Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


КАЗАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 4 июля 2007 г. № 4-18

О ПРОГРАММЕ "ЖИЛЬЕ ГОРОЖАНАМ НА 2007 - 2027 ГОДЫ"

(в ред. решениq Казанской городской Думы от 19.12.2007 № 7-26,
от 07.10.2009 № 15-43)

Заслушав и обсудив информацию начальника Управления жилищной политики Исполнительного комитета города Казани Э.Н.Хуснутдинова о Программе "Жилье горожанам на 2007 - 2027 годы", Казанская городская Дума отмечает, что ранее утвержденная Казанским Советом народных депутатов Программа "О жилье горожан и улучшении жилищно-коммунальных услуг, оказываемых им" не соответствует требованиям действующих федерального законодательства и законодательства Республики Татарстан, определяющих порядок участия органов местного самоуправления в улучшении жилищных условий граждан.
В целях расширения возможностей и повышения уровня доступности жилья для жителей, состоящих на учете в муниципальном образовании г. Казани, Исполнительным комитетом города разработана Программа "Жилье горожанам на 2007 - 2027 годы", предполагающая создание эффективного механизма развития жилищного строительства.
Исходя из вышеизложенного, Казанская городская Дума РЕШИЛА:

1. Признать утратившим силу решение Казанского Совета народных депутатов от 25.05.2005 № 41-23 "О Программе "О жилье горожан и улучшении жилищно-коммунальных услуг, оказываемых им".
2. Утвердить Программу "Жилье горожанам на 2007 - 2027 годы" согласно приложению.
3. Поручить Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани:
3.1. внести на рассмотрение Казанской городской Думы изменения в Программу капитальных расходов г. Казани на 2007 год, предусмотрев средства на реализацию Программы "Жилье горожанам на 2007 - 2027 годы";
3.2. предусмотреть при формировании бюджета муниципального образования г. Казани на 2008 год целевую статью и виды расходов на реализацию мероприятий Программы "Жилье горожанам на 2007 - 2027 годы", подлежащих исполнению за счет средств муниципального бюджета;
3.3. разработать и внести на рассмотрение сессии Казанской городской Думы концепцию реформирования жилищно-коммунального хозяйства в III квартале 2007 года.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на первого заместителя Главы муниципального образования г. Казани Р.Т.Бурганова.

Мэр города
И.Р.МЕТШИН





Приложение
к решению
Казанской городской Думы
от 4 июля 2007 г. № 4-18

ПРОГРАММА
"ЖИЛЬЕ ГОРОЖАНАМ НА 2007 - 2027 ГОДЫ"

(в ред. решений Казанской городской Думы от 19.12.2007 № 7-26,
от 07.10.2009 № 15-43)

г. Казань, 2007 год

Программа
"Жилье горожанам на 2007 - 2027 годы"

Содержание

    Введение ......................................................... 7
    1. Анализ текущего состояния проблем жилищного строительства ..... 9
    2. Цели и задачи Программы ...................................... 12
    3. Нормативно-правовая основа реализации Программы .............. 14
    4. Механизм реализации Программы ................................ 16
    4.1. Механизм финансирования Программы .......................... 18
    4.2. Подпрограмма "Доступное жилье" ............................. 21
    4.2.1. Механизм реализации Подпрограммы "Доступное жилье" на
    условиях целевого бюджетного финансирования .................. 23
    4.2.2. Механизм реализации Подпрограммы "Доступное жилье" на
    условиях целевого внебюджетного финансирования .................. 25
    4.3. Подпрограмма "Социальное жилье" ............................ 27
    4.4. Дальнейшая социальная направленность механизма реализации
    Программы ....................................................... 28
    5. Организационная и функциональная схема реализации Программы .. 28
    6. Прогнозные объемы и темпы реализации Программы ............... 30
    7. Этапы реализации Программы ................................... 31
    8. Информационное обеспечение Программы ......................... 32
    9. Оценка социально-экономической эффективности Программы ....... 33

Паспорт Программы
"Жилье горожанам на 2007 - 2027 годы"

┌────────────────┬──────────────────────────────────────────────────┐
│Наименование    │Программа "Жилье горожанам на 2007 - 2027 годы"   │
│программы       │(далее - Программа)                               │
├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Основания для   │Жилищный     кодекс     Российской      Федерации;│
│разработки      │Постановление Правительства  Российской  Федерации│
│Программы и ее  │от  17.09.2001  №  675   "О  Федеральной   целевой│
│нормативное     │программе    "Жилище"    на   2002 - 2010   годы";│
│обеспечение     │Постановление Правительства  Российской  Федерации│
│                │от 31.12.2005 № 865  "О  дополнительных  мерах  по│
│                │реализации Федеральной целевой программы  "Жилище"│
│                │на 2002 - 2010 годы";                             │
│                │Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих│
│                │принципах организации местного   самоуправления  в│
│                │Российской Федерации";                            │
│                │Закон Республики Татарстан от 28.07.2004 №  45-ЗРТ│
│                │"О местном самоуправлении в Республике Татарстан";│
│                │Закон Республики Татарстан от 27.12.2004 №  69-ЗРТ│
│                │"О государственной  поддержке  развития  жилищного│
│                │строительства в Республике Татарстан";            │
│                │Указ Президента Республики Татарстан от 23.01.2006│
│                │№  УП-19  "О  мерах  по  реализации  в  Республике│
│                │Татарстан  приоритетных  национальных   проектов";│
│                │Устав муниципального образования города Казани    │
├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Разработчик     │Исполнительный комитет г. Казани                  │
│Программы       │                                                  │
├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Основные        │Уполномоченные  органы   Исполнительного  комитета│
│исполнители     │г. Казани                                         │
│Программы       │                                                  │
├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Цели Программы  │Реализация    на     территории     муниципального│
│                │образования   города   Казани   целей   и    задач│
│                │приоритетного национального проекта  "Доступное  и│
│                │комфортное жилье - гражданам России";             │
│                │обеспечение   права   жителей   г.    Казани    на│
│                │приобретение жилых помещений  на  рынке  жилья  за│
│                │доступную плату;                                  │
│                │увеличение  объемов   предоставления   социального│
│                │жилья и сокращение  максимального  срока  ожидания│
│                │улучшения    жилищных    условий    казанцев,    в│
│                │установленном порядке  признанных  нуждающимися  в│
│                │улучшении жилищных условий;                       │
│                │повышение       эффективности        использования│
│                │муниципального   жилищного   фонда   и   бюджетных│
│                │средств, выделяемых  на  реализацию  муниципальных│
│                │жилищных программ                                 │
├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Задачи Программы│Достижение   целей   Программы   решается    путем│
│                │выполнения следующих задач:                       │
│                │динамичное развитие рыночных и нерыночных подходов│
│                │к процессам воспроизводства жилья,  обеспечивающих│
│                │сохранение паритета между спросом  и  предложением│
│                │на рынке недвижимости;                            │
│                │дальнейшее развитие  рынка жилья, включая создание│
│                │организационных условий для объединения финансовых│
│                │средств участников жилищного рынка:               │
│                │бюджетных ресурсов;                               │
│                │средств    населения,     средств     предприятий,│
│                │направляемых на улучшение жилищных  условий  своих│
│                │работников,  заемных  средств   и   инвестиционных│
│                │ресурсов;                                         │
│                │формирование   инвестиционной    привлекательности│
│                │жилищной     сферы,     системы     финансирования│
│                │строительства и приобретения жилья;               │
│                │создание  эффективного  механизма   предоставления│
│                │жилья  на  базе  долгосрочного  кредитования   при│
│                │минимизации   уровня   бюджетного   финансирования│
│                │жилищной сферы;                                   │
│                │ускорение  темпов  обеспечения  жильем   категорий│
│                │граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в│
│                │жилых помещениях до 01.03.2005, малоимущих граждан│
│                │в   соответствии   с   требованиями   действующего│
│                │законодательства  за   счет   увеличения   объемов│
│                │строительства, включая дополнительное  привлечение│
│                │на  взаимовыгодной   основе   финансовых   средств│
│                │физических   и   юридических   лиц   в    жилищное│
│                │строительство;                                    │
│                │осуществление дифференцированной поддержки жителей│
│                │города Казани в строительстве и приобретении жилых│
│                │помещений;                                        │
│                │совершенствование   систем   учета    граждан    и│
│                │управления    жилищным    фондом    муниципального│
│                │образования города Казани                         │
├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Принципы        │Основными    принципами    реализации    Программы│
│реализации      │являются:                                         │
│Программы       │добровольность участия  физических  и  юридических│
│                │лиц;                                              │
│                │адресная  направленность   реализации   механизмов│
│                │подпрограмм;                                      │
│                │гласность  и   публичность   реализации   основных│
│                │мероприятий                                       │
├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Ожидаемые       │В  результате  реализации   Программы   ожидаются:│
│конечные        │повышение доступности жилья для жителей г. Казани;│
│результаты      │обеспечение   жилыми   помещениями  6 900   семей,│
│реализации      │состоящих на учете в качестве нуждающихся в  жилых│
│Программы       │помещениях в муниципальном образовании г.  Казани,│
│                │в  рамках  реализации   Подпрограммы   "Социальное│
│                │жилье";                                           │
│                │реализация в собственность участникам Подпрограммы│
│                │"Доступное  жилье"   более  600 000  кв.  м  жилой│
│                │площади;                                          │
│                │стабилизация  стоимости  квадратного  метра  жилой│
│                │площади  на  рынке  жилья  в  городе  с  ежегодным│
│                │ростом,   не   превышающим   уровня   инфляции   в│
│                │строительстве                                     │
├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│Сроки реализации│2007 - 2027 годы                                  │
│Программы       │                                                  │
└────────────────┴──────────────────────────────────────────────────┘

Введение

Формирование новой эффективной системы финансирования строительства и приобретения жилья является в настоящее время одной из самых актуальных и приоритетных задач жилищной политики.
За период, прошедший с начала реформирования жилищной сферы, произошли кардинальные изменения в источниках финансирования строительства и приобретения жилья. Бюджетные источники перестали играть основополагающую роль, значительное место в системе финансирования стали занимать средства частных инвесторов (в том числе населения), привлекаемых к строительству жилья. При этом система жилищного строительства опирается как на прямые частные инвестиции, так и на кредитные ресурсы. Данная ситуация характерна и для приобретения жилых помещений на вторичном рынке жилья.
Основными проблемами в сфере финансирования жилищного строительства являются:
- невысокий уровень доходов населения, сопровождающийся недостаточной степенью доверия граждан к участникам жилищного рынка;
- ограниченный объем бюджетных ресурсов, направляемых в сферу жилищного строительства;
- отсутствие эффективных схем кредитования, которые удовлетворяли бы финансовым возможностям основной массы работающего населения для приобретения жилья в собственность.
За последние годы произошло значительное увеличение разрыва между ценами на жилье и доходами основной массы жителей, что послужило основной причиной резкого снижения доступности жилья в муниципальном образовании городе Казани.
Реализация задач, поставленных в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", на территории муниципального образования г. Казани предполагает создание эффективного механизма развития жилищного строительства, обуславливающего выбор следующих направлений деятельности:
- реализация на практике основных принципов доступности жилья путем создания и внедрения механизмов, обеспечивающих развитие рынка жилья на основе консолидации ресурсов программ жилищного строительства, объединяющих на взаимовыгодных основах бюджетные и внебюджетные средства;
- формирование финансовой и материальной базы (жилищного фонда) для реализации обязательств органов местного самоуправления г. Казани по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- сочетание комплексного подхода в процессе воспроизводства жилья: финансирования, инвестирования, строительства и распределения, обеспечивающих создание условий для свободного выбора семьями способа удовлетворения жилищных потребностей.
Разработка Программы основана на анализе многообразия существующих моделей и схем финансирования жилищного строительства, получивших распространение в Российской Федерации и Республике Татарстан.
Анализ существующего опыта предоставления жилья и сопоставление различных финансовых схем показывают, что наименее затратной для участника и наиболее экономически эффективной для привлечения финансовых ресурсов является схема продажи жилья с рассрочкой платежа.

1. Анализ текущего состояния проблем
жилищного строительства

Осуществленные реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот от административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущим гражданам и иным категориям граждан, установленным законодательством Российской Федерации. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.
Изменилась структура жилищного фонда города по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья. Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные и индивидуальные застройщики. В последние годы началось активное развитие ипотечного жилищного кредитования.
Совсем недавно в г. Казани завершила свою работу беспрецедентная, не имеющая аналогов в Российской Федерации Программа ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья. За 9 лет ее реализации 33372 семьи переселены из ветхого фонда.
С принятием Закона Республики Татарстан от 27.12.2004 № 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" и выходом весной 2005 года ряда нормативных документов Кабинета Министров Республики Татарстан взяла старт программа социального ипотечного кредитования.
С марта 2006 года набирает ход строительство домов в г. Казани по Программе социальной ипотеки, инвестируемой Государственным жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Республики Татарстан.
В рамках реализации Программы социальной ипотеки в 2006 году в г. Казани введены в эксплуатацию 13 жилых домов на 1508 семей в разных районах столицы общей площадью более 86,0 тыс. кв. м. Состав жильцов заселенных домов весьма показателен, среди них в основном работники бюджетной сферы - врачи, учителя, работники культуры и искусства, сотрудники правоохранительных органов, люди с небольшими доходами, причем почти треть из них - молодые семьи.
К сожалению, в настоящее время решить жилищный вопрос всех очередников, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании городе Казани, в рамках реализации Программы социальной ипотеки невозможно.
Наряду с указанными положительными результатами преобразований пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения. Большое количество семей казанцев с надеждой остается ожидать от государства помощи в решении жилищных проблем.
На сегодня по г. Казани таких очередников около 24000 человек. Среди них имеются дети-сироты и граждане, которые в первую очередь нуждаются в поддержке со стороны государства. В 2006 году лишь 30 детей-сирот, проживающих в г. Казани, были обеспечены жильем за счет средств республиканского бюджета. Вместе с тем почти 100 детей-сирот в настоящее время состоят в списке очередников на жилье и вынуждены ожидать своей очереди по 5 - 10 лет.
Кроме того, более 100 семей считаются пострадавшими в результате пожаров, 93 - вынуждены проживать с членами семьи, которые больны открытой формой туберкулеза. Около 20000 семей состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на предприятиях города по месту работы. Среднее время ожидания составляет более 20 лет.
Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами.
Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.
Однако даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение жилья на рынке, что приводит к постоянному росту цен на жилье. В этой ситуации большая часть жилищного строительства финансируется непосредственно за счет средств населения.
Недостаточные объемы жилищного строительства отражают низкую эффективность этого сектора экономики, высокие административные барьеры на рынке и высокую степень его монополизации.
В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, оказать поддержку в приобретении жилья, в том числе с помощью предоставления рассрочки, отдельным категориям граждан.
В первую очередь это касается граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005, малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства.
Необходимо обеспечить условия для существенного роста объемов жилищного строительства с целью увеличения предложения жилья на конкурентном рынке в соответствии с ростом платежеспособного спроса населения.
Проблемы переходного периода не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов в течение нескольких лет, а от органов местного самоуправления - стимулирования вовлечения внебюджетных ресурсов, а также непосредственного использования средств федерального бюджета в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Развитие жилищного фонда социального использования, обеспечение условий для жилищного строительства должны опираться на новые формы и механизмы улучшения жилищных условий жителей. В долгосрочной перспективе необходимо обеспечить устойчивое функционирование жилищной сферы, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без существенного привлечения значительных объемов бюджетных средств.
В связи с вышеизложенным Исполнительным комитетом г. Казани разработана настоящая Программа, являющаяся новым этапом в решении жилищной проблемы на муниципальном уровне.

2. Цели и задачи Программы

Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" предусматривает меры, которые раньше не рассматривались в федеральных целевых программах. Определены задачи федерального центра, региональных властей. Перед муниципалитетами стоят следующие задачи:
- привлечение средств частных инвесторов в сферу жилищного строительства и реформа управления жилищным фондом;
- создание условий для увеличения объемов жилищного строительства;
- предоставление социального жилья малоимущим гражданам, очередникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом Федеральная целевая программа "Жилище" и входящие в ее состав подпрограммы должны стать одним из основных механизмов реализации национального проекта на муниципальном уровне. Комплекс мероприятий Программы направлен на достижение следующих целей:
1) реализация на территории муниципального образования города Казани целей и задач приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";

]]>
2) обеспечение права жителей г. Казани на приобретение жилых помещений на рынке жилья за доступную плату;
3) увеличение объемов предоставления социального жилья и сокращение максимального срока ожидания улучшения жилищных условий казанцев, в установленном порядке признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий;
4) повышение эффективности использования муниципального жилищного фонда и бюджетных средств, выделяемых на реализацию муниципальных жилищных программ.
Достижение целей Программы решается путем выполнения следующих задач:
- динамичное развитие рыночных и нерыночных подходов к процессам воспроизводства жилья, обеспечивающих сохранение паритета между спросом и предложением на рынке недвижимости;
- дальнейшее развитие рынка жилья, включая создание организационных условий для объединения финансовых средств участников жилищного рынка: бюджетных ресурсов, средств населения, средств предприятий, направляемых на улучшение жилищных условий своих работников, заемных средств и инвестиционных ресурсов;
- формирование инвестиционной привлекательности жилищной сферы, системы финансирования строительства и приобретения жилья;
- создание эффективного механизма предоставления жилья на базе долгосрочного кредитования при минимизации уровня бюджетного финансирования жилищной сферы;
- ускорение темпов обеспечения жильем граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005, малоимущих граждан в соответствии с требованиями действующего законодательства за счет увеличения объемов строительства, включая дополнительное привлечение на взаимовыгодной основе финансовых средств физических и юридических лиц в жилищное строительство;
- осуществление дифференцированной поддержки жителей города Казани в строительстве и приобретении жилых помещений;
- совершенствование систем учета граждан и управления жилищным фондом муниципального образования города Казани;
- совершенствование нормативно-правовой базы в части обеспечения защиты интересов казанцев на рынке недвижимости в жилищной сфере и повышения доступности приобретения жилых помещений.

3. Нормативно-правовая основа реализации Программы

За период начиная с 2004 года по настоящее время была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.
Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 году в результате принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного и Градостроительного кодексов Российской Федерации.
Новые правовые условия создают основу для реализации на практике поставленных целей и требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления, осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.
Второй этап реализации Федеральной целевой программы (2006 - 2010 годы) осуществляется в рамках Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и предусматривает продолжение преобразований в жилищной сфере, а также реализацию комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены реальные возможности органов местного самоуправления в решении проблем жилищного строительства и обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Основные направления деятельности закреплены в Законе Республики Татарстан от 28.07.2004 № 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", Законе Республики Татарстан от 27.12.2004 № 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан".
При разработке Программы учтены изменения, внесенные в Федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 865.
В Программе нашли отражение последние изменения федерального законодательства, обусловленные внесением изменений и дополнений в Жилищный, Бюджетный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, в Федеральные законы "Об ипотеке (залоге недвижимости)", "Об ипотечных ценных бумагах", "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", "О жилищных накопительных кооперативах", "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации"; Республиканской программы развития жилищного строительства в Республике Татарстан и Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004 - 2010 годы.
Таким образом, Программа отражает приоритетные направления и механизмы реализации жилищной политики, определенные законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан.

4. Механизм реализации Программы

Программа является дополнением, позволяющим усилить социальную направленность основных принципов и положений государственной жилищной политики в отношении граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определенных в Законе Республики Татарстан "О мерах по государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан".
В рамках настоящей Программы разработаны механизмы, позволяющие уполномоченным органам Исполнительного комитета муниципального образования города Казани самостоятельно решать комплекс задач, возложенных на них жилищным законодательством.
Механизм реализации Программы состоит из 3 основных частей:
1. Механизм финансирования Программы.
2. Подпрограмма "Доступное жилье".
3. Подпрограмма "Социальное жилье", а также в рамках ее реализации - формирование муниципального жилищного фонда социального использования для последующего предоставления его гражданам, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005, малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства.
Механизм финансирования Программы формирует необходимую финансово-экономическую базу реализации Подпрограммы "Доступное жилье" и последующего финансирования Подпрограммы "Социальное жилье".

Программа "Жилье горожанам на 2007 - 2027 годы"

┌────────────────┐       ┌──────────────┐       ┌──────────────┐
│                │       │              │       │              │
│                │       │              │       │              │
│    Механизм    │       │ Подпрограмма │       │ Подпрограмма │
│ финансирования │------>│  "Доступное  │------>│ "Социальное  │
│   Программы    │       │    жилье"    │       │    жилье"    │
│                │       │              │       │              │
│                │       │              │       │              │
└────────────────┘       └──────────────┘       └──────────────┘

Финансовые средства и материальные ресурсы, необходимые для реализации Программы, привлекаются на взаимовыгодных условиях из различных источников, включая бюджетные и внебюджетные средства, имеют целевое назначение.
Средства Программы направляются на строительство жилищного фонда, подлежащего реализации участникам Подпрограммы "Доступное жилье". Предоставление жилых помещений в собственность участникам осуществляется по договору купли-продажи с предоставлением рассрочки по оплате стоимости и обременением передаваемого жилья залогом до момента исполнения долговых обязательств. Данный механизм имеет наименование - подпрограмма "Доступное жилье".
Механизм предоставления жилья, основанный на условиях срочности, возвратности и возмездности стоимости реализованного жилья, предусматривает осуществление капитализации денежных средств Подпрограммы "Доступное жилье".
Капитализированные средства направляются на формирование муниципального жилищного фонда социального использования для последующего предоставления его гражданам, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005, малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства.
В данном случае предусмотрено предоставление жилья по договорам социального найма. Наименование данной части Программы - Подпрограмма "Социальное жилье".
При реализации Подпрограмм "Доступное жилье" и "Социальное жилье" предусматривается реализация или предоставление не только вновь построенного, но и вторичного жилья, освобождаемого в результате механизмов реализации подпрограмм.

4.1. Механизм финансирования Программы

Одной из форм участия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в вопросах поддержки финансирования жилищного строительства и приобретения жилья становится создание организационных условий для объединения финансовых средств участников жилищного рынка: бюджетных ресурсов, средств населения, средств предприятий, направляемых на улучшение жилищных условий своих работников, заемных средств и инвестиционных ресурсов.
Такое объединение призвано способствовать, с одной стороны, повышению доверия потенциальных инвесторов, с другой - более эффективному и экономному использованию бюджетных средств и ресурсов частных инвесторов в жилищном строительстве.
Непосредственная организация Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани комплексного подхода финансирования жилищного строительства в реальных экономических условиях позволяет:
- сконцентрировать финансовые потоки, направляемые в жилищное строительство;
- обеспечить прозрачность активов и подотчетность расходования целевых средств;
- исключить риск обмана граждан и потенциальных инвесторов;
- повысить объемы привлекаемых средств юридических лиц и населения;
- оперативно решать организационные и методологические проблемы.
Финансовые средства и материальные ресурсы, направляемые на реализацию Программы, разделяются по источникам их возникновения, имеют целевое назначение.
Основными бюджетными источниками формирования средств Программы являются:
- целевые средства, предусмотренные федеральными, республиканскими программами развития жилищного строительства;
- целевые бюджетные средства, направленные Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани на формирование жилищного фонда;
- инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;
- средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
- расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;
- расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности муниципальных образований;
- субвенции и субсидии;
- средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
- другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Целевое внебюджетное финансирование с привлечением инвестиционных и кредитных ресурсов включает в себя:
- инвестиционные взносы предприятий, организаций, общественных объединений и граждан, направленные на реализацию муниципальной жилищной программы;
- целевые добровольные взносы предприятий, организаций, общественных объединений и граждан Российской Федерации, а также иностранных юридических лиц и граждан;
- целевые кредиты, полученные под реализацию муниципальных жилищных программ;
- другие финансовые и иные средства, полученные на законных основаниях в соответствии с законодательствами Российской Федерации, Республики Татарстан и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования города Казани.
Средства Программы направляются на формирование жилищного фонда, подлежащего реализации по Подпрограмме "Доступное жилье".
Предоставление жилых помещений осуществляется по договору купли-продажи с предоставлением рассрочки по оплате стоимости жилья. С момента передачи жилого помещения и до момента оплаты его стоимости жилое помещение считается находящимся в залоге.
Механизм предоставления жилья по Подпрограмме "Доступное жилье", основанный на условиях срочности, возвратности и возмездности стоимости реализованного жилья, предусматривает процесс капитализации финансовых и материальных ресурсов Программы. Капитализированные средства подлежат реинвестированию в Подпрограмму "Доступное жилье" и на формирование муниципального жилищного фонда социального использования, являющегося базой Подпрограммы "Социальное жилье".

4.2. Подпрограмма "Доступное жилье"

Основу Подпрограммы "Доступное жилье" составляет механизм предоставления жилья в собственность по договору купли-продажи с предоставлением рассрочки по оплате его стоимости и обременением передаваемого жилья залогом до момента исполнения долговых обязательств.
Оформление жилья в собственность позволяет участнику воспользоваться налоговыми льготами, предусмотренными налоговым законодательством к приобретателям жилых помещений.
Механизм предоставления жилья по Подпрограмме "Доступное жилье", основанный на условиях срочности, возвратности и возмездности стоимости реализованного жилья, предусматривает осуществление денежных выплат, состоящих из двух основных частей:
- первоначального взноса денежными средствами и/или зачетом стоимости жилья, находящегося в собственности Участника и передаваемого в качестве первоначального взноса;
- обязательных ежемесячных платежей с уплатой процентов на сумму неоплаченной стоимости жилого помещения.
Ежемесячный платеж участника рассчитывается аннуитетным способом. По согласованию сторон график обязательных выплат может корректироваться, что оформляется дополнительным соглашением.
Сумма обязательных ежемесячных платежей вносится в график обязательных выплат, являющийся неотъемлемой частью договора купли-продажи.
Имущество и риски, связанные с гарантией возвращения суммы неоплаченной стоимости жилого помещения, страхуются в соответствии с действующим законодательством.
Участниками Подпрограммы "Доступное жилье" могут выступать физические и юридические лица.
Физические лица - любое дееспособное лицо или группа физических лиц (семья), которые в совокупности удовлетворяют следующим требованиям:
- зарегистрированы по месту постоянного жительства на территории муниципального образования города Казани;
- уровень обеспеченности Участника и членов его семьи жилыми помещениями, занимаемыми гражданами по договору найма и/или находящимися в собственности граждан, составляет менее нормы предоставления площади жилого помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства;
(абзац введен решением Казанской городской Думы от 19.12.2007 № 7-26)
- имеют постоянный и надежный источник дохода, при этом 35% от суммарного месячного дохода физического лица (семьи) должны превышать размер обязательных ежемесячных выплат по предоставляемой рассрочке платежей;
- имеют в наличии денежную сумму для внесения первоначального взноса и/или жилье, находящееся в собственности участника, передаваемое в качестве оплаты первоначального взноса;
- зарегистрированы в качестве Участника Подпрограммы "Доступное жилье" на условиях целевого бюджетного или внебюджетного финансирования.
(в ред. решения Казанской городской Думы от 07.10.2009 № 15-43)
(см. текст в предыдущей редакции)
Юридические лица - предприятия (организации) независимо от форм собственности, отвечающие следующим требованиям:
- зарегистрированы в качестве налогоплательщиков на территории муниципального образования города Казани;
- не имеют задолженностей по платежам в бюджеты всех уровней в соответствии с действующим законодательством;
- зарегистрированы в качестве Участника Подпрограммы "Доступное жилье" на условиях целевого внебюджетного финансирования.
(в ред. решения Казанской городской Думы от 07.10.2009 № 15-43)
(см. текст в предыдущей редакции)

4.2.1. Механизм реализации Подпрограммы "Доступное жилье"
на условиях целевого бюджетного финансирования

Формирование жилищного фонда, подлежащего реализации по Подпрограмме "Доступное жилье" на условиях целевого бюджетного финансирования, осуществляется уполномоченным органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - Уполномоченный орган) посредством использования, реконструкции и строительства объектов муниципального жилищного фонда, включения жилых помещений, передаваемых участниками Подпрограммы "Доступное жилье" в качестве первоначального взноса.
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани создает нормативно-правовые основы для юридического и организационного обеспечения сделок купли-продажи жилых помещений в рамках Подпрограммы "Доступное жилье".
Исходными положениями приобретения жилого помещения участником Подпрограммы "Доступное жилье" за счет целевых бюджетных источников финансирования в рамках реализации I этапа Программы являются:
- наличие денежной суммы (не менее 30% от стоимости приобретаемого жилого помещения) для внесения первоначального взноса и/или наличие жилья, находящегося в собственности Участника и передаваемого в качестве оплаты первоначального взноса;
- сумма рассрочки по оплате приобретаемого жилого помещения, предоставляемая Участнику, не может превышать 70% его стоимости;
- жилое помещение, приобретаемое Участником в зависимости от принимаемых им обязательств по выплате суммы рассрочки и внесению первоначального взноса, может быть оформлено в собственность.
Гражданам, принятым на учет по месту жительства в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005; малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с требованиями действующего законодательства; гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений в соответствии с требованиями действующего законодательства; муниципальным служащим и иным должностным лицам органов местного самоуправления г. Казани; гражданам, заключившим трудовые договоры с муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями г. Казани; молодым ученым, а также иным категориям граждан, зарегистрированным на территории г. Казани, - по представлению Главы муниципального образования г. Казани, изъявившим желание принять участие в Подпрограмме "Доступное жилье", предоставляется право на приобретение жилого помещения с рассрочкой платежа неоплаченной стоимости жилого помещения и уплатой процентов по процентной ставке 7 (семь) процентов годовых от суммы неоплаченной стоимости жилого помещения.
(в ред. решения Казанской городской Думы от 07.10.2009 № 15-43)
(см. текст в предыдущей редакции)
Следующие категории жителей г. Казани имеют возможность принять участие в Подпрограмме "Доступное жилье" в рамках целевого бюджетного финансирования на условиях предоставления права на приобретение жилого помещения с рассрочкой платежа неоплаченной стоимости жилого помещения и уплатой процентов по процентной ставке 11 (одиннадцать) процентов годовых от суммы неоплаченной стоимости жилого помещения:
(в ред. решения Казанской городской Думы от 07.10.2009 № 15-43)
(см. текст в предыдущей редакции)
- граждане, имеющие право на государственную финансовую поддержку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 "О некоторых вопросах реализации Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" и изъявившие желание принять участие в Подпрограмме "Доступное жилье";
- молодые семьи, имеющие права на улучшение жилищных условий в рамках реализации Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 865.
Период предоставления рассрочки определяется по желанию участника и в зависимости от его финансовых возможностей, но не может превышать 20 лет.
Физическим лицам присваивается уникальный регистрационный номер, определяющий очередность выбора жилых помещений и дальнейшего заключения договора купли-продажи.
Формирование учетных дел и регистрационный учет жителей, изъявивших желание принять участие в Подпрограмме "Доступное жилье" на условиях целевого бюджетного финансирования, осуществляет Уполномоченный орган в порядке, установленном Руководителем Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.

4.2.2. Механизм реализации Подпрограммы "Доступное жилье"
на условиях целевого внебюджетного финансирования

В рамках реализации Подпрограммы "Доступное жилье", основанной на целевом внебюджетном финансировании, предполагаются варианты взаимодействия с предприятиями и организациями города, имеющими работников, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий по месту работы; с жителями муниципального образования города Казани, пожелавшими улучшить свои жилищные условия на договорной основе.
Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани создаются организационно-правовые условия для формирования и реализации жилищного фонда Подпрограммы "Доступное жилье".
Формирование жилищного фонда Подпрограммы "Доступное жилье" на условиях целевого внебюджетного финансирования осуществляется посредством реконструкции и строительства объектов жилищного фонда, включения жилых помещений, передаваемых участниками Программы в качестве первоначального взноса с привлечением инвестиционных и кредитных ресурсов.
Целевое внебюджетное финансирование Подпрограммы "Доступное жилье" юридическими и физическими лицами осуществляется в соответствии с их инвестиционным и (или) долевым участием в целевом внебюджетном финансировании Подпрограммы "Доступное жилье".
Участниками, которым предоставляется право на приобретение жилого помещения с рассрочкой платежа неоплаченной стоимости жилого помещения и уплатой процентов по процентной ставке 11 (одиннадцать) процентов годовых от суммы неоплаченной стоимости жилого помещения, признаются:
- юридические лица - предприятия (организации) независимо от форм собственности, принятые на учет в качестве участников Подпрограммы "Доступное жилье" на условиях целевого внебюджетного финансирования и изъявившие желание осуществить инвестиционные взносы или долевое участие в строительстве объектов жилищного фонда не менее 50% стоимости жилых помещений на момент их предоставления;
(в ред. решения Казанской городской Думы от 07.10.2009 № 15-43)
(см. текст в предыдущей редакции)
- физические лица, принятые на учет в качестве участников Подпрограммы "Доступное жилье" на условиях целевого внебюджетного финансирования и изъявившие желание осуществить инвестиционные взносы или долевое участие в строительстве объектов жилищного фонда не менее 30% стоимости жилых помещений на момент их предоставления.
(в ред. решения Казанской городской Думы от 07.10.2009 № 15-43)
(см. текст в предыдущей редакции)
Жилые помещения, построенные за счет целевого внебюджетного финансирования Программы с привлечением инвестиционных и кредитных ресурсов, реализуются по рыночным ценам с использованием механизмов ипотечного кредитования на договорных условиях.

4.3. Подпрограмма "Социальное жилье"

Реализация Подпрограммы "Социальное жилье" предусматривает предоставление жилья по договору социального найма гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005, малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с действующим законодательством.
Основой реализации Подпрограммы "Социальное жилье" является создание муниципального жилищного фонда социального использования. Муниципальный жилищный фонд социального использования формируется за счет реконструкции и строительства объектов жилищного фонда, включения жилых помещений, передаваемых Участниками Программы в качестве первоначального взноса.
Жители муниципального образования города Казани имеют право на однократное улучшение жилищных условий по механизму Подпрограммы "Социальное жилье".
В рамках реализации Подпрограммы "Социальное жилье" осуществляется формирование маневренного муниципального жилищного фонда в составе муниципального жилищного фонда социального использования.
Маневренный муниципальный жилищный фонд в соответствии с требованиями действующего законодательства используется как временное место проживания.

4.4. Дальнейшая социальная направленность
механизма реализации Программы

В зависимости от конкретных экономических условий и темпов реализации Программы дополнительно предполагается:
- снижение процентных ставок по рассрочке до 3% и 7% годовых в соответствии с механизмами реализации Подпрограммы "Доступное жилье";
- снижение размера обязательного первоначального взноса с 30% стоимости приобретаемого жилья до 10%;
- внедрение механизма реализации жилья "50/50" - продажа жилья за 50% его стоимости для граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005, малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с действующим законодательством.
Конкретные положения по реализации отдельно взятых механизмов Программы утверждаются решениями Казанской городской Думы.

5. Организационная и функциональная схема
реализации Программы

Организационная схема реализации Программы включает в себя всех субъектов и определяет формы их взаимодействия как участников единого процесса. Субъектами этой системы взаимодействия являются:
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани - распорядитель бюджета Программы - создает следующие организационно-правовые условия для реализации мероприятий Программы:
- привлечение долгосрочных и среднесрочных внебюджетных ресурсов;
- развитие инвестиционного характера механизма реализации Программы;
- юридическое и организационное сопровождение отношений с Участниками Подпрограммы "Доступное жилье" за счет целевого бюджетного финансирования;
- организация исполнения функций инвестора, застройщика Подпрограммы "Доступное жилье", основанной на целевом внебюджетном финансировании;
- реинвестирование доходов, полученных в рамках реализации Подпрограммы "Доступное жилье", в Подпрограмму "Социальное жилье";
- контроль за исполнением бюджета Программы, за целевым использованием целевых бюджетных средств.
Уполномоченный орган выполняет следующие функции:
- исполнение бюджета Программы;
- организация эффективного взаимодействия субъектов Программы;
- формирование муниципального заказа на строительство и реконструкцию жилых помещений, формирование количественного и качественного состава участников Программы;
- исполнение функций инвестора, заказчика строительства Подпрограммы "Доступное жилье" за счет целевого бюджетного финансирования и Подпрограммы "Социальное жилье".
Участник Программы - главный субъект Программы. Программа предусматривает самостоятельный выбор Участником форм и способов участия в приобретении жилья в собственность.
Физические лица - любое дееспособное лицо или группа физических лиц (семья), которые в совокупности удовлетворяют требованиям настоящей Программы.
Юридические лица - предприятия (организации) независимо от форм собственности, которые удовлетворяют требованиям настоящей Программы.

6. Прогнозные объемы и темпы реализации Программы

Финансово-экономическая модель Программы, несмотря на значительную социальную нагрузку, построена на принципах самодостаточности.
Плановые показатели финансирования Программы за счет бюджетов всех уровней, объемы строительства жилья ежегодно устанавливаются Руководителем Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.
Прогнозные показатели реализации Программы:
1) капитализация денежных средств, основанная на механизмах возвратности и возмездности, позволит реинвестировать в реализацию Программы более 18500,0 млн руб., в том числе:
- Подпрограммы "Доступное жилье" - 8500,0 млн руб.;
- Подпрограммы "Социальное жилье" - 7440,0 млн руб.;
- возврат расходов бюджета составит более 2600,0 млн руб.;
2) в рамках реализации Подпрограммы "Доступное жилье", используя бюджетные источники финансирования, предполагается реализовать в собственность Участникам Подпрограммы более 600 тысяч кв. м жилой площади, что позволит улучшить жилищные условия около 11 400 семей;
3) по Подпрограмме "Социальное жилье" планируется предоставить жилые помещения по договорам социального найма в объеме более 370 тысяч кв. м (около 6900 семей).

7. Этапы реализации Программы

Программа разрабатывается на период 2007 - 2027 гг. с последующей корректировкой и смещением сроков реализации в зависимости от конкретных результатов и реальных финансово-экономических условий (скользящая программа). Она включает комплекс мероприятий по решению первоочередных задач на переходном этапе и рассматривается как основа жилищной политики муниципального образования города Казани в долгосрочной перспективе.
Весь период реализации Программы условно разделен на два основных этапа:
I этап - инвестиционный. Период начала реализации основных механизмов и подпрограмм. Доведение до расчетных значений объемов финансирования и реализации Программы. Осуществляется формирование жилищного фонда Подпрограмм "Доступное жилье" и "Социальное жилье". Привлекаются заемные финансовые средства. Развивается система целевого внебюджетного финансирования мероприятий Программы. Возможна корректировка основных положений реализации Программы.
Срок реализации: 2007 - 2017 годы.
II этап - основной. На протяжении данного этапа решаются поставленные Программой задачи. Утверждаются необходимые положения и вводятся в действие дополнительные механизмы Подпрограммы "Доступное жилье", предусмотренные пунктом 4.4 настоящей Программы. В зависимости от финансово-экономической ситуации рассматривается возможность предоставления дополнительных социальных гарантий и льгот. Реализуется процесс возмещения целевых бюджетных средств, направленных на реализацию Программы.
Срок реализации: 2018 - 2027 годы.

8. Информационное обеспечение Программы

Информационное обеспечение Программы является задачей, которая обеспечивает гласность и аналитическое обслуживание хода реализации Программы.
Выполнение аналитических функций включает в себя:
- анализ факторов, определяющих уровень жилищных потребностей населения г. Казани, проведение мониторинга спроса на жилье;
- прогнозирование рыночной конъюнктуры;
- разработка новых форм жилищного строительства и предложений по структуре объема заказа на жилищное строительство (определенных видов и типов жилых помещений);
- разработка предложений по использованию жилищного фонда.
Успех реализации мероприятий Программы во многом зависит от поддержки ее населением. Максимальная гласность может быть достигнута при использовании следующих методов информационного обеспечения:
- распространение справочных материалов о ходе реализации Программы;
- регулярное освещение в средствах массовой информации - в периодических изданиях, на студиях телевидения и на радиоканалах;
- использование коммерческой и социальной рекламы для информирования населения о ходе реализации Программы;
- регулярное проведение мониторинга общественного мнения с освещением его результатов в средствах массовой информации;
- активизация деятельности по проведению информационно-разъяснительной работы среди населения.

9. Оценка социально-экономической
эффективности Программы

Главным экономическим результатом Программы является реализация намеченного приоритетным национальным проектом "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" рыночного пути развития жилищного комплекса, обеспечивающего создание условий для выбора способа удовлетворения жилищных потребностей населения, использования выгоды от привлечения различных финансовых источников, эффективных механизмов, форм и методов управления с учетом конкретных задач и объективных условий развития экономики города.
Важнейшим экономическим условием выполнения задач Программы следует считать реализацию принципа самоокупаемости, реинвестирования капитальных вложений, направляемых на решение градостроительных и социальных задач в процессе застройки и реконструкции территорий.
Настоящая Программа предназначена для целенаправленного выбора конкретных рыночных и нерыночных механизмов развития жилищного строительства и должна обеспечить преобразование жилищной системы в целом. Социальные результаты отражают, достигнуты ли поставленные цели по обеспечению жильем всех категорий населения города.
Формирование эффективной инвестиционной политики Программы находится в рамках решения социальной модели развития и подчинено задаче улучшения жилищных условий населения непосредственно через увеличение объема жилищного фонда, создание эффективной модели удовлетворения платежеспособного спроса различных категорий населения на жилье.

Заместитель Главы
Л.Н.АНДРЕЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru