Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ивановская область


ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГЛАВА КИНЕШЕМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2009 г. № 385

О ПЕРЕХОДЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
КИНЕШЕМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА МОДЕЛЬНУЮ МЕТОДИКУ
ПО ОПЛАТЕ ТРУДА В РАМКАХ КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТА
МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 848 "О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования", постановлениями Правительства Ивановской области от 25.04.2007 № 95-п "О реализации комплексного проекта модернизации образования Ивановской области в рамках приоритетного национального проекта "Образование", от 19.05.2008 № 117-п "О введении новой системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений в рамках комплексного проекта модернизации образования Ивановской области" (в ред. от 16.10.2008 № 274-п, от 26.03.2009 № 82-п), подп. 5, 16 ч. 1 статьи 24 Устава Кинешемского муниципального района, в целях реализации комплексного проекта модернизации образования в Кинешемском муниципальном районе постановляю:

1. Утвердить Положение о модельной методике по оплате труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений Кинешемского муниципального района в рамках комплексного проекта модернизации образования (приложение 1).

2. Утвердить Примерный регламент государственно-общественного распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников муниципального общеобразовательного учреждения Кинешемского муниципального района (приложение 2).

3. Утвердить Перечень общеобразовательных учреждений Кинешемского муниципального района, участвующих в переходе на модельную методику по оплате труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений Кинешемского муниципального района в рамках комплексного проекта модернизации образования с использованием Положения, указанного в пункте 1 настоящего постановления, с 1 сентября 2009 года (приложение 3).

4. Директорам муниципальных общеобразовательных учреждений, определенных в приложении 3 к настоящему постановлению, обеспечить:

4.1. введение с 01.09.2009 в общеобразовательных учреждениях модельной методики по оплате труда работников с использованием Положения, указанного в пункте 1 настоящего постановления;
4.2. осуществление в общеобразовательных учреждениях мероприятий, предусмотренных трудовым законодательством, связанных с изменением определенных сторонами условий трудовых договоров с работниками;
4.3. внесение изменений в коллективные договоры и другие локальные акты общеобразовательных учреждений.

5. Заместителю руководителя отдела образования Администрации Кинешемского муниципального района (Е.Р. Малова) сформировать централизованный фонд стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений, использующих модельную методику по оплате труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений в рамках комплексного проекта модернизации образования в Кинешемском муниципальном районе, в размере 2% фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения.

6. Централизованный фонд стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений, использующих модельную методику по оплате труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений в рамках комплексного проекта модернизации образования в Кинешемском муниципальном районе, распределять в соответствии с Положением, указанным в пункте 1 настоящего постановления.

7. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществлять в пределах средств, предусмотренных законом Ивановской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период бюджету Кинешемского муниципального района:

- субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на реализацию Закона Ивановской области от 27.05.2005 № 93-ОЗ "Об образовании в Ивановской области" на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов;
- субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов на внедрение комплексных мер модернизации образования за счет средств областного бюджета на 2009 год.

8. Считать утратившим силу с 01.09.2009 постановление Главы Кинешемского муниципального района от 14.01.2009 № 6-а "О проведении муниципального эксперимента по введению новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, в рамках комплексного проекта модернизации образования в Кинешемском муниципальном районе".

9. Опубликовать настоящее постановление в "Вестнике нормативных правовых актов Кинешемского муниципального района".

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Кинешемского муниципального района по социальным вопросам Тольеву З.Г.

Глава Кинешемского
муниципального района
А.В.ТОМИЛИН





Приложение 1
к постановлению
Главы Кинешемского
муниципального района
от 26.06.2009 № 385

ПОЛОЖЕНИЕ
О МОДЕЛЬНОЙ МЕТОДИКЕ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КИНЕШЕМСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА В РАМКАХ КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТА
МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет общие требования к модельной методике по оплате труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений Кинешемского муниципального района, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, участвующих во внедрении модельной методики по оплате труда (далее - общеобразовательные учреждения).
1.2. Модельная методика по оплате труда работников общеобразовательных учреждений устанавливается в общеобразовательных учреждениях коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Формирование фонда оплаты труда
общеобразовательного учреждения

2.1. Формирование фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения осуществляется в пределах объема бюджетных средств на текущий финансовый год, доведенного до общеобразовательного учреждения учредителем в соответствии с региональными нормативами финансирования, утвержденными законом Ивановской области, поправочным коэффициентом и количеством обучающихся в общеобразовательном учреждении (в целях планирования бюджетных смет общеобразовательных учреждений используется численность обучающихся на начало учебного года по состоянию на 5 сентября года, предшествующего планируемому, по данным статистической отчетности № ОШ-1 по ступеням общего образования и видам классов).
2.2. Формирование фонда оплаты труда отражается в бюджетной смете общеобразовательного учреждения.
2.3. Общеобразовательное учреждение самостоятельно определяет в общем объеме средств, рассчитанном на основании регионального подушевого норматива, количества обучающихся и поправочного коэффициента и доведенном до общеобразовательного учреждения, долю:
на материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса;
на заработную плату работников общеобразовательного учреждения (далее - ФОТоу).

3. Распределение фонда оплаты труда
общеобразовательного учреждения

3.1. Фонд оплаты труда общеобразовательного учреждения (ФОТоу) состоит из базовой части (ФОТб) и стимулирующей части (ФОТст):

ФОТоу = ФОТб + ФОТст.

Объем стимулирующей части определяется по формуле:

ФОТст = ФОТоу x ш, где

ш - стимулирующая доля ФОТоу.
Рекомендуемый диапазон ш - от 20 до 30%. Значение ш определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно.
3.2. Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату административно-управленческого персонала (директор общеобразовательного учреждения, заместители директора, главный бухгалтер и др.), педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс (учителя, преподаватели), учебно-вспомогательного персонала общеобразовательного учреждения (воспитатели, воспитатели групп продленного дня, педагоги-психологи, психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, вожатые, организаторы внеклассной и внешкольной работы, библиотекари, бухгалтеры, экономисты, кассиры, секретари-машинистки, лаборанты и др.) и младшего обслуживающего персонала общеобразовательного учреждения (рабочие по обслуживанию здания, уборщики, дворники, водители, гардеробщики, сторожа и др.) и складывается из:

ФОТб = ФОТуп + ФОТпп, где

ФОТуп - фонд оплаты труда для административно-управленческого персонала, фонд оплаты труда для учебно-вспомогательного персонала, фонд оплаты труда для младшего обслуживающего персонала;
ФОТпп - фонд оплаты труда для педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс.
3.3. Директор общеобразовательного учреждения формирует и утверждает штатное расписание учреждения в пределах базовой части фонда оплаты труда, при этом:
доля фонда оплаты труда для педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс (ФОТпп), устанавливается не менее фактического уровня за предыдущий финансовой год;
доля фонда оплаты труда для руководителей, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала (ФОТуп) устанавливается не превышающей фактический уровень за предыдущий финансовый год.
Объем фонда оплаты труда педагогического персонала определяется по формуле:

ФОТпп = ФОТб x пп, где

пп - доля ФОТ педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, в базовой части ФОТ.
Рекомендуемое оптимальное значение пп - 70%, но не менее 60%. Значение определяется самостоятельно общеобразовательным учреждением.
3.4. Размеры окладов (оплата за фактическую учебную нагрузку) работников общеобразовательного учреждения, а также выплат компенсационного характера (в рублях или в процентном отношении к размеру должностного оклада) устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством, штатным расписанием и иными локальными нормативными актами образовательного учреждения в трудовых договорах, заключаемых с работниками директором общеобразовательного учреждения.
В случае изменения фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения и (или) показателей, используемых при расчете окладов работников образовательных учреждений в соответствии с настоящим Положением, с ними заключаются дополнительные соглашения к трудовому договору, предусматривающие соответствующее изменение размеров окладов и (или) выплат компенсационного характера.

4. Определение стоимости бюджетной образовательной
услуги в общеобразовательном учреждении

4.1. Базовая часть фонда оплаты труда для педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс (ФОТпп), состоит из общей части (ФОТо) и специальной части (ФОТс):

ФОТпп = ФОТо + ФОТс.

Объем специальной части определяется по формуле:

ФОТс = ФОТпп x с, где

с - доля специальной части ФОТпп, рекомендуемое значение с - до 30%, значение с устанавливается общеобразовательным учреждением самостоятельно.
4.2. Общая и специальная части фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, распределяются исходя из стоимости бюджетной образовательной услуги на одного обучающегося с учетом повышающих коэффициентов (например, за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы учреждения, за обучение детей с отклонениями в развитии, за квалификационную категорию педагога).
4.3. Общая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную оплату труда педагогического работника исходя из количества проведенных им учебных часов и численности обучающихся в классах (часы аудиторной занятости), а также часов неаудиторной занятости.
Аудиторная занятость педагогических работников включает проведение уроков. Неаудиторная занятость педагогических работников включает следующие виды работы с обучающимися в соответствии с должностными обязанностями: консультации и дополнительные занятия с обучающимися, подготовка учащихся к олимпиадам, конференциям, смотрам, осуществление функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися, иные формы работы с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями). Другие виды неаудиторной занятости педагогических работников могут быть учтены при начислении повышающих коэффициентов (пп. 4.7).
Общая часть фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс (ФОТо), состоит из двух частей: фонда оплаты аудиторной занятости (ФОТаз) и фонда оплаты неаудиторной занятости (ФОТнз):

ФОТо = ФОТаз + ФОТнз.

Примерное соотношение ФОТаз и ФОТнз - 85% и 15% соответственно. Данное соотношение и порядок распределения ФОТнз могут определяться самим образовательным учреждением исходя из специфики его образовательной программы.
Для определения величины гарантированной оплаты труда педагогического работника за аудиторную занятость вводится условная единица "стоимость 1 ученико-часа".
Стоимость 1 ученико-часа - стоимость бюджетной образовательной услуги, включающей 1 расчетный час учебной работы с 1 расчетным учеником в соответствии с учебным планом.
Стоимость 1 ученико-часа рассчитывается каждым образовательным учреждением самостоятельно, в пределах объема части фонда оплаты труда, отведенной на оплату аудиторной занятости педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс (ФОТаз), по формуле, указанной в пп. 4.4.
4.4. Стоимость 1 ученико-часа (руб./ученико-час) определяется по формуле:

                                                       ФОТаз x 34
Стп = -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------,
      (а1 x в1 + а2 x в2 + а3 x в3 + а4 x в4 + а5 x в5 + а6 x в6 + а7 x в7 + а8 x в8 + а9 x в9 + а10 x в10 + а11 x в11) x 52

Стп - стоимость 1 ученико-часа;
52 - количество недель в календарном году;
34 - количество недель в учебном году;
ФОТаз - часть фонда оплаты труда, отведенная на оплату часов аудиторной занятости педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс;
а1 - количество обучающихся в первых классах:
а2 - количество обучающихся во вторых классах;
а3 - количество обучающихся в третьих классах;
а4 - количество обучающихся в четвертых классах;
а5 - количество обучающихся в пятых классах;
а6 - количество обучающихся в шестых классах;
а7 - количество обучающихся в седьмых классах;
а8 - количество обучающихся в восьмых классах;
а9 - количество обучающихся в девятых классах;
а10 - количество обучающихся в десятых классах;
а11 - количество обучающихся в одиннадцатых классах;
в1 - годовое количество часов по учебному плану в первом классе;
в2 - годовое количество часов по учебному плану во втором классе;
в3 - годовое количество часов по учебному плану в третьем классе;
в4 - годовое количество часов по учебному плану в четвертом классе;
в5 - годовое количество часов по учебному плану в пятом классе;
в6 - годовое количество часов по учебному плану в шестом классе;
в7 - годовое количество часов по учебному плану в седьмом классе;
в8 - годовое количество часов по учебному плану в восьмом классе;
в9 - годовое количество часов по учебному плану в девятом классе;
в10 - годовое количество часов по учебному плану в десятом классе;
в11 - годовое количество часов по учебному плану в одиннадцатом классе.
4.5. Учебный план разрабатывается общеобразовательным учреждением самостоятельно. Максимальная учебная нагрузка обучающихся не может превышать нормы, установленные федеральным базисным учебным планом и санитарными правилами и нормами.
При этом должна быть обеспечена в полном объеме реализация федеральных государственных образовательных стандартов.
4.6. Специальная часть фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс (ФОТс), включает в себя:
выплаты компенсационного характера, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации (примерная доля - 10% ФОТпп рассчитывается образовательным учреждением самостоятельно);
повышающие коэффициенты (например, за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения и за квалификационную категорию педагога) (примерная доля - 15% ФОТпп определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно);
доплаты за наличие почетного звания, государственных наград и т.п. (примерная доля - 5% ФОТпп рассчитывается общеобразовательным учреждением самостоятельно).
4.7. Повышающий коэффициент за особенность, сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения (К) устанавливается руководителем общеобразовательного учреждения с учетом мнения соответствующего органа профсоюзной организации и может определяться на основании следующих критериев:
включение предмета в итоговую аттестацию, в том числе в форме ЕГЭ и других форм независимой аттестации;
дополнительная нагрузка педагога, связанная с подготовкой к урокам (проверка тетрадей; формирование в кабинете базы наглядных пособий и дидактических материалов; обеспечение работы кабинета-лаборатории и техники безопасности в нем; большая информативная емкость предмета; постоянное обновление содержания; наличие большого количества информационных источников (например, литература, история, география); необходимость подготовки лабораторного, демонстрационного оборудования);
дополнительная нагрузка педагога, обусловленная неблагоприятными условиями для его здоровья (например, химия, биология, физика), возрастными особенностями обучающихся (начальная школа);
специфика образовательной программы учреждения, определяемая концепцией программы развития, и учет вклада в ее реализацию данного предмета.
Рекомендуемые значения повышающих коэффициентов (К) в интервале от 1,0 до 1,2 могут быть установлены в размере:
а) К = 1,15 (русский язык, литература, иностранный язык, математика, 1 класс начальной школы);
б) К = 1,10 (история, обществознание, география, биология, информатика, физика, химия, 2 - 4 классы начальной школы);
в) К = 1,05 (право, экономика, технология);
г) К = 1,0 (астрономия, физическое воспитание, ИЗО, музыка, черчение, ОБЖ).
4.8. Повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога (А) может составлять:
1,05 - для педагогических работников, имеющих вторую категорию;
1,10 - для педагогических работников, имеющих первую категорию;
1,15 - для педагогических работников, имеющих высшую категорию;
1,05 - для педагогических работников, имеющих стаж педагогической работы от 0 до 3 лет (для закрепления молодых специалистов в образовательном учреждении).
4.9. В случае экономии ФОТс общеобразовательное учреждение имеет право перераспределять неиспользованные средства в ФОТст и осуществлять выплаты согласно решению органа самоуправления общеобразовательного учреждения.
4.10. Расчет окладов (оплата за фактическую учебную нагрузку) педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс (учителей, преподавателей), рассчитывается по формуле:

О = Стп x У x Чаз x К x А + Днз, где

О - оклад учителя (преподавателя) (оплата за фактическую учебную нагрузку), непосредственно осуществляющего учебный процесс;
Стп - расчетная стоимость ученико-часа (руб./ученико-час);
У - количество обучающихся по предмету в каждом классе;
Чаз - количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;
К - повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения;
А - повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога;
Днз - доплата за неаудиторную занятость (за классное руководство, за методическое обеспечение образовательного процесса, за подготовку обучающихся к олимпиадам, конференциям, смотрам, за иные формы работы с учащимися и (или) их родителями (законными представителями).
Если учитель (преподаватель) ведет несколько предметов в разных классах, то его оклад (оплата за фактическую учебную нагрузку) рассчитывается как сумма оплат труда по каждому предмету и классу по следующей формуле:

О = Стп x (У1 x Чаз1 x К1 x А1 + У2 x Чаз2 x К2 x А2 +... У11 x Чаз11 x К11 x А11) + Днз.

4.11. Компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, в т.ч. при выполнении работ, связанных с образовательным процессом, но не входящих в круг основных обязанностей работников, устанавливаются в порядке, предусмотренном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, и не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
4.12. Расчет оплаты труда учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала производится в соответствии с Типовым положением об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Кинешемского муниципального района и структурных подразделений отдела образования Администрации Кинешемского муниципального района, утвержденным решением Кинешемского районного Совета депутатов 19.02.2009 № 3 (337) в действующей редакции.

5. Расчет заработной платы руководителя
общеобразовательного учреждения

5.1. Заработная плата руководителей общеобразовательного учреждения состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Должностной оклад руководителя устанавливается учредителем на основании трудового договора, исходя из средней заработной платы педагогических работников данного учреждения, непосредственно осуществляющих учебный процесс, и группы оплаты труда по следующей формуле:

О = ЗПпср x К, где:

О - должностной оклад руководителя;
ЗПпср - средняя заработная плата педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс в данном учреждении (при расчете средней заработной платы педагогического персонала учитываются оклады и выплаты стимулирующего характера, установленные на текущий учебный год, в 2009 году для общеобразовательных учреждений, переходящих на модельную методику по оплате труда с 01.01.2009, установленные на 01.01.2009);
К - коэффициент, соответствующий группе оплаты труда, установленной руководителю общеобразовательного учреждения учредителем в соответствии с приложением 1 к настоящему Положению.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Приложение 1, а не Приложение 2.

5.2. Отнесение к группам оплаты труда руководителей общеобразовательных учреждений осуществляется в зависимости от объемных показателей общеобразовательного учреждения (контингент обучающихся; численность работников; наличие соответствующим образом оборудованных и эффективно используемых компьютерных классов, библиотеки, читального и спортивного залов, стадиона, медицинского кабинета, столовой и т.д.). Группы по оплате труда руководителей общеобразовательных учреждений определены в Приложении 2 к настоящему Положению.
Значение коэффициента, соответствующего группе оплаты труда руководителя общеобразовательного учреждения:
1 группа - коэффициент 2,0;
2 группа - коэффициент 1,85;
3 группа - коэффициент 1,7;
4 группа - коэффициент 1,5.
5.3. Из специальной части ФОТуп могут осуществляться доплаты руководителям общеобразовательных учреждений:
- за ведомственный нагрудный знак - 10% от должностного оклада (со дня присвоения);
- за наличие почетного звания "Народный учитель", "Заслуженный учитель" и других почетных званий по профилю учреждения или педагогической деятельности, государственных наград - 20% от должностного оклада (со дня присвоения).
5.4. Оплата труда заместителей руководителей, главных бухгалтеров общеобразовательных учреждений устанавливается руководителем общеобразовательного учреждения в размере 70% от должностного оклада руководителя общеобразовательного учреждения.

6. Формирование централизованного фонда стимулирования
руководителей общеобразовательных учреждений

6.1. Учредитель общеобразовательного учреждения может формировать централизованный фонд стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений по следующей формуле:

ФОТцст = ФОТ x ц, где

ФОТцст - отчисление в централизованный фонд стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений;
ФОТ - фонд оплаты труда общеобразовательного учреждения;
ц - централизуемая доля ФОТ.
Размер централизуемой доли ФОТ составляет 2% от ФОТ муниципальных общеобразовательных учреждений.
6.2. Распределение централизованного фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений осуществляется в соответствии с Положением о распределении централизованного фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений (приложение 3 к настоящему Положению).
6.3. Показатели и критерии качества и результативности труда руководителей общеобразовательных учреждений Кинешемского муниципального района определены в Приложении 4 к настоящему Положению.

7. Распределение стимулирующей части фонда оплаты
труда общеобразовательного учреждения

7.1. Выплаты стимулирующего характера работникам по результатам труда распределяются органом самоуправления общеобразовательного учреждения, обеспечивающим демократический, государственно-общественный характер управления, с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа (при его наличии), в соответствии с регламентом государственно-общественного распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников общеобразовательного учреждения.
7.2. Выплаты стимулирующего характера работникам по результатам труда устанавливаются локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения и выплачиваются ежемесячно за счет средств стимулирующей части фонда оплаты труда. Примерное положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда муниципального общеобразовательного учреждения прилагается к настоящему Положению (приложение 5).

8. Гарантии по оплате труда

8.1. Заработная плата работников общеобразовательных учреждений, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
8.2. В случае, когда установленная в соответствии с настоящим Положением заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, оказывается ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, работнику производится доплата до доведения заработной платы работника до минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством.





Приложение 1
к Положению

Группы по оплате труда руководителей
общеобразовательных учреждений

+---+------------------------------+--------------------------------------+
¦ № ¦  Тип (вид) образовательного  ¦ Группа по оплате труда руководителей ¦
¦п/п¦          учреждения          ¦    в зависимости от суммы баллов     ¦
¦   ¦                              ¦   по объемным показателям масштаба   ¦
¦   ¦                              ¦   управления общеобразовательными    ¦
¦   ¦                              ¦             учреждениями             ¦
¦   ¦                              +---------+---------+---------+--------+
¦   ¦                              ¦1 группа ¦2 группа ¦3 группа ¦4 группа¦
+---+------------------------------+---------+---------+---------+--------+
¦ 1 ¦              2               ¦    3    ¦    4    ¦    5    ¦   6    ¦
+---+------------------------------+---------+---------+---------+--------+
¦1. ¦Общеобразовательные учреждения¦свыше 500¦от 351 до¦от 201 до¦до 200  ¦
¦   ¦                              ¦         ¦500      ¦350      ¦        ¦
+---+------------------------------+---------+---------+---------+--------+





Приложение 2
к Положению

Объемные показатели масштаба управления
общеобразовательными учреждениями

+---+--------------------------------------+------------------------+------------+
¦ № ¦         Объемные показатели          ¦    Условия расчета     ¦ Количество ¦
¦п/п¦                                      ¦                        ¦   баллов   ¦
+---+--------------------------------------+------------------------+------------+
¦ 1 ¦                  2                   ¦           3            ¦     4      ¦
+---+--------------------------------------+------------------------+------------+
¦1. ¦Количество обучающихся (воспитанников)¦За каждого  обучающегося¦         0,3¦
¦   ¦в общеобразовательных учреждениях     ¦(воспитанника)          ¦            ¦
+---+--------------------------------------+------------------------+------------+
¦2. ¦Превышение  плановой   или   проектной¦За каждые 50 человек или¦        15  ¦
¦   ¦наполняемости (по классам, группам или¦каждые 2 класса (группы)¦            ¦
¦   ¦по    количеству    обучающихся)     в¦                        ¦            ¦
¦   ¦общеобразовательных учреждениях       ¦                        ¦            ¦
+---+--------------------------------------+------------------------+------------+
¦3. ¦Количество        работников         в¦За каждого работника    ¦         1  ¦
¦   ¦общеобразовательном учреждении        ¦дополнительно за каждого¦            ¦
¦   ¦                                      ¦работника, имеющего:    ¦            ¦
¦   ¦                                      ¦первую  квалификационную¦         0,5¦
¦   ¦                                      ¦категорию;              ¦            ¦
¦   ¦                                      ¦высшую  квалификационную¦         1  ¦
¦   ¦                                      ¦категорию               ¦            ¦
+---+--------------------------------------+------------------------+------------+
¦4. ¦Наличие групп продленного дня         ¦За наличие групп        ¦до 20       ¦
+---+--------------------------------------+------------------------+------------+
¦5. ¦Наличие оборудованных и используемых в¦За каждый класс         ¦        10  ¦
¦   ¦образовательном процессе  компьютерных¦                        ¦            ¦
¦   ¦классов                               ¦                        ¦            ¦
+---+--------------------------------------+------------------------+------------+
¦6. ¦Наличие оборудованных и используемых в¦За каждый вид           ¦        15  ¦
¦   ¦образовательном  процессе   спортивной¦                        ¦            ¦
¦   ¦площадки, стадиона,  бассейна,  других¦                        ¦            ¦
¦   ¦спортивных сооружений  (в  зависимости¦                        ¦            ¦
¦   ¦от   их   состояния   и   степени   их¦                        ¦            ¦
¦   ¦использования)                        ¦                        ¦            ¦
+---+--------------------------------------+------------------------+------------+
¦7. ¦Наличие  собственного   оборудованного¦За каждый вид           ¦        15  ¦
¦   ¦здравпункта,  медицинского   кабинета,¦                        ¦            ¦
¦   ¦оздоровительно-восстановительного     ¦                        ¦            ¦
¦   ¦центра, столовой                      ¦                        ¦            ¦
+---+--------------------------------------+------------------------+------------+
¦8. ¦Наличие:                              ¦                        ¦            ¦
¦   ¦- автотранспортных средств;           ¦За каждую единицу       ¦до 3, но  не¦
¦   ¦                                      ¦                        ¦более 20    ¦
¦   ¦- другой учебной техники              ¦За каждую единицу       ¦до 20       ¦
+---+--------------------------------------+------------------------+------------+
¦9. ¦Наличие    учебно-опытных     участков¦За каждый вид           ¦до 50       ¦
¦   ¦(площадью не менее 0,5 га), теплиц    ¦                        ¦            ¦
+---+--------------------------------------+------------------------+------------+
¦10.¦Наличие     собственных     котельной,¦За каждый вид           ¦До 20       ¦
¦   ¦очистных и других сооружений          ¦                        ¦            ¦
+---+--------------------------------------+------------------------+------------+
¦11.¦Наличие         обучающихся          в¦За каждого обучающегося ¦         0,5¦
¦   ¦общеобразовательных       учреждениях,¦                        ¦            ¦
¦   ¦посещающих бесплатные секции,  кружки,¦                        ¦            ¦
¦   ¦студии,      организованные      этими¦                        ¦            ¦
¦   ¦учреждениями или на их базе           ¦                        ¦            ¦
+---+--------------------------------------+------------------------+------------+





Приложение 3
к Положению

Положение
о распределении централизованного фонда стимулирования
руководителей общеобразовательных учреждений

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в целях усиления материальной заинтересованности руководителей общеобразовательных учреждений в повышении качества работы, развитии творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач, успешного и добросовестного исполнения должностных обязанностей.
1.2. Премирование руководителей общеобразовательных учреждений осуществляется из средств централизованного фонда стимулирования, сформированного муниципальным органом управления образованием.

2. Условия стимулирования

Условиями стимулирования являются:
2.1. Качество и общедоступность общего образования в общеобразовательном учреждении:
общие показатели успеваемости учащихся на уровне района по результатам аттестации (в том числе по результатам ЕГЭ и других форм независимой оценки качества образования);
достижение учащимися более высоких показателей успеваемости в сравнении с предыдущим периодом;
наличие призеров олимпиад, конкурсов, конференций разных уровней;
высокий уровень организации и проведения итоговой аттестации (в том числе в форме ЕГЭ, обеспечение участия в процедуре ЕГЭ общественных наблюдателей);
высокие результаты методической деятельности (призовые места в конкурсах, конференциях);
организация и проведение семинаров, совещаний по вопросам повышения качества образования, участие в работе районных методических объединений;
участие в инновационной деятельности, ведение экспериментальной работы, разработка и внедрение авторских программ, выполнение программ углубленного и расширенного изучения предметов;
низкий по сравнению с региональным процент обучающихся в возрасте до 15 лет, не получивших основного общего образования в данном общеобразовательном учреждении.
2.2. Создание условий для осуществления учебно-воспитательного процесса: материально-техническая, ресурсная обеспеченность учебно-воспитательного процесса, в том числе за счет внебюджетных средств (учебное оборудование, информационно-методическое обеспечение образовательного процесса, соответствие всем требованиям санитарных норм и норм безопасности);
обеспечение санитарно-гигиенических условий процесса обучения (температурный, световой режимы, режим подачи питьевой воды и т.д.);
обеспечение комфортных санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, туалетов, мест личной гигиены и т.д.);
обеспечение выполнения требований пожарной и электробезопасности, охраны труда, выполнение необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
эстетические условия, оформление школы, кабинетов, наличие ограждения и состояние пришкольной территории.
2.3. Кадровые ресурсы учреждения:

]]>
¦дворники и т.д.) ¦СанПиН, качественная уборка помещений                  ¦
¦                 +-------------------------------------------------------+
¦                 ¦оперативность   выполнения   заявок    по    устранению¦
¦                 ¦технических неполадок                                  ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+

Установление условий премирования, не связанных с результативностью труда, не допускается.

3. Порядок премирования

3.1. Поощрительные выплаты по результатам труда распределяются органом самоуправления общеобразовательного учреждения, обеспечивающим демократический, государственно-общественный характер управления, по представлению руководителя общеобразовательного учреждения.
3.2. Руководитель общеобразовательного учреждения представляет в орган самоуправления общеобразовательного учреждения, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления, аналитическую информацию о показателях деятельности работников, являющихся основанием для премирования.
Порядок рассмотрения органом самоуправления общеобразовательного учреждения, обеспечивающим демократический, государственно-общественный характер управления, вопроса стимулирования работников устанавливается соответствующим положением.





Приложение 2
к постановлению
Главы Кинешемского
муниципального района
от 26.06.2009 № 385

ПРИМЕРНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
КИНЕШЕМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

1. Регламент государственно-общественного распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников общеобразовательного учреждения - локальный нормативный акт общеобразовательного учреждения, разработанный на основе настоящего Примерного регламента, устанавливает порядок реализации принятого и действующего в общеобразовательном учреждении положения о выплатах стимулирующего характера работникам общеобразовательного учреждения.
2. Орган самоуправления общеобразовательного учреждения в соответствии с положением об органе самоуправления общеобразовательного учреждения и положением о выплатах стимулирующего характера работникам общеобразовательного учреждения принимает решение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников общеобразовательного учреждения.
3. Вопросы распределения стимулирующей части фонда оплаты труда рассматриваются органом самоуправления общеобразовательного учреждения (далее - орган самоуправления) дважды в течение текущего учебного года на заседаниях, проводимых соответственно в январе и в июне. Данные заседания проводятся в соответствии с положением об органе самоуправления.
На этих заседаниях орган самоуправления рассматривает и утверждает:
основной расчетный показатель для определения размера выплат стимулирующего характера каждому работнику - денежный вес одного балла оценки профессиональной деятельности работника;
минимальное количество баллов, начиная с которого устанавливается выплата стимулирующего характера;
итоговый протокол мониторинга профессиональной деятельности работников общеобразовательного учреждения за истекший полугодовой период, в котором отражены полученные в результате осуществления процедур мониторинга суммы баллов оценки профессиональной деятельности по каждому работнику;
рассчитанные на предстоящий период, исходя из утвержденного основного расчетного показателя и из суммы баллов оценки профессиональной деятельности, размеры выплаты стимулирующего характера каждому работнику из утвержденного на предстоящее полугодие общего размера стимулирующей части фонда оплаты труда.
Решения органа самоуправления об установлении основного расчетного показателя размера выплат стимулирующего характера работникам общеобразовательного учреждения - денежного веса одного балла оценки профессиональной деятельности на предстоящий установленный период принимаются только квалифицированным большинством голосов согласно положению об органе самоуправления.
Решения об установлении минимального количества баллов, начиная с которого устанавливается выплата стимулирующего характера; об утверждении итогового протокола мониторинга профессиональной деятельности работников; об утверждении рассчитанного, исходя из утвержденного основного расчетного показателя и из суммы баллов оценки профессиональной деятельности, размера выплаты стимулирующего характера принимаются органом самоуправления простым большинством голосов в соответствии с положением об органе самоуправления.
4. Мониторинг и оценка профессиональной деятельности работников ведется в системе государственно-общественного управления общеобразовательного учреждения в соответствии с положением о выплатах стимулирующего характера работникам общеобразовательного учреждения индивидуально для каждого работника. Государственно-общественный характер мониторинга и оценки профессиональной деятельности работников обеспечивает гласность и прозрачность процедур мониторинга и оценки.
Формы, критерии, показатели, порядок и процедуры мониторинга и оценки профессиональной деятельности работников общеобразовательного учреждения определяются положением о выплатах стимулирующего характера работникам общеобразовательного учреждения и регламентом мониторинга и оценки профессиональной деятельности работников общеобразовательного учреждения.
5. Для обеспечения государственно-общественного характера мониторинга и оценки профессиональной деятельности работников общеобразовательного учреждения орган самоуправления создает специальную комиссию (комитет), в которую входят руководитель общеобразовательного учреждения, члены органа самоуправления, а также в обязательном порядке включаются представители методического (научно-методического) совета (иного аналогичного органа общеобразовательного учреждения), совета трудового коллектива (иного аналогичного органа общеобразовательного учреждения) и (или) профсоюзной организации (при ее наличии).
В специальную комиссию (комитет) из числа членов органа самоуправления обязательно включаются представители педагогических и других работников общеобразовательного учреждения, представители родителей (законных представителей) обучающихся, представитель (представители) обучающихся. Специальная комиссия (комитет) формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с решением органа самоуправления в порядке, предусмотренном положением об органе самоуправления. Орган самоуправления определяет название специальной комиссии (комитета) - комиссия по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников или иное наименование, указывающее на характер деятельности специальной комиссии (комитета).
6. В системе мониторинга и оценки профессиональной деятельности работников общеобразовательного учреждения учитываются следующие результаты:
результаты, полученные в рамках внутришкольного контроля, представляемые руководителем общеобразовательного учреждения, методическим советом;
результаты, полученные в рамках общественной оценки со стороны обучающихся и их родителей (законных представителей), представляемые органами самоуправления (родительский комитет, ученический комитет и т.д.) в форме, определенной регламентом государственно-общественного распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников общеобразовательных учреждений;
результаты мониторинга профессиональной деятельности работника, полученные в рамках экспертной оценки.
Соотношение весовых коэффициентов показателей внутришкольного контроля, показателей общественной оценки и экспертной оценки определяется положением о выплатах стимулирующего характера работникам общеобразовательного учреждения и регламентом государственно-общественного распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников общеобразовательного учреждения.
7. В случае если положением общеобразовательного учреждения о выплатах стимулирующего характера работникам общеобразовательного учреждения предусмотрены экспертные оценки по отдельным показателям мониторинга и оценки профессиональной деятельности работников и создание в этих целях экспертной комиссии общеобразовательного учреждения, орган самоуправления создает своим решением, принимаемым в соответствии с положением об органе самоуправления, экспертную комиссию (комитет), действующую в соответствии с положением о выплатах стимулирующего характера работникам общеобразовательного учреждения, положением об органе самоуправления, решением органа самоуправления о ее создании и другими его решениями.
Экспертная комиссия (комитет) формируется путем персональных назначений в ее состав экспертов, не членов органа самоуправления - представителей следующих категорий участников образовательного процесса, при получении их согласия: педагогических работников других учебных заведений, родителей (законных представителей) обучающихся, а также непедагогических работников общеобразовательного учреждения. Председателя экспертной комиссии выбирают члены экспертной комиссии (комитета). В экспертную комиссию (комитет) могут быть также приглашены и назначены с их согласия научные работники, деятели культуры, руководители и преподаватели системы профессионального образования, представители профессионально-педагогических общественных объединений и т.п.
8. Материалы мониторинга профессиональной деятельности, подлежащие экспертной оценке, специальная комиссия (комитет) органа самоуправления по вопросам распределения стимулирующей части фонда оплаты труда передает в экспертную комиссию (комитет) и определяет сроки и порядок проведения комиссионной экспертной оценки.
В регламенте государственно-общественного распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников общеобразовательного учреждения предусматривается, как подаются материалы мониторинга для экспертной оценки профессиональной деятельности педагогических работников: либо в персонифицированном виде, либо в обезличенном, лишенном персональных данных оцениваемых работников виде.
Экспертная комиссия (комитет) проводит на основе представленных материалов мониторинга экспертную оценку профессиональной деятельности на основаниях и в порядке, установленном регламентом государственно-общественного распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников общеобразовательного учреждения.
9. Специальная комиссия (комитет) по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников осуществляет процедуру обезличивания (деперсонификации, исключения персональных данных оцениваемых) исходных для экспертного оценивания материалов мониторинга следующим образом.
Из числа членов специальной комиссии (комитета) назначается оператор, который под наблюдением членов специальной комиссии (комитета), назначенных наблюдателями, осуществляет процедуру обезличивания материалов мониторинга: в предназначенном для передачи в экспертную комиссию (комитет) тексте оператор заменяет персональные данные оцениваемых (ФИО, должность и т.п.) на условные номера. Таблица соответствия персональных данных и условных номеров сохраняется в электронном виде, распечатывается не менее чем в одном экземпляре, который подписывается всеми наблюдателями и передается на хранение секретарю органа самоуправления.
Исходный персонифицированный материал результатов мониторинга сохраняется в электронном виде в двух экземплярах только на двух отдельных (съемных) носителях (диск, иное), которые передаются на хранение руководителю общеобразовательного учреждения и председателю органа самоуправления. Все иные копии персонифицированных материалов, направляемых далее на экспертизу, в печатном виде уничтожаются, в электронном - стираются под контролем наблюдателей.
Руководитель общеобразовательного учреждения и председатель органа самоуправления обеспечивают недоступность хранимых копий, обеспечивая обезличенный характер проведения экспертной оценки до ее окончания и передачи результатов работы экспертной комиссии (комитета) в специальную комиссию (комитет) по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников.
10. Материалы экспертной комиссии (комитета) по окончании процедуры экспертной оценки передаются в специальную комиссию (комитет) органа самоуправления по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников. При этом в обезличенных материалах восстанавливаются персональные данные оцениваемых работников.
11. Специальная комиссия (комитет) осуществляет анализ и оценку объективности представленных результатов мониторинга профессиональной деятельности работников только в части соблюдения установленных положением о выплатах стимулирующего характера и регламентом мониторинга и оценки профессиональной деятельности работников общеобразовательного учреждения критериев, показателей, формы, порядка и процедур мониторинга и оценки профессиональной деятельности. В случае установления специальной комиссией (комитетом) существенных нарушений критериев, показателей, формы, порядка и процедур мониторинга и оценки профессиональной деятельности представленные результаты возвращаются субъекту, представившему результаты (руководитель образовательного учреждения, орган самоуправления, экспертная комиссия (комитет)), для исправления и доработки.
Принятые специальной комиссией (комитетом) результаты мониторинга и оценки профессиональной деятельности работников используются далее в системе мониторинга и оценки.
12. Специальная комиссия (комитет) по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников на основании всех материалов мониторинга, включая материалы экспертной оценки, составляет итоговый оценочный лист всех работников в баллах оценки, утверждает его на своем заседании и знакомит с ним всех работников общеобразовательного учреждения.
13. С момента ознакомления в течение 10 дней работники вправе подать, а специальная комиссия (комитет) обязана принять обоснованное письменное заявление работника о его несогласии с оценкой его профессиональной деятельности. Основанием для подачи такого заявления работником может быть только факт (факты) нарушения установленных процедур мониторинга в рамках внутришкольного контроля, в системе органов педагогического, родительского и ученического самоуправления, процедур государственно-общественной оценки на основании материалов мониторинга, а также технические ошибки при работе с текстами, таблицами, цифровыми данными и т.п. Апелляции работников по другим основаниям специальной комиссией (комитетом) не принимаются и не рассматриваются.
Специальная комиссия (комитет) обязана осуществить проверку обоснованного заявления работника и дать ему обоснованный ответ по результатам проверки. В случае установления в ходе проверки факта нарушения процедур мониторинга или оценивания или факта допущения технических ошибок, повлекших ошибочную оценку профессиональной деятельности работника, выраженную в оценочных баллах, специальная комиссия (комитет) принимает меры для исправления допущенного ошибочного оценивания.
По истечении 10 дней решение специальной комиссии (комитета) об утверждении оценочного листа вступает в силу.
14. Итоговые полугодовые (в июне и в январе) оценочные листы рассматриваются на заседании органа самоуправления по вопросу распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников, и на основании этих листов орган самоуправления своим решением, принимаемым в соответствии с положением об органе самоуправления, устанавливает персональные размеры выплат стимулирующего характера работникам из стимулирующей части фонда оплаты труда, исходя из его установленного размера, на предстоящие полгода (июль - декабрь и январь - июнь соответственно) в соответствии с п. 2 настоящего Примерного регламента.





Приложение 3
к постановлению
Главы Кинешемского
муниципального района
от 26.06.2009 № 385

ПЕРЕЧЕНЬ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КИНЕШЕМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА, УЧАСТВУЮЩИХ В ПЕРЕХОДЕ НА МОДЕЛЬНУЮ МЕТОДИКУ
ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ КИНЕШЕМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА В РАМКАХ
КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Муниципальное общеобразовательное учреждение Батмановская средняя общеобразовательная школа
2. Муниципальное общеобразовательное учреждение "Дьячевская средняя общеобразовательная школа"
3. Муниципальное общеобразовательное учреждение Ильинская средняя общеобразовательная школа
4. Муниципальное общеобразовательное учреждение Луговская средняя общеобразовательная школа
5. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Наволоки
6. Муниципальное общеобразовательное учреждение Решемская средняя общеобразовательная школа



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru