АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 24 июля 2009 г. № А54-3357/2009-С3
(извлечение)
Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области (далее по тексту - УГАДН по Рязанской области, заявитель, административный орган) обратилось в суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя У.Т.С. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель УГАДН по Рязанской области доводы заявления поддержал. Индивидуальный предприниматель У.Т.С. в судебное заседание не явилась, отзыв на заявление УГАДН по Рязанской области не представила. В соответствии со ст. 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, извещенного о времени и месте судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует: на основании Распоряжения УГАДН по Рязанской области № 228 от 22.06.2009, государственным инспектором УГАДН по Рязанской области проведена проверка автотранспортной деятельности индивидуального предпринимателя У.Т.С.
В ходе проверки установлено, что деятельность по перевозке пассажиров индивидуальным предпринимателем У.Т.С. осуществляется с нарушением лицензионных требований и условий, а именно:
- не обеспечено повышение профессионального мастерства водителям путем организации занятий, необходимых для обеспечения безопасности дорожного движения, периодически, но не реже одного раза в год, чем нарушены требования п. 3.4.2 "Положения об обеспечения безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденного Приказом Минтранса от 09.03.1995 № 27;
- допущены нарушения в части превышения продолжительности рабочего времени за месяц при месячной норме рабочего времени за май 2009 г. - 151 час, чем нарушены требования п. 6, 7, 8 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15;
- не проводится предрейсовый инструктаж, чем допущены нарушения п. 3.4.1 "Положения об обеспечения безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденного Приказом Минтранса от 09.03.1995 № 27 и требования РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 "Положения о проведении инструктажей по БДД с водительским составом";
- допущены нарушения в оформлении журнала учета путевых листов, чем нарушены требования Постановления Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте", а так же требования "Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов", утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152;
- при осуществлении междугородних перевозок предпринимателем нарушены требования Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в РФ, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 07.07.1998 № 86, а также п. 5.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2;
- транспортные средства не оборудованы указателями маршрута, что является нарушением п. 29, 30, 32, 33, 36 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112;
- отсутствует должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, чем нарушены требования п. 4г Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки № 055-ВН от 29.06.2009, который вручен индивидуальному предпринимателю У.Т.С. под роспись.
29 июня 2009 г. в присутствии предпринимателя У.Т.С. составлен протокол об административном правонарушении серии А-62 № 000190. В протоколе отражена позиция предпринимателя по выявленным нарушениям: "С протоколом ознакомлена, с установленными нарушениями согласна".
Осуществление деятельности с нарушением лицензионных условий влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, УГАДН по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив представленные материалы, заслушав доводы представителя заявителя, суд пришел к выводу, о наличии оснований для применения административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" № 128-ФЗ от 08.08.2001 деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом подлежит лицензированию.
Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" № 128-ФЗ от 08.08.2001 регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1 ст. 17 Закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" утвержден перечень органов федеральной исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, согласно которому на Ространснадзор России возложены полномочия по лицензированию деятельности по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и установлению своими положениями требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 515 "Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ" контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий возложен на Российскую транспортную инспекцию.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на органы Российской транспортной инспекции.
У.Т.С. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной ИФНС России № 5 по Рязанской области на основании свидетельства за основным государственным регистрационным номером 305621917100013 (свидетельство серии 62 № 001881302).
Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются:
а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;
е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Следовательно, одним из лицензионных требований является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности.
В ходе проведенной проверки выявлены, подтверждены документально и не опровергаются предпринимателем нарушения лицензионных требований.
В соответствии с п. 3.4.2 "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя.
Пунктом 2.3.5 "Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, установлено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами.
На момент проведения проверки (29.06.2009) у предпринимателя отсутствовали доказательства (копия свидетельства) о прохождении водителями К.В.В., Е.В.В., Щ.Н.И., Е.В.П., И.В.Ю., И.Ю.В. занятий по повышению профессионального мастерства водителей путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. При рассмотрении дела судом предпринимателем также не представлены соответствующие документы, подтверждающие прохождение указанными водителями занятий по повышению профессионального мастерства. В связи с чем, суд пришел к выводу о нарушении предпринимателем У.Т.С. п. 3.4.2 Положения от 09.03.1995 № 27 и п. 2.3.5 Положения от 30.03.1994 № 15.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Пунктом 7 Положения от 20.08.2004 № 15 установлено, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
При проверке табеля учета рабочего времени, установлено, что при месячной норме рабочего времени за май 2009 г. - 151 час, водитель И.Ю.В. отработал на линии 230 час. 10 мин. (переработка составила 79 час. 10 мин.), водитель Щ.М.И. - 160 час. 15 мин. (переработка составила 9 час. 15 мин.), то есть больше установленной нормы. В связи с чем, суд пришел к выводу о нарушении предпринимателем У.Т.С. п. 6, 7, 8 Положения от 20.08.2004 № 15.
В силу п. 3.4.1. "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утв. Приказом Минтранса от 09.03.1995 № 27, организация (предприниматель) обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения:
- об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;
- о состоянии погодных условий;
- о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;
- о порядке стоянки, охраны транспортных средств;
- о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей;
- об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;
- об особенностях перевозки детей;
- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
- об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов);
- об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.
В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.
В силу п. 1.1 "Положения о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом" РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 от 20.01.1986, цель инструктажей - сообщить водителю необходимую информацию для выполнения различных видов перевозок. Устанавливаются следующие виды инструктажа водительского состава: вводный, предрейсовый, периодический, сезонный, специальный. Допуск водителей к работе на линии без прохождения ими соответствующего инструктажа запрещается. Отметка о прохождении водителями инструктажей по безопасности движения делается (под их расписку) в соответствующем журнале.
Пунктом 3.1 указанного положения закреплено, что предрейсовый инструктаж проводится, в том числе, с водителями, обеспечивающими междугородние и междугородные перевозки.
Судом установлено, что предпринимателем У.Т.С. осуществляются междугородные перевозки по маршрутам: "Рязань - Чернава", "Рязань - Ольхи", что подтверждается маршрутными карточками № 2553, 2538, 2539.
Однако, в нарушение вышеприведенных норм права, установлено, что при осуществлении междугородних перевозок по маршрутам: № 555 "Рязань Автовокзал "Центральный" - Чернава - Рязань Автовокзал "Центральный" и № 561 "Рязань Автовокзал "Центральный" - Ольхи - Рязань Автовокзал "Центральный" предприниматель У.Т.С. не проводит водителям предрейсовый инструктаж. Журнал учета проведенных инструктажей отсутствует.
В соответствии с п. 17 "Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов", утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152, собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов.
Пунктом 1.2 Постановления Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" утверждена, в том числе, форма первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте: "Журнал учета движения путевых листов". В соответствии с указанной формой, в журнале учета путевых листов в соответствующих графах должны проставляться подписи диспетчера и дата приемки путевых листов от водителей, возвращенных после окончания смены.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, предпринимателем У.Т.С. в журнале регистрации путевых листов автотранспортных средств отсутствуют подпись диспетчера и дата приемки путевых листов от водителя.
Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (п. 5.2.4), утвержденным Минтрансом Российской Федерации Приказ от 08.01.1997 № 2, предусмотрено требование о том, что владельцы автобусов обязаны выбирать тип и марку автобусов в зависимости от вида перевозок с учетом дорожных и погодно-климатических условий.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 № 922 "О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом" предусмотрено требование об обязательной установке тахографа на вновь изготавливаемых с 01.01.1998 с числом мест 20 и более автобусах, предназначенных для междугородних (международных) перевозок.
Пунктом 5.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Минтрансом Российской Федерации Приказ от 08.01.1997 № 2, также предусмотрено, что автобусы с числом мест более 20, изготовленные после 1 января 1998 г. и используемые на междугородных автобусных маршрутах, должны быть оборудованы тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя.
Несоблюдение вышеуказанных требований влечет невозможность соблюдения лицензионных требований и условий, предусмотренных Положением.
Кроме того, анализируя положения пп. "а" п. 4 Положения о лицензировании, п. 1, 2, 8, 9, 10 Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.07.1998 № 86, суд пришел к выводу, что наличие прошедшего в установленном порядке проверку тахографа на транспортном средстве, используемом для перевозки пассажиров, обязательно.
Материалами дела подтверждено, что транспортные средства предпринимателя, используемые для междугородних перевозок - автобус ЛиАЗ-5256, регистрационный знак СЕ 420_62 RUS, год выпуска - 2007, мест для пассажиров - 44; автобус ЛиАЗ-5256, регистрационный знак СЕ 386_62 RUS, год выпуска - 2007, мест для пассажиров - 44, не оборудованы тахографом, что подтверждается Сведениями о транспортном средстве. Автобус ЛиАЗ-5299-10-15, регистрационный знак АК 657_62 RUS, год выпуска - 2006, мест для пассажиров - 45 оборудован тахографом. Однако при работе автобуса не используется. Кроме того, предпринимателем не представлены документы, подтверждающие прохождение тахографа соответствующей поверки.
Что является нарушением вышеперечисленных норм права.
Пунктом 29 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 предусмотрено, что транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются:
а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;
б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;
в) на заднем окне транспортного средства.
На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок (п. 30 Правил).
На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, проставляются номер маршрута регулярных перевозок, а также наименования начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов (п. 32 правил).
На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на заднем окне транспортного средства, проставляется номер маршрута регулярных перевозок (п. 33 Правил).
Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика (п. 36 Правил).
В нарушение указанных норм, предпринимателем У.Т.С. не оборудованы в соответствии с вышеприведенными нормами права указателями маршрута регулярных перевозок автобусы, используемые для осуществления междугородных перевозок.
Пунктом 4г Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, у лицензиата должно быть должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшее в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность
Индивидуальный предприниматель У.Т.С. не имеет должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Доказательств обратного предприниматель в суд не представил.
Невыполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности, является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет установленную действующим законодательством административную ответственность.
Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.
Протокол об административном правонарушении серии А-62 № 000190 от 29.06.2009, как доказательство совершения лицом административного правонарушения, соответствует требованиям, установленным ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения правонарушения индивидуальный предприниматель У.Т.С. не отрицает, о чем свидетельствует объяснение, содержащееся в протоколе.
За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), частью 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, влекущая наложение административного штрафа на предпринимателей, приравненных в силу ст. 2.4 упомянутого Кодекса к должностным лицам, - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Рассматривая вопрос о мере ответственности, суд считает возможным применить к предпринимателю У.Т.С. административный штраф в размере нижнего предела, установленного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - три тысячи рублей (3000 руб.).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решил:
1. Привлечь индивидуального предпринимателя У.Т.С., 27.11.1957 рождения, уроженку - Рязанская область, проживающую по адресу: г. Рязань, зарегистрированную в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 305621917100013, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и взыскать административный штраф в сумме 3000 руб. для зачисления по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Рязанской области (УГАДН по Рязанской области),
ИНН 6231012050, КПП 623401001,
Р/с 40101810400000010008,
ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области,
БИК 046126001, ОКАТО 61401000000,
КБК 10611690040040000140.
2. На решение может быть подана жалоба в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд (300041, г. Тула, ул. Староникитская, д. 1) в десятидневный срок со дня принятия. Решение, вступившее в законную силу может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.