Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2005 г. № 1107-ПП

О РЕГИОНАЛЬНОМ (ОБЛАСТНОМ) КОМПОНЕНТЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области
от 05.10.2009 № 1152-ПП)

В целях реализации Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797) с изменениями, внесенными Федеральными законами от 13 января 1996 года № 12-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150), от 16 ноября 1997 года № 144-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 47, ст. 5341), от 20 июля 2000 года № 102-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 30, ст. 3120), от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 33, ст. 3348), от 27 декабря 2000 года № 150-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 1 (часть 1), ст. 2), от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 53 (часть 1), ст. 5030), от 13 февраля 2002 года № 20-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 7, ст. 631), от 21 марта 2002 года № 31-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 12, ст. 1093), от 25 июня 2002 года № 71-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 26, ст. 2517), от 25 июля 2002 года № 112-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3029), от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 52 (часть 1), ст. 5132), от 10 января 2003 года № 11-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 163), от 7 июля 2003 года № 123-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28, ст. 2892), от 8 декабря 2003 года № 169-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 50, ст. 4855), от 23 декабря 2003 года № 186-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 52 (часть 2), ст. 5038), от 5 марта 2004 года № 9-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 10, ст. 835), от 30 июня 2004 года № 61-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 27, ст. 2714), от 20 июля 2004 года № 68-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 30, ст. 3086), от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607), от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1 (часть 1), ст. 25), от 9 мая 2005 года № 45-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 19, ст. 1752), от 18 июля 2005 года № 92-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30 (часть 1), ст. 3103), от 21 июля 2005 года № 100-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30 (часть 1), ст. 3111), Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2000 № 13-П (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 44, ст. 4399), Областного закона от 16 июля 1998 года № 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" ("Областная газета" от 22.07.98 № 124) с изменениями, внесенными Законами Свердловской области от 23 июня 2004 года № 16-ОЗ ("Областная газета" от 26.06.2004 № 162), от 27 декабря 2004 года № 225-ОЗ ("Областная газета" от 29.12.2004 № 356-359), от 14 июня 2005 года № 54-ОЗ ("Областная газета" от 15.06.2005 № 170-171), Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области (прилагается).
2. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Нестеров В.В.) обеспечить создание условий реализации регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области в учреждениях начального и среднего профессионального образования Свердловской области.
3. Рекомендовать Свердловскому областному Союзу промышленников и предпринимателей (работодателей) (Семенов В.Н.) содействовать развитию социального партнерства между работодателями и учреждениями начального и среднего профессионального образования в целях качественной подготовки специалистов с учетом требований регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области.
4. Считать утратившим силу Постановление Правительства Свердловской области от 27.01.97 № 50-п "Об утверждении Модели профессиограммы специалиста - выпускника учреждения начального профессионального образования" (Собрание законодательства Свердловской области, 1997, № 1, ст. 664).
4-1. Установить, что настоящее Постановление применяется к отношениям до завершения обучения лиц, зачисленных в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами в срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18 июля 2009 года № 184-ФЗ.
(п. 4-1 введен Постановлением Правительства Свердловской области от 05.10.2009 № 1152-ПП)
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на министра общего и профессионального образования Свердловской области, члена Правительства Свердловской области Нестерова В.В.

Председатель Правительства
Свердловской области
А.П.ВОРОБЬЕВ





Утвержден
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 22 декабря 2005 г. № 1107-ПП

РЕГИОНАЛЬНЫЙ (ОБЛАСТНОЙ) КОМПОНЕНТ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Разработан по заказу Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

    Разработчики:

Ларионов В.Н.   - к.ф-м.н., профессор, проректор
                  по организационной работе, информатизации и
                  дистанционному обучению
                  Уральского государственного университета
                  имени А.М. Горького, действительный член
                  Академии информатизации образования,
                  действительный член Академии профессионального
                  образования, руководитель ВНИК

Агафонов В.Г.   - заместитель начальника отдела
                  профессионального образования
                  Министерства общего и профессионального
                  образования Свердловской области

Гайнанова О.В.  - к.п.н., директор Института развития
                  регионального образования Свердловской области

Ждановских М.И. - к.с.н., заместитель директора
                  Новоуральского профессионального лицея

Коновалова Ю.В. - заместитель директора Екатеринбургского
                  торгово-экономического техникума

Лебедева Г.Л.   - ведущий специалист отдела профессионального
                  образования Министерства общего и
                  профессионального образования
                  Свердловской области

Таршис Т.А.     - заместитель директора Уральского техникума
                  ремесленников-предпринимателей

Усова Т.И.      - заведующая методическим отделом филиала
                  Российского государственного
                  профессионально-педагогического университета
                  в г. Березовском

Шавалиев А.Н.   - главный специалист отдела профессионального
                  образования Министерства общего и
                  профессионального образования
                  Свердловской области

Шакирова Е.Б.   - заместитель директора по научно-методической
                  работе филиала Российского государственного
                  профессионально-педагогического университета
                  в г. Березовском

    Рецензенты:

Олейникова О.Н. - д.п.н., директор Центра изучения проблем
                  профессионального образования

Посталюк Н.Ю.   - д.п.н., профессор, директор Центра
                  профессионального образования
                  Самарской области
Гейн А.Г.
                - д.п.н., профессор, декан факультета повышения
                  квалификации Уральского государственного
                  университета имени А.М. Горького

Князева О.В.    - к.ф.н., заместитель директора Новоуральского
                  профессионального лицея

Проект регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования одобрен решением коллегии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 28.10.2005 № 11/1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области разработан в соответствии с пунктом 8 статьи 29 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", пунктом 3 статьи 5 Закона Свердловской области от 16 июля 1998 года № 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" ("Областная газета" от 22.07.98 № 124) с изменениями, внесенными Законами Свердловской области от 23 июня 2004 года № 16-ОЗ ("Областная газета" от 26.06.2004 № 162), от 27 декабря 2004 года № 225-ОЗ ("Областная газета" от 29.12.2004 № 356-359), от 14 июня 2005 года № 54-ОЗ ("Областная газета" от 15.06.2005 № 170-171), пунктом 3.1.4 Положения о Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 12.10.98 № 1046-п "Об утверждении положений о министерствах Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, № 12-4, ст. 2355) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 30.12.98 № 1341-п (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, № 12-4, ст. 2356), от 09.04.99 № 435-п (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, № 12-4, ст. 2357), от 29.07.99 № 875-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, № 12-4, ст. 2358), от 25.01.2000 № 60-ПП, от 11.02.2000 № 100-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, № 12-4, ст. 2359), от 16.05.2000 № 381-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004 № 12-4, ст. 2360), от 16.06.2000 № 489-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2000, № 6, ст. 565), от 09.11.2000 № 926-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, № 12-4, ст. 2361), от 22.03.2001 № 188-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, № 3, ст. 437), от 29.03.2001 № 214-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, № 3, ст. 455), от 18.07.2001 № 494-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, № 7-1, ст. 1002), от 24.07.2001 № 514-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, № 7-1, ст. 1019), от 13.11.2001 № 760-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, № 11, ст. 1254), от 14.05.2002 № 317-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, № 5, ст. 611), от 10.06.2002 № 391-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, № 6-1, ст. 854), от 23.07.2002 № 966-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, № 7-1, ст. 1090), от 28.10.2002 № 1311-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, № 10, ст. 1296), от 17.01.2003 № 25-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2003, № 1, ст. 44), от 06.02.2003 № 56-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2003, № 2, ст. 112), от 05.05.2003 № 260-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2003, № 5, ст. 408), от 26.05.2004 № 391-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, № 6-1, ст. 783), от 31.08.2004 № 817-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, № 8-1, ст. 1134), от 02.09.2004 № 822-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, № 95, ст. 1404), от 20.10.2004 № 997-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, № 10-1, ст. 1567), от 15.12.2004 № 1124-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, № 12-2, ст. 2282), от 06.07.2005 № 540-ПП ("Областная газета" от 13.07.2005 № 207-208).
Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области направлен на реализацию полномочий Свердловской области как субъекта Российской Федерации в части определения дополнительных требований к содержанию и уровню подготовки обучающихся в образовательных организациях и учреждениях, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, на основе учета особенностей и тенденций социально-экономического развития Свердловской области.
В качестве дополнительных требований к результату профессионального образования выступают компетенции, содержание которых определяется спецификой развития социально-экономической сферы Свердловской области. Освоение компетенций выпускниками профессиональной школы является условием достижения устойчивого социального положения в меняющихся профессиональных и жизненных ситуациях. Компетенции являются системообразующим фактором, обеспечивающим идею непрерывности образования - "образования в течение всей жизни", принятую мировым сообществом (Болонский, Копенгагенский процессы). Подход к стандартизации, основанный на компетенциях, и понимание необходимости непрерывного профессионального образования позволили создать единый региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального профессионального образования и среднего профессионального образования.
Требования работодателей к персоналу в различных секторах экономики Свердловской области охватывают широкий диапазон компетенций. В условиях многопрофильной экономики региона квалифицированный работник (специалист) должен сочетать в себе готовность к выполнению как профессиональных, так и социально ориентированных функций, что позволит ему быть социально и профессионально успешным.
С экономических позиций обозначенный подход к развитию содержания начального и среднего профессионального образования в Свердловской области как интенсивно развивающемся и инвестиционно привлекательном регионе России направлен на обеспечение необходимых темпов социально-экономического развития и рассматривается как одно из условий достижения конкурентных преимуществ товаров и услуг, производимых в регионе, на внутреннем и внешнем рынках. Ожидаемый социальный эффект от введения настоящего регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов в системе начального и среднего профессионального образования проявится в повышении уровня благосостояния жителей области.
Программные документы федерального уровня в сфере образования, Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, тенденции развития Свердловской области и образовательные потребности ее жителей определяют следующие социально-экономические ориентиры стандартизации в системе начального и среднего профессионального образования Свердловской области:
1) содействие развитию и размещению производительных сил Свердловской области посредством повышения потенциала системы профессионального образования;
2) обеспечение эффективной занятости трудоспособного населения области, трудоустройства выпускников образовательных организаций и учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы;
3) достижение соответствия квалификационного уровня работников изменившимся требованиям работодателя;
4) развитие социального партнерства между сферой бизнеса и сферой начального и среднего профессионального образования для совместного решения задач по кадровому обеспечению хозяйственного комплекса Свердловской области;
5) содействие развитию малого предпринимательства в Свердловской области;
6) содействие кадровому обеспечению производства товаров и услуг как условие повышения готовности экономики Свердловской области к предстоящему вступлению России во Всемирную торговую организацию;
7) содействие развитию образовательного сообщества учреждений профессионального образования Свердловской области, обеспечивающего повышение качества образования;
8) развитие форм социального диалога и социальной ответственности за качество результата образования в Свердловской области;
9) содействие развитию институтов гражданского общества;
10) содействие включенности человека в разнообразие социокультурного пространства;
11) содействие реализации молодежной политики в Свердловской области.
Социально-экономические ориентиры стандартизации в системе начального и среднего профессионального образования в своей совокупности направлены на обеспечение социальной и экономической безопасности Свердловской области.

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования устанавливает дополнительные требования к содержанию профессиональных образовательных программ и уровню подготовки специалистов в государственных учреждениях, находящихся в ведении Свердловской области и реализующих программы начального и среднего профессионального образования.
Образовательные учреждения, находящиеся в ведении Свердловской области, несут ответственность за невыполнение требований регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования в порядке, установленном законодательством.
Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования имеет рекомендательный характер для государственных учреждений профессионального образования федерального ведения, а также для негосударственных образовательных учреждений (организаций).
Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования утверждается Правительством Свердловской области и вводится в действие в порядке, определяемом Министерством общего и профессионального образования Свердловской области.
Предлагаемый подход к стандартизации начального и среднего профессионального образования на областном уровне является преемственным образовательно ориентированной профессиографии и, в то же время, учитывает современные (мировые, отечественные, областные) тенденции развития профессионального образования.
В Модели профессиограммы специалиста-выпускника учреждения начального профессионального образования, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области 27.01.97 № 50-п (Собрание законодательства Свердловской области, 1997, № 1, ст. 664), структура и содержание профессиональной компетентности дополнялись ценностными и социальными параметрами.
Профессиографический подход заключался в возможности описания стандартной модели квалифицированного работника, ориентации педагогических работников на использование целенаправленных методов достижения выпускником уровня компетентности. Реально существующие условия социально-экономического развития Свердловской области и тенденции развития профессионального образования в мировой практике обусловили необходимость учета логики процесса профессиональной деятельности и изменений представлений потребителей о конечных результатах профессиональных образовательных программ.
Основным понятием нового подхода к стандартизации начального и среднего профессионального образования в Свердловской области является "компетенция". Подход, основанный на компетенциях, определен в качестве методологического принципа стандартизации в контексте деятельностно ориентированной парадигмы образования.
Задачами регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования являются:
1) установление на уровне области требований к содержанию основных профессиональных образовательных программ и уровню подготовки выпускников в учреждениях начального и среднего профессионального образования Свердловской области;
2) установление дополнительных региональных (областных) требований к уровню образованности выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;
3) обеспечение единого методологического подхода к развитию содержания начального и среднего профессионального образования в Свердловской области;
4) регулирование отношений субъектов в сфере образования Свердловской области на этапах введения и реализации стандарта.
Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования разработан в дополнение к федеральному компоненту с учетом стратегических задач социально-экономического развития Свердловской области и направлен на выполнение следующих функций:
1) обеспечение унификации региональных (областных) требований к результату начального и среднего профессионального образования на территории Свердловской области;
2) обеспечение правового регулирования отношений в сфере начального и среднего профессионального образования;
3) сбережение здоровья обучающихся в образовательном процессе;
4) обеспечение нормативных оснований проектирования образовательных программ начального и среднего профессионального образования с учетом региональных требований к результату образования;
5) привлечение работодателей, их ассоциаций (объединений) к системе контроля образовательных достижений обучающихся (выпускников), фиксируемых в региональном сертификате установленного образца;
6) мотивирование образовательных учреждений к развитию содержания профессионального образования с учетом тенденций изменения производственно-экономической сферы в Свердловской области;
7) мотивирование потенциальных работодателей к инвестиционной деятельности, направленной на развитие системы начального и среднего профессионального образования Свердловской области;
8) обеспечение нормативных и содержательных оснований мониторинга профессионального становления личности обучающегося;
9) обеспечение организационно-содержательных оснований развития комплекса условий (кадровых, материально-технических, информационных) реализации образовательных программ начального и среднего профессионального образования;
10) обеспечение преемственности профессиональных образовательных программ как условие непрерывного профессионального образования на территории Свердловской области.
В основу регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования положены следующие принципы:
1) принцип научности и практикоориентированности профессионального образования, выражающегося с одной стороны в использовании научных методов исследования профессиональной деятельности для идентификации компетенций, а с другой стороны в максимально полном учете современных требований работодателей к квалифицированному специалисту;
2) принцип непрерывности образования на основе преемственности стандартов, доступности освоения профессиональных образовательных программ различного уровня и направленности, гибкости и вариативности профессиональных образовательных программ, направленности содержания подготовки работника к решению социальных проблем общества;
3) принцип интеграции, предполагающей сопряженность компетенций различного уровня, разработку многоуровневых образовательных программ начального и среднего профессионального образования;
4) принцип паритетности, выражающейся в наличии связей образовательных структур с субъектами рынка труда, социальными партнерами в сфере экономики для совместного решения проблем качества профессионального образования;
5) принцип прозрачности, предполагающей диагностичность результатов профессионального образования, адекватность механизмов оценивания образовательных достижений обучающегося (выпускника) подходу, основанному на компетенциях, сочетание внешней оценки и самооценки обучающегося (выпускника).
Обозначенные принципы стандартизации в системе начального и среднего профессионального образования Свердловской области выступают для этих подсистем единой методологической основой обеспечения качества образования, определяют структуру регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования, технологию регионализации содержания профессионального образования, вариативность профессиональных образовательных программ как условия реализации политики "образования на протяжении всей жизни".

Раздел 2. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА
РЕГИОНАЛЬНОГО (ОБЛАСТНОГО) КОМПОНЕНТА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ,
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЯМ ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ)

Сущность регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования заключается в использовании подхода, основанного на компетенциях, с учетом отражения региональных процессов в социально-экономической сфере, международного и российского опыта в системе профессионального образования.
Структура регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования определяется:
1) дополнительными требованиями к результату образования (компетенциями) относительно уровней квалификации, установленных федеральными органами в сфере образования;
2) уровнями достижения образовательного стандарта обучающимися;
3) соотношением уровня квалификации и уровня профессиональной деятельности.
Под компетенцией понимается способность (готовность) субъекта к продуктивной, самостоятельной деятельности в конкретных ситуациях в рамках определенных полномочий.
Компетенция выступает в образовательном стандарте в качестве:
1) единичной цели, позволяющей структурировать содержание образования;
2) элемента содержания образования, позволяющего построить гибкую образовательную программу;
3) целевого ориентира выбора педагогом образовательных технологий;
4) предмета оценивания образовательных достижений обучающегося (выпускника), в том числе в рамках его аттестации.
Структура компетенции включает в себя:
1) умение (функция, вид деятельности) как основу компетенции;
2) базовые знания, обеспечивающие усвоение умения (функции, вида деятельности);
3) отношение к применению умения (функции, вида деятельности) в профессиональной деятельности.
Овладение обучающимся профессиональными компетенциями определяет уровень профессиональной образованности выпускника и уровень его квалификации с учетом региональных требований.
Достижение профессиональной образованности обучающегося (выпускника) обеспечивается интеграцией трех групп компетенций: специальных, полипрофессиональных, ключевых.
Специальные компетенции - уникальные для каждой профессии компетенции, способствующие достижению конкурентных преимуществ в условиях конкретного производства и связанные непосредственно с профессиональными функциями, востребованными в конкретной профессиональной области.
Полипрофессиональные компетенции - актуальные компетенции для группы профессий/специальностей на региональном рынке труда, способствующие эффективной деятельности в рамках смежных (родственных) сфер профессиональной деятельности.
Ключевые компетенции - общие, универсальные компетенции, способствующие достижению результатов в личной и профессиональной жизни, являющиеся фактором интеграции человека в социально-экономическое пространство.
Корреляционная зависимость уровней квалификации (федеральные требования) и взаимосвязанных групп компетенций (областные требования) представлена на рисунке 1 (не приводится).
Дифференциация целей и приоритетов начального и среднего профессионального образования Свердловской области относительно федеральных уровней квалификации определяется следующим.
Первый уровень квалификации (который не является цензовым образованием) достигается при освоении программ профессиональной подготовки, которые обеспечивают ускоренное приобретение обучающимся умений, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Получение регионального сертификата образовательных достижений отражает возможность успешной профессиональной адаптации выпускника за счет приобретения дополнительных специальных компетенций. Выпускники, имеющие сертификат первого уровня, способны к освоению новых видов работ на производстве за счет освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.
Второй уровень квалификации достигается при освоении программ начального профессионального образования, которые обеспечивают подготовку работников квалифицированного труда по основным направлениям профессиональной деятельности в регионе на базе основного общего образования без получения среднего (полного) общего образования. Получение регионального сертификата образовательных достижений отражает повышенные возможности трудоустройства выпускника за счет его готовности к быстроизменяющемуся технологическому процессу, постоянному повышению квалификации, освоению смежных профессий. Выпускники, имеющие сертификат второго уровня, способны к достижению высокой квалификации.

Рисунок не приводится.

Рис. 1. Корреляционная зависимость
уровней квалификации (федеральные требования) и
взаимосвязанных групп компетенций (областные требования)

Третий уровень квалификации достигается при освоении программ начального профессионального образования, которые обеспечивают подготовку работников квалифицированного труда по основным секторам экономики региона на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. Получение регионального сертификата образовательных достижений отражает повышенные возможности трудоустройства и/или продолжение профессионального образования за счет готовности к творческой деятельности, владения широким диапазоном компетенций для работы со сложными и изменяющимися объектами профессиональной деятельности. Выпускники, имеющие сертификат третьего уровня, способны к профессиональному и карьерному росту.
Четвертый уровень квалификации достигается при освоении программ начального (повышенного уровня) и среднего (базового уровня) профессионального образования на базе основного общего, среднего (полного) общего образования, которые обеспечивают подготовку специалистов среднего звена. Получение регионального сертификата отражает повышенную возможность профессиональной адаптации выпускника за счет умения ориентироваться в быстро изменяющихся условиях и продолжения образования по специальности. Выпускники, имеющие сертификат четвертого уровня, способны создавать организационные и технические условия для быстрого внедрения новых технологий на производстве.
Пятый уровень квалификации достигается при освоении программ среднего профессионального образования повышенного уровня на базе основного общего, среднего (полного) общего и/или начального профессионального образования, которые обеспечивают подготовку специалистов среднего звена. Получение регионального сертификата отражает повышенную возможность продолжения профессионального образования и роста профессиональной карьеры выпускника за счет овладения проектно-организационной деятельностью. Выпускники, имеющие сертификат пятого уровня, обеспечивают развитие малого бизнеса в регионе.
Соотношение уровней квалификации и требований к уровням подготовки обучающихся (выпускников) учреждений начального и среднего профессионального образования Свердловской области представлено в таблице 1.
Уровень достижения требований стандарта обучающимся (выпускником) определяется его профессиональной образованностью. Профессиональная образованность рассматривается как один из показателей оценки качества результата образования в системе профессионального образования.
Базовый уровень достижения требований стандарта предполагает, как минимум, овладение известными технологиями деятельности (способами) и технологиями взаимодействия.
Повышенный оптимальный уровень достижения требований стандарта предполагает наряду с этим овладение новыми технологиями деятельности и взаимодействия.
Повышенный расширенный уровень достижения требований стандарта предполагает дополнительное овладение методологическими основами технологической деятельности.
Содержание компетенции определяется на трех уровнях профессиональной деятельности: операционно-исполнительском, организационно-технологическом, проектно-организационном.
Операционно-исполнительский уровень деятельности предполагает репродуктивную реализацию технологии производственного процесса. Деятельность на этом уровне включает исполнительский (обслуживающий) и информационный компоненты.
Организационно-технологический уровень деятельности предполагает эвристический подход к обеспечению организации, внедрения и использования технологии производственного процесса. Деятельность на этом уровне включает исполнительский (организационный), информационный и мотивационно-целевой компоненты.
Проектно-организационный уровень деятельности предполагает творческий подход к созданию и развитию технологии производственного процесса. Деятельность на этом уровне включает исполнительский (управленческий), информационный, мотивационно-целевой и инновационный компоненты.
Соотношение уровней достижения образовательного стандарта и уровней профессиональной деятельности представлено в приложении 3.

Таблица 1

СООТНОШЕНИЕ УРОВНЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ И
ТРЕБОВАНИЙ К УРОВНЯМ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ)
УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

┌────────────┬──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────────┬───────────────┐
│   Уровни   │    Дополнительные требования     │           Основания оценки             │   Документ    │
│квалификации│       к уровню подготовки        │      образовательных достижений        │  (сертификат  │
│            │                                  │       (результатов образования)        │образовательных│
│            │                                  │                                        │  достижений   │
│            │                                  │                                        │  выпускника)  │
├────────────┼──────────────────────────────────┼────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│     1      │                2                 │                   3                    │       4       │
├────────────┼──────────────────────────────────┼────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│Первый      │Овладение                         │Стандартные задания выполнены           │Сертификат     │
│уровень     │операционно-исполнительской       │на репродуктивном уровне в соответствии │образовательных│
│квалификации│профессиональной деятельностью    │с установленными производственными      │достижений     │
│            │относительно простых объектов     │нормами под непосредственным контролем. │выпускника     │
│            │деятельности. Минимальный объем   │Проявляет ответственное отношение       │первого уровня │
│            │знаний, обеспечивающий освоение   │к исполнению ролей. Представлены        │               │
│            │конкретного вида профессиональной │свидетельства общественного признания   │               │
│            │деятельности. Профессиональная    │индивидуальных результатов              │               │
│            │позиция: исполнитель, действующий │профессиональной деятельности           │               │
│            │в рамках ограниченного набора     │                                        │               │
│            │ролей                             │                                        │               │
├────────────┼──────────────────────────────────┼────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│Второй      │Овладение                         │Стандартные и нестандартные задания     │Сертификат     │
│уровень     │операционно-исполнительской       │выполнены на эвристическом уровне       │образовательных│
│квалификации│профессиональной деятельностью    │в соответствии с установленными нормами │достижений     │
│            │относительно сложных объектов     │в конкретной профессиональной области   │выпускника     │
│            │деятельности. Оптимальный объем   │под общим контролем. Имеет              │второго уровня │
│            │специальных знаний.               │профессиональные намерения.             │               │
│            │Профессиональная позиция:         │Осознает ответственность за результат   │               │
│            │участник регламентируемого        │профессиональной деятельности и         │               │
│            │производственного процесса        │собственное поведение                   │               │
├────────────┼──────────────────────────────────┼────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│            │                                  │Представлены свидетельства участия      │               │

]]>
│                │                         ├───────────────────────────────────────┼────────────┤
│                │- производственная       │введение дополнительных видов          │            │
│                │практика                 │профессиональной и социально значимой  │            │
│                │                         │деятельности для освоения ключевых,    │            │
│                │                         │полипрофессиональных и специальных     │            │
│                │                         │компетенций                            │            │
├────────────────┴─────────────────────────┼───────────────────────────────────────┼────────────┤
│Резерв времени для профессиональной       │индивидуальные практикумы обучающихся, │до 100 часов│
│подготовки                                │обеспечивающие их "вхождение"          │на курсе    │
│                                          │в профессиональную деятельность        │            │
├──────────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┼────────────┤
│Б. Предметы по выбору                     │отражение специфики стратегии          │до 2 часов  │
│                                          │образовательного учреждения            │в неделю    │
│                                          │для освоения компетенций               │            │
├──────────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┼────────────┤
│В. Факультативные предметы                │индивидуальные практикумы обучающихся, │до 2 часов  │
│                                          │обеспечивающие их "вхождение"          │в неделю    │
│                                          │в профессиональную деятельность        │            │
└──────────────────────────────────────────┴───────────────────────────────────────┴────────────┘

Таблица 5

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РАБОЧЕМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ
СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

┌──────────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┬────────────┐
│            Циклы, дисциплины             │       Дополнительные требования       │   Объем    │
│                                          │                                       │  учебной   │
│                                          │                                       │  нагрузки  │
├──────────────────────────────────────────┴───────────────────────────────────────┴────────────┤
│ТО.00 <*> Теоретическое обучение                                                               │
├──────────────────┬───────────────────────┬───────────────────────────────────────┬────────────┤
│ТО. Ф.            │ОГСЭ.00                │Введение дидактических единиц          │от 10 до 15 │
│Теоретическое     │Общие гуманитарные и   │в дисциплины федерального компонента,  │процентов   │
│обучение -        │социально-экономические│направленных на освоение ключевых,     │общего      │
│дисциплины        │дисциплины             │полипрофессиональных компетенций       │объема      │
│федерального      │                       │с учетом специфики региона и           │времени     │
│компонента        │                       │особенностей профессии                 │от цикла    │
│                  ├───────────────────────┼───────────────────────────────────────┼────────────┤
│                  │ОГСЭ.ДВ.00             │Введение дополнительных дисциплин,     │до 64 часов │
│                  │Дисциплины             │направленных на освоение ключевых,     │            │
│                  │по выбору студента,    │полипрофессиональных компетенций       │            │
│                  │устанавливаемые        │с учетом специфики региона и           │            │
│                  │образовательным        │особенностей профессии                 │            │
│                  │учреждением            │                                       │            │
│                  ├───────────────────────┼───────────────────────────────────────┼────────────┤
│                  │ЕН.00                  │Введение дидактических единиц          │            │
│                  │Математические и общие │в дисциплины федерального компонента,  │            │
│                  │естественнонаучные     │направленных на освоение ключевых,     │            │
│                  │дисциплины             │полипрофессиональных компетенций       │            │
│                  │                       │с учетом специфики региона и           │            │
│                  │                       │особенностей профессии                 │            │
│                  ├───────────────────────┼───────────────────────────────────────┼────────────┤
│                  │ОПД.00                 │Введение дидактических единиц          │            │
│                  │Общепрофессиональные   │в дисциплины федерального              │            │
│                  │дисциплины             │компонента, направленных на освоение   │            │
│                  │                       │ключевых, полипрофессиональных         │            │
│                  │                       │компетенций с учетом специфики региона │            │
│                  │                       │и особенностей профессии               │            │
├──────────────────┼───────────────────────┼───────────────────────────────────────┼────────────┤
│                  │ОПД. Дисциплины,       │Введение дополнительных дисциплин,     │от 10 до 15 │
│                  │имеющие отраслевую     │направленных на освоение ключевых,     │процентов   │
│                  │направленность         │полипрофессиональных компетенций       │общего      │
│                  │                       │с учетом специфики региона и           │объема      │
│                  │                       │особенностей профессии                 │времени     │
│                  │                       │                                       │от цикла    │
├──────────────────┼───────────────────────┼───────────────────────────────────────┼────────────┤
│                  │СД. Специальные        │Введение дидактических единиц          │            │
│                  │дисциплины             │в дисциплины федерального компонента,  │            │
│                  │                       │направленных на освоение ключевых,     │            │
│                  │                       │полипрофессиональных, специальных      │            │
│                  │                       │компетенций с учетом специфики региона │            │
│                  │                       │и особенностей профессии               │            │
├──────────────────┼───────────────────────┼───────────────────────────────────────┼────────────┤
│                  │СД. Дисциплины, имеющие│Введение дополнительных дисциплин,     │от 10 до 15 │
│                  │отраслевую             │направленных на освоение ключевых,     │процентов   │
│                  │направленность         │полипрофессиональных, специальных      │общего      │
│                  │                       │компетенций с учетом специфики региона │объема      │
│                  │                       │и особенностей профессии               │времени     │
│                  │                       │                                       │от цикла    │
├──────────────────┼───────────────────────┼───────────────────────────────────────┼────────────┤
│                  │СД.ДС(ДВ).00           │Введение дополнительных дисциплин      │до 250 часов│
│                  │Дисциплины             │с учетом специфики стратегии           │            │
│                  │специализации,         │образовательного учреждения,           │            │
│                  │дисциплины по выбору   │направленных на освоение ключевых,     │            │
│                  │студента,              │полипрофессиональных и специальных     │            │
│                  │устанавливаемые        │компетенций.                           │            │
│                  │образовательным        │                                       │            │
│                  │учреждением            │                                       │            │
├──────────────────┼───────────────────────┼───────────────────────────────────────┼────────────┤
│ТО.Р.             │                       │Введение дополнительных дисциплин,     │от 100      │
│Теоретическое     │                       │направленных на освоение ключевых,     │до 250 часов│
│обучение -        │                       │полипрофессиональных, специальных      │            │
│дисциплины        │                       │компетенций с учетом специфики региона │            │
│национально -     │                       │и особенностей профессии               │            │
│регионального     │                       │                                       │            │
│(регионального)   │                       │                                       │            │
│компонента        │                       │                                       │            │
├──────────────────┼───────────────────────┼───────────────────────────────────────┼────────────┤
│ДФ.00             │                       │Отражение специфики стратегии          │до 4 часов  │
│Дисциплины        │                       │образовательного учреждения            │в неделю    │
│факультативные    │                       │для освоения компетенций               │            │
├──────────────────┼───────────────────────┼───────────────────────────────────────┼────────────┤
│ПП.00             │                       │Введение дополнительных видов          │от 10 до 15 │
│Производственная  │                       │профессиональной и социально значимой  │процентов   │
│(профессиональная)│                       │деятельности, направленных на освоение │общего      │
│практика          │                       │ключевых, полипрофессиональных и       │объема      │
│                  │                       │специальных компетенций                │времени     │
│                  │                       │                                       │практики    │
├──────────────────┼───────────────────────┼───────────────────────────────────────┼────────────┤
│ПО                │                       │Введение дополнительных видов          │от 10 до 15 │
│Производственное  │                       │профессиональной                       │процентов   │
│обучение          │                       │деятельности, направленных на освоение │общего      │
│                  │                       │ключевых, полипрофессиональных и       │объема      │
│                  │                       │специальных компетенций                │времени     │
│                  │                       │                                       │производ-   │
│                  │                       │                                       │ственного   │
│                  │                       │                                       │обучения    │
├──────────────────┼───────────────────────┼───────────────────────────────────────┼────────────┤
│РВ                │                       │Индивидуальные практикумы обучающихся, │3 - 4 недели│
│Резерв времени    │                       │обеспечивающие их "вхождение"          │            │
│образовательного  │                       │в профессиональную деятельность        │            │
│учреждения        │                       │                                       │            │
└──────────────────┴───────────────────────┴───────────────────────────────────────┴────────────┘

<*> Индексы, используемые в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Список используемых сокращений:
ТО - теоретическое обучение;
ТО. Ф - дисциплины теоретического обучения (федеральный компонент);
ОГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
ОГСЭ.ДВ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением;
ЕН - математические и общие естественнонаучные дисциплины;
ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
СД. - специальные дисциплины;
СД.ДС(ДВ) - дисциплины специализации, дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением;
ТО. Р - дисциплины теоретического обучения (региональный (областной) компонент);
ДФ - дисциплины факультативные;
ПП - производственная (профессиональная) практика;
ПО - производственное обучение;
РВ - резерв времени образовательного учреждения.





Приложение 1

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО (ОБЛАСТНОГО) КОМПОНЕНТА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственный образовательный стандарт профессионального образования - система параметров, характеризующих качество профессионального образования, отражающая социальный заказ и учитывающая возможности личности и системы образования по достижению государственных требований.
Деятельность - специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру, целесообразное изменение и преобразование окружающей действительности.
Знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека; проверенный практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности.
Качество образования - состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям человека и общества (различных социальных групп) в формировании и развитии профессиональных и социальных компетенций личности.
Квалификационная структура - оформленная система различий в требованиях к подготовке специалистов для выполнения различных видов профессиональной деятельности.
Квалификация - степень профессиональной подготовленности к выполнению определенного вида работы.
Квалификация работника - функциональное соответствие между требованиями рабочего места и целями образования, определяемое и присваиваемое человеку по окончании процесса обучения.
Ключевые компетенции - общие, универсальные компетенции, способствующие достижению социально значимых результатов в личной жизни и профессиональной деятельности.
Компетенция - способность (готовность) субъекта к продуктивной, самостоятельной деятельности в конкретных ситуациях в рамках определенных полномочий.
Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области - дополнительные требования к качеству профессионального образования, обусловленные социокультурными особенностями и социально-экономическими приоритетами развития Свердловской области.
Образованность - комплексная характеристика личности, вбирающая в себя необходимую совокупность параметров, некоторое свойство (качество), приобретаемое человеком в процессе образования, которое выражает определенную меру овладения (усвоения, освоения) им какой-то части социального опыта, а также способность пользоваться им (опытом) в своей жизнедеятельности.
Отношение - оценочная категория, связанная с мнением и поведением человека к кому-либо (чему-либо) во взаимодействии с кем-либо (чем-либо).
Проект, проектная деятельность - форма организации деятельности, основанная на анализе тенденций развития, процесса построения модели желаемого будущего и обосновании средств ее реализации.
Полипрофессиональные компетенции - актуальные для группы профессий или специальностей на региональном рынке труда, способствующие эффективной деятельности в рамках смежных (родственных) сфер профессиональной деятельности.
Полномочие - круг вопросов, определенных в ведение человека.
Профессиональная образовательная программа - комплекс нормативных требований и условий, определяющих содержание образования для подготовки специалистов соответствующих квалификаций.
Профессиональное образование - процесс освоения человеком компетенций, необходимых для осуществления продуктивной, самостоятельной деятельности в сфере труда.
Профессия (специальность) - относительно постоянный вид трудовой деятельности, определяемый комплексом нормативных требований к работнику.
Рабочая учебная программа - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая учебная программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую систему на основе государственного образовательного стандарта.
Специальные компетенции - уникальные для каждой профессии компетенции, способствующие достижению конкурентных преимуществ в условиях конкретного производства и связанные непосредственно с профессиональными функциями, востребованными в конкретной профессиональной области.
Спецификация - взаимосвязь требований к профессиональной деятельности работника, к образовательным (учебным) достижениям обучающегося (выпускника) и оценке достижений относительно компетенции.
Умение - способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности, направленной на решение определенного класса задач.
Уровень квалификации - степень подготовленности к какому-либо виду профессиональной деятельности; нормативно установленный этап подготовки специалиста в квалификационной структуре профессионального образования.





Приложение 2

ФОРМА СЕРТИФИКАТА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ВЫПУСКНИКА
УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО/СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│                                                                  │
│                                                                  │
│                   <Герб Свердловской области>                    │
│                                                                  │
│                                                                  │
│                                                                  │
│    Правительство                    Свердловский областной Союз  │
│ Свердловской области            промышленников и предпринимателей│
│                                           (работодателей)        │
│                                                                  │
│                                                                  │
│                            СЕРТИФИКАТ                            │
│                     ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ                   │
│                                                                  │
│ _______________________________________________________________  │
│                             (Ф.И.О.)                             │
│ выпускника ____________________________________________________  │
│                 (наименование образовательного учреждения)       │
│ _______________________________________________________________  │
│                                                                  │
│удостоверяет    соответствие    образовательных   достижений  <*>
│требованиям  регионального (областного) компонента государственных│
│образовательных стандартов начального и среднего профессионального│
│образования Свердловской области к ________ уровню квалификации по│
│профессии/специальности                                           │
│ ______________________________________________                   │
│ ________________________________________________________________ │
│                                                                  │
│                                                                  │
│Уполномоченный представитель         Уполномоченный представитель │
│системы образования                  работодателя (объединения    │
│                                     работодателей)               │
│___________________________          ____________________________ │
│___________________________          ____________________________ │
│___________________________          ____________________________ │
│   (Ф.И.О., должность)                    (Ф.И.О., должность)     │
│         МП                                      МП               │
│                                                                  │
│Регистрационный номер сертификата _______________________________ │
│Дата выдачи сертификата _________________________________________ │
│                                                                  │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────┘

--------------------------------
<*> соответствие образовательных достижений требованиям регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области определено в таблице 1 и фиксируется на обратной стороне сертификата.





Приложение 3

УРОВНИ
ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

┌────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│     Уровни     │                                Уровни деятельности                                │
│   достижения   ├───────────────────────────┬──────────────────────────────┬────────────────────────┤
│образовательного│операционно-исполнительский│организационно-технологический│проектно-организационный│
│   стандарта    │                           │                              │                        │
├────────────────┼───────────────────────────┼──────────────────────────────┼────────────────────────┤
│Базовый         │Репродуктивная деятельность│Эвристическая деятельность    │Творческо-эвристическая │
│(обязательный)  │(самостоятельная           │(поиск субъективно новой      │деятельность (создание  │
│                │по алгоритму)              │информации, решение           │частных, единичных,     │
│                │                           │нестандартных ситуаций)       │локальных элементов     │
│                │                           │                              │новизны путем           │
│                │                           │                              │модификации и           │
│                │                           │                              │модернизации            │
│                │                           │                              │как способ решения      │
│                │                           │                              │нестандартной задачи)   │
├────────────────┼───────────────────────────┼──────────────────────────────┼────────────────────────┤
│Повышенный      │Эвристическая деятельность │Творческо-эвристическая       │Творческая деятельность │
│(оптимальный)   │(поиск субъективно новой   │деятельность (создание        │(объективно новое       │
│                │информации, решение        │частных, единичных, локальных │создание комплексного,  │
│                │нестандартных ситуаций)    │элементов новизны путем       │касающегося группы      │
│                │                           │модификации и модернизации    │предметов комбинаторным │
│                │                           │как способ решения            │путем или модификации)  │
│                │                           │нестандартной задачи)         │                        │
├────────────────┼───────────────────────────┼──────────────────────────────┼────────────────────────┤
│Повышенный      │Творческо-эвристическая    │Творческая деятельность       │Творческая деятельность │
│(расширенный)   │деятельность (создание     │(объективно новое создание    │(создание системного,   │
│                │частных, единичных,        │комплексного, касающегося     │принципиально           │
│                │локальных элементов        │группы предметов комбинаторным│неизвестного, абсолютно │
│                │новизны путем модификации и│путем или путем модификации)  │нового относительно     │
│                │модернизации как способ    │                              │всего объекта)          │
│                │решения нестандартной      │                              │                        │
│                │задачи)                    │                              │                        │
├────────────────┼───────────────────────────┼──────────────────────────────┼────────────────────────┤
│Уровень         │Начальное профессиональное │Среднее профессиональное      │Высшее профессиональное │
│образовательной │образование, в том числе   │образование                   │образование             │
│программы       │профессиональная подготовка│                              │                        │
├────────────────┼───────────────────────────┼──────────────────────────────┼────────────────────────┤
│Компоненты      │Исполнительский,           │Исполнительский,              │Исполнительский,        │
│деятельности    │информационный             │информационный,               │информационный,         │
│                │                           │мотивационно-целевой          │мотивационно-целевой,   │
│                │                           │                              │инновационный           │
├────────────────┼───────────────────────────┴──────────────────────────────┴────────────────────────┤
│Объект          │Производственный процесс                                                           │
│деятельности    │                                                                                   │
├────────────────┼───────────────────────────┬──────────────────────────────┬────────────────────────┤
│Предмет         │Материалы, орудия труда и  │Организация и технология      │Технология              │
│деятельности    │технология                 │производственного процесса    │производственного       │
│                │производственного процесса │                              │процесса                │
├────────────────┼───────────────────────────┼──────────────────────────────┼────────────────────────┤
│Позиция         │Участник производственного │Организатор производственного │Руководитель            │
│                │процесса                   │процесса                      │производственного       │
│                │                           │                              │процесса                │
└────────────────┴───────────────────────────┴──────────────────────────────┴────────────────────────┘



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru