Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2009 г. № 394-п

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Для определения перспективы развития транспортно-дорожного комплекса Волгоградской области, в целях реализации Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р, федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. № 848, и в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, одобренной Решением коллегии Администрации Волгоградской области от 30 января 2007 г. № 1/1, Администрация Волгоградской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития транспортно-дорожного комплекса Волгоградской области на период до 2025 года.
2. Управлению транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области, Управлению автомобильных дорог Администрации Волгоградской области в установленном порядке подготовить проекты долгосрочных областных целевых программ и ведомственных целевых программ для реализации Стратегии развития транспортно-дорожного комплекса Волгоградской области на период до 2025 года.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации Волгоградской области по промышленности, транспорту и связи И.В. Стефаненко.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Администрации
Волгоградской области
Н.К.МАКСЮТА





Утверждена
Постановлением
Администрации
Волгоградской области
от 26 октября 2009 г. № 394-п

СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

1. Анализ состояния и проблем развития
транспортно-дорожного комплекса Волгоградской области

Волгоградская область является одним из регионов России, который может получить значительный экономический эффект от проходящих интеграционных процессов в сфере транспорта. Область обладает развитыми промышленностью, сельским хозяйством и транспортным комплексом, по ее территории проходят участки двух евроазиатских транспортных коридоров. Имея выгодное географическое положение, Волгоградская область обладает благоприятными предпосылками как для развития собственных внешнеторговых и межрегиональных связей, так и для обслуживания транзитных грузопотоков. Регион занимает важное место в системе обеспечения евроазиатских транспортно-экономических связей, в частности, на направлении Китай - Казахстан - Россия - Европа.
Одновременно федеральным центром инициировано развитие интегрированной системы комплексных транспортно-логистических комплексов в крупных экономических центрах страны на направлениях евроазиатских коридоров "Север-Юг" и "Транссиб", а также транспортно-экономических связей между регионами России.
Выгодное географическое и транспортное положение Волгоградской области в осуществлении евроазиатских экономических связей делает актуальной задачу включения ее региональной транспортной системы в состав международных транспортных коридоров (далее именуются - МТК).
Роль Волгоградской области на рынке транспортных и логистических услуг в перспективе будет постоянно возрастать, что связано с реализацией масштабных проектов по развитию транспортной системы России, включая строительство второй нитки Волго-Донского канала, которые предложил в своем Послании Федеральному собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации в 2007 году.
Вхождение региональной транспортной системы Волгоградской области в сферу функционирования МТК делает необходимым приведение транспортной инфраструктуры в соответствие с международными требованиями. Создание логистических комплексов, обеспечивающих качественное управление транспортными потоками в составе МТК, является одним из таких требований и должно рассматриваться с позиций государственной транспортной политики.
Современная система транспортно-экономических связей Волгоградской области включает межрегиональные, внутриобластные, экспортно-импортные и транзитные связи.
Перевозки пассажиров транспортом Волгоградской области имеют различные тенденции и характеризуются следующими показателями:

Объем перевозок пассажиров транспортом Волгоградской области

┌───┬────────────────────────────┬─────────────┬──────────────────────────┐
│ № │  Наименование показателей  │   Единица   │   Значения показателей   │
│п/п│                            │  измерения  ├────────┬────────┬────────┤
│   │                            │             │2004 год│2005 год│2006 год│
├───┼────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┤
│ 1 │             2              │      3      │   4    │   5    │   6    │
└───┴────────────────────────────┴─────────────┴────────┴────────┴────────┘
  1. Перевозки пассажиров         тыс. человек    6232,0   7376,0   8404,0
     железнодорожным транспортом
     общего пользования

  2. Перевозки пассажиров         млн. человек     201,7    118,9     96,8
     автобусами общего
     пользования

  3. Перевозки пассажиров         тыс. человек    8317,3   4505,0   4027,5
     внутренним водным
     транспортом общего
     пользования

  4. Перевозки пассажиров         тыс. человек     246,0    277,2    310,8
     воздушным транспортом
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Общий объем перевозок грузов универсальными видами транспорта в сообщении с Волгоградской областью в 2006 году составил 61,7 млн. тонн, в том числе перевозки железнодорожным транспортом - 30,5 млн. тонн, автомобильным транспортом - 28,8 млн. тонн, внутренним водным - 2,4 млн. тонн. По сравнению с 2004 годом общий объем перевозок увеличился на 1,8 процента.

Объем перевозок грузов в сообщении с Волгоградской областью
в 2004 - 2006 годах

(млн. тонн)
┌───┬───────────────────────────────────────┬─────────────────────────────┐
│ № │       Наименование показателей        │    Значения показателей     │
│п/п│                                       ├─────────┬─────────┬─────────┤
│   │                                       │  2004   │  2005   │  2006   │
│   │                                       │   год   │   год   │   год   │
├───┼───────────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 1 │                   2                   │    3    │    4    │    5    │
└───┴───────────────────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┘
  1. Перевозки грузов в межрегиональном и      52,6000    54,000  52,50000
     внутриобластном сообщениях - всего,

     в том числе:
     железнодорожным транспортом               21,9000    24,900  22,30000
     автомобильным транспортом                 29,0000    27,500  28,60000
     внутренним водным транспортом              1,7000     1,600   1,60000
     воздушным транспортом                      0,0007     0,001   0,00100

  2. Перевозки грузов во внешнеторговом         8,0000     8,500   9,20000
     сообщении - всего,

     в том числе:
     железнодорожным транспортом                7,6000     7,900   8,20000
     автомобильным транспортом                  0,2000     0,200   0,20000
     внутренним водным транспортом              0,2000     0,400   0,80000
     воздушным транспортом                      0,0002     0,001   0,00002
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

