Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 августа 2009 г. по делу № А43-14163/2009-35-108

Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2009 года.
Решение изготовлено в полном объеме 04 августа 2009 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Садовской Г.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Садовской Г.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания РосАз-НН" к Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении № 11н-112-1645юл от 07.05.2009,
с участием представителей:
от заявителя: Мирзоев Н.А. (доверенность от 23.06.2009);
от административного органа: не явились, извещены надлежащим образом,

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания РосАз-НН" (далее - Заявитель, Общество) с заявлением к Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области (далее - Ответчик, Инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении в сфере благоустройства № 11н-112-1645юл от 07.05.2009, которым заявитель был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 3.5 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50000 рублей по основаниям, изложенным в заявлении.
Также представителем ООО "ТПК РосАз-НН" было заявлено письменное ходатайство о восстановлении срока на обжалование оспариваемого постановления в связи с тем, что копия оспариваемого постановления получена лишь 20.05.2009 года.
Рассмотрев ходатайство, суд счел причины пропуска срока на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности уважительными и восстановил его.
Представитель Инспекции, извещенный надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв сроком до 29.06.2009 16 часов 30 минут. После перерыва рассмотрение дела было продолжено.
Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и заслушав доводы представителя заявителя, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
27.04.2009 должностным лицом Инспекции установлено, что в нарушение пункта 2.1 "Правил производства земляных и строительных работ, прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций на территории Нижнего Новгорода", утвержденных Постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 17.11.2004 № 79 (далее - Правила) Общество производило работы по укладке покрытия из брусчатки на территории у кафе "Сормович" без соответствующего разрешения на производство работ - ордера.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки в сфере благоустройства № 11-111-39 от 27.04.2009.
28.04.2009 должностным лицом Инспекции в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении № 11н-112-27. Данный протокол составлен в отсутствие законного представителя Общества, в присутствии учредителя Общества Мирзоева Н.А.
07.05.2009 по результатам рассмотрения административного дела должностным лицом Инспекции, в отсутствие законного представителя Общества, вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении, о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 3.5 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50000 рублей, не согласившись с которым Заявитель обратился с соответствующим заявлением в суд.
Оценив заявленные требования, суд считает их подлежащими удовлетворению в виду следующего.
В силу пункта 2.1 Правил в случае необходимости осуществления, в том числе, строительства, реконструкции и ремонта дорог и тротуаров, трамвайных путей, трамвайных и железнодорожных переездов, путепроводов, эстакад, мостовых сооружений и т.д. оформляется отдельный ордер с указанием точного адреса производства работ.
В соответствии с частью 1 статьи 3.5 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях производство земляных и строительных работ, работ по прокладке и переустройству инженерных сетей и коммуникаций без соответствующего разрешения или проведение данных работ после окончания (приостановления) срока действия разрешения, а равно несоблюдение сроков производства работ, если эти нарушения не подпадают под действие статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона указанного административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в осуществлении соответствующего вида работ без соответствующего разрешения (в частности ордера).
Субъектом правонарушения является лицо, осуществляющее работы, требующие соответствующего разрешения.
Однако, в силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Часть 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, который должен отвечать требованиям, предъявляемым данной статьей. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (часть 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (часть 5); копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (часть 6).
Из содержания приведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется и дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии законного представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности, либо в его отсутствие, если имеются данные о его надлежащем извещении.
Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.06.2004 № 10 (в редакции Постановления от 26.07.2007 № 46), при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. Представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Вместе с тем, КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
На составлении протокола присутствовал Мирзоев Н.А., являющийся одним из учредителей Общества. Между тем, статьей 8 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" не предусмотрено право учредителя Общества представлять интересы Общества, действуя без соответствующей доверенности.
Материалы административного дела не содержат доверенности, выданной Мирзоеву Н.А. законным представителем Общества на участие в данном административном деле. Доказательств надлежащего извещения законного представителя ООО "ТПК РосАз-НН" (директора) о времени и месте составления протокола, рассмотрения дела материалы административного дела также не содержат.
Определением от 20.07.2009 Инспекции предложено представить доказательства надлежащего извещения законного представителя Заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в сфере благоустройства № 11-н-112-27 от 28.04.2009. Однако, соответствующие доказательства Инспекцией представлены не были.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Указанное нарушение носит существенный характер, поскольку не обеспечивает лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможности реализовать гарантии защиты, предусмотренные КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указанные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
При таких обстоятельствах суд находит постановление № 11н-112-1645юл по делу об административном правонарушении в сфере благоустройства от 07.05.2009 года незаконным и подлежащим отмене.
Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180 - 182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

требования общества с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания РосАз-НН" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление, вынесенное Инспекцией административно-технического надзора Нижегородской области, по делу об административном правонарушении в сфере благоустройства № 11н-112-1645юл от 07.05.2009 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания РосАз-НН" к административной ответственности по части 1 статьи 3.5 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области, в порядке установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья
Г.А.САДОВСКАЯ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru