Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 декабря 2008 г. по делу № А03-11529/2008-2

Арбитражный суд Алтайского края в лице судьи М.Д.В. при ведении протокола судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Регионального управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Алтайскому краю к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю о признании незаконными действий по отказу в принятии к исполнению платежного поручения и приостановлению операций по лицевым счетам,
с участием третьего лица - Б.В.В.,
в присутствии представителей: от заявителя - Б.Г.Н., доверенность от 09.01.2008, К.О.В., доверенность от 17.03.2008, от заинтересованного лица - Б.Н.П., доверенность от 09.01.2008, от третьего лица - не явился,

установил:

региональное управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Алтайскому краю (далее - Управление ФСКН) обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - УФК по Алтайскому краю) о признании незаконными действий по отказу в принятии к исполнению платежного поручения от 13.10.2008 № 2511 и приостановлению операций по лицевым счетам N№ 03204726950, 05204726950, 06204726950, 07204726950.
В обоснование требований заявитель указал, что по исполнительному листу в пользу восстановленного сотрудника Б.В.В. Управлению ФСКН полагалось выплатить 209 373 рубля 84 копейки. Из них 206 373 рубля 84 копейки в счет оплаты времени вынужденного прогула, 3 000 рублей - в счет компенсации морального вреда.
Управление ФСКН 13 октября 2008 г. направило в УФК по Алтайскому краю следующие платежные поручения: № 2510 на сумму 179 544 рубля 84 копейки - на перечисление Б.В.В. в счет оплаты времени вынужденного прогула; № 2511 на сумму 26 829 рублей - на перечисление в бюджет НДФЛ; № 2509 на сумму 3 000 рублей - на перечисление Б.В.В. в счет компенсации морального вреда.
Платежное поручение № 2511 от 13.10.2008 г. на перечисление НДФЛ в сумме 26 829 рублей УФК по Алтайскому краю не исполнило, требуя перечислить эту сумму не в бюджет, а в адрес Б.В.В.
22 октября 2008 года УФК по Алтайскому краю приостановило осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах, имеющихся у Управления ФСКН.
Между тем, по мнению заявителя, действия УФК по Алтайскому краю не соответствуют п.п. 1, 4 ст. 226 НК РФ, согласно которым Управление ФСКН является налоговым агентом и обязано удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Неисполнение этой обязанности налоговым агентом влечет применение санкций в виде штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению (ст. 123 НК РФ).
УФК по Алтайскому краю представило отзыв на заявление, в котором против его удовлетворения возражало, указывая, что в соответствии с п. 1 ст. 6 ФКЗ от 31.12.96 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе в Российской Федерации", п. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для исполнения для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному соблюдению на всей территории Российской Федерации. Нормами действующего законодательства не предусмотрены основания для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, не в полном объеме.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен взыскатель по исполнительному листу - Б.В.В.
В судебном заседании представители заявителя на требованиях настаивали, представитель заинтересованного лица против удовлетворения заявленного требования возражал. Третье лицо в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 22.04.2008 с Управления ФСКН в пользу Б.В.В. взыскана оплата времени вынужденного прогула в сумме 206 373 руб. 84 коп. и компенсация морального вреда в размере 3 000 руб., всего - 209 373 руб. 84 коп.
01.10.2008 в УФК по Алтайскому краю поступил на исполнение исполнительный лист.
Управлением ФСКН сформированы и направлены в УФК по Алтайскому краю следующие платежные поручения: № 2509 на сумму 3 000 рублей - на перечисление Б.В.В. в счет компенсации морального вреда; № 2510 на сумму 179 544 рубля 84 копейки - на перечисление Б.В.В. в счет оплаты времени вынужденного прогула; № 2511 на сумму 26 829 рублей - на перечисление в бюджет НДФЛ.
Письмом от 16.10.08 г. № 11-23/8601 УФК по Алтайскому краю отказало в исполнении платежного поручения № 2511 от 13.10.2008 г. на перечисление НДФЛ в сумме 26 829 рублей, указывая на необходимость перечисления данной суммы не в бюджет, а Б.В.В. (л.д. 82, 83).
В связи с неисполнением в полном объеме исполнительного документа 23 октября 2008 года УФК по Алтайскому краю приостановило осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Управления ФСКН (л.д. 18).
Не согласившись с данными действиями, Управление ФСКН обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд полагает, что требования Управления подлежат удовлетворению в силу следующего.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Согласно ст. 242.3 БК РФ орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета должник одновременно с указанной информацией представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В обоснование своих возражений УФК по Алтайскому краю ссылается на п. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.96 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе в Российской Федерации" и п. 2 ст. 13 ГПК РФ, согласно которым вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для исполнения для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному соблюдению на всей территории Российской Федерации.
Между тем, УФК по Алтайскому краю не учтено следующее: Налоговым кодексом РФ (глава 23) установлена обязанность налогоплательщиков по уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения (ст. 209 НК РФ) признается полученный налогоплательщиком доход. В перечне доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), содержащемся в ст. 217 НК РФ, не предусмотрен такой вид дохода, как оплата за время вынужденного прогула. Следовательно, оплата времени вынужденного прогула, полученная от Управления ФСКН, будет являться для Б.В.В. доходом, подлежащим налогообложению налогом на доходы физических лиц.
В силу п. 1 ст. 226 НК РФ обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ возложена на налогового агента, которым в настоящем случае является Управление ФСКН. Пункт 4 ст. 226 НК РФ предписывает удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.
Таким образом, законодатель связывает обязанность удержания налоговым агентом НДФЛ с фактом выплаты налогоплательщику денежных средств, образующих у последнего доход. При этом не имеет правового значения, выплачиваются эти средства по исполнительному листу, или по иному основанию; добровольно, или принудительно; через органы Федерального казначейства, службу судебных приставов, либо непосредственно на руки налогоплательщику.
Следовательно, должник по исполнительному листу, предусматривающему выплату взыскателю денежной суммы в счет оплаты времени вынужденного прогула, должен удержать из этой суммы НДФЛ. Выплата взыскателю вышеуказанной денежной суммы, уменьшенной на сумму удержанного НДФЛ, будет являться надлежащим исполнением решения суда.
Поскольку Управлением ФСКН не допущено нарушений при исполнении исполнительного документа, приостановление УФК по Алтайскому краю осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника является неправомерным.
Не основан на законе и отказ УФК по Алтайскому краю в принятии к исполнению платежного поручения Управления ФСКН от 13.10.2008 № 2511.
Перечень оснований, по которым орган Федерального казначейства вправе отказать в приеме платежного документа содержится в п. 55 Инструкции о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.12.2002 г. № 142н (далее - Инструкция). Данный перечень является исчерпывающим. Наличие какого-либо из оснований, содержащихся в п. 55 Инструкции, судом не установлено.
Ссылка УФК по Алтайскому краю на нарушение Управлением ФСКН требований, установленных пунктом 54 Инструкции, судом отклоняется ввиду следующего.
Согласно п. 54 Инструкции при оплате денежных обязательств получатель средств представляет в орган Федерального казначейства договор (государственный контракт) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключенный в любой предусмотренной для совершения сделок форме, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма, и документы, подтверждающие возникновение у получателя средств денежных обязательств по оплате за поставленные товары (накладная или акт приемки-передачи), выполненные работы, оказанные услуги (акт выполненных работ, счет), а также иные необходимые для осуществления текущего контроля, установленные федеральными законами, Правительством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств у получателя средств.
Из содержания данного пункта следует, что он регулирует порядок оплаты денежных обязательств, вытекающих из договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг. В свою очередь, обязанность по уплате НДФЛ возникла у Управления ФСКН из прямого указания закона (НК РФ). Кроме того, в нарушение требований ст.ст. 65, 200 АПК РФ УФК по Алтайскому краю не указало, непредставление каких документов послужило основанием для отказа в принятии к исполнению платежного поручения от 13.10.2008 № 2511.
Незаконные действия УФК по Алтайскому краю нарушают права Управления ФСКН в области экономической деятельности, поскольку влекут за собой невозможность осуществления платежей во исполнение обязательств, вытекающих из договоров гражданско-правового характера, что, в свою очередь, влечет за собой применение к Управлению ФСКН штрафных санкций со стороны контрагентов (л.д. 20 - 47).
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ возлагаются на УФК по Алтайскому краю. Поскольку заявителю предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей, указанная сумма подлежит взысканию в федеральный бюджет.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 181, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать действия Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, выразившиеся в отказе в принятии к исполнению платежного поручения Регионального управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Алтайскому краю от 13.10.2008 № 2511, а также действия, выразившиеся в приостановлении осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Регионального управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Алтайскому краю № 03204726950, № 05204726950, № 06204726950, № 07204726950, полностью незаконными как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации и Инструкции о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом, Минфина РФ от 31.12.2002 № 142н.
Взыскать с Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю в доход федерального бюджета РФ 3000 рублей государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru