Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 июля 2009 г. по делу № А43-6453/2009-43-167

Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2009 года.
Решение изготовлено в полном объеме 02 июля 2009 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе: судьи Степановой Светланы Николаевны, при ведении протокола судебного заседания судьей Степановой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Альянс" к Нижегородской таможне о признании незаконным решения Нижегородской таможни о корректировке таможенной стоимости по ГТД 104008010/291108/ПО15196 от 28.01.2009 г.
при участии в заседании представителей:
от заявителя: Широков А.Л., директор, полномочия в деле, Карпычев М.В., доверенность в деле,
от Нижегородской таможни: Ерыкалова Е.П. - доверенность № 91-03-20/05857

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Альянс" (далее - ООО "Бизнес-Альянс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение Нижегородской таможни от 28.01.2009 г. о корректировке таможенной стоимости по грузовой таможенной декларации 104008010/291108/ПО15196.
В судебном заседании представители ООО "Бизнес-Альянс" заявленные требования поддержали в полном объеме.
Основные доводы Общества основаны на положениях ст. 45, 46, 323 Таможенного кодекса Российской Федерации, статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что при принятии оспариваемого решения Нижегородской таможней не доказаны основания, исключающие применение основного метода определения таможенной стоимости товаров; не представлено доказательств наличия признаков недостоверности сведений о цене сделки либо зависимости ее от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости. Вместе с тем, непредставление декларантом тех или иных запрашиваемых таможенным органом документов не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и неоднозначности заявленных в ГТД сведений, тем более, что заявленные сведения были подтверждены документально путем предоставления внешнеторгового контракта, приложения к нему с описанием товаров и их ценой, инвойс, упаковочный лист. Заявитель указывает, что представил в таможенный орган полный пакет документов, предусмотренный приложением № 1 к приказу ФТС РФ № 536 от 25.04.2007 г. Доказательств того, что суммы, указанные в перечисленных документах, не соответствуют действительности, таможенным органом не представлено.
В связи с чем, заявитель просит признать незаконным и отменить вышеназванное решение Нижегородской таможни о корректировке таможенной стоимости.
Представитель Нижегородской таможни с доводами заявителя не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на заявление ООО "Бизнес-Альянс", дополнениях к нему и в судебном заседании, пояснив суду следующее. ООО "Бизнес-Альянс" во исполнение внешнеэкономического контракта, заключенного с фирмой "БУТНЕР ХОЛДИНГ" (США) от 29.03.2007 г. из Турции ввезены товары, предъявленные к таможенному оформлению по ГТД 10408010/291108/По15196: товар № 1 - комплект кондиционера для коммерческих автомобилей в разобранном виде, оборудован вентилятором, не заправлен хладагентом; товар № 2 - двигатели постоянного тока - комплект электрического привода двери для коммерческих автомобилей; товар № 3 - шланги из вулканизированной резины, армированные для хладагента в бухтах. Таможенная стоимость указанных товаров при декларировании определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Для подтверждения заявленной в ГТД таможенной стоимости Обществом были представлены: - коммерческий инвойс от 07.11.2008 г. № 412214; - упаковочный лист; - приложение к договору от 17.11.2008 г. № 790; - договор от 29.03.2007 г. № 001/2007.
В ходе таможенного контроля таможенной стоимости товара таможенным органом установлено несоблюдение условий выпуска товара, предусмотренных п. 1 ст. 149 ТК РФ и обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании сведения могут являться недостоверными, а также величина заявленной таможенной стоимости значительно отличается от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможни. К данным выводам таможня пришла исходя того, что в коммерческих документах (инвойс, спецификация к внешнеторговому контракту, упаковочный лист) отсутствуют сведения о стандартах; подписи продавца в контракте и счете-фактуре отличны по техническому исполнению; по представленному заявлению от 18.07.2008 г. № 178 на перевод - платежному поручению - получателем платежа является отправитель товаров SANDEKS ITHALAT TICARET LTD (Турция), в то время как представленный внешнеторговый контракт заключен с фирмой "БУТНЕР ХОЛДИНГ" (США). Стоимость товара № 1 в расчете на единицу товара, значительно отличается от имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации по однородным и идентичным товарам (кондиционеры ALEX ORIGINAL).
Для осуществления выпуска товаров декларанту было предложено предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей и перенести процедуру определения таможенной стоимости на период после выпуска товара до предоставления документов и сведений. Между тем, декларант указанные Нижегородской таможней документы не представил, не объяснив причины невозможности их предоставления, следовательно, не исполнил обязанность по представлению документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, отказался от корректировки и выразил несогласие уточнить структуру заявленной таможенной стоимости в рамках выбранного метода.
Таким образом, таможенный орган пришел к выводу, что представленные ООО "Бизнес-Альянс" документы не содержат полных и достаточных сведений о товаре. Кроме того, для целей проверки достоверности сведений о таможенной стоимости ввозимых товаров, заявленной в вышеназванной ГТД, таможенным органом были направлены запросы в сторонние организации для получения сведений о стоимости на международном рынке, в том числе для продажи в Россию, ввезенных изделий производства компании ALEX ORIGINAL (Израиль) согласно перечня, представленного декларантом к таможенному оформлению в инвойсе № 412214 от 17.11.2008 г. проведенный анализ сведений, заявленных ООО "Бизнес-Альянс" о стоимости ввезенных товаров и сведений, полученных из сторонних организаций, выявил значительное отличие в меньшую сторону стоимости сделки при покупке ООО "Бизнес-Альянс" у посредника от отпускных цен завода-изготовителя на идентичные артикулы товаров. В связи с чем, таможенная стоимость ввезенных ООО "Бизнес-Альянс" товаров определена в рамках 6 метода на основании прайс-листа производителя. Сумма доначислений таможенных платежей по ГТД уменьшена с 970 000 руб. до 955 000 руб.
Нижегородская таможня, в этой связи просит требования заявителя оставить без удовлетворения.
В судебном заседании в порядке, установленном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, объявлялся перерыв до 01 июля 2009 года, после чего рассмотрение дела продолжено.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, на основании внешнеэкономического контракта от 29.03.2007 г. № 001/2007, заключенного с фирмой BUTTER HOLDINGS LLC (США), Общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товары, которые оформило по ГТД № 10408010/291108/По15196: товар № 1 - комплект кондиционера для коммерческих автомобилей в разобранном виде, оборудован вентилятором, не заправлен хладагентом; товар № 2 - двигатели постоянного тока - комплект электрического привода двери для коммерческих автомобилей; товар № 3 - шланги из вулканизированной резины, армированные для хладагента в бухтах.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости к ГТД Общество представило следующие документы: контракт № 001/2007 от 29.03.2007 г. и приложение к нему с описанием товара и его стоимостью, инвойс № 412214 от 17.11.2008 г. и CMR 034180. В соответствии с товаросопроводительными документами таможенная стоимость была указана в размере 632757,13 руб. и определена по первому методу по стоимости сделки.
Рассмотрев представленные Обществом документы и полагая, что сведения, заявленные декларантом, являются недостоверными и документально не подтвержденными, таможенный орган сделал вывод о том, что по сравнению с товарами того же класса и вида, перемещаемыми в текущем периоде, заявленная ООО "Бизнес-Альянс" стоимость имеет более низкий уровень, и, следовательно, основной метод определения таможенной стоимости не может быть применен.
Таможенным органом в адрес ООО "Бизнес-Альянс" было направлено уведомление от 19.12.2008 г., в котором указывалось: в коммерческих документах (инвойс, спецификация к контракту, упаковочный лист) отсутствуют сведения о стандартах; подписи продавца в контракте и счете-фактуре (инвойсе) отличны по техническому исполнению; цена сделки в расчете на единицу товара, отличается от имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации - идентичным и однородным товарам, оформленным в зоне деятельности Нижегородской таможни - автомобильным кондиционерам производства ALEX ORIGINAL.
Наряду с данным уведомлением Обществом получено требование таможенного органа о внесении обеспечения уплаты таможенных платежей. Также запросом б/н от 19.12.2008 г. у Общества запрошены дополнительные документы и пояснения по указанным позициям а также ценовая информация по ввозимым товарам для подтверждения достоверности заявленных сведений о величине таможенной стоимости.
Уведомлением от 26.12.2008 г. таможенный орган сообщил, что примет решение о таможенной стоимости в течение 3-х дней, а затем в уведомлении от 29.12.2008 г. увеличил сроки контроля еще на 1 месяц.
Вместе с уведомлением Нижегородской таможней составлен дополнительный лист к ДТС-1, в котором указывалось об отказе декларанту в применении первого метода определения таможенной стоимости. Учитывая поступившее от таможенного органа уведомление от 29.12.2008 г. ООО "Бизнес-Альянс" было вынуждено согласиться с выпуском товара под обеспечение, о чем сообщило письмом № 222 от 30.12.2008 г. Впоследствии, 28.01.2009 г. Нижегородской таможней принято окончательное решение по таможенной стоимости, направленное письмом № 05-02-24/01027 от 28.01.2009 г. В соответствии с данным решением сумма доплаты таможенных платежей незначительно уменьшилась и составила 955225 руб. 60 коп.
Не согласившись с данным решением о корректировке таможенной стоимости, ООО "Бизнес-Альянс" обратилось за судебной защитой в Арбитражный суд Нижегородской области.
Согласно положениям статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.
Основные принципы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, определены в статье 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 "О таможенном тарифе" (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - Закон), согласно которой определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации.
Согласно статье 13 Закона таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу Российской Федерации при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации. Таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости: метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами; метод по стоимости сделки с идентичными товарами; метод по стоимости сделки с однородными товарами; метод вычитания; метод сложения; резервный метод.
В силу статьи 15 Закона заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Статья 16 Закона определяет, что таможенный орган Российской Федерации, производящий контроль за правильностью таможенной оценки товара, вправе принимать решение о правильности заявленной декларантом таможенной стоимости товара с учетом положений статьи 15 Закона. При наличии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган Российской Федерации может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости, установленные настоящим Законом, на основании имеющихся у него сведений с корректировкой, осуществляемой в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии со статьей 18 Закона основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.
В пункте 2 статьи 19 Закона приведен исчерпывающий перечень условий, исключающих применение первого метода.
Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, она определяется в соответствии с 5 положениями, установленными статьями 20 и 21 настоящего Закона, применяемыми последовательно.
Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 20 и 21 настоящего Закона, она определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 22 и 23 настоящего Закона, применяемыми последовательно. При определении таможенной стоимости товаров декларант имеет право выбрать очередность применения методов, установленных статьями 22 и 23 Закона.
В случае, когда для определения таможенной стоимости товаров невозможно использовать ни один из указанных выше методов, то таможенная стоимость товаров определяется по резервному методу, установленному статьей 24 Закона.
В силу положений статьи 19 Закона таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 настоящего Закона. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.
В соответствии со статьей 24 Закона, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 19 и 20 - 23 настоящего Закона, таможенная стоимость ввозимых товаров определяется путем использования способов, совместимых с принципами и общими положениями Закона на основе данных, имеющихся в Российской Федерации.
Методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии с настоящей статьей, являются теми же, что и методы, предусмотренные статьями 19 и 20 - 23 настоящего Закона.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 № 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие), поэтому при рассмотрении дела в суде таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих применение основного метода определения таможенной стоимости товара.
По смыслу положений статей 15 и 16 Закона и статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товаров. При необходимости таможенный орган может опровергнуть сведения декларанта и доказать несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами).
Таким образом, обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости.
Суд установил, что Общество в обоснование заявленной таможенной стоимости товаров (по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами) представило в таможенный орган полный пакет документов, перечисленных в приложении № 1 Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, к приказу Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 16.09.2003 № 1022.
В подтверждение сведений о таможенной стоимости товара - комплект кондиционера (товар № 1) (код 841520009 ТН ВЭД), ввезенного ООО "Бизнес-Альянс" на условиях СРТ Н.Новгород и оформляемого по ГТД № 10408010/291108/По15196 декларантом представлены к таможенному оформлению следующие документы: внешнеторговый контракт; спецификация; инвойс; упаковочный лист; дополнение к контракту.
Данные документы содержат достаточную и количественно определенную ценовую информацию о конкретной партии товара; инвойс и упаковочный код содержат информацию о товаре, позволяющую идентифицировать его с конкретной поставкой.
Сведения о недостоверности приведенных документов в деле отсутствуют, претензий к классификации товара у таможенного органа не имелось.
Отсутствие в коммерческих документах сведений о стандартах, которым должен соответствовать товар, не влияет на решение вопроса о таможенной стоимости товара. Положения внешнеторгового контракта № 001/2007 от 29.03.2007 г. в части определения в качестве эталона качества действующих стандартов и иных обязательных нормативов применимы к отношениям между контрагентами - ООО "Бизнес-Альянс" и фирмой BUTTER HOLDINGS LLC (США). Действующее законодательство не устанавливает требований о включении в отгрузочные документы сведений о соответствии товара каким-либо стандартам.
Требование таможенного органа о предоставлении документов, подтверждающих оплату конкретной партии товара, является незаконным и неисполнимым, поскольку по условиям контракта оплата осуществляется на условиях отсрочки платежа.
Что касается довода таможенного органа о наличии у него ценовой информации по идентичным и однородным товарам, существенным образом отличающейся от сведений о стоимости, заявленной ООО "Бизнес-Альянс", суд отмечает следующее.
За основу осуществления расчета обеспечения для выпуска товара взята ГТД 10408090/190808/0006061, по которой ввозился товар иного артикула (кондиционеры ТА 2200), тогда как ООО "Бизнес-Альянс" ввезены полные комплекты кондиционеров ТА 1010 и ТА 2220. Кроме того, по ГТД 10408090/190808/0006061 осуществлялась корректировка таможенной стоимости (графа 43), что исключает возможность применения ИТС 38,28 долл. США за кг. ООО "Бизнес-Альянс" осуществляет ввоз товаров на иных условиях, нежели декларант по ГТД 10408090/190808/0006061 (ООО "Бизнес-Альянс" - условия СРТ - Нижний Новгород; по ГТД 10408090/190808/0006061 - условия EXW - Стамбул). Кроме того, в судебном заседании установлено, что в распоряжении Нижегородской таможни имелась ценовая информация, соответствующая либо незначительно отличающаяся от указанной ООО "Бизнес-Альянс" таможенной стоимости: по ГТД № 10122110/031008/0011446 был ввезен товар такой же, как ввезенный ООО "Бизнес-Альянс" (кондиционер ТА 1010) ИТС 7,02 долл. США за кг.
Из сводной ведомости БД "Мониторинг-Анализ" следует, что за период второго полугодия 2008 года был осуществлен ввоз кондиционеров ALEX ORIGINAL на территорию Российской Федерации по 9 ГТД, однако сведения о конкретных ГТД отсутствуют, равно как отсутствуют сведения на территории какого таможенного органа осуществлялось оформление товара, каковы условия ввоза, не приведены.
Что касается сведений, полученных на электронном носителе от Торгово-промышленной палаты в качестве прайс-листа завода-изготовителя, то суд не может расценивать данные сведения как позволяющие с достоверностью установить ценовые различия товаров. Сведения на компакт-диске не позволяют идентифицировать товар с товаром, ввозимым ООО "Бизнес-Альянс", то есть не содержат информации о данных кондиционерах.
При определении таможенной стоимости товаров по резервному методу с использованием имеющейся ценовой информации одним из основных требований применения указанного метода являются:
- обеспечение максимального подобия сравниваемых товаров;
- использование в качестве основы для определения таможенной стоимости информации, содержащей точное описание товаров: их коммерческие наименования, сведения о фирме-изготовителе, материале, технических параметрах и прочих характеристиках, которые влияют на стоимость данного вида товаров.
Определение таможенной стоимости товаров без учета названных критериев неправомерно. Однако данные требования не были соблюдены таможенным органом.
В связи с чем, суд пришел к выводу, что таможенным органом не представлено доказательств, которые подтверждали бы, что суммы, указанные в перечисленных документах, не соответствуют действительности, а таможенная стоимость товара занижена декларантом.
Исходя из изложенного, суд считает, что таможенный орган не представил достаточных доказательств правомерности непринятия им использованного Обществом основного метода определения таможенной стоимости ввезенного товара и принятия 28.01.2009 г. решения о корректировке таможенной стоимости ввезенного товара.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Требования Общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Альянс" о признании незаконным и отмене решения Нижегородской таможни от 28.01.2009 г. о корректировке таможенной стоимости по ГТД 104008010/291108/ПО15196, удовлетворить.
Решение Нижегородской таможни от 28.01.2009 г. о корректировке таможенной стоимости по ГТД 104008010/291108/ПО15196 признать незаконным и отменить.
2. Взыскать с Нижегородской таможни в пользу ООО "Бизнес-Альянс" государственную пошлину в размере 2000 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение вступает в законную силу по истечении 1 месяца с даты принятия и может быть обжаловано в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья
С.Н.СТЕПАНОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru