Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 марта 2007 г. по делу № А14-15424/2006/569/34

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 26.03.2007.
Решение в полном объеме изготовлено 28.03.2007.
Общество с ограниченной ответственностью А. (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Л-му району г. Воронежа от 12.10.2006 г. № 260 в части предложения уплатить пени в сумме 333 759 рублей 21 коп. за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявитель уточнил требования и просил признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Л-му району г. Воронежа от 12.10.2006 г. № 260 в части предложения уплатить пени в сумме 310 090 рублей 86 коп. за не перечисление налога на доходы физических лиц. Определением суда от 19.03.2007 г. уточненные требования приняты судом к рассмотрению.
Налоговый орган возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на правомерность оспариваемого решения.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 19.03.2007 г. объявлялся перерыв до 26.03.2007 г.
Из материалов дела следует, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения Обществом налогового законодательства, в том числе в части правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2003 г. по 30.06.2006 г.
По результатам проверки на основании акта от 19.09.2006 г. № 282 Инспекцией принято решение № 260 от 12.10.2006 г., в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неправомерное не перечисление (неполное перечисление) налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в сумме 146 612 рублей 80 коп., а также к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде штрафа в сумме 950 рублей. Кроме того, Обществу предложено уплатить налогов на общую сумму 82 426 рублей 10 коп., пени на сумму 336 457 рублей 26 коп., в том числе 310 090 рублей 86 коп. за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом.
Не согласившись с решением налогового органа в части начисления пени в сумме 310 090 рублей 86 коп. по налогу на доходы физических лиц, Общество обратилось в Арбитражный суд с данным заявлением (с учетом его уточнения).
В обоснование своих требований Общество ссылается на то, что на основании пункта 3 статьи 217 НК РФ производимые им выплаты не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц. Кроме того, заявитель указывает, что взыскание пени с налогового агента невозможно в силу пункта 9 статьи 226 НК РФ, согласно которому уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Из пояснений представителей заявителя и дополнения к заявлению также следует, что, по мнению Общества, пени могут быть начислены налоговому агенту лишь по дату возникновения у налогоплательщика обязанности по представлению налоговой декларации (не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом). По размеру спорной суммы пени у сторон разногласий не имеется.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле Арбитражный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, на основании решения исполнительного комитета Воронежского городского Совета народных депутатов от 19.07.1988 г. № 261/18, постановления главы администрации г. Воронежа от 07.04.2000 г. № 217, постановления исполняющего обязанности главы администрации г. Воронежа от 25.06.2003 г. № 1369 ОАО В. был предоставлен земельный участок для проектирования и строительства жилого дома с учетом добровольного переселения жильцов из муниципальных жилых домов по ул.Ч. (N№ 13, 15, 17).
ОАО В. на основании договора № 5 от 14.06.2001 г. уполномочило Общество осуществлять все действия, связанные с проектированием и строительством жилого дома, сносом муниципальных домов и переселением из них граждан, а также заключать договоры на подрядные, субподрядные работы, на поставку материалов, договоры долевого участия с юридическими и физическими лицами, осуществлять строительство и ввод в эксплуатацию жилых домов.
С физическими лицами, не являющимся собственниками сносимого жилья (наниматели), были заключены гарантийные договоры, соглашения об отступном, предусматривающие, что обязательства Общества по предоставлению жилого помещения в связи со сносом муниципальных домов будут исполнены путем передачи физическим лицам денежных средств, которые должны быть использованы на приобретение жилья взамен сносимого.
Как видно из оспариваемого решения (пункты 1.1 - 1.3 мотивировочной части решения) и не оспаривается заявителем, при выплате доходов указанным физическим лицам, по отношению к которым Общество являлось налоговым агентом, в нарушением положений статей 209, 210, 211 НК РФ, Общество не исчислило и не удержало налог на доходы физических лиц в сумме 678 452 рублей, в результате чего Обществу начислены пени в сумме 310 090 рублей 86 коп.
В соответствии со статьей 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
В соответствии со статьей 226 Кодекса российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 этой статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Исчисление сумм и уплата налога в соответствии со статьей 226 Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Пунктом 6 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Согласно статье 75 Кодекса пенями признаются установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу главы 11 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Поскольку статьей 226 Кодекса обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, то пени являются способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом.
Кроме того, пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на кого возложена такая обязанность. При этом следует иметь в виду, что обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц налоговым агентом возникает по общему правилу ранее, чем аналогичная обязанность возникает у налогоплательщика. Следовательно, взыскание пеней не с налогового агента, а с налогоплательщика (в случае неудержания с него налога налоговым агентом) не обеспечивало бы в полной мере возмещение ущерба государству от несвоевременной и неполной уплаты налога.
Ссылка Общества на пункт 9 статьи 226 Кодекса не может быть признана обоснованной, поскольку данная правовая норма предусматривает недопустимость уплаты налоговым агентом налога за счет его средств. В настоящем случае имеет место не уплата налога налоговым агентом, а принудительное взыскание пеней.
Кроме того, согласно пункту 6 статьи 75 Кодекса пени могут быть взысканы принудительно в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 Кодекса.
Согласно статье 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя - на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Следовательно, пени за несвоевременную уплату не удержанного с налогоплательщика налога могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества.
Данная правовая позиция отражена и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 16.05.2006 г. № 16058/05.
Довод заявителя (с учетом последнего дополнения к заявлению о признании недействительным оспариваемого решения) о том, что пени могут быть начислены налоговому агенту лишь по дату возникновения у налогоплательщика обязанности по представлению налоговой декларации (не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом - пункт 1 статьи 229 НК РФ), также не принимается судом во внимание.
Как указывалось выше, пени начисляются за неуплату налога в установленный законом срок. Между тем, в пункте 1 статьи 229 НК РФ установлен лишь срок подачи декларации налогоплательщиком, а не срок уплаты им налога.
Согласно пункту 5 статьи 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый - не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй - не позднее 30 дней после первого срока уплаты.
При этом в силу пункта 5 статьи 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета.
Как видно из акта налоговой проверки, оспариваемого решения и не опровергается заявителем, упомянутое сообщение Обществом в налоговый орган не представлялось.
Таким образом, налоговые органы не знали и не могли знать до принятия оспариваемого решения о том, что спорные суммы налога не были удержаны налоговым агентом, и о необходимости направления соответствующих извещений в порядке пункта 5 статьи 228 НК РФ самим налогоплательщикам. При этом, как следует из ответов налоговых инспекций по месту учета налогоплательщиков на запросы суда, последними на дату вынесения оспариваемого решения также не был продекларирован доход, полученный от заявителя.
Несостоятельной признается судом и ссылка Общества на возможность начисления пени налоговому агенту лишь по 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 228 НК РФ), поскольку сроки уплаты налога для налогоплательщиков, получивших доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, установлены специальной нормой, закрепленной в пункте 5 статьи 228 НК РФ.
В обоснование своих требований Общество ссылается также на положения пункта 3 статьи 217 НК РФ, в соответствии с которым освобождаются от налогообложения доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений или соответствующего денежного возмещения.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение названной нормы закона, несмотря на неоднократное отложение рассмотрение дела, Обществом не представлены доказательства (в том числе обоснованные расчеты) со ссылкой на нормы, действовавшего в спорный период законодательства, подтверждающие, что спорные выплаты произведены в соответствии и в пределах, установленных законодательством.
При таких обстоятельствах суд находит обоснованными выводы налогового органа, изложенные в оспариваемом решении, о начислении пени в сумме 310 090 рублей 86 коп. В связи с чем требования Общества не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на заявителя. Последним при подаче данного заявления уплачена госпошлина в установленном порядке и размере, в связи с чем госпошлина взысканию не подлежит.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований ООО А. о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Л-му району г. Воронежа от 12.10.2006 г. № 260 в части предложения уплатить пени в сумме 310 090 рублей 86 коп. за не перечисление налога на доходы физических лиц отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия и в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru