Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 апреля 2009 г. по делу № А29-981/2009

(извлечение)

14 апреля 2009 года
(дата объявления резолютивной части решения)
16 апреля 2009 года
(дата изготовления решения в полном объеме)
Судья Арбитражного суда Республики Коми,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Северные магистральные нефтепроводы"
к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми (в лице Филиала № 5)
с участием Прокурора г. Ухты
о признании недействительным в части решения от 30.12.2008 г. № 38 "О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования"
при участии:
от заявителя: Т.К. - по доверенности от 25.05.2007 г. № 21-09/147 (после перерыва - не явился);
от ответчика: К.В. - по доверенности от 29.12.2008 г. № 151 (после перерыва - не явился);
от Прокурора: не явился;

установил:

ОАО "Северные магистральные нефтепроводы" обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании недействительным решения Филиала № 5 Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми от 30.12.2008 г. № 38 "О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования" в части непринятых к зачету расходов на оплату листка нетрудоспособности, выданного С.С. на период его нахождения в санатории "Лозым" с 12.05.2006 г. по 01.06.2006 г., в размере 13 928 руб. 78 коп.
По мнению Общества, указанный лист нетрудоспособности выдан обоснованно, поскольку С.С. в указанный период сопровождал свою дочь - С.Д., являющуюся ребенком-инвалидом до 16 лет и нуждающуюся в постоянном уходе.
К участию в деле привлечен Прокурор г. Ухты, который считает действия Общества, связанные с оплатой С.С. листка нетрудоспособности, правомерными.
Ответчик возражает против заявленных требований, считая, что в данном случае у страхователя отсутствует право для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности за счет государственного социального страхования, поскольку путевки на санаторно-курортное лечение С.Д. выдавались за счет средств федерального бюджета и не являются путевкой "Мать и дитя". Также листок нетрудоспособности выдан с нарушением установленного порядка и не может служить основанием для назначения и выплаты пособия.
09.04.2009 г. в судебном заседании объявлялся перерыв до 14.04.2009 г.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Филиалом № 5 ГО - РО ФСС по РК в соответствии с приказом от 10.04.2006 г. № 349 С.Д. (4 года) выданы за счет средств федерального бюджета две путевки в санаторий "Лозым" с заездом 12.05.2006 г. сроком на 21 день.
12 мая 2006 г. городским медицинским учреждением "Детская больница" С.С. выдан листок нетрудоспособности на период нахождения в санатории "Лозым" Республики Коми с 12.05.2006 г. по 01.06.2006 г. с ребенком-инвалидом С.Д., который, по возвращении из санатория, предъявлен к оплате работодателю.
Обществом в оплате листка нетрудоспособности было отказано на том основании, что указанный листок нетрудоспособности был выдан необоснованно и оплате не подлежит. При этом заявитель руководствовался разъяснением ответчика, изложенном в письме от 01.08.2006 г. № 16-25/13330.
31.08.2006 г. Прокурором г. Ухты Обществу направлено представление об устранении нарушений законодательства о государственном социальном страховании, обязании Обществу произвести оплату пособия по временной нетрудоспособности С.С.
В связи с чем на основании спорного листка нетрудоспособности страхователь - ОАО "Северные магистральные нефтепроводы" - выплатил С.С. из средств Фонда социального страхования пособие по временной нетрудоспособности в сумме 13 928 руб. 78 коп.
В период с 24.11.2008 г. по 05.12.2008 г. Филиалом № 5 ГУ - РО ФСС по РК проведена документальная выездная проверка ОАО "Северные магистральные нефтепроводы" по вопросам расходования на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд, а также произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала) Фонда.
В ходе указанной проверки органом фонда социального страхования установлены следующие нарушения:
1) не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем-плательщиком единого социального налога с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке в сумме 99 180 руб. 56 коп., в том числе: 95 230 руб. 56 коп. по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, из них на основании листков нетрудоспособности, выданных с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности в сумме 80 871 руб. 71 коп. (листки нетрудоспособности выданы фельдшерами на сроки более 5 дней одномоментно; листок нетрудоспособности, выданный незаконно работнику С.С., оплачен предприятием за счет средств социального страхования по представлению прокуратуры);
2) не приняты в счет средств, полученных от филиала отделения Фонда, расходы, произведенные страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, с нарушением требований нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке в сумме 3 254 руб. 28 коп.
По результатам проведенной проверки 08.12.2008 г. составлен акт № 1059с/с, в котором зафиксированы выявленные правонарушения.
Решением от 30.12.2008 г. № 38, с учетом протокола рассмотрения материалов проверки, ответчиком не приняты к зачету расходы, произведенные Обществом с нарушением требований нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтверждающие документами в установленном порядке в сумме 32 237 руб. 42 коп.
Указанным решением Обществу также предложено отразить суммы, не принятые к зачету расходов, в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда и представить в территориальный налоговый орган уточненный расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании его в части недействительным.
Суд, оценив в совокупности все имеющиеся доказательства, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с ч. 3 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для принятия судом решения о признании акта государственного органа недействительным необходима совокупность двух условий - несоответствие (противоречие) акта закону или иному правовому акту, а также нарушения актом прав и законных интересов юридического лица.
В силу пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма единого социального налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается налогоплательщиком на сумму самостоятельно произведенных им расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статьей 11 Федерального закона от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Полномочия фонда, заключающиеся в непринятии к зачету расходов на обязательное социальное страхование, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации, выражаются в том, что фонд отказывает в уменьшении подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации части единого социального налога на сумму произведенных страхователем с нарушением законодательства расходов.
Материалами дела установлено, что ответчиком не приняты к зачету расходы Общества на оплату С.С. листка нетрудоспособности, поскольку, по мнению фонда социального страхования, они произведены с нарушением законодательства об обязательном социальном страховании.
Однако суд считает, что решение в оспариваемой части принято ответчиком с нарушением законодательства, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, исходя из следующего.
В соответствии со статьями 7, 41 Конституции РФ каждому гражданину Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.
В силу статьи 4 Федерального закона от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" к основным принципам осуществления обязательного социального страхования относятся всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.
В статье 7 Закона № 165-ФЗ перечислены виды социальных страховых рисков, в том числе материнство и инвалидность, каждому из которых соответствует определенный вид страхового обеспечения.
Исходя из положений статей 3, 22 Закона № 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая - события, представляющего собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.
Оспаривая факт наступления страхового случая, Фонд социального страхования ссылается на то, что путевки на санаторное лечение выданы не за счет Фонда социального страхования, они не относятся к путевке "Мать и дитя"; листок нетрудоспособности оформлен с нарушением установленного порядка.
Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности регулируется Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 г. № 13-6.
В соответствии с п. 17 указанного Положения пособие при санаторно-курортном лечении выдается, если очередного и дополнительных отпусков рабочего или служащего недостаточно для лечения и проезда в санаторий и обратно и если путевка (курсовка) выдана за счет средств социального страхования.
При этом в том же пункте указано, что одному из работающих родителей (опекуну или попечителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, пособие выдается на весь период санаторного лечения ребенка-инвалида (с учетом времени на проезд в санаторий и обратно) при наличии медицинского заключения о необходимости индивидуального ухода за ним.
В пункте 9 Положения закреплено, что основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке больничный листок (листок нетрудоспособности).
В соответствии с пунктом 4.6 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации № 206 и постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.1994 № 21 (далее - Инструкция), при направлении на санаторно-курортное лечение в санаторий здравоохранения "Мать и дитя" ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, при наличии медицинского заключения о необходимости индивидуального ухода за ним листок нетрудоспособности выдается одному из родителей (опекуну) на весь период санаторного лечения с учетом времени проезда.
Исходя из позиции, изложенной в вышеуказанном пункте, следует, что в данном случае для подтверждения наступления страхового случая следует установить наличие необходимости направления ребенка-инвалида на санаторно-курортное лечение в санаторий здравоохранения "Мать и дитя", а также необходимости индивидуального ухода за ним. При этом возраст ребенка-инвалида не должен превышать 16 лет.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 4 статьи 8 Постановления Верховного совета СССР от 10.04.1990 г. № 1420-1.

Однако п. 4 ст. 7 Постановления Верховного совета СССР от 10.04.1990 г. № 1420-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи" установлена выдача одному из родителей (опекуну или попечителю) листка по временной нетрудоспособности на весь период санаторного лечения (с учетом времени на проезд) ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет при наличии медицинского заключения о необходимости индивидуального ухода за ребенком.
Указанным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу в отношении Инструкции, не предусмотрено ограничение в части выдачи листка нетрудоспособности при направлении ребенка-инвалида только в санатории "Мать и дитя".
Суд установил, что санаторий "Лозым" относится к системе здравоохранения; осуществляет деятельность по оздоровлению, лечению детей, их родителей или сопровождающих их лиц; С.Д. является ребенком-инвалидом детства, нуждается в постоянном уходе, посещения детских дошкольных учреждений ей противопоказаны; профиль указанного санатория отвечает заболеванию С.Д. Перечисленные факты ответчиком не оспариваются.
То обстоятельство, что путевки на санаторное лечение ребенка-инвалида за счет федерального бюджета, не может служить основанием для отказа С.С. в страховом обеспечении.
Довод ответчика о том, что сопровождение С.С. своего ребенка-инвалида на лечение в санаторий является лишь уважительной причиной его отсутствия на рабочем месте, также не представляется суду убедительным.
Таким образом, суд считает, обоснованной выдачу С.С. листка нетрудоспособности на период нахождения с ребенком в санатории "Лозым".
В материалы дела представлен листок нетрудоспособности, который выдан 12.05.2006 г. С.С. на период с 12.05.2006 г. по 01.06.2006 г.. В указанном листке указано его Ф.И.О., возраст, место работы, вид нетрудоспособности (уход за больным, санкурлечение, реб.: С.Д., 07.04.2002), режим нетрудоспособности (санаторный), наличие всех необходимых печатей и подписей врачей ответчиком не оспаривается.
По мнению ответчика, в нарушение п. 16 Порядка оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, утвержденного приказом Минздравмедпрома России от 13.01.1995 г. № 5, в листке не указаны даты начала и окончания путевки, ее номер и место нахождения санатория, что является основанием для непринятия расходов Общества.
Суд считает данные нарушения несущественными, учитывая, что путевки выдавались самим ответчиком на имя С.Д. в "Лозым" с заездом 12.05.2006 г. на 21 день.
Также следует учесть, что названный выше приказ отменен приказом Минздрава РФ от 10.12.2002 г. № 373 и с 2003 г. порядок оформления листков нетрудоспособности не урегулирован.
При таких обстоятельствах, основания для непринятия к зачету расходов Общества у ответчика отсутствуют.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Нарушений условий процедуры рассмотрения материалов проверки судом не установлено и Обществом не заявлено.
На основании вышеизложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах для организаций составляет 2 000 рублей.
При обращении в суд о признании недействительным ненормативного акта фонда социального страхования, заявителем уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб. 00 коп. по платежному поручению от 12.02.2009 г. № 67.
На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с этим, уплаченная ОАО "Северные магистральные нефтепроводы" государственная пошлина в сумме 2 000 рублей подлежит взысканию с ГУ - РО ФСС по Республике Коми (в лице филиала № 5).
Руководствуясь статьями 110, 112, 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, суд

решил:

1. Заявление Открытого акционерного общества "Северные магистральные нефтепроводы" удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми (в лице Филиала № 5) от 30.12.2008 г. № 38 "О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования" в части непринятых к зачету расходов на оплату листка нетрудоспособности, выданного С.С., в размере 13 928 руб. 78 коп.
Обязать Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми (в лице Филиала № 5) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества "Северные магистральные нефтепроводы".
3. Взыскать с Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми (в лице Филиала № 5) в пользу Открытого акционерного общества "Северные магистральные нефтепроводы" 2000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать заявителю после вступления решения в законную силу.
4. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru