Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Саратовская область

О применении документа см. примечание в

Справке
22 февраля 2007 годаN 3-ЗСО


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ"

Принят
Саратовской областной Думой
21 февраля 2007 года

(в ред. Законов Саратовской области
от 30.03.2007 № 32-ЗСО, от 01.10.2007 № 191-ЗСО,
от 07.02.2008 № 33-ЗСО, от 28.05.2008 № 106-ЗСО,
от 28.05.2008 № 141-ЗСО, от 31.10.2008 № 267-ЗСО,
от 03.12.2008 № 320-ЗСО,
постановлений Правительства Саратовской области
от 08.07.2009 № 291-П, от 29.07.2009 № 322-П)

Статья 1

Утвердить областную целевую Программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2007 - 2010 годы" согласно приложению к настоящему Закону.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Саратовской области
П.Л.ИПАТОВ
г. Саратов
22 февраля 2007 года
№ 3-ЗСО





Приложение
к Закону Саратовской области
"Об областной целевой Программе
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера
в Саратовской области на 2007 - 2010 годы"

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ"

(в ред. Законов Саратовской области
от 30.03.2007 № 32-ЗСО, от 01.10.2007 № 191-ЗСО,
от 07.02.2008 № 33-ЗСО, от 28.05.2008 № 106-ЗСО,
от 28.05.2008 № 141-ЗСО, от 31.10.2008 № 267-ЗСО,
от 03.12.2008 № 320-ЗСО,
постановлений Правительства Саратовской области
от 08.07.2009 № 291-П, от 29.07.2009 № 322-П)

Паспорт
областной целевой программы
"Снижение рисков и смягчение последствий
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
в Саратовской области на 2007 - 2010 годы"

┌───────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┐
│Наименование Программы │- областная целевая Программа "Снижение рисков  и│
│                       │смягчение   последствий   чрезвычайных   ситуаций│
│                       │природного и техногенного характера в Саратовской│
│                       │области на 2007 - 2010 годы" (далее - Программа) │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Основание           для│- распоряжение Правительства Саратовской  области│
│разработки Программы   │от 19 сентября 2006  г.  № 254-Пр  "О  разработке│
│                       │проекта  областной  целевой  Программы  "Снижение│
│                       │рисков  и  смягчение   последствий   чрезвычайных│
│                       │ситуаций природного и  техногенного  характера  в│
│                       │Саратовской области на 2007 - 2010 годы"         │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Государственный        │- министерство по  делам  гражданской  обороны  и│
│заказчик-координатор   │чрезвычайным    ситуациям    области,     Главное│
│Программы              │управление МЧС России по Саратовской области  (по│
│                       │согласованию)                                    │
│(в ред. Закона Саратовской области от 28.05.2008 № 141-ЗСО)              │
│(см. текст в предыдущей редакции)                                        │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Государственный        │-   министерство   строительства    и    жилищно-│
│заказчик Программы     │коммунального хозяйства области                  │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Основные   разработчики│- министерство по  делам  гражданской  обороны  и│
│Программы              │чрезвычайным  ситуациям   области,   министерство│
│                       │строительства и  жилищно-коммунального  хозяйства│
│                       │области,    министерство    здравоохранения     и│
│                       │социальной поддержки области                     │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Цель Программы         │- снижение рисков и смягчение последствий аварий,│
│                       │катастроф и  стихийных  бедствий  в  области  для│
│                       │повышения   уровня   защищенности   населения   и│
│                       │территорий от чрезвычайных ситуаций              │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Задачи Программы       │-   развитие    и    совершенствование    системы│
│                       │мониторинга   и   прогнозирования    чрезвычайных│
│                       │ситуаций и их  последствий,  совершенствование  и│
│                       │модернизация   существующих   систем   наблюдения│
│                       │природных и техногенных опасностей;              │
│                       │создание  геоинформационной  системы  "Управление│
│                       │рисками  чрезвычайных   ситуаций   природного   и│
│                       │техногенного характера на территории  Саратовской│
│                       │области";                                        │
│                       │развитие   систем   связи   и   оповещения    при│
│                       │чрезвычайных ситуациях, модернизация существующих│
│                       │систем оповещения;                               │
│                       │развитие сил и  средств  ликвидации  чрезвычайных│
│                       │ситуаций в городах  и  районах  области,  закупка│
│                       │современного оборудования для  спасения  людей  и│
│                       │оказания им медицинской помощи;                  │
│                       │реализация системы мер по подготовке населения  и│
│                       │специалистов   единой   государственной   системы│
│                       │предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций│
│                       │к  действиям  по  предупреждению   и   ликвидации│
│                       │чрезвычайных  ситуаций,  укрепление  и   развитие│
│                       │учебно-материальной        базы        областного│
│                       │государственного   образовательного    учреждения│
│                       │дополнительного   профессионального   образования│
│                       │(повышения   квалификации)   "Учебно-методический│
│                       │центр  по  гражданской  обороне  и   чрезвычайным│
│                       │ситуациям Саратовской области" (далее - ОГОУ  ДПО│
│                       │"Учебно-методический центр по гражданской обороне│
│                       │и чрезвычайным ситуациям Саратовской области");  │
│                       │создание   резервов   материальных   средств    и│
│                       │оборудования    для    ликвидации    чрезвычайных│
│                       │ситуаций,   медикаментов   для    первоочередного│
│                       │жизнеобеспечения   населения    в    чрезвычайных│
│                       │ситуациях;                                       │
│                       │создание, сохранение и  использование  страхового│
│                       │фонда  документации   на   потенциально   опасные│
│                       │объекты и объекты систем жизнеобеспечения области│
│                       │защита населенных пунктов области от  затоплений,│
│                       │подтоплений и развития оползневых процессов      │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Оценочные показатели   │- выполнение программных мероприятий по сравнению│
│                       │с оценочными показателями 2005 года позволит:    │
│                       │снизить количество потенциально погибших на  43,3│
│                       │процента, количество пострадавшего  населения  на│
│                       │75,7 процента;                                   │
│                       │повысить эффективность затрат на  мероприятия  по│
│                       │предупреждению   чрезвычайных   ситуаций    путем│
│                       │достижения значения соотношения размера затрат на│
│                       │мероприятия  по  снижению   рисков   чрезвычайных│
│                       │ситуаций и размера предотвращенного ущерба - 1:10│
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Сроки        реализации│- 2007 - 2010 годы                               │
│Программы              │                                                 │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Исполнители    основных│- министерство по  делам  гражданской  обороны  и│
│мероприятий Программы  │чрезвычайным  ситуациям   области,   министерство│
│                       │строительства и  жилищно-коммунального  хозяйства│
│                       │области,  областное  государственное   учреждение│
│                       │"Служба спасения Саратовской области",  ОГОУ  ДПО│
│                       │"Учебно-методический центр по гражданской обороне│
│                       │и чрезвычайным  ситуациям  Саратовской  области",│
│                       │министерство   здравоохранения    и    социальной│
│                       │поддержки области,  министерство  здравоохранения│
│                       │области,  областное  государственное   учреждение│
│                       │"Центр   управления   в    кризисных    ситуациях│
│                       │Саратовской  области",  Главное  управление   МЧС│
│                       │России по Саратовской области (по согласованию)  │
│(в ред. Законов Саратовской области от 07.02.2008 № 33-ЗСО, от 28.05.2008│
№ 141-ЗСО)                                                               │
│(см. текст в предыдущей редакции)                                        │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Объем    и    источники│- Программа финансируется из областного  бюджета,│
│финансирования         │общий  объем  финансирования  составляет  152,857│
│                       │млн. рублей                                      │
│(в  ред.  Законов  Саратовской  области  от  28.05.2008   № 106-ЗСО,   от│
│31.10.2008   № 267-ЗСО,   от    03.12.2008    № 320-ЗСО,    постановления
│Правительства Саратовской области от 29.07.2009 № 322-П)                 │
│(см. текст в предыдущей редакции)                                        │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Ожидаемые      конечные│-  снижение  рисков   и   смягчение   последствий│
│результаты   реализации│чрезвычайных ситуаций природного  и  техногенного│
│Программы              │характера, увеличение числа спасенных в авариях и│
│                       │чрезвычайных ситуациях, сокращение  материального│
│                       │ущерба  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и│
│                       │техногенного характера                           │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Система     организации│- контроль за исполнением  Программы  возлагается│
│контроля за исполнением│на Правительство области и министерство по  делам│
│Программы              │гражданской  обороны  и  чрезвычайным   ситуациям│
│                       │области,  Главное  управление   МЧС   России   по│
│                       │Саратовской области (по согласованию).           │
│                       │Текущая информация  и  ежеквартальные  доклады  о│
│                       │ходе  выполнения  Программы  и  об  использовании│
│                       │средств   областного    бюджета    представляются│
│                       │исполнителями Программы в установленном порядке  │
│(в ред. Закона Саратовской области от 28.05.2008 № 141-ЗСО)              │
│(см. текст в предыдущей редакции)                                        │
└───────────────────────┴─────────────────────────────────────────────────┘

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

В среднесрочной перспективе кризисы и чрезвычайные ситуации остаются одними из важнейших вызовов стабильному экономическому росту. По оценкам территориального центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций размер материального ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, произошедших на территории области за последние пять лет, превысил 91 млн. рублей.
Источниками событий чрезвычайного характера являются опасные природные явления, природные риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, а также крупные техногенные аварии и катастрофы.
Достаточно серьезную угрозу для населения и объектов экономики области представляют сейсмические опасности. На сейсмоопасных территориях находится большое количество критически важных объектов и жилых зданий, имеющих Дефицит сейсмостойкости, проживает значительная часть населения области.
Высокие паводки при половодьях повторяются примерно один раз в четыре года. На основании статистических данных мониторинга паводковой обстановки прошлых лет установлено, что по повторяемости, площади распространения и суммарному материальному ущербу весеннее половодье представляет наибольшую угрозу для населения и территории области. При определенных метеорологических условиях (осадки, температура и др.) основными паводкоопасными могут оказаться 17 районов области, где в зонах затопления может оказаться до 68 населенных пунктов с населением около 15 тыс. человек, а также до 4,5 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, до 15 мостов, более 50 км автомобильных дорог. Материальный ущерб может составить более 10 млн. рублей (в 2003 году он превысил 40 млн. рублей).
Наиболее значимый ущерб возможен вследствие затопления и повреждения коммуникаций (автодорог, линий электропередачи и связи), строений и гидротехнических сооружений. Результаты оценки суммарного ущерба и риска (социального и экономического) от паводка показывают, что эти величины с каждым годом имеют устойчивую тенденцию роста. Прежде всего, это связано с тем, что из-за загрязнения и обмеления русел рек возрастают уязвимость строений и, соответственно, опасность для жизни людей, проживающих в паводкоопасных районах.
Потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций представляют собой зоны развития переработки (размыва) берегов на Саратовском и Волгоградском водохранилищах и оползневые процессы. Практически ежегодно в области регистрируются новые оползневые участки. Причина оползневой деятельности на территории области связана как с природными факторами, так и техногенным воздействием на природный ландшафт. Развитие оползневых процессов ведет к тому, что в зону действия попадают здания жилого и социального назначения, опоры линий электропередач.
Саратовская область является крупным индустриальным центром Приволжского федерального округа и России в целом. В структуре промышленного комплекса области наибольший удельный вес принадлежит электроэнергетике, машиностроению, химической и нефтехимической, пищевой промышленности.
В настоящее время в области функционирует 289 потенциально опасных объектов, из которых: радиационно опасных - 2, биологически опасных - 1, химически опасных - 67, взрывопожароопасных - 120, пожароопасных - 24, гидродинамически опасных - 75.
Большая часть этих объектов представляет не только экономическую и социальную значимость для области и страны в целом, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей природной среды. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на этих объектах проживают свыше 800 тыс. жителей губернии, что составляет более 30 процентов населения области.
Высокую угрозу несут радиационно опасные объекты: Балаковская АЭС и федеральное государственное унитарное предприятие "Саратовский зональный специализированный комбинат "Радон" (далее - ФГУП "СЗСК "Радон"). На АЭС отмечается высокая степень износа основных производственных фондов - около 35,7 процента, на ФГУП "СЗСК "Радон" - 15 процентов.
В случае гипотетической аварии в 30-километровую зону вокруг Балаковской АЭС попадает 44 населенных пункта с общей численностью населения более 230 тыс. человек. Примерный ущерб может превысить 4 млрд. рублей.
В области функционирует 67 химически опасных объектов с общим количеством аварийно химически опасных веществ (АХОВ) около 8 тыс. тонн, в зонах повышенной химической опасности расположены 5 городов области с численностью населения более 1,9 млн. человек. Основная доля средств обнаружения и контроля химических аварий на этих объектах морально и физически устарела; уровень технического контроля, управления автоматической противоаварийной защиты технологических процессов и дежурно-диспетчерской службы очень низок, системами аварийного контроля обеспечены 28 процентов химически опасных объектов, из них половина автоматизированы.
Достаточно сильное влияние на аварийность с последующим возникновением чрезвычайных ситуаций оказывает износ основных производственных фондов химически опасных объектов, который составляет в среднем 50 процентов, но наиболее изношено оборудование на очистных сооружениях и водозаборах водоканалов. Их износ достигает, а где и превышает 70 процентов. Наполовину изношено оборудование на объектах по хранению и переработке мясо-молочной продукции (мясокомбинаты, молочные комбинаты, сыро-молочные заводы).
Нарушаются правила безопасности при перевозке, хранении, транспортировке и применении хлора: хлорные объекты не оснащены современными испарителями хлора, модернизированными дозаторами, автоматическими средствами контроля и анализа. На десяти процентах объектов контейнеры и баллоны с хлором хранятся открыто.
Склады хранения аммиака отвечают требованиям безопасности, однако системой индикации (обнаружения аммиака) оборудованы на 50 процентов.
На территории области имеется 120 пожаровзрывоопасных объектов, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву. К таким объектам относятся промышленные предприятия, в производстве которых используются пожаро- и взрывоопасные вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт. Степень износа основных производственных фондов этих предприятий достаточно высока и составляет от 40 до 80 процентов.
Определенную угрозу населению области несут объекты коммунального хозяйства. Техническое состояние водопроводов в области оказывает немаловажное влияние на гарантированное и качественное обеспечение водой населения области. Необходим капитальный ремонт водоразборных и очистных сооружений, требует замены длительно эксплуатирующееся насосное и технологическое оборудование. Для выполнения ремонтных работ на сооружениях и сетях необходимы специальная техника, механизмы, так как существующая техника отработала два и даже три нормативных срока и требует капитального ремонта.
Анализ причин аварийности на объектах ЖКХ показал, что 36 процентов аварий происходит из-за их ветхости. За период с 2001 по 2006 год ущерб от чрезвычайных ситуаций на объектах теплоснабжения области составил около 3 млн. рублей.
Среди большого количества объектов экономики и жизнеобеспечения области особое место занимают критически важные для национальной безопасности объекты инфраструктуры. В области проводится работа по повышению защищенности этих объектов, определенная решениями совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 года (протокол № 4), утвержденными Президентом Российской Федерации 4 декабря 2003 г. Пр-2192. Необходимо создать систему надзора и контроля за разработкой и реализацией неотложных и долгосрочных мер, направленных на решение задачи повышения защищенности опасных объектов и населения, которая на современном этапе является одной из приоритетных задач развития страны.
В комплексе мероприятий, обеспечивающих защиту населения и территорий при чрезвычайных ситуациях, важное место занимают оперативное реагирование и управление силами ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также оповещение населения и органов местного самоуправления об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
Работа по совершенствованию системы связи и оповещения была начата в рамках областной целевой Программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2002 - 2006 годы", что позволило повысить оперативность реагирования на чрезвычайные ситуаций и доведения информации об угрозе и факте чрезвычайных ситуаций до руководства министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области и аппарата Губернатора области.
Однако решение данной проблемы может быть обеспечено дальнейшим оснащением пунктов управления Саратовской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) современными средствами связи и оповещения. Особенно это актуально для пунктов управления, развертываемых непосредственно в районах проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.
В настоящее время большая часть технических средств, которые в соответствии с методическими рекомендациями МЧС России должны входить в подвижные пункты управления, отсутствует, а имеющиеся устарели и требуют модернизации и доукомплектования.
Эффективное решение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения невозможно без оперативного привлечения заблаговременно созданных резервов материально-технических ресурсов.
Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предполагает создание данных резервов в натуральном виде в объемах, необходимых для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.
Действующая программа предусматривает создание резервов медикаментов и медицинского оборудования, оборудования для ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства, средств защиты растений.
В настоящее время областной резерв материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создан не в полном объеме от необходимого количества, установленного правовыми актами Правительства области.
Качественному и эффективному проведению аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах повышенного риска и объектах систем жизнеобеспечения будут способствовать наличие и оперативное привлечение страхового фонда документации.
В соответствии с федеральным законодательством:
территориальные страховые фонды документации являются собственностью субъектов Российской Федерации, создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации отвечают за создание, сохранение и использование в установленном порядке территориального фонда;
микрофильмирование и сохранение документации территориальных фондов финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В области данная работа ведется только счет собственных средств объектов и за счет средств федерального бюджета.
Мероприятия по развитию областной службы спасения для предупреждения и оперативного решения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций начаты в рамках областной целевой Программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2002 - 2006 годы". Укомплектованность областной службы спасения аварийно-спасательным оборудованием, техникой, плавсредствами, медицинским оснащением на момент начала действия указанной Программы составляла 20 процентов от норм положенности; по состоянию на октябрь 2006 года этот показатель увеличился до 40 процентов: приобретен современный гидроинструмент, пневмоинструмент, электростанции, радиостанции, амфибийное судно на воздушной подушке "Хивус-6", резиновые лодки "Орион-25", лодочные моторы, автомобили "УАЗ", специальное оборудование, средства защиты спасателей, водолазное оборудование и снаряжение.
Приобретение вышеперечисленного оборудования и снаряжения позволило повысить эффективность и качество аварийно-спасательных работ, создать и оснастить необходимым аварийно-спасательным оборудованием структурные подразделения в городах Саратов, Балаково, Балашов, Вольск, благодаря чему сократилось время реагирования на чрезвычайные ситуации.
Реализация программных мероприятий позволила:
увеличить по сравнению с 2002 годом количество спасенных людей в 2,5 раза;
увеличить количество выездов для проведения аварийно-спасательных работ в 1,5 раза.
Эффективное противодействие возникновению чрезвычайных ситуаций не может быть обеспечено только в рамках текущей деятельности органов исполнительной власти области. Современное состояние Саратовской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций не в полной мере обеспечивает комплексное решение проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Проблема может быть решена только на основе существующих механизмов регулирования и практического обеспечения мер защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Нужен принципиально иной подход к ее решению. В основу нового подхода целесообразно положить принцип приемлемого риска.
Управление рисками чрезвычайных ситуаций - это разработка и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовать решения в области обеспечения безопасности населения и территорий.
Наиболее эффективно проблема создания системы управления рисками чрезвычайных ситуаций области может быть решена в рамках территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием ГИС-технологий (ГИС - географическая информационная система, далее - ГИС). Для этого требуется поддержка программным, аппаратным, информационным, нормативно-правовым, кадровым и организационным обеспечением.
Часть мероприятий уже реализована в рамках областной целевой Программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2002 - 2006 годы":
создана обзорная цифровая электронная карта М1:200000, оцифрованы территории 4 административных районов М1:50000 (формат Mapinfo) и пойма реки Медведицы М1:10000;
разработаны программные средства моделирования зон затопления при паводках и разрушениях гидротехнических сооружений для представления результатов моделирования в ГИС на цифровых электронных картах М1:200000 и М1:10000;
разработано и установлено на рабочих местах специалистов территориального центра мониторинга и прогнозирования системное программное обеспечение ГИС-оболочки сетевая версия "ИнГео";
созданы шаблоны быстрого поиска административных районов, населенных пунктов и объектов для обеспечения оперативной навигации по карте;
для создания оперативных карт, отображения обстановки по чрезвычайным ситуациям создан тематический классификатор (слои, стили, объекты), включающий условные знаки по объектам и источникам опасности.
Целью государственной политики в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должно стать обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и окружающей среды в пределах показателей приемлемого для государства риска.
Поэтому проблема снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в области носит характер первостепенной важности, и ее решение относится к приоритетной сфере обеспечения национальной безопасности области и страны в целом.
Характер проблемы требует долговременной стратегии, реализация которой находит наиболее полное осуществление при применении программно-целевых механизмов. А необходимый уровень координации действий и концентрации ресурсов при решении задач снижения рисков чрезвычайных ситуаций может быть достигнут только при использовании программно-целевых методов.
Решение этой проблемы традиционными методами без использования методов целевого планирования может привести к увеличению сроков достижения необходимых результатов и объемов финансирования в 3 - 5 раз.
Все вышеприведенные факты подтверждают актуальность рассматриваемой проблемы и необходимость общегосударственного подхода к ее решению, что должно обеспечить координацию действий различных ведомств области. Это может быть достигнуто в рамках областной целевой программы.

2. Цель, основные задачи и сроки реализации Программы

Целью Программы является снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в области для повышения уровня защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи Программы:
развитие и совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий - совершенствование и модернизация существующих систем наблюдения природных и техногенных опасностей;
создание геоинформационной системы "Управление рисками чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Саратовской области";
развитие систем связи и оповещения при чрезвычайных ситуациях, модернизация существующих систем оповещения;
развитие сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций в городах и районах области, закупка современного оборудования для спасения людей и оказания им медицинской помощи;
реализация системы мер по подготовке населения и специалистов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, укрепление и развитие учебно-материальной базы ОГОУ ДПО "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Саратовской области";
создание резервов материальных средств и оборудования для ликвидации чрезвычайных ситуаций, медикаментов для первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
создание, сохранение и использование страхового фонда документации на потенциально опасные объекты и объекты систем жизнеобеспечения области;
защита населенных пунктов области от затоплений, подтоплений и развития оползневых процессов.
Срок реализации Программы - 2007 - 2010 годы.

3. Система программных мероприятий

Для реализации Программы необходимо осуществить комплекс следующих мероприятий:
1. Совершенствование учебно-материальной базы ОГОУ ДПО "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Саратовской области" с целью совершенствования учебных программ и пособий, повышения эффективности обучения в области предупреждения чрезвычайных ситуаций всех категорий населения и специалистов Саратовской территориальной подсистемы РСЧС, что предусматривает:
создание компьютерного класса для обучения населения области и специалистов Саратовской территориальной подсистемы РСЧС;
совершенствование учебных программ и пособий в области предупреждения чрезвычайных ситуаций для всех категорий населения области и специалистов Саратовской территориальной подсистемы РСЧС;
организацию обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Выполнение программных мероприятий позволит специалистам Саратовской территориальной подсистемы РСЧС в случае чрезвычайных ситуаций грамотно организовать ликвидацию чрезвычайной ситуации, а населению - применять навыки само- и взаимопомощи.
2. Совершенствование технической оснащенности органов управления и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций Саратовской территориальной подсистемы РСЧС подразумевает следующее:
оснащение подвижного пункта управления средствами коротковолновой радиорелейной, проводной связи и звуковещательным оборудованием в соответствии с методическими рекомендациями МЧС России "Обеспечение деятельности оперативных групп с мобильных пунктов" для повышения оперативности реагирования на чрезвычайные ситуации и взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание запасов мобильных средств связи и оповещения в целях повышения оперативности взаимодействия сил при ликвидации чрезвычайных ситуаций, что позволит увеличить оснащенность средствами связи с 20 до 85 процентов, увеличить объем передаваемой информации с 20 до 95 процентов.
Создание геоинформационной системы "Управление рисками чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Саратовской области".
Решение поставленной задачи будет реализовано через систему мероприятий, которые предусматривают:
проектирование, техническое оснащение и создание информационной инфраструктуры территориальной системы мониторинга и прогнозирования, а именно приобретение, монтаж, настройка компьютеров, периферийного оборудования, оргтехники, программного обеспечения территориального центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
оцифровку топокарт городов и райцентров области необходимых масштабов, подготовку и заполнение баз данных информацией о потенциально опасных объектах, критически важных объектах, объектах здравоохранения, источниках природных опасностей, районах эвакуации населения и объектах жизнеобеспечения пострадавшего населения;
разработку и совершенствование алгоритмов и специальных программных средств.
Реализация вышеназванных мероприятий позволит повысить эффективность систем информационного обеспечения для принятия управленческих решений в рамках Саратовской территориальной подсистемы РСЧС, повысить качество мониторинга и увеличить достоверность прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера до 85 процентов.
Обеспечение подразделений областной службы спасения современными средствами спасения для предупреждения и оперативного решения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций с целью увеличения числа спасенных в авариях и чрезвычайных ситуациях, повышения безопасности и расширения возможностей поиска и спасения людей на водных объектах области.
В целях дальнейшего обеспечения функционирования сил и средств Саратовской территориальной подсистемы РСЧС, сокращения времени прибытия спасательных сил к местам ведения аварийно-спасательных работ, своевременного оказания помощи в труднодоступных местах, в том числе медицинской помощи, направленной на сокращение числа погибших на догоспитальном периоде, приобретения специальной аварийно-спасательной техники, оборудования, приборов поиска в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной, власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", создания областного резерва спасательных средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций необходимо продолжить совершенствование материально-технического обеспечения областной службы спасения до норм положенности, установленных табелем оснащения.
Создание резервов материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области, в том числе средств индивидуальной защиты, спасательных средств, медикаментов и медицинского оборудования для повышения оперативности ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказания своевременной помощи пострадавшему населению, является исполнением нормативных правовых актов Правительства области и Губернатора области.
В соответствии с планами накопления материальных ценностей областного резерва, утвержденными указанными нормативными правовыми актами, работа по созданию резервов материально-технических ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории области должна быть завершена до 2010 года.
3. Создание и сохранение страхового фонда документации на потенциально опасные объекты и объекты систем жизнеобеспечения.
Микрофильмирование документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения осуществляется с целью повышения оперативности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Отсутствие страхового фонда документации может существенно снизить эффективность оперативного применения аварийно-спасательных формирований.

]]>
│      │жизнеобеспечения    ├──────┼───────┼───────┤      (по      │                     │
│      │                    │ 2010 │ 0,000 │ 0,000 │согласованию), │                     │
│      │                    │      │       │       │  ОГУ "Центр   │                     │
├──────┼────────────────────┼──────┼───────┼───────┤  управления   │                     │
│ 3.3. │Создание            │ 2009 │ 1,189 │ 1,189 │  в кризисных  │                     │
│      │информационной базы ├──────┼───────┼───────┤   ситуациях   │                     │
│      │данных СФД-ЧС       │ 2010 │ 1,269 │ 1,269 │  Саратовской  │                     │
│      │Саратовской области │      │       │       │   области"    │                     │
├──────┴────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────────────┼─────────────────────┤
│   Итого по разделу:       │      │ 4,558 │ 4,558 │               │                     │
├───────────────────────────┴──────┴───────┴───────┴───────────────┴─────────────────────┤
│            4. ЗАЩИТА НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ И ТЕРРИТОРИЙ ОБЛАСТИ ОТ ЗАТОПЛЕНИЙ,            │
│                      ПОДТОПЛЕНИЙ И РАЗВИТИЯ ОПОЛЗНЕВЫХ ПРОЦЕССОВ                       │
├──────┬────────────────────┬──────┬───────┬───────┬───────────────┬─────────────────────┤
│4.1.  │Субсидии юридическим│ 2007 │22,350 │22,350 │министерство   │защита населенных    │
│      │лицам               ├──────┼───────┼───────┤строительства и│пунктов и  территорий│
│      │(за      исключением│ 2008 │26,692 │26,692 │жилищно-       │области            от│
│      │субсидий            ├──────┼───────┼───────┤коммунального  │подтоплений,         │
│      │государственным     │ 2009 │31,018 │31,018 │хозяйства      │затоплений          и│
│      │(муниципальным)     ├──────┼───────┼───────┤области        │оползневых           │
│      │учреждениям)      на│ 2010 │33,000 │33,000 │               │процессов";          │
│      │осуществление       │      │       │       │               │                     │
│      │технической         │      │       │       │               │                     │
│      │эксплуатации       и│      │       │       │               │                     │
│      │текущего     ремонта│      │       │       │               │                     │
│      │сооружений          │      │       │       │               │                     │
│      │инженерной защиты   │      │       │       │               │                     │
│      │городов     Саратов,│      │       │       │               │                     │
│      │Энгельс,   Хвалынск,│      │       │       │               │                     │
│      │р.п. Ровное         │      │       │       │               │                     │
│(п. 4.1 в ред. Закона Саратовской области от 31.10.2008 № 267-ЗСО)│                     │
│(см. текст в предыдущей редакции)                                 │                     │
├──────┴────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────────────┼─────────────────────┤
│Итого по разделу           │      │113,060│113,060│               │                     │
│(в ред. Закона Саратовской области от 31.10.2008 № 267-ЗСО)       │                     │
│(см. текст в предыдущей редакции)                                 │                     │
├───────────────────────────┴──────┴───────┴───────┴───────────────┴─────────────────────┤
│                                    Раздел 5. ОКСИОН                                    │
│                                                                                        │
│     (в ред. постановления Правительства Саратовской области от 08.07.2009 № 291-П)     │
│                           (см. текст в предыдущей редакции)                            │
├──────┬────────────────────┬──────┬───────┬───────┬───────────────┬─────────────────────┤
│5.1.  │Разработка          │ 2008 │ 0,821 │ 0,821 │    Главное    │гарантированное      │
│      │проектно-сметной    │ 2009 │ 1,0   │ 1,0   │  управление   │обеспечение          │
│      │документации        │      │       │       │ МЧС России по │оповещения и         │
│      │объектов            │      │       │       │  Саратовской  │оперативного         │
│      │системы ОКСИОН,     │      │       │       │    области    │информирования       │
│      │приобретение        │      │       │       │      (по      │населения о правилах │
│      │оборудования        │      │       │       │согласованию), │безопасного поведения│
├──────┼────────────────────┼──────┼───────┼───────┤  ОГУ "Центр   │при угрозе и         │
│5.2.  │Создание и системная│ 2009 │2,0    │2,0    │ управления в  │возникновении ЧС,    │
│      │интеграция объектов │ 2010 │4,4    │4,4    │   кризисных   │в процессе ликвидации│
│      │управления,         │      │       │       │   ситуациях   │ЧС, а также в        │
│      │территориальных     │      │       │       │  Саратовской  │послекризисный       │
│      │комплексов и органов│      │       │       │   области"    │период               │
│      │управления          │      │       │       │               │                     │
│      │регионального       │      │       │       │               │                     │
│      │информационного     │      │       │       │               │                     │
│      │центра ОКСИОН,      │      │       │       │               │                     │
│      │приобретение и      │      │       │       │               │                     │
│      │монтаж оборудования │      │       │       │               │                     │
├──────┼────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────────────┼─────────────────────┤
│      │Итого по разделу:   │      │ 8,221 │ 8,221 │               │                     │
├──────┴────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────────────┼─────────────────────┤
│Итого по годам реализации  │ 2007 │29,493 │29,493 │               │                     │
├───────────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────────────┼─────────────────────┤
│                           │ 2008 │34,562 │34,562 │               │                     │
├───────────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────────────┼─────────────────────┤
│                           │ 2009 │42,314 │42,314 │               │                     │
├───────────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────────────┼─────────────────────┤
│                           │ 2010 │46,488 │46,488 │               │                     │
│(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 29.07.2009 № 322-П)          │
│(см. текст в предыдущей редакции)                                                       │
├───────────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────────────┼─────────────────────┤
│Министерство  строительства│      │113,60 │113,60 │               │                     │
│и     жилищно-коммунального│      │       │       │               │                     │
│хозяйства области          │      │       │       │               │                     │
│(в ред. Закона Саратовской области от 31.10.2008 № 267-ЗСО)       │                     │
│(см. текст в предыдущей редакции)                                 │                     │
├───────────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────────────┼─────────────────────┤
│МЧС    области,     Главное│      │ 38,291│ 38,291│               │                     │
│управление  МЧС  России  по│      │       │       │               │                     │
│Саратовской   области   (по│      │       │       │               │                     │
│согласованию)              │      │       │       │               │                     │
│(в ред. Законов Саратовской области от 28.05.2008 № 141-ЗСО, от 03.12.2008 № 320-ЗСО)   │
│(см. текст в предыдущей редакции)                                 │                     │
├───────────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────────────┼─────────────────────┤
│Министерство               │      │  1,506│  1,506│               │                     │
│здравоохранения           и│      │       │       │               │                     │
│социальной        поддержки│      │       │       │               │                     │
│области,       министерство│      │       │       │               │                     │
│здравоохранения области    │      │       │       │               │                     │
│(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 29.07.2009 № 322-П)          │
│(см. текст в предыдущей редакции)                                                       │
├───────────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────────────┼─────────────────────┤
│Итого по Программе         │      │152,107│152,107│               │                     │
│(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 29.07.2009 № 322-П)          │
│(см. текст в предыдущей редакции)                                                       │
└───────────────────────────┴──────┴───────┴───────┴───────────────┴─────────────────────┘





Приложение 2
к областной целевой Программе
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера
в Саратовской области на 2007 - 2010 годы"

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ИНДИКАТОРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ
ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО
ХАРАКТЕРА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ" <1>

┌────┬──────────────────┬──────┬───────────────────────┬─────────┐
│Цели│ Перечень целевых │Факти-│  Изменение значений   │ Целевое │
│и   │   показателей,   │ческое│  по годам реализации  │значение │
│за- │   индикаторов    │зна-  ├─────┬─────┬─────┬─────┤на момент│
│дачи│                  │чение │2007 │2008 │2009 │2010 │окончания│
│    │                  │на    │     │     │     │     │действия │
│    │                  │2005  │     │     │     │     │Программы│
│    │                  │год   │     │     │     │     │         │
├────┴──────────────────┴──────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────────┤
│Цель 1. Снижение ущерба от ЧС                                   │
├────┬──────────────────┬──────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────────┤
│    │Снижение     числа│  52  │ на  │ на  │ на  │ на  │  45,0   │
│    │погибших людей  (в│ чел. │25,5 │33,0 │37,1 │43,3 │(28 чел.)│
│    │процентах       по│      │     │     │     │     │         │
│    │отношению        к│      │     │     │     │     │         │
│    │показателям   2005│      │     │     │     │     │         │
│    │года)             │      │     │     │     │     │         │
├────┼──────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────────┤
│    │Снижение          │ 113  │ на  │ на  │ на  │ на  │  76,0   │
│    │количества        │ чел. │66,5 │69,9 │73,0 │75,7 │(27 чел.)│
│    │пострадавших    (в│      │     │     │     │     │         │
│    │процентах       по│      │     │     │     │     │         │
│    │отношению        к│      │     │     │     │     │         │
│    │показателям   2005│      │     │     │     │     │         │
│    │года)             │      │     │     │     │     │         │
├────┴──────────────────┴──────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────────┤
│Цель 2.  Повышение  эффективности  информационного  обеспечения,│
│систем мониторинга и прогнозирования ЧС                         │
├────┬──────────────────┬──────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────────┤
│    │Повышение  полноты│  43  │48,8 │50,8 │52,8 │55,0 │  60,0   │
│    │мониторинга     (в│      │     │     │     │     │         │
│    │процентах       по│      │     │     │     │     │         │
│    │отношению        к│      │     │     │     │     │         │
│    │показателям   2005│      │     │     │     │     │         │
│    │года)             │      │     │     │     │     │         │
│    ├──────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────────┤
│    │Повышение         │ 78,0 │84,1 │84,3 │84,5 │84,7 │  85     │
│    │достоверности     │      │     │     │     │     │         │
│    │прогноза        (в│      │     │     │     │     │         │
│    │процентах       по│      │     │     │     │     │         │
│    │отношению        к│      │     │     │     │     │         │
│    │показателям   2005│      │     │     │     │     │         │
│    │года)             │      │     │     │     │     │         │
├────┴──────────────────┴──────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────────┤
│Цель  3.  Повышение  эффективности  затрат  на  мероприятия   по│
│предупреждению ЧС                                               │
├────┬──────────────────┬──────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────────┤
│    │Соотношение       │ 1:3  │1:4,7│1:6,4│1:8,1│1:9,8│  1:10   │
│    │размера затрат  на│      │     │     │     │     │         │
│    │мероприятия     по│      │     │     │     │     │         │
│    │снижению рисков ЧС│      │     │     │     │     │         │
│    │и          размера│      │     │     │     │     │         │
│    │предотвращенного  │      │     │     │     │     │         │
│    │ущерба            │      │     │     │     │     │         │
└────┴──────────────────┴──────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────────┘

--------------------------------
<1> Расчет произведен на основании методических рекомендаций по оценке результативности и эффективности мероприятий федеральной целевой Программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года".



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru