АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 декабря 2008 г. по делу № А33-13065/2008
Судья Арбитражного суда Красноярского края Вахитов Р.С. рассмотрел дело по заявлению открытого акционерного общества "Востсибнефтегаз" (г. Красноярск) о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Красноярскому краю (п. Тура).
В судебном заседании участвовала от заявителя - З., представитель по доверенности от 05.05.2008.
Протокол судебного заседания вел судья Вахитов Р.С.
Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании 2 декабря 2008 года. В полном объеме решение изготовлено 3 декабря 2008 года.
Открытое акционерное общество "Востсибнефтегаз" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Красноярскому краю.
Определением арбитражного суда от 06.11.2008 назначено настоящее судебное заседание.
Представитель заявителя в судебном заседании письменно уточнил предмет заявленных требований, просил: признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не рассмотрении заявления заявителя о внесении изменений в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, принятое регистрирующим органом 18.07.2008, как не соответствующее статьям 8, 11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; обязать ответчика рассмотреть заявление заявителя о внесении изменений в ЕГРЮЛ, принятое регистрирующим органом 18.07.2008 г., принять решение о государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, касающихся сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени ОАО "Востсибнефтегаз" единоличном исполнительном органе заявителя - генеральном директоре С., внести соответствующую запись в ЕГРЮЛ и не позднее одного дня с момента государственной регистрации направить (выдать) заявителю соответствующее свидетельство.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принял уточнение заявленных требований как не противоречащее закону и не нарушающее права других лиц.
Как следует из заявления и подтверждается материалами дела 9 июля 2008 года в Межрайонную инспекцию ФНС России № 3 по Красноярскому краю было от имени открытого акционерного общества "Восточно-Сибирская нефтегазовая компания" направлено ценным письмом с описью вложений заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по форме Р14001 с приложением "Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица" и приложением выписки из протокола Совета директоров общества № б/н от 18.07.2007 г. о прекращении полномочий генерального директора О. и назначении генеральным директором С.
В связи с тем, что свидетельство о внесении изменений в сведения о юридическом лице не было выдано, также не был вручен отказ в регистрации, регистрация изменений не произведена, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Красноярскому краю.
По мнению заявителя бездействие ответчика, выразившееся в невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о новом руководителе ОАО "Востсибнефтегаз" и невыдаче соответствующего свидетельства, является незаконным. В обоснование заявленных требований заявитель указал на следующее:
- форма заявления Р14001 утверждена Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 (в ред. Постановления Правительства РФ от 3.12.2005 № 760).
18 июля 2007 года Советом директоров ОАО "Востсибнефтегаз" было принято решение: "1. Прекратить полномочия генерального директора ОАО "Востсибнефтегаз" О.; 2. Назначить генеральным директором ОАО "Востсибнефтегаз" С. с 19 июля 2007 года сроком на 3 года".
Заявление по форме Р14001 с нотариально удостоверенной подписью С. было направлено ответчику 9 июля 2008 г. с приложением подлинной выписки из протокола Совета директоров общества.
- бездействие ответчика по невнесению сведений о новом руководителе в ЕГРЮЛ и невыдаче соответствующего свидетельства нарушает законные права и интересы заявителя, так как в соответствии со статьей 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. В данном случае в Едином государственном реестре юридических лиц по ОАО "Востсибнефтегаз" содержится запись о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени общества - О., поэтому заявитель лишен права на получение достоверной выписки из реестра, которая нужна для оформления нотариально заверенных доверенностей и для предъявления в Регистрационную палату по оформлению недвижимости, получения лицензий и открытия банковских счетов.
Ответчик заявленные требования не признал, представил в материалы дела письменный отзыв, в котором указал на следующее:
- порядок государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, которые содержатся в ЕГРЮЛ, регламентирован гл. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Исходя из положений п. 4 ст. 5 вышеназванного Федерального закона, согласно которым при несоответствии сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения государственных реестров считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменении, а также для исключения случаев недобросовестности со стороны третьих лиц при смене руководителя постоянно действующего исполнительного органа юридического лица налоговые органы сообщают о необходимости представления в регистрирующий (налоговый) орган заявления (по форме № Р14001), подписанного прежним руководителем;
- в Письме Минфина России от 07.07.2006 № 03-01-11/3-64 разъяснено, что: "...юридическое лицо вправе направить в регистрирующий (налоговый) орган обращение о невозможности представления заявления по форме № Р14001, подписанного лицом, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ. Одновременно с этим в целях обеспечения полноты и достоверности сведений государственного реестра регистрирующий орган осуществляет мероприятия по установлению лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
С учетом изложенного при подтверждении полномочий лица, сведения о котором отсутствуют в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган должен осуществлять внесение соответствующей записи в государственный реестр на основании заявления, подписанного лицом, сведения о котором отсутствуют в государственном реестре";
- в настоящее время в целях обеспечения полноты и достоверности сведений государственного реестра регистрирующий (налоговый) орган осуществляет мероприятия по установлению лица, имеющего право действовать от имени ОАО "ВСНК" без доверенности, решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества не принято;
- по результатам рассмотрения представленных заявлений налоговый орган примет соответствующее решение.
Оценив представленные доказательства, доводы заявителя и заинтересованных лиц, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица, надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 4 Закона о регистрации единство и сопоставимость сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок ведения государственных реестров определен в Правилах ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438 (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 5 Закона о регистрации сведения о единоличном исполнительном органе обществ с ограниченной ответственностью содержатся в государственном реестре.
При смене единоличного исполнительного органа соответствующие изменения подлежат внесению в государственный реестр в силу пункта 2 статьи 17 Закона о регистрации на основании представленного в регистрирующий орган заявления. Согласно пункту 1 статьи 9 этого Закона такое заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица.
Доводы ответчика о том, что поскольку сведения государственного реестра считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений, заявление должно быть подписано лицом, информация о котором как о руководителе имеется в названном реестре, является ошибочным.
В случае подачи заявления об изменении сведений о единоличном исполнительном органе общества с ограниченной ответственностью новые сведения всегда отличаются от данных государственного реестра, а само обращение общества в регистрирующий орган вызвано необходимостью устранить это несоответствие.
При этом пункт 1 статьи 9 Закона о регистрации к числу заявителей относит руководителя постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица.
Рассмотрение вопросов об образовании единоличного исполнительного органа акционерного общества и досрочном прекращении его полномочий согласно пункту 3 статьи 103 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункту 8 пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) относится к компетенции общего собрания акционеров общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Согласно пункту 14.5 устава открытого акционерного общества "Восточно-сибирская нефтегазовая компания" генеральный директор назначается Советом директоров. Совет директоров вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий генерального директора и расторжении договора с генеральным директором.
Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений.
Поэтому с момента прекращения компетентным органом управления полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу пункта 2 статьи 69 Закона об акционерных обществах не вправе без доверенности действовать от имени общества, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе (генеральном директоре).
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона о регистрации для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона о регистрации государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица, осуществляются в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 23 Закона о регистрации решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона для государственной регистрации.
При этом согласно пункту 1 статьи 8 Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком 18.07.2008 заявителем в регистрирующий орган представлено заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по форме Р14001 с приложением "Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица"
Заявителем в регистрирующий орган был также представлен протокол Совета директоров от 18.07.2007, которым оформлены решения о прекращении полномочий бывшего генерального директора и назначении нового.
Доказательств регистрация изменений, не связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица, либо принятия решения об отказе в государственной регистрации ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что бездействие регистрирующего органа, выразившееся в не рассмотрении заявления открытого акционерного общества "Востсибнефтегаз" о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в части сведений о лице, имеющим право действовать без доверенности от имени открытого акционерного общества "Востсибнефтегаз", единичном исполнительном органе - генеральном директоре С. является незаконным.
Руководствуясь статьями 110, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
решил:
заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Красноярскому краю, выразившееся в не рассмотрении заявления открытого акционерного общества "Востсибнефтегаз" о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в части сведений о лице, имеющим право действовать без доверенности от имени открытого акционерного общества "Востсибнефтегаз", единичном исполнительном органе - генеральном директоре С., как не соответствующее статьям 8, 11 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 3 по Красноярскому краю рассмотреть заявление открытого акционерного общества "Востсибнефтегаз" о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, принять решение о государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, касающихся сведений о лице, имеющим право действовать без доверенности от имени открытого акционерного общества "Востсибнефтегаз", единичном исполнительном органе - генеральном директоре С. и выдать соответствующее свидетельство.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Красноярскому краю в пользу открытого акционерного общества "Востсибнефтегаз" 2 000 рублей понесенных расходов по уплате государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течении месяца с момента его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.
Судья
Р.С.ВАХИТОВ