ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 октября 2009 г. № 541-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОТХОДЫ (2010 - 2014 ГОДЫ)"
1. Утвердить прилагаемую Концепцию
областной целевой программы "Отходы (2010 - 2014 годы)".
2. Определить государственным заказчиком-координатором областной целевой программы "Отходы (2010 - 2014 годы)" (далее - Программа) департамент экологической безопасности и природопользования Курской области, государственными заказчиками - комитет жилищно-коммунального хозяйства Курской области и департамент экологической безопасности и природопользования Курской области,
3. Установить, что прогнозный объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 118,25 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Департаменту экологической безопасности и природопользования Курской области (В.Н. Барышников) совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Курской области с участием органов местного самоуправления и транспортных организаций обеспечить до 1 декабря 2009 г. разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Курской области.
Первый заместитель Губернатора -
Председатель Правительства
Курской области
А.С.ЗУБАРЕВ
Утверждена
распоряжением
Правительства Курской области
от 13 октября 2009 г. № 541-р
КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОТХОДЫ (2010 - 2014 ГОДЫ)"
I. Анализ проблемы и причины ее возникновения
Ежегодно на территории Курской области образуется более 50 млн. тонн твердых бытовых и промышленных отходов. Основную массу составляют отходы горнодобывающей промышленности, из которых используется в качестве вторичного сырья всего 5,7%.
На долю остальных предприятий области приходится менее 5 млн. тонн отходов, 54% которых утилизируются.
В структуре наиболее опасных промышленных отходов 35,6% приходится на долю отходов, содержащих соли тяжелых и цветных металлов (свинец, кадмий, никель, хром), и 2,1% - на нефтеотходы, источником образования которых являются предприятия электротехнической промышленности, машиностроения, металлургического производства, агропромышленного комплекса, железнодорожного и автомобильного транспорта.
Серьезные трудности с переработкой и вторичным использованием имеют место по таким видам отходов как: хвосты обогащения, отходы очистных сооружений, отработанная формовочная смесь, полимерные и нефтесодержащие отходы, процент утилизации которых колеблется от 9 до 18%.
Не решена проблема по обезвреживанию пришедших в негодность пестицидов, гальваноотходов, нефтеотходов, жидких токсичных отходов типа СОЖ, эмульсолов.
Динамика образования отходов за последние годы показывает устойчивую тенденцию их роста в основном за счет увеличения количества твердых бытовых отходов населения. Ежегодно в области образуется около 1,7 млн. м3 твердых бытовых отходов, в том числе около 600 тыс. м3 в г. Курске.
Администрациями подавляющего большинства населенных пунктов не решена проблема полного охвата населения планово-регулярной очисткой, до 98% частного жилого сектора и более 32% муниципального и ведомственного жилья не обеспечены местами для временного хранения отходов.
На большинстве специализированных организаций сложилась критическая ситуация с обновлением автотранспорта по вывозу бытовых отходов, изношенность спецмашин достигает 70%, более половины парка подлежит списанию.
Несовершенство системы оплаты услуг по вывозу бытовых отходов (через муниципальные жилищные организации), отсутствие механизма взимания платежей с населения частного жилого сектора и государственных дотаций ведет к крайне тяжелому финансовому положению служб, решающих данный вопрос.
В результате весенне-осенних рейдов-проверок организации сбора, временного хранения и захоронения отходов в населенных пунктах ежегодно выявляется около тысячи хронически действующих стихийных свалок, оказывающих крайне негативное воздействие на окружающую среду.
Только в местах организованного хранения накоплено более миллиарда тонн отходов (в основном это отходы Михайловского ГОКа), при этом изъято из хозяйственного оборота более 3 тыс. га земли.
На практике "организованное хранение" отходов производства и потребления в большинстве случаев не соответствует требованиям санитарных норм и правил, предъявляемым к полигонам по размещению отходов.
Из 50 находящихся на учете мест размещения отходов 8 построены в соответствии с проектами, прошедшими экологическую экспертизу, на 3 проведены гидрогеологические изыскания, на 13 организован учет поступающих на размещение отходов.
Единственный полигон для размещения промышленных токсичных отходов "Старково" действует в Курской области с 1982 г. В настоящее время в нем размещено более 500 тыс. м3 отходов I - IV классов опасности. Ежегодный прирост составляет порядка 5 тыс. м3 отходов. В целях обеспечения эффективной деятельности полигона "Старково" по приему и размещению промышленных отходов предприятий области в соответствии с действующими нормами и во исполнение постановления Губернатора Курской области от 23.12.2005 № 868 создано открытое акционерное общество "Полигон промышленных отходов "Старково". За счет собственных средств предприятия производятся технологическая засыпка отходов, реконструкция обваловки полигона.
В Курской области отсутствует предприятие по переработке медицинских отходов, использованных одноразовых шприцев, систем переливания крови и т.п. Мероприятия по решению данных проблем предлагаются в проект концепции областной целевой программы "Биологическая, радиационная и химическая безопасность Курской области на 2009 - 2013 годы".
В настоящее время на территории муниципальных образований области скопилось около 600 т непригодных к применению пестицидов и агрохимикатов. Среди них такие стойкие органические загрязнители, как дихлордифенилтрихлорметилметан (ДДТ), гексахлорциклогексан (линдан), гексахлорбензол и ряд других, обладающих сильными мутагенными и канцерогенными свойствами. Зачастую ядохимикаты хранятся в неприспособленных помещениях, в поврежденной таре, что представляет реальную угрозу не только окружающей среде, но и здоровью людей и животных. Данная проблема является одной из наиболее острых проблем обеспечения химической безопасности на территории области. С целью безопасного хранения муниципальными образованиями перезатарено около 100 т пестицидов. В 2008 г. 6,13 т непригодных к применению пестицидов и агрохимикатов вывезены для утилизации за пределы области. Однако данные работы ведутся низкими темпами, в основном, по причинам отсутствия необходимых денежных средств. Областной целевой программой
"Экология и природные ресурсы Курской области (2009 - 2010 годы)" на 2009 год средств областного бюджета на вывоз пестицидов и агрохимикатов за пределы области для утилизации не запланировано, на 2010 год на эти цели предусмотрено 650 тыс. рублей из областного бюджета.
В связи с окончанием срока действия ОЦП
"Экология и природные ресурсы Курской области" в 2010 году и недостаточностью предусмотренных средств для полной реализации запланированных мероприятий проблема утилизации непригодных и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов останется нерешенной. Было бы целесообразным включить в проект областной программы обеспечения биологической, радиационной и химической безопасности на 2009 - 2013 годы мероприятия по утилизации запрещенных к применению ядохимикатов, исключив их из областной целевой программы
"Экология и природные ресурсы Курской области (2009 - 2010 годы)".
Сбор биологических отходов на территории области осуществляется силами муниципальных унитарных предприятий. В связи с отсутствием на территории Курской области предприятий по переработке биологических отходов сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия области ориентированы на заключение договоров по утилизации биологических отходов с ОГУП ВСУЗ "Орловский" (г. Орел). Подпрограммой
"Неотложные меры борьбы с заболеванием сибирской язвой людей и животных" областной целевой программы
"Обеспечение эпизоотического благополучия территории Курской области на 2009 - 2013 годы" предусмотрено выделение в 2011 - 2013 годах денежных средств в размере 13720 тыс. руб. на строительство типовых скотомогильников и 2880 тыс. руб. на обеспечение безопасного содержания мест сибиреязвенных захоронений. В 3-м квартале 2009 года планируется пустить в эксплуатацию ветеринарно-санитарный утильзавод в Фатежском районе.
Таким образом, в разрабатываемую Концепцию включены мероприятия по оптимизации управления отходами производства и потребления в Курской области.
Нормативно-правовое обеспечение.
Федеральный уровень:
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Региональный уровень:
нормативно-правовое регулирование в области обращения с отходами потребления осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. На территории Курской области действует принятый Курской областной Думой Закон
Курской области от 1 марта 2004 г. № 3-ЗКО "Об охране окружающей среды на территории Курской области", который в том числе регулирует деятельность по обращению с отходами.
Уровень муниципальных районов и городских округов:
деятельность по обращению с отходами осуществляется в рамках муниципальных правовых актов. В 18 районах и 4 городах области разработаны муниципальные целевые программы "Отходы" (МЦП "Отходы") на 2008 год и на перспективу до 2010 года, финансируемые из местных бюджетов. Утверждены Правила
обращения с отходами на территории города Курска, целью которых является сбор образующихся отходов, предусматривающий их разделение на виды и классы опасности.
II. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития области и стратегии развития области
Качество окружающей среды в последнее время становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности каждого российского региона.
Одна из главных задач в данной сфере - создание действенной системы экологической безопасности.
Экологическая безопасность и устойчивое развитие Курской области во многом зависит от решения проблемы управления отходами.
Под управлением отходами понимается технологический процесс, включающий системно связанные между собой операции их сбора, удаления (транспортировки), использования, обезвреживания и размещения.
Концепция определяет общие положения реализации государственной политики Курской области в сфере обращения с отходами производства и потребления в соответствии с природоохранным законодательством.
Положения Концепции базируются на следующих принципах:
внедрение перспективных методов управления отходами;
внедрение перспективных отечественных и зарубежных технологий для использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов;
обеспечение приоритета утилизации отходов над их захоронением на основе реализации иерархической последовательности обращения с отходами (своевременное выделение из отходов ресурсов, пригодных для вторичного использования на территории области и за ее пределами, вовлечение вторичных ресурсов в хозяйственный оборот с производством товаров народного потребления и промышленной продукции, возможная переработка остаточных после вторсырья отходов с утилизацией их энергетической составляющей, захоронение остаточных отходов).
Эффективность работы с отходами возможно повысить, учитывая социальный фактор. Участие населения в такого рода процессе может быть как обязательным, так и добровольным.
Участие населения в сфере управления отходами должно развиваться по следующим направлениям:
работа по информационному обеспечению;
активное участие общественных организаций;
проведение разъяснительной, просветительской работы в дошкольных, общеобразовательных и высших учебных заведениях.
III. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
На организацию оптимальной системы обращения с отходами, применяемые технические средства и формы обслуживания во многом влияют конкретные условия, основные из которых:
численность и плотность населения;
уровень благоустройства жилищного фонда;
климатические и др. природные условия;
архитектурно-планировочная композиция населенных пунктов;
состояние и перспектива жилой застройки;
финансовые ресурсы.
Этапы решения проблемы программно-целевым методом:
1. Сбор и анализ основных исходных данных по существующему состоянию системы санитарной очистки уборки территорий и перспективному развитию.
2. Расчет объемов образования бытовых отходов на основании норм накопления ТБО, утвержденных органами местного самоуправления.
3. Выбор и обоснование оптимальных вариантов сбора и транспортировки отходов до объектов назначения.
4. Внедрение оптимальных вариантов сбора и транспортировки отходов.
5. Разработка схемы межмуниципального размещения объектов обращения отходов - схемы зонирования по принципу отнесения территорий нескольких муниципальных образований или групп поселений к одному отходоперерабатывающему комплексу.
6. Строительство мусоросортировочных комплексов.
Для решения проблемы в области обращения с отходами целесообразно внедрение на территории области Генеральной схемы очистки.
Предлагаемая схема предусматривает деление населенных пунктов территории Курской области на две группы:
1. Крупные города области, имеющие значительные объемы отходов производства и потребления, межмуниципальные образования.
2. Малые населенные пункты.
Для крупных городов области (с населением свыше 15 тыс. человек), межмуниципальных образований, имеющих значительные объемы отходов производства и потребления:
Схема 1:
сохраняется существующая система сбора и вывоза отходов (применение того или иного способа организации сбора и вывоза отходов в каждом конкретном населенном пункте должно обосновываться и подтверждаться экономическими расчетами);
отходы вывозятся на современный полигон, оборудованный с учетом экологических, санитарных и противопожарных правил (противофильтрационный водоупорный экран, сбор, обеззараживание и возвращение фильтрата, дегазация, обваловка полигона, мониторинг воздействия на окружающую среду). Полигон оборудуется входным контролем на основе весового и электронного учета поступающих отходов, проводится дозиметрический контроль;
полигон имеет в своем составе мусоросортировочный комплекс (МСК), на котором производится сортировка отходов с отделением так называемых "коммерческих" отходов (металл, пластик, бумага, стекло);
оставшиеся после сортировки отходы (в количестве 45% с содержанием органики пищевых отходов и балласта (уличный смет) разделяются на два почти равных потока: пищевые отходы (20%) направляются на компостирование с последующим использованием компоста на рекультивацию свалок, балласт направляется на полигон.
Возможна организация в муниципальных образованиях приемных пунктов по сбору отходов, являющихся вторичным видом сырья (макулатура, пластик и т.п.).
Схема 2:
сбор отходов селективный;
мусор вывозится на современный полигон, оборудованный с учетом экологических, санитарных и противопожарных правил;
полигон имеет в своем составе мусоросортировочный комплекс (МСК), на котором производится сортировка отходов с отделением "коммерческой" фракции (металл, пластик, бумага, стекло). Отсортированные отходы используются в качестве вторичного сырья, внедряются экономически и экологически обоснованные технологии переработки отходов;
оставшиеся после сортировки отходы (в количестве 45%) с содержанием органики пищевых отходов и балласта (уличный смет) брикетируются, складируются и по мере накопления захораниваются на полигоне.
Для малых населенных пунктов:
выбирается экономически обоснованный способ сбора отходов;
организуются мини-сортировочные пункты, которые замыкаются на склад-накопитель вторичного сырья. Здесь формируются оптовые партии вторичного сырья для дальнейшей реализации перерабатывающим предприятиям;
оставшиеся после сортировки отходы брикетируются, складируются и по мере накопления вывозятся на полигон;
в составе полигонов имеются установки по обезвреживанию медицинских, биологических и др. видов отходов.
Программно-целевой метод в реализации мер по совершенствованию системы управления отходами доказал свою эффективность в других регионах Центрального федерального округа, в частности, в Белгородской и Воронежской областях.
IV. Ориентировочные сроки решения проблемы
программно-целевым методом
В связи с тем, что областные программы, предусматриваемые к финансированию с очередного финансового года, должны быть утверждены не позднее одного месяца со дня внесения проекта закона Курской области об областном бюджете на очередной финансовый год в Курскую областную Думу, срок начала реализации Программы предусмотрен с 2010 года.
Предлагается сроком реализации Программы определить 2014 год.
V. Предложения по целям и задачам Программы, целевым
индикаторам (показателям) и критериям, позволяющим
оценивать эффективность и результативность
предлагаемого варианта решения проблемы
Целью Программы является совершенствование системы обращения с отходами на основе снижения количества захораниваемых отходов, повышения экономической эффективности функционирования системы, обеспечение безопасности окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения Курской области.
Основная задача Программы - создание действенной системы экологической безопасности в сфере обращения с отходами.
Системный подход с учетом требований международных стандартов по экологическому менеджменту при обращении с отходами производства сокращает образование отходов и вводит существенные ограничения на их захоронение, дает ощутимый экономический эффект. Экономическое стимулирование деятельности в области охраны окружающей среды возможно посредством предоставления субсидий, субвенций при строительстве природоохранных объектов государственной и муниципальной форм собственности; предоставления налоговых льгот юридическим и физическим лицам, осуществляющим природоохранную деятельность. Снижение влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды во всех сферах хозяйственной деятельности достигается: внедрением ресурсосберегающих и безотходных технологий на предприятиях области; технологическим перевооружением и постепенным выводом из эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием; внедрением новых технологий по вторичному использованию промышленных и бытовых отходов в производстве. В Программу планируется включение мероприятий по крупным предприятиям области на основании принятых природоохранных программ.
Эффективное управление в области обращения с отходами потребления на территории одного или нескольких муниципальных образований возможно при наличии:
максимально возможного использования селективного сбора отходов с целью получения вторичных ресурсов и сокращения объема захораниваемых отходов. Сооружение пунктов селективного сбора отходов в городских и сельских поселениях области. Муниципальными программами предусматривается развитие систем селективного сбора отходов в малых населенных пунктах области с предварительным компактированием отходов и доставкой на полигоны ТБО в районных центрах и на перерабатывающие производства;
применения новейших технологий по переработке отходов во вторичные материалы, что позволит вернуть их составляющие в производственный цикл. Развитие систем рециклинга - использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов. Организация утилизации и переработки вторичных ресурсов в объеме не менее 55 процентов от общего количества образовавшихся отходов. Подлежат обезвреживанию, переработке и вторичному использованию: пищевые отходы, полиэтилен, пластиковые бутылки и другие упаковочные материалы, макулатура, текстиль, стекло, ветки, листья и другие органические отходы, металлы, деревянные изделия, отходы строительного производства и материалов, резинотехнические изделия, аккумуляторы и др.;
рекультивации выведенных из эксплуатации полигонов и ликвидации несанкционированных свалок, что позволит уменьшить занимаемые ими площади и снизить их негативное воздействие на окружающую среду;
оптимальной эксплуатации существующих полигонов для размещения отходов с учетом последующей рекультивации их территорий;
организации пунктов сбора вторичного сырья;
строительства мусоросортировочных комплексов для переработки отходов и предприятий по переработке вторичного сырья;
совершенствования системы учета и контроля за образованием и перемещением отходов;
преобладания экономических методов управления отходами над административными, внедрения методов экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами;
соблюдения принципа "загрязнитель платит";
развития рынков вторичного сырья;
сотрудничества государственного, муниципального и частного секторов в системе обращения с отходами;
объединения усилий нескольких муниципальных образований, заключения межмуниципальных соглашений по оптимизации управления потоками отходов на территории нескольких муниципальных образований;
совершенствования тарифной политики.
Таким образом, основное направление деятельности в системе обращения с отходами - сокращение объемов захораниваемых отходов и максимальное их вторичное использование.
Переработка отходов является окупаемым элементом технологической цепочки обращения с отходами, которая способствует привлечению инвестиций. Выбор оптимальной технологии переработки происходит на основе конкурсов при государственном заказе и конкурсов инвестиционных проектов, при этом необходимо определять целесообразность и приемлемость способов переработки с точки зрения экономики и экологии муниципального образования.
Необходимо предусмотреть поэтапные мероприятия по развитию производств по переработке вторичного сырья. Первый этап в данном направлении - анализ и прогнозирование рынка вторичного сырья в области. На основе проведенного анализа уточняются предприятия, которые используют отходы того или иного вида как сырье, определяются потребности муниципального образования в той продукции, которая могла бы изготавливаться из вторичного сырья.
Выбранные технологии для использования и обезвреживания отходов должны обосновываться следующими критериями:
1. Экологическая приемлемость с точки зрения сокращения выбросов, сбросов и др., соблюдение законодательных норм в этой области.
2. Санитарно-эпидемиологическая безопасность всей системы сбора, транспортировки, обезвреживания и использования отходов.
3. Эффективность технологических и конструктивных решений, включающих:
производительность технологии;
степень защищенности от аварийных ситуаций;
коэффициент использования энергоносителей, применяемых в технологии;
капитальные вложения и сроки их окупаемости.
В результате предлагаемого варианта решения проблемы прогнозируется:
сокращение количества захораниваемых отходов по массе на 25 - 30%;
социальный аспект решаемой проблемы - создание индустрии вторсырья, предоставление новых рабочих мест;
создание на территории области новых мусоросортировочных комплексов с полигонами ТБО по основным направлениям транспортировки отходов, привязанным к главным шоссейным магистралям;
закрытие к 2015 году большинства действующих полигонов, исчерпавших свой ресурс и не соответствующих современным экологическим требованиям;
значительное улучшение экологической ситуации в регионе, объем предотвращенного экологического ущерба от реализации мероприятий около 500 млн. рублей, вовлечение в оборот более 100 га земель за счет реабилитации занятых отходами территорий.
VI. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы
Главным условием реализации Программы является привлечение в сферу обращения с отходами Курской области достаточных финансовых ресурсов.
Расчет объемов финансирования Программы произведен на основании смет расходов аналогичных видов работ с учетом индексов-дефляторов.
Предлагается определить общий объем финансирования Программы в размере 1581,65 млн. рублей, в том числе за счет следующих источников финансирования:
областной бюджет - 118,25 млн. рублей;
бюджеты муниципальных образований - 299,4 млн. рублей;
внебюджетные источники, в т.ч. средства инвесторов - 1164 млн. рублей.
При этом необходимо отметить, что средства областного бюджета направляются на реализацию мероприятий в области обращения с отходами на основании соглашений с администрациями муниципальных образований о совместном финансировании мероприятий.
Источники финансирования Программы: областной бюджет, муниципальные бюджеты, средства предприятий, привлеченные средства инвесторов.
За счет средств областного бюджета по разделу 06 "Охрана окружающей среды" финансируются природоохранные мероприятия, относящиеся к полномочиям субъекта, в объеме (прогнозно) 118,25 млн. рублей, в том числе:
разработка Генеральной схемы очистки территории;
строительство межрайонных комплексов сортировки отходов и полигонов ТБО;
мониторинг состояния окружающей природной среды в местах расположения полигонов твердых бытовых отходов;
экологическое воспитание и образование в области обращения с отходами;
информационное обеспечение деятельности муниципальных образований по вопросу вывоза и утилизации ТБО.
Средства местных бюджетов (прогнозно) 299,4 млн. руб. направляются на финансирование природоохранных мероприятий, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления:
сооружение полигонов ТБО;
организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов производства и потребления;
развитие систем рециклинга;
сооружение пунктов селективного сбора отходов.
Внебюджетными источниками финансирования в объеме (прогнозно) 1164 млн. руб. являются:
средства предприятий, направляемые на реализацию собственных природоохранных программ и мероприятий;
средства инвесторов, направляемые на финансирование пунктов селективного сбора отходов;
средства инвесторов, направляемые на финансирование комплексов полной переработки отходов (обезвреживание, сортировка по фракциям, выделение, переработка и реализация вторичных ресурсов, компостирование "хвостов" переработки) и содержание полигонов ТБО.
Реализация Программы и социально-экономическая ситуация в области могут потребовать корректировки отдельных мероприятий Программы и уточнения объемов ее финансирования, в том числе и в связи с привлечением средств внебюджетных источников в рамках действующего законодательства.
Прогнозируемый перечень мероприятий Программы с предложениями по объемам и источникам финансирования, прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей, прогнозируемое ресурсное обеспечение областной целевой программы приведены в приложениях к настоящей Концепции.
VII. Предложения по государственным заказчикам
(государственному заказчику-координатору), исполнителю
и разработчикам мероприятий Программы
]]>
Предлагается определить:
государственным заказчиком-координатором Программы - департамент экологической безопасности и природопользования Курской области;
государственными заказчиками Программы - комитет ЖКХ Курской области, департамент экологической безопасности и природопользования Курской области;
исполнителями Программы - комитет ЖКХ Курской области, департамент экологической безопасности и природопользования Курской области, комитет образования и науки Курской области, органы местного самоуправления, предприятия Курской области, инвесторов.
Приложение № 1
к Концепции областной целевой
программы "Отходы (2010 - 2014 годы)"
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "ОТХОДЫ (2010 - 2014 ГОДЫ)"
+---+-------------------+--------+----------------------------------------------+
¦ № ¦ Наименование ¦ Ед. ¦ Значения индикаторов и показателей Программы ¦
¦п/п¦ индикаторов и ¦измере- +------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦показателей целей и¦ ния ¦ До ¦2010 г.¦2011 г.¦2012 г.¦2013 г.¦2014 г.¦
¦ ¦ задач Программы ¦ ¦начала¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦реали-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦зации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+--------+------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 1.¦Доля отходов, ¦проценты¦ 17 ¦ 20 ¦ 25 ¦ 28 ¦ 30 ¦ 33 ¦
¦ ¦направленных на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использование и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обезвреживание, в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общем объеме ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образованных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+--------+------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 2.¦Доля отходов, ¦проценты¦ 8 ¦ 10 ¦ 15 ¦ 17 ¦ 20 ¦ 22 ¦
¦ ¦используемых в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦качестве вторичного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сырья, в общем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объеме образованных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+--------+------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 3.¦Доля отходов, ¦проценты¦ 75 ¦ 70 ¦ 60 ¦ 55 ¦ 50 ¦ 45 ¦
¦ ¦размещаемых на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦свалках, полигонах,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в общем объеме ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образованных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+--------+------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 4.¦Доля ¦проценты¦ ¦ 10 ¦ 15 ¦ 20 ¦ 25 ¦ 30 ¦
¦ ¦предотвращенного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ущерба в результате¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мероприятий в общей¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦величине ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предотвращенного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ущерба ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+--------+------+-------+-------+-------+-------+-------+
Приложение № 2
к Концепции областной целевой
программы "Отходы (2010 - 2014 годы)"
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ
ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "ОТХОДЫ (2010 - 2014 ГОДЫ)"
(млн. рублей)
+---+----------------------+------+----------+------------------------------------------------+
¦ № ¦ ¦Сроки ¦Источники ¦ Объем финансирования ¦
¦п/п¦ ¦выпол-¦ финанси- +--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦ ¦нения ¦ рования ¦2010 г. ¦2011 г.¦2012 г.¦2013 г.¦2014 г.¦ Итого ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2010 -¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2014 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ годы ¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 1.¦Разработка Генеральной¦2010 -¦Всего, в ¦ 6,0 ¦ 10,00 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 16,00¦
¦ ¦схемы очистки ¦2014 ¦т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦территории Курской ¦годы +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦области ¦ ¦областной ¦ 6,0 ¦ 10,00 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 16,00¦
¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 2.¦Содержание полигона ¦2010 -¦Всего, в ¦ 0,1 ¦ 0,1 ¦ 0,15 ¦ 0,15 ¦ 0,15 ¦ 0,65¦
¦ ¦захоронения пестицидов¦2014 ¦т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Волкова Дубрава" ¦годы +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦ ¦ ¦бюдж. М.О.¦ 0,1 ¦ 0,1 ¦ 0,15 ¦ 0,15 ¦ 0,15 ¦ 0,65¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 3.¦Ведение мониторинга ¦2010 -¦Всего, в ¦ 0,30 ¦ 0,30 ¦ 0,30 ¦ 0,30 ¦ 0,30 ¦ 1,50¦
¦ ¦геологической среды на¦2014 ¦т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦полигонах захоронения ¦годы +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦ТБО ¦ ¦областной ¦ 0,30 ¦ 0,30 ¦ 0,30 ¦ 0,30 ¦ 0,30 ¦ 1,50¦
¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 4.¦Мероприятия по ¦2010 -¦Всего, в ¦ 2,00 ¦ 2,50 ¦ 3,50 ¦ 4,50 ¦ 5,00 ¦ 17,50¦
¦ ¦обновлению парка машин¦2014 ¦т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и механизмов, занятых ¦годы +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦в сфере вывоза и ¦ ¦бюдж. М.О.¦ 2,00 ¦ 2,50 ¦ 3,50 ¦ 4,50 ¦ 5,00 ¦ 17,50¦
¦ ¦утилизации ТБО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 5.¦Мероприятия по ¦2010 -¦Всего, в ¦ 0,20 ¦ 0,20 ¦ 0,20 ¦ 0,20 ¦ 0,20 ¦ 1,00¦
¦ ¦информационному ¦2014 ¦т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечению ¦годы +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦деятельности ¦ ¦областной ¦ 0,20 ¦ 0,20 ¦ 0,20 ¦ 0,20 ¦ 0,20 ¦ 1,00¦
¦ ¦муниципальных ¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образований по вопросу¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вывоза и утилизации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ТБО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 6.¦Мероприятия по ¦2010 -¦Всего, в ¦ 3,27 ¦ 3,27 ¦ 3,27 ¦ 3,27 ¦ 3,27 ¦ 16,35¦
¦ ¦обезвреживанию отходов¦2014 ¦т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦2 - 4-го классов ¦годы +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦опасности, мониторингу¦ ¦средства ¦ 3,27 ¦ 3,27 ¦ 3,27 ¦ 3,27 ¦ 3,27 ¦ 16,35¦
¦ ¦окружающей среды в ¦ ¦предприя- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦районе полигона ¦ ¦тий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦промышленных отходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Старково" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 7.¦Развитие систем ¦2010 -¦Всего, в ¦ 40,00 ¦109,00 ¦130,00 ¦145,00 ¦166,00 ¦ 590,00¦
¦ ¦рециклинга отходов - ¦2014 ¦т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сортировка, первичная ¦годы +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦переработка, ¦ ¦бюдж. М.О.¦ 14,00 ¦ 14,00 ¦ 14,00 ¦ 14,00 ¦ 14,00 ¦ 70,00¦
¦ ¦извлечение вторичных ¦ +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦ресурсов ¦ ¦средства ¦ 26,00 ¦ 95,00 ¦116,00 ¦131,00 ¦152,00 ¦ 520,00¦
¦ ¦ ¦ ¦предприя- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦тий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 8.¦Мероприятия по ¦2010 -¦Всего, в ¦ 17,06 ¦ 19,05 ¦ 19,54 ¦ 15,29 ¦ 14,41 ¦ 85,35¦
¦ ¦внедрению ¦2014 ¦т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсосберегающих и ¦годы +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦безотходных ¦ ¦средства ¦ 17,06 ¦ 19,05 ¦ 19,54 ¦ 15,29 ¦ 14,41 ¦ 85,35¦
¦ ¦технологий, ¦ ¦предприя- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦техническому ¦ ¦тий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦перевооружению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятий области, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вторичному ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использованию на них ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 9.¦Мероприятия по ¦2011 ¦Всего, в ¦ 60,87 ¦ 60,87 ¦ 60,87 ¦ 63,87 ¦ 63,87 ¦ 310,35¦
¦ ¦сооружению пунктов ¦год +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦селективного сбора ¦ ¦бюдж. М.О.¦ 12,17 ¦ 12,17 ¦ 12,17 ¦ 12,77 ¦ 12,77 ¦ 62,05¦
¦ ¦отходов ¦ +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦мусоросортировочных ¦ ¦средства ¦ 48,70 ¦ 48,70 ¦ 48,70 ¦ 51,10 ¦ 51,10 ¦ 248,30¦
¦ ¦комплексов ¦ ¦предприя- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦тий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦10.¦Мероприятия по ¦2010 ¦Всего, в ¦ 11,13 ¦ 18,03 ¦ 12,04 ¦ 5,00 ¦ 5,00 ¦ 51,20¦
¦ ¦ликвидации ¦год ¦т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦несанкционированных ¦ +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦свалок на территории ¦ ¦бюдж. М.О.¦ 11,13 ¦ 18,03 ¦ 12,04 ¦ 5,00 ¦ 5,00 ¦ 51,20¦
¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦11.¦Строительство ¦2010 -¦Всего, в ¦ 70,00 ¦ 90,00 ¦100,00 ¦110,00 ¦120,00 ¦ 490,00¦
¦ ¦межрайонных комплексов¦2011 ¦т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сортировки отходов и ¦годы +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦полигонов ТБО в ¦ ¦областной ¦ 14,00 ¦ 18,00 ¦ 20,00 ¦ 22,00 ¦ 24,00 ¦ 98,00¦
¦ ¦Октябрьском, Рыльском,¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Железногорском, ¦ +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦Щигровском, Обоянском ¦ ¦бюдж. М.О.¦ 14,00 ¦ 18,00 ¦ 20,00 ¦ 22,00 ¦ 24,00 ¦ 98,00¦
¦ ¦районах ¦ +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦ ¦ ¦средства ¦ 42,00 ¦ 54,00 ¦ 60,00 ¦ 66,00 ¦ 72,00 ¦ 294,00¦
¦ ¦ ¦ ¦предприя- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦тий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦12.¦Совершенствование ¦2011 ¦Всего, в ¦ 0,15 ¦ 0,15 ¦ 0,15 ¦ 0,15 ¦ 0,15 ¦ 0,75¦
¦ ¦нормативно-правового ¦год ¦т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регулирования и ¦ +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦организационное ¦ ¦областной ¦ 0,15 ¦ 0,15 ¦ 0,15 ¦ 0,15 ¦ 0,15 ¦ 0,75¦
¦ ¦обеспечение ¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности в сфере ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обращения с отходами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦13.¦Экологическое ¦2010 -¦Всего, в ¦ 0,15 ¦ 0,15 ¦ 0,20 ¦ 0,25 ¦ 0,25 ¦ 1,00¦
¦ ¦воспитание и ¦2011 ¦т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образование в области ¦годы +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦обращения с отходами ¦ ¦областной ¦ 0,15 ¦ 0,15 ¦ 0,20 ¦ 0,25 ¦ 0,25 ¦ 1,00¦
¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Итого по Программе: ¦Всего, в ¦ 211,23 ¦313,62 ¦330,22 ¦347,98 ¦378,60 ¦1581,65¦
¦ +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦областной ¦ 20,80 ¦ 28,80 ¦ 20,85 ¦ 22,90 ¦ 24,90 ¦ 118,25¦
¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦бюдж. М.О.¦ 53,40 ¦ 64,80 ¦ 61,86 ¦ 58,42 ¦ 60,92 ¦ 299,40¦
¦ +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦средства ¦ 137,03 ¦220,02 ¦247,51 ¦266,66 ¦292,78 ¦1164,00¦
¦ ¦предприя- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+