализация инновационных моделей управления и организации системы общего и дополнительного образования детей.
2. Внедрение эффективных механизмов ресурсного обеспечения развития системы образования.
3. Формирование и внедрение механизмов государственно-общественной системы управления образованием.
4. Создание эффективной системы исследований, мониторинга, статистики и оценки качества образования.

4. Ресурсное обеспечение Программы

Основными источниками финансирования Программы являются:
- абзац исключен. - Решение Думы Белоярского района от 28.04.2009 № 37;
(см. текст в предыдущей редакции)
- средства бюджета Белоярского района - для развития материально-технической базы, реализации проектов, текущего содержания учреждений образования;
- абзац исключен. - Решение Думы Белоярского района от 28.04.2009 № 37.
(см. текст в предыдущей редакции)
Программа предусматривает программно-целевое финансирование мероприятий, что соответствует принципам формирования бюджета Белоярского района.
Основной риск реализации Программы вызван противоречием между отсутствием достаточного объема средств и преобладанием бюджетного финансирования в ее реализации. С одной стороны, отсутствие достаточного бюджетного финансирования Программы не обеспечит базовых условий для реализации предусмотренных ею инновационных моделей, их экспертную оценку и научно-методическое сопровождение. Отсутствие бюджетных ресурсов не позволит создать системообразующие "точки роста" в образовании. С другой стороны, отсутствие или недостаточный объем привлеченных внебюджетных средств (инвестиций, грантов, благотворительной помощи) приведет к тому, что стратегическая цель, поставленная Программой, не будет достигнута, влияние гражданского общества на систему образования и результаты ее развития окажутся декларативными.
Объем инвестиций и других расходов на осуществление Программы может ежегодно уточняться, исходя из возможностей бюджетов всех уровней.

Объемы финансирования Программы по годам ее реализации

(в ред. решения Думы Белоярского района от 28.04.2009 № 37)
(см. текст в предыдущей редакции)

(тыс. рублей)
+------------------------------+------+-----------------------------------+
¦    Общие объемы затрат по    ¦2007 -¦  в том числе по годам реализации  ¦
¦   источнику финансирования   ¦ 2010 +--------+--------+--------+--------+
¦                              ¦ годы ¦2007 год¦2008 год¦2009 год¦2010 год¦
+------------------------------+------+--------+--------+--------+--------+
¦Бюджет Белоярского района     ¦18480 ¦  1455  ¦  7530  ¦  3100  ¦  6395  ¦
+------------------------------+------+--------+--------+--------+--------+

5. Ожидаемые результаты реализации Программы,
основные показатели и индикаторы ее эффективности

Результатами реализации Программы станут:
- появление новых управленческих и образовательных практик, позитивно влияющих на повышение качества образования;
- увеличение доли детей дошкольного возраста, получающих услуги дошкольного образования;
- увеличение доли средних (полных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы профильного обучения;
- увеличение доли школьников, охваченных услугами системы дополнительного образования;
- достижение компьютерной грамотности у 100% школьников и 90% учителей на уровне навыков работы с информацией в электронной форме;
- увеличение доли учащихся, принявших участие в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах на школьном, муниципальном уровне и региональном уровне;
- владение каждым выпускником школы одним иностранным языком на уровне функциональной грамотности;
- обеспечение образовательных учреждений компьютерами в соотношении 1 на 10 учащихся;
- увеличение удельного веса педагогов, применяющих инновационные образовательные технологии в процессе обучения и воспитания учащихся;
- увеличение удельного веса педагогов образовательных учреждений, аттестованных на первую и высшую квалификационные категории;
- перевод всех образовательных учреждений на новую систему оплаты труда, учитывающую качество работы педагога;
- качественное многопрофильное психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение участников образовательного процесса;
- наличие разнообразных форм государственно-общественного управления качеством образования;
- функционирование системы оперативного получения достоверной информации о состоянии развития системы образования, индивидуальных достижениях учащихся, педагогических работников;
- практика публичных докладов о результатах деятельности образовательных систем.
Эффективность реализации Программы определяется перечнем индикаторов (приложение 5).

6. Механизмы реализации Программы,
организация управления, контроль за выполнением

Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей с учетом меняющихся социально-экономических условий. В зависимости от изменения задач на разной стадии исполнения отдельные мероприятия Программы могут быть заменены на другие, в большей степени отвечающие задачам конкретного периода.
Управление реализацией Программы осуществляет комитет по образованию администрации Белоярского района, контролирующий выполнение намеченных мероприятий и целевое использование выделенных ассигнований, организационное руководство реализацией Программы.
Комитет по образованию администрации Белоярского района ежегодно формирует бюджетную заявку на ассигнования из бюджета Белоярского района и в установленном порядке представляет ее в комитет по финансам и налоговой политике администрации Белоярского района и комитет по экономике и прогнозированию администрации Белоярского района.
Иные исполнители Программы ежегодно к 1 февраля до 2011 года информируют о ходе выполнения Программы комитет по образованию администрации Белоярского района.
Комитет по образованию администрации Белоярского района ежегодно к 1 марта до 2011 года информирует Думу Белоярского района о ходе выполнения Программы.
Контроль за выполнением Программы осуществляет администрация Белоярского района в соответствии с законодательством.
(абзац введен решением Думы Белоярского района от 28.04.2009 № 37)





Приложение 1
к целевой программе Белоярского района
"Развитие образования Белоярского района"
на 2007 - 2010 годы

МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА"
НА 2007 - 2010 ГОДЫ

(в ред. решения Думы Белоярского района от 28.04.2009 № 37)
(см. текст в предыдущей редакции)

]]>
¦   ¦накопительную      ¦мониторинга,   ¦      ¦    ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦
¦   ¦систему оценивания ¦статистики и   ¦      ¦    ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦
¦   ¦достижений учащихся¦оценки качества¦      ¦    ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦
¦   ¦(по типу           ¦образования    ¦      ¦    ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦
¦   ¦портфолио), %      ¦               ¦      ¦    ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦
+---+-------------------+---------------+------+----+----+-----+----+-----+-----+----+----+
¦20 ¦Удельный вес       ¦               ¦  0   ¦ 30 ¦ 70 ¦ 90  ¦100 ¦ 100 ¦     ¦    ¦    ¦
¦   ¦учреждений, в      ¦               ¦      ¦    ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦
¦   ¦которых реализуется¦               ¦      ¦    ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦
¦   ¦система внешней    ¦               ¦      ¦    ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦
¦   ¦оценки результатов ¦               ¦      ¦    ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦
¦   ¦образования        ¦               ¦      ¦    ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦
¦   ¦муниципального     ¦               ¦      ¦    ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦
¦   ¦уровня, %          ¦               ¦      ¦    ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦
+---+-------------------+               +------+----+----+-----+----+-----+-----+----+----+
¦21 ¦Удельный вес       ¦               ¦  80  ¦ 81 ¦100 ¦ 100 ¦100 ¦ 100 ¦     ¦    ¦    ¦
¦   ¦аттестованных и    ¦               ¦      ¦    ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦
¦   ¦аккредитованных    ¦               ¦      ¦    ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦
¦   ¦дошкольных         ¦               ¦      ¦    ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦
¦   ¦образовательных    ¦               ¦      ¦    ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦
¦   ¦учреждений, %      ¦               ¦      ¦    ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦    ¦    ¦
+---+-------------------+---------------+------+----+----+-----+----+-----+-----+----+----+



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru