Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


ДУМА АНГАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕШЕНИЕ
от 25 марта 2009 г. № 609-54рД

ОБ ОТЧЕТЕ О РАБОТЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)
СПЕЦИАЛИСТОВ "ЦЕНТР ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

Заслушав и обсудив отчет о работе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Центр обеспечения развития образования", руководствуясь Уставом Ангарского муниципального образования, постановлением Думы Ангарского муниципального образования от 26.11.2008 № 144-Д "О результатах проверки целевого и эффективного использования средств бюджета Ангарского муниципального образования в 2007 - 2008 году в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Центр обеспечения развития образования", Дума Ангарского муниципального образования решила:

Отчет о работе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Центр обеспечения развития образования" принять к сведению.

Председатель Думы
В.А.НЕПОМНЯЩИЙ



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ
"ЦЕНТР ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

ОТЧЕТ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБОУ ДПОС
"ЦЕНТР ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Центр обеспечения развития образования" (далее - Центр) осуществляет свою деятельность в соответствии с:
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 8.1 статьи 17);
- Приказом Министерства просвещения СССР от 05.12.1985 № 209 "Типовые штаты районных и городских (городов, не имеющих районного деления) методических кабинетов системы просвещения";
- Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 11 сентября 1998 г. № 36-51-159ин/36-10 "О направлении примерного положения о муниципальном методическом центре (кабинете) в системе дополнительного педагогического образования (повышения квалификации)";
- Рекомендациями об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации образования (письмо Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 03-51-46ин/42-03).
По своей организационно-правовой форме Центр является учреждением по типу - учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.
Штатное расписание Центра составлено согласно нормативу из расчета 1 методист на 260 педагогических работников образовательных учреждений и 1 методист на 30 дошкольных образовательных учреждений, а также с учетом расширения зоны обслуживания за счет переданных Центру Учредителем (Управлением образования администрации Ангарского муниципального образования) полномочий по организации интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, пополнению и развитию Фонда учебной литературы муниципальных образовательных учреждений на территории Ангарского муниципального образования, созданию единого информационного пространства. В составе Центра осуществляют деятельность муниципальный ресурсный центр, библиотека.
Главная задача деятельности Центра - создание личностно ориентированной модели методической службы, обеспечивающей научно-методическое и информационное сопровождение развития муниципальной системы образования.
Основным предметом деятельности Центра (п. 2.1 Устава Центра) является обеспечение условий для многоуровневой системы непрерывного профессионального образования руководящих и педагогических работников, содействие комплексному развитию муниципальной системы образования.
Деятельность Центра с 2008 года связана, прежде всего, с решением актуальных задач, стоящих перед муниципальной системой образования и обозначенных в муниципальной целевой программе "Модернизация муниципальной системы образования на период 2008 - 2012 гг.":
1. Повышение качества образовательного процесса и результатов образования и воспитания детей.
2. Оптимизация управления муниципальной системой образования.
3. Стимулирование инновационной деятельности.
4. Формирование эффективного триединого образовательного пространства.
5. Обеспечение муниципальной системы образования квалифицированными кадрами, способными решать задачи модернизации образования.
В связи с этим деятельность Центра направлена на:
- повышение квалификации работников образования;
- развитие профессионального педагогического мастерства;
- изучение и координацию инновационных процессов в образовательных учреждениях АМО;
- обобщение и распространение инновационного опыта работы образовательных учреждений и отдельных педагогов-исследователей;
- информатизацию образования, внедрение информационно-справочной системы "Сетевой город. Образование";
- создание эффективного сетевого взаимодействия образовательных учреждений и педагогических сообществ для развития инновационных процессов в образовании, повышение качества образовательных услуг, а также создание дополнительного пространства самореализации педагогических работников и обучающихся;
- создание среды для поддержки и развития одаренных детей и детей группы риска.
Ведущими видами деятельности Центра являются образовательная, информационная, методическая, аналитическая, организационная, экспертная.
Работа с педагогическими и руководящими кадрами образовательных учреждений осуществляется в следующих формах: консультирование, анализ уроков, проведение лекций, целевых курсов, стажировок, мастер-классов, семинаров, творческих и проблемных групп, деятельности методических и профессиональных объединений, профессиональных ассоциаций и клубов, в том числе посредством сети Интернет; проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, школ педагогического мастерства, профессиональных конкурсов и т.п.
Работа с обучающимися осуществляется в следующих формах: проведение конкурсов, олимпиад, фестивалей, интеллектуальных марафонов, научно-практических конференций и других массовых мероприятий - непосредственно работниками Центра или опосредованно через создание организационных комитетов и жюри из числа работников образовательных учреждений или приглашенных специалистов других отраслей.

Организационная структура
методической службы на территории АМО

                             +-----------------+            +----------------------+           +----------------------------+
                             ¦  Муниципальный  +------------+Учредитель, Управление+-----------+Муниципальная аттестационная¦
                             ¦   Экспертный    +------+     ¦      образования     ¦    +------+          комиссия          ¦
                             ¦     совет       ¦      ¦     +-----------+----------+    ¦      +----------------------------+
                             +-----------------+      ¦                 ¦               ¦
                             +-----------------+      ¦     +-----------+----------+    ¦      +-----------------------------+
                             ¦Экспертные группы¦      +-----+     ЦОРО, директор   +----+      ¦        Совет Центра         ¦
                             ¦  по аттестации  +------------+                      +-----------+                             ¦
                             +-----------------+          +-+-----------+----------+--+        +-----------------------------+
                                     +--------------------+             ¦             +----------------+
                                     ¦                      +-----------+----------+                   ¦
 +-----------------------------------+----------------------+Заместитель директора +-------------------+------------------------------------------------+
 ¦                                   ¦                      ¦         по НМР       ¦                   ¦                                                ¦
 ¦                                   ¦                      +-----------+----------+                   ¦                                                ¦
 ¦                                   ¦                                  ¦                              ¦                                                ¦
 ¦                          +--------+-+ +-----------------+ +----------+----------+ +----------+ +----+----------------------+                         ¦
 ¦                          ¦Библиотека¦ ¦Экспертные группы+-+      Методисты      +-+ ММО, ММС ¦ ¦Информационно-аналитическая¦                         ¦
 ¦                          ¦          ¦ ¦  по аттестации  ¦ ¦                     ¦ ¦          ¦ ¦          служба           ¦                         ¦
 ¦                          +----------+ +-----------------+ +----------+----------+ +----------+ +---------------------------+                         ¦
 ¦                                                                      ¦                                                                               ¦
 ¦ +--------------+-------------+--------+-------------------+----------+---------+-----------------+-----------------+---------------+---------------+ ¦
 ¦ ¦по дошкольному¦по начальному¦ по КРО ¦основного, общего, ¦ по инновационной и ¦по информационным¦по воспитательной¦по социально - ¦по библиотечным¦ ¦
 ¦ ¦  воспитанию  ¦ образованию ¦        ¦полного образования¦здоровьесберегающей ¦   технологиям   ¦     работе      ¦психологической¦     фондам    ¦ ¦
 ¦ ¦              ¦             ¦        ¦                   ¦    деятельности    ¦                 ¦                 ¦    работе     ¦               ¦ ¦
 ¦ +--------------+-------------+--------+-------------------+--------------------+-----------------+-----------------+---------------+---------------+ ¦
 ¦                                                                                                                                                      ¦
 ¦                  +--------------------------+                                               +--------------------------------------+                 ¦
 ¦                  ¦Школа молодых специалистов¦                                               ¦Временные творческие проблемные группы¦                 ¦
 ¦                  +--------------------------+-----------+------------------------+----------+--------------------------------------+                 ¦
 ¦                  +--------------------------+           ¦Педагогические работники¦          +--------------------------------------+                 ¦
 ¦                  ¦  Творческие лаборатории  +-----------+------------------------+----------+      Педагогические мастерские       ¦                 ¦
 ¦                  +--------------------------+          +--------------------------+         +--------------------------------------+                 ¦
 +--------------------------------------------------------+Проблемно-ресурсные группы+------------------------------------------------------------------+
               +------------------------------------------+-+----------------+-------+------------------------------+
               ¦                                +-----------+                +--------+                             ¦
        +------+------+        +----------------+-----+                               ¦                    +--------+-------------+
        ¦Маркетинговые¦        ¦  Сетевая организация ¦                      +--------+--------------+     ¦Координация реализации¦
        ¦исследования ¦        ¦повышения квалификации¦                      ¦Деятельность тьюторской¦     ¦единой пед. концепции ¦
        +-------------+        ¦      педагогов       ¦                      ¦        команды        ¦     ¦      г. Ангарска     ¦
                               +----------------------+                      +-----------------------+     +----------------------+

1. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Организация работы по повышению квалификации и профессионального мастерства обусловлена, во-первых, актуальными задачами современной модели образования, во-вторых, муниципальной целевой программой "Модернизации муниципальной системы образования на 2008 - 2012 гг.", в-третьих, информационными и образовательными потребностями работников образования Ангарского муниципального образования.
В целях организации качественной подготовки работников образования Центром налажено тесное сотрудничество с Иркутским институтом повышения квалификации работников образования (ИИПКРО), Институтом развития образования (ИРО), Иркутским государственным лингвистическим университетом (ИГЛУ), Иркутским государственным университетом (ИГУ), Академией повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования (АПКиППРО) (Москва).
Деятельность Центра в этом направлении в 2008 году связана, прежде всего, с реализацией подпрограммы "Кадры".
Цель подпрограммы - подготовка кадров, способных решать задачи модернизации образования. Ее реализация направлена на достижение ряда положительных эффектов: повышение престижа педагогической профессии; овладение работниками образования новейшими эффективными технологиями управления, обучения, воспитания; эффективное управление учреждением в условиях рыночных отношений и т.д. Этим был обусловлен выбор тематики курсовой подготовки педагогических и управленческих кадров:
- управление качеством образования на муниципальном уровне и уровне образовательных учреждений всех типов и видов;
- развитие инновационных процессов и проблемы реформирования образования;
- управление инновационным образовательным проектом;
- развитие муниципальной методической службы в условиях модернизации образования;
- информатизация образования;
- создание воспитательных систем;
- правовые и экономические аспекты управления современным образовательным учреждением;
- обновление содержания образования в условиях его модернизации;
- современные образовательные технологии и т.д.
С января по декабрь 2008 года 76 работников образования прошли курсы повышения квалификации по актуальным вопросам развития образования в учреждениях дополнительного профессионального образования Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска. Это педагоги и руководители, которые внесли свой вклад в развитие муниципальной системы образования, разработчики и руководители сетевых инновационных проектов, педагоги, получившие признание профессионального сообщества. Из них 7 работников Управления образования администрации Ангарского муниципального образования, 6 работников Центра, 38 работников муниципальных общеобразовательных учреждений (СОШ № 4, 5, 7, 9, 10, 12, 15, 19, 20, 27, 31, 32, 36, 39, НШДС № 1, ЦО 8, ЦО 11, гимназия 1, Ангарский гуманитарный лицей № 1, лицей № 2), 21 работник дошкольных образовательных учреждений (МДОУ № 9, 24, 29, 34, 38, 44, 54, 57, 58, 81, 96, 101, 105, 117, ЦО № 8), 4 работника учреждений дополнительного образования детей (ДТДиМ, "Гармония", СЮТ).
Прошли первый год обучения по программе второго высшего образования "Менеджмент организации" в ИГЛУ 15 работников образования из состава резерва управленческих кадров, а также руководителей образовательных учреждений (СОШ № 3, 5, 9, 15, 19, 20, 29, 35, ОСОШ № 7, ЦО № 8, ЦО № 11, НШДС № 1, гимназия № 1, "Гармония", Ангарский гуманитарный лицей № 1).
Педагоги и руководители образовательных учреждений, прошедшие курсовую подготовку в рамках подпрограммы "Кадры", совместно с методистами Центра подготовили и провели семинары, мастер-классы, учебные курсы для работников образования, обеспечив, таким образом, необходимой информацией об актуальных проблемах и путях развития современного образования более 1000 (тысячи) педагогических работников Ангарского муниципального образования.
Кроме того, педагоги и руководители образовательных учреждений, прошедшие обучение за счет средств муниципальной целевой программы, стали активными участниками и руководителями сетевых проектов, направленных на реализацию целей модернизации муниципальной системы образования:
Красикова Г.И., СОШ № 27; Шварева Л.В., СОШ № 10; Дубровина Н.В., СОШ № 20; Игнатьева О.В., СОШ № 12; Стрельникова Н.А., СОШ № 36; Прокопенко О.В., СОШ № 39; Пьянникова Л.В., лиц. № 1; Куник О.А. - разработчики и руководители сетевых проектов, направленных на поддержку и развитие одаренных детей и детей группы риска;
Комкова Н.С., Румянцева Е.Н., Борисова Ю.С. - разработчики и организаторы деятельности на базе МОУ "НШДС № 1" учебно-методического центра "Здоровье и образование";
Кляченкова Т.А. - разработчик и один из руководителей проекта "Учебно-методический центр по вопросам дополнительного образования детей" на базе ДТДиМ;
Рябоконь И.Ю. - координатор внедрения информационно-справочной системы "Сетевой город. Образование" в системе образования АМО;
Лобанов А.А. - разработчик и руководитель курса "Школа молодого учителя" с использованием информационно-коммуникационных технологий;
Белозерцева И.В. - один из разработчиков системы оценки качества в МДОУ.
Центром и в дальнейшем планируется проведение методических мероприятий с участием обученных специалистов, активное включение их в работу фокус-групп и проектных команд по разработке актуальных направлений развития образования.
В рамках реализации подпрограммы "Кадры" в 2008 году на базе образовательных учреждений Ангарского муниципального образования были организованы авторские курсы и семинары с участием приглашенных специалистов - ведущих представителей педагогической науки, на которых прошли обучение 985 педагогов и руководителей:
"Взгляд на образование с позиций ТРИЗ";
"Три уровня инноваций в системе образования";
"Система методической работы с педагогическими кадрами. Сетевая организация методической службы";
"Современные тенденции в коррекционном обучении";
"Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся";
"Технология развития творческого мышления в школьном образовании на базе ТРИЗ, ФСА и РТВ";
курсы для педагогов английского языка, работающих в начальной школе;
"Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе (система Школы жизни)";
семинар-тренинг "Психология глубинного общения";
"Первая помощь (инструктивный курс)";
"Современные проблемы управления педагогическим коллективом";
"Модернизация дошкольного образования. Проектная деятельность";
"Современные игро-тренинговые методы и их применение в учебно-воспитательном процессе";
"Современные технологии творческого развития личности: технология проблемного диалога; технология работы с одаренными детьми";
"Информатизация образования";
"Новые ориентиры в деятельности классного руководителя".
Помимо вышеназванных курсов на базе образовательных учреждений Ангарского муниципального образования по заявке Центра были организованы и проведены бюджетные курсы повышения квалификации ИИПКРО, обучение на которых прошло свыше 250 работников образования:
1. "Библиотека образовательных учреждений в условиях модернизации образования".
2. "Классный руководитель в современном образовательном учреждении".
3. "Разработка и формирование федерально-региональной мобильной сети повышения квалификации управленческих кадров системы образования".
4. "Системно-деятельностная парадигма образования и критериально-ориентированная оценка результатов обучения".
5. "Инновационные технологии в физическом воспитании в контексте приоритетных направлений развития отечественного образования".
6. "Управление системным развитием образовательного учреждения".
7. "Платные услуги в образовательном учреждении".
8. "Мониторинг эффективности воспитательной работы в образовательном учреждении".
Таким образом, в 2008 году по программам учреждений дополнительного профессионального образования благодаря поддержке Центра прошли обучение 34,7% работника образования, по программам тематических семинаров, мастер-классов, учебных курсов, проведенных работниками образования, обучившимися из средств целевой программы, - 26,2%.
Методистами Центра совместно с преподавателями Иркутского института повышения квалификации работников образовании (ИИПКРО) разработаны учебные практико-ориентированные модули по следующим "точечным" проблемам содержания образования и технологий обучения:
- "Решение задач повышенного уровня";
- "Вопросы экологического образования на уроках химии";
- "Организация работы с одаренными детьми";
- "Реализация регионального компонента РБУП в преподавании географии".
Полученные эффекты:
1. Реорганизация деятельности муниципальной методической службы на принципах сетевой организации и маркетинга.
2. Активизация инновационных процессов в образовательных учреждениях:

+---------------------------------------------------+--------+------------+
¦                                                   ¦ 2006 - ¦   2007 -   ¦
¦                                                   ¦2007 гг.¦  2008 гг.  ¦
+---------------------------------------------------+--------+------------+
¦Утверждение авторских педагогических разработок    ¦      28¦          37¦
+---------------------------------------------------+--------+------------+
¦Подготовка и утверждение программ экспериментов    ¦       3¦           7¦
¦                                                   ¦        ¦(всего - 17)¦
+---------------------------------------------------+--------+------------+
¦Подготовка   и   утверждение   программ    развития¦       3¦           6¦
¦образовательных учреждений                         ¦    (11)¦(всего - 20)¦
+---------------------------------------------------+--------+------------+
¦Разработка  и   утверждение   программ   воспитания¦       -¦           4¦
¦образовательных учреждений                         ¦        ¦            ¦
+---------------------------------------------------+--------+------------+
¦Разработка   и   утверждение    программ    сетевых¦       -¦          16¦
¦(межшкольных) проектов                             ¦        ¦            ¦
+---------------------------------------------------+--------+------------+

Тем не менее остается ряд проблем в профессиональной подготовке педагогов, связанных с происходящими на всех уровнях процессами модернизации образования, такими как:
1. Недостаточное владение педагогами и руководителями образовательных учреждений информационно-коммуникативными технологиями, что препятствует развитию процессов информатизации образования, освоению современных продуктивных технологий обучения и воспитания.
2. Недостаточная профессиональная компетентность части педагогов для перехода на компетентностный подход в обучении как ведущий в современной модели образования.
3. Необходимость внедрения систем управления качеством образования на уровне всех субъектов образовательного пространства: педагогов, образовательного учреждения, муниципальной системы образования, и теоретической и практической непроработанностью педагогами и управленцами этого вопроса.
Планирование работы по решению этих вопросов наиболее актуально для муниципальной методической службы в 2009 году.

2. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСОВ
ЦЕНТРА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
АНГАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель: создание единой универсальной информационно-образовательной сети непрерывного повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений, ориентированной на построение практики развивающего и развивающегося образования педагогов.
В рамках эксперимента "Модель сетевой организации непрерывного повышения квалификации работников образования в системе муниципальной методической службы" (руководитель - к.п.н., доцент кафедры образования взрослых Василевская Е.В. Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования г. Москва), зарегистрированного муниципальным Экспертным советом по инновационной деятельности в октябре 2008 года, апробируются разные формы повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов, реализуются образовательные программы по договору с научными учреждениями, иными учреждениями дополнительного профессионального образования, используются различные схемы повышения профессионального мастерства работников образования с использованием ресурсов разного уровня, в том числе и собственных.
Работа Центра над совершенствованием профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров включает ряд направлений:

1. Информационно-методическая работа
по изучению нормативно-правовых документов,
стандартов образования и т.д.

Методистами Центра подготовлены и проведены в течение 2008 года 27 лекционных и семинарских занятий по ознакомлению работников образования с основными направлениями современной модели образования, методами и приемами реализации компетентностного подхода в образовании, требованиями стандартов нового поколения.
Разработана и апробирована программа "Учитель в профессиональном конкурсе", включающая современные требования к квалификации учителя, его профессиональному мастерству.

2. Проведение теоретических и практических семинаров по
изучению и внедрению современных образовательных технологий

Специалистами Центра подготовлены и проведены семинары по современным образовательным технологиям: личностно ориентированные педагогические технологии; информационные технологии, технология проектирования, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, интерактивные технологии, современные технологии коррекционно-развивающего обучения, проблемного диалога, работы с одаренными детьми, оценки особенностей психического развития ребенка, сопровождения проблемных детей.
Совместно с педагогическими работниками образовательных учреждений в течение 2008 года проведено более 40 семинаров по различным проблемам обучения и воспитания школьников, разработано и проведено 22 мастер-класса с целью ознакомления педагогов АМО с передовым педагогическим опытом коллег.
Совместно с работниками образовательных учреждений разработаны программы и организовано функционирование школ для педагогических и управленческих кадров: Школа управленческого мастерства, Школа педагогического мастерства, Школа педагога-исследователя, Школа начинающего организатора театрализованной деятельности;
программы творческих лабораторий, стажерских площадок: для начинающих психологов начальной школы, для резерва руководящих кадров.
В течение 2008 года Центром разработана и реализуется программа подготовки резерва управленческих кадров, направленная на теоретическую (изучение основ менеджмента в образовании) и практическую (приобретение практических умений в области управления ОВП) подготовку руководителя, специалиста для работы в предстоящей должности. Стажерская площадка по работе с резервом управленческих кадров открыта на базе МОУ "ЦО № 8".

3. Организация и методическое сопровождение работы
проблемно-творческих групп, временных творческих
коллективов, иных образований

В течение 2008 и текущего года под руководством методистов Центра организована работа 28 проблемно-творческих групп с целью решения актуальных задач модернизации содержания образования, технологий обучения, подготовки к итоговой аттестации обучающихся, повышения качества образования:
Филология:
1. Научно-исследовательская деятельность учащихся.
2. Подготовка к ЕГЭ и новой форме итоговой аттестации в 9 классе.
3. Анализ художественного текста (для молодых специалистов).
4. Использование ИКТ в учебной и внеурочной деятельности.
5. Реализация принципа преемственности между 1 и 2 ступенями школы в системе развивающего обучения.
6. Вопросы преподавания курса "Литература Восточной Сибири".
7. Разработка методических рекомендаций "Единый орфографический режим".
Естествознание:
8. Корректировка тематического планирования курса химии, 7 класс.
9. Создание программы работы по подготовке учащихся к олимпиадам разного уровня.
10. Создание методического пособия по подготовке к ЕГЭ.
11. Создание УМК по естествознанию.
12. Обновление содержания образования по физике.
13. Корректировка содержания преподавания географии в 6 - 9 кл.
14. Создание и апробирование КТП и УМК по географии, 10 - 11 кл.
15. Разработка КТП по химии, 8 - 9 кл.
16. Отбор оптимальных СОТ для использования в преподавании химии в свете модернизации образования.
17. Создание УМП по Международному гуманитарному праву.
18. Создание электронного учебного пособия по ОВС.
Обществознание:
19. Разработка методических рекомендаций по подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию.
Начальная школа:
20. ПТГ "Классическая начальная школа", "Перспективная начальная школа".
Коррекционное обучение:
21. Логопедическая гостиная.
22. Психологическая шкатулка.
23. Волшебный мир звуков.
Психология:
24. Совместная работа психолога и социального педагога с детьми группы риска.
25. Мониторинг образовательного процесса в работе школьного психолога.
Организация продуктивного сетевого взаимодействия по вопросам воспитания:
26. ПГ по разработке программ воспитания: СОШ № 4, 12, 17, 7, 24, 8, 10, 15, 29, 30.
27. ВТГ по разработке программы по экологическому образованию: СОШ № 7, 23, 31, 2, 40, 8, 27, ДТДиМ.
28. ВТГ по разработке программы гражданско-патриотического воспитания: МОУ ДОД "Музей Победы", "Гармония", СОШ № 20, 3, 8, 9.
Результаты работы проблемно-творческих групп:
Промежуточными результатами работы ПТГ является разработка следующих методических продуктов:
Пособие "Примерное КТП уроков химии, 7 кл.".
Методическое пособие по подготовке к ЕГЭ по географии.
Корректировка содержания преподавания географии в 6 - 9 кл.
Создание и апробирование КТП и УМК по географии, 10 - 11 кл.
Итоги 1-го и 2-го годов внедрения, разработка контрольных измерителей к УМК "Классическая начальная школа", "Перспективная начальная школа".
Методическое пособие "Совместная работа психолога и социального педагога с детьми группы риска.
Методический сборник "Из опыта работы" по преподаванию курса "Литература Восточной Сибири".
Проект программы патриотического воспитания детей и молодежи в Ангарском муниципальном образовании.

4. Организация профессиональных конкурсов

В функциональные обязанности Центра входит проведение массовых профессиональных педагогических мероприятий: разработка положений о мероприятиях, методическая поддержка образовательных учреждений и работников образования в период подготовки к мероприятиям, собственно организация и проведение мероприятий.
В 2008 году Центром совместно с Управлением образования реализован комплекс мероприятий, стимулирующих профессиональный и творческий рост:
- образовательных учреждений: педагогический форум "Лидер в образовании", конкурсы: "Лучшее учреждение Ангарского муниципального образования", "Школа - территория здоровья", конкурс воспитательных систем в образовательных учреждениях, конкурс сетевых инновационных проектов по реализации муниципальной целевой программы "Модернизация муниципальной системы образования на 2008 - 2012 гг.";
- педагогических и управленческих кадров: конкурсы: "Лучшие работники образовательных учреждений АМО", лидеров в образовании "Дебют", "Современный урок", воспитательных проектов, фестиваль педагогических идей.
Конкурсы направлены на развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования, поддержку инновационного движения, новых технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритетов образования в обществе.
Главные цели конкурсных мероприятий:
- повышение престижа педагогического труда;
- выявление педагогов-лидеров, популяризация их опыта работы;
- создание в педагогических коллективах обстановки творческого сотрудничества и соперничества;
- пропаганда новейших достижений педагогической науки, авторских программ и методик, педагогических новаций;
- раскрытие и активизация творческого потенциала работников образовательных учреждений Ангарского муниципального образования.
Результаты конкурсов:

+----------------------------------+-------------------+------------------+
¦           Мероприятия            ¦    Победители     ¦    Результаты    ¦
¦                                  ¦  муниципального   ¦  регионального   ¦
¦                                  ¦       этапа       ¦      этапа       ¦
+----------------------------------+-------------------+------------------+
¦Лучшее    учреждение    Ангарского¦МОУ "СОШ № 4",     ¦Финалист          ¦
¦муниципального образования        ¦МОУ "НШДС № 1",    ¦областного        ¦
¦                                  ¦МОУ ДОД "Музей     ¦конкурса -        ¦
¦                                  ¦Победы",           ¦МДОУ "Детский сад ¦
¦                                  ¦МДОУ "Детский сад  ¦№ 29";            ¦
¦                                  ¦№ 29"              ¦лауреат областного¦
¦                                  ¦                   ¦конкурса -        ¦
¦                                  ¦                   ¦МОУ ДОД "Музей    ¦
¦                                  ¦                   ¦Победы"           ¦
+----------------------------------+-------------------+------------------+
¦Всероссийский  конкурс  "Школа   -¦МОУ "НШДС № 1",    ¦Победитель        ¦
¦территория здоровья"              ¦МОУ "СОШ № 15"     ¦регионального     ¦
¦                                  ¦                   ¦этапа -           ¦
¦                                  ¦                   ¦МОУ "НШДС № 1"    ¦
+----------------------------------+-------------------+------------------+
¦IV      Всероссийский      конкурс¦СОШ № 15, СОШ № 12,¦ДТДиМ - диплом    ¦
¦воспитательных              систем¦СОШ № 24, СОШ № 31,¦2 степени         ¦
¦образовательных учреждений        ¦ДТДиМ              ¦всероссийского    ¦
¦                                  ¦                   ¦конкурса          ¦
+----------------------------------+-------------------+------------------+
¦Областной   конкурс   лидеров    в¦Лобанов А.А.,      ¦Лобанов А.А.,     ¦
¦образовании "Дебют"               ¦ЦО № 11;           ¦ЦО № 11;          ¦
¦                                  ¦Наваренко А.Н.,    ¦Наваренко А.Н.,   ¦
¦                                  ¦НШДС № 1;          ¦НШДС № 1 -        ¦
¦                                  ¦Бартанова Б.В.,    ¦финалисты         ¦
¦                                  ¦"Музей Победы"     ¦областного этапа  ¦
¦                                  ¦                   ¦конкурса          ¦
+----------------------------------+-------------------+------------------+
¦Конкурс   сетевых   проектов    по¦16 из 39 сетевых   ¦                  ¦
¦реализации    целевой    программы¦проектов: СОШ № 3, ¦                  ¦
¦"Модернизация        муниципальной¦4, 5, 10, 12, 19,  ¦                  ¦
¦системы  образования   на   период¦20, 24, 27, 36, 38,¦                  ¦
¦2008 - 2012 гг."                  ¦39,                ¦                  ¦
¦                                  ¦Ангарский          ¦                  ¦
¦                                  ¦гуманитарный лицей ¦                  ¦
¦                                  ¦№ 1,               ¦                  ¦
¦                                  ¦ДТДиМ, "Гармония", ¦                  ¦
¦                                  ¦"Музей Победы"     ¦                  ¦
+----------------------------------+-------------------+------------------+
¦Конкурс     лучших      работников¦Лучший учитель:    ¦Овчинникова О.И. -¦
¦образовательных учреждений        ¦Овчинникова О.И.,  ¦лауреат областного¦
¦                                  ¦СОШ № 14;          ¦конкурса          ¦
¦                                  ¦лучший педагог     ¦"Учитель года"    ¦
¦                                  ¦дополнительного    ¦                  ¦
¦                                  ¦образования:       ¦                  ¦
¦                                  ¦Ильина Е.В.,       ¦                  ¦
¦                                  ¦"Гармония";        ¦                  ¦

]]>
Вновь образованные субъекты образовательного пространства формируют устойчивые связи с образовательными учреждениями Ангарского муниципального образования всех типов и видов в рамках определенных проектами видов деятельности, а также со сторонними организациями, заинтересованными в установлении партнерских связей.
Что привлекательно в таком подходе к организации муниципального образовательного пространства? Возможность безграничного расширения образовательного пространства для субъектов за счет сетевых взаимодействий различного уровня и форм. Фактически сегодня в Ангарском муниципальном образовании речь идет о формировании кластеров развития, которые смогут объединить всех, кто готов налаживать связи на любом уровне: понимания общих проблем, постановки общих целей, поиска общих решений, создания технологий трансляции нового опыта и т.д. Продолжая конкурировать в общем контексте системы образования, образовательные учреждения способны объединяться на локальном уровне, создавать партнерские проекты для эффективного решения наиболее актуальных проблем.
Анализ деятельности образовательных учреждений и межшкольных образований показал:
- к мероприятиям по реализации сетевых проектов были подключены все общеобразовательные учреждения Ангарского муниципального образования;
- участники мероприятий - учащиеся и педагоги - дают высокую оценку проектной деятельности;
- эффекты, полученные в рамках сетевого взаимодействия за один год реализации программы, позволяют сделать вывод о своевременности и правильности принятых педагогических и управленческих решений, поскольку реально расширяют возможности для формирования воспитывающей среды, необходимой для эффективного функционирования и развития муниципальной образовательной системы.
Следующий шаг в развитии сетевого взаимодействия - выстраивание прочных и эффективных связей между профессиональными командами - инициативными проектными группами, опорными школами, методическими центрами на базе образовательных учреждений, ресурсными центрами и т.д., сформированными на первом этапе реализации муниципальной целевой программы, создание кластерных групп различных форм: вертикальных, горизонтальных, латеральных и т.д., отражающих их специфику.
5. Формируется модель сетевой организации непрерывного образования педагогов на муниципальном уровне, которая состоит из учебно-методических центров, ресурсных центров, опорных сетевых площадок, опорных ОУ по методической работе.
Создан пакет нормативно-правовых документов по деятельности муниципальных методических советов и муниципального Координационного совета. Подготовлены положения об опорном образовательном учреждении по методической работе, об опорных площадках по актуальным вопросам развития образования.

Представление деятельности муниципальной методической
службы на областном и федеральном уровнях

+----------------------------+--------------------+-----------------------+
¦    Где представлен опыт    ¦Кем представлен опыт¦     В какой форме     ¦
+----------------------------+--------------------+-----------------------+
¦Портал  Академии   повышения¦Василевская Е.В.,   ¦Информация           об¦
¦квалификации об особенностях¦доцент кафедры      ¦особенностях   развития¦
¦организации     методической¦образования         ¦системы образования АМО¦
¦работы и работы с  учащимися¦взрослых, научный   ¦                       ¦
¦март, 2008                  ¦руководитель Центра ¦                       ¦
¦                            ¦обеспечения развития¦                       ¦
¦                            ¦образования         ¦                       ¦
+----------------------------+--------------------+-----------------------+
¦Межрегиональный      семинар¦"Сетевое            ¦Выступление          на¦
¦"Модернизация   региональной¦взаимодействие в    ¦семинаре,   статья    в¦
¦системы  образования:  опыт,¦организации         ¦сборнике   по    итогам¦
¦проблемы,      перспективы",¦инновационной       ¦межрегионального       ¦
¦апрель, 2008, Иркутск       ¦деятельности на     ¦семинара Межотраслевого¦
¦                            ¦муниципальном       ¦центра оценки  качества¦
¦                            ¦уровне",            ¦и      профессиональной¦
¦                            ¦Козырева Л.М.       ¦подготовки             ¦
+----------------------------+--------------------+-----------------------+
¦Журнал  "Методист"   АПКиПП,¦"Методическая служба¦Статья в журналах      ¦
¦№ 4, 2008.                  ¦на пути к развитию",¦                       ¦
¦Дайджест журнала  "Методист"¦Загвоздина С.А.     ¦                       ¦
¦за 2008 год                 ¦                    ¦                       ¦
+----------------------------+--------------------+-----------------------+
¦Годичное            собрание¦"Сетевая организация¦Выступление и статья  в¦
¦Восточно-Сибирского   центра¦муниципальной       ¦сборнике ИИПКРО        ¦
¦Международной академии  наук¦методической службы.¦                       ¦
¦педагогического образования,¦Из опыта работы     ¦                       ¦
¦сентябрь, 2008, Саянск      ¦Центра обеспечения  ¦                       ¦
¦                            ¦развития            ¦                       ¦
¦                            ¦образования",       ¦                       ¦
¦                            ¦Загвоздина С.А.     ¦                       ¦
+----------------------------+--------------------+-----------------------+
¦Областной    образовательный¦"Сибирский характер ¦Участие в конкурсе:    ¦
¦форум           "Образование¦как ценность.       ¦подготовка материалов и¦
¦Приангарья-2009", Иркутск   ¦Особенности         ¦презентация          на¦
¦                            ¦формирования        ¦областном форуме.      ¦
¦                            ¦триединого          ¦Результат участия:     ¦
¦                            ¦образовательного    ¦лауреат смотра-конкурса¦
¦                            ¦пространства на     ¦муниципальных (целевых)¦
¦                            ¦муниципальном       ¦программ,              ¦
¦                            ¦уровне",            ¦ориентированных на     ¦
¦                            ¦Козырева Л.М.       ¦развитие, воспитание   ¦
+----------------------------+--------------------+-----------------------+

Однако анализ результатов реализации приоритетного национального проекта "Образование" показал:
1. Недостаточную эффективность мер по развитию инновационных процессов в образовательных учреждениях: из 42 общеобразовательных учреждений и 4 учреждений дополнительного образования детей программы развития имеют только 20.
2. Неразработанность процедуры обобщения передового педагогического опыта, прежде всего, победителей национального проекта "Образование".
3. Недостаточную конкурентоспособность учреждений дошкольного образования на региональном уровне.
4. Недостаточное использование возможностей информационно-коммуникационных технологий для развития профессионального мастерства педагогических работников и обучающихся.
5. Недостаточность проектов, адекватных особенностям детей, находящихся в экстремальных жизненных условиях.
В связи с этим Центр ставит перед собой следующие задачи на ближайшую перспективу:
1. Содействие в разработке программ развития следующих учреждений: СОШ № 20, 25, 32, 6, 24.
2. Дальнейшее развитие содержания и форм сетевого взаимодействия образовательных учреждений для повышения качества образовательных услуг и процесса воспитания, создания триединого образовательного пространства.
3. Разработка и реализация технологии обобщения передового педагогического опыта. Работниками Центра подготовлены материалы по содержанию и процедуре обобщения передового педагогического опыта, в марте планируется проведение семинара для заместителей директоров по учебно-воспитательной, научно-методической работе, обсуждение технологии на муниципальном Координационном совете, после чего будут определены необходимые процедуры обобщения опыта.
4. Способствование развитию инновационных процессов в дошкольных образовательных учреждениях. Центром разработаны методические рекомендации по созданию системы оценки качества, управлению качеством в МДОУ. Экспериментальное внедрение системы оценки качества будет способствовать переоценке потенциальных возможностей учреждений, их развитию.
5. Более эффективное использование информационных ресурсов для повышения профессиональной компетентности работников образования (создание сетевых методических объединений, виртуальных МО, проведение педагогических интернет-форумов, развитие дистанционного обучения педагогов).

Мэр
А.П.КОЗЛОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru