ГЛАВА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2008 г. № 1476
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КУРСА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
(СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ) НА БАЗЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО ЦЕНТРА
ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ "ШАНС"
ДЛЯ УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В целях эффективной организации работы с условно осужденными подростками и в соответствии с Уголовным кодексом
Российской Федерации, Федеральным законом
№ 120-ФЗ от 24.06.1999 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральным законом
№ 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании Устава
муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" постановляю:
1. Утвердить Положение
об организации курса психолого-педагогической коррекции (социально-педагогической реабилитации) на базе муниципального образовательного учреждения психолого-педагогического медико-социального центра диагностики и консультирования "Шанс" для условно осужденных несовершеннолетних (прилагается).
2. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации В.И. Мантуло.
Глава города
П.В. Жданов
Утверждено
постановлением главы
городского округа Серпухов
Московской области
от 8 августа 2008 г. № 1476
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КУРСА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
(СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ) НА БАЗЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО ЦЕНТРА
ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ "ШАНС"
ДЛЯ УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет основные направления работы с категорией условно осужденных несовершеннолетних подростков, раскрывает порядок и этапы реабилитационной работы с данной категорией подростков, пути взаимодействия всех служб по оказанию подросткам специализированной помощи и поддержки в целях их оздоровления и социализации.
1.2. В соответствии со ст. 73
УК РФ и Федеральным законом
РФ № 120-ФЗ от 24.06.1999 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" при условном осуждении несовершеннолетнего при наличии к тому оснований суд вправе обязать осужденного пройти курс социально-педагогической реабилитации (психолого-педагогической коррекции) именно в образовательных учреждениях, оказывающих педагогическую и психологическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии.
1.3. Решение проблемы психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних подростков связано с координацией деятельности всех служб по оказанию подросткам специализированной помощи и поддержки в целях их оздоровления и социализации.
2. Взаимодействие органов и учреждений системы профилактики
при оказании комплекса психолого-педагогической
и медико-социальной помощи условно осужденным подросткам
2.1. Муниципальное образовательное учреждение психолого-педагогический медико-социальный центр диагностики и консультирования "Шанс" (далее - Центр) в процессе работы взаимодействует с Комиссией по делам несовершеннолетних при администрации г. Серпухова (далее - Комиссия), отделом по делам несовершеннолетних Управления внутренних дел по городскому округу Серпухов и Серпуховскому муниципальному району (ОДН УВД), Межрайонной уголовно-исполнительной инспекцией № 13 УФСИН России по Московской области (далее - УИИ), отделом участковых уполномоченных милиции Управления внутренних дел по городскому округу Серпухов и Серпуховскому муниципальному району, органами здравоохранения и другими органами и учреждениями системы профилактики.
2.2. После вынесения судом приговора об условном осуждении несовершеннолетнего и вменении ему в обязанность прохождения курса социально-педагогической реабилитации (психолого-педагогической коррекции) на территории г. Серпухова он обязан пройти курс реабилитации в Центре.
2.3. Комиссия после получения копии приговора суда в течение 10 дней направляет для исполнения копию приговора в Центр.
2.4. Представители служб ОДН УВД и УИИ контролируют явку подростка в Центр диагностики и консультирования.
2.5. Специалисты психолого-медико-педагогического консилиума:
2.5.1. Разрабатывают индивидуальный маршрут сопровождения подростка (индивидуальную программу реабилитации) в зависимости от возрастных, психологических, личностных особенностей и степени социальной дезадаптации подростка в течение месяца.
2.5.2. Составляют график работы с каждым условно осужденным несовершеннолетним в течение месяца.
2.5.3. Устанавливают сроки прохождения курса психолого-педагогической реабилитации от 3 до 9 месяцев, если иное не установлено приговором суда.
2.5.4. Направляют информацию в Комиссию, ОДН УВД и УИИ в случае неявки подростка в Центр, нарушения установленного режима посещения и окончания курса реабилитации.
2.5.5. Принимают участие в заседании рабочей группы, если условно осужденный подросток проходит реабилитацию в Центре.
2.5.6. При необходимости направляют информацию в органы и учреждения системы профилактики.
3. Основные направления в работе
с условно осужденными подростками
3.1. Социальная диагностика и коррекция - специалист по социальной работе (социальный педагог) должен выявить и проанализировать факторы, обусловившие социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения - в течение 1 месяца.
3.2. Психологическая диагностика (1 месяц), психологическое консультирование, психокоррекция (от 3 до 9 месяцев) - психолог должен формировать у подростков в процессе работы положительный настрой на общение, приобретение коммуникативных навыков, снятие у подростков позиции потребительства, негативизма, отчуждения в опоре на их позитивный социальный опыт, в приобщении к профессии.
3.3. Психологические тренинги с целью снятия последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, формирования личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям.
3.4. Комплекс юридических, медицинских мер (при необходимости организация консультаций с врачом-неврологом, врачом-психиатром), что должно способствовать решению вопросов социальной адаптации подростка в обществе.
4. Документы, необходимые для проведения
индивидуальной реабилитации несовершеннолетнего
4.1. Карточка
индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего (приложение № 1) заполняется социальным педагогом Центра диагностики и консультирования "Шанс".
4.2. Индивидуальная программа
реабилитации (приложение № 2) заполняется психологом Центра.
4.3. Психолого-педагогическая карта
несовершеннолетнего (приложение № 3) заполняется психологом Центра.
4.4. Лист
отметки о ходе реализации реабилитационных мероприятий (приложение № 4) оформляется специалистом Центра на консилиуме после окончания курса реабилитации. Лист отметки подписывается председателем (директором Центра) и членами консилиума.
4.5. Все вышеуказанные документы подписываются директором и хранятся в Центре.
5. Заключение
5.1. Направления работы специалистов в рамках муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центра диагностики и консультирования "Шанс" должны способствовать сохранению и укреплению физического, психического, духовного, социального здоровья условно осужденных подростков; обучению социально-психологическим навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, созданию собственной жизненной стратегии.
5.2. Настоящее Положение распространяется только на условно осужденных подростков, которым приговором суда вменено прохождение данного курса реабилитации.
Приложение № 1
к Положению
Муниципальное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи, центр диагностики и консультирования "Шанс"
КАРТОЧКА
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО _______________________________________________________
1. Ф.И.О. _________________________________________________________________
2. Дата рождения __________________________________________________________
3. Место проживания _______________________________________________________
___________________________________________________________________________
4. Семья: _________________________________________________________________
- Ф.И.О. матери _______________________________________________________
- Ф.И.О. отца _________________________________________________________
- другие члены семьи __________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
- адрес постоянного (или временного) проживания _______________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
- образование:
Отца __________________________________________________________________
Матери ________________________________________________________________
- социально-бытовой статус семьи:
неполная
многодетная
малообеспеченная
другое (указать) ___________________________________________________
- социальный статус семьи:
работающие
неработающие
безработные
пенсионеры _________________________________________________________
- социально-средовой статус семьи:
вынужденные переселенцы
без определенного места жительства
условно заключенные (указать) ______________________________________
- жилищно-бытовые условия:
собственный дом (указать общ. площадь) _____________________________
отдельная квартира _________________________________________________
арендуемое жилье (указать) _________________________________________
техническое состояние жилья (необходимость ремонта, замены
жилья и т.д.) ______________________________________________________
____________________________________________________________________
- источники доходов семьи:
зарплата ___________________________________________________________
пенсия _____________________________________________________________
пособия, компенсации _______________________________________________
стипендии __________________________________________________________
другие (указать) ___________________________________________________
- наличие в семье граждан льготных категорий (указать статус) _________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
- наличие в семье инвалидов (указать диагноз, срок инвалидности,
группу) _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
5. Причина неблагополучия _________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
6. Посещает ли школу ______________________________________________________
поведение в школе ______________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
7. Уровень общеобразовательной подготовки _________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Успеваемость:
отличная ___________________________________________________________
хорошая ____________________________________________________________
удовлетворительная _________________________________________________
неудовлетворительная _______________________________________________
8. Общее состояние здоровья _______________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
9. Перечень специалистов для организации реабилитационной деятельности
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
10. Участие в работе учреждений дополнительного образования _______________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
занятия спортом _______________________________________________________
занятия в кружках, секциях ____________________________________________
Заключение:
Рекомендации:
Приложение № 2
к Положению
Муниципальное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи, центр диагностики и консультирования "Шанс"
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО _______________________________________________________
1. Общие сведения о подростке
Имя, фамилия подростка: ___________________________________________________
Возраст подростка: ________________________________________________________
Домашний адрес: ___________________________________________________________
2. Краткая характеристика развития
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3. Основные направления реабилитационной работы
1. Углубленное психологическое обследование:
- оценка адаптивных способностей подростка - методики, позволяющие
определить уровень нервно-психической устойчивости:
а) методика "Адаптивность" ____________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
б) шкалы Спилберга-Ханина _____________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
в) "Незаконченные суицидальные высказывания" НСВ-10 ___________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
- выявление конкретных индивидуально-психологических особенностей:
а) цветовой тест Люшера _______________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
б) "Незаконченные предложения" ________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
в) методика Равена ____________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
г) проективные методики:
"Несуществующее животное" _____________________________________________
_______________________________________________________________________
"Дом-дерево-человек" __________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
методика фрустрации Розенцвейга _______________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
психогеометрический тест ______________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
д) опросник Айзенка ___________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
е) общепознавательные способности
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
ж) методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному
поведению К. Томаса ___________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. Выработка рекомендаций специалистами ПМП консилиума учреждения
по психологическому сопровождению несовершеннолетнего подростка.
3. Психологическая помощь (индивидуальная психокоррекционная работа
с подростком).
3.1. Психопрофилактика и психогигиена:
- обучение несовершеннолетнего приемам саморегуляции эмоционально-
волевых состояний (аутогенная тренировка И. Шульца, аутогенная
тренировка Х.М. Алиева);
- проведение цикла индивидуальных бесед по сохранению нервно-
психического здоровья;
- "Профилактика стрессов и кризисов. Меры активного противодействия
стрессу";
- "Психология зависимости. Алкогольная, наркотическая зависимость".
3.2. Психологическое консультирование:
- снятие психологического напряжения;
- оказание содействия в решении сложных личностных проблем;
- коррекция дезадаптивного поведения;
- разбор кризисных ситуаций, оказание помощи в создании жизненной
стратегии;
- обеспечение подросткам опыта общения в нормативной социальной среде.
4. График проведения занятий
Приложение № 3
к Положению
Муниципальное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи, центр диагностики и консультирования "Шанс"
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО _______________________________________________________
1. Общая информация
1.1. Ф.И.О. _______________________________________________________________
1.2. Дата рождения ________________________________________________________
2. Состояние здоровья
2.1. Общее заключение (по данным медицинской карты) _______________________
___________________________________________________________________________
2.2. Хронические заболевания ______________________________________________
___________________________________________________________________________
2.3. Нервно-психический статус ____________________________________________
___________________________________________________________________________
3. Особенности функционирования нервной системы
3.1. Утомляемость:
быстро утомляется _________________________________________________________
утомляется после длительной нагрузки ______________________________________
неутомим __________________________________________________________________
3.2. Смена настроений:
быстро переходит от радости к грусти без видимой причины __________________
адекватная смена настроений _______________________________________________
стабилен в проявлении настроения __________________________________________
3.3. Равновесие процессов возбуждения и торможения:
преобладает возбуждение ___________________________________________________
возбуждение и торможение уравновешены _____________________________________
преобладает торможение ____________________________________________________
4. Познавательная сфера по четырем уровням (низкий, ниже среднего, средний,
выше среднего):
4.1. Мышление _____________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4.2. Внимание _____________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4.3. Зрительная память ____________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4.4. Слуховая память
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
5. Учебная мотивация, характер мотивационной направленности на обучение:
положительный _____________________________________________________________
нейтральный _______________________________________________________________
отрицательный _____________________________________________________________
6. Эмоциональное самочувствие (заполняется цветосимволами) в жизненно
важных зонах:
школа _____________________________________________________________________
класс _____________________________________________________________________
семья _____________________________________________________________________
друзья ____________________________________________________________________
7. Особенности поведения:
уравновешенный тип поведения ______________________________________________
заторможенный тип поведения _______________________________________________
возбудимый тип поведения __________________________________________________
8. Удовлетворенность в общении:
высокая ___________________________________________________________________
средняя ___________________________________________________________________
низкая ____________________________________________________________________
отсутствует _______________________________________________________________
9. Успеваемость (если обучается в образовательном учреждении):
отличная __________________________________________________________________
хорошая ___________________________________________________________________
удовлетворительная ________________________________________________________
неудовлетворительная ______________________________________________________
10. Направленность интересов:
на учебную деятельность ___________________________________________________
на трудовую деятельность __________________________________________________
на художественно-эстетическую деятельность ________________________________
на достижения в спорте, туризме ___________________________________________
на отношения между людьми _________________________________________________
11. Досуговая деятельность:
занятия общественно полезным трудом _______________________________________
занятия художественной самодеятельностью __________________________________
занятия спортом ___________________________________________________________
занятия в кружках, секциях ________________________________________________
Заключение:
Рекомендации:
Приложение № 4
к Положению
Муниципальное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи, центр диагностики и консультирования "Шанс"
ЛИСТ ОТМЕТКИ
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
___________________________________
┌─────────┬────────────────────┬─────────────────────┬────────────────────┐
│Дата │Медицинская │Социальная │Психологическая │
│ │реабилитация │реабилитация │реабилитация │
├─────────┼────────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
└─────────┴────────────────────┴─────────────────────┴────────────────────┘
Председатель ПМП консилиума учреждения ____________________________________
Специалисты