Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Курская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 октября 2009 г. № 541-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОТХОДЫ (2010 - 2014 ГОДЫ)"

1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Отходы (2010 - 2014 годы)".
2. Определить государственным заказчиком-координатором областной целевой программы "Отходы (2010 - 2014 годы)" (далее - Программа) департамент экологической безопасности и природопользования Курской области, государственными заказчиками - комитет жилищно-коммунального хозяйства Курской области и департамент экологической безопасности и природопользования Курской области,
3. Установить, что прогнозный объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 118,25 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Департаменту экологической безопасности и природопользования Курской области (В.Н. Барышников) совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Курской области с участием органов местного самоуправления и транспортных организаций обеспечить до 1 декабря 2009 г. разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Курской области.

Первый заместитель Губернатора -
Председатель Правительства
Курской области
А.С.ЗУБАРЕВ





Утверждена
распоряжением
Правительства Курской области
от 13 октября 2009 г. № 541-р

КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОТХОДЫ (2010 - 2014 ГОДЫ)"

I. Анализ проблемы и причины ее возникновения

Ежегодно на территории Курской области образуется более 50 млн. тонн твердых бытовых и промышленных отходов. Основную массу составляют отходы горнодобывающей промышленности, из которых используется в качестве вторичного сырья всего 5,7%.
На долю остальных предприятий области приходится менее 5 млн. тонн отходов, 54% которых утилизируются.
В структуре наиболее опасных промышленных отходов 35,6% приходится на долю отходов, содержащих соли тяжелых и цветных металлов (свинец, кадмий, никель, хром), и 2,1% - на нефтеотходы, источником образования которых являются предприятия электротехнической промышленности, машиностроения, металлургического производства, агропромышленного комплекса, железнодорожного и автомобильного транспорта.
Серьезные трудности с переработкой и вторичным использованием имеют место по таким видам отходов как: хвосты обогащения, отходы очистных сооружений, отработанная формовочная смесь, полимерные и нефтесодержащие отходы, процент утилизации которых колеблется от 9 до 18%.
Не решена проблема по обезвреживанию пришедших в негодность пестицидов, гальваноотходов, нефтеотходов, жидких токсичных отходов типа СОЖ, эмульсолов.
Динамика образования отходов за последние годы показывает устойчивую тенденцию их роста в основном за счет увеличения количества твердых бытовых отходов населения. Ежегодно в области образуется около 1,7 млн. м3 твердых бытовых отходов, в том числе около 600 тыс. м3 в г. Курске.
Администрациями подавляющего большинства населенных пунктов не решена проблема полного охвата населения планово-регулярной очисткой, до 98% частного жилого сектора и более 32% муниципального и ведомственного жилья не обеспечены местами для временного хранения отходов.
На большинстве специализированных организаций сложилась критическая ситуация с обновлением автотранспорта по вывозу бытовых отходов, изношенность спецмашин достигает 70%, более половины парка подлежит списанию.
Несовершенство системы оплаты услуг по вывозу бытовых отходов (через муниципальные жилищные организации), отсутствие механизма взимания платежей с населения частного жилого сектора и государственных дотаций ведет к крайне тяжелому финансовому положению служб, решающих данный вопрос.
В результате весенне-осенних рейдов-проверок организации сбора, временного хранения и захоронения отходов в населенных пунктах ежегодно выявляется около тысячи хронически действующих стихийных свалок, оказывающих крайне негативное воздействие на окружающую среду.
Только в местах организованного хранения накоплено более миллиарда тонн отходов (в основном это отходы Михайловского ГОКа), при этом изъято из хозяйственного оборота более 3 тыс. га земли.
На практике "организованное хранение" отходов производства и потребления в большинстве случаев не соответствует требованиям санитарных норм и правил, предъявляемым к полигонам по размещению отходов.
Из 50 находящихся на учете мест размещения отходов 8 построены в соответствии с проектами, прошедшими экологическую экспертизу, на 3 проведены гидрогеологические изыскания, на 13 организован учет поступающих на размещение отходов.
Единственный полигон для размещения промышленных токсичных отходов "Старково" действует в Курской области с 1982 г. В настоящее время в нем размещено более 500 тыс. м3 отходов I - IV классов опасности. Ежегодный прирост составляет порядка 5 тыс. м3 отходов. В целях обеспечения эффективной деятельности полигона "Старково" по приему и размещению промышленных отходов предприятий области в соответствии с действующими нормами и во исполнение постановления Губернатора Курской области от 23.12.2005 № 868 создано открытое акционерное общество "Полигон промышленных отходов "Старково". За счет собственных средств предприятия производятся технологическая засыпка отходов, реконструкция обваловки полигона.
В Курской области отсутствует предприятие по переработке медицинских отходов, использованных одноразовых шприцев, систем переливания крови и т.п. Мероприятия по решению данных проблем предлагаются в проект концепции областной целевой программы "Биологическая, радиационная и химическая безопасность Курской области на 2009 - 2013 годы".
В настоящее время на территории муниципальных образований области скопилось около 600 т непригодных к применению пестицидов и агрохимикатов. Среди них такие стойкие органические загрязнители, как дихлордифенилтрихлорметилметан (ДДТ), гексахлорциклогексан (линдан), гексахлорбензол и ряд других, обладающих сильными мутагенными и канцерогенными свойствами. Зачастую ядохимикаты хранятся в неприспособленных помещениях, в поврежденной таре, что представляет реальную угрозу не только окружающей среде, но и здоровью людей и животных. Данная проблема является одной из наиболее острых проблем обеспечения химической безопасности на территории области. С целью безопасного хранения муниципальными образованиями перезатарено около 100 т пестицидов. В 2008 г. 6,13 т непригодных к применению пестицидов и агрохимикатов вывезены для утилизации за пределы области. Однако данные работы ведутся низкими темпами, в основном, по причинам отсутствия необходимых денежных средств. Областной целевой программой "Экология и природные ресурсы Курской области (2009 - 2010 годы)" на 2009 год средств областного бюджета на вывоз пестицидов и агрохимикатов за пределы области для утилизации не запланировано, на 2010 год на эти цели предусмотрено 650 тыс. рублей из областного бюджета.
В связи с окончанием срока действия ОЦП "Экология и природные ресурсы Курской области" в 2010 году и недостаточностью предусмотренных средств для полной реализации запланированных мероприятий проблема утилизации непригодных и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов останется нерешенной. Было бы целесообразным включить в проект областной программы обеспечения биологической, радиационной и химической безопасности на 2009 - 2013 годы мероприятия по утилизации запрещенных к применению ядохимикатов, исключив их из областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Курской области (2009 - 2010 годы)".
Сбор биологических отходов на территории области осуществляется силами муниципальных унитарных предприятий. В связи с отсутствием на территории Курской области предприятий по переработке биологических отходов сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия области ориентированы на заключение договоров по утилизации биологических отходов с ОГУП ВСУЗ "Орловский" (г. Орел). Подпрограммой "Неотложные меры борьбы с заболеванием сибирской язвой людей и животных" областной целевой программы "Обеспечение эпизоотического благополучия территории Курской области на 2009 - 2013 годы" предусмотрено выделение в 2011 - 2013 годах денежных средств в размере 13720 тыс. руб. на строительство типовых скотомогильников и 2880 тыс. руб. на обеспечение безопасного содержания мест сибиреязвенных захоронений. В 3-м квартале 2009 года планируется пустить в эксплуатацию ветеринарно-санитарный утильзавод в Фатежском районе.
Таким образом, в разрабатываемую Концепцию включены мероприятия по оптимизации управления отходами производства и потребления в Курской области.
Нормативно-правовое обеспечение.
Федеральный уровень:
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Региональный уровень:
нормативно-правовое регулирование в области обращения с отходами потребления осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. На территории Курской области действует принятый Курской областной Думой Закон Курской области от 1 марта 2004 г. № 3-ЗКО "Об охране окружающей среды на территории Курской области", который в том числе регулирует деятельность по обращению с отходами.
Уровень муниципальных районов и городских округов:
деятельность по обращению с отходами осуществляется в рамках муниципальных правовых актов. В 18 районах и 4 городах области разработаны муниципальные целевые программы "Отходы" (МЦП "Отходы") на 2008 год и на перспективу до 2010 года, финансируемые из местных бюджетов. Утверждены Правила обращения с отходами на территории города Курска, целью которых является сбор образующихся отходов, предусматривающий их разделение на виды и классы опасности.

II. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития области и стратегии развития области

Качество окружающей среды в последнее время становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности каждого российского региона.
Одна из главных задач в данной сфере - создание действенной системы экологической безопасности.
Экологическая безопасность и устойчивое развитие Курской области во многом зависит от решения проблемы управления отходами.
Под управлением отходами понимается технологический процесс, включающий системно связанные между собой операции их сбора, удаления (транспортировки), использования, обезвреживания и размещения.
Концепция определяет общие положения реализации государственной политики Курской области в сфере обращения с отходами производства и потребления в соответствии с природоохранным законодательством.
Положения Концепции базируются на следующих принципах:
внедрение перспективных методов управления отходами;
внедрение перспективных отечественных и зарубежных технологий для использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов;
обеспечение приоритета утилизации отходов над их захоронением на основе реализации иерархической последовательности обращения с отходами (своевременное выделение из отходов ресурсов, пригодных для вторичного использования на территории области и за ее пределами, вовлечение вторичных ресурсов в хозяйственный оборот с производством товаров народного потребления и промышленной продукции, возможная переработка остаточных после вторсырья отходов с утилизацией их энергетической составляющей, захоронение остаточных отходов).
Эффективность работы с отходами возможно повысить, учитывая социальный фактор. Участие населения в такого рода процессе может быть как обязательным, так и добровольным.
Участие населения в сфере управления отходами должно развиваться по следующим направлениям:
работа по информационному обеспечению;
активное участие общественных организаций;
проведение разъяснительной, просветительской работы в дошкольных, общеобразовательных и высших учебных заведениях.

III. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом

На организацию оптимальной системы обращения с отходами, применяемые технические средства и формы обслуживания во многом влияют конкретные условия, основные из которых:
численность и плотность населения;
уровень благоустройства жилищного фонда;
климатические и др. природные условия;
архитектурно-планировочная композиция населенных пунктов;
состояние и перспектива жилой застройки;
финансовые ресурсы.
Этапы решения проблемы программно-целевым методом:
1. Сбор и анализ основных исходных данных по существующему состоянию системы санитарной очистки уборки территорий и перспективному развитию.
2. Расчет объемов образования бытовых отходов на основании норм накопления ТБО, утвержденных органами местного самоуправления.
3. Выбор и обоснование оптимальных вариантов сбора и транспортировки отходов до объектов назначения.
4. Внедрение оптимальных вариантов сбора и транспортировки отходов.
5. Разработка схемы межмуниципального размещения объектов обращения отходов - схемы зонирования по принципу отнесения территорий нескольких муниципальных образований или групп поселений к одному отходоперерабатывающему комплексу.
6. Строительство мусоросортировочных комплексов.
Для решения проблемы в области обращения с отходами целесообразно внедрение на территории области Генеральной схемы очистки.
Предлагаемая схема предусматривает деление населенных пунктов территории Курской области на две группы:
1. Крупные города области, имеющие значительные объемы отходов производства и потребления, межмуниципальные образования.
2. Малые населенные пункты.
Для крупных городов области (с населением свыше 15 тыс. человек), межмуниципальных образований, имеющих значительные объемы отходов производства и потребления:
Схема 1:
сохраняется существующая система сбора и вывоза отходов (применение того или иного способа организации сбора и вывоза отходов в каждом конкретном населенном пункте должно обосновываться и подтверждаться экономическими расчетами);
отходы вывозятся на современный полигон, оборудованный с учетом экологических, санитарных и противопожарных правил (противофильтрационный водоупорный экран, сбор, обеззараживание и возвращение фильтрата, дегазация, обваловка полигона, мониторинг воздействия на окружающую среду). Полигон оборудуется входным контролем на основе весового и электронного учета поступающих отходов, проводится дозиметрический контроль;
полигон имеет в своем составе мусоросортировочный комплекс (МСК), на котором производится сортировка отходов с отделением так называемых "коммерческих" отходов (металл, пластик, бумага, стекло);
оставшиеся после сортировки отходы (в количестве 45% с содержанием органики пищевых отходов и балласта (уличный смет) разделяются на два почти равных потока: пищевые отходы (20%) направляются на компостирование с последующим использованием компоста на рекультивацию свалок, балласт направляется на полигон.
Возможна организация в муниципальных образованиях приемных пунктов по сбору отходов, являющихся вторичным видом сырья (макулатура, пластик и т.п.).
Схема 2:
сбор отходов селективный;
мусор вывозится на современный полигон, оборудованный с учетом экологических, санитарных и противопожарных правил;
полигон имеет в своем составе мусоросортировочный комплекс (МСК), на котором производится сортировка отходов с отделением "коммерческой" фракции (металл, пластик, бумага, стекло). Отсортированные отходы используются в качестве вторичного сырья, внедряются экономически и экологически обоснованные технологии переработки отходов;
оставшиеся после сортировки отходы (в количестве 45%) с содержанием органики пищевых отходов и балласта (уличный смет) брикетируются, складируются и по мере накопления захораниваются на полигоне.

Для малых населенных пунктов:
выбирается экономически обоснованный способ сбора отходов;
организуются мини-сортировочные пункты, которые замыкаются на склад-накопитель вторичного сырья. Здесь формируются оптовые партии вторичного сырья для дальнейшей реализации перерабатывающим предприятиям;
оставшиеся после сортировки отходы брикетируются, складируются и по мере накопления вывозятся на полигон;
в составе полигонов имеются установки по обезвреживанию медицинских, биологических и др. видов отходов.
Программно-целевой метод в реализации мер по совершенствованию системы управления отходами доказал свою эффективность в других регионах Центрального федерального округа, в частности, в Белгородской и Воронежской областях.

IV. Ориентировочные сроки решения проблемы
программно-целевым методом

В связи с тем, что областные программы, предусматриваемые к финансированию с очередного финансового года, должны быть утверждены не позднее одного месяца со дня внесения проекта закона Курской области об областном бюджете на очередной финансовый год в Курскую областную Думу, срок начала реализации Программы предусмотрен с 2010 года.
Предлагается сроком реализации Программы определить 2014 год.

V. Предложения по целям и задачам Программы, целевым
индикаторам (показателям) и критериям, позволяющим
оценивать эффективность и результативность
предлагаемого варианта решения проблемы

Целью Программы является совершенствование системы обращения с отходами на основе снижения количества захораниваемых отходов, повышения экономической эффективности функционирования системы, обеспечение безопасности окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения Курской области.
Основная задача Программы - создание действенной системы экологической безопасности в сфере обращения с отходами.
Системный подход с учетом требований международных стандартов по экологическому менеджменту при обращении с отходами производства сокращает образование отходов и вводит существенные ограничения на их захоронение, дает ощутимый экономический эффект. Экономическое стимулирование деятельности в области охраны окружающей среды возможно посредством предоставления субсидий, субвенций при строительстве природоохранных объектов государственной и муниципальной форм собственности; предоставления налоговых льгот юридическим и физическим лицам, осуществляющим природоохранную деятельность. Снижение влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды во всех сферах хозяйственной деятельности достигается: внедрением ресурсосберегающих и безотходных технологий на предприятиях области; технологическим перевооружением и постепенным выводом из эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием; внедрением новых технологий по вторичному использованию промышленных и бытовых отходов в производстве. В Программу планируется включение мероприятий по крупным предприятиям области на основании принятых природоохранных программ.
Эффективное управление в области обращения с отходами потребления на территории одного или нескольких муниципальных образований возможно при наличии:
максимально возможного использования селективного сбора отходов с целью получения вторичных ресурсов и сокращения объема захораниваемых отходов. Сооружение пунктов селективного сбора отходов в городских и сельских поселениях области. Муниципальными программами предусматривается развитие систем селективного сбора отходов в малых населенных пунктах области с предварительным компактированием отходов и доставкой на полигоны ТБО в районных центрах и на перерабатывающие производства;
применения новейших технологий по переработке отходов во вторичные материалы, что позволит вернуть их составляющие в производственный цикл. Развитие систем рециклинга - использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов. Организация утилизации и переработки вторичных ресурсов в объеме не менее 55 процентов от общего количества образовавшихся отходов. Подлежат обезвреживанию, переработке и вторичному использованию: пищевые отходы, полиэтилен, пластиковые бутылки и другие упаковочные материалы, макулатура, текстиль, стекло, ветки, листья и другие органические отходы, металлы, деревянные изделия, отходы строительного производства и материалов, резинотехнические изделия, аккумуляторы и др.;
рекультивации выведенных из эксплуатации полигонов и ликвидации несанкционированных свалок, что позволит уменьшить занимаемые ими площади и снизить их негативное воздействие на окружающую среду;
оптимальной эксплуатации существующих полигонов для размещения отходов с учетом последующей рекультивации их территорий;
организации пунктов сбора вторичного сырья;
строительства мусоросортировочных комплексов для переработки отходов и предприятий по переработке вторичного сырья;
совершенствования системы учета и контроля за образованием и перемещением отходов;
преобладания экономических методов управления отходами над административными, внедрения методов экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами;
соблюдения принципа "загрязнитель платит";
развития рынков вторичного сырья;
сотрудничества государственного, муниципального и частного секторов в системе обращения с отходами;
объединения усилий нескольких муниципальных образований, заключения межмуниципальных соглашений по оптимизации управления потоками отходов на территории нескольких муниципальных образований;
совершенствования тарифной политики.
Таким образом, основное направление деятельности в системе обращения с отходами - сокращение объемов захораниваемых отходов и максимальное их вторичное использование.
Переработка отходов является окупаемым элементом технологической цепочки обращения с отходами, которая способствует привлечению инвестиций. Выбор оптимальной технологии переработки происходит на основе конкурсов при государственном заказе и конкурсов инвестиционных проектов, при этом необходимо определять целесообразность и приемлемость способов переработки с точки зрения экономики и экологии муниципального образования.
Необходимо предусмотреть поэтапные мероприятия по развитию производств по переработке вторичного сырья. Первый этап в данном направлении - анализ и прогнозирование рынка вторичного сырья в области. На основе проведенного анализа уточняются предприятия, которые используют отходы того или иного вида как сырье, определяются потребности муниципального образования в той продукции, которая могла бы изготавливаться из вторичного сырья.
Выбранные технологии для использования и обезвреживания отходов должны обосновываться следующими критериями:
1. Экологическая приемлемость с точки зрения сокращения выбросов, сбросов и др., соблюдение законодательных норм в этой области.
2. Санитарно-эпидемиологическая безопасность всей системы сбора, транспортировки, обезвреживания и использования отходов.
3. Эффективность технологических и конструктивных решений, включающих:
производительность технологии;
степень защищенности от аварийных ситуаций;
коэффициент использования энергоносителей, применяемых в технологии;
капитальные вложения и сроки их окупаемости.
В результате предлагаемого варианта решения проблемы прогнозируется:
сокращение количества захораниваемых отходов по массе на 25 - 30%;
социальный аспект решаемой проблемы - создание индустрии вторсырья, предоставление новых рабочих мест;
создание на территории области новых мусоросортировочных комплексов с полигонами ТБО по основным направлениям транспортировки отходов, привязанным к главным шоссейным магистралям;
закрытие к 2015 году большинства действующих полигонов, исчерпавших свой ресурс и не соответствующих современным экологическим требованиям;
значительное улучшение экологической ситуации в регионе, объем предотвращенного экологического ущерба от реализации мероприятий около 500 млн. рублей, вовлечение в оборот более 100 га земель за счет реабилитации занятых отходами территорий.

VI. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы

Главным условием реализации Программы является привлечение в сферу обращения с отходами Курской области достаточных финансовых ресурсов.
Расчет объемов финансирования Программы произведен на основании смет расходов аналогичных видов работ с учетом индексов-дефляторов.
Предлагается определить общий объем финансирования Программы в размере 1581,65 млн. рублей, в том числе за счет следующих источников финансирования:
областной бюджет - 118,25 млн. рублей;
бюджеты муниципальных образований - 299,4 млн. рублей;
внебюджетные источники, в т.ч. средства инвесторов - 1164 млн. рублей.
При этом необходимо отметить, что средства областного бюджета направляются на реализацию мероприятий в области обращения с отходами на основании соглашений с администрациями муниципальных образований о совместном финансировании мероприятий.
Источники финансирования Программы: областной бюджет, муниципальные бюджеты, средства предприятий, привлеченные средства инвесторов.
За счет средств областного бюджета по разделу 06 "Охрана окружающей среды" финансируются природоохранные мероприятия, относящиеся к полномочиям субъекта, в объеме (прогнозно) 118,25 млн. рублей, в том числе:
разработка Генеральной схемы очистки территории;
строительство межрайонных комплексов сортировки отходов и полигонов ТБО;
мониторинг состояния окружающей природной среды в местах расположения полигонов твердых бытовых отходов;
экологическое воспитание и образование в области обращения с отходами;
информационное обеспечение деятельности муниципальных образований по вопросу вывоза и утилизации ТБО.
Средства местных бюджетов (прогнозно) 299,4 млн. руб. направляются на финансирование природоохранных мероприятий, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления:
сооружение полигонов ТБО;
организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов производства и потребления;
развитие систем рециклинга;
сооружение пунктов селективного сбора отходов.
Внебюджетными источниками финансирования в объеме (прогнозно) 1164 млн. руб. являются:
средства предприятий, направляемые на реализацию собственных природоохранных программ и мероприятий;
средства инвесторов, направляемые на финансирование пунктов селективного сбора отходов;
средства инвесторов, направляемые на финансирование комплексов полной переработки отходов (обезвреживание, сортировка по фракциям, выделение, переработка и реализация вторичных ресурсов, компостирование "хвостов" переработки) и содержание полигонов ТБО.
Реализация Программы и социально-экономическая ситуация в области могут потребовать корректировки отдельных мероприятий Программы и уточнения объемов ее финансирования, в том числе и в связи с привлечением средств внебюджетных источников в рамках действующего законодательства.
Прогнозируемый перечень мероприятий Программы с предложениями по объемам и источникам финансирования, прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей, прогнозируемое ресурсное обеспечение областной целевой программы приведены в приложениях к настоящей Концепции.

VII. Предложения по государственным заказчикам
(государственному заказчику-координатору), исполнителю
и разработчикам мероприятий Программы

]]>
Предлагается определить:
государственным заказчиком-координатором Программы - департамент экологической безопасности и природопользования Курской области;
государственными заказчиками Программы - комитет ЖКХ Курской области, департамент экологической безопасности и природопользования Курской области;
исполнителями Программы - комитет ЖКХ Курской области, департамент экологической безопасности и природопользования Курской области, комитет образования и науки Курской области, органы местного самоуправления, предприятия Курской области, инвесторов.





Приложение № 1
к Концепции областной целевой
программы "Отходы (2010 - 2014 годы)"

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "ОТХОДЫ (2010 - 2014 ГОДЫ)"

+---+-------------------+--------+----------------------------------------------+
¦ № ¦   Наименование    ¦  Ед.   ¦ Значения индикаторов и показателей Программы ¦
¦п/п¦   индикаторов и   ¦измере- +------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦   ¦показателей целей и¦  ния   ¦  До  ¦2010 г.¦2011 г.¦2012 г.¦2013 г.¦2014 г.¦
¦   ¦  задач Программы  ¦        ¦начала¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦                   ¦        ¦реали-¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦                   ¦        ¦зации ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦                   ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---+-------------------+--------+------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 1.¦Доля отходов,      ¦проценты¦  17  ¦  20   ¦  25   ¦  28   ¦  30   ¦  33   ¦
¦   ¦направленных на    ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦использование и    ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦обезвреживание, в  ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦общем объеме       ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦образованных       ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦отходов            ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---+-------------------+--------+------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 2.¦Доля отходов,      ¦проценты¦   8  ¦  10   ¦  15   ¦  17   ¦  20   ¦  22   ¦
¦   ¦используемых в     ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦качестве вторичного¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦сырья, в общем     ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦объеме образованных¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦отходов            ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---+-------------------+--------+------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 3.¦Доля отходов,      ¦проценты¦  75  ¦  70   ¦  60   ¦  55   ¦  50   ¦  45   ¦
¦   ¦размещаемых на     ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦свалках, полигонах,¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦в общем объеме     ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦образованных       ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦отходов            ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---+-------------------+--------+------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 4.¦Доля               ¦проценты¦      ¦  10   ¦  15   ¦  20   ¦  25   ¦  30   ¦
¦   ¦предотвращенного   ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦экологического     ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦ущерба в результате¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦реализации         ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦программных        ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦мероприятий в общей¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦величине           ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦предотвращенного   ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦экологического     ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦ущерба             ¦        ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---+-------------------+--------+------+-------+-------+-------+-------+-------+





Приложение № 2
к Концепции областной целевой
программы "Отходы (2010 - 2014 годы)"

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ
ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "ОТХОДЫ (2010 - 2014 ГОДЫ)"

(млн. рублей)
+---+----------------------+------+----------+------------------------------------------------+
¦ № ¦                      ¦Сроки ¦Источники ¦              Объем финансирования              ¦
¦п/п¦                      ¦выпол-¦ финанси- +--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦   ¦                      ¦нения ¦ рования  ¦2010 г. ¦2011 г.¦2012 г.¦2013 г.¦2014 г.¦ Итого ¦
¦   ¦                      ¦      ¦          ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦ 2010 -¦
¦   ¦                      ¦      ¦          ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦ 2014  ¦
¦   ¦                      ¦      ¦          ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦ годы  ¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 1.¦Разработка Генеральной¦2010 -¦Всего, в  ¦   6,0  ¦ 10,00 ¦  -    ¦  -    ¦  -    ¦  16,00¦
¦   ¦схемы очистки         ¦2014  ¦т.ч.:     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦территории Курской    ¦годы  +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦   ¦области               ¦      ¦областной ¦   6,0  ¦ 10,00 ¦  -    ¦  -    ¦  -    ¦  16,00¦
¦   ¦                      ¦      ¦бюджет    ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 2.¦Содержание полигона   ¦2010 -¦Всего, в  ¦   0,1  ¦  0,1  ¦  0,15 ¦  0,15 ¦  0,15 ¦   0,65¦
¦   ¦захоронения пестицидов¦2014  ¦т.ч.:     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦"Волкова Дубрава"     ¦годы  +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦   ¦                      ¦      ¦бюдж. М.О.¦   0,1  ¦  0,1  ¦  0,15 ¦  0,15 ¦  0,15 ¦   0,65¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 3.¦Ведение мониторинга   ¦2010 -¦Всего, в  ¦   0,30 ¦  0,30 ¦  0,30 ¦  0,30 ¦  0,30 ¦   1,50¦
¦   ¦геологической среды на¦2014  ¦т.ч.:     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦полигонах захоронения ¦годы  +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦   ¦ТБО                   ¦      ¦областной ¦   0,30 ¦  0,30 ¦  0,30 ¦  0,30 ¦  0,30 ¦   1,50¦
¦   ¦                      ¦      ¦бюджет    ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 4.¦Мероприятия по        ¦2010 -¦Всего, в  ¦   2,00 ¦  2,50 ¦  3,50 ¦  4,50 ¦  5,00 ¦  17,50¦
¦   ¦обновлению парка машин¦2014  ¦т.ч.:     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦и механизмов, занятых ¦годы  +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦   ¦в сфере вывоза и      ¦      ¦бюдж. М.О.¦   2,00 ¦  2,50 ¦  3,50 ¦  4,50 ¦  5,00 ¦  17,50¦
¦   ¦утилизации ТБО        ¦      ¦          ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 5.¦Мероприятия по        ¦2010 -¦Всего, в  ¦   0,20 ¦  0,20 ¦  0,20 ¦  0,20 ¦  0,20 ¦   1,00¦
¦   ¦информационному       ¦2014  ¦т.ч.:     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦обеспечению           ¦годы  +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦   ¦деятельности          ¦      ¦областной ¦   0,20 ¦  0,20 ¦  0,20 ¦  0,20 ¦  0,20 ¦   1,00¦
¦   ¦муниципальных         ¦      ¦бюджет    ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦образований по вопросу¦      ¦          ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦вывоза и утилизации   ¦      ¦          ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦ТБО                   ¦      ¦          ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 6.¦Мероприятия по        ¦2010 -¦Всего, в  ¦   3,27 ¦  3,27 ¦  3,27 ¦  3,27 ¦  3,27 ¦  16,35¦
¦   ¦обезвреживанию отходов¦2014  ¦т.ч.:     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦2 - 4-го классов      ¦годы  +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦   ¦опасности, мониторингу¦      ¦средства  ¦   3,27 ¦  3,27 ¦  3,27 ¦  3,27 ¦  3,27 ¦  16,35¦
¦   ¦окружающей среды в    ¦      ¦предприя- ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦районе полигона       ¦      ¦тий       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦промышленных отходов  ¦      ¦          ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦"Старково"            ¦      ¦          ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 7.¦Развитие систем       ¦2010 -¦Всего, в  ¦  40,00 ¦109,00 ¦130,00 ¦145,00 ¦166,00 ¦ 590,00¦
¦   ¦рециклинга отходов -  ¦2014  ¦т.ч.:     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦сортировка, первичная ¦годы  +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦   ¦переработка,          ¦      ¦бюдж. М.О.¦  14,00 ¦ 14,00 ¦ 14,00 ¦ 14,00 ¦ 14,00 ¦  70,00¦
¦   ¦извлечение вторичных  ¦      +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦   ¦ресурсов              ¦      ¦средства  ¦  26,00 ¦ 95,00 ¦116,00 ¦131,00 ¦152,00 ¦ 520,00¦
¦   ¦                      ¦      ¦предприя- ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦                      ¦      ¦тий       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 8.¦Мероприятия по        ¦2010 -¦Всего, в  ¦  17,06 ¦ 19,05 ¦ 19,54 ¦ 15,29 ¦ 14,41 ¦  85,35¦
¦   ¦внедрению             ¦2014  ¦т.ч.:     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦ресурсосберегающих и  ¦годы  +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦   ¦безотходных           ¦      ¦средства  ¦  17,06 ¦ 19,05 ¦ 19,54 ¦ 15,29 ¦ 14,41 ¦  85,35¦
¦   ¦технологий,           ¦      ¦предприя- ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦техническому          ¦      ¦тий       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦перевооружению        ¦      ¦          ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦предприятий области,  ¦      ¦          ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦вторичному            ¦      ¦          ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦использованию на них  ¦      ¦          ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦отходов               ¦      ¦          ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 9.¦Мероприятия по        ¦2011  ¦Всего, в  ¦  60,87 ¦ 60,87 ¦ 60,87 ¦ 63,87 ¦ 63,87 ¦ 310,35¦
¦   ¦сооружению пунктов    ¦год   +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦   ¦селективного сбора    ¦      ¦бюдж. М.О.¦  12,17 ¦ 12,17 ¦ 12,17 ¦ 12,77 ¦ 12,77 ¦  62,05¦
¦   ¦отходов               ¦      +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦   ¦мусоросортировочных   ¦      ¦средства  ¦  48,70 ¦ 48,70 ¦ 48,70 ¦ 51,10 ¦ 51,10 ¦ 248,30¦
¦   ¦комплексов            ¦      ¦предприя- ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦                      ¦      ¦тий       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦10.¦Мероприятия по        ¦2010  ¦Всего, в  ¦  11,13 ¦ 18,03 ¦ 12,04 ¦  5,00 ¦  5,00 ¦  51,20¦
¦   ¦ликвидации            ¦год   ¦т.ч.:     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦несанкционированных   ¦      +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦   ¦свалок на территории  ¦      ¦бюдж. М.О.¦  11,13 ¦ 18,03 ¦ 12,04 ¦  5,00 ¦  5,00 ¦  51,20¦
¦   ¦области               ¦      ¦          ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦11.¦Строительство         ¦2010 -¦Всего, в  ¦  70,00 ¦ 90,00 ¦100,00 ¦110,00 ¦120,00 ¦ 490,00¦
¦   ¦межрайонных комплексов¦2011  ¦т.ч.:     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦сортировки отходов и  ¦годы  +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦   ¦полигонов ТБО в       ¦      ¦областной ¦  14,00 ¦ 18,00 ¦ 20,00 ¦ 22,00 ¦ 24,00 ¦  98,00¦
¦   ¦Октябрьском, Рыльском,¦      ¦бюджет    ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦Железногорском,       ¦      +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦   ¦Щигровском, Обоянском ¦      ¦бюдж. М.О.¦  14,00 ¦ 18,00 ¦ 20,00 ¦ 22,00 ¦ 24,00 ¦  98,00¦
¦   ¦районах               ¦      +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦   ¦                      ¦      ¦средства  ¦  42,00 ¦ 54,00 ¦ 60,00 ¦ 66,00 ¦ 72,00 ¦ 294,00¦
¦   ¦                      ¦      ¦предприя- ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦                      ¦      ¦тий       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦12.¦Совершенствование     ¦2011  ¦Всего, в  ¦   0,15 ¦  0,15 ¦  0,15 ¦  0,15 ¦  0,15 ¦   0,75¦
¦   ¦нормативно-правового  ¦год   ¦т.ч.:     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦регулирования и       ¦      +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦   ¦организационное       ¦      ¦областной ¦   0,15 ¦  0,15 ¦  0,15 ¦  0,15 ¦  0,15 ¦   0,75¦
¦   ¦обеспечение           ¦      ¦бюджет    ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦деятельности в сфере  ¦      ¦          ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦обращения с отходами  ¦      ¦          ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦13.¦Экологическое         ¦2010 -¦Всего, в  ¦   0,15 ¦  0,15 ¦  0,20 ¦  0,25 ¦  0,25 ¦   1,00¦
¦   ¦воспитание и          ¦2011  ¦т.ч.:     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦   ¦образование в области ¦годы  +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦   ¦обращения с отходами  ¦      ¦областной ¦   0,15 ¦  0,15 ¦  0,20 ¦  0,25 ¦  0,25 ¦   1,00¦
¦   ¦                      ¦      ¦бюджет    ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---+----------------------+------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Итого по Программе:              ¦Всего, в  ¦ 211,23 ¦313,62 ¦330,22 ¦347,98 ¦378,60 ¦1581,65¦
¦                                 +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦                                 ¦областной ¦  20,80 ¦ 28,80 ¦ 20,85 ¦ 22,90 ¦ 24,90 ¦ 118,25¦
¦                                 ¦бюджет    ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦                                 +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦                                 ¦бюдж. М.О.¦  53,40 ¦ 64,80 ¦ 61,86 ¦ 58,42 ¦ 60,92 ¦ 299,40¦
¦                                 +----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦                                 ¦средства  ¦ 137,03 ¦220,02 ¦247,51 ¦266,66 ¦292,78 ¦1164,00¦
¦                                 ¦предприя- ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦                                 ¦тий       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---------------------------------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru