Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Курская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

СООБЩЕНИЕ
от 1 октября 2009 года

ПРИМЕНЕНИЕ ЕНВД: СПРАШИВАЛИ - ОТВЕЧАЕМ

Вопрос: Какой порядок распределения численности административно-хозяйственных работников следует применять налогоплательщикам ЕНВД в целях определения величины физического показателя базовой доходности "количество работников"?

Ответ: Согласно статье 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в подпунктах 1 - 3, 7 (в части, касающейся развозной и разносной торговли), а также 9 статьи 346.26 Кодекса, и применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, исчисляют налоговую базу по единому налогу с использованием физического показателя базовой доходности "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".
Под количеством работников понимается среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (статья 346.27 Кодекса).
Нормы главы 26.3 Кодекса обязывают налогоплательщиков, уплачивающих единый налог на вмененный доход, вести учет показателей, необходимых для его исчисления.
В то же время порядок распределения указанного выше физического показателя базовой доходности при осуществлении налогоплательщиками нескольких видов предпринимательской деятельности Кодексом не определен.
В этих условиях в целях избежания двойного налогообложения данных плательщиков и учитывая принципы "вмененного" дохода, который напрямую зависит не от стоимостных, а от физических показателей, ФНС России считает целесообразным при определении налогоплательщиками физического показателя "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" среднесписочную (среднюю) численность работников административно-управленческого персонала (руководителей, работников финансовых, экономических, маркетинговых и иных служб) и вспомогательного персонала (дворников, уборщиц, охранников, сторожей, водителей и т.п.), участвующих одновременно во всех видах деятельности таких налогоплательщиков, распределять по видам осуществляемой деятельности пропорционально исчисленной среднесписочной (средней) численности работников, непосредственно участвующих в каждом виде их деятельности.
При невозможности распределения численности работников по видам осуществляемой предпринимательской деятельности (отсутствует закрепление работников за конкретными видами предпринимательской деятельности), фактическая величина указанного физического показателя должна определяться налогоплательщиками исходя из общей списочной численности их работников, включающей в себя и работников административно-управленческого, и вспомогательного (обслуживающего) персоналов, а также из средней численности внешних совместителей и работников, выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера.
Данная позиция по затронутому в обращении вопросу неоднократно доводилась до сведения налогоплательщиков после введения в действие главы 26.3 Кодекса и была предусмотрена в утративших силу Методических рекомендациях по применению главы 26.3 Кодекса, утвержденных приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-22/707 (утратил силу в связи с изданием приказа МНС России от 01.03.2004 № БГ-3-22/165).
Указанная методика расчета среднесписочной численности работников была также рекомендована налогоплательщикам и Минфином России (письмо от 18.03.2003 № 04-05-12/21).

Вопрос: Индивидуальный предприниматель осуществляет розничную торговлю через киоск площадью согласно инвентаризационным документам 6 кв. м, расположенный на арендованном земельном участке площадью 15 кв. м. Какую площадь должен учесть налогоплательщик при определении физического показателя базовой доходности "площадь торгового места": арендованного земельного участка или киоска?

Ответ: В соответствии со статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.
Статьей 346.29 Кодекса определено, что налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю через указанные объекты розничной торговли, исчисляют налоговую базу по единому налогу на вмененный доход с использованием физического показателя базовой доходности "торговое место" (в отношении объектов (их частей) площадью не более 5 квадратных метров) или физического показателя базовой доходности - "площадь торгового места" (в отношении объектов (их частей) площадью более 5 квадратных метров).
Согласно статье 346.27 Кодекса под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их части) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли, не имеющие торговых залов (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли, не имеющих торговых залов, прилавков столов, лотков и других объектов.
При этом необходимо иметь в виду, что фактическая величина физического показателя базовой доходности "площадь торгового места" должна соответствовать общей площади используемых для ведения розничной торговли объектов организации розничной торговли и земельных участков, определяемой налогоплательщиками на основании имеющихся у них правоустанавливающих и инвентаризационных документов на указанные объекты и земельные участки.
В данной ситуации налогоплательщик осуществляет розничную торговлю через киоск площадью 6 квадратных метров, расположенный на земельном участке площадью 15 квадратных метров, который для осуществления розничной торговли не используется.
В этой связи исчисление налоговой базы по единому налогу на вмененный доход должно производиться им с использованием физического показателя базовой доходности "площадь торгового места", фактическая величина которого составляет 6 квадратных метров.

Вопрос: Действует ли ограничение по площади (не более 150 кв. м), установленное для торговых залов подпунктом 6 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ, в отношении торговых объектов, расположенных в стационарной торговой сети, не отнесенных инвентаризационными документами к магазинам и павильонам? Например, розничная торговля осуществляется из нежилого, производственного или складского помещения?
Понятие "площадь торгового места", применяемое при расчете суммы ЕНВД, в ст. 346.27 НК РФ не определено. Если в арендуемых объектах стационарной торговой сети, отнесенных для целей главы 26.3 НК РФ к торговым местам (например, склад, бокс, ангар), имеются конструктивно изолированные площади для хранения товара, включаются ли данные площади в расчет физического показателя "площадь торгового места"? Или при расчете ЕНВД следует принимать всю площадь, указанную в договоре аренды?

Ответ: В соответствии со статьей 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой, в частности, через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
Понятия объектов стационарной торговой сети, имеющих торговые залы, объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, магазина, павильона, а также физических показателей базовой доходности "площадь торгового зала" и "торговое место", установлены статьей 346.27 НК РФ. При этом указано, что величина физического показателя базовой доходности "площадь торгового зала" определяется налогоплательщиками на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов.
В этих условиях объекты стационарной торговой сети (их части), не соответствующие установленным главой 26.3 НК РФ понятиям магазина и павильона, а равно и стационарные объекты организации розничной торговли (их части), фактически используемые под магазины и павильоны, в которых указанными правоустанавливающими и инвентаризационными документами площадь торгового зала не выделена, следует относить для целей главы 26.3 НК РФ к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов.
Согласно статье 346.29 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю товарами через указанные выше объекты организации розничной торговли площадью не более 5 квадратных метров, обязаны исчислять налоговую базу по единому налогу на вмененный доход с использованием физического показателя базовой доходности "торговое место", а при осуществлении ими розничной торговли через данные объекты площадью свыше 5 квадратных метров - с использованием физического показателя базовой доходности "площадь торгового места".
При этом следует отметить, что главой 26.3 НК РФ не установлено каких-либо ограничений по площади используемых для ведения розничной торговли торговых мест, а также не предусмотрено уменьшение площади торгового места на площадь, используемую для хранения товара.
В этих условиях фактическая величина физического показателя базовой доходности "площадь торгового места" должна соответствовать площади используемых налогоплательщиками для ведения розничной торговли торговых мест, указанной в правоустанавливающих и инвентаризационных документах на данные объекты организации розничной торговли.

Вопрос: В связи с изменениями и дополнениями, внесенными в главу 26.3 НК РФ, и, в частности, введением нового физического показателя базовой доходности "площадь торгового места", а также лишением налогоплательщиков права самостоятельно корректировать коэффициент К2 на фактическое время ведения предпринимательской деятельности, в ряде регионов возросла налоговая нагрузка на налогоплательщиков ЕНВД. Каковы могут быть действия налогоплательщиков в целях снижения возложенной на них налоговой нагрузки?

Ответ: Пунктом 3 статьи 346.26 НК РФ представительным органам муниципальных образований предоставлено право определять в нормативных правовых актах значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2, указанного в статье 346.27 НК РФ, или значения данного коэффициента, учитывающие конкретные факторы влияния на результаты ведения предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 346.27 НК РФ корректирующий коэффициент базовой доходности К2 учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности.
Согласно пункту 6 статьи 346.29 НК РФ при определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в пункте 3 данной статьи, на корректирующий коэффициент К2.
Корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных статьей 346.27 НК РФ.
Таким образом, снижение налоговой нагрузки налогоплательщиков единого налога на вмененный доход может быть достигнуто только посредством внесения в нормативные правовые акты соответствующих муниципальных образований о системе налогообложения в виде ЕНВД поправок, предусматривающих уменьшение действующих в настоящее время значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2.
С предложениями о внесении таких поправок в указанные нормативные правовые акты муниципальных образований налогоплательщикам следует обращаться в представительные органы соответствующих муниципальных образований.
Кроме того, в соответствии с положениями пунктов 1 и 3 статьи 3 НК РФ при установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, а также налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
В случае несоблюдения данных требований налогоплательщики вправе опротестовать нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования о введении на его территории ЕНВД в судебном порядке.

Вопрос: Организация со среднесписочной численностью работников более 100 человек и долей участия других организаций более 25 процентов осуществляет розничную торговлю лекарственными средствами в объекте стационарной торговой сети (аптеке), имеющей торговый зал площадью менее 150 квадратных метров и лицензию на данный вид деятельности. Кроме фармацевтической деятельности организация занимается и другими видами деятельности.
Учитывая положения Федерального закона № 224-ФЗ от 26.11.2008, вправе ли данная организация применять в 2009 году систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход?

Ответ: Согласно статье 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.
Под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукции собственного производства (изготовления) (статья 346.27 НК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.2 статьи 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.
Подпунктом 2 пункта 2.2 указанной статьи НК РФ определено, что на уплату ЕНВД не переводятся организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.
Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения подпунктов 1 и 2 пункта 2.2 статьи 346.26 НК РФ применяются в отношении аптечных учреждений, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Федеральный закон № 86-ФЗ), только начиная с 1 января 2011 года.
Согласно Федеральному закону № 86-ФЗ аптечным учреждением признается организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств в соответствии с требованиями данного Закона; к аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски.
Таким образом, организации, осуществляющие розничную торговлю готовыми лекарственными средствами через аптечные учреждения, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом № 86-ФЗ, до 1 января 2011 года обязаны применять систему налогообложения в виде ЕНВД независимо от среднесписочной численности работников и доли участия в них других организаций.
Если организация, применяющая общий режим налогообложения и превышающая ограничения, установленные подпунктами 1 и 2 пункта 2.2 статьи 346.26 НК РФ, имеет структурное подразделение, которое признается в соответствии с Федеральным законом № 86-ФЗ аптечным учреждением, то в отношении розничной торговли лекарственными средствами через такое аптечное учреждение при соблюдении других положений главы 26.3 НК РФ данная организация также обязана применять до указанной даты систему налогообложения в виде ЕНВД.

Вопрос: Возможно ли применение системы налогообложения в виде ЕНВД налогоплательщиками, оказывающими услуги по чистке обуви с помощью аппарата, и если возможно, то какой физический показатель базовой доходности должен применяться ими при определении налоговой базы?

Ответ: В соответствии со статьей 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.
Статьей 346.27 НК РФ определено, что для целей главы 26.3 НК РФ бытовыми услугами признаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов, услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, услуг по изготовлению мебели и строительству индивидуальных домов), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 (далее - Классификатор), в группе услуг 01 "Бытовые услуги".
Оказание бытовых услуг является договорным обязательством, регулируемым нормами гражданского законодательства Российской Федерации, в частности, нормами ГК РФ о бытовом подряде и (или) о возмездном оказании услуг.
По договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу (статья 730 ГК РФ).
Статьей 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
При этом к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 - 729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739 ГК РФ), если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (статья 783 ГК РФ).
К бытовым услугам Классификатором отнесены, в частности, услуги по чистке обуви (код услуги 011410).
Согласно статье 346.29 НК РФ физическим показателем базовой доходности, характеризующим данный вид деятельности, является "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".
Под количеством работников понимается среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (статья 346.27 Кодекса).
В этих условиях налогоплательщиками ЕНВД по такому виду предпринимательской деятельности, как оказание услуг по чистке обуви, являются организации и индивидуальные предприниматели, имеющие определенное количество работников, непосредственно оказывающих физическим лицам данные услуги.
Что касается налогоплательщиков, устанавливающих в различных общественных местах аппараты для чистки обуви, то к их деятельности не применим указанный выше физический показатель базовой доходности, поскольку у этих налогоплательщиков не имеется работников, оказывающих услуги по чистке обуви.
При таких обстоятельствах деятельность, осуществляемая такими налогоплательщиками, не может быть отнесена для целей главы 26.3 НК РФ к бытовым услугам и, следовательно, не может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД.

Вопрос: Организация - плательщик ЕНВД при оказании услуг по ремонту автомобилей физическим лицам и субъектам предпринимательской деятельности устанавливает на автомобили запасные части, стоимость которых выделяется в актах выполненных работ (нарядах-заказах) отдельной строкой. Запасные части реализуются с торговой наценкой, при этом отдельный договор на их реализацию не заключается. Подлежит ли переводу на ЕНВД по виду деятельности "розничная торговля" реализация запасных частей, используемых в ходе ремонта автотранспортных средств, и если подлежит, то как правильно определить площадь торгового места?

Ответ: В соответствии со статьей 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.
Статьей 346.27 НК РФ определено, что к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 (далее - Классификатор), в подгруппе услуг 017000.
К данным услугам не относятся услуги по заправке автотранспортных средств, услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию, а также услуги по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках и штрафных автостоянках.
Выполнение работ (оказание услуг), связанных с ремонтом, техническим обслуживанием и мойкой автотранспортных средств, является договорным обязательством, регулируемым нормами гражданского законодательства Российской Федерации, в частности, нормами ГК РФ о бытовом подряде и (или) о возмездном оказании услуг.
Согласно статье 730 ГК РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.
Если работа по договору бытового подряда выполняется из материала (с использованием материала) подрядчика, материал оплачивается заказчиком при заключении договора полностью или в части, указанной в договоре, с окончательным расчетом при получении заказчиком выполненной подрядчиком работы (статья 733 ГК РФ).
В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
При этом к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 - 729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739 ГК РФ), если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (статья 783 ГК РФ).
Таким образом, если по условиям указанных договоров на подрядчиков (исполнителей) возложена обязанность выполнить работы (оказать услуги) по ремонту и (или) техническому обслуживанию автотранспортных средств с использованием принадлежащих им запчастей, то для целей главы 26.3 Кодекса использованные ими в рамках таких договоров запчасти не признаются товаром, а сами подрядчики (исполнители) не признаются розничными продавцами и, следовательно, налогоплательщиками ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли.
В этом случае выполняемые подрядчиками (исполнителями) работы (оказываемые ими услуги) по замене запасных частей относятся к предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, и подлежат налогообложению ЕНВД на общих основаниях.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru