Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


МЭР ГОРОДА ИРКУТСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2008 г. № 031-06-2395/8

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"БЛАГОУСТРОЙСТВО, СОДЕРЖАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИИ Г. ИРКУТСКА" НА 2009 - 2012 ГОДЫ

(в ред. постановлений мэра г. Иркутска
от 10.12.2008 № 031-06-3179/8, от 23.01.2009 № 031-06-109/9,
постановлений администрации г. Иркутска
от 25.05.2009 № 031-06-1803/9,
от 19.06.2009 № 031-06-2133/9,
от 15.09.2009 № 031-06-3138/9,
от 30.09.2009 № 031-06-3272/9)

В целях повышения уровня внешнего благоустройства, санитарного содержания территории и экологической безопасности города Иркутска, направленных на улучшение качества жизни населения и формирование благоприятного социального микроклимата, руководствуясь ст.ст. 16, 17, 36, 52, 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 7, 10, 74 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 8 Основ законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан, ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Законом Иркутской области от 30.12.2003 № 86-оз "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области", ст.ст. 11, 12, 37, 38, 54, 56 Устава города Иркутска, Положением о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ города Иркутска, утвержденным постановлением мэра г. Иркутска от 24.06.2008 № 031-06-1358/8, с изменениями, внесенными постановлением мэра г. Иркутска от 18.08.2008 № 031-06-1795/8, постановляю:

1. Утвердить ведомственную целевую Программу "Благоустройство, содержание и обеспечение экологической безопасности территории г. Иркутска" на 2009 - 2012 годы (Приложение № 1).

2. Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Иркутска (Хиценко Н.С.) подготовить проект решения Думы города Иркутска об отмене решений Думы города Иркутска, касающихся муниципальной целевой программы обеспечения экологической безопасности населения города Иркутска на 2007 - 2010 гг.

3. Присвоить ведомственной целевой Программе "Благоустройство, содержание и обеспечение экологической безопасности территории г. Иркутска" на 2009 - 2012 годы индивидуальный код целевой статьи расходов бюджета города 7955800.

4. Комитету по экономике и финансам администрации г. Иркутска (Зюбр Г.Д.) при составлении проекта бюджета города Иркутска предусматривать в установленном порядке средства на реализацию ведомственной целевой Программы "Благоустройство, содержание и обеспечение экологической безопасности территории г. Иркутска" на 2009 - 2012 годы.

5. Аппарату администрации города Иркутска (Войцехович Е.Е.) опубликовать настоящее постановление с приложением в Ведомостях органов местного самоуправления города Иркутска.

6. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-мэра - председателя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Иркутска Хиценко Н.С.

В.В.ЯКУБОВСКИЙ





Приложение № 1
к постановлению
мэра г. Иркутска
от 22 октября 2008 года
№ 031-06-2395/8

(в ред. постановления мэра г. Иркутска
от 10.12.2008 № 031-06-3179/8,
постановлений администрации г. Иркутска
от 25.05.2009 № 031-06-1803/9,
от 30.09.2009 № 031-06-3272/9)

1. ПАСПОРТ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"БЛАГОУСТРОЙСТВО, СОДЕРЖАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ Г. ИРКУТСКА"
НА 2009 - 2012 ГОДЫ

+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Наименование субъекта  ¦Комитет   по   жилищно-коммунальному    хозяйству¦
¦бюджетного планирования¦администрации г. Иркутска                        ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Наименование Программы ¦"Благоустройство,   содержание   и    обеспечение¦
¦                       ¦экологической  безопасности  на   территории   г.¦
¦                       ¦Иркутска" на 2009 - 2012 годы (далее - Программа)¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Перечень подпрограмм   ¦1.  Подпрограмма  "Озеленение  и  благоустройство¦
¦                       ¦территории г. Иркутска".                         ¦
¦                       ¦2.  Подпрограмма  "Реализация  комплексной  схемы¦
¦                       ¦санитарной очистки территории г. Иркутска".      ¦
¦                       ¦3.  Подпрограмма    "Обеспечение    экологической¦
¦                       ¦безопасности населения г. Иркутска"              ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Цели и задачи Программы¦Цель:                                            ¦
¦                       ¦-  повышение  уровня  внешнего   благоустройства,¦
¦                       ¦санитарного содержания и экологической обстановки¦
¦                       ¦на территории г. Иркутска.                       ¦
¦                       ¦Задачи:                                          ¦
¦                       ¦-  сохранение  существующих  и   создание   новых¦
¦                       ¦озелененных территорий;                          ¦
¦                       ¦-  обустройство  территории  города  детскими   и¦
¦                       ¦спортивными площадками;                          ¦
¦                       ¦- содержание фонтанов;                           ¦
¦                       ¦- улучшение санитарно-эпидемиологической ситуации¦
¦                       ¦и совершенствование системы  управления  отходами¦
¦                       ¦на территории г. Иркутска;                       ¦
¦                       ¦- улучшение качества жизни населения г. Иркутска;¦
¦                       ¦-  оздоровление  экологической  обстановки  в  г.¦
¦                       ¦Иркутске                                         ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Важнейшие целевые      ¦Целевые  показатели  подпрограммы  "Озеленение  и¦
¦показатели             ¦благоустройство территории г. Иркутска":         ¦
¦                       ¦-  строительство   и   обустройство   детских   и¦
¦                       ¦спортивных площадок;                             ¦
¦                       ¦- повышение обеспеченности  жителей  г.  Иркутска¦
¦                       ¦зелеными насаждениями;                           ¦
¦                       ¦-   повышение    обеспеченности    г.    Иркутска¦
¦                       ¦лесопитомниками.                                 ¦
¦                       ¦Целевые   показатели   подпрограммы   "Реализация¦
¦                       ¦комплексной схемы санитарной  очистки  территории¦
¦                       ¦г. Иркутска":                                    ¦
¦                       ¦-  улучшение  санитарного  состояния   территории¦
¦                       ¦города Иркутска и рекреационных зон;             ¦
¦                       ¦-  сокращение  площади  земель,  отчуждаемых  под¦
¦                       ¦полигон, путем уменьшения объема твердых  бытовых¦
¦                       ¦отходов для захоронения  за  счет увеличения доли¦
¦                       ¦извлекаемых вторичных ресурсов.                  ¦
¦                       ¦Целевые  показатели   подпрограммы   "Обеспечение¦
¦                       ¦экологической    безопасности    населения     г.¦
¦                       ¦Иркутска":                                       ¦
¦                       ¦-     соблюдение     установленных     нормативов¦
¦                       ¦предельно допустимых выбросов (ПДВ) предприятий; ¦
¦                       ¦- снижение индекса загрязнения атмосферы;        ¦
¦                       ¦-  увеличение  числа  традиционных  экологических¦
¦                       ¦акций и мероприятий;                             ¦
¦                       ¦-  увеличение   числа   участников   традиционных¦
¦                       ¦экологических акций и мероприятий                ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Сроки реализации       ¦Программа реализуется в 2009 - 2012 годы         ¦
¦Программы              ¦                                                 ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Характеристика         ¦Мероприятия,    обозначенные     в     Программе,¦
¦программных мероприятий¦представляют   собой   комплекс   взаимоувязанных¦
¦                       ¦мероприятий, направленных на решение  тактических¦
¦                       ¦задач  с  учетом  прогнозируемых  показателей  по¦
¦                       ¦четырем основным направлениям:                   ¦
¦                       ¦-  сохранение  существующих  и   создание   новых¦
¦                       ¦озелененных территорий;                          ¦
¦                       ¦- создание новых детских и спортивных площадок;  ¦
¦                       ¦- улучшение санитарно-эпидемиологической ситуации¦
¦                       ¦и совершенствование системы  управления  отходами¦
¦                       ¦на территории г. Иркутска;                       ¦
¦                       ¦-  улучшение  экологической   обстановки   в   г.¦
¦                       ¦Иркутске                                         ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Объемы и  источники    ¦1.  Финансирование  Программы  осуществляется  за¦
¦финансирования         ¦счет  средств  бюджета  города   Иркутска   общим¦
¦Программы              ¦объемом 1603878,6 тыс. рублей, из них по годам:  ¦
¦                       ¦2009 г. - 234478,3 тыс. руб.;                    ¦
¦                       ¦2010 г. - 266720,3 тыс. руб.;                    ¦
¦                       ¦2011 г. - 482576 тыс. руб.;                      ¦
¦                       ¦2012 г. - 620104 тыс. руб.                       ¦
¦                       ¦1.1. Подпрограмма "Озеленение  и  благоустройство¦
¦                       ¦территории г. Иркутска":                         ¦
¦                       ¦1429932,6 тыс. руб., из них по годам:            ¦
¦                       ¦2009 г. - 204998,3 тыс. руб.;                    ¦
¦                       ¦2010 г. - 254570,3 тыс. руб.;                    ¦
¦                       ¦2011 г. - 416573 тыс. руб.;                      ¦
¦                       ¦2012 г. - 553791 тыс. руб.                       ¦
¦                       ¦1.2. Подпрограмма "Реализация  комплексной  схемы¦
¦                       ¦санитарной очистки территории г. Иркутска":      ¦
¦                       ¦86914 тыс. руб., из них по годам:                ¦
¦                       ¦2009 г. - 17330 тыс. руб.;                       ¦
¦                       ¦2010 г. - 3000 тыс. руб.;                        ¦
¦                       ¦2011 г. - 34226 тыс. руб.;                       ¦
¦                       ¦2012 г. - 32358 тыс. руб.                        ¦
¦                       ¦1.3.  Подпрограмма   "Обеспечение   экологической¦
¦                       ¦безопасности населения г. Иркутска":             ¦
¦                       ¦87032 тыс. руб., из них по годам:                ¦
¦                       ¦2009 г. - 12150 тыс. руб.;                       ¦
¦                       ¦2010 г. - 9150 тыс. руб.;                        ¦
¦                       ¦2011 г. - 31777 тыс. руб.;                       ¦
¦                       ¦2012 г. - 33955 тыс. руб.                        ¦
¦(строка  в  ред.  постановления администрации  г. Иркутска от  30.09.2009¦
¦№ 031-06-3272/9)                                                         ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции)                                        ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные     ¦- строительство детских и спортивных площадок  не¦
¦результаты реализации  ¦менее 70 ед. в год;                              ¦
¦Программы и показатели ¦                                                 ¦
¦социально-экономической¦(в  ред.  постановления  мэра  г.   Иркутска   от¦
¦эффективности          ¦10.12.2008 № 031-06-3179/8)                      ¦
¦                       ¦(см. текст в предыдущей редакции)                ¦
¦                       ¦- увеличение площади  озелененных  территорий  на¦
¦                       ¦235,6 га;                                        ¦
¦                       ¦- увеличение площади цветников на 150820 кв.м;   ¦
¦                       ¦-  уменьшение  объемов  отходов,   вывозимых   на¦
¦                       ¦полигон г. Иркутска, на 6%;                      ¦
¦                       ¦-  улучшение  санитарного  состояния   территории¦
¦                       ¦города Иркутска и рекреационных зон до показателя¦
¦                       ¦2,9 балла;                                       ¦
¦                       ¦-  сокращение  выбросов  загрязняющих  веществ  в¦
¦                       ¦атмосферный воздух (снижение индекса  загрязнения¦
¦                       ¦атмосферы  до   17),   соблюдение   установленных¦
¦                       ¦нормативов     предельно  допустимых     выбросов¦
¦                       ¦предприятий;                                     ¦
¦                       ¦-     увеличение     количества      традиционных¦
¦                       ¦экологических акций и мероприятий до 14 в год;   ¦
¦                       ¦-  увеличение   числа   участников   традиционных¦
¦                       ¦экологических акций и мероприятий до 15000 в год ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

1) Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа.
Проблема благоустройства городской территории является одной из насущных, требующей каждодневного внимания и эффективного решения.
Право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности закреплено в основном Законе государства - Конституции Российской Федерации, в связи с чем создание благоприятной для проживания и хозяйствования среды является одной из социально значимых задач, на успешное решение которой должны быть направлены совместные усилия органов государственной власти и местного самоуправления при деятельном участии в ее решении городского населения.
Состояние благоустройства г. Иркутска далеко от совершенства: недостаточна обеспеченность зелеными насаждениями, недостаточно количество детских и спортивных площадок, фонтанов и скверов, санитарное состояние города не соответствует санитарно-гигиеническим нормативам, недостаточно высок уровень экологической культуры.
На протяжении ряда лет в г. Иркутске в достаточной мере не производились работы по озеленению городской территории, кронированию и валке сухостойных деревьев. Все это отрицательно сказывается на привлекательности города.

2) Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма "Озеленение и благоустройство территории г. Иркутска".
Подпрограмма "Озеленение и благоустройство территории г. Иркутска" направлена на решение проблем неудовлетворительного состояния большинства зеленых насаждений города Иркутска, в том числе детских спортивных площадок, парков и скверов города Иркутска. Во многом сложившаяся ситуация объясняется отсутствием научно обоснованной схемы озеленения и благоустройства города Иркутска, учитывающей современную экологическую ситуацию, что не позволяет системно планировать ежегодные объемы озеленительных работ, наращивать их темпы и производственные мощности отрасли, а также нехваткой денежных средств.
Так, на капитальный ремонт зеленых насаждений в 2003 году выделялось из бюджета г. Иркутска 2214 тыс. рублей, 2004 году - 2214 тыс. рублей, 2005 году - 1500 тыс. рублей, в 2006 году - 11738 тыс. рублей, в 2007 году - 47507 тыс. рублей, тем не менее выделяемых денежных средств не хватает для решения проблемы в полном объеме.
Сложившаяся ситуация обусловлена не только изначальной непродуманностью проектов озеленения, но и слабой организацией культурно-развлекательного обслуживания населения г. Иркутска, способного привлечь людей (в парках, скверах не предусмотрен прокат спортивного снаряжения, отсутствуют спортивные площадки, не проводятся культурные мероприятия и др.). Вечером в неосвещенном парке бывает опасно находиться. На огромных открытых пространствах человек не чувствует комфорта. Необходимо превращать парковую среду в пространство с познавательным содержанием, услугами отдыха и развлечения для детей и взрослых, повышать эстетическую ценность парковых зон.
Уплотнение застройки в Правобережном и Октябрьских округах города создало значительный дефицит свободных площадок для размещения крупных объектов отдыха, спорта и развлечений. В настоящее время в городе Иркутске действуют следующие крупные парки:
- ЦПКиО общей площадью 19,6 га;
- "Городской" общей площадью 8,7 га;
- парк Парижской Коммуны общей площадью 8,2 га.
Отставание материально-технической базы и уровня благоустройства, а также несоответствие функционального назначения данных территорий для развлечений (ЦПКиО расположен на территории городского Иерусалимского кладбища, а парк Парижской Коммуны расположен на территории могильника эпохи раннего неолита и двух могильников ранней бронзы) привели к тому, что парки мало посещаются жителями города Иркутска. Для решения возникшей проблемы необходимо создать главный парк г. Иркутска, предназначенный для отдыха всего населения города Иркутска, и районные парки, предназначенные для равномерного распределения озелененных территорий по г. Иркутску, обеспечивающих рациональное предоставление эпизодических рекреационных (досуговых) услуг жителям города.
Резервом для развития главного парка г. Иркутска являются участки берегов и островные системы. Строительство нового мостового перехода в створе "Студгородок - Телецентр" дает сильный стимул к созданию крупного парка на о. Конный - о. Юность. Значительные площади и объединяющая система водных проток позволяют рассматривать их в качестве центральных зон, пригодных для размещения первоочередных объектов отдыха, спорта и развлечений, в том числе главного парка города Иркутска, оснащенного современными развлекательными комплексами.
Ныне существующие зеленые зоны, скверы - неисчерпаемый источник творчества для ландшафтных дизайнеров и архитекторов.
Создание тематических скверов и фонтанов, сквера городов-побратимов и городов-партнеров г. Иркутска, садов и парков позволит привлечь дополнительный поток туристов и местного населения, увлекающихся ландшафтно-парковым строительством, а установка указателей на территории парков, скверов на русском языке с дублированием в латинской транслитерации позволит туристам быстро ориентироваться на территории города Иркутска.
Озелененные территории общего пользования в г. Иркутске в настоящее время занимают площадь 360,4 га, что в среднем составляет 6,2 кв.м на 1 человека при норме, предусмотренной СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденными постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. № 78, с изменениями от 13 июля 1990 г., 23 декабря 1992 г., 22 июля 1993 г. (далее - СНиП 2.07.01-89), 10 кв.м на человека, таким образом, необходимо создать новые озелененные территории на площади 235,6 га. Соответственно площадь озелененных территорий общего пользования с учетом существующих должна составлять не менее 596 га без учета озеленения жилых микрорайонов, территорий специального назначения и ограниченного пользования.
Для обеспечения потребности в озеленении и реконструкции существующих зеленых насаждений необходимо развивать лесные питомники. В настоящее время площадь питомника, состоящего из двух отделений ("Рабочее", "Ерши"), составляет 117 га. Общая площадь городского питомника "Рабочее" - 89,3 га, из них 14 га заболочены и не пригодны для выращивания декоративных и плодовых культур. Второе отделение лесного питомника "Ерши" составляет 27,9 га. Продуцирующая площадь лесного питомника составляет 103,2 га, что не позволяет в полном объеме обеспечивать потребности города в посадочном материале для выполнения работ по созданию новых озелененных территорий и реконструкции существующих парков и скверов. На основании СНиП 2.07.01-89 площадь питомников принимают из расчета 3 - 5 кв.м на человека, для города Иркутска указанная площадь должна составлять 310 га.
Цветочное оформление г. Иркутска в настоящее время не получило широкого развития, и площадь, занятая под цветники, составляет 9000 кв.м. Небольшие объемы цветочных устройств теряются на фоне остальных элементов озеленения и зрительно почти не воспринимаются. Цветы являются неотъемлемым элементом городского ландшафта, т.к. располагают неисчерпаемыми возможностями в части улучшения вида городской застройки и ее архитектурной выразительности. Потребность в цветниках с однолетними цветами с учетом существующих цветников составляет 159820 кв.м, в том числе:
- в садах и парках - 76870 кв.м (при норме 80 кв.м на 1 га);
- в скверах - 32980 кв.м (при норме 200 кв.м на 1 га);
- на бульварах - 14900 кв.м (при норме 150 кв.м на 1 га);
- на внутриквартальной застройке - 35070 кв.м (при норме 70 кв.м на 1 га).
В соответствии с существующей и планируемой площадями цветников потребность в цветочной рассаде составляет 7991 тыс. штук.
В городе Иркутске существует всего 400 детских площадок на придомовой территории микрорайонов города, что в настоящее время не соответствует реальной потребности, в связи с чем актуальны обустройство новых комплексных детских и спортивных площадок, ремонт и установка новых малых архитектурных форм.

3) Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма "Реализация комплексной схемы санитарной очистки территории г. Иркутска".
Город Иркутск - крупный индустриальный центр развивающегося мегаполиса. В настоящее время в городе активно проводится работа по освоению новых и реконструкции старых территорий под жилую и нежилую застройку. Вместе с этим возникают проблемы, связанные с эксплуатацией этих земель и прежде всего с образованием разного вида отходов производства и потребления. Полученные результаты уже сейчас показывают активный рост объемов твердых бытовых отходов (далее - ТБО) города. С одной стороны это связано с активным развитием жилых территорий, с другой - индустриализацией народного хозяйства, развитием и усложнением инфраструктуры города. В настоящее время наиболее активно развивающиеся территории Свердловского, Ленинского районов и части Правобережного округа превзошли годовую норму накопления отходов как за счет жилого сектора, так и за счет предприятий торговли и общественного питания.
Эффективное функционирование городского хозяйства в современных условиях зависит от стратегического управления социально-экономическим комплексом муниципального образования, который включает программы развития всех сфер его деятельности.
Одной из наиболее важных сфер в системе городского хозяйства является жилищно-коммунальное хозяйство, в том числе санитарное состояние территории.
Масштабы и динамика образующихся твердых бытовых отходов на селитебной территории, их способность оказывать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека выдвигает эту проблему в качестве приоритетной.
Размещение отходов на полигонах и свалках в России и других странах СНГ обусловлено, главным образом, уровнем экономического развития, отсутствием отечественных профильных производств, экономической нерентабельностью переработки мусора, а также несовершенством законодательной базы в области обращения с отходами. Призывы к сокращению образования отходов не находят отклика, а вопросы утилизации решаются технически сложно и требуют значительных капиталовложений. При этом обществом недостаточно осознана реальная и потенциальная опасность твердых бытовых отходов, необходимость изменения системы.
Согласно международной классификации (Базельская конвенция, 1989 г.) отходы, собираемые из жилищ, и остатки, образующиеся в результате сжигания бытовых отходов, отнесены к категории опасных отходов, требующих особого рассмотрения. При отсутствии селективного сбора и специализированного сбора опасные отходы могут содержать значительное количество токсичных химических веществ. Это, прежде всего, тяжелые металлы - кадмий, никель, ртуть, содержащиеся в батарейках (их утилизируется в год до 1 млрд.), радиоэлектронной и электротехнической продукции, бытовой электронике, пластиках, красках и др.
До 40% ТБО составляет использованная упаковка, половина которой приходится на полимерную часть. На полигонах полимерная фракция при традиционном захоронении отходов разлагается крайне медленно (от 50 до 100 лет).
В процессе утилизации отходов значительная часть металлов (Zn, Cu, Ni, Cd) находится в виде подвижных соединений и может легко вымываться водными потоками.
Сбор твердых бытовых отходов в основном осуществляется при помощи мусоропроводов, дворовых и уличных мусоросборников - контейнеров. Вывоз ТБО осуществляется без замены контейнеров на планово-регулярной основе, состоящей из комплекса мероприятий: организации сбора и временного хранения отходов в местах их образования, удаления с территории домовладения, обезвреживания и утилизации, согласно заключенным договорам. Все мероприятия взаимообусловлены, поэтому планируются и осуществляются комплексно. Система используется не одно десятилетие и небезуспешно, однако на современном этапе требует серьезных корректив.
В некоторых густонаселенных районах города применяется бесконтейнерная (планово-поквартирная) система сбора и вывоза ТБО спецавтотранспортом.
Удаление жидких отходов и частично твердых в канализованной части г. Иркутска осуществляется посредством сплавной системы канализации и поступления на канализационные очистные сооружения правого и левого берега р. Ангары.
На территории частного сектора города сбор твердых отходов осуществляется в индивидуальные емкости с последующим сжиганием или вывозом в ближайшие контейнеры. Специально отведенного места или площадок для сбора отходов в индивидуальном секторе, как правило, не предусмотрено. Несмотря на увеличение охвата санитарной очисткой частного сектора, часть жилищ частного домовладения пока остается вне планово-регулярной санитарной очистки, что приводит к образованию несанкционированных свалок ТБО, которые ликвидируются в ходе санитарных месячников.
В коттеджной застройке уборкой и благоустройством придомовых территорий жители коттеджей занимаются самостоятельно. При строительстве коттеджей проектом предусмотрены выгребные ямы, откуда жидкие отходы удаляются специальным транспортом частных предприятий на городские канализационные очистные сооружения (далее - КОС) на договорной основе.
Вывоз ТБО осуществляется мусоровозами, закрепленными за предприятиями-перевозчиками, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов. В настоящее время отходы производства и потребления доставляются на полигон в основном тремя категориями перевозчиков:
- муниципальное унитарное предприятие "Спецавтохозяйство";
- частные компании "Петр и компания", "Чистый город", "Сибэкотранс", "Структура";
- перевозчики, доставляющие ТБО самовывозом.
Первые две категории перевозчиков оснащены специализированным транспортом вместимостью от 20 до 60 куб.м, оснащенным манипуляторами для автоматической погрузки ТБО. Третья категория перевозчиков доставляет отходы обычным автотранспортом. Вывоз до 67% (по данным 2006 г.) объема твердых бытовых отходов осуществляет МУП "Спецавтохозяйство".
Предприятиями-перевозчиками твердых бытовых отходов ежегодно разрабатываются маршрутные графики удаления отходов с объектов временного хранения отходов с указанием периодичности их удаления. Графики разрабатываются с учетом санитарных норм и количества пользователей контейнерными площадками.
Удаление отходов с территорий частного сектора г. Иркутска является наболевшей проблемой. Люди не хотят добровольно заключать договоры со специализированными организациями, осуществляющими вывоз твердых бытовых отходов. В итоге образуются несанкционированные свалки мусора, что приводит к неудовлетворительному санитарному состоянию территории округа. Такой же проблемой является образование строительного мусора при ремонте и перепланировке квартир, в результате чего мусор складируется гражданами на контейнерные площадки либо остается в мешках на дворовых территориях. В результате происходит захламление контейнерных площадок, дворовых территорий.
В общем комплексе мероприятий по благоустройству городов важное значение имеют работы по сбору и вывозу отходов, нерегулярное удаление которых нарушает внешний вид жилого массива и санитарно-гигиенические нормы.

]]>
Таблица 4

+---+-------------------------+-----------+---------------------------------------------+-------------+
¦ № ¦Наименование мероприятий ¦   Сроки   ¦      Объем финансирования, тыс. рублей      ¦Ответственный¦
¦п/п¦                         ¦исполнения,+---------+--------+--------+--------+--------+ исполнитель ¦
¦   ¦                         ¦    год    ¦  Всего  ¦2009 год¦2010 год¦2011 год¦2012 год¦             ¦
+---+-------------------------+-----------+---------+--------+--------+--------+--------+-------------+
¦1. ¦Оздоровление   окружающей¦2009 -     ¦    20564¦    2468¦    1475¦    7913¦    8708¦КЖКХ         ¦
¦   ¦среды                    ¦2012 гг.   ¦         ¦        ¦        ¦        ¦        ¦             ¦
+---+-------------------------+-----------+---------+--------+--------+--------+--------+-------------+
¦2. ¦Обеспечение экологической¦2009 -     ¦    12250¦    2460¦    1590¦    3900¦    4300¦КЖКХ         ¦
¦   ¦безопасности населения   ¦2012 гг.   ¦         ¦        ¦        ¦        ¦        ¦             ¦
+---+-------------------------+-----------+---------+--------+--------+--------+--------+-------------+
¦3. ¦Экологическое образование¦2009 -     ¦    20382¦    2632¦    2950¦    7100¦    7700¦КЖКХ         ¦
¦   ¦и просвещение            ¦2012 гг.   ¦         ¦        ¦        ¦        ¦        ¦             ¦
+---+-------------------------+-----------+---------+--------+--------+--------+--------+-------------+
¦4. ¦Организация              ¦2009 -     ¦    30101¦    3590¦    2400¦   11864¦   12247¦КЖКХ         ¦
¦   ¦использования,    охраны,¦2012 гг.   ¦         ¦        ¦        ¦        ¦        ¦             ¦
¦   ¦защиты и  воспроизводства¦           ¦         ¦        ¦        ¦        ¦        ¦             ¦
¦   ¦городских лесов          ¦           ¦         ¦        ¦        ¦        ¦        ¦             ¦
+---+-------------------------+-----------+---------+--------+--------+--------+--------+-------------+
¦5. ¦Иные мероприятия в рамках¦2009 -     ¦     3735¦    1000¦     735¦    1000¦    1000¦КЖКХ         ¦
¦   ¦обеспечения экологической¦2012 гг.   ¦         ¦        ¦        ¦        ¦        ¦             ¦
¦   ¦безопасности    населения¦           ¦         ¦        ¦        ¦        ¦        ¦             ¦
¦   ¦г. Иркутска              ¦           ¦         ¦        ¦        ¦        ¦        ¦             ¦
+---+-------------------------+-----------+---------+--------+--------+--------+--------+-------------+
¦   ¦Всего       из    бюджета¦2009 -     ¦    87032¦   12150¦    9150¦   31777¦   33955¦             ¦
¦   ¦г. Иркутска              ¦2012 гг.   ¦         ¦        ¦        ¦        ¦        ¦             ¦
+---+-------------------------+-----------+---------+--------+--------+--------+--------+-------------+

5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Исполнитель Программы: Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Иркутска.
Реализация Программы включает в себя:
- ежегодное принятие планов по реализации мероприятий Программы на очередной финансовый год с уточнением объектов, сроков и объемов финансирования (не позднее 1 октября текущего года);
- определение исполнителей (подрядчиков) мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- заключение муниципальных контрактов на выполнение мероприятий Программы;
- заключение договоров с муниципальными унитарными предприятиями на предоставление им субсидий в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса;
(абзац введен постановлением мэра г. Иркутска от 10.12.2008 № 031-06-3179/8)
- осуществление контроля за качеством выполняемых работ;
- подготовку и представление мэру г. Иркутска отчета о реализации Программы за отчетный год (ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным).
Ответственным за реализацию мероприятий Программы и осуществление текущего контроля является Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Иркутска.

6. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Целевые показатели, которые планируется достигнуть в результате реализации Программы:
6.1. Реализация мероприятий подпрограммы "Озеленение и благоустройство территории г. Иркутска" позволит улучшить качество зеленых насаждений путем выполнения работ по капитальному ремонту и содержанию зеленых насаждений. Улучшение микроклимата и снижение загрязненности атмосферного воздуха от газообразных примесей и пыли удовлетворит потребность населения в регулярном отдыхе на природе, способствующем укреплению здоровья, росту трудовой активности и духовному развитию. Путем реализации мероприятий по внешнему благоустройству подпрограмма позволит сохранить памятные места города, увеличить количество детских и спортивных площадок, скверов и фонтанов.

Таблица 5

(в ред. постановления администрации г. Иркутска
от 25.05.2009 № 031-06-1803/9)
(см. текст в предыдущей редакции)

+---+-----------------------+-----+------------------------------------------------+
¦ № ¦     Наименование      ¦ Ед. ¦          Значение целевого показателя          ¦
¦п/п¦  целевого показателя  ¦изм. +----------+-------------------------------------+
¦   ¦                       ¦     ¦    в     ¦        в том числе по годам         ¦
¦   ¦                       ¦     ¦результате+-------+---------+---------+---------+
¦   ¦                       ¦     ¦реализации¦2009 г.¦ 2010 г. ¦ 2011 г. ¦ 2012 г. ¦
¦   ¦                       ¦     ¦Программы ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
+---+-----------------------+-----+----------+-------+---------+---------+---------+
¦1  ¦Строительство детских и¦шт.  ¦     373  ¦ 73    ¦  100    ¦  100    ¦  100    ¦
¦   ¦спортивных площадок    ¦     ¦          ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
+---+-----------------------+-----+----------+-------+---------+---------+---------+
¦2  ¦Доведение уровня       ¦кв.м ¦      10  ¦  7    ¦    8    ¦    9    ¦   10    ¦
¦   ¦обеспеченности зелеными¦     ¦          ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦насаждениями общего    ¦     ¦          ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦пользования до 10 кв.м ¦     ¦          ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦на человека            ¦     ¦          ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
+---+-----------------------+-----+----------+-------+---------+---------+---------+
¦3  ¦Увеличение площади     ¦га   ¦     235,6¦ 58,900¦   58,900¦   58,900¦   58,900¦
¦   ¦озелененных территорий ¦     ¦          ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦г. Иркутска            ¦     ¦          ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
+---+-----------------------+-----+----------+-------+---------+---------+---------+
¦4  ¦Увеличение площади     ¦кв.м ¦  150820  ¦  -    ¦50273    ¦50273    ¦50274    ¦
¦   ¦цветников              ¦     ¦          ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
+---+-----------------------+-----+----------+-------+---------+---------+---------+

6.2. Основной экономический эффект от выполнения подпрограммы "Реализация комплексной схемы санитарной очистки территории г. Иркутска" связан с осуществлением мероприятий по вовлечению в хозяйственный оборот образующихся в городе Иркутске отходов в качестве вторичного сырья для развития производства товаров широкого назначения. Социальный эффект от реализации мероприятий связан с улучшением среды проживания населения.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит улучшить санитарное состояние районов города, создать эффективные технологии по переработке и обезвреживанию отходов, создать нормативную и технологическую базу для реализации единой политики в сфере благоустройства территории города Иркутска и обращения с отходами производства и потребления.
Уменьшение объема и массы отходов, вывозимых на полигон для захоронения, позволит увеличит срок службы полигона, сократить потери сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов, создать новые рабочие места при заготовке и переработке вторичных материальных ресурсов.

Таблица 6

+---+-----------------------+-----+------------------------------------------------+
¦ № ¦     Наименование      ¦ Ед. ¦          Значение целевого показателя          ¦
¦п/п¦  целевого показателя  ¦изм. +----------+-------------------------------------+
¦   ¦                       ¦     ¦    в     ¦        в том числе по годам         ¦
¦   ¦                       ¦     ¦результате+-------+---------+---------+---------+
¦   ¦                       ¦     ¦реализации¦2009 г.¦ 2010 г. ¦ 2011 г. ¦ 2012 г. ¦
¦   ¦                       ¦     ¦Программы ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
+---+-----------------------+-----+----------+-------+---------+---------+---------+
¦1  ¦Уменьшение объемов     ¦%    ¦       6  ¦    1  ¦      1  ¦      2  ¦      2  ¦
¦   ¦отходов, вывозимых на  ¦     ¦          ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦полигон ТБО            ¦     ¦          ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
+---+-----------------------+-----+----------+-------+---------+---------+---------+
¦2  ¦Улучшение санитарного  ¦балл ¦       2,9¦    2,8¦      2,9¦      2,9¦      2,9¦
¦   ¦состояния территории   ¦     ¦          ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦города Иркутска и      ¦     ¦          ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦рекреационных зон      ¦     ¦          ¦       ¦         ¦         ¦         ¦
+---+-----------------------+-----+----------+-------+---------+---------+---------+

6.3. Реализация подпрограммы "Обеспечение экологической безопасности населения г. Иркутска" позволит сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уменьшить токсичность выбросов, снизить уровень загрязнения атмосферы, сохранить и укрепить систему традиционных экологических акций и мероприятий, повысить эффективность работы центров по экологическому просвещению горожан, обеспечить регулярное информирование жителей города об экологической обстановке, сохранить и благоустроить 12 лесных массивов в городской черте.

Таблица 7

+--+-------------------------+-------+--------------------------------------------------------------+
¦№ ¦  Наименование целевого  ¦Ед.    ¦                 Значение целевого показателя                 ¦
¦  ¦       показателя        ¦изме-  +--------------+-----------------------------------------------+
¦  ¦                         ¦рения  ¦ в результате ¦             в том числе по годам:             ¦
¦  ¦                         ¦       ¦  реализации  +-----------+-----------+-----------+-----------+
¦  ¦                         ¦       ¦  Программы   ¦   2009    ¦   2010    ¦   2011    ¦   2012    ¦
+--+-------------------------+-------+--------------+-----------+-----------+-----------+-----------+
¦1 ¦Снижение индекса         ¦безраз-¦          17,0¦       18,5¦       18,0¦       17,5¦       17,0¦
¦  ¦загрязнения атмосферы    ¦мерный ¦              ¦           ¦           ¦           ¦           ¦
+--+-------------------------+-------+--------------+-----------+-----------+-----------+-----------+
¦2 ¦Достижение установленных ¦г/с,   ¦Норматив ПДВ  ¦Норматив   ¦Норматив   ¦Норматив   ¦Норматив   ¦
¦  ¦нормативов               ¦т/год  ¦по источникам ¦ПДВ по     ¦ПДВ по     ¦ПДВ по     ¦ПДВ по     ¦
¦  ¦предельно допустимых     ¦       ¦предприятия на¦источникам ¦источникам ¦источникам ¦источникам ¦
¦  ¦выбросов (далее - ПДВ) по¦       ¦2012 год      ¦предприятия¦предприятия¦предприятия¦предприятия¦
¦  ¦источникам предприятий   ¦       ¦              ¦на 2009 год¦на 2010 год¦на 2011 год¦на 2012 год¦
+--+-------------------------+-------+--------------+-----------+-----------+-----------+-----------+
¦3 ¦Сохранение системы       ¦единиц ¦          14  ¦       12  ¦       14  ¦       14  ¦       14  ¦
¦  ¦традиционных             ¦       ¦              ¦           ¦           ¦           ¦           ¦
¦  ¦экологических акций и    ¦       ¦              ¦           ¦           ¦           ¦           ¦
¦  ¦мероприятий              ¦       ¦              ¦           ¦           ¦           ¦           ¦
+--+-------------------------+-------+--------------+-----------+-----------+-----------+-----------+
¦4 ¦Увеличение количества    ¦человек¦       15000  ¦    12000  ¦    13000  ¦    14000  ¦    15000  ¦
¦  ¦участников экологических ¦       ¦              ¦           ¦           ¦           ¦           ¦
¦  ¦акций                    ¦       ¦              ¦           ¦           ¦           ¦           ¦
+--+-------------------------+-------+--------------+-----------+-----------+-----------+-----------+

Вице-мэр - председатель Комитета
по жилищно-коммунальному хозяйству
администрации г. Иркутска
Н.С.ХИЦЕНКО



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru