Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 29 февраля 2008 г. по делу № 028-08-а

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела № 028-08-а по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", возбужденного по заявлению ООО "Экологические технологии в Прикамье" (614000, г. Пермь, ул. М.Горького, 49, оф. 3) в отношении ОАО "Соликамский магниевый завод" (618541, Пермский край, г. Соликамск, ул. Правды, 9)
в присутствии:
- представителя заявителя ООО "Экологические технологии в Прикамье", а также заинтересованного лица ООО "Научно-производственная фирма "Новые экологические системы" Питкина Вадима Александровича (доверенность имеется в материалах дела);
- представителя ОАО "Соликамский магниевый завод" (далее - ОАО "СМЗ") Карпова Владимира Павловича (доверенность имеется в материалах дела),

установила:

Пермским УФАС России было возбуждено дело № 302-07-а от 08.11.2007 по признакам нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в отношении ОАО "СМЗ" по коллективному заявлению ЗАО "Экомаг", ООО "Экологические технологии в Прикамье" и ООО "Научно-производственная фирма "Новые экологические системы" в отношении ОАО "СМЗ".
В ходе рассмотрения дела № 302-07-а комиссией 25.01.2008 было принято решение о выделении в отдельное производство работы по заявлению ООО "Экологические технологии в Прикамье" - возбуждено дело № 028-08-а.
ООО "Научно-производственная фирма "Новые экологические системы" (далее - ООО "Нэксис") прямых договоров с ОАО "СМЗ" не имеет, но по ходатайству (вх. № 0827-08 от 30.01.2008) привлечено как заинтересованное лицо по делу № 028-08-а.
30.01.2008 в Пермское УФАС России поступило уточненное заявление ООО "Экологические технологии в Прикамье" (вх. № 0826-08 от 30.01.2008).
Суть заявления.
ОАО "СМЗ" 20 декабря 2005 г. уведомило ООО "Экологические технологии в Прикамье" о расторжении договора поставки шламоэлектролитной смеси (далее - ШЭС) № 1438 от 29.04.2003. Начиная с 2005 года ОАО "СМЗ" не пропускало автотранспорт ООО "Экологические технологии в Прикамье" на полигон промышленных отходов ОАО "СМЗ" для загрузки ШЭС.
С 19 апреля 2007 года ОАО "СМЗ" без каких-либо разъяснений и уведомлений в адрес заявителя в одностороннем порядке прекратило исполнять свои обязанности по договору поставки шламоэлектролитной смеси. Заявитель неоднократно обращался к руководству ОАО "СМЗ" о причинах недопуска автотранспорта ООО "Экологические технологии в Прикамье" на полигон промышленных отходов ОАО "СМЗ" (претензия в адрес ОАО "СМЗ" № 42 от 19.04.2007).
ОАО "СМЗ", не пропуская автотранспортные средства ООО "Экологические технологии в Прикамье" на полигон промышленных отходов, создает дискриминационные условия в отношении ООО "Экологические технологии в Прикамье", в то время как ШЭС отгружается третьим лицам с полигона промышленных отходов ОАО "СМЗ".
Таким образом, поскольку ОАО "СМЗ" занимает на рынке реализации отходов магниевого производства доминирующее положение в границах Пермского края, заявитель считает, что указанными действиями ОАО "СМЗ" нарушает антимонопольное законодательство и требования ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно:
- создает дискриминационные условия на рынке реализации отходов магниевого производства.
На заседании комиссии представитель ОАО "СМЗ" Карпов В.П. (доверенность в материалах дела) заявил, что расторжение договора поставки № 1438 от 29.04.2003 с ООО "Экологические технологии в Прикамье" в 2005 году было обусловлено тем фактом, что до подписания данного договора с ООО "Экологические технологии в Прикамье" полигон не прошел экологическую и иные экспертизы, а значит, эксплуатация полигона запрещена.
Заявитель при этом обращает внимание на то, что после прекращения доступа автотранспорта ООО "Экологические технологии в Прикамье" на полигон промышленных отходов ОАО "СМЗ" вело отгрузку ШЭС (флюса хлоркалиевого) третьим лицам, минуя ООО "Экологические технологии в Прикамье".
Изучив представленные материалы и заслушав объяснения сторон, комиссия установила.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции" ОАО "СМЗ" занимает доминирующее положение на рынке реализации шламоэлектролитной смеси (флюса хлоркалиевого), вырабатываемой в процессе магниевого производства.
По данным Пермской торгово-промышленной палаты (вх. № 7190-07/ф от 04.10.2007) в Пермском крае отходы магниевого производства можно приобрести только у двух предприятий - производителей магния - это ОАО "Соликамский магниевый завод" (г. Соликамск) и ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" (г. Березники).
В июле 2007 года ООО "Экологические технологии в Прикамье" был сделан запрос на ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" о рассмотрении возможности поставки ШЭС (флюса хлоркалиевого). В своем ответе ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" (исх. № 08-17/Хк-06 от 17.07.2007) сообщило об отсутствии свободных объемов ШЭС до конца 2007 года.
Пермским УФАС России проведен анализ представленной информации ОАО "СМЗ" и ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" на предмет установления доминирующего положения хозяйствующих субъектов.
Проанализировав объемы реализации ШЭС (флюса хлоркалиевого) ОАО "СМЗ" и ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА", комиссией было установлено, что на рынке реализации шламоэлектролитной смеси (флюса хлоркалиевого), вырабатываемой в процессе магниевого производства, ОАО "СМЗ" занимает доминирующее положение:
- в 2006 году доля ОАО "СМЗ" на указанном рынке составляла - 89,6%, доля ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" - 10,4%;
- в 2007 году доля ОАО "СМЗ" на указанном рынке составляла - 94%, доля ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" - 6%.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и(или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и(или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
2. Между ОАО "СМЗ" и ООО "Экологические технологии в Прикамье" действует договор № 1438 от 29.04.2003 на поставку ШЭС с полигона промышленных отходов ОАО "СМЗ". Срок действия договора в редакции дополнения № 2 от 15.02.2005 - до 01.06.2008.
13 июля 2007 года ООО "Экологические технологии в Прикамье" направило запрос на ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" о рассмотрении возможности поставки ШЭС (флюса хлоркалиевого) в июле-августе 2007 года. В ответе руководства ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" (исх. № 08-17/Хк-06 от 17.07.2007) сообщалось, что свободных объемов ШЭС нет до конца 2007 года.
Единственным видом деятельности ООО "Экологические технологии в Прикамье" является производство удобрений типа "Калимаг", полупродуктов и компонентов для производства средств для борьбы с гололедом. Основным и единственным сырьем для производства данной продукции является ШЭС, т.е. отходы магниевого производства, производителем которых является ОАО "СМЗ".
Комиссия рассмотрела вопрос о схожести и различии товаров с наименованиями: шламоэлектролитная смесь и флюс хлоркалиевый.
Комиссия пришла к выводу, что шламоэлектролитная смесь и флюс хлоркалиевый - это два наименования одного и того же товара - отхода магниевого производства, что подтверждается перепиской между ОАО "СМЗ" и ЗАО "Экомаг" (имеется в материалах дела) о согласовании вывоза товара, в которой указывается данный товар следующим образом: "ШЭС", "ШЭС (флюс хлоркалиевый)" или "флюс хлоркалиевый (ШЭС)" (письма ОАО "СМЗ" № 17-79 от 13.04.2007, № 34 от 20.04.2007, № 17-91 от 25.04.2007, № 17-110 от 24.05.2007, № 17-146 от 04.07.2007 и другие).
Прекращение поставок ШЭС ОАО "СМЗ" может привести к остановке предприятия.
3. ОАО "СМЗ" создает дискриминационные условия для ООО "Экологические технологии в Прикамье" на рынке реализации шламоэлектролитной смеси (флюса хлоркалиевого), вырабатываемой в процессе магниевого производства.
Начиная с 2005 года ОАО "СМЗ" периодически не пропускало автотранспорт ООО "Экологические технологии в Прикамье" на полигон промышленных отходов ОАО "СМЗ" (акты о недопуске на полигон ОАО "СМЗ" автотранспорта ООО "Экологические технологии в Прикамье" от 27.01.2005, 14.02.2005, 01.12.2005, 08.12.2005, 30.01.2006, 03.02.2006, 28.02.2007 и т.д.), а с апреля 2007 года прекратило исполнять свои обязанности по договору поставки ШЭС (акты о недопуске на полигон ОАО "СМЗ" автотранспорта ООО "Экологические технологии в Прикамье" от 19.04.2007, 19.07.2007 и т.д.).
На сегодняшний день из 700000 тонн ШЭС, которые необходимо было поставить по договору № 1438 от 29.04.2003 в редакции дополнения № 2 от 15.02.2005, ОАО "СМЗ" поставило ООО "Экологические технологии в Прикамье" ~= 299254 тонны, следовательно, недопоставлено ШЭС в количестве ~= 400745 тонн.
ООО "Экологические технологии в Прикамье" 16.05.2007 подало иск в Арбитражный суд Пермского края с требованием к ОАО "СМЗ" исполнить свои обязательства по поставкам ШЭС.
ОАО "СМЗ" в свою очередь подало встречный иск о признании договора № 1438 от 29.04.2003 расторгнутым с 20.12.2007.
Арбитражный суд Пермского края своим решением от 31.10.2007 в удовлетворении иска ОАО "СМЗ" отказал, решение Арбитражного суда Пермского края было оставлено в силе Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2007.
Позже Арбитражный суд Пермского края решением от 08.02.2008 удовлетворил иск ООО "Экологические технологии в Прикамье" с требованием к ОАО "СМЗ" исполнить свои обязательства по договору поставки ШЭС № 1438 от 29.04.2003 в редакции дополнения № 2 от 15.02.2005.
После прекращения доступа автотранспорта ООО "Экологические технологии в Прикамье" на полигон промышленных отходов ОАО "СМЗ" вело отгрузку ШЭС (флюса хлоркалиевого) третьим лицам, минуя ООО "Экологические технологии в Прикамье".
Комиссией Пермского УФАС России было установлено, что в течение 2006-2007 гг. ОАО "СМЗ" поставляло флюс хлоркалиевый (ШЭС) с полигона промышленных отходов ОАО "СМЗ" следующим контрагентам:
- договор поставки № 1006 от 19.12.2006 с ОАО "Сильвинит";
- договор поставки № 4б от 19.01.2007 с ОАО "Сильвинит".
Полная информация по договорам с данным контрагентом ОАО "СМЗ" имеется в материалах дела (вх. № 1627-08 от 26.02.2008).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и(или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.
Согласно п. 8 ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
Таким образом, отказываясь поставлять отходы магниевого производства ООО "Экологические технологии в Прикамье", при одновременной поставке указанных отходов третьим лицам, ОАО "СМЗ" создает дискриминационные условия для ООО "Экологические технологии в Прикамье" на рынке реализации шламоэлектролитной смеси (флюса хлоркалиевого), вырабатываемой в процессе магниевого производства.
4. Злоупотребление ОАО "СМЗ" доминирующим положением в форме создания для ООО "Экологические технологии в Прикамье" дискриминационных условий привело к ограничению конкуренции на рынке производства удобрений типа "Калимаг", полупродуктов и компонентов для производства средств для борьбы с гололедом.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 135-ФЗ принят 26.07.2006, а не 27.07.2006.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 27.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать ОАО "Соликамский магниевый завод" нарушившим п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в части создания дискриминационных условий на рынке реализации шламоэлектролитной смеси (флюса хлоркалиевого), вырабатываемой в процессе магниевого производства, для ООО "Экологические технологии в Прикамье", выразившихся в прекращении доступа автотранспорта ООО "Экологические технологии в Прикамье" на полигон промышленных отходов ОАО "СМЗ" для осуществления вывоза ШЭС (флюса хлоркалиевого).
2. Выдать ОАО "Соликамский магниевый завод" предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Передать материалы дела уполномоченному лицу для решения вопроса о привлечении ОАО "Соликамский магниевый завод" к административной ответственности.
Решение изготовлено в полном объеме 14 марта 2008 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия.

Председатель комиссии
М.А.КУДРЯВЦЕВА

Члены комиссии
А.В.ЛЕБЕДЕВА
Ю.М.БОРОДИЧ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru