Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 июня 2009 г. № 3-9/2009

Верховный Суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Мордовия Н.В.Демидчик,
при секретаре судебного заседания В.С.Понизовской
с участием в деле:
заявителя - Прокурора Республики Мордовия, его представителя Сидорова С.В., представившего в подтверждение своих полномочий удостоверение № 081727,
заинтересованного лица - Правительства Республики Мордовия, его представителей Фонова А.Л., представившего в подтверждение своих полномочий доверенность от 19 января 2009 года, Жадеева В.Г., представившего в подтверждение своих полномочий доверенность от 03 июня 2009 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Саранске гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Мордовия об оспаривании в части Перечня дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления г.о. Саранск и муниципальных районов Республики Мордовия, Методики расчета дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления г.о. Саранск и муниципальных районов Республики Мордовия и Порядка оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления г.о. Саранск и муниципальных районов Республики Мордовия, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 10.03.2009 г. № 78 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления г.о. Саранск и муниципальных районов Республики Мордовия",

установил:

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 10 марта 2009 года № 78 утверждены Перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления г.о. Саранск и муниципальных районов Республики Мордовия (далее по тексту Перечень дополнительных показателей), Методика расчета дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления г.о. Саранск и муниципальных районов Республики Мордовия (далее по тексту методика расчета) и Порядок оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления г.о. Саранск и муниципальных районов Республики Мордовия (далее по тексту - Порядок оценки).
Текст постановления опубликован официально для всеобщего сведения в печатном издании "Известия Мордовии" 13 марта 2009 года (л.д. 47 - 52).
Прокурор Республики Мордовия обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании пунктов 1 - 13 Перечня дополнительных показателей, пунктов 1 - 13 Методики расчета и пункта 2 Порядка оценки противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование заявления прокурор указал, что указанные нормы приняты исполнительным органом республики с превышением полномочий, поскольку федеральными нормативными правовыми актами субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления только по вопросам организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, благоустройства и озеленения территории, освещения улиц. В оспариваемых положениях Правительство Республики Мордовия установило другие дополнительные показатели.
В судебном заседании Сидоров С.В. от имени Прокурора Республики Мордовия заявление поддержал по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании Фонов А.Л. и Жадеев В.Г. от имени Правительства Республики Мордовия относительно заявления прокурора возразили и просили суд в его удовлетворении отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, Верховный Суд Республики Мордовия удовлетворяет заявление прокурора по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного акта органа государственной власти противоречащим закону полностью или в части.
Прокурором оспариваются отдельные положения нормативного правового акта республики в области организации деятельности органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
В данной сфере правового регулирования действует Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
В силу части 1 статьи 18.1 указанного Федерального закона перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
По этому вопросу издан Указ Президента Российской от 28 апреля 2008 года № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", в котором предусмотрен следующий порядок утверждения перечня показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления:
- основные показатели отражены в утвержденном этим Указом Перечне (пункт 1);
- дополнительные показатели поручено разработать и утвердить Правительству Российской Федерации (пункт 2), которое во исполнение этого поручения издало распоряжение от 11 сентября 2008 года № 1313-р;
- органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать перечень дополнительных показателей по вопросам организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, благоустройства и озеленения территории, освещения улиц.
Таким образом, Правительство Республики Мордовия могло предусмотреть в своем нормативном акте дополнительные показатели только по вопросам организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, благоустройства и озеленения территории, освещения улиц.
Между тем, Правительством республики предусмотрены следующие показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления:
1. Объем поступления собственных доходов консолидированного бюджета городского округа (муниципального района), за исключением доходов, полученных в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов других уровней и внебюджетных фондов, на душу населения.
2. Объем закупок молока во всех категориях хозяйств на душу населения.
3. Объем закупок скота и птицы во всех категориях хозяйств на душу населения.
4. Объем оборота розничной торговли во всех каналах реализации на 1 жителя.
5. Объем платных услуг, оказанных населению, в расчете на 1 жителя.
6. Количество вновь созданных рабочих мест на 10000 человек трудоспособного населения.
7. Младенческая смертность на 1000 родившихся живыми.
8. Прирост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в целом по городскому округу (муниципальному району) к уровню предыдущего года.
9. Удельный вес убыточных организаций в общем их числе.
10. Объем просроченной кредиторской задолженности муниципальных учреждений к уровню предыдущего года.
11. Соблюдение регламента предоставления земельных участков в целях строительства (срок - 180 дней).
12. Объем расходов бюджета муниципального образования на разработку градостроительной документации.
13. Объем реализации изделий народных художественных промыслов на душу населения.
Является очевидным то обстоятельство, что оспоренные прокурором показатели не соответствуют основным показателям, предусмотренным в Перечне, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607, не соответствуют дополнительным показателям, предусмотренным в Перечне, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 года № 1313-р, и не относятся к тем аспектам деятельности, по которым субъекту Российской Федерации в лице его исполнительного органа предоставлено право устанавливать соответствующие показатели.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые положения нормативного акта Правительства Республики Мордовия приняты им с превышением полномочий, что является самостоятельным и достаточным основанием для признания их недействующими.
Ссылка представителей Правительства Республики Мордовия на статью 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" как на правовое основание принятия оспариваемых положений, отклоняется, поскольку по содержанию указанной нормы федерального закона полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам правового регулирования в области местного самоуправления являются не абсолютными, а ограничены случаями и порядком, установленными федеральными законами, и пределами полномочий этих органов.
Утверждение при этом об использовании показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления для целей выделения грантов, которые относятся к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, также является несостоятельным, поскольку сам по себе механизм оценки значений показателей эффективности при предоставлении грантов не предоставляет субъекту Российской Федерации право на установление любых показателей.
Довод в той части, что Указ Президента Российской Федерации № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" только рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации утвердить определенные показатели и, следовательно, не является общеобязательным для неопределенного круга лиц и не носит в этой части нормативного характера, не может повлечь отказ в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку в данном случае оспаривается не отсутствие в нормативном акте субъекта Российской Федерации дополнительных показателей, которые рекомендовано предусмотреть, а, напротив, оспариваются показатели, установление которых не входит в полномочия исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
Довод о том, что прокурор не указал в заявлении, какие права и законные интересы лиц нарушены оспариваемым нормативным правовым актом, не принимается во внимание, поскольку такая обязанность прокурора применительно к заявлениям об оспаривании нормативных правовых актов законом не предусмотрена.
В соответствии с частью 2 статьи 252 Гражданского процессуального кодекса РФ суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. В данном случае суд признает оспоренные нормы недействующими со дня вступления в законную силу решения суда исходя из заявленных прокурором требований.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ с Правительства Республики Мордовия должна быть взыскана государственная пошлина в размере 2000 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия

решил:

заявление Прокурора Республики Мордовия удовлетворить.
Признать недействующими пункты 1 - 13 Перечня дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления г.о. Саранск и муниципальных районов Республики Мордовия, пункты 1 - 13 Методики расчета дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления г.о. Саранск и муниципальных районов Республики Мордовия и пункта 2 Порядка оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления г.о. Саранск и муниципальных районов Республики Мордовия, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 10.03.2009 г. № 78 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления г.о. Саранск и муниципальных районов Республики Мордовия" с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Правительства Республики Мордовия государственную пошлину в размере 2000 рублей с зачислением в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На решение могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Республики Мордовия
Н.В.ДЕМИДЧИК



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru