Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край

title>Обзор консультаций Управления ФНС РФ по Алтайскому краю <(июль - сентябрь 2009 г.): Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов>


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

ОБЗОР КОНСУЛЬТАЦИЙ

(июль - сентябрь 2009 г.):

ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Списание невозможной к взысканию задолженности по
федеральным, региональным и местным налогам и сборам

В действующей редакции Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) признанию безнадежной к взысканию задолженности и ее списанию посвящена статья 59.
В соответствии с п. 1 указанной статьи недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:
- Правительством Российской Федерации - по федеральным налогам и сборам;
- исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями - по региональным и местным налогам.
Непосредственно порядок принятия решения о признании безнадежной к взысканию и списания задолженности изложен, а также приведен перечень необходимых документов, в Приказах Минфина России:
- от 14.09.2005 № 117н "О порядке принятия решения о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, образовавшимся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации" - применяется для признания безнадежной недоимки, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ;
- от 15.06.2005 № 72н "О порядке принятия решения о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, в том числе по суммам налоговых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие налогового кодекса российской федерации взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г., а также задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды российской федерации, числящейся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам" (далее - Приказ № 72н) - применяется в отношении задолженности по налоговым платежам.
Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности по налоговым платежам принимает руководитель налогового органа по месту учета организации (месту жительства физического лица) на основании документов, перечень которых закреплен Приказом № 72н.
В целях реализации статьи 59 Кодекса 12.02.2001 Правительством Российской Федерации утверждено Постановление № 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" (далее - Постановление № 100), согласно которому решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимаются в случае:
а) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
в) смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.
Письмом от 17.08.2007 № 03-01-03/7-94 Минфин России разъяснил, что по федеральным налогам задолженность признается безнадежной и списывается в случае невозможности ее взыскания только по вышеперечисленным основаниям.
Порядок списания задолженности по региональным налогам, пеням и штрафам на территории Алтайского края установлен Постановлением Администрации Алтайского края от 15.08.2008 № 335 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по региональным налогам". Фактически, указанное Постановление дублирует Постановление № 100, и при его принятии не была использована возможность, предоставленная письмом Минфина России от 26.12.2008 № 03-01-10/5-148, по дополнению списка оснований для признания задолженности безнадежной ко взысканию, как это было сделано в других регионах. Например, Правительство Омской области помимо оснований, указанных в Постановлении № 100, в своем Постановлении отразило еще одно: "наличие судебного решения, вступившего в законную силу, которым установлено, что налоговым органом утрачено право на взыскание причитающихся к уплате сумм налога, пеней и штрафов как в бесспорном, так и в судебном порядке" <*>. Таким образом, территориальные органы Федеральной налоговой службы в Омской области спишут задолженность по региональным налогам, если налогоплательщиком будет представлено судебное решение, из которого следует, что налоговые органы не вправе взыскивать недоимку из-за пропуска сроков.
--------------------------------
<*> Постановление Правительства Омской области от 20.11.2007 № 174-п.

Однако, необходимо отметить, что подобным основанием дополнены постановления о списании региональных и местных налогов всего в нескольких регионах Российской Федерации.
Издание же нормативных актов в отношении местных налогов относится к компетенции местных органов власти соответствующих муниципальных образований.
Более полную информацию об основаниях признания безнадежной к взысканию и списанию задолженности по местным налогам можно получить в налоговых инспекциях по месту учета.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru