Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 5 мая 2009 г. № 154

(извлечение)

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 180 по признакам нарушения ЗАО "ХУК", ЗАО "Компания Ишинская", ЗАО "Сибуглеснаб", ЗАО "Энерготорг" пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

В Иркутское УФАС России поступило заявление МО "Эхирит-Булагатский район" (далее - заявитель) (вх. № 95 от 02.02.2009) об ущемлении интересов муниципального образования со стороны ЗАО "Компания Ишинская", выразившемся в установлении и поддержании цен на твердое топливо - уголь. По заявлению проведено антимонопольное расследование, в ходе которого установлено.
По требованию антимонопольного органа ЗАО "Компания Ишинская" представило договор официального дилера б/н от 1 сентября 2006 года, б/н от 5 января 2009 года с ЗАО "ХУК", договоры на поставку (№ 19/08/08-01ДП от 19 августа 2008 года, № 08/10/08-01ДП от 8 октября 2008 года, № 25/09/08-01ДП от 25 сентября 2008 года, № 27/01/09-01ДП от 27 января 2009 года, № 14/10/08-01ДП от 14 октября 2008 года, № 09/12/08-02ДП от 9 декабря 2008 года, № 12/01/09-01ДП от 12 января 2009 года, № 14/08/08-01ДП от 14 августа 2008 года, № 08/08/08-03ДП от 8 августа 2008 года, № 29/01/09-01ДП от 29 января 2009 года, № 29/08/08-02ДП от 29 августа 2008 года, № 29/08/08-01ДП от 29 августа 2008 года, № 16/09/08-01ДП от 16 сентября 2008 года, № 25/09/08-02ДП от 25 сентября 2008 года).
ЗАО "Сибуглеснаб" представило договор официального дилера б/н от 1 сентября 2006 года, б/н от 5 января 2009 года с ЗАО "ХУК", договоры на поставку (№ 10/09/08-01ДП от 10 сентября 2008 года, № 01/10/08-02ДП от 1 октября 2008 года, № 07/08/08-01ДП от 7 августа 2008 года, № 05/08/08-ДП от 5 августа 2008 года, № 05/08/08-01ДП от 5 августа 2008 года, № 15/09/08-01ДП от 15 сентября 2008 года, № 27/01/09-01ДП от 27 января 2009 года, № 07/08/08-03ДП от 7 августа 2008 года, № 20/08/08-02ДП от 20 августа 2008 года).
ЗАО "Энерготорг" представило договор официального дилера б/н от 1 сентября 2006 года, б/н от 5 января 2009 года с ЗАО "ХУК", договоры на поставку (№ 08/12/08-01ДП от 8 декабря 2008 года, № 02/12/08-01ДП от 2 декабря 2008 года, № 26/11/08-01ДП от 26 ноября 2008 года, № 30/09/08-01ДП от 30 сентября 2008 года, № 04/09/08-01ДП от 4 сентября 2008 года, № 04/08/08-ДП от 4 августа 2008 года, № 20/08/08-03ДП от 20 августа 2008 года, № 20/08/08-01ДП от 20 августа 2008 года, № 29/08/08-03ДП от 29 августа 2008 года, № 26/12/08-01ДП от 26 декабря 2008 года, № 11/09/08-01ДП от 11 сентября 2008 года), государственный контракт на поставку каменного угля учреждению, финансируемому из федерального бюджета, № 18/12-2008 от 18 декабря 2008 года.
ЗАО "Харанутская угольная компания" (664003, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 1, ОГРН 1053808007439). Руководство обществом осуществляет ЗАО "Управляющая компания "УНГА", располагающееся по адресу: Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Нукутский район, с. Новонукутск, 12, 1.
ЗАО "Компания Ишинская", ЗАО "Сибуглеснаб", ЗАО "Энерготорг" располагаются по одному юридическому адресу, функции исполнительного единоличного органа всех трех хозяйствующих субъектов осуществляет генеральный директор Щеглов Сергей Георгиевич.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 26.07.2006 "О защите конкуренции" имеет номер 135-ФЗ, а не 135.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 9 ФЗ № 135 "О защите конкуренции" хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа, признаются группой лиц. Таким образом, ЗАО "Компания Ишинская", ЗАО "Сибуглеснаб", ЗАО "Энерготорг" признаются группой лиц.
Как видно из дилерского договора (пункт 2.2), ЗАО "Харанутская угольная компания" установило размер реализации не менее 10000 тонн по договору от 2006 года, 40000 тонн в договоре от 2009 года продукции каждому хозяйствующему субъекту (дилеру), в результате чего ЗАО "Харанутская угольная компания" обеспечило данную группу 100% объема продаж на внутренний рынок. Иных оптовых покупателей Харанутских углей, осуществляющих свою деятельность по оптовым продажам/перепродажам Харанутских углей, на территории Иркутской области не установлено.
Исходя из объяснений ЗАО "Харанутская угольная компания", цена, по которой поставляет/продает Харанутский уголь, составляет 1003 рубля за тонну продукции. Цена, по которой дилер поставляет/продает Харанутский уголь конечным потребителям на отопительный сезон 2008 - 2009 гг., составляет 1200 рублей за тонну продукции, что подтверждается представленными реестрами договоров на продажу угля. Разница составляет 19,64%. Поставка в соответствии с представленными копиями договоров на поставку/продажу дилером Харанутских углей осуществляется на условиях самовывоза со склада производителя, реклама согласно п. 3.3 дилерского договора является обязанностью ЗАО "Харанутская угольная компания".
Изменение цены за счет создания хозяйствующих субъектов - перепродавцов следует из данных, представленных хозяйствующими субъектами. Увеличение цены товара, не связанное с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, является признаком ограничения конкуренции на соответствующем товарном рынке.
В ходе рассмотрения на заседании комиссии Иркутского УФАС России имеющихся материалов, представленных пояснений, информации и документов лицами, участвующими в деле, установлено следующее.
ЗАО "ХУК" не согласно с выводами, сделанными антимонопольным органом, считает возбуждение дела об административном правонарушении в отношении общества неправомерным. При этом ссылаясь на то, что ЗАО "ХУК" добывает уголь, который не является уникальным, вследствие чего ЗАО "ХУК" не занимает доминирующее положение на рынке угля в Иркутской области. Основным видом деятельности компании является добыча угля на участках Ишинского каменноугольного месторождения, в целях реализации указанной продукции были заключены договоры официального дилера с ЗАО "Компания Ишинская", ЗАО "Сибуглеснаб", ЗАО "Энерготорг", по которым дилеры обязались продавать уголь по рыночным ценам, и конкретных цен договорами не установлено. Данные договоры являются вертикальными соглашениями. В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" вертикальное соглашение - соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом; в соответствии со ст. 12 данные соглашения являются допустимыми между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20%. На основании изложенного ЗАО "ХУК" заявило ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Доводы ЗАО "ХУК" отклонены в связи с тем, что наличие доминирующего положения не является квалифицирующим признаком заключения соглашения.
Согласно ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, а в соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", применяя статью 12 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать, что установленные ею случаи допущения вертикальных соглашений являются исключениями по отношению к запрещенным соглашениям, предусмотренным частью 2 статьи 11 Закона, и не распространяются на соглашения, названные в части 1 этой статьи, в связи с этим ссылка на вертикальное соглашение со стороны ЗАО "Харанутская угольная компания" несостоятельна.
К тому же рыночная цена определяется балансом спроса и предложения, и установление надбавок в результате перепродажи товара само по себе противоречит принципам определения рыночной цены.
Ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении отклонено в связи с тем, что дело об административном правонарушении не возбуждалось.
В своих пояснениях ЗАО "Компания Ишинская", ЗАО "Сибуглеснаб", ЗАО "Энерготорг" указывают на существенные расходы по перевозке грузов (1217021,70 рубля), однако не пояснили, каких грузов, в каком количестве и несли ли они эти затраты самостоятельно, подтверждающих документов не представлено.
ЗАО "ХУК" заключило договоры официального дилера с ЗАО "Компания Ишинская", ЗАО "Сибуглеснаб", ЗАО "Энерготорг", иных покупателей угля у них нет. Продажа угля с помощью торгов не осуществлялась, отбор организаций, дилеров для оптовой продажи не проводился.
На заседании комиссии представители ЗАО "ХУК" дали пояснения о способе формирования цены, в числе главных факторов указали на норму рентабельности, в свою очередь дилеры в цену продаваемого угля заложили свою норму рентабельности, в результате чего после заключения дилерских договоров цена увеличивалась на 19,64% без существенных затрат на перевозку, при отсутствии затрат на хранение, рекламу, поиск клиентов. Что в условиях отсутствия возможности потенциальных покупателей купить уголь напрямую у ЗАО "ХУК" влечет для них увеличение стоимости закупаемого угля за счет установления ценовой надбавки со стороны дилеров.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен.
Договоры официального дилера, заключенные между ЗАО "Харанутская угольная компания" и ЗАО "Компания Ишинская", ЗАО "Сибуглеснаб", ЗАО "Энерготорг", нарушают требования п. 1 ч. 1 ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции", поскольку данные соглашения приводят к установлению и поддержанию цен на каменный уголь технологической группы Г6-Г13 марки 2ДВ-2Г.
Руководствуясь ч. 2 ст. 49 Федерального закона РФ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ, комиссия

решила:

1. Признать договоры официального дилера, заключенные между ЗАО "Харанутская угольная компания" и ЗАО "Компания Ишинская", ЗАО "Сибуглеснаб", ЗАО "Энерготорг", нарушающими требования п. 1 ч. 1 ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции", поскольку данные соглашения приводят к установлению и поддержанию цен на каменный уголь технологической группы Г6-Г13 марки 2ДВ-2Г.
2. Выдать предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Решение и предписание направить ЗАО "Харанутская угольная компания", ЗАО "Компания Ишинская", ЗАО "Сибуглеснаб", ЗАО "Энерготорг", решение - заявителю.
Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru