МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ТРУДА
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2009 г. № 62
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ТРУДА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 28.11.2005 № 1
В целях совершенствования работы по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов министерство социального развития и труда Астраханской области постановляет:
1. Внести в Постановление
министерства социального развития и труда Астраханской области от 28.11.2005 № 1 "Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения Астраханской области" (далее - постановление) следующие изменения:
1.1. Пункт 1
постановления изложить в следующей редакции:
"Утвердить прилагаемые: государственные стандарты социального обслуживания населения Астраханской области; критерии
оценки возможности самостоятельного жизнеобеспечения граждан и порядок их применения".
1.2. В государственном стандарте
социального обслуживания населения Астраханской области "IV. Социальные нормативы обеспечения отдельными учреждениями социального обслуживания населения и численности работников отделений социального обслуживания на дому", утвержденном постановлением, (далее - государственный стандарт IV):
- наименование
государственного стандарта IV изложить в новой редакции:
"IV. Социальные нормативы обеспечения отдельными учреждениями социального обслуживания населения, численности и нагрузки работников отделений социального обслуживания на дому";
- пункт 1
изложить в новой редакции:
"1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает нормативы обеспечения отдельными учреждениями социального обслуживания населения, численности и нагрузки работников отделений социального обслуживания на дому.";
- название пункта 2
государственного стандарта IV изложить в новой редакции:
"2. Нормативы обеспечения отдельными учреждениями социального обслуживания, численности и нагрузки работников отделений социального обслуживания на дому.";
- подпункт Б пункта 2
государственного стандарта IV изложить в следующей редакции:
"Б. Нормативы численности и нагрузки работников отделений социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
+------+--------------------------+----------------------+----------------+
¦ № п/п¦ Наименование должности ¦ Городская местность ¦ Сельская ¦
¦ ¦ ¦ ¦ местность ¦
¦ ¦ ¦ ¦ или городской ¦
¦ ¦ ¦ ¦ сектор, не ¦
¦ ¦ ¦ ¦ имеющий ¦
¦ ¦ ¦ ¦ коммунально- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ бытового ¦
¦ ¦ ¦ ¦благоустройства ¦
+------+--------------------------+----------------------+----------------+
¦ Нормативы численности ¦
+------+--------------------------+----------------------+----------------+
¦ 1. ¦ Заведующий отделением ¦ 1 на 15 социальных ¦ 1 на 12 ¦
¦ ¦ ¦ работников ¦ социальных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ работников ¦
+------+--------------------------+----------------------+----------------+
¦ Нормативы нагрузки ¦
+------+--------------------------+----------------------+----------------+
¦ 2. ¦ Социальный работник ¦ 64 балла ¦ 40 баллов ¦
+------+--------------------------+----------------------+----------------+
Нормативы нагрузки социальных работников отделений социального обслуживания на дому устанавливаются в баллах исходя из оценки возможности самостоятельного жизнеобеспечения граждан, находящихся на надомном социальном обслуживании, в соответствии с критериями оценки самостоятельного жизнеобеспечения граждан и порядком их применения, утвержденными настоящим Постановлением.
Частота посещений граждан, находящихся на надомном социальном обслуживании, должна составлять не менее 2 раз в неделю.".
1.3. В государственном стандарте
социального обслуживания населения Астраханской области "V. Критерии оценки деятельности комплексных центров социального обслуживания населения", утвержденного постановлением (далее - государственный стандарт V):
- подпункт 1.2 пункта 1
изложить в следующей редакции:
"1.2. Сравнение фактической нагрузки одного отделения с нормативной
Показатель является относительным, выражается в процентах и позволяет сравнить фактическую нагрузку, выполняемую одним отделением, с нормативной. Рассчитывается в отдельности для городской и сельской местности с учетом того, что средняя нормативная нагрузка на одно отделение социального обслуживания на дому составляет 960 баллов в городе (64 балла x 15 социальных работников) и 480 в сельской местности (40 баллов x 12 социальных работников).
Ф
Т = ------- x 100%
Н
где:
Т - показатель сравнения фактической нагрузки на одно отделение социального обслуживания на дому с нормативной (в %);
Ф - фактическая нагрузка, выполняемая отделением (в баллах);
Н - нормативная нагрузка на одно отделение.
Для оценки деятельности отделений социального обслуживания на дому в целом полученные показатели T суммируются, полученная сумма делится на число отделений. Полученный показатель T (общ) оценивается по следующей шкале:
+---------------------------------------+---------------------------------+
¦ Значение T (общ) ¦ Баллы ¦
+---------------------------------------+---------------------------------+
¦ Ниже 80 ¦ 4 ¦
¦ 80 - 90 ¦ 6 ¦
¦ 90 - 99 ¦ 8 ¦
¦ 100 ¦ 10 ¦
¦ 101 - 110 ¦ 8 ¦
¦ 111 - 120 ¦ 6 ¦
¦ Свыше 120 ¦ 4 ¦
+---------------------------------------+---------------------------------+
Отклонение показателя в сторону увеличения от нормативного (оптимального) своего значения (100%) свидетельствует об увеличении нагрузки на социальных работников, что может отрицательно сказываться как на качестве предоставляемых услуг, так и на управлении отделением. В свою очередь, снижение показателя ниже нормы указывает на не используемые резервы в работе отделения.";
- подпункт 1.3 пункта 1
государственного стандарта V изложить в следующей редакции:
"1.3. Средняя нагрузка на социальных работников
Показатель средней нагрузки на одного социального работника определяется по формуле:
Ф
R = --------
S
где: R - средний показатель нагрузки на одного социального работника в отделении,
S - фактическая численность социальных работников в одном отделении;
Ф - фактическая нагрузка, выполняемая одним отделением (в баллах).
Для оценки средней нагрузки на одного социального работника в целом полученные показатели R суммируются, полученная сумма делится на число отделений социального обслуживания на дому. Полученный показатель R (общ) оценивается по следующей шкале:
+-------------------------------------+-----------------------------------+
¦ Значение R (общ) ¦ Баллы ¦
+-------------------------------------+-----------------+-----------------+
¦ ¦ город ¦ село ¦
¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+-----------------+-----------------+
¦ Свыше 72 ¦ 6 ¦ ¦
¦ 64 - 72 ¦ 8 ¦ ¦
¦ 64 ¦ 10 ¦ ¦
¦ 56 - 64 ¦ 8 ¦ ¦
¦ 56 - 48 ¦ 6 ¦ 6 ¦
¦ 48 - 40 ¦ ¦ 8 ¦
¦ 40 ¦ ¦ 10 ¦
¦ 40 - 32 ¦ ¦ 8 ¦
¦ Менее 32 ¦ ¦ 6 ¦
+-------------------------------------+-----------------+-----------------+
Исходя из того, что оптимальной нагрузкой на социальных работников в городской местности является 64 балла, а в сельской - 40 баллов, значительные отклонения этого показателя в сторону увеличения могут отрицательно влиять на качество обслуживания. Снижение этого значения относительно оптимального свидетельствует о возможности принятия на надомное обслуживание дополнительного числа нуждающихся лиц.".
2. Департаменту социального обслуживания и методологии мер социальной поддержки (Пронин А.В.):
2.1. Довести настоящее Постановление до сведения территориальных комплексных центров социального обслуживания населения (далее - комплексные центры).
2.2. В двухдневный срок направить настоящее Постановление для официального опубликования в агентство связи и массовых коммуникаций Астраханской области.
2.3. В установленные сроки направить настоящее Постановление в Управление министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области, информационные агентства "ГАРАНТ" и "КонсультантПлюс" для включения в электронную базу данных.
3. Директорам комплексных центров до 1 января 2010 года провести организационные мероприятия по приведению деятельности отделений социального обслуживания на дому в соответствие с настоящим Постановлением.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя министра Тихонову Л.Г.
5. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2010 года.
Министр
Е.А.ЛУКЬЯНЕНКО
Приложение
к Постановлению министерства
социального развития и труда
Астраханской области
от 20 октября 2009 г. № 62
КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГРАЖДАН И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
1. Оценка возможности самостоятельного жизнеобеспечения граждан определяется по следующим критериям:
- способность к самообслуживанию;
- условия проживания;
- семейный статус;
- наличие объектов инфраструктуры.
2. Таблица оценки возможности самостоятельного жизнеобеспечения
граждан, находящихся на надомном социальном обслуживании
+---+---------------------------+-----------------------------+-----------+
¦№ ¦ Критерий ¦ Выраженность критерия ¦ Оценка в ¦
¦п/п¦ ¦ ¦ баллах ¦
+---+---------------------------+-----------------------------+-----------+
¦1. ¦Способность к ¦ а) значительно утрачена ¦ 3 ¦
¦ ¦самообслуживанию ¦ б) частично утрачена ¦ 2 ¦
¦ ¦(рекомендации по ¦ в) в основном сохранена ¦ 1 ¦
¦ ¦определению способности ¦ ¦ ¦
¦ ¦граждан к ¦ ¦ ¦
¦ ¦самообслуживанию ¦ ¦ ¦
¦ ¦приведены в таблице 3
) ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+-----------------------------+-----------+
¦2. ¦ Условия проживания ¦а) полное отсутствие ¦ 3 ¦
¦ ¦ ¦коммунально-бытовых удобств ¦ ¦
¦ ¦ ¦б) наличие частичных ¦ 2 ¦
¦ ¦ ¦коммунально-бытовых удобств ¦ ¦
¦ ¦ ¦в) наличие всех коммунально- ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦бытовых удобств ¦ ¦
+---+---------------------------+-----------------------------+-----------+
¦3. ¦ Семейный статус ¦а)одинокий; ¦ 3 ¦
¦ ¦ ¦б) одиноко проживающий ¦ 2 ¦
¦ ¦ ¦гражданин, имеющий ¦ ¦
¦ ¦ ¦родственников в другом ¦ ¦
¦ ¦ ¦населенном пункте области; ¦ ¦
¦ ¦ ¦в) одиноко проживающий ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦гражданин, имеющий ¦ ¦
¦ ¦ ¦родственников, проживающих в ¦ ¦
¦ ¦ ¦том же населенном пункте ¦ ¦
+---+---------------------------+-----------------------------+-----------+
¦4. ¦ Наличие объектов ¦а) в данном населенном ¦ 3 ¦
¦ ¦ инфраструктуры ¦пункте отсутствуют; ¦ ¦
¦ ¦ (магазины, аптеки и пр.) ¦б) находятся на значительном ¦ 2 ¦
¦ ¦ ¦расстоянии от места ¦ ¦
¦ ¦ ¦проживания; ¦ ¦
¦ ¦ ¦в) находятся вблизи от места ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦проживания; ¦ ¦
+---+---------------------------+-----------------------------+-----------+
Оценка возможности самостоятельного жизнеобеспечения гражданина определяется путем суммирования баллов по каждому критерию.
3. Рекомендации по определению способности
граждан к самообслуживанию
+-----------------+------------------+------------------+-----------------+
¦ баллы, ¦ 3 ¦ 2 ¦ 1 ¦
¦ показатели ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------------------+------------------+-----------------+
¦1. Способность ¦ Нуждается в ¦ Нуждается в ¦ Питается ¦
¦ к ¦помощи при приеме ¦ помощи ¦ самостоятельно ¦
¦самостоятельному ¦ пищи ¦при приготовлении ¦ ¦
¦ питанию ¦ ¦ пищи ¦ ¦
+-----------------+------------------+------------------+-----------------+
¦2.Способность к ¦ Моется только с ¦Требуется помощь ¦ Моется ¦
¦ мытью тела ¦ посторонней ¦при подготовке к ¦ самостоятельно ¦
¦ ¦ помощью ¦ мытью ¦ ¦
+-----------------+------------------+------------------+-----------------+
¦3. Способность к ¦ Умывается с ¦ Испытывает ¦ Умывается ¦
¦ умыванию ¦ посторонней ¦ затруднения при ¦самостоятельно, ¦
¦ ¦ помощью ¦умывании, чистке ¦ в том числе ¦
¦ ¦ ¦ зубов, бритье, ¦бреется, чистит ¦
¦ ¦ ¦ причесывании ¦ зубы ¦
+-----------------+------------------+------------------+-----------------+
¦4. Способность к ¦Самостоятельно не ¦ Нуждается в ¦ Одевается ¦
¦ одеванию ¦ одевается ¦ помощи ¦ самостоятельно ¦
¦ ¦ ¦ при одевании ¦ ¦
+-----------------+------------------+------------------+-----------------+
¦5. Наличие ¦ Не контролирует ¦ Контроль снижен ¦ Контроль ¦
¦ контроля акта ¦ ¦ ¦ сохранен ¦
¦ дефекации, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ мочеиспускания ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------------------+------------------+-----------------+
¦6. Способность ¦ Может ¦ - ¦ Пользуется ¦
¦ пользоваться ¦ пользоваться ¦ ¦ самостоятельно ¦
¦ туалетом ¦ только с ¦ ¦ ¦
¦ ¦ посторонней ¦ ¦ ¦
¦ ¦ помощью ¦ ¦ ¦
+-----------------+------------------+------------------+-----------------+
¦7. Способность к ¦ Передвигается в ¦ Передвигается в ¦ Самостоятельно ¦
¦ передвижению ¦пределах комнаты ¦ пределах дома ¦ может ¦
¦ ¦ ¦ (квартиры) ¦передвигаться на ¦
¦ ¦ ¦ ¦расстояние более ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 50 метров ¦
+-----------------+------------------+------------------+-----------------+
¦8. Способность к ¦ Не может ¦ Нуждается в ¦ Поднимается ¦
¦ подъему по ¦ подниматься по ¦ помощи ¦ самостоятельно ¦
¦ лестнице ¦ лестнице ¦ ¦ ¦
+-----------------+------------------+------------------+-----------------+
¦9. Способность к ¦ Работу по дому ¦ Самостоятельно ¦ Самостоятельно ¦
¦ поддержанию ¦ самостоятельно ¦ может выполнять ¦может выполнять ¦
¦порядка и чистоты¦ выполнять не ¦ только мелкую ¦ работу по дому ¦
¦ ¦ может ¦ работу по дому, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ нуждается в ¦ ¦
¦ ¦ ¦ посторонней ¦ ¦
¦ ¦ ¦помощи при уборке ¦ ¦
+-----------------+------------------+------------------+-----------------+
¦10. Способность к¦ Не может ¦ Нуждается в ¦ Заполняет ¦
¦ заполнению ¦ заполнять ¦ помощи при ¦ самостоятельно ¦
¦ документов (на ¦ самостоятельно ¦ заполнении ¦ ¦
¦ оплату ¦ ¦ ¦ ¦
¦ коммунальных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ услуг и т.п.) ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+------------------+------------------+-----------------+
Способность гражданина к самообслуживанию определяется по сумме баллов соответствующих показателей по следующей шкале:
+------------------------------------+------------------------------------+
¦ Сумма баллов ¦ Способность к самообслуживанию ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
¦ 15 и меньше ¦ В основном сохранена ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
¦ 16 - 24 ¦ Частично утрачена ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
¦ 24 и больше ¦ Значительно утрачена ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
4. Порядок применения критериев оценки возможности
самостоятельного жизнеобеспечения граждан
Оценка возможности самостоятельного жизнеобеспечения граждан (далее - оценка жизнеобеспечения) проводится комиссией по оценке жизнеобеспечения граждан (далее - комиссия), состав которой утверждается приказом директора комплексного центра. Решение комиссии оформляется протоколом.
Оценка жизнеобеспечения выражается в баллах и может составлять от 4 до 12 баллов.
При изменении одного (или нескольких) критериев оценка жизнеобеспечения гражданина пересматривается также комиссией.
При приеме на надомное социальное обслуживание одинокой супружеской пары или гражданина, проживающего с родственником, который по объективным причинам не может обеспечить помощь и уход (преклонный возраст, инвалидность, болезнь и т.п.), для оценки жизнеобеспечения применяется коэффициент 1.5.
В исключительных случаях комиссией может быть принято решение об увеличении баллов оценки жизнеобеспечения отдельного гражданина, обслуживание которого осложнено характерологическими особенностями.
В этом случае в работе комиссии в обязательном порядке должны принять участие директор комплексного центра и представитель территориального органа министерства.