Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 декабря 2008 г. по делу № А33-13065/2008

Судья Арбитражного суда Красноярского края Вахитов Р.С. рассмотрел дело по заявлению открытого акционерного общества "Востсибнефтегаз" (г. Красноярск) о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Красноярскому краю (п. Тура).
В судебном заседании участвовала от заявителя - З., представитель по доверенности от 05.05.2008.
Протокол судебного заседания вел судья Вахитов Р.С.
Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании 2 декабря 2008 года. В полном объеме решение изготовлено 3 декабря 2008 года.

Открытое акционерное общество "Востсибнефтегаз" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Красноярскому краю.
Определением арбитражного суда от 06.11.2008 назначено настоящее судебное заседание.
Представитель заявителя в судебном заседании письменно уточнил предмет заявленных требований, просил: признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не рассмотрении заявления заявителя о внесении изменений в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, принятое регистрирующим органом 18.07.2008, как не соответствующее статьям 8, 11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; обязать ответчика рассмотреть заявление заявителя о внесении изменений в ЕГРЮЛ, принятое регистрирующим органом 18.07.2008 г., принять решение о государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, касающихся сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени ОАО "Востсибнефтегаз" единоличном исполнительном органе заявителя - генеральном директоре С., внести соответствующую запись в ЕГРЮЛ и не позднее одного дня с момента государственной регистрации направить (выдать) заявителю соответствующее свидетельство.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принял уточнение заявленных требований как не противоречащее закону и не нарушающее права других лиц.
Как следует из заявления и подтверждается материалами дела 9 июля 2008 года в Межрайонную инспекцию ФНС России № 3 по Красноярскому краю было от имени открытого акционерного общества "Восточно-Сибирская нефтегазовая компания" направлено ценным письмом с описью вложений заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по форме Р14001 с приложением "Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица" и приложением выписки из протокола Совета директоров общества № б/н от 18.07.2007 г. о прекращении полномочий генерального директора О. и назначении генеральным директором С.
В связи с тем, что свидетельство о внесении изменений в сведения о юридическом лице не было выдано, также не был вручен отказ в регистрации, регистрация изменений не произведена, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Красноярскому краю.
По мнению заявителя бездействие ответчика, выразившееся в невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о новом руководителе ОАО "Востсибнефтегаз" и невыдаче соответствующего свидетельства, является незаконным. В обоснование заявленных требований заявитель указал на следующее:
- форма заявления Р14001 утверждена Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 (в ред. Постановления Правительства РФ от 3.12.2005 № 760).
18 июля 2007 года Советом директоров ОАО "Востсибнефтегаз" было принято решение: "1. Прекратить полномочия генерального директора ОАО "Востсибнефтегаз" О.; 2. Назначить генеральным директором ОАО "Востсибнефтегаз" С. с 19 июля 2007 года сроком на 3 года".
Заявление по форме Р14001 с нотариально удостоверенной подписью С. было направлено ответчику 9 июля 2008 г. с приложением подлинной выписки из протокола Совета директоров общества.
- бездействие ответчика по невнесению сведений о новом руководителе в ЕГРЮЛ и невыдаче соответствующего свидетельства нарушает законные права и интересы заявителя, так как в соответствии со статьей 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. В данном случае в Едином государственном реестре юридических лиц по ОАО "Востсибнефтегаз" содержится запись о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени общества - О., поэтому заявитель лишен права на получение достоверной выписки из реестра, которая нужна для оформления нотариально заверенных доверенностей и для предъявления в Регистрационную палату по оформлению недвижимости, получения лицензий и открытия банковских счетов.
Ответчик заявленные требования не признал, представил в материалы дела письменный отзыв, в котором указал на следующее:
- порядок государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, которые содержатся в ЕГРЮЛ, регламентирован гл. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Исходя из положений п. 4 ст. 5 вышеназванного Федерального закона, согласно которым при несоответствии сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения государственных реестров считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменении, а также для исключения случаев недобросовестности со стороны третьих лиц при смене руководителя постоянно действующего исполнительного органа юридического лица налоговые органы сообщают о необходимости представления в регистрирующий (налоговый) орган заявления (по форме № Р14001), подписанного прежним руководителем;
- в Письме Минфина России от 07.07.2006 № 03-01-11/3-64 разъяснено, что: "...юридическое лицо вправе направить в регистрирующий (налоговый) орган обращение о невозможности представления заявления по форме № Р14001, подписанного лицом, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ. Одновременно с этим в целях обеспечения полноты и достоверности сведений государственного реестра регистрирующий орган осуществляет мероприятия по установлению лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
С учетом изложенного при подтверждении полномочий лица, сведения о котором отсутствуют в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган должен осуществлять внесение соответствующей записи в государственный реестр на основании заявления, подписанного лицом, сведения о котором отсутствуют в государственном реестре";
- в настоящее время в целях обеспечения полноты и достоверности сведений государственного реестра регистрирующий (налоговый) орган осуществляет мероприятия по установлению лица, имеющего право действовать от имени ОАО "ВСНК" без доверенности, решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества не принято;
- по результатам рассмотрения представленных заявлений налоговый орган примет соответствующее решение.
Оценив представленные доказательства, доводы заявителя и заинтересованных лиц, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица, надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 4 Закона о регистрации единство и сопоставимость сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок ведения государственных реестров определен в Правилах ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438 (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 5 Закона о регистрации сведения о единоличном исполнительном органе обществ с ограниченной ответственностью содержатся в государственном реестре.
При смене единоличного исполнительного органа соответствующие изменения подлежат внесению в государственный реестр в силу пункта 2 статьи 17 Закона о регистрации на основании представленного в регистрирующий орган заявления. Согласно пункту 1 статьи 9 этого Закона такое заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица.
Доводы ответчика о том, что поскольку сведения государственного реестра считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений, заявление должно быть подписано лицом, информация о котором как о руководителе имеется в названном реестре, является ошибочным.
В случае подачи заявления об изменении сведений о единоличном исполнительном органе общества с ограниченной ответственностью новые сведения всегда отличаются от данных государственного реестра, а само обращение общества в регистрирующий орган вызвано необходимостью устранить это несоответствие.
При этом пункт 1 статьи 9 Закона о регистрации к числу заявителей относит руководителя постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица.
Рассмотрение вопросов об образовании единоличного исполнительного органа акционерного общества и досрочном прекращении его полномочий согласно пункту 3 статьи 103 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункту 8 пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) относится к компетенции общего собрания акционеров общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Согласно пункту 14.5 устава открытого акционерного общества "Восточно-сибирская нефтегазовая компания" генеральный директор назначается Советом директоров. Совет директоров вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий генерального директора и расторжении договора с генеральным директором.
Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений.
Поэтому с момента прекращения компетентным органом управления полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу пункта 2 статьи 69 Закона об акционерных обществах не вправе без доверенности действовать от имени общества, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе (генеральном директоре).
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона о регистрации для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона о регистрации государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица, осуществляются в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 23 Закона о регистрации решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона для государственной регистрации.
При этом согласно пункту 1 статьи 8 Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком 18.07.2008 заявителем в регистрирующий орган представлено заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по форме Р14001 с приложением "Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица"
Заявителем в регистрирующий орган был также представлен протокол Совета директоров от 18.07.2007, которым оформлены решения о прекращении полномочий бывшего генерального директора и назначении нового.
Доказательств регистрация изменений, не связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица, либо принятия решения об отказе в государственной регистрации ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что бездействие регистрирующего органа, выразившееся в не рассмотрении заявления открытого акционерного общества "Востсибнефтегаз" о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в части сведений о лице, имеющим право действовать без доверенности от имени открытого акционерного общества "Востсибнефтегаз", единичном исполнительном органе - генеральном директоре С. является незаконным.
Руководствуясь статьями 110, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Красноярскому краю, выразившееся в не рассмотрении заявления открытого акционерного общества "Востсибнефтегаз" о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в части сведений о лице, имеющим право действовать без доверенности от имени открытого акционерного общества "Востсибнефтегаз", единичном исполнительном органе - генеральном директоре С., как не соответствующее статьям 8, 11 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 3 по Красноярскому краю рассмотреть заявление открытого акционерного общества "Востсибнефтегаз" о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, принять решение о государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, касающихся сведений о лице, имеющим право действовать без доверенности от имени открытого акционерного общества "Востсибнефтегаз", единичном исполнительном органе - генеральном директоре С. и выдать соответствующее свидетельство.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Красноярскому краю в пользу открытого акционерного общества "Востсибнефтегаз" 2 000 рублей понесенных расходов по уплате государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течении месяца с момента его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.

Судья
Р.С.ВАХИТОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru