title>Протест Прокуратуры Ленинского района г. Пензы от 18.06.2008 № 01-06-08 "На пп. б) п. 2.1, пп. г) п. 2.5, п. 3.1, п. 8.2 Правил оказания услуг по погребению, эксплуатации и содержанию кладбищ в г. Пензе, утвержденных Постановлением Главы администрации г. Пензы от 04.02.2004 № 245"
ПРОКУРАТУРА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
ГОРОДА ПЕНЗЫ
ПРОТЕСТ
от 18 июня 2008 г. № 01-06-08
НА ПП. Б) П. 2.1, ПП. Г) П. 2.5, П. 3.1, П. 8.2
ПРАВИЛ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ПОГРЕБЕНИЮ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И
СОДЕРЖАНИЮ КЛАДБИЩ В Г. ПЕНЗЕ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ПЕНЗЫ ОТ 04.02.2004 № 245
Главе администрации г. Пензы
Чернову Р.Б.
Постановлением Главы администрации г. Пензы от 04.02.2004 № 245 утверждены
Правила оказания услуг по погребению, эксплуатации и содержанию кладбищ в г. Пензе (далее - Правила).
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 8.2 Правил, а не пункт 2.8.
Согласно
подпункту б) пункта 2.1 Правил городские специализированные службы по вопросам похоронного дела, оказывающие услуги по приему заказов и заключению договоров на организацию похорон, обязаны обеспечить предоставление населению гарантированного перечня услуг по ценам и тарифам, устанавливаемым Управлением ценообразования Правительства Пензенской области.
Вместе с тем, в силу ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (в редакции Федерального закона от 29.12.2006 № 263-ФЗ) стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Подпунктом г) пункта 2.5 Правил определено, что оформление свидетельства о смерти производится органами ЗАГСа в помещении МУП "Спецбюро" по адресу г. Пенза, ул. Карпинского, 187.
Порядок оформления актов гражданского состояния установлен Федеральным законом от 15.11.1997 № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", в силу ст. 6 которого государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
В соответствии со ст. 65 поименованного Закона государственная регистрация смерти производится органом записи актов гражданского состояния по последнему месту жительства умершего, месту наступления смерти, месту обнаружения тела умершего или по месту нахождения организации, выдавшей документ о смерти. В случае, если смерть наступила на судне, в поезде, в самолете или в другом транспортном средстве во время его следования, государственная регистрация смерти может быть произведена органом записи актов гражданского состояния, расположенным на территории, в пределах которой умерший был снят с транспортного средства. В случае, если смерть наступила в экспедиции, на полярной станции или в отдаленной местности, в которой нет органов записи актов гражданского состояния, государственная регистрация смерти может быть произведена в ближайшем к фактическому месту смерти органе записи актов гражданского состояния.
Управление записи актов гражданского состояния Пензенской области является исполнительным органом государственной власти Пензенской области; территориальные отделы ЗАГС являются структурными подразделениями Управления ЗАГС, имеют печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и действуют в соответствии с
Положением о территориальном отделе ЗАГС, утверждаемым приказом Управления ЗАГС (Постановление Правительства Пензенской области от 03.02.2003 № 38-пП).
Действующим законодательством Главе администрации г. Пензы не предоставлено право определять место деятельности территориальных органов ЗАГС, в том числе место оформления актов гражданского состояния.
Пунктом 3.1 Правил установлено, что юридические и физические лица могут производить работы на муниципальных кладбищах по согласованию с МУП "Спецбюро" г. Пензы на договорной основе, что противоречит п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и
Решению Пензенской городской Думы от 30.05.2003 № 472/35 "Об утверждении - порядка установления цен и тарифов на продукцию и услуги, производимые и оказываемые муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями города Пензы".
В соответствии с
п. 2.5 указанного выше Порядка... регулирование цен (тарифов) осуществляется методом установления:
- фиксированных цен;
- предельных цен;
- предельных коэффициентов изменения цен (индексация);
- предельного уровня рентабельности.
Определенный Пензенской городской Думой перечень методов установления цен (тарифов) является исчерпывающим. Установление цен не фиксированным методом, а в договорном порядке при этом не предусмотрено. Определение стоимости услуги муниципального унитарного предприятия на договорной основе, отсутствие максимально предельного ее уровня противоречит действующему законодательству, препятствует упорядочению цен и тарифов на продукцию и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями, а также нарушает принцип защиты экономических интересов потребителей.
Кроме того, в
п. 3.1 Правил не указаны виды работ, которые должны производиться юридическими и физическими лицами на муниципальных кладбищах по согласованию с МУП "Спецбюро" на договорной основе. Отсутствие же правовой определенности, ясности и недвусмысленности данного
пункта Правил допускает возможность его произвольного толкования, что может повлечь нарушение прав граждан в определенных ситуациях.
Согласно
п. 3.1 указанных Правил городские кладбища являются муниципальной собственностью и находятся в хозяйственном ведении МУП "Спецбюро" г. Пензы.
Разделом 8 Правил определен порядок передвижения транспортных средств по территории кладбища, при этом
пунктом 8.2 установлено, что допускается движение транспортных средств по территории кладбища на платной основе в пределах утвержденных МУП "Спецбюро" схем движения и стоянок транспортных средств.
Деятельность в области погребения и содержания мест захоронения конкретизирована в Рекомендациях о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации. МДК 11-01.2002, разработанных Госстроем Российской Федерации, согласно п. 19.3 которых посетителям запрещается въезжать на территорию кладбища на автомобильном транспорте, за исключением инвалидов и престарелых. Вместе с тем, пунктом 19.2 рекомендаций установлено, что посетители кладбищ имеют право беспрепятственно проезжать на территорию кладбища в случаях установки (замены) надмогильных сооружений (памятники, стелы, ограды и т.п.).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ к компетенции органов местного самоуправления относится установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не установлено федеральными законами.
Жители г. Пензы, являясь плательщиками обязательных платежей в местный бюджет и оплачивая также услуги МУП "Спецбюро" г. Пензы по оформлению соответствующих работ и документов, уже участвуют таким образом в финансировании муниципальных расходов, в том числе и на содержание общественных кладбищ, а следовательно, облагать их дополнительным сбором незаконно ни по формальным (плата за проезд по кладбищам не предусмотрена законодательством о налогах и сборах), ни по материально-правовым основаниям.
В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского округа.
Статьей 15 Бюджетного кодекса установлено, что для исполнения расходных обязательств муниципального образования предназначен бюджет муниципального образования (местный бюджет), в котором предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 77 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
требую:
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в десятидневный срок с момента его поступления с сообщением о результатах рассмотрения в прокуратуру района в письменной форме.
Прокурор района
старший советник юстиции
А.В.КАРДАКОВ