Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 декабря 2008 г. по делу № А12-8081/2008

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 11 декабря 2008 года
Арбитражный суд Волгоградской области в составе
председательствующего судьи Пономарева А.В.,
судей Калашниковой О.И., Романова С.П.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Пономаревым А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению
Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры
к администрации Волгограда
третьи лица - Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору, департамент городского хозяйства администрации Волгограда
о признании недействующим Постановления администрации Волгограда № 2782 от 29.12.2005 г.
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя - Х., представитель по доверенности № 38-5-2007 от 15.01.2007 г.;
от администрации Волгограда - П., представитель по доверенности № 05/ИД-13 от 27.02.2008 г.;
от третьих лиц:
Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору - М., представитель по доверенности от 24.03.2008 г.
департамента городского хозяйства администрации Волгограда - К. представитель по доверенности № ДГХ/06-05д от 07.04.2008 г.

установил:

заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании несоответствующим статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статье 5 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и не действующим Постановление администрации Волгограда от 29.12.2005 г. № 2782 "О нормах образования отходов от предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006 - 2010 г.г.".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.07.2008 г. в удовлетворении требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из того, что оспариваемое постановление определяет ориентиры для субъектов предпринимательской деятельности при заключении договоров на оказание услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов, в случае, если для таких субъектов не утверждены в установленном законодательством РФ порядке нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, то есть, дает рекомендации для ситуации, которая урегулирована нормами федерального законодательства. Оно не обязывает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, применять данные нормы и не исключает их обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Предложенные нормы образования твердых отходов не обязательны к применению и имеют рекомендательный характер. Тем самым, отсутствуют достаточные доказательства, подтверждающих факт нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: одни и те же слова "не только" повторяются дважды.

В официальном тексте документа, видимо, допущен пропуск текста, восстановить по смыслу который не представляется возможным.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.10.2008 г. решение суда первой инстанции было отменено, как принятое с нарушением норм материального права. Кассационная инстанция указала, что при новом рассмотрении суд установить соответствие оспариваемого нормативного правового акта не только не только нормативным правовым актам указанным в заявлении но и другим нормативным правовым актам регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу. Указала на необходимость устранения указанных недостатков, полного и всестороннего исследования доводов сторон и представленных сторонами доказательств.
В судебном заседании заявитель требования поддержал.
Администрация Волгограда (далее - Администрация) с требованиями не согласилась и просила в их удовлетворении отказать. Считает оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает чьих либо прав и не устанавливает требований не предусмотренных законом.
Определением суда для участия в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору, департамент городского хозяйства администрации Волгограда.
3-е лицо - Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору полагает, что требования подлежат удовлетворению.
3-е лицо - департамент городского хозяйства администрации Волгограда считает, в удовлетворении требований следует отказать.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд считает требования подлежат удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 29.12.2005 администрация города Волгограда приняла Постановление № 2782 "О нормах образования твердых отходов от предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006 - 2010 г.г.", которым утвердила нормы образования твердых отходов от предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006 - 2010 г.г.
Пунктом 1 названного постановления организациям, оказывающим услуги по вывозу и размещению отходов, рекомендовано заключать договоры на оказание услуг в соответствие с лимитами на размещение отходов, утвержденными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для конкретного предприятия.
В пункте 2 постановления индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, не имеющим в установленном законодательством Российской Федерации порядке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также утвержденных и выданных им лимитов на размещение отходов до момента их утверждения, рекомендовано при заключении договоров на оказание услуг по сбору, вывозу и размещению твердых бытовых отходов руководствоваться нормами образования отходов при осуществлении конкретного вида деятельности предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006 - 2010 г.г. в соответствии с приложением к Постановлению от 29.12.2005 № 2782.
В приложении приведены рекомендуемые нормы образования твердых отходов от предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006 - 2010 г.г. с указанием наименования объекта образования отходов (предприятия бытового обслуживания, гостиницы и общежития, медицинские учреждения, объекты автоуслуг и т.д.), а также единицы измерения, среднегодовой нормы накопления.
Согласно части 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Считая, что регулирование указанного вопроса относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура обратилась с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды установлены пунктом 3 статьи 7 названного Федерального закона.
Согласно статье 2 Устава города-героя Волгограда Волгоград является городским округом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 названного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относятся:
- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
- организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичные полномочия прописаны и в подпунктах 14 и 26 пункта 1 статьи 5 Устава города-героя Волгограда (л.д. 30).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 3 названной статьи определены полномочия органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами, к которым относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.
Уполномоченным территориальным органом исполнительной власти является Управление по технологическому и экологическому надзору по Волгоградской области - Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору.
Кроме этого, в соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении местного самоуправления находится организация утилизации и переработки бытовых отходов, а в соответствии с подпунктами 11 и 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Таким образом, из положений названных норм следует, что полномочия органов местного самоуправления городских округов по изданию нормативных правовых актов ограничиваются вопросами организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, полномочиями по утверждению нормативов образования твердых отходов от предприятий, учреждений и организаций органы местного самоуправления городских округов не обладают.
Оспариваемое Постановление администрации Волгограда от 12.12.2007 г. № 2782 "О нормах образования твердых отходов от предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006 - 2010 гг.", затрагивает права и законные интересы предпринимателей и организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг, а также учреждений, в процессе которой образуются отходы, так как устанавливает единые среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов для всех субъектов, без учета особенностей осуществления деятельности и объемов реализуемой продукции. Указанные особенности в объемах образующихся отходов должны быть учтены в разрабатываемых предприятиями, учреждениями и организациями проектах нормативах образования отходов, а не устанавливаться нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Так. ГУЗ "Волгоградский областной противотуберкулезный диспансер № 2" г. Волгограда не имея утвержденных в установленном законе порядке лимитов на размещение отходов заключила договор с МУП "Автокоммунтранс" на оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов от 29.01.2007 г. ГУ "ВОПТД № 2". Согласно п. 4.1 указанного договора стоимость работ по договору на обслуживание объектов ГУЗ "ВОПТД № 2" рассчитывается, исходя из норм накопления отходов от предприятий в куб. м., утвержденных администрацией г. Волгограда Постановлением. 29.12.2005 г. N 2782 "О нормах образования твердых отходов от предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006 - 2010 гг.".
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона "Об отходах юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатываются проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяется Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"). Нарушение указанных требований образует состав административного правонарушения (ст. 8.1 КоАП РФ) и является основанием для привлечения к административной ответственности. Оспариваемое постановление фактически легализует осуществление хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц без обязательной разработки проектов нормативов образования отходов, утверждения лимитов на их размещение.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое Постановление противоречит соответствующим положениям Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не носит рекомендательный характер и в силу правовой природы обязателен к исполнению.
Правовая позиция подтверждена выводами кассационной инстанции в постановлении от 21.10.2008 г. по настоящему делу.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признании несоответствующим статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статье 5 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и не действующим Постановление администрации Волгограда от 29.12.2005 г. № 2782 "О нормах образования отходов от предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006 - 2010 г.г.".
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в одномесячный срок.

Председательствующий судья
ПОНОМАРЕВ А.В.

Судьи
КАЛАШНИКОВА О.И.
РОМАНОВ С.П.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru