Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 8 сентября 2009 года

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, КАСАЮЩИХСЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО

Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российиской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2008) были внесены изменения в Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) и ряд законодательных актов, регулирующих деятельность ООО.
Изменения, касающиеся регулирования деятельности обществ с ограниченной ответственностью, внесены в Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) и Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Большинство поправок, внесенных Федеральным законом от 30.12.2008, вступили в силу с 1 июля 2009 года.
До 1 января 2010 года все общества с ограниченной ответственностью должны привести свои учредительные документы в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом об ООО.
Кроме того, 22 июля 2009 года был официально опубликован Федеральный закон от 19.07.2009 № 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19.07.2009), которым были внесены некоторые изменения в положения Закона об ООО. Отдельные положения вступили в силу со дня официального опубликования, т.е. с 22 июля 2009 года, а некоторые вступят в силу только по истечении 90 дней после его официального опубликования.
Федеральный закон от 30.12.2008 частично изменил терминологию, используемую в гл. 4 ГК РФ и Законе об ООО. Ранее применительно к обществам с ограниченной ответственностью наряду с понятием "доли уставного капитала" использовалось понятие "вклады участников". Теперь согласно поправкам, внесенным в указанные акты, термин "вклады участников" исключен из положений, касающихся учреждения ООО.

В ЗАКОНЕ ОБ ООО ПОЯВИЛИСЬ НОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ООО

Основным нововведением является исключение учредительного договора из состава учредительных документов. Так, согласно ст. 89 ГК РФ единственным учредительным документом общества является Устав. Аналогичное положение содержится в п. 5 ст. 11 Закона об ООО. Однако исключение из числа учредительных документов учредительного договора не означает, что при учреждении ООО его учредители не должны подписывать договор об учреждении (п. 1 ст. 89 ГК РФ).
В связи с тем, что договор, заключаемый при учреждении, утратил статус учредительного документа, положения, разъясняющие его содержание, были перенесены из ст. 12 Закона об ООО в ст. 11 указанного Закона. В целом эти положения повторяют ранее действующие, за исключением того, что теперь в договоре об учреждении не требуется указывать состав участников, порядок распределения прибыли между ними, состав органов общества и порядок выхода из него.
Ранее действовавшие нормы Закона об ООО, касающиеся содержания учредительного договора, предусматривали возможность указания в договоре ответственности за нарушение обязанности по внесению вклада. Однако данные положения не разъясняли, какой может быть ответственность. Теперь же в ст. 16 Закона об ООО установлено, что договор об учреждении может содержать условие о взыскании неустойки (штрафа, пени) за неисполнение обязанности по оплате долей в уставном капитале общества.
Небольшие изменения внесены в положения о содержании Устава ООО. Так, теперь в Уставе могут не указываться сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества. Ранее при изменении размера долей участников общества ООО было обязано вносить данные изменения в Устав и учредительный договор. Теперь же этого не потребуется, если Устав общества не содержит соответствующих сведений.
Кроме того, с 01.07.2009 данные о порядке и последствиях выхода участника из общества отражаются в уставе, только если право на выход из общества предусмотрено Уставом.
С 1 июля 2009 года учредители (участники) общества согласно п. 3 ст. 8 Закона об ООО вправе заключить договор об осуществлении прав участников общества, по которому они обязуются осуществлять определенным образом свои права и (или) воздерживаться от их осуществления.
Пункт 3 данной статьи также содержит примеры того, каким образом участники общества могут урегулировать осуществление своих прав. В частности, они могут:
- определить порядок голосования на общем собрании участников общества;
- согласовывать вариант голосования с другими участниками;
- согласовать условия продажи долей и установить продажную цену доли между участниками общества.
Между тем перечень, установленный п. 3 ст. 8 Закона об ООО, не является исчерпывающим, что позволит участникам общества урегулировать порядок осуществления ими других действий.

НОВЫЕ РЕДАКЦИИ ГК РФ И ЗАКОНА ОБ ООО СОДЕРЖАТ НОВЫЙ ПОРЯДОК
ОТЧУЖДЕНИЯ ДОЛИ ДРУГИМ УЧАСТНИКАМ И ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ

Новые положения ст. 93 ГК РФ и ст. 21 Закона об ООО устанавливают, что продажа либо отчуждение доли третьим лицам допускается только с соблюдением требований Закона и Устава. Указанные нормы предусматривают преимущественное право участников общества и самого общества на покупку доли, отчуждаемой третьим лицам.
В ранее действующих положениях ст. 93 ГК РФ и ст. 21 Закона об ООО указывалось, что продажа или уступка иным образом участником общества своей доли (части доли) третьим лицам допускается, если это не запрещено Уставом общества.
Федеральным законом от 30.12.2008 термин "уступить" заменен на термин "отчуждать".
Можно предположить, что данные изменения были внесены для восполнения пробела в законодательстве, который позволял участникам общества обходить установленный в уставе запрет на уступку доли третьим лицам посредством заключения сделок дарения и мены.
Помимо запрета на отчуждение законодатель оставил ранее действующее положение ст. 21 Закона об ООО о преимущественном праве покупки доли (части доли), но в отличие от ранее действующей нормы новая предоставляет участникам право установить в Уставе общества цену покупки доли по преимущественному праву. При этом участник должен предложить другим участникам приобрести его долю по цене, определенной в Уставе, независимо от цены, предложенной третьему лицу.
Новая редакция ст. 21 Закона об ООО, в отличие от действовавшей ранее, установила дополнительные требования к форме сделки по отчуждению доли. Так, если раньше подобные сделки заключались в простой письменной форме, то с 01.07.2009 они подлежат обязательному нотариальному удостоверению. Несоблюдение данной формы влечет недействительность сделки по отчуждению доли.
Кроме того, ст. 21 Закона об ООО в новой редакции иначе определяет момент перехода прав на долю. Теперь права на долю переходят к приобретателю с момента нотариального удостоверения сделки по приобретению, а не с момента уведомления общества о состоявшейся уступке.
Статья 21 Закона об ООО четко регламентирует обязанности нотариуса при удостоверении сделки по отчуждению доли. Нотариус обязан проверить полномочия отчуждающего доли лица на распоряжение такими долями. Кроме того, указанная норма предоставляет ему право (которое, в свою очередь, является и его обязанностью) затребовать у продавца документы, по которым ранее была приобретена им доля, а также выписку из ЕГРЮЛ. Причем от того, какими документами продавец подтверждает свое право на долю, зависит и срок выписки из ЕГРЮЛ, за который она должна быть составлена до дня обращения к нотариусу. К обязанностям нотариуса также относится направление в регистрирующий орган в течение трех дней со дня удостоверения сделки по отчуждению доли заявления о внесении соответствующих изменений в государственный реестр, подписанного отчуждающим долю участником общества, с приложением документов, подтверждающих основания перехода прав на долю или ее часть.
Федеральным законом от 19.07.2009 в п. 14 ст. 21 Закона об ООО внесены изменения, согласно которым направление в регистрирующий орган документов, подтверждающих основания перехода прав на долю или часть доли, не требуется (настоящие изменения вступают в силу 22.07.2009). Таким образом, требования о направлении документов, подтверждающих основания перехода прав на долю или часть доли, действовали с 01.07.2009 по 22.07.2009.
В соответствии с Законом об ООО заявление может быть направлено по почте с уведомлением о вручении, а также иным способом, в частности с использованием факсимильной связи, компьютерных сетей и иных технических средств, если порядок такой передачи заявления определен Правительством РФ.
Федеральным законом от 19.07.2009 внесены изменения в Закон об ООО, согласно которым орган, уполномоченный определять иной способ передачи заявления в регистрирующий орган, является уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем стороны могут сами определить способ передачи указанного заявления с учетом требований ст. 21 Закона об ООО (настоящие изменения вступают в силу 22.07.2009).
Помимо обязанности направить документы в регистрирующий орган нотариус должен в течение трех дней с момента удостоверения сделки направить копии данных документов в общество. Но если требование по уведомлению регистрирующего органа императивно, то положение об уведомлении общества является диспозитивным, так как оно предусматривает возможность по соглашению лиц, заключающих сделку, самостоятельно уведомить о ней общество, что, в свою очередь, освобождает нотариуса от ответственности за неуведомление общества. Федеральным законом от 19.07.2009 внесены уточнения, касающиеся того, что в общество направляется только копия соответствующего заявления, документы же, являющиеся основанием для перехода прав на долю либо часть доли, направлять не требуется (настоящие изменения вступают в силу 22.07.2009).
Вступившими в силу 01.07.2009 изменениями существенным образом дополнены положения ст. 22 Закона об ООО, посвященной вопросам залога долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Положения прежней редакции ст. 22 Закона об ООО оставлены без изменений.
Так, ст. 22 Закона об ООО дополнена положениями о том, что договор залога, доли или части доли в уставном капитале общества подлежит нотариальному удостоверению. Несоблюдение нотариальной формы указанной сделки влечет за собой ее недействительность.
При этом установлена обязанность нотариуса, совершившего нотариальное удостоверение сделки, в трехдневный срок с момента нотариального удостоверения договора залога доли или части доли в уставном капитале общества передать в орган, осуществляющий госрегистрацию юридических лиц, заявление о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, подписанное участником общества - залогодателем, с указанием вида обременения (залога) доли или части доли и срока, в течение которого такое обременение будет действовать, либо порядка установления такого срока. Помимо обязанности передать в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ нотариус обязан передать обществу, доля или часть доли в уставном капитале которого заложена, копию заявления с приложением копии договора залога доли или части доли.
Федеральным законом от 19.07.2009 внесено изменение в части исключения из обязанностей нотариуса обязанности по передаче копии договора залога доли или части доли обществу (настоящие изменения вступают в силу 22.07.2009).
Кроме того, Федеральным законом от 19.07.2009 внесены дополнения в Закон об ООО, согласно которым запись в ЕГРЮЛ об обременении залогом доли или части доли в уставном капитале общества погашается на основании совместного заявления залогодателя и залогодержателя или вступившего в законную силу решения суда (настоящие изменения вступают в силу 22.07.2009).
В соответствии с новой редакцией ст. 26 Закона об ООО участник общества вправе выйти из него, только если это предусмотрено Уставом. Ранее действовавшее положение ст. 26 Закона об ООО устанавливало, что участник общества вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников или общества. Ограничить такое право положениями Устава было невозможно.
Кроме того, положения указанной статьи не допускают выход участника(ов) из общества, если это приведет к тому, что в обществе не останется ни одного участника.
С 1 июля 2009 года вступили в силу изменения, касающиеся положений о выплате и сроке выплаты действительной стоимости доли выходящему из общества участнику. Согласно предыдущей редакции Закона об ООО действительная стоимость доли выплачивается в течение шести месяцев с момента окончания финансового года, в котором участник подал заявление о выходе из общества.
В действующем же положении Закона об ООО установлено, что общество обязано выплатить выходящему участнику действительную стоимость его доли, которая определяется на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, или с согласия этого участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости либо в случае неполной оплаты им доли в уставном капитале общества действительную стоимость оплаченной части доли.
Срок выплаты составляет три месяца со дня возникновения соответствующей обязанности (если иное не предусмотрено Уставом).
Федеральным законом от 30.12.2008 Закон об ООО дополнен ст. 31.1, которая устанавливает обязанность общества вести список его участников. По своей сути данная обязанность аналогична обязанности акционерных обществ, предусмотренной в ст. 44 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Однако список участников общества не имеет такого юридического значения, как, например реестр акционеров, выписка из которого подтверждает права на акции. Выписка же из реестра участников общества не всегда является документом, подтверждающим права на долю, так как в соответствии с Законом об ООО в случае несоответствия данных, указанных в списке участников общества, сведениям, которые содержатся в ЕГРЮЛ, право на долю устанавливается на основании сведений из ЕГРЮЛ.

ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Статья 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, устанавливающая перечень сведений, которые содержатся в ЕГРЮЛ, претерпела изменения в части адреса места нахождения юридического лица и сведений, указываемых об ООО. При наличии у общества управляющего или управляющей организации в ЕГРЮЛ, помимо сведений о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации.
Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей дополнен положением о необходимости указания в государственном реестре следующих сведений в отношении обществ с ограниченной ответственностью:
- о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам;
- о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении;
- о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.

ИЗМЕНЕН ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ
ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Претерпела изменения статья 9 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регулирующая порядок представления документов при государственной регистрации.
Федеральным законом от 30.12.2008 в п. 1 ст. 9 внесены изменения, которыми установлено, что Правительство РФ может определять иной порядок представления документов на госрегистрацию, нежели установленный в п. 1 данной статьи. Федеральным законом от 19.07.2009 в указанный пункт внесены поправки следующего содержания: органом, определяющим иной порядок представления документов на регистрацию, является уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.
Статья 9 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей дополнена п. 1.4, который устанавливает перечень лиц, являющихся заявителями при государственной регистрации изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале ООО. С таким заявлением могут обратиться:
- участник общества;
- учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица;
- правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества;
- исполнитель завещания;
- нотариус.
Федеральным законом от 19.07.2009 в п. 1.4 ст. 9 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей внесены изменения. Согласно данным изменениям от лица участника ликвидируемого общества или от лица правопреемника реорганизованного лица в регистрирующий орган может обратиться руководитель постоянно действующего исполнительного органа такого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, а также физическое лицо, действующее на основании доверенности.
Кроме того, с 01.07.2009 вступили в силу новые положения ст. 9 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, устанавливающие, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (за исключением заявления о госрегистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

ИЗМЕНЕН ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ
НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ
В УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, И ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В СВЕДЕНИЯ
О ЮРИДИЧЕСКОМ ЛИЦЕ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ЕГРЮЛ

Статья 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливает перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Согласно изменениям, вступившим в силу с 01.07.2009, при госрегистрации изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале ООО, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли. Данные документы представляются в случаях, установленных Законом об ООО. Однако положения Закона об ООО, регулирующие порядок представления документов в регистрирующий орган и вступившие в силу с 22.07.2009, не содержат требований о представлении в регистрирующий орган документов, подтверждающих основания перехода доли или части доли.
Статья 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусматривающая перечень оснований для отказа в государственной регистрации, дополнена новыми основаниями, а именно:
- несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
- подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ;
- выход участников ООО из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выход единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.
Кроме того, ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливает, что наличие судебного спора о размере доли или части доли в уставном капитале ООО либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, не является основанием для отказа в государственной регистрации.

Советник
государственной
гражданской службы
РФ 2 класса
О.АГАФЕТОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru