Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 октября 2009 г. по делу № А67-6746/09

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 14.10.2009 года.
Полный текст решения изготовлен 16.10.2009 года.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - ИФНС по г. Томску, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - ООО "СТРОЙИНВЕСТ") о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "СТРОЙИНВЕСТ", за государственным регистрационным номером 2095401096404 от 19.05.2009.
Определением арбитражного суда от 18.08.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска (далее - ИФНС по Дзержинскому району г. Новосибирска).
ИФНС по Дзержинскому району г. Новосибирска, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, возражений против рассмотрения дела в отсутствие своего представителя не представила.
Определение арбитражного суда от 18.09.2009, направленное ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на основании статей 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении в соответствии с данными из Единого государственного реестра юридических лиц, возвратилось с отметкой органа связи об отсутствии по указанному адресу здания. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "СТРОЙИНВЕСТ" считается надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительных пояснениях, в том числе пояснил следующее:
- в нарушение ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ООО "СТРОЙИНВЕСТ" представило в регистрирующий орган заведомо недостоверную информацию о своем местонахождении, т.к. в соответствии с письмом Департамента недвижимости от 26.05.2009 № 259 по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 3б зарегистрировано сооружение - линевая канализационная сеть;
- установление после государственной регистрации обстоятельств, свидетельствующих о том, что документы, представленные для регистрации изменений, являются недействительными или не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации, влечет недействительность решения о государственной регистрации изменений;
- недостоверная информация, представленная организацией в отношении адреса местонахождения, приводит к нарушению публичного интереса, поскольку вводит в заблуждение и делает невозможным проведение каких-либо мероприятий правового (налогового) контроля и иной правовой деятельности со стороны государственных органов и затрагивает права неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом, не осуществляющим деятельность по указанному адресу.
В отзыве, представленном в материалы дела 12.10.2009, ИФНС по Дзержинскому району г. Новосибирска возражала в отношении заявленных требований и просила отказать в их удовлетворении по следующим основаниям:
- все необходимые для государственной регистрации документы были представлены ООО "СТРОЙИНВЕСТ" в установленной форме, в надлежащий налоговый орган, в полном объеме; оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, не было;
- Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не содержит положений, закрепляющих право проведения проверок на предмет достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизы представленных документов, налоговыми органами;
- Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит норм, позволяющих сделать вывод о том, что отсутствие юридического лица по адресу является препятствием для осуществления налоговым органом функций по взысканию налогов и сборов и реализации права для принятия мер, предусмотренных действующим законодательством при совершении юридическим лицом налоговых правонарушений.
- целью настоящего иска является снятие юридического лица с учета из ИФНС России по г. Томску и возврат регистрационного дела по месту его первоначальной регистрации. Подобными действиями не достигается цель оперативного исправления в Едином государственном реестре юридических лиц недостоверных сведений и нарушается законодательно закрепленный принцип строгой подчиненности и единства системы налоговых органов, обусловленный общностью их задач и функций, при котором между налоговыми органами недопустимы споры и разрешение их в порядке арбитражного судопроизводства.
ООО "СТРОЙИНВЕСТ" отзыв на заявленные требования не представило.
Заслушав представителя ИФНС по г. Томску, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.
ООО "СТРОЙИНВЕСТ" зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска 19.06.2006 за основным государственным регистрационным номером 1065401094747. С момента создания состояло на учете в ИФНС по Дзержинскому району г. Новосибирска.
На основании договора купли-продажи доли в уставном капитале ООО "СТРОЙИН-ВЕСТ" от 12.05.2009 Черданцев С.С. продал принадлежащую ему долю в уставном капитале общества в размере 100% ООО "Комета" (директор Жданов Н.М.). 12.05.2008 Черданцевым С.С., как единственным участником ООО "СТРОЙИНВЕСТ", принято решение об освобождении от должности директора ООО "СТРОЙИНВЕСТ" Черданцева С.С. с 14.05.2009, о назначении на должность директора ООО "СТРОЙИНВЕСТ" Жданова Н.М. с 15.05.2009, об изменении места нахождения ООО "СТРОЙИНВЕСТ".
Согласно решению от 12.05.2009 и утвержденным изменениям в устав ООО "СТРОЙИН-ВЕСТ" единственным участником ООО "СТРОЙИНВЕСТ" является ООО "Комета"; место нахождения ООО "СТРОЙИНВЕСТ" определено как: Россия, Томская область, г. Томск, ул. Нахимова, 3б.
13.05.2009 Черданцев С.С., действующий как руководитель постоянного действующего исполнительного органа ООО "СТРОЙИНВЕСТ", представил в ИФНС по Дзержинскому району г. Новосибирска заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а именно - об изменении сведений об адресе (месте нахождения); согласно листу Б заявления адрес постоянно действующего исполнительного органа ООО "СТРОЙИНВЕСТ" определен как: Томская область, г. Томск, ул. Нахимова, номер дома 3б.
Рассмотрев представленное заявление и документы, ИНФС по Дзержинскому району г. Новосибирска 19.05.2009 вынесла решение № 1747 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "СТРОЙИНВЕСТ".
На основании указанного решения в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи:
- 19.05.2009 - об изменениях в сведения об ООО "СТРОЙИНВЕСТ", содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления, за государственным регистрационным номером 2095401096404;
- 19.05.2009 - о передаче регистрационного дела юридического лица в другой регистрирующий орган, государственный регистрационный номер 2095401096448;
- 21.05.2009 - о поступлении регистрационного дела юридического лица из другого регистрирующего органа (в ИФНС по г. Томску), государственный регистрационный номер 2097017122794.
В рамках предоставленных полномочий сотрудниками ИФНС по г. Томску в целях проверки достоверности сведений о местонахождении юридического лица по указанному в учредительных документах ООО "СТРОЙИНВЕСТ" адресу, проведены контрольные мероприятия, в ходе которых установлен факт отсутствия ООО "СТРОЙИНВЕСТ" по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 3б.
Полагая, что государственная регистрация изменений в учредительные документы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" произведена на основании документов, содержащих заведомо недостоверную информацию о месте нахождения юридического лица, ИФНС по г. Томску обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое, по мнению арбитражного суда подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) следует, что государственная регистрация юридических лиц - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
В ЕГРЮЛ должны содержаться сведения и документы о юридическом лице, предусмотренные в п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ, в том числе адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (подп. "в"); сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров (подп. "д"); подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица (подп. "е"); дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы (подп. "з").
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона № 129-ФЗ (в редакции действовавшей на момент регистрации) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины. Данный перечень документов является исчерпывающим, и в силу положений п. 4 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление каких-либо иных документов.
Согласно подп. "а" п. 1 ст. 17 указанного Федерального закона в заявлении о государственной регистрации подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Федеральным законом № 129-ФЗ регистрирующему органу не предоставлено право (и не возложена обязанность) проведения проверок на предмет достоверности сведений, указанных в заявлении юридического лица.
В то же время согласно ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом. Федеральный информационный ресурс представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе; одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (ст.ст. 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
В связи с изложенным необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона № 129-ФЗ является не только представление заявителем полного пакета документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность заявленной информации. Соответственно, действительной может быть признана регистрация, проведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Федерального закона № 129-ФЗ, но и на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц.
Иное толкование вышеназванных норм права означало бы, что законодатель изначально предусмотрел возможность сохранения в Едином государственном реестре юридических лиц - федеральном информационном ресурсе - любых, в том числе, надуманных сведений, в связи с чем теряется смысл ведения государственного реестра, содержащиеся в котором сведения в силу абз. 1 п. 4 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Представление в регистрирующий орган полного пакета документов не является безусловным доказательством соответствия произведенной государственной регистрации требованиям Федерального закона № 129-ФЗ, поскольку доказанная недостоверность представленных на регистрацию сведений является самостоятельным основанием для признания государственной регистрации недействительной.
С учетом изложенного, государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также государственная регистрация изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанная с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, может быть признана недействительной в случае достоверного установления после произведенной регистрации обстоятельств, свидетельствующих о том, что документы, представленные для регистрации, не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации.
Из представленных ИФНС по г. Томску доказательств следует, что на момент государственной регистрации изменений в учредительные документы (19.05.2009) ООО "СТРОЙИНВЕСТ" по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 3б, не находилось и находиться не могло. Так, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.05.2009 № 01031/2009-514 (л.д. 25) по адресу г. Томск, ул. Нахимова, 3б зарегистрировано нежилое сооружение площадью 0 кв. м, собственником которого является муниципальное образование г. Томск. В соответствии с письмом муниципального учреждения "Бюро технической инвентаризации" Департамента недвижимости Администрации г. Томска от 26.05.2009 № 259 по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 3б зарегистрировано сооружение - ливневая канализационная сеть.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля специалист 1 разряда ИФНС по г. Томску Винников А.С. пояснил, что дважды выезжал на место с целью проверки достоверности данных о юридическом адресе ООО "СТРОЙИНВЕСТ"; по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 3 расположена горбольница № 3, здания с адресом ул. Нахимова, 3б не существует.
Оснований не доверять показаниям свидетеля, предупрежденного при допросе об уголовной ответственности за отказ, уклонение от дачи показаний, за дачу заведомо ложных показаний, у арбитражного суда не имеется.
Факт отсутствия ООО "СТРОЙИНВЕСТ" по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 3б, подтверждается также тем, что заказное письмо из арбитражного суда, направленное ООО "СТРОЙИНВЕСТ", вернулось с отметкой органа почтовой связи о том, что указанного адреса не найдено, такого дома нет.
Таким образом, вышеперечисленные факты в их совокупности подтверждают отсутствие ООО "СТРОЙИНВЕСТ" по заявленному им адресу, как в момент государственной регистрации, так и в дальнейшем, т.к. здания по адресу, указанному в учредительных документах, физически не существует.
Ответчиком и третьим лицом в материалы дела не представлено доказательств, опровергающих доводы заявителя.
В связи с этим арбитражный суд считает обоснованным довод ИФНС по г. Томску о том, что государственная регистрация изменений осуществлена ИФНС по Дзержинскому району г. Новосибирска по документам, содержащим недостоверные, заведомо ложные сведения относительно места нахождения общества.
Согласно ч. 1 ст. 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов. Указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица и сведений в Едином государственном реестре юридических лиц, затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в финансово-экономические отношения с обществом, не осуществляющим деятельность по указанному в учредительных документах адресу, препятствует надлежащему представлению налоговой отчетности и проведению налогового и иного контроля, а также препятствуют реализации права на судебную защиту юридических и физических лиц, которые считают, что обществом нарушены их права и законные интересы.
В связи с этим обращение ИФНС по г. Томску в арбитражный суд в целях приведения данных отношений в соответствие с требованиями закона является правомерным. Установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок для обращения в арбитражный суд заявителем соблюден (о допущенных нарушениях налоговому органу стало известно в мае 2009 г., заявление в арбитражный суд представлено 14.08.2009).
Возможность привлечения заявителя к административной ответственности, ликвидации юридического лица или исключения его из ЕГРЮЛ (на что ссылается ИФНС по Дзержинскому району г. Новосибирска) не является обстоятельством, исключающим признание государственной регистрации недействительной по мотиву недостоверности представленных сведений.
На основании вышеизложенного, поскольку недостоверность сведений, представленных на регистрацию, относительно места нахождения юридического лица, подтверждена материалами дела, и ООО "СТРОЙИНВЕСТ" или ИФНС по Дзержинскому району г. Новосибирска не опровергнута путем представления соответствующих доказательств, требования ИФНС по г. Томску подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 110 АПК РФ, ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина в размере 2 000 руб. подлежит взысканию в доход федерального бюджета с ООО "СТРОЙИНВЕСТ", как лица, представившего на государственную регистрацию недостоверные сведения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать недействительной государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (ИНН 5401270780; ОГРН 1065401094747) за государственным регистрационным номером 2095401096404 от 19.05.2009.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2 000 (две тысячи) руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru