Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 июля 2009 г. по делу А43-7330/2009-43-194

Резолютивная часть оглашена 02 июля 2009 года
Полный текст решения изготовлен 09 июля 2009 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Степановой Светланы Николаевны, при ведении протокола судебного заседания судьей Степановой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Синтез" (г. Дзержинск) к Администрации г. Дзержинска Нижегородской области о признании незаконным Решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г. Дзержинска № 7 от 24.03.2009 г., с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора: Открытого акционерного общества "Авиабор"
При участии представителей сторон:
От заявителя: Иванова С.С. - доверенность от 24.08.2009 г. № 101/07юр;
От Администрации г. Дзержинска: Афанасьев Д.И. - доверенность от 16.07.2008 г. № 45
От ОАО "Авиабор": Макарова Н.И. - доверенность от 23.09.2008 г.

установил:

Открытое акционерное общество "Синтез" (далее - ОАО "Синтез", Общество, заявитель), обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным Решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г. Дзержинска № 7 от 24.03.2009 г.
По мнению заявителя, данное Решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на предприятие обязанность по подаче воды.
Доводы ОАО "Синтез" основаны на положениях ст. 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 167, п. 7 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794, п. ст. 11 Положения о порядке установления на территории города особых условий на случай возникновения и распространения эпидемий, природных катаклизмов, других чрезвычайных ситуаций и мерах по их предотвращению (утв. Постановлением Городской Думы от 31.08.2006 г. № 117) и мотивированы следующим.
ОАО "Синтез" осуществляет деятельность по подаче абонентам артезианской и промышленной воды и приему сточных вод, в том числе таким организациям как: ОАО "Авиабор", ООО "Исида", ООО "Роскомстрой", ЗАО "Завод органических продуктов". На период 2009 года договоры водоснабжения с названными организациями не заключены.
Ввиду отсутствия соответствующих договоров у ОАО "Синтез" отсутствует обязанность по снабжению водой и приему стоков от данных организаций. Однако, до марта 2009 года ни один из вышеперечисленных абонентов не был ограничен в потребляемой воде.
В связи с наличием задолженности по оплате полученной артезианской воды и сброшенных сточных вод за два периода (январь, февраль 2009 года), руководителям ОАО "Авиабор", ООО "Исида", ООО "Роскомстрой", ЗАО "Завод органических продуктов", ООО "Тосол-Синтез-Энерго" 05 марта 2009 года направлена телефонограмма о необходимости погашения задолженности и возможном введении ограничения подачи артезианской воды и приема сточных вод.
В связи с невыполнением требований ОАО "Синтез" о погашении имеющейся задолженности, 12 марта 2009 года для ОАО "Авиабор", ООО "Исида", ООО "Роскомстрой", ЗАО "Завод органических продуктов" был введен режим ограничений подачи артезианской воды с 11 часов. О введении ограничения абоненты, а также Администрация г. Дзержинска в лице мэра г. Дзержинска, начальник управления по г. Дзержинску ГУ МЧС РФ предупреждены телефонограммами.
20 марта 2009 г. руководители вышеуказанных предприятий телефонограммой от 20.03.2009 г. были предупреждены об отключении подачи артезианской воды с 9 часов 23.03.2009 г. Аналогичная телефонограмма была направлена в Администрацию г. Дзержинска.
23.03.2009 г. была прекращена подача артезианской воды для ОАО "Авиабор", ООО "Исида", ООО "Роскомстрой" и ЗАО "Завод органических продуктов".
Вышеуказанные действия ОАО "Синтез" по предупреждению перечисленных организаций об ограничении, а впоследствии и о прекращении подачи артезианской воды, основаны на положениях пункта 83 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167, где установлена процедура прекращения подачи воды в случае нарушения абонентом условий договора по оплате. В соответствии с данными Правилами, абоненты обязаны были принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, меры по обеспечению безопасности людей, по охране окружающей среды и сохранности оборудования.
Между тем, 24.03.2009 г. по заявлению ОАО "Авиабор" состоялось заседание Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г. Дзержинска на котором было принято решение: обязать руководство ОАО "Синтез" возобновить подачу воды всем потребителям с 16.00 часов 24.03.2009 г.
Как указывает заявитель, при прекращении подачи артезианской воды ряду предприятий, предпосылок для возникновения чрезвычайной ситуации не было.
По мнению Общества, вмешательство в хозяйственную деятельность юридического лица, путем его обязания совершить определенные действия в пользу других хозяйствующих субъектов, не входит в полномочия Комиссии и может повлечь причинение заявителю убытков, связанных с неуплатой абонентами получаемой воды.
В связи с чем, заявитель просит суд удовлетворить заявленные требования.
Администрация г. Дзержинска против доводов заявителя возразила, указав, что оспариваемое ОАО "Синтез" решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г. Дзержинска, не отвечает требованиям, предъявляемым к правовым актам Администрации г. Дзержинска, а Администрация г. Дзержинска является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Кроме того, оспариваемое решение принято Комиссией в соответствии с действующим законодательством и в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с Постановлением Администрации г. Дзержинска от 23.01.2004 г. № 118 "Об утверждении Положения о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г. Дзержинска". Причиной, послужившей для проведения внеочередного заседания КЧС, на котором принято оспариваемое решение, явились предпосылки к возникновению чрезвычайной ситуации в части пожароопасной и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории ОАО "Авиабор". Данное предприятие входит в Реестр потенциально опасных объектов Нижегородской области, утвержденный Решением КЧС и ОПБ Нижегородской области № 1 от 13.02.2009 г. Действия ОАО "Синтез" были расценены как нарушение требований статьи 28 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в соответствии с которой невыполнение или недобросовестное выполнение законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создание условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций не допускается и влечет привлечение к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Решение Комиссии оформлено протоколом и принято в рамках компетенции данной комиссии.
Кроме всего прочего, Администрация г. Дзержинска считает, что оспариваемым Решением Комиссии КЧС и ОПБ Нижегородской области права и законные интересы заявителя не нарушаются. В связи с чем, просит требования заявителя оставить без удовлетворения.
Привлеченное к участию в деле третье лицо - ОАО "Авиабор" также возразило против доводов ОАО "Синтез". Позиция ОАО "Авиабор" изложена в отзыве на заявление и в судебном заседании. Как указало третье лицо, ОАО "Синтез" занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг водоснабжения и водоотведения. Между ОАО "Синтез" и ОАО "Авиабор" заключен Договор № 1-В от 01.01.2008 г., который действует с 01.01.2008 г. до настоящего времени. Договор на подачу воды от 11.01.2009 г. № 1-В находится в стадии оформления, так как у сторон имеются неурегулированные разногласия и тарифы на воду не утверждены ОАО "Синтез" в установленном порядке.
Распоряжением Правительства Нижегородской области от 06.12.2007 г. № 1922-р ОАО "Авиабор" включено в перечень объектов особой важности, жизнеобеспечения и повышенной опасности Нижегородской области. На основании выданных и действующих лицензий, ОАО "Авиабор" является предприятием: эксплуатирующим взрывоопасный производственный объект; эксплуатирующим пожароопасный производственный объект; эксплуатирующим химически опасный производственный объект.
По мнению третьего лица, в сложившейся ситуации, мэр г. Дзержинска, являющийся председателем Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, действовал в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Комиссия выполняла задачу обеспечения согласованности действий организаций при решении задач в области предупреждения чрезвычайной ситуации и обеспечения пожарной безопасности.
В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, в судебном заседании объявлялся перерыв до 02.07.2009 г., после чего рассмотрение дела продолжено.
Заслушав доводы лиц, участвующих при рассмотрении дела, изучив и оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "Синтез" осуществляет деятельность по подаче абонентам артезианской и промышленной воды и приему сточных вод. В связи с образовавшейся задолженностью абонентов: ОАО "Авиабор", ООО "Тосол-Синтез-Энерго", ООО "Исида", ООО "Роскомстрой", ЗАО "Завод органических продуктов", за поставляемую воду, заявитель 05.03.2009 г. телефонограммой предупредил, что в случае непогашения задолженности за потребленную воду и услуги по водоотведению в срок до 11.03.2009 г., с 12.03.2009 г. будет введено ограничение подачи артезианской воды. В связи с невыполнением указанных в данной телефонограмме условий, 12.03.2009 г. (л.д. 12) ОАО "Синтез" сообщило вышеперечисленным абонентам (кроме ООО "Тосол-Синтез-Энерго") о введении ограничения подачи артезианской воды с 11 часов 00 мин. 12 марта 2009 года (л.д. 13). В тот же день, то есть 12.03.2009 г. ОАО "Синтез" телефонограммой известило о введении ограничения подачи артезианской воды Начальника управления по г. Дзержинску, ГУ МЧС России по Нижегородской области, мэра г. Дзержинска (л.д. 14).
20 марта 2009 года руководителям ОАО "Авиабор", ООО "Исида", ООО "Роскомстрой", ЗАО "Завод органических продуктов" сообщено об отключении подачи артезианской воды с 9 часов 23.03.2009 г. (л.д. 15). Сообщение об отключении подачи артезианской воды на названные предприятия направлено телефонограммой в адрес Начальника управления по г. Дзержинску, ГУ МЧС России по Нижегородской области, а также мэра г. Дзержинска.
23.03.2009 г. за исх. № 134 Администрацией г. Дзержинска Генеральному директору ОАО "Синтез" направлено уведомление о проведении заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Дзержинска с повесткой дня: "О предпосылках к возникновению чрезвычайной ситуации на территории ОАО "Авиабор".
По итогам проведения заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, принято решение: "Обязать руководство ОАО "Синтез" возобновить подачу воды всем потребителям с 16 часов 00. 24.03.2009 г. (Протокол № 7 от 24.03.2009 г.).
Не согласившись с данным решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, ОАО "Синтез" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 7 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 (в ред. от 10.03.2009 № 219) (далее - Положение) на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) координационным органом единой системы является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления.
В силу пункта 8 названного Положения, образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
В соответствии с Положением о Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации г. Дзержинска, утвержденным Постановлением Администрации г. Дзержинска от 23.01.2004 г. № 118 (далее - Положение), Комиссия является координирующим органом единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и предназначена для предупреждения ЧС, а в случае их возникновения - для обеспечения безопасности и защиты населения, окружающей среды, уменьшения материальных потерь, локализации и ликвидации ЧС (пункт 1.1. Положения).
Согласно пункту 2.1. Положения, к основным задачам Комиссии отнесены, в том числе: обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти Нижегородской области, Администрации г. Дзержинска и организаций при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности; организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности; организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование ЧС.
В соответствии с пунктом 2.2. Положения о Комиссии, к функциям последней отнесены: разработка и планирование проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и обеспечению пожарной безопасности; разработка и вынесение на рассмотрение администрации города проектов решений по вопросам, связанным с предупреждением и ликвидацией ЧС и обеспечением пожарной безопасности, обеспечением промышленной и экологической безопасности.
В силу пункта 2.3 Положения, Комиссия вправе в пределах своей компетенции принимать решения, обязательные для выполнения всеми организациями города.
Из содержания оспариваемого Решения Комиссии от 24.03.2009 г. следует, что Комиссия императивно обязала коммерческую организацию совершить действия, направленные на возобновление подачи воды всем абонентам ОАО "Синтез", которым последнее направляло вышеуказанные уведомления (телефонограммы) и имеющим непогашенную задолженность за подачу воды и прием стоков перед заявителем. Таким образом, Комиссия обязала Общество возобновить оказание услуг, порядок и сроки оказания которых вытекают из гражданско-правовых отношений, договоров.
Между тем, в соответствии с положениями п. 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу положений статьи 2 ГК РФ, договорные и иные обязательства регулирует гражданское законодательство.
В соответствии с положениями статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть... водой применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статьям 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Порядок заключения, изменения, расторжения, прекращения договорных отношений также регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации (главы 27 - 29 ГК РФ) и иными принимаемыми в соответствии с ним правовыми актами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, глава II которых конкретизирует порядок заключения договоров между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентами. Согласно пункту 11 Правил отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Между тем, из Положения о Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации г. Дзержинска, утвержденного Постановлением Администрации г. Дзержинска от 23.01.2004 г. № 118 не следует, что, реализуя свою функцию на разработку и планирование проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и обеспечению пожарной безопасности Комиссия может принимать решения, направленные на установление, изменение, прекращение договорных обязательств, вытекающих из гражданских правоотношений.
В рассматриваемом случае, Комиссия, фактически заменив собой судебные инстанции, без соответствующих к тому правовых оснований, произвольно понудила заявителя совершить определенные действия, регламентируемые гражданским законодательством.
При этом, обоснованием принятия оспариваемого решения, в Протоколе № 7 от 24.03.2009 г. указано: "О предпосылках к возникновению чрезвычайной ситуации на территории ОАО "Авиабор". Однако, как следует из оспариваемого Решения, Комиссия обязала ОАО "Синтез" возобновить подачу воды всем абонентам. Тем самым, Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации г. Дзержинска, принимая оспариваемое решение, не только вышла за рамки предоставленных ей полномочий, но и за пределы вопроса, означенного в повестке проводимого заседания.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" даны определения понятиям чрезвычайной ситуации и предупреждения чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии с положениями пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В рассматриваемой ситуации, Администрация города Дзержинска не представила суду доказательств возможного возникновения аварии, чрезвычайной ситуации, в связи с прекращением подачи ОАО "Синтез" артезианской воды всем абонентам ввиду имеющейся непогашенной задолженности последних. Кроме того, как указала в судебном заседании представитель заявителя, и не оспорено Администрацией г. Дзержинска и третьим лицом - ОАО "Авиабор", ввиду неуплаты задолженности, третьему лицу была прекращена подача артезианской воды, в том время как подача промышленной воды на ОАО "Авиабор" не прерывалась.
Решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации г. Дзержинска от 24.03.2009 г. не содержит каких-либо обоснований. В связи с чем, суд не может сделать вывод, чем же руководствовалась Комиссия, принимая данное оспариваемое решение.
Совершение ОАО "Синтез" действий, направленных на исполнение контрагентами (абонентами) обязательств по оплате предоставленных услуг, без соответствующих к тому предпосылок не может быть расценено как обстоятельство, связанное с реальной возможностью возникновения аварийной либо чрезвычайной ситуации. Тем более, что оценку данным действиям заявителя на предмет их законности либо незаконности, должны давать соответствующие правоохранительные органы и суд.
В связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания рассматривать Решение Комиссии, как мероприятие, проводимое в целях ликвидации угрозы возникновения чрезвычайной ситуации на территории ОАО "Авиабор".
В рассматриваемом случае, чрезвычайная ситуация и угроза ее возникновения Администрацией г. Дзержинска не доказаны, следовательно, довод Администрации города Дзержинска о том, что оспариваемое решение направлено на предотвращение чрезвычайной ситуации, судом отклоняется за необоснованностью.
Кроме того, суд особо отмечает, что меры, направленные на ликвидацию угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, в любом случае должны быть адекватны данной ситуации. В материалы дела, вместе с тем, не представлено документов, позволяющих суду прийти к выводу, что принятие какой-либо иной меры реагирования (кроме императивного обязания ОАО "Синтез" возобновить подачу воды всем абонентам), не могло возыметь желаемого результата.
При отсутствии чрезвычайной, аварийной ситуаций, Комиссия не вправе принимать решения, обязывающие коммерческую организацию совершать какие-либо действия, либо воздержаться от совершения определенных действий в рамках договорных правоотношений с контрагентом.
В соответствии с Положением о порядке установления на территории города особых условий на случай возникновения и распространения эпидемий, природных катаклизмов, других чрезвычайных ситуаций и мерах по их предотвращению от 31.08.2006 г. № 117, утвержденного постановлением Городской Думы г. Дзержинска, полномочия по принятию решений, имеющих силу предписания, обязательного для исполнения, могут быть приданы Комиссии лишь при введении на территории города Особых условий. Только при введении такого режима комиссия принимает решения, обязательные для выполнения всеми организациями города (пункт 1 статьи 11).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 28 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" пункты отсутствуют.

Необоснованной является ссылка Администрации г. Дзержинска на п. ст. 28 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", поскольку факт невыполнения или недобросовестного выполнения ОАО "Синтез" законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не подтверждается материалами дела и не доказан заинтересованным лицом. Кроме того, Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации г. Дзержинска, в силу утвержденного Положения о ней, не является уполномоченным органом, в компетенцию которого входит привлечение к ответственности юридических либо физических лиц за нарушение норм действующего законодательства.
Судом также отклоняется ссылка Администрации г. Дзержинска на отсутствие нарушения оспариваемым Решением от 24.03.2009 г. прав и законных интересов ОАО "Синтез" в сфере осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности. Произвольное вмешательство в хозяйственную деятельность юридического лица, связанное с необоснованным понуждением совершить определенные действия в пользу третьих лиц в рамках гражданско-правовых отношений, не может расцениваться иначе как нарушение прав и законных интересов хозяйствующего субъекта.
Факт исполнения ОАО "Синтез" решения Комиссии от 24.03.2009 г. (Протокол № 7) не влияет на правовую квалификацию оспариваемого решения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Требования Открытого акционерного общества "Синтез" к Администрации г. Дзержинска о признании незаконным Решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г. Дзержинска № 7 от 24.03.2009 г., удовлетворить.
Решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г. Дзержинска № 7 от 24.03.2009 г. признать незаконным, не соответствующим положениям ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", нарушающим права и законные интересы ОАО "Синтез" в сфере осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, и отменить.
2. Взыскать с Администрации г. Дзержинска в пользу ОАО "Синтез" государственную пошлину в размере 2000 руб.
3. Решение вступает в законную силу по истечение 1 месяца с даты принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья
С.Н.СТЕПАНОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru