ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ДУМА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ШУЯ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА
РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2008 г. № 67
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ШУЯ ДО 2010 ГОДА"
Заслушав и обсудив проект городской целевой программы "Развитие муниципальной системы образования городского округа Шуя до 2010 года", городская Дума решила:
1. Утвердить городскую целевую программу
"Развитие муниципальной системы образования городского округа Шуя до 2010 года" (Приложение № 1).
2. Утвердить план мероприятий по реализации городской целевой программы
"Развитие муниципальной системы образования городского округа Шуя до 2010 года" (Приложение № 2 - не приводится).
3. Администрации городского округа Шуя при формировании бюджетов 2009 - 2010 гг. предусматривать денежные средства на реализацию данной программы
.
4. Настоящее решение вступает в силу с момента принятия.
Глава городского округа Шуя
А.А.МАСЛОВ
Председатель
Думы городского округа Шуя
Е.Б.КОРЗЕНЕВ
Приложение № 1
к решению
Думы городского округа Шуя
от 25.06.2008 № 67
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ШУЯ ДО 2010 ГОДА"
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Наименование программы¦Целевая программа "Развитие муниципальной системы¦
¦ ¦образования городского округа Шуя до 2010 года" ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в
виду Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", изложенный в новой
редакции Федеральным законом от 13.01.1996 № 12-ФЗ.
¦Основание для¦- Пункт 2 статьи 1 Закона РФ "Об образовании" от¦
¦разработки Программы ¦13.01.1996 № 12-ФЗ. ¦
¦ ¦- Национальная доктрина образования в Российской¦
¦ ¦Федерации. ¦
¦ ¦- Концепция модернизации Российского образования¦
¦ ¦на период до 2010 года (приказ Министерства¦
¦ ¦образования РФ от 11.02.2002 № 393). ¦
¦ ¦- Концепция федеральной целевой программы развития¦
¦ ¦образования на 2006 - 2010 годы (распоряжение¦
¦ ¦Правительства РФ от 03.09.2005 № 1340-р) ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Заказчик Программы ¦Глава городского округа Шуя ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Основные разработчики¦Отдел образования администрации городского округа¦
¦программы ¦Шуя ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Основные задачи¦- Обеспечение условий для реализации равных прав¦
¦программы ¦граждан на образование в учреждениях муниципальной¦
¦ ¦системы образования. ¦
¦ ¦- Реализация содержания образования,¦
¦ ¦соответствующего современному российскому и¦
¦ ¦мировому уровню техники, науки, культуры. ¦
¦ ¦- Обеспечение контроля качества образования. ¦
¦ ¦- Развитие, разработка и реализация информационных¦
¦ ¦образовательных технологий и методов обучения. ¦
¦ ¦- Развитие материально-технической базы учреждений¦
¦ ¦образования ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Сроки и этапы¦2008 - 2009 г. г.: этап реализации программы, ее¦
¦реализации программы ¦корректировка с учетом изменений¦
¦ ¦социально-экономических условий РФ, региона и¦
¦ ¦муниципального округа Шуя в частности; ¦
¦ ¦2010 г.: подведение итогов, определение перспектив¦
¦ ¦развития муниципальной системы образования на¦
¦ ¦следующий период ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Администратор ¦- Отдел образования администрации городского¦
¦муниципальной целевой¦округа Шуя ¦
¦программы ¦ ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Исполнители программы¦- Отдел образования администрации городского¦
¦и основных мероприятий¦округа Шуя. ¦
¦ ¦- Отдел капитального строительства администрации¦
¦ ¦городского округа Шуя ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Объем и источники¦Общий объем ассигнований на финансирование¦
¦бюджетного ¦Программы составляет 232262,1 тыс. руб., из них: ¦
¦финансирования +--------+---------+---------+-----------+---------+
¦программы ¦ Годы ¦Городской¦Областной¦Федеральный¦ ВСЕГО ¦
¦ ¦ ¦ бюджет ¦ бюджет ¦ бюджет ¦ ¦
¦ +--------+---------+---------+-----------+---------+
¦ ¦2008 год¦ 23392,7¦ 7096,8¦ 3000,0¦ 33489,5¦
¦ +--------+---------+---------+-----------+---------+
¦ ¦2009 год¦ 28438,7¦ 61783,9¦ 2000,0¦ 92222,6¦
¦ +--------+---------+---------+-----------+---------+
¦ ¦2010 год¦ 31050,0¦ 75500,0¦ - ¦ 106550,0¦
+----------------------+--------+---------+---------+-----------+---------+
¦Система организации¦Контроль осуществляет отдел экономики и торговли¦
¦контроля над¦администрации городского округа Шуя, основываясь¦
¦исполнением программы ¦на результатах постоянного мониторинга качества ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Ожидаемые результаты ¦Сохранение и развитие муниципальной системы¦
¦ ¦образования, соответствующей социальным и¦
¦ ¦экономическим потребностям развития города,¦
¦ ¦страны, запросам личности, общества, государства ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
II. Пояснительная записка целевой программы
"Развитие муниципальной системы образования
городского округа Шуя до 2010 года"
Целевая программа развития муниципальной системы образования (далее - Программа) является организационной основой политики администрации городского округа Шуя в области образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития муниципальной системы образования и меры ее реализации. Программа развития является основным документом для всех образовательных учреждений города, который определяет концептуальные основы и принципы предстоящих действий учреждений по основным направлениям развития образования городского округа Шуя.
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются следующие документы:
- концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, принятая на заседании Правительства Российской Федерации (распоряжение от 03.09.2005 № 1340-р);
- приоритетный национальный проект "Образование";
- региональная программа развития образования.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются сохранение и развитие муниципальной системы образования, соответствующей социальным и экономическим потребностям развития города, страны, запросам личности, общества, государства.
Программа имеет долговременный характер и направлена на удовлетворение потребностей широких слоев населения города в улучшении условий предоставления образовательных услуг.
Приведенный в Программе материал может редакционно изменяться в процессе развития и реализации настоящей Программы в соответствии с действующим Порядком разработки и реализации муниципальных целевых программ.
III. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом
Образовательный процесс в городе в течение 2001 - 2006 г. г. строился с учетом изменений целей образования и задач, поставленных Правительством Российской Федерации в "Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г.", утвержденной 21.12.2001.
Основными приоритетными направлениями в работе отдела образования с 2001 года являлись:
- укрепление материально-технической базы учреждений образования;
- предоставление качественного непрерывного образования;
- сохранение и развитие сети образовательных учреждений и системы дополнительного образования детей;
- обеспечение гигиенических основ образовательного процесса и охрана жизни детей, ориентация учреждений образования на приоритетность здоровьесберегающих технологий;
- усиление межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей;
- профилактика социального сиротства.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: перед словами "стаж работы" пропущено слово "имеют".
Процессы, происходящие в обществе и самой системе образования, не могли не сказаться на кадровом потенциале образовательных учреждений города. Число учителей в общеобразовательных школах на 01.12.2005 составило 384 человека, воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях - 292, педагогов дополнительного образования - 74. Из них 310 человек стаж работы более 20 лет (33,1%). По-прежнему снижается доля педагогов-мужчин. На начало 2005 - 2006 учебного года - 34 человека. Остается низкой и доля молодых педагогов со стажем до 5 лет - 90 человек (9,6%). Одна из причин сложившейся ситуации - низкая заработная плата педагогических работников. Средняя заработная плата работников дошкольных образовательных учреждений - 1685 рублей, школ - 3400 рублей, учреждений дополнительного образования - 1537 рублей.
Но, несмотря на все материальные трудности, в сфере образования работают высококвалифицированные кадры, которые активно повышают свою квалификацию и способны решить поставленные задачи. На 01.01.2006 в учреждениях образования работают:
"Заслуженный учитель Российской Федерации" - 8 чел.
Знак "Отличник народного просвещения" - 23 чел.
Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации - 56 чел.
Знак "Отличник просвещения" - 13 чел.
Нагрудный знак "Почетный работник общего образования" - 18 чел.
Ордена и медали - 3 чел.
Анализируя состояние дошкольного образования города, можно сделать вывод, что отдел образования стремился целенаправленно проводить работу по сохранению и развитию сети дошкольных образовательных учреждений. В 2002 году все дошкольные образовательные учреждения стали муниципальными; приняты на баланс города дошкольные образовательные учреждения № 3, № 19 и № 31, реорганизовано два дошкольных образовательных учреждения в одно - детский сад № 28 (на 170 мест).
+------+--------------------------------------------+----------+----------+
¦ Год ¦ Количество дошкольных образовательных ¦Количество¦Количество¦
¦ ¦ учреждений/места ¦ групп ¦ детей ¦
+------+--------------------------------------------+----------+----------+
¦2003 ¦ 17/1908¦ 107¦ 2058¦
+------+--------------------------------------------+----------+----------+
¦2004 ¦ 17/1923¦ 108¦ 2167¦
+------+--------------------------------------------+----------+----------+
¦2005 ¦ 17/1961¦ 111¦ 2314¦
+------+--------------------------------------------+----------+----------+
¦2006 ¦ 17/2014¦ 115¦ 2423¦
+------+--------------------------------------------+----------+----------+
С 2000 года отмечается рост рождаемости детей по городу:
+--------+----------------+----------+
¦ Год ¦Количество детей¦Увеличение¦
+--------+----------------+----------+
¦2000 г. ¦ 449¦ ¦
+--------+----------------+----------+
¦2001 г. ¦ 508¦ 59¦
+--------+----------------+----------+
¦2002 г. ¦ 531¦ 27¦
+--------+----------------+----------+
¦2003 г. ¦ 570¦ 39¦
+--------+----------------+----------+
¦2004 г. ¦ 582¦ 12¦
+--------+----------------+----------+
¦2005 г. ¦ 582¦ -¦
+--------+----------------+----------+
¦2006 г. ¦ 596¦ 14¦
+--------+----------------+----------+
Вследствие этого отмечен рост числа заявлений устройства детей в группы раннего возраста. В 2002 - 2003 г. г. были открыты группы раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении № 25, № 14; в дошкольном образовательном учреждении № 2 с середины августа 2004 года дополнительно введена 1 ясельная группа; в 2005 году дополнительно открыты 3 ясельные группы (в дошкольном образовательном учреждении № 14, 6, 39). Острота проблемы нехватки групп раннего возраста частично снята заменой логопедических групп в дошкольном образовательном учреждении № 6 (пос. Победа) и дошкольном образовательном учреждении № 40 (ул. Северные) на ясельные. В 2006 г. на базе дошкольного образовательного учреждения № 2, 6, 14, 40 было открыто дополнительно 5 групп: 4 ясельные и 1 садовая. Перенаполняемость дошкольных учреждений составляет 17%. На 01.09.2007 около 300 детей не были устроены в дошкольное образовательное учреждение из-за отсутствия мест.
Стабильным остается охват детей дошкольного возраста дошкольных образовательных учреждений города:
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: после числительных "2058", "2167", "2314" вместо слова "ребенка" следует читать "детей".
+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦2001 г.¦2002 г.¦2003 г.¦2004 г.¦2005 г.¦2006 г.¦
+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦1865 ¦2202 ¦2058 ¦2167 ¦2314 ¦2423 ¦
¦детей ¦ребенка¦ребенка¦ребенка¦ребенка¦ребенка¦
¦53% ¦61,1% ¦62,3% ¦58,8% ¦63% ¦72% ¦
+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
В дошкольных образовательных учреждениях продолжают внедряться новые образовательные программы и технологии.
Отдел образования исходит из того, что воспитательно-образовательная работа с детьми должна базироваться одновременно на 2-х основаниях: планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания программы (стратегия педагогического процесса), и своеобразной педагогической импровизации, посредством которой взрослый варьирует содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком (тактика педагогического процесса). В дошкольных образовательных учреждениях города успешно реализуются новые развивающие программы и технологии:
- "Развитие" - дошкольное образовательное учреждение № 1, 2;
- "Детство" дошкольное образовательное учреждение № 25, 31, 37, 39, 38;
- "Радуга" - дошкольное образовательное учреждение № 6, 14, 4;
- "Содружество" - дошкольное образовательное учреждение № 4;
- "Родничок" - дошкольное образовательное учреждение № 6, 14, 4, 2;
- "Наш дом - природа" - дошкольное образовательное учреждение № 2, 4;
- ОБЖ - дошкольное образовательное учреждение № 4, 6, 14, 34;
- "Кроха" - дошкольное образовательное учреждение № 4;
- "Дом радости" - дошкольное образовательное учреждение № 4, 1;
- "Открой себя" - дошкольное образовательное учреждение № 2, 4;
- "Программа воспитания и обучения в детском саду" - дошкольное образовательное учреждение № 2, 3, 4, 14, 19, 20, 25, 28, 40, 31;
- Математика Петерсона - дошкольное образовательное учреждение № 14, 36, 37;
- Коррекционная программа по логопедии - дошкольное образовательное учреждение № 4, 14, 6, 3;
- Музыкальная программа "Гармония" - дошкольное образовательное учреждение № 2.
Отдел образования работает в тесном контакте с учеными, авторами региональной программы для дошкольников "Родничок" Шуйского государственного педагогического университета. Детские сады № 6 и № 2 являются экспериментальными площадками по научно-исследовательской работе ученых Шуйского государственного педагогического университета.
На базе дошкольного образовательного учреждения № 2 действует экспериментальная площадка по программе летнего лагеря для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Сто тропинок лета, или увлекательное путешествие с солнечным зайчиком", получившей одобрение на конкурсе федеральных экспериментальных площадок в 2000 - 2001 годах.
Реализуя программу
развития образования Ивановской области до 2005 года, в области среднего образования, несмотря на то, что в 2002 году сократилось количество учащихся по сравнению с 2001 годом на 24 класса-комплекта (более 500 учащихся), следует отметить, что сохранена сеть образовательных учреждений в городе. Это:
+-----------+---------+--------+-------+----------+-----+-----+
¦ ¦начальные¦основные¦средние¦ Шк.-инт. ¦ УКП ¦ИТОГО¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦№ 5 8 вида¦ ¦ ¦
+-----------+---------+--------+-------+----------+-----+-----+
¦Всего школ ¦ 2¦ 4¦ 7¦ 1¦ 1¦ 15¦
+-----------+---------+--------+-------+----------+-----+-----+
¦В них уч-ся¦ 341¦ 913¦ 4149¦ 125¦ 76¦ 5604¦
+-----------+---------+--------+-------+----------+-----+-----+
В целях оказания помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении общеобразовательных программ с 2002 - 2006 годов созданы и функционируют логопедические пункты в школах № 3, 18, 7, 17, 4.
Необходимо отметить, что сохраняется тенденция сокращения числа классов-комплектов, обусловленная сокращением роста рождаемости детей в городе в период с 1997 года по 2000 год.
+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Годы ¦2001 г.¦2002 г.¦2003 г.¦2004 г.¦2005 г.¦2006 г.¦
+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Всего ¦ 299¦ 275¦ 251¦ 229¦ 212¦ 203¦
¦классов-комплектов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦1 класс ¦ 24¦ 18¦ 14¦ 17¦ 18¦ 19¦
+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦5 класс ¦ 40¦ 37¦ 33¦ 30¦ 26¦ 24¦
+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦10 класс ¦ - ¦ 22¦ 21¦ 19¦ 17¦ 16¦
+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Сокращение числа¦ - ¦ 24¦ 24¦ 22¦ 17¦ 9¦
¦классов-комплектов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
Все школы города работают по базисному плану, сочетающему федеральный, региональный и школьный компоненты образования. Процесс обновления содержания осуществляется через изучение региональных (школьных) компонентов.
+--------------+----------------------------------------------------------------------------+
¦ название ¦ школа ¦
¦ +------+------+------+-----+------+------+----+----+----+----+---+----+------+
¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 15 ¦17 ¦ 18 ¦ 20 ¦
+--------------+------+------+------+-----+------+------+----+----+----+----+---+----+------+
¦Экология ¦10 ¦ ¦ ¦ ¦10 ¦10 ¦10, ¦8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦10, 11¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦11 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+------+------+-----+------+------+----+----+----+----+---+----+------+
¦Краеведение ¦9, 10 ¦5, 7 -¦ ¦ ¦9 ¦ ¦9 ¦ ¦9 ¦9 ¦9 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+------+------+-----+------+------+----+----+----+----+---+----+------+
¦Информатика ¦2 ¦6 - 8 ¦ ¦2 - 4¦3, 4,¦5 - 9 ¦9 ¦ ¦9 ¦9 ¦ ¦ ¦5 - 9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦5 - 11¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+------+------+-----+------+------+----+----+----+----+---+----+------+
¦Логика ¦10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+------+------+-----+------+------+----+----+----+----+---+----+------+
¦Ин. языки ¦ ¦11 ¦2, 3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2 ¦ ¦2 ¦3, 4¦ ¦
+--------------+------+------+------+-----+------+------+----+----+----+----+---+----+------+
¦Культура речи ¦3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2, 3¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+------+------+-----+------+------+----+----+----+----+---+----+------+
¦Мировая ¦9 - 11¦5, 7,¦ ¦ ¦9 - 11¦10, 11¦9 ¦8 ¦ ¦9 ¦8 ¦ ¦9 - 11¦
¦художественная¦ ¦11 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦культура ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+------+------+-----+------+------+----+----+----+----+---+----+------+
¦Риторика ¦11 ¦6, 7,¦2 - 4 ¦ ¦2 - 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦10, 11¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+------+------+-----+------+------+----+----+----+----+---+----+------+
¦Литер. ¦ ¦6 - 8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦краевед. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+------+------+-----+------+------+----+----+----+----+---+----+------+
¦Народоведение ¦ ¦ ¦ ¦2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+------+------+-----+------+------+----+----+----+----+---+----+------+
¦Экономика ¦ ¦ ¦ ¦2, 4¦8, 11 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦5 -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦7, 9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+------+------+-----+------+------+----+----+----+----+---+----+------+
¦Педагогика и¦ ¦ ¦ ¦6, 9 ¦ ¦ ¦7 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦психология ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+------+------+-----+------+------+----+----+----+----+---+----+------+
¦Здоровье ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+------+------+-----+------+------+----+----+----+----+---+----+------+
¦Хореография ¦2, 3,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+------+------+-----+------+------+----+----+----+----+---+----+------+
¦Астрономия ¦11 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+------+------+-----+------+------+----+----+----+----+---+----+------+
¦Юрид. дисцип. ¦ ¦10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+------+------+-----+------+------+----+----+----+----+---+----+------+
¦Предпроф. ¦ ¦9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦подготовка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+------+------+-----+------+------+----+----+----+----+---+----+------+
¦Черчение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦8, 9¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+------+------+-----+------+------+----+----+----+----+---+----+------+
По 3-часовой программе преподают физкультуру в школах № 2 (2 - 4 кл.), № 7 (2 - 4 кл.), № 17 (2 - 9 кл.), № 20 (10, 11 кл.), № 15 (5 - 9 кл.), № 11 (2 - 9 кл.).
Переход на новый базисный учебный план осуществляется поэтапно. С 2005/06 уч. г. на него перешли шк. № 2 (1, 2, 9 кл.), шк. № 4 (9 кл.), шк. № 8 (1, 2, 3 кл.).
Ведется работа по обновлению содержания образования. По авторским программам работают:
+-------------------------------------------------+-------+---------------+
¦ Название программы ¦Школа N¦ Учитель ¦
+-------------------------------------------------+-------+---------------+
¦"Моя малая родина "Наследие" ¦ 2¦Абрамова И.А. ¦
+-------------------------------------------------+-------+---------------+
¦"Изучение жизни и творчества К.Д. Бальмонта" ¦ 2¦Хромова С.Ю. ¦
+-------------------------------------------------+-------+---------------+
¦"Литературное краеведение" ¦ 2¦Макарова О.В. ¦
+-------------------------------------------------+-------+---------------+
¦"Танцевально-акробатические элементы в системе¦ 18¦Гусейнова Н.Ю. ¦
¦общего развития ребенка" ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------------+-------+---------------+
¦Мировая художественная культура ¦ 9¦Кашинцева Н.Ю. ¦
+-------------------------------------------------+-------+---------------+
В целях оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ работают логопедические пункты в школах № 18, № 17, № 7, № 3, № 4.
Экспериментальными площадками являются: средняя школа № 2 им. К.Д. Бальмонта - "Школа-музей как социокультурный центр", средняя школа № 7, № 8 - по реализации федеральной программы "Полезная прививка", средняя школа № 4 - по теме "Дистанционное обучение по программированию и экономике в рамках профильной школы".
2006 год - год начала приоритетного национального проекта "Образование". Его реализация осуществлялась по направлениям:
1. Стимулирование инновационной деятельности общеобразовательных учреждений.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо слов "по 1 млн. руб." следует читать "1 млн. руб.".
По итогам конкурса инновационных школ общеобразовательная средняя школа № 4 (директор Колмазнин И.В.) получила государственную поддержку по 1 млн. руб. из федерального бюджета.
2. Поощрение лучших учителей.
В конкурсе на получение денежного поощрения лучших учителей приняло участие 154 учителя из 27 муниципальных образований Ивановской области, в том числе 30 из сельской местности, 124 - из городских округов. Городской округ Шуя представляли 6 учителей высшей категории: Сафронов А.Ю. - учитель биологии средней общеобразовательной школы № 7, Ключникова О.В. - учитель биологии средней общеобразовательной школы № 9, Абрамова И.А. - учитель истории средней общеобразовательной школы № 2, Хромова С.Ю. - учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 2, Краева В.И. - учитель биологии гимназии № 1, Миндовская Т.А. - учитель биологии средней общеобразовательной школы № 4. В числе 62 лучших учителей, получивших премии в размере 100 тыс. руб., Сафронов Алексей Юрьевич.
3. Повышение уровня воспитательной работы.
В целях государственной поддержки классных руководителей своевременно проводятся выплаты вознаграждений. По состоянию на 01.01.2007 классным руководителям города выплачено вознаграждений на 3013303 руб. (203 классных руководителя).
4. Информатизация образования.
В рамках реализации областной программы
"Информатизация системы общего образования Ивановской области в 2006 году" учреждениям образования поступила в сентябре - октябре 2006 г. компьютерная и оргтехника на общую сумму 728 тыс. руб. (Приложение "Пункты доставки компьютерной и оргтехники"). Кроме этого, общеобразовательными учреждениями закуплено компьютерной техники на общую сумму 2232,6 тыс. руб. (2175,1 тыс. руб. - субвенция, 57,5 тыс. руб. - местный бюджет). Подключение общеобразовательных учреждений к сети Интернет - одна из составных частей по реализации национального проекта "Образование". На 01.01.2007 подключены к сети Интернет все общеобразовательные школы.
Сведения о количестве компьютерной техники
в общеобразовательных учреждениях
+-------------------+------------+------------+------------+
¦ Муниципальные ¦ Количество ¦ Количество ¦ Количество ¦
¦общеобразовательные¦компьютеров ¦ принтеров ¦ проекторов ¦
¦ учреждения +-----+------+-----+------+-----+------+
¦ ¦всего¦в т.ч.¦всего¦в т.ч.¦всего¦в т.ч.¦
¦ ¦ ¦в 2006¦ ¦в 2006¦ ¦в 2006¦
+-------------------+-----+------+-----+------+-----+------+
¦№ 1 ¦ 37¦ 18¦ 7¦ 5¦ 2¦ 1¦
+-------------------+-----+------+-----+------+-----+------+
¦№ 2 ¦ 20¦ 1¦ 3¦ -¦ 1¦ -¦
+-------------------+-----+------+-----+------+-----+------+
¦№ 3 ¦ 3¦ 1¦ 1¦ 1¦ 1¦ 1¦
+-------------------+-----+------+-----+------+-----+------+
¦№ 4 ¦ 33¦ 25¦ 10¦ 6¦ 1¦ -¦
+-------------------+-----+------+-----+------+-----+------+
¦№ 7 ¦ 21¦ 3¦ 6¦ 4¦ 1¦ -¦
+-------------------+-----+------+-----+------+-----+------+
¦№ 8 ¦ 18¦ 5¦ 8¦ 4¦ 1¦ -¦
+-------------------+-----+------+-----+------+-----+------+
¦№ 9 ¦ 30¦ 11¦ 5¦ 3¦ 1¦ -¦
+-------------------+-----+------+-----+------+-----+------+
¦№ 10 ¦ 10¦ 4¦ 3¦ 2¦ 1¦ 1¦
+-------------------+-----+------+-----+------+-----+------+
¦№ 11 ¦ 13¦ -¦ 2¦ -¦ 1¦ 1¦
]]>¦ ¦практике единую базисную¦г. г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦учреждение ¦
¦ ¦программу обучения, воспитания¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Городской ¦
¦ ¦и развития детей 5 - 6 лет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦методический центр"¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Руководители ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дошкольных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образовательных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждений ¦
+------+-------------------------------+-----------+--------------+--------+---------+-----------+-------------+-------------------+
¦1.1.2.¦Обеспечить 60% времени¦2008 - 2010¦ ¦ ¦ ¦ ¦Отдел ¦Руководители ¦
¦ ¦пребывания ребенка в дошкольных¦г. г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦дошкольных ¦
¦ ¦образовательных учреждениях¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образовательных ¦
¦ ¦игровыми формами воспитания и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждений ¦
¦ ¦обучения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-------------------------------+-----------+--------------+--------+---------+-----------+-------------+-------------------+
¦1.1.3.¦Обеспечить качество реализации¦2008 - 2010¦ ¦ ¦ ¦ ¦Отдел ¦Руководители ¦
¦ ¦программ речевого развития¦г. г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦дошкольных ¦
¦ ¦детей в дошкольных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образовательных ¦
¦ ¦образовательных учреждениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждений ¦
+------+-------------------------------+-----------+--------------+--------+---------+-----------+-------------+-------------------+
¦1.1.4.¦Разработать систему оказания¦2009 - 2010¦ ¦ ¦ ¦ ¦Отдел ¦Руководители ¦
¦ ¦дополнительных платных¦г. г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦дошкольных ¦
¦ ¦образовательных услуг в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образовательных ¦
¦ ¦дошкольных образовательных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждений ¦
¦ ¦учреждениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-------------------------------+-----------+--------------+--------+---------+-----------+-------------+-------------------+
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
¦2.2. ¦Школьное образование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-------------------------------+-----------+--------------+--------+---------+-----------+-------------+-------------------+
¦2.2.1.¦Осуществить переход¦2008 - 2010¦ ¦ ¦ ¦ ¦Отдел ¦Руководители ¦
¦ ¦общеобразовательных учреждений¦г. г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦учреждений ¦
¦ ¦на региональный базисный¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦
¦ ¦учебный план: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- начальная школа (1 - 4¦2008 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦классы) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- школа № 10 ¦2009 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основная школа (5 - 9 классы)¦2010 - 2011¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦г. г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- старшая школа (10 - 11¦2008 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦классы) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-------------------------------+-----------+--------------+--------+---------+-----------+-------------+-------------------+
¦2.2.2.¦Организовать работу¦2008 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Отдел ¦Руководители ¦
¦ ¦общеобразовательных учреждений¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦учреждений ¦
¦ ¦в режиме полного дня. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦
¦ ¦Школа № 11 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-------------------------------+-----------+--------------+--------+---------+-----------+-------------+-------------------+
¦2.2.3.¦Развить сеть школ развивающего¦2008 - 2010¦ ¦ ¦ ¦ ¦Отдел ¦Руководители ¦
¦ ¦обучения и обеспечить их¦г. г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦учреждений ¦
¦ ¦сетевое взаимодействие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦
+------+-------------------------------+-----------+--------------+--------+---------+-----------+-------------+-------------------+
¦2.2.4.¦Организовать работу по оказанию¦2008 - 2010¦ ¦ ¦ ¦ ¦Отдел ¦Руководители ¦
¦ ¦дополнительных платных¦г. г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦учреждений ¦
¦ ¦образовательных услуг в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦
¦ ¦общеобразовательных учреждениях¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-------------------------------+-----------+--------------+--------+---------+-----------+-------------+-------------------+
¦2. ¦ Сохранение и укрепление физического здоровья воспитанников ДОУ и учащихся школ ¦
+------+-------------------------------+-----------+--------------+--------+---------+-----------+-------------+-------------------+
¦2.1. ¦Систематизировать и внедрить в¦2008 - 2009¦ ¦ ¦ ¦ ¦Отдел ¦Руководители ¦
¦ ¦практику дошкольных¦г. г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦учреждений ¦
¦ ¦образовательных учреждений¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦
¦ ¦здоровьесберегающие технологии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-------------------------------+-----------+--------------+--------+---------+-----------+-------------+-------------------+
¦2.2. ¦Провести ежегодно городскую¦2009 - 2010¦ 10,0¦ 10,0¦ ¦ ¦Отдел ¦Руководители ¦
¦ ¦Неделю здоровья в учреждениях¦г. г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦учреждений ¦
¦ ¦образования ¦2009 г. ¦ 5,0¦ 5,0¦ ¦ ¦ ¦образования ¦
¦ ¦ ¦2010 г. ¦ 5,0¦ 5,0¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-------------------------------+-----------+--------------+--------+---------+-----------+-------------+-------------------+
¦2.3. ¦Открыть в дошкольном¦2009 г. ¦ 100,0¦ 100,0¦ ¦ ¦Отдел ¦Руководитель ¦
¦ ¦образовательном учреждении № 2¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦дошкольного ¦
¦ ¦летний бассейн для проведения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образовательного ¦
¦ ¦оздоровительных мероприятий для¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждения № 2 ¦
¦ ¦дошкольников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-------------------------------+-----------+--------------+--------+---------+-----------+-------------+-------------------+
¦2.4. ¦Создать медико-оздоровительный¦2009 - 2010¦ 50,0¦ 50,0¦ ¦ ¦Отдел ¦Шуйский ¦
¦ ¦центр на базе дошкольного¦г. г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦государственный ¦
¦ ¦образовательного учреждения № 2¦2009 г. ¦ 25,0¦ 25,0¦ ¦ ¦ ¦педагогический ¦
¦ ¦ ¦2010 г. ¦ 25,0¦ 25,0¦ ¦ ¦ ¦университет ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Центральная ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦районная больница ¦
+------+-------------------------------+-----------+--------------+--------+---------+-----------+-------------+-------------------+
¦2.5. ¦Продолжить совместную работу со¦2008 - 2010¦ ¦ ¦ ¦ ¦Отдел ¦Центральная ¦
¦ ¦специалистами-медиками по¦г. г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦районная больница¦
¦ ¦профилактике у воспитанников¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Руководители ¦
¦ ¦дошкольных образовательных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дошкольных ¦
¦ ¦учреждений заболеваний глаз и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образовательных ¦
¦ ¦осанки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждений ¦
+------+-------------------------------+-----------+--------------+--------+---------+-----------+-------------+-------------------+
¦2.6. ¦Провести ежегодно городские¦2008 - 2010¦ 300,0¦ 300,0¦ ¦ ¦Отдел ¦Руководители ¦
¦ ¦спортивные праздники: ¦г. г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦учреждений ¦
¦ ¦- "Малышок"; ¦2008 г. ¦ 100,0¦ 100,0¦ ¦ ¦ ¦образования ¦
¦ ¦- "Папа, мама, я - спортивная¦2009 г. ¦ 100,0¦ 100,0¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦семья"; ¦2010 г. ¦ 100,0¦ 100,0¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- Спартакиада школьников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-------------------------------+-----------+--------------+--------+---------+-----------+-------------+-------------------+
¦2.7. ¦Достигнуть соответствия объема¦2008 - 2010¦ ¦ ¦ ¦ ¦Отдел ¦Руководители ¦
¦ ¦домашних заданий обучающихся с¦г. г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦учреждений ¦
¦ ¦1 по 11 классы требованиям¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦
¦ ¦СанПиН ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-------------------------------+-----------+--------------+--------+---------+-----------+-------------+-------------------+
¦2.8. ¦Обеспечить оптимальную¦2008 - 2010¦ ¦ ¦ ¦ ¦Отдел ¦Руководители ¦
¦ ¦занятость спортивных залов и¦г. г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦учреждений ¦
¦ ¦спортивных площадок¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦
¦ ¦образовательных учреждений во¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦внеучебное время ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-------------------------------+-----------+--------------+--------+---------+-----------+-------------+-------------------+
VI. Организационный механизм управления реализацией
целевой Программы
Заказчиком Программы является Глава городского округа Шуя. Администратором Программы и одним из ее исполнителей является отдел образования администрации городского округа Шуя.
Отдел образования администрации городского округа Шуя координирует деятельность всех исполнителей Программы. Вносит в соответствии с Порядком разработки и реализации муниципальных целевых программ п. 8.1 предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, представляет отчет о ходе реализации Программы согласно разделу 7 Порядка разработки и реализации муниципальных целевых программ.
Целевое использование средств Программы подлежит постоянному контролю в соответствии с действующим законодательством.
VII. Ресурсное обеспечение Программы
Структура затрат и источников финансирования по Программе
(тыс. руб.)
+----------------------------------------+---------------------+----------------------+-----------------------+--------+
¦ Направление и виды расходов ¦ 2008 год ¦ 2009 год ¦ 2010 год ¦ ВСЕГО ¦
¦ +-------+------+------+-------+-------+------+-------+-------+-------+ ¦
¦ ¦ МБ ¦ ОБ ¦ ФБ ¦ МБ ¦ ОБ ¦ ФБ ¦ МБ ¦ ОБ ¦ ФБ ¦ ¦
+----------------------------------------+-------+------+------+-------+-------+------+-------+-------+-------+--------+
¦ Мероприятия (по видам): ¦ 150,0¦ ¦3000,0¦ 595,0¦ ¦2000,0¦ 595,0¦ ¦ ¦ 6340,0¦
+----------------------------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1. Стимулирование инновационной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦деятельности работников и учреждений¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦муниципальной системы образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+-------+------+------+-------+-------+------+-------+-------+-------+--------+
¦2. Развитие единого информационного¦ 376,0¦ 334,0¦ ¦ 455,0¦ 200,0¦ ¦ 50,0¦ 200,0¦ ¦ 1615,0¦
¦пространства муниципальной системы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+-------+------+------+-------+-------+------+-------+-------+-------+--------+
¦3. Материально-техническое обеспечение ¦22701,7¦6762,8¦ ¦27093,7¦61583,9¦ ¦30210,0¦75300,0¦ ¦223652,1¦
+----------------------------------------+-------+------+------+-------+-------+------+-------+-------+-------+--------+
¦4. Повышение престижа муниципальной¦ 65,0¦ ¦ ¦ 65,0¦ ¦ ¦ 65,0¦ ¦ ¦ 195,0¦
¦системы образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+-------+------+------+-------+-------+------+-------+-------+-------+--------+
¦5. Сохранение и укрепление физического¦ 100,0¦ ¦ ¦ 230,0¦ ¦ ¦ 130,0¦ ¦ ¦ 460,0¦
¦здоровья воспитанников ДОУ и учащихся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+-------+------+------+-------+-------+------+-------+-------+-------+--------+
¦ИТОГО: ¦23392,7¦7096,8¦3000,0¦28438,7¦61783,9¦2000,0¦31050,0¦75500,0¦ ¦232262,1¦
+----------------------------------------+-------+------+------+-------+-------+------+-------+-------+-------+--------+
VIII. Оценка рисков
+---+--------------+--------------------------+---------------------------+
¦ № ¦ Наименование ¦ Мероприятия по снижению ¦ Мероприятия по снижению ¦
¦п/п¦ риска ¦вероятности возникновения ¦ последствий риска ¦
¦ ¦ ¦ риска ¦ ¦
+---+--------------+--------------------------+---------------------------+
¦1. ¦Финансирование¦Вхождение в областные и¦Своевременное ¦
¦ ¦программы не в¦федеральные программы по¦перераспределение бюджетных¦
¦ ¦полном объеме ¦реконструкции и¦средств. Своевременная¦
¦ ¦ ¦строительству дошкольных¦корректировка программы ¦
¦ ¦ ¦образовательных учреждений¦ ¦
+---+--------------+--------------------------+---------------------------+
IX. Результативность Программы
Мероприятия Программы, направленные на сохранение и развитие сети образовательных учреждений и системы дополнительного образования детей, укрепление материально-технической базы учреждений образования, будут способствовать сохранению и развитию муниципальной системы образования, соответствующей социальным и экономическим потребностям развития города, запросам личности, общества, государства.
Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления имеющимися у городской системы образования финансами в соответствии с выбранными приоритетами.
Реализация Программы позволит обеспечить:
- развитие сети дошкольных образовательных учреждений;
- развитие инновационной деятельности в образовательных учреждениях;
- развитие материально-технической базы учреждений образования;
- развитие единого информационного пространства;
- совершенствование нормативно-правовой базы муниципальной системы образования;
- создание условий для самосовершенствования педагогов, повышения их профессионального мастерства;
- развитие государственно-общественных форм управления образованием;
- повышение доступности и качества образовательных услуг.