В 2007 году общий объем перевозок практически не изменился. По сравнению с 2006 годом перевозки железнодорожным транспортом уменьшились на 4,6 процента, а перевозки автомобильным транспортом возросли на 4,9 процента.
Перевозки грузов на коммерческой основе, выполненные транспортными предприятиями Волгоградской области, в последние годы стабилизировались на уровне 24 млн. тонн. Наблюдается снижение перевозок железнодорожным транспортом при одновременном росте перевозок автомобильным и внутренним водным видами транспорта.
Отмечается, что показатель коммерческого грузооборота транспортных предприятий Волгоградской области за этот период демонстрировал устойчивую тенденцию роста как общих объемов перевозок, так и показателей по видам транспорта. Стагнация наблюдается только на воздушном транспорте.
Общий объем перевозок железнодорожным транспортом в 2006 году составил 30,5 млн. тонн, что на 3,4 процента выше уровня 2004 года. Отправление грузов увеличилось на 1,7 процента, прибытие - на 6,9 процента. Пик перевозок был пройден в 2005 году, после которого наблюдается спад.
В 2007 году по сравнению с 2006 годом объем перевозок сократился до 29,1 млн. тонн (на 4,6 процента), в том числе отправление грузов сократилось до 16,8 млн. тонн (на 9,9 процента), прибытие грузов возросло до 12,3 млн. тонн (на 3,6 процента). Удельный вес железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок универсальными видами транспорта в 2007 году составил 44,6 процента, в межрегиональных и внутриобластных - 37,3 процента, во внешнеторговых - 93,4 процента.
В общем объеме железнодорожных перевозок по Волгоградской области отправление грузов превышает прибытие, однако их соотношение постепенно выравнивается. Так, если в 2004 году доля отправления грузов в общем объеме перевозок составляла 62 процента, а в 2006 году - 61 процент, то в 2007 году она снизилась до 58 процентов.
Доля Волгоградской области в общероссийском объеме отправления грузов железнодорожным транспортом, имевшая до 2005 года устойчивую тенденцию роста, в последние годы сокращалась.
В товарной структуре перевозок грузов железнодорожным транспортом преобладают нефтяные и строительные грузы, черные металлы и металлолом, хлебные грузы.
В структуре межрегиональных перевозок грузов железнодорожным транспортом в сообщении с Волгоградской областью наиболее тесные транспортно-экономические связи приходятся:
по прибытию грузов - на регионы Приволжского, Уральского и Южного федеральных округов;
по отправлению грузов - на регионы Приволжского, Южного и Центрального федеральных округов.
Через территорию Волгоградской области осуществляются также транзитные перевозки грузов между регионами Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов и Южным федеральным округом. Основу железнодорожного транзита составляют черные металлы, продукция машиностроения, уголь, лес, нефтяные грузы, станки, оборудование, наукоемкая продукция машиностроения, химические грузы, удобрения, электроника.
Перевозки экспортно-импортных грузов железнодорожным транспортом в сообщении с Волгоградской областью в 2006 году составили 8,2 млн. тонн, что на 7,9 процента выше показателя 2004 года. Перевозки экспортных грузов возросли на 3,8 процента, импортных - на 10,6 процента.
Удельный вес Волгоградского узла, включая город Волжский, в общем объеме внешнеторговых перевозок области составляет более 60 процентов, в том числе по экспорту - 59 процентов и по импорту - 78 процентов.
В товарной структуре экспортных перевозок железнодорожным транспортом из Волгоградской области преобладают нефтегрузы. Среди других грузов - черные металлы, химические товары, зерно.
Наибольший удельный вес в товарной структуре импортных перевозок железнодорожным транспортом имеют черные металлы, химические товары, руда цветная и сырье, хлопок.
Основной объем экспортных грузов перевозится по железной дороге в страны ЕС и другие государства Европы. Импортные железнодорожные перевозки осуществляются в основном из стран СНГ.
Удельный вес Волгоградского отделения в общем отправлении грузов в контейнерах по Приволжской железной дороге превышает 60 процентов. Примерно половина перевозок приходится на крупнотоннажные контейнеры. Для работы с крупнотоннажными контейнерами открыт ряд станций отделения - Волжский, Сарепта, Камышин. На станциях Волжский, Волгоград-2 и Сарепта имеются агентства открытого акционерного общества "ТрансКонтейнер".
Удельный вес Волгоградского узла в экспортных и импортных перевозках контейнеров по области составляет 87 процентов.
Доля экспортных перевозок контейнеров в страны СНГ составляет более 58 процентов, Европы - около 32 процентов, Азии - 7 процентов. Доля импортных перевозок контейнеров из стран СНГ составляет более 65 процентов, Азии - более 21 процента, Европы - более 11 процентов.
Автомобильным транспортом Волгоградской области перевезено в 2006 году 28,8 млн. тонн, что на 1,4 процента ниже уровня 2004 года. В 2007 году перевозки автомобильным транспортом, по оценке, составили 30,2 млн. тонн, что выше уровня 2006 года на 4,9 процента.
Автомобильным транспортом осуществляются в основном перевозки грузов между районами области, обеспечивая выход продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий к железнодорожным станциям и узлам, речным портам региона. Сельское хозяйство в области на 80 - 90 процентов обслуживается автомобильным транспортом, и дальнейшее его развитие напрямую связано с этим видом транспорта, совершенствованием сети автомобильных дорог в сельской местности.
Перевозки автомобильным транспортом экспортно-импортных грузов в сообщении с Волгоградской областью в 2006 году увеличились по отношению к 2004 году на 21,4 процента (до 231,1 тыс. тонн), в том числе перевозки импортных грузов - на 16,9 процента (до 58,6 тыс. тонн), экспортных грузов - на 22,9 процента (до 172,5 тыс. тонн).
В 2007 году по сравнению с 2006 годом рост этих перевозок составил 5,1 процента (до 242,9 тыс. тонн), в том числе перевозки импортных грузов - на 1,3 процента (до 59,4 тыс. тонн), экспортных - на 6,4 процента (до 183,5 тыс. тонн).
На долю Волгоградской области в 2007 году приходилось 18,4 процента объема внешнеторговых перевозок автомобильным транспортом в Южном федеральном округе. Доля области в перевозках импортных грузов составляет 7,9 процента, экспортных грузов - 32,4 процента.
В Волгоградской области прослеживается тенденция увеличения удельного веса экспорта в общем объеме внешнеторговых перевозок.
Европейское направление перевозок является превалирующим. В общем объеме перевозок внешнеторговых грузов области автомобильным транспортом в 2007 году европейское направление составило 84,8 процента, в том числе по экспортным грузам - 98,4 процента, по импортным - 80,4 процента. Основными поставщиками грузов были Белоруссия, Чехия, Украина, странами-получателями - Белоруссия, Германия, Нидерланды, Украина.
Традиционно на рынке автомобильных международных перевозок Волгоградской области сильна конкуренция между российскими и иностранными автотранспортными компаниями. При этом удельный вес российских автоперевозчиков в общем объеме международных перевозок составляет порядка 20 - 25 процентов. Остальная часть грузов перевозится автомобильными компаниями Казахстана, Турции, Узбекистана, Ирана и других стран ближнего и дальнего зарубежья.
В настоящее время на рынке российско-казахских автомобильных перевозок грузов лидирующее положение занимают автотранспортные компании из Республики Казахстан, на долю которых приходится до 75 процентов рынка. При этом поездки автотранспортных средств из России в Казахстан и из Казахстана в Россию осуществляются на основе двухстороннего межправительственного Соглашения о международном автомобильном сообщении, заключенного 15 апреля 2003 г. и вступившего в силу 4 марта 2004 г. В соответствии с этим Соглашением получения разрешений для осуществления перевозок грузов не требуется (действует безразрешительная система перевозок).
Преобладающее участие автоперевозчиков стран ближнего и дальнего зарубежья в перевозках грузов для Волгоградской области объясняется в ряде случаев неконкурентоспособностью российских автотранспортных компаний (недостаточным парком современных грузовых автомобилей, более высокими издержками и тарифами и др.).
Внутренним водным транспортом общего пользования в сообщении с Волгоградской областью в 2006 году перевезено 2,44 млн. тонн (рост на 31 процент к уровню 2004 года), включая 0,76 млн. тонн наливных (рост в 2,6 раза) и 1,68 млн. тонн сухих грузов (рост на 7,3 процента), из которых 0,92 млн. тонн (рост на 13,4 процента) приходилось на строительные грузы. В 2007 году общий объем перевозок составил 2,4 млн. тонн, в том числе 0,29 млн. тонн наливных и 2,11 млн. тонн сухих грузов, из которых 1,15 млн. тонн - строительные.
Устойчивая тенденция роста общего объема перевозок внутренним водным транспортом общего пользования наблюдается с 2000 года. Динамика перевозок наливных грузов неустойчива, что обусловлено постоянными изменениями в схемах обеспечения экспортных перевозок нефтегрузов. Увеличиваются перевозки строительных и других сухих грузов.
Удельный вес внутриобластных перевозок в общем объеме перевозок внутренним водным транспортом общего пользования уменьшился с 50 процентов в 2004 году до 44 процентов в 2006 - 2007 годах. Доля межрегиональных перевозок с 2004 года по 2006 год снизилась с 41 процента до 21 процента, увеличившись в 2007 году до уровня 42 процентов. Доля экспортно-импортных перевозок (без учета подвоза грузов в морские порты) возросла с 9,8 процента в 2004 году до 34,7 процента в 2006 году, сократившись в 2007 году до 13,9 процента.
Практически весь объем перевозок во внутриобластном сообщении приходится на транспортировку сухих грузов. При этом перевозки строительных грузов увеличились с 400 тыс. тонн в 2004 году до 603 тыс. тонн в 2006 году, а их доля во внутриобластных перевозках возросла с 43 процентов до 56 процентов. В 2007 году внутриобластные перевозки строительных грузов сократились до 577 тыс. тонн, а их доля - до 54 процентов.
Общий объем перевозок грузов по Волгоградской области в межрегиональном сообщении в 2006 году составил 523 тыс. тонн, что ниже уровня 2004 года (758 тыс. тонн) на 31 процент. В 2007 году объем этих перевозок возрос до 1 млн. тонн.
Ввоз грузов из других регионов, сократившийся за 2004 - 2006 годы на 34,5 процента (до 116 тыс. тонн), в 2007 году возрос до 411 тыс. тонн. Вывоз грузов в другие регионы, также упавший за 2004 - 2006 годы на 30 процентов (до 407 тыс. тонн), в 2007 году показал значительный рост - на 45 процентов (до 589 тыс. тонн).
Почти 57 процентов (567 тыс. тонн) в общем объеме межрегиональных перевозок в 2007 году занимали строительные грузы. При этом их доля в ввозе из других регионов составляла 18,6 процента, в вывозе из области - 83 процента.
Основные объемы вывоза грузов из Волгоградской области приходятся на регионы Южного федерального округа - Астраханскую и Ростовскую области, Краснодарский край. В 2007 году объем этих перевозок составил 544 тыс. тонн (92,2 процента от всего вывоза). Вывоз в Астраханскую область составил 490 тыс. тонн (83,2 процента от всего вывоза).
Произошли существенные сдвиги в географическом распределении перевозок грузов, ввозимых в Волгоградскую область из других регионов. В 2004 году более 84 процентов грузов (149 тыс. тонн) ввозилось из регионов Приволжского федерального округа, на долю регионов Северо-Западного и Южного федеральных округов приходилось соответственно 10,5 процента (18,5 тыс. тонн) и 5,5 процента (9,5 тыс. тонн). В 2006 году наибольший удельный вес имели регионы Северо-Западного федерального округа - 43,2 процента (50 тыс. тонн), на порядок увеличилась доля регионов Южного федерального округа - до 26,9 процента (30,8 тыс. тонн), резко сократились перевозки из регионов Приволжского федерального округа - до 29,9 процента (34,6 тыс. тонн).
В 2007 году в ввозе грузов удельный вес регионов Северо-Западного федерального округа составил 45,6 процента (188 тыс. тонн), Южного федерального округа - 35,8 процента (147 тыс. тонн), Приволжского федерального округа - 18,6 процента (76 тыс. тонн).
Общий объем экспортно-импортных перевозок внутренним водным транспортом общего пользования в сообщении с Волгоградской областью в 2006 году составил 847 тыс. тонн, что выше уровня 2004 года в 4,6 раза, в том числе перевозки экспортных грузов - 744 тыс. тонн (рост в 6,3 раза) и импортных грузов - 103 тыс. тонн (рост в 1,6 раза).
В 2007 году объем внешнеторговых перевозок сократился до 333 тыс. тонн, в том числе экспорт - до 293 тыс. тонн и импорт - до 40 тыс. тонн.
В общем объеме перевозок внешнеторговых грузов в 2007 году экспорт нефтегрузов составил более 70,1 процента, экспорт сухих грузов - 17,8 процента, импорт сухих грузов - 12,1 процента. Наибольший объем внешнеторговых перевозок осуществляется в сообщении с портами Украины: по экспорту - 84 процента, по импорту - 100 процентов.
За период с 2004 по 2006 годы в 1,5 раза (с 234 тыс. тонн до 159 тыс. тонн) сократились транзитные перевозки грузов внутренним водным транспортом общего пользования между третьими странами по водным путям Волгоградской области. В 2007 году объем транзитных перевозок сократился до 80 тыс. тонн. При этом более 94 процентов от общего объема транзитных перевозок приходилось на направление между Черноморским и Каспийским бассейнами.
Воздушный транспорт обеспечивает лишь небольшую часть транспортно-экономических связей Волгоградской области и специализируется на перевозках ценных и срочных грузов.
Перевозки грузов и почты воздушным транспортом в сообщении с Волгоградской областью осуществляются через открытое акционерное общество "Международный аэропорт Волгоград", который в рейтинге аэропортов России по отправкам пассажиров, грузов и почты на международных воздушных линиях занимает 28-е место, на внутренних воздушных линиях - 34-е место.
Общий объем отправления и прибытия грузов и почты воздушным транспортом через открытое акционерное общество "Международный аэропорт Волгоград" возрос в 2006 году по сравнению с 2004 годом на 11,2 процента до 973 тонн. В 2007 году этот показатель достиг уровня 1374 тонн.
Наблюдается устойчивый рост перевозок грузов и почты на внутренних воздушных линиях, который составил за период 2004 - 2006 годов 37 процентов, а их объем достиг 952 тонны. В 2007 году эти перевозки увеличились до 1309 тонн.
В то же время перевозки по международным воздушным линиям сократились в 8,6 раза и составили 21 тонну. В 2007 году этот показатель составил 65 тонн. Наблюдается значительная неравномерность перевозок в этом виде сообщения по годам, что связано, главным образом, с изменением таможенных правил, которые повлияли на экономический интерес мелкооптовых покупателей.
Транспортный комплекс Волгоградской области включает железные и автомобильные дороги, аэропорт, участки рек Волги и Дона, Волго-Донской судоходный канал, входящие в Единую глубоководную систему европейской части России. Основные транспортные коммуникации региона входят в состав инфраструктуры евроазиатского коридора "Север-Юг" и ответвления евроазиатского коридора "Транссиб". Область граничит с Республикой Казахстан, однако качественное транспортное сообщение через общую границу практически отсутствует.
В настоящее время недостаточное развитие транспортной инфраструктуры является сдерживающим фактором в социально-экономическом развитии региона.
Такое положение обусловлено следующими основными факторами.
На железнодорожном транспорте основной проблемой является повышение пропускной и провозной способности магистральных направлений сети для обеспечения прогнозируемых объемов перевозок грузов и пассажиров в направлениях Самара - Саратов - Волгоград - Ростовская область и Краснодарский край, Центр - Поволжье - Астрахань - государства Каспийского региона. Требуется развитие железнодорожных станций и пассажирской инфраструктуры.
Актуально решение проблемы многократного пересечения границы Республики Казахстан на участке Урбах - Верхний Баскунчак.
По густоте автодорожной сети (109 километров на 1000 кв. километров в 2006 году) Волгоградская область значительно уступает средним показателям по Южному и Приволжскому федеральным округам.
Часть перспективных сельских населенных пунктов области не имеют связи с сетью автомобильных дорог с твердым покрытием.
Дорожная сеть в восточной (заволжской) части Волгоградской области развита недостаточно. Волгоградская область является приграничным регионом, и для развития взаимодействия с Казахстаном и государствами Средней Азией необходимо интенсивное развитие транспортной инфраструктуры в этой части.
Постоянный рост интенсивности движения по автомобильным дорогам и длительное недофинансирование дорожного хозяйства привели к тому, что большинство дорог имеют высокую степень износа и нуждаются в реконструкции.
Увеличение перевозок автомобильным транспортом и высокие темпы автомобилизации населения привели к значительному увеличению интенсивности движения по улично-дорожным сетям городов, в том числе большого количества транзитного транспорта, что вызывает резкое ухудшение экологической обстановки.
На развитие перевозок с использованием крупнотоннажного флота в Волгоградской области ограничения накладывают габариты водных путей на участках, расположенных за ее пределами. Это участок реки Волги Городец - Нижний Новгород, участки в нижнем течении рек Волги и Дона, где обеспечиваются меньшие гарантированные глубины, чем на сопряженных с ними участках Единой глубоководной системы. Недостаточная пропускная способность Волго-Донского канала, в том числе по габаритам пропускаемых судов, также препятствует развитию перевозок речным транспортом.
Возможности развития Волгоградского речного порта в черте Волгограда ограничены. В то же время грузовой район в городе Волжском, на долю которого приходится почти 80 процентов переработки сухих грузов (не минерально-строительных), имеет возможности значительного расширения, которое сдерживается низким уровнем развития сети автодорог.
Требуется развитие аэропорта Волгограда в целях освоения возрастающих объемов перевозок пассажиров. Для развития грузового сообщения необходимо включение аэропорта в систему транспортно-логистической инфраструктуры.
Формирование эффективной городской агломерации вокруг Волгограда и модернизация города является важнейшей предпосылкой успешного социально-экономического развития региона. Развитие Волгоградской агломерации требует создания объединенной транспортной и инженерной инфраструктуры.
Пока имеющиеся резервы в транспортной отрасли позволяют обеспечивать спрос экономики и населения, однако при дальнейшем росте, а для этого имеются все предпосылки, возникнет ситуация, когда мощности транспорта, ассортимент и качество его услуг не будут соответствовать потребностям клиентуры.

2. Внешние условия, влияющие на параметры
перспективного развития транспортно-дорожного комплекса
Волгоградской области

2.1. Развитие экономики Волгоградской области.
Волгоградская область имеет благоприятные перспективы экономического роста, масштабы которого будут определяться реализуемым сценарием развития Российской Федерации в целом.
Стратегией социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, одобренной Решением коллегии Администрации Волгоградской области от 30 января 2007 г. № 1/1, предполагается развитие ситуации по трем возможным сценариям:
а) сценарий инерционного развития предполагает фактическую консервацию экспортно-сырьевой модели развития при сужении ее потенциала в связи с замедлением роста экспорта углеводородов, открытием внутренних рынков готовых товаров, снижением ценовой конкурентоспособности перерабатывающих производств, дальнейшим увеличением импорта.
Для Волгоградской области данный сценарий будет означать закрепление и развитие имеющихся видов экономической деятельности, в первую очередь нефтедобычи, нефтепереработки, металлургического и химического производств. Сохранятся крайне низкие темпы развития машиностроения и сельского хозяйства. Будет снижаться доля перерабатывающих производств в структуре промышленности региона. Имеющийся уровень инвестиций не позволит провести кардинальную модернизацию промышленного производства и уменьшить степень износа основных фондов предприятий и объектов инфраструктуры. Будет снижаться уровень добычи нефти в основных месторождениях области. Технологическая отсталость приведет к снижению выпуска продукции в металлургическом и химическом производствах. Снижение экономического потенциала повлечет за собой снижение основных параметров социальной сферы.
В транспортно-дорожном комплексе Волгоградской области при реализации данного сценария будут нарастать негативные тенденции, в частности увеличение износа основных фондов, сохранение неэффективной системы парков подвижного состава, снижение конкурентоспособности транспортных предприятий региона на российском и международном рынках транспортных услуг, сокращение перевозок общественным пассажирским транспортом.
В целом реализация данного сценария приведет к весьма негативным социально-экономическим последствиям для региона;
б) сценарий энерго-сырьевого развития предполагает частичное снятие ограничений инерционного развития за счет реализации конкурентного потенциала России в сферах энергетики и транспорта, повышения качественного уровня энерго-сырьевых отраслей и укрепления сырьевой специализации России в мире.
Для Волгоградской области этот сценарий (который можно обозначить как комплексный) предполагает всестороннее развитие экономического потенциала, используя преимущества дифференцированной структуры промышленного и сельскохозяйственного производства в регионе. Наряду с такими традиционными видами промышленной деятельности, как нефтедобыча, нефтепереработка, металлургическое и химическое производство, большое внимание будет уделено развитию машиностроения и агропромышленного комплекса. В целом основная часть производств будет ориентирована на выпуск конечной продукции, конкурентоспособной по отношению к аналогичной продукции других регионов. В этой связи должна быть увеличена доля перерабатывающих производств.
Этот сценарий предполагает развитие транспортной инфраструктуры, основных видов промышленной деятельности, сельского хозяйства. Большое значение приобретет развитие строительного комплекса.
Данный сценарий предполагает в долгосрочной перспективе формирование конкурентоспособных "точек роста" экономики: отраслевой (химия и нефтехимия, металлургия, машиностроение) и межотраслевой (агропромышленный комплекс).
В транспортно-дорожном комплексе Волгоградской области при реализации данного сценария основное внимание будет уделяться развитию магистральных транспортных коммуникаций - железных и автомобильных дорог, внутренних водных путей, обеспечивающих перевозки массовых грузов главным образом на экспорт. Особое внимание на федеральном уровне будет уделяться развитию участков международных транспортных коридоров, проходящих по территории области. Значительно повысится технический уровень транспорта в регионе. В то же время недостаток финансовых ресурсов не позволит существенно повысить качество и доступность транспортных услуг для населения, среднего и малого бизнеса.
Реализация данного сценария возможна на основе формирования целостной системы стратегического планирования в области, наличия и реализации долгосрочного плана социально-экономического развития, важным инструментом реализации которых являются комплексные целевые программы;
в) сценарий инновационного развития отражает использование инновационных источников роста за счет как реализации конкурентных преимуществ российской экономики в традиционных, так и новых наукоемких секторах и экономике знаний.
Для Волгоградской области данный сценарий предполагает формирование принципиально нового портфеля ресурсов, в основном ресурсов постиндустриального развития. В частности, должны быть выделены приоритетные отрасли развития ("локомотивы" экономики), сформированы технопарки. Значительно возрастет доля готовой продукции и снизится доля сырья в товарной структуре регионального производства. Благодаря росту конкурентоспособности предприятий на общероссийских и мировых рынках будут создаваться благоприятные предпосылки значительного увеличения ВВП.
Реализация третьего сценария позволит значительно увеличить экономический потенциал области, качественно изменить его структуру. Будет решена проблема обновления основных производственных фондов предприятий. Все это создаст экономическую основу для решения социальных задач: повышения уровня доходов населения, решения демографической проблемы и других.
Важнейшее значение будет иметь инфраструктурный эффект формирования городских агломераций, связанный с реализацией проектов строительства новых энергомощностей, крупных транспортных комплексов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов, образовательной и инновационной инфраструктуры.
В транспортно-дорожном комплексе Волгоградской области при реализации данного сценария может быть достигнут новый качественный уровень развития, обеспечивающий требования инновационной экономики и повышающиеся потребности населения. Наряду с магистральными транспортными коммуникациями будет активно развиваться транспортная инфраструктура регионального и местного значения для достижения передового уровня по качеству, доступности и безопасности транспортных услуг для населения и экономики. Важнейшим направлением при этом будет создание и развитие транспортно-логистической инфраструктуры в области. Приоритетное развитие получит общественный пассажирский транспорт, в том числе его скоростные виды.
Однако реализация сценария инновационного развития региона требует больших инвестиционных затрат, значительно больших, чем предыдущие два сценария. Развитие области по данному сценарию возможно скорее всего за пределами 2015 года.
Для Волгоградской области предпочтительно развитие по инновационному сценарию.
2.2. Развитие международных транспортных коридоров, евроазиатских транспортно-экономических связей и Единого транспортного пространства ЕврАзЭС.
Одним из приоритетов Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года является активизация участия России в международных проектах и программах, направленных на развитие межрегиональных, в том числе евроазиатских, транспортных связей, развитие МТК и увеличение масштабов транзитных перевозок.
Волгоградская область представляет собой важный грузообразующий и транзитный регион страны, который может получать значительные выгоды от процессов транспортной интеграции и либерализации рынка транспортных услуг. Вместе с тем недостаточная развитость сектора услуг, в том числе транспортных, и невысокий, по сравнению с мировыми стандартами качества, их уровень скрывают за собой также определенные потенциальные "риски" для Волгоградской области, среди которых следует выделить в первую очередь проблему соотношения российских и иностранных поставщиков транспортных и экспедиторских услуг.
По транспортным коммуникациям Волгоградской области осуществляется значительная часть международных транзитных грузопотоков. В связи с этим при модернизации транспортного комплекса необходимо учитывать возможность развития дальнейшего сотрудничества в области транспорта с государствами, транзитный грузопоток которых может проходить по территории области.
Учитывая территориальную близость и наличие общей границы Волгоградской области с Казахстаном, тяготение к региону Каспийского моря и статус транзитного региона, можно выделить следующие направления сотрудничества, имеющие определяющее значение при формировании приоритетов развития транспортно-дорожного комплекса региона:
формирование Единого транспортного пространства государств - членов ЕврАзЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). При этом получат значительное развитие как экспортно-импортные перевозки Волгоградской области в сообщении с этими странами, так и транзитные перевозки грузов этих стран по транспортным коммуникациям региона;
развитие транспортных коммуникаций России и их интеграция в мировую транспортную систему, в том числе формирование транспортного коридора "Север-Юг", развитие перевозок по ответвлению евроазиатского коридора "Транссиб" и открытие внутренних водных путей (в том числе Волго-Донского канала) для плавания судов под иностранными флагами. Реализация инерционного сценария развития не позволит в обозримой перспективе создать эффективно функционирующие транспортные коридоры. При развитии событий по энерго-сырьевому сценарию развитие коридоров будет направлено на освоение внешнеторговых и транзитных потоков массовых грузов, что потребует существенного наращивания мощностей транспортной инфраструктуры. При инновационном сценарии социально-экономического развития транспортно-дорожный комплекс области наряду с перевозками массовых грузов должен будет обеспечить качественно новый уровень обслуживания экономики с предоставлением комплекса транспортно-логистических услуг;
либерализация российского рынка транспортных услуг в связи с вступлением в ВТО, что потребует существенного повышения конкурентоспособности российских транспортных компаний в условиях открытия отечественного рынка транспортных услуг для иностранных поставщиков;
сотрудничество с международными организациями (ЕЭК и ЭСКАТО ООН, ЕКМТ и другими) по вопросам облегчения пересечения границ, содействия транзитным перевозкам, а также по вопросам, связанным с перевозкой опасных грузов.
В связи с тем, что государства - члены ЕврАзЭС находятся в процессе создания Таможенного союза, транспортный комплекс Волгоградской области будет развиваться в условиях минимизации таможенных формальностей на пограничных пунктах пропуска, унификации транзитных перевозок из Казахстана и других стран Средней Азии в третьи страны и обратно через территорию области. При этом возможен реальный эффект для перевозчиков Волгоградской области, грузоотправителей и грузополучателей, основанный на снижении транспортных издержек и времени доставки грузов.
Значительные преимущества Волгоградская область может получить и от формирования единой евроазиатской транспортной системы, в том числе коридора "Север-Юг". Выгодность использования коридора "Север-Юг" заключается, в сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал, в двойном сокращении расстояния и времени перевозок грузов из стран Северной Европы в Иран и Индию, а также обратно.
В связи с тем, что объемы перевозимых грузов по коридору могут значительно превысить существующие в настоящее время размеры движения по железным и автомобильным дорогам, потребуются значительные капиталовложения в реконструкцию, модернизацию и развитие отдельных железнодорожных и автомобильных участков. При этом значительное внимание должно быть уделено развитию экспедиторского и вспомогательного дорожного сервиса, состояние которого характеризуется сейчас как недостаточно развитое.
Волгоградская область будет бенефициарием как прямого, так и косвенного эффекта от прохождения по ее территории транспортного коридора "Север-Юг". Получение транзитных и рентных платежей, а также значительный мультипликативный эффект, связанный с повышением уровня дорожного сервиса, безопасности движения, увеличением объемов работ дорожных и строительных служб и повышением занятости местного населения, усиливают заинтересованность Волгоградской области в скорейшей реализации данного проекта.
Использование транзитного потенциала России является не только приоритетом развития транспортной системы, но и самостоятельной точкой роста экономики и экспорта транспортных услуг.

]]>
Предусматривается строительство участков автомобильных дорог для обеспечения связи перспективных сельских населенных пунктов с автодорожной сетью с твердым покрытием. Масштабы строительства будут определяться объемами субсидий на эти цели из федерального бюджета и выделяемыми средствами из областного бюджета. К 2015 году в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" (при условии выделения предусмотренных на эти цели средств в полном объеме) сетью автодорог общего пользования с твердым покрытием должны быть соединены все перспективные сельские населенные пункты с численностью населения свыше 150 человек;
в) на автомобильном и городском электрическом транспорте:
развитие системы автовокзалов и автостанций для пассажирских перевозок. Срок реализации - до 2025 года;
завершение строительства 2-й очереди скоростного трамвая, проектирование и строительство 3-й очереди. Срок реализации 2-й очереди - до 2010 года, 3-й очереди - до 2015 года;
модернизация имеющегося и приобретение нового подвижного состава городского транспорта, приобретение трамваев для 2-й и 3-й очереди скоростного трамвая;
обновление автобусного парка, осуществляющего перевозки пассажиров на социально значимых маршрутах. Срок реализации - до 2015 года;
г) на внутреннем водном транспорте:
реконструкция объектов Волго-Донского судоходного канала и Волгоградского гидроузла в рамках реализации федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" и федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)". Срок реализации - до 2015 года;
строительство второй нитки Волго-Донского судоходного канала в рамках реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Перспектива реализации данного проекта будет определена по итогам сравнения с конкурирующим проектом - созданием канала "Евразия". Срок реализации - 2016 - 2030 годы;
продление судоходного хода до городского округа г. Серафимович по реке Дон, обеспечивающего выход на федеральную трассу М-6 "Каспий". Срок реализации - 2015 - 2025 годы;
реконструкция гидротехнических сооружений в речных портах в Волгограде и г. Волжском. Срок реализации - до 2015 года;
реконструкция железнодорожного подъездного пути к причалам речного порта в Волгограде. Срок реализации - до 2015 года;
реконструкция автодорожных подходов к районам речных портов в Волгограде и г. Волжском. Срок реализации - до 2015 года;
строительство элеватора емкостью 18000 тонн с системой погрузки "элеватор-судно" в Калачевском речном порту. Срок реализации - до 2015 года;
обновление и пополнение транспортного флота для осуществления смешанных ("река-море") перевозок. Срок реализации - 2016 - 2025 годы;
д) на воздушном транспорте:
реконструкция аэропортового комплекса Волгограда в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)". Срок реализации - до 2011 года;
расширение аэропорта Волгограда. Завершение строительства второй взлетно-посадочной полосы. Срок реализации - 2016 - 2025 годы;
создание региональных авиакомпаний на основе использования легких воздушных судов нового поколения. Срок реализации - до 2015 года;
развитие центра малой авиации в Волгограде. Срок реализации - до 2015 года;
строительство интермодального терминала на базе аэропорта Волгограда. Срок реализации - до 2015 года;
е) в рамках создания транспортно-логистической инфраструктуры Волгоградской области:
создание ТЛК в Волгоградской области. Срок реализации - до 2015 года. Проект включает создание базовых и структурных подразделений Волгоградского ТЛК в городах Волжском, Волгограде, городах Калаче-на-Дону, Камышине, Михайловке, Фролово, р.п. Городище и других; создание информационно-логистического центра; создание транспортно-логистического комплекса на базе речного порта в городе Волжском, включающего специализированные комплексы для переработки контейнеров, зерна (с элеватором), сыпучих и лесных грузов, нефтепродуктов, металлов, удобрений; строительство интермодальных терминалов на базе Волгоградского, Калачевского речных портов;
комплексное развитие Волгоградского транспортного узла в качестве многофункционального накопительно-распределительного и информационного комплекса, координирующего работу железнодорожного, автомобильного, речного и воздушного транспорта и обеспечивающего взаимосвязь ответвления международного транспортного коридора "Транссиб" с Единой глубоководной системой европейской части Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)". Срок реализации - до 2015 года.
Указанные проекты должны реализовываться совместно с проектами по развитию смежных объектов инфраструктуры отдельных видов транспорта, а именно:
строительство автодорожного обхода Волгограда;
строительство третьей продольной магистрали в Волгограде;
реконструкция обводной магистрали промышленной зоны города Волжского;
развитие контейнерных терминалов на железнодорожных станциях Волгоградской области;
реконструкция гидротехнических сооружений в речном порту в городе Волжском;
реконструкция железнодорожного подъездного пути к причалам речного порта Волгограда;
реконструкция автодорожного подхода к речному порту в городе Волжском;
строительство интермодального терминала на базе аэропорта Волгограда.

6. Научно-исследовательское обеспечение реализации Стратегии

Стратегия развития транспортно-дорожного комплекса Волгоградской области на период до 2025 года является инновационной по своему характеру. В связи с этим реализация Стратегии требует опережающего развития научно-технической и технологической базы на основе передовых мировых достижений.
Научное обеспечение реализации Стратегии должно быть направлено на достижение ее целей и решение задач и охватывать все ключевые направления развития транспортно-дорожного комплекса области.
Основными направлениями развития научного обеспечения реализации Стратегии являются:
разработка транспортно-экономического баланса Волгоградской области в качестве элемента транспортно-экономического баланса России и как основы создания системы стратегического планирования развития транспортно-дорожного комплекса региона;
анализ и прогнозирование грузо- и пассажиропотоков, проходящих по территории Волгоградской области, на основе транспортно-экономического баланса региона;
развитие интеграции транспортно-дорожного комплекса Волгоградской области в евроазиатское транспортное пространство и реализация транзитного потенциала региона;
повышение уровня безопасности транспортной системы;
снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду;
совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы государственного регулирования развития и функционирования транспорта на территории Волгоградской области;
разработка механизмов применения различных форм государственно-частного партнерства при реализации проектов по развитию транспортно-дорожного комплекса Волгоградской области;
мониторинг и корректировка мероприятий по развитию транспортно-дорожного комплекса Волгоградской области;
создание эффективной системы управления реализацией Стратегии и развитием транспортно-дорожного комплекса Волгоградской области;
обеспечение транспортно-дорожного комплекса Волгоградской области трудовыми ресурсами.
Реализация названных направлений научного обеспечения развития транспортно-дорожного комплекса Волгоградской области в период до 2025 году потребует адекватного развития системы научных и проектных транспортных организаций области - их материальной базы и кадрового обеспечения.

7. Ресурсное обеспечение реализации Стратегии

Общий объем капитальных вложений на реализацию приоритетных проектов Стратегии оценивается в размере 441,5 млрд. рублей (с учетом НДС), в том числе из бюджета Волгоградской области и бюджетов муниципальных образований - 40,6 млрд. рублей (9,2 процента) и из внебюджетных источников - 159,1 млрд. рублей (36 процентов).
Капитальные вложения на развитие транспортно-дорожного комплекса Волгоградской области составляют:
на железнодорожном транспорте - 51,2 млрд. рублей (11,7 процента от общего объема капитальных вложений);
в автодорожном хозяйстве - 90,4 млрд. рублей (20,5 процента от общего объема капитальных вложений), в том числе из бюджета Волгоградской области и муниципальных образований - 20,3 млрд. рублей и из внебюджетных источников - 20,4 млрд. рублей;
на воздушном транспорте - 6,2 млрд. рублей (1,4 процента от общего объема капитальных вложений), в том числе из бюджета Волгоградской области и муниципальных образований - 0,3 млрд. рублей и из внебюджетных источников - 2,5 млрд. рублей;
на внутреннем водном транспорте - 258,3 млрд. рублей (58,5 процента от общего объема капитальных вложений), включая проект по строительству второй нитки Волго-Донского канала - 250 млрд. рублей. Из бюджета Волгоградской области и муниципальных образований - 0,1 млрд. рублей и из внебюджетных источников - 127,8 млрд. рублей (на строительство Волго-Донского канала - 125 млрд. рублей);
на автомобильном и городском электрическом транспорте - 28,6 млрд. рублей (6,5 процента от общего объема капитальных вложений), в том числе из бюджета Волгоградской области и муниципальных образований - 17,9 млрд. рублей и из внебюджетных источников - 0,4 млрд. рублей;
на создание транспортно-логистической инфраструктуры - 6,8 млрд. рублей (1,6 процента от общего объема капитальных вложений), в том числе из бюджета Волгоградской области и муниципальных образований - 2 млрд. рублей и из внебюджетных источников - 2,8 млрд. рублей.
Средства федерального бюджета в рамках реализации федеральных целевых программ планируется направить на реализацию следующих проектов:
на железнодорожном транспорте (по предварительной оценке) - комплексная реконструкция участка станция им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская, строительство стратегической линии Коммунистическая - Кочевая и социально значимой линии Волгоград - Элиста;
в автодорожном хозяйстве - строительство мостового перехода через р. Волгу в Волгограде (софинансирование) и автодорожного обхода города Волгограда, строительство и реконструкция автомобильной дороги М-21 Волгоград - Каменск-Шахтинский до границы с Украиной (на Днепропетровск, Кишинев), реконструкция автомобильной дороги Сызрань - Саратов - Волгоград, строительство автомагистрали на направлении Москва - Тамбов - Волгоград - Астрахань (софинансирование), строительство второй очереди Третьей продольной магистрали в Волгограде (софинансирование), реконструкция обводной магистрали промышленной зоны города Волжского Волгоградской области (софинансирование), строительство автодороги Быково - Красноселец - Золотари - Кайсацкое с выходом к границе Казахстана (софинансирование);
на воздушном транспорте - реконструкция имеющейся взлетно-посадочной полосы аэропорта Волгограда и завершение строительства второй взлетно-посадочной полосы;
на внутреннем водном транспорте - реконструкция объектов Волго-Донского судоходного канала и Волгоградского гидроузла, строительство второй нитки Волго-Донского судоходного канала (софинансирование), реконструкция гидротехнических сооружений в речном порту в городе Волжском (софинансирование);
на городском электрическом транспорте - завершение строительства 2-й очереди скоростного трамвая в Волгограде, проектирование и строительство 3-й очереди (софинансирование);
в сфере развития транспортно-логистической инфраструктуры - комплексное развитие Волгоградского транспортного узла (софинансирование).
Средства бюджета Волгоградской области и бюджетов муниципальных образований предполагается направить на реализацию следующих проектов:
в автодорожном хозяйстве - строительство мостового перехода через р. Волгу в Волгограде (софинансирование), строительство Третьей продольной магистрали в Волгограде (софинансирование), реконструкция обводной магистрали промышленной зоны города Волжского (софинансирование), строительство автодороги Быково - Красноселец - Золотари - Кайсацкое с выходом к границе Казахстана (софинансирование), строительство автодороги Самара - Пугачев - Энгельс - Волгоград со строительством нового мостового перехода через р. Еруслан, автодороги граница Саратовской области - Елань - Жирновск, автодороги в направлении Ростовской и Воронежской областей;
на воздушном транспорте - реконструкция аэропорта Волгограда (софинансирование);
на внутреннем водном транспорте - продление судоходного хода до городского округа город Серафимович по реке Дон, реконструкция автодорожного подхода к речному порту в городе Волжском (софинансирование);
на автомобильном и городском электрическом транспорте - развитие системы автовокзалов и автостанций для пассажирских перевозок (софинансирование), завершение строительства 2-й очереди скоростного трамвая в Волгограде, проектирование и строительство 3-й очереди (софинансирование), модернизация имеющегося и приобретение нового подвижного состава городского транспорта, приобретение трамваев для 2-й и 3-й очереди скоростного трамвая, обновление автобусного парка, осуществляющего перевозки пассажиров на социально значимых маршрутах;
в сфере развития транспортно-логистической инфраструктуры - комплексное развитие Волгоградского транспортного узла (софинансирование).
Средства из внебюджетных источников предполагается привлечь для реализации следующих проектов:
на железнодорожном транспорте - повышение пропускной способности участка Трубная - Аксарайская, развитие контейнерных терминалов на железнодорожных станциях Волгоградской области (средства открытого акционерного общества "Российские железные дороги");
в автодорожном хозяйстве - строительство автомагистрали на направлении Москва - Тамбов - Волгоград - Астрахань (софинансирование), развитие системы объектов придорожного сервиса;
на воздушном транспорте - реконструкция аэропортового комплекса Волгограда (софинансирование), расширение аэропорта Волгограда и завершение строительства второй взлетно-посадочной полосы (софинансирование), создание региональных авиакомпаний на основе использования легких воздушных судов нового поколения, развитие центра малой авиации в Волгограде, строительство интермодального терминала на базе аэропорта Волгограда;
на внутреннем водном транспорте - строительство второй нитки Волго-Донского судоходного канала (софинансирование), реконструкция гидротехнических сооружений в речных портах в Волгограде и городе Волжском (софинансирование), реконструкция автодорожного подхода к речному порту в городе Волжском, строительство элеватора в Калачевском речном порту, обновление и пополнение транспортного флота для осуществления смешанных ("река-море") перевозок, реконструкция железнодорожного подъездного пути к причалам речного порта Волгограда;
на автомобильном транспорте - развитие системы автовокзалов и автостанций для пассажирских перевозок (софинансирование);
в сфере развития транспортно-логистической инфраструктуры - создание терминально-логистического комплекса в Волгоградской области, комплексное развитие Волгоградского транспортного узла (софинансирование).

8. Оценка социально-экономических результатов
реализации Стратегии

Реализация Стратегии даст значительный экономический эффект всем участникам проектов, пользователям транспортными услугами, а также улучшит социально-экономические показатели Волгоградской области.
Ожидается следующий социально-экономический эффект от реализации мероприятий Стратегии:
ускорение процессов интеграции Волгоградской области в мировую экономику, а ее транспортного комплекса - в современные сети интермодальных перевозок;
рост производства в традиционных отраслях промышленности и сельского хозяйства, а также в отраслях сферы услуг;
расширение рынков сбыта предприятий всех отраслей экономики;
расширение возможностей использования международного разделения труда и кооперации в производстве, сбыте и приобретении продукции;
оптимизация транспортной составляющей в цене экспортной и импортной продукции;
ускорение оборота оборотных средств предприятий и организаций;
расширение географии и увеличение масштабов внешнеторгового оборота региона;
увеличение объемов приграничной торговли;
рост объемов оптовой и розничной торговли;
увеличение количества хозяйствующих субъектов, имеющих доступ на региональный рынок;
повышение инвестиционной привлекательности Волгоградской области;
создание дополнительных рабочих мест;
развитие строительного комплекса, транспортного машиностроения, топливно-энергетического комплекса (мультипликативный эффект во всех отраслях).
Эффект от реализации мероприятий Стратегии обусловлен:
повышением конкурентоспособности производителей товаров и услуг Волгоградского региона на российском и международном рынках;
повышением качественного уровня перевозок и обслуживания населения, увеличением масштабов использования современных транспортных технологий;
увеличением доступности интермодальных транспортных услуг для предприятий среднего и малого бизнеса;
ростом традиционных и привлечением новых грузопотоков на транспортные коммуникации региона;
оптимизацией схем движения грузопотоков, появлением новых конкурентных маршрутов движения грузов, сокращением сроков доставки и транспортных издержек;
сокращением суммарных затрат на материально-техническое снабжение;
диверсификацией услуг;
увеличением доходов и повышением собственных инвестиционных возможностей;
использованием информационных технологий.
Развитие транспортно-дорожного комплекса Волгоградской области позволит получить значительный социально-экономический эффект. Это выражается в следующем:
повысится транспортная доступность для пользователей, что выразится в увеличении обеспеченности территории, населения, хозяйствующих субъектов различными видами путей сообщения, отвечающих по своим техническим, эксплуатационным и экономическим параметрам современным и перспективным требованиям социально-экономического развития страны и региона. Будет достигнуто полное обеспечение перспективных сельских населенных пунктов Волгоградской области с численностью населения свыше 150 человек дорогами с твердым покрытием;
улучшится состояние материально-технической базы транспортного комплекса - сетей путей сообщения разных видов транспорта, включающих железные и автомобильные дороги, внутренние водные пути, железнодорожные станции и узлы, речные порты, аэропорты гражданской авиации. Состояние сети региональных дорог с твердым покрытием будет доведено до нормативных значений с учетом возросших нагрузок на ось. Эти улучшения затронут в том числе и инфраструктуру участков международных транспортных коридоров, проходящих по территории Волгоградской области;
в 2,5 - 3 раза повысится мобильность населения, возрастет уровень качества предоставляемых транспортных и сопутствующих услуг;
показатели безопасности дорожного движения будут доведены до уровня развитых стран (снижение количества погибших и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в 2 раза к уровню 2005 года);
будет существенно снижено воздействие транспорта на окружающую среду.
Создание Волгоградского ТЛК даст значительный экономический эффект всем участникам реализации проекта, пользователям его услугами, а также улучшит социально-экономические показатели области.
Эффективность реализации основных направлений Стратегии должна определяться системой индикаторов стратегического развития транспортно-дорожного комплекса Волгоградской области.
Они должны характеризовать:
увеличение протяженности транспортных коммуникаций;
рост объемов перевозок грузов и грузооборота;
рост объемов перевозок пассажиров и пассажирооборота;
рост объемов предоставления транспортно-логистических услуг;
развитие пассажирского транспорта общего пользования.
Показатель общественной эффективности реализации приоритетных инвестиционных проектов Стратегии (чистый дисконтированный доход) до 2025 года составит 54,4 млрд. рублей.

9. Механизмы реализации Стратегии

Для динамичного развития транспортно-дорожного комплекса Волгоградской области требуется скоординированная и взаимоувязанная система мер, которая должна сочетать в рациональных пропорциях усилия как Волгоградской области, так и федерального центра и опираться на более полное и эффективное использование возможностей привлечения частных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры.
Достижение целей Стратегии в значительной степени зависит от разработки эффективного механизма ее реализации, системы управления стратегическим развитием.
Главными составляющими системы механизмов реализации Стратегии являются:
формирование региональных целевых программ;
увязка региональных целевых программ с реализацией федеральных и межгосударственных целевых программ и проектов;
развитие эффективных форм государственно-частного партнерства;
совершенствование системы бюджетного регулирования;
развитие системы государственного стратегического планирования;
повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления в сфере транспорта;
совершенствование нормативно-правовой базы и методов государственного регулирования развития транспортно-дорожного комплекса Волгоградской области;
создание эффективной системы управления реализацией Стратегии;
опережающее инновационное развитие научной, технической и технологической базы транспортно-дорожного комплекса региона на основе передовых мировых достижений;
обеспечение транспортно-дорожного комплекса трудовыми ресурсами.
Региональная политика повышения конкурентоспособности транспортно-дорожного комплекса должна проводиться на основе ликвидации неравномерности в территориальном размещении транспортных сетей с повышением качества их размещения.
Важное государственное значение транспорта требует активного государственного регулирования деятельности транспортных предприятий Волгоградской области, обеспечивающего учет общественных интересов и развитие транспорта в направлении, соответствующем этим интересам.
Государственному регулированию подлежат:
развитие и техническое совершенствование федеральной и региональной транспортной инфраструктуры;
институциональные преобразования на транспорте;
вопросы технологической и экологической безопасности работы транспорта;
формирование и функционирование рынка транспортных услуг;
обеспечение мобилизационной готовности транспорта;
международная деятельность транспортных предприятий и структур;
социальная сфера и трудовые отношения на транспорте;
взаимоотношения транспорта с поставщиками технических средств и других материальных ресурсов.
Важным направлением совершенствования государственного регулирования является перестройка системы статистического наблюдения в следующих направлениях:
унификация форм статистического учета на различных видах транспорта;
дополнение системы статистического наблюдения показателями, необходимыми для принятия управленческих решений в условиях рынка;
охват статистическим наблюдением субъектов транспортной деятельности, не относившихся традиционно к транспортной отрасли;
замена в ряде случаев сплошного статистического наблюдения выборочным;
делегирование отдельных функций мониторинга и статистического наблюдения саморегулируемым организациям.

10. Организация системы управления реализацией Стратегии

Повышение эффективности государственного управления и развитие местного самоуправления на территории Волгоградской области являются условием реализации Стратегии. Система государственного управления должна обладать гибкостью, адаптивностью, а также эффективной системой контроля, чтобы быстро реагировать на изменения во внешней среде, принимать эффективные управленческие решения.
Одним из важнейших направлений развития транспортно-дорожного комплекса Волгоградской области является дальнейшее совершенствование его управляющих структур, которое должно обеспечить повышение управляемости видами транспорта и транспортными предприятиями и безусловное проведение государственной транспортной политики, осуществление государственного регулирования и контроля деятельности транспортных предприятий в производственной и социальной сферах.
Процессы государственного управления и регулирования транспортным комплексом предусматривают решение законодательных, нормативных, правовых, технических, экономических, финансовых, кадровых и других вопросов. Полномочия региональных органов в вопросах государственного регулирования транспортной деятельности распределяются на функции реструктуризации, реформирования, текущей деятельности предприятия, кадровой политики, бухгалтерского учета и финансовой политики.
Указанные функции устанавливаются федеральными законами и предусматривают осуществление государственного регулирования деятельности субъектов транспортной деятельности без вмешательства в их хозяйственную деятельность.
Выполнение функций государственного регулирования органами государственной власти, а не самими участниками транспортных отношений обусловлено необходимостью участия государства в регулировании определенных сторон деятельности участников этих отношений, предотвращении возможных случаев ограничения конкуренции со стороны перевозчиков, владельцев объектов инфраструктуры, иных субъектов отношений в области железнодорожного транспорта.
Необходимо пересмотреть принципы и приоритеты в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в области железнодорожного и воздушного транспорта.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru