title>Протест Прокуратуры Ленинского района г. Пензы от 05.10.2007 № 03-07-07 "На распоряжение Главы администрации г. Пензы от 16.08.2007 № 330р "О проведении массовых акций в 2007 году"
ПРОКУРАТУРА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
ГОРОДА ПЕНЗЫ
ПРОТЕСТ
от 5 октября 2007 г. № 03-07-07
НА РАСПОРЯЖЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ПЕНЗЫ ОТ 16.08.2007
№ 330р "О ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ АКЦИЙ В 2007 ГОДУ"
Главе администрации г. Пензы
Чернову Р.Б.
Распоряжением Главы администрации г. Пензы от 16.08.2007 № 330р местом проведения массовых акций в городе Пензе в 2007 году определена площадь перед входом в парк культуры и отдыха "Олимпийский" со стороны ул. Гагарина с нормой заполняемости территории в месте проведения массовой акции до 500 человек.
Данное
распоряжение является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу ст. 1 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, пикетированиях" законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Одним из принципов проведения публичного мероприятия является его законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации.
Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства прав участников публичного мероприятия и иного массового мероприятия относительно места проведения мероприятия.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 19.06.2004 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" имеет номер 54-ФЗ, а не 54.
Установление единого для всех места проведения публичных мероприятий, целью которых в силу ч. 1 ст. 2 ФЗ № 54 является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики, нарушает установленное ст. 31 Конституции РФ право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
Между тем, нельзя исключить возможность запрещения проведения массовых мероприятий, но по основаниям, установленным федеральным законом в целях обеспечения безопасности граждан, сохранения памятников истории и культуры и т.п.
Перечень мест, в которых проведение публичных мероприятий запрещается, определен ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, пикетированиях" и носит исчерпывающий характер. Других запретов или ограничений для проведения публичных мероприятий данный Федеральный закон или другие нормативные правовые акты Российской Федерации не содержат.
Согласно ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия вправе лишь довести до сведения его организатора обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, может предложить устранить имеющиеся несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Закона и при необходимости может предупредить организатора или других участников публичного мероприятия о возможности привлечения их к ответственности в случае нарушения установленного порядка проведения публичного мероприятия.
Из Конституции Российской Федерации следует, что права и свободы человека и гражданина, в том числе право проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирование, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 31; статья 55, часть 3).
Таким образом,
распоряжение Главы администрации г. Пензы от 16.08.2007 № 330р, устанавливая дополнительные запреты на проведение публичных мероприятий на территориях, где проведение таких мероприятий не запрещено федеральным законодательством, противоречит ст. 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, пикетированиях".
Исходя из смысла ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" № 131-ФЗ органы местного самоуправления могут принимать муниципальные правовые акты по вопросам местного значения либо по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Частью 4 названной статьи установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
прошу:
распоряжение Главы администрации г. Пензы от 16.08.2007 № 330р "О проведении массовых акций в 2007 году" отменить.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления с сообщением о результатах рассмотрения в прокуратуру района в письменной форме.
И.о. прокурора района
младший советник юстиции
С.В.СМИРНОВ