Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 июля 2009 г. по делу № А73-5738/2009

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 26.06.2009.
Изготовление решения в полном объеме откладывалось до 03.07.2009 в соответствии с п. 2 ст. 176 АПК РФ.
Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Сумина Д.Ю., судей Леонова Д.В., Степиной С.Д.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Губиной-Гребенниковой Е.П.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Хабаровского края
к администрации г. Хабаровска
о признании недействующими пунктов 2, 3 и 5 Постановления от 23.03.2009 № 902 "Об организации движения механических транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования городского округа "Город Хабаровск"
третьи лица:
- Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей
- Хабаровская краевая ассоциация автотранспортников "Хабаровскавто"
при участии:
от заявителя: М.Н.Н., удостоверение от 14.05.2009 № 076781
от заинтересованного лица: О.Ю.П. по доверенности от 11.01.2009 № 1.1-55-3, Я.А.Н. по доверенности от 19.01.2009 № 1.1.55/149, К.М.В. по доверенности от 11.01.2009 № 1.1-55-5
от Хабаровской краевой ассоциации автотранспортников "Хабаровскавто": Ш.В.Н., президент, К.В.Н. по доверенности от 23.06.2009 № 01/01-2009-Д
от Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей: Ж.Е.В. по доверенности от 25.05.2009.
суд

установил:

заместитель прокурора Хабаровского края обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к мэру г. Хабаровска о признании недействующими пунктов 2, 3 и 5 Постановления администрации города Хабаровска от 23.03.2009 № 902 "Об организации движения механических транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования городского округа "Город Хабаровск".
Определением от 27.05.2009 по ходатайству заявителя произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего - администрацию города Хабаровска (далее - Администрация).
В судебном заседании представитель заявителя настаивает на требованиях в полном объеме.
Указывает, что пункты 2, 3 и 5 оспариваемого нормативного правового акта противоречат Федеральному закону от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон об автомобильных дорогах). В полномочия органов местного самоуправления не входит установление порядка возмещения вреда, причиняемого большегрузными транспортными средствами и порядка определения размера такого вреда.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Определение Конституционного Суда РФ от № 182-О издано 12.07.2006, а не 12.06.2006.

Ссылаясь на Определение Конституционного суда Российской Федерации от 12.06.2006 № 182-О, настаивает на рассмотрении дела по существу, несмотря на то, что на дату судебного разбирательства оспариваемый нормативный правовой акт признан утратившим силу.
Администрацией представлен отзыв, согласно которому просит прекратить производство по делу, указывая, что постановлением Администрации от 19.05.2009 № 1658 оспариваемое постановление признано утратившим силу, ссылаясь при этом на пункт 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 80.
В судебном заседании представители Администрации поддержали доводы, изложенные в отзыве. По существу также возражают против заявленных требований. Указывают, что поскольку порядок возмещения вреда, причиняемого большегрузными транспортными средствами и порядок определения размера такого вреда до настоящего времени федеральным органом исполнительной власти не разработаны, оспариваемое постановление не противоречит действующему законодательству.
Также указывают, что оспариваемым постановлением не был установлен порядок возмещения вреда, причиняемого дорогам большегрузными транспортными средствами.
Представители третьих лиц поддерживают заявленные заместителем прокурора Хабаровского края требования. Представлены отзывы.
В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 23.06.2009 до 26.06.2009.
Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
23.03.2009 Администрацией издано постановление № 902 "Об организации движения механических транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования городского округа "Город Хабаровск" (далее - Постановление), которое 27.03.2009 опубликовано в газете "Хабаровские вести" (приложение "Вести официально" № 32 (2042).
Пунктами 2, 3 и 5 Постановления установлено:
2. Разрешить движение механических транспортных средств,
разрешенная максимальная масса которых превышает значения, установленные в приложении № 1, при наличии разрешения на проезд, в случаях отсутствия возможности осуществления перевозки грузов на малотоннажном транспорте, наличия неделимого груза.
Не требуется получать разрешения на проезд для автобусов и троллейбусов, движущихся по установленным маршрутам.
3. Управлению административно-технического контроля (Якимов А.Н.):
3.1. Осуществлять выдачу разрешений на проезд механических транспортных средств, разрешенная максимальная масса которых превышает значения, установленные в приложении № 1 (далее - разрешения).
3.2. Заключать от имени администрации города Хабаровска договоры на компенсацию затрат по восстановлению поврежденного дорожного покрытия автомобильных дорог общего пользования городского округа "Город Хабаровск" (далее - договор) с водителями, должностными лицами, владельцами, пользователями механических транспортных средств.
3.3. Производить выдачу разрешений после выполнения водителями, должностными лицами, владельцами, пользователями механических транспортных средств условий договора, заключенного с администрацией города Хабаровска.
3.4. Освободить от заключения договора водителей, должностных лиц, владельцев, пользователей механических транспортных средств при осуществлении:
- международных перевозок по межправительственным соглашениям;
- перевозок грузов, связанных с предупреждением или ликвидацией
последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по списку ГО и ЧС;
- перевозки почты и почтовых грузов (кроме транспорта технического обслуживания);
- перевозки семенного фонда и корма для предприятий агропромышленного комплекса края (по списку, согласованному Правительством Хабаровского края);
- перевозок воинских грузов для обеспечения обороноспособности, государственной и общественной безопасности на автотранспортных средствах, принадлежащих соответствующим формированиям.
3.5. Организовать контроль за выполнением требований настоящего постановления.
5. Утвердить Ставки компенсации затрат на восстановление поврежденного дорожного покрытия автомобильных дорог общего пользования городского округа "Город Хабаровск" согласно приложению № 2.
Хабаровской краевой ассоциацией автотранспортников "Хабаровскавто" направлено обращение на имя прокурора Хабаровского края о несоответствии Постановления Положениям закона об автомобильных дорогах.
31.03.2009 прокурором г. Хабаровска мэру г. Хабаровска внесен протест на пункты 2, 3 и 5 Постановления.
Письмом от 21.04.2009 1.1-8-1263 мэр г. Хабаровска сообщил прокурору города о том, что считает протест обоснованным и подлежащим удовлетворению, и что структурному подразделению администрации дано поручение о подготовке акта администрации города о приведении Постановления в соответствие с федеральным законодательством.
20.05.2009 в газете "Хабаровские вести" опубликовано постановление Администрации от 19.05.2009 № 1658, в соответствии с пунктом 1 которого Постановление № 902 признано утратившим силу.
Доводы Администрации о том, что производство по делу подлежит прекращению на основании пп. 1 п. 1 ст. 150 АПК РФ в связи с тем, что оспариваемый нормативный правовой акт признан утратившим силу, суд отклоняет.
Пунктом 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" действительно предусмотрено, что если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать. Поэтому производство по делу об оспаривании такого акта подлежит прекращению (пункт 1 части 1 статьи 150 Кодекса).
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.07.2006 № 182-О указал: Положения пункта 1 части 1 статьи 150 АПК Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 192 и частью 5 статьи 195 данного Кодекса - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный в настоящем Определении на основе правовых позиций, ранее выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В пункте 3.2 того же определения Конституционный Суд Российской Федерации указал, что прекращение производства по делу о признании недействующим нормативного правового акта на основании одного лишь факта утраты им юридической силы фактически приводило бы к отказу заявителю в судебной защите его прав и свобод, с нарушением которых он связывает свое обращение в суд, и не отвечало бы имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной потребности в разрешении спора о законности оспариваемого нормативного правового акта по существу, - утрата оспариваемым нормативным правовым актом силы имеет иные, отличные от признания его недействующим в судебном порядке, юридические последствия, вытекающие, в частности, из положений частей 4 и 5 статьи 195 АПК Российской Федерации, и не является основанием для восстановления нарушенных прав заинтересованного лица (статья 13 ГК Российской Федерации). Поэтому суд, имея в виду, что в делах, возникающих из публичных правоотношений, приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан, при оценке значения факта утраты силы оспариваемым нормативным правовым актом для дальнейшего движения дела не может быть связан этим фактом.
Пунктами 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - закон о местном самоуправлении) предусмотрено право органов местного самоуправления по вопросам местного значения принимать муниципальные правовые акты, которые при этом не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 закона об автомобильных дорогах, указанный федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, и действие данного федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Пунктом 11 статьи 11 закона об автомобильных дорогах предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, масса которых с грузом или без груза и (или) масса нагрузки в расчете на одну ось которых превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - транспортные средства, осуществляющие перевозки тяжеловесных грузов), и порядка определения размера такого вреда.
Пунктом 7 статьи 13 того же закона определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения.
Приведенные положения закона об автомобильных дорогах в системном толковании означают, что органы местного самоуправления вправе определять размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов только в порядке, установленном органом государственной власти Российской Федерации.
До настоящего времени предусмотренные законом об автомобильных дорогах порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда органом государственной власти РФ не установлены.
Данный факт известен Администрации, что подтверждается представленными Администрацией в судебном заседании копиями писем Министерства транспорта Российской Федерации от 19.11.2008 № 02-01/07-426 и от 16.03.2009 № ЕМ-17/2429 в адрес администрации и мэра г. Хабаровска соответственно, из которых следует, что указанные порядки находятся в стадии разработки.
Доводы Администрации о том, что оспариваемым постановлением не был установлен порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, суд отклоняет.
Оспариваемыми пунктами Постановления № 902 и утвержденными этими пунктами приложениями установлены предельные максимальные массы автомобилей на определенные периоды времени, обязательность заключения договора на компенсацию затрат исходя из установленных пунктом 5 ставок для получения разрешения на проезд механических транспортных средств, а также перечень видов транспортных средств и грузов, для которых заключение договора не требуется.
Как пояснил в судебном заседании представитель Администрации, заключение договора на компенсацию затрат по типовой форме и фактическая уплата такой компенсации путем перечисления денежных средств управления административно-технического контроля администрации г. Хабаровска являлись в период действия оспариваемого нормативного правового акта необходимым условием выдачи разрешения.
При этом Постановлением Правительства РФ от 26.09.1995 № 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министром транспорта РФ 27.05.1996 (Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.1996 № 1146), принятыми ранее закона об автомобильных дорогах и действующими в части, ему не противоречащей, не предусмотрено, что для получения соответствующего разрешения требуется заключение каких-либо договоров.
Проанализировав содержание пункта 2 и подпунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 пункта 3 оспариваемого постановления, суд находит, что Администрацией установлен порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, что в силу приведенных выше положений закона об автомобильных дорогах не входит в полномочия органа местного самоуправления.
Пунктом 5 оспариваемого постановления утверждены ставки компенсации затрат на восстановление поврежденного дорожного покрытия автомобильных дорог общего пользования, перечисленные в приложении № 2 к постановлению применительно к маркам и моделям автомобилей.
Согласно представленным Администрацией доказательствам и пояснениям, данные ставки определены на основании отчета по определению затрат на компенсацию износа и разрушения дорожных одежд улиц г. Хабаровска от пропуска автомобильной нагрузки, подготовленного по заданию Администрации Дальневосточным автодорожным институтом Хабаровского государственного технического университета в 2004 г.
Данный отчет, как следует из его содержания и списка использованной литературы, составлен на основании технической, справочной и учебной литературы. Какой-либо порядок определения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденный в установленном порядке органом государственной власти, действовавший в период его подготовки, не применялся.
Утвердив пунктом 5 оспариваемого постановления ставки компенсации затрат на восстановление поврежденного дорожного покрытия, Администрация фактически определила размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в отсутствие утвержденного федеральным органом власти порядка определения такого вреда, что противоречит закону об автомобильных дорогах.
Проанализировав в совокупности имеющиеся в деле доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что пункт 2, подпункты 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 пункта 3, пункт 5 Постановления № 902 не соответствуют федеральным законам "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в период своего действия нарушали права неограниченного круга лиц, незаконно возлагая на хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обязанность по заключению договора и перечислению денежных средств на счет управления административно-технического контроля администрации г. Хабаровска.
Вместе с тем, доводы заявителя о том, что подпункт 3.5 пункта 3 Постановления № 902, будучи взаимосвязанным с иными положениями того же постановления также противоречит закону об автомобильных дорогах, суд отклоняет.
Данным подпунктом Управлению административно-технического контроля администрации г. Хабаровска предписано организовать контроль за выполнением требований настоящего постановления.
Учитывая, что Постановление № 902 кроме оспариваемых положений, признаваемых судом незаконными, содержит в себе и иные правовые нормы, законность которых заявителем не оспаривается, и что в силу пунктов 1 и 4 закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления вправе издавать правовые акты, суд находит, что возложение на структурное подразделение Администрации обязанности по организации контроля за исполнением муниципального правового акта не противоречит закону о местном самоуправлении.
В связи с этим оснований для удовлетворения требований заявителя в части подпункта 3.5 пункта 3 оспариваемого постановления не имеется.
В соответствии с подпунктами 1 и 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ стороны от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 195 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить частично.
Признать пункт 2, подпункты 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 пункта 3, пункт 5 Постановления администрации города Хабаровска от 23.03.2009 № 902 "Об организации движения механических транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования городского округа "Город Хабаровск" не соответствующими Федеральному закону от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не действующими.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Признать подпункт 3.5 пункта 3 Постановления администрации города Хабаровска от 23.03.2009 № 902 "Об организации движения механических транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования городского округа "Город Хабаровск" соответствующим Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Председательствующий: судья
Д.Ю.СУМИН

Судьи
Д.В.ЛЕОНОВ
С.Д.СТЕПИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru