Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Саратовская область


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июня 2009 года

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе С. на решение Балашовского районного суда Саратовской области от 29 мая 2009 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований С. к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области о признании решения ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области незаконным и признании права на получение государственного сертификата на материнский капитал, отказать.
Заслушав доклад судьи П., пояснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области, полагавшей решение суда оставить без изменений, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

С. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что с 21 октября 2006 года состоит в зарегистрированном браке со С-м, от которого 02 мая 2007 года родила сына Д., который умер 04 мая 2007 года, что подтверждается справкой о рождении и свидетельством о смерти. 26 мая 2008 года родила второго ребенка - дочь А. Считала, что в соответствии с Федеральным законом № 256 от 29 декабря 2006 года "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" имеет право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в связи с чем обратилась с соответствующим заявлением к ответчику. Однако, 06 марта 2009 года в выдаче сертификата Управлением Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе (далее УПФ) ей было отказано, поскольку к заявлению не приложено свидетельство о рождении сына Д. Считая отказ необоснованным и противоречащим действующему законодательству, она обратилась с данным иском в суд.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе С. просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении ее требований. В обоснование жалобы ссылается на те же основания, на которые ссылалась в суде первой инстанции. В решении судом подтверждается, что она формально подпадает под правоотношения, регулируемые Федеральным законом № 256-ФЗ, однако, суд делает выводы не исходя из требований норм, закрепленных в законе, а из личной трактовки понятия слова "иметь". Указывает, что судом была сделана ссылка на норму закона, которая совершенно не касается ее спорной ситуации. А именно, в ч. 6 ст. 3 Федерального закона № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года указано, что право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 настоящей статьи, прекращается в случае его смерти или объявления его умершим. Части 4 и 5 ст. 3 указанного Закона к ней не относятся.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из дела видно, Г. 21 октября 2006 года вступила в зарегистрированный брак с С., после чего последней присвоена фамилия С., о чем имеется актовая запись в отделе записи актов гражданского состояния по г. Балашову и Балашовскому району Саратовской области. Из справки о рождении, выданной отделом записи гражданского состояния по Фрунзенскому району г. Саратова, следует, что Д. родился 02 мая 2007 года в г. Саратове у С., о чем имеется актовая запись о рождении (умершего на первой неделе жизни). Согласно свидетельства о смерти, Д., 02 мая 2007 года рождения, умер 04 мая 2007 года, о чем 08 мая 2007 года составлена запись акта смерти в отделе регистрации смерти по г. Саратову Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области. А. рождена 26 мая 2008 года, ее родителями являются С. и С, о чем имеется актовая запись в отделе записи гражданского состояния по г. Балашову и Балашовскому району управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области, выдано свидетельство о рождении. 3 марта 2009 года С. обратилась в УПФ с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал 06 марта 2009 года решением УПФ ее было отказано в выдаче названного сертификата ввиду отсутствия у нее права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей.
В соответствие с ч. 1 и ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29 декабря 2006 года (в редакции от 25 декабря 2008 г., далее Закон № 256-ФЗ) Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В ст. 3 Закона № 256-ФЗ указано, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, имеющих гражданство РФ, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, граждан Российской Федерации независимо от места их жительства.
Согласно ст. 4 Закона № 256-ФЗ в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее - регистр). Регистр должен содержать, в том числе сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство).
В ст. 23 Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ (в редакции от 23.07.2008 г.) перечислены сведения, которые должно содержать свидетельство о рождении.
Положениями ст. 29 данного Закона предусмотрено, что в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.
Учитывая вышеуказанное законодательство и установленные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в связи со смертью первого ребенка, на момент рождения второго, у истицы не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Законом № 256-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и его оценкой исследованных доказательств, поскольку они основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Из правового смысла положений Закона № 256-ФЗ, в том числе ст.ст. 1, 3, 4, п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 7, ч. 4 ст. 10, следует, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, при наличии в живых, на момент обращения, первого ребенка и второго рожденного. Целью указанного Закона является стимулирования рождения в семье второго ребенка и оказание в этом случае дополнительных мер государственной поддержки этим семьям, имеющих детей.
Ссылка суда первой инстанции на положения ч. 6 ст. 3 Закона № 256-ФЗ к основаниям для изменения или отмены судебного постановления отнесена быть не может, поскольку на правильность рассмотрения спора не влияет. Более того, данные положения также подтверждают вышеуказанный правовой смысл Закона № 256-ФЗ.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что истица формально подпадает под правоотношения, регулируемые названным Законом № 256-ФЗ, поскольку такой вывод не вышеуказанному правовому смыслу положений данного Закона, а потому этот вывод подлежит исключению из мотивировочной части решения суда. Вместе с тем, указанное обстоятельство не влияет на правильность разрешения спора.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а поэтому оснований к отмене по существу правильного решения суда не имеется (ч. 2 ст. 362 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Балашовского районного суда Саратовской области от 29 мая 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу С. оставить без удовлетворения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru