Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хакасия республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 сентября 2009 г. по делу № А74-3335/2009

Резолютивная часть решения объявлена 23 сентября 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 30 сентября 2009 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Сидельниковой Т.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корякиной О.Е.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Недвижимость Бугаевой", город Абакан, к
Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия, город Абакан,
о признании незаконным решения от 29 июля 2009 года № 907.
В судебном заседании принимали участие представители:
Общества с ограниченной ответственностью "Недвижимость Бугаевой" - Шалгинов С.Н., доверенность от 25 августа 2009 года;
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия - Чертыков С.И., доверенность от 10 апреля 2009 года.

Общество с ограниченной ответственностью "Недвижимость Бугаевой" (далее - Общество) в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Главного государственного инспектора города Абакана Чертыкова С.И. от 29 июля 2009 года № 907 об отказе в регистрации декларации пожарной безопасности. Требование об оспаривании предъявлено Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия (далее - Управление), заявитель расценивает Управление в качестве надлежащего заинтересованного лица в рамках дела об оспаривании указанного решения.
В ходе рассмотрения дела представитель Общества поддержал требование, обосновал его ссылкой на неправильное применение должностным лицом Управления части 2 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В представленных в арбитражный суд 18 сентября 2009 года возражениях Общество дополнило доводы и указало, что объект защиты - блок-секции № 2, № 3 многоэтажного многоквартирного жилого дома переменной этажности со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения, расположенный в городе Абакане по улице Торосова, 8А, согласно положениям СП 31-107-2004 "Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий" включает в себя жилые помещения и помещения общественного назначения, встроенно-пристроенные в многоквартирное жилое здание.
Статьей 32 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определена классификация зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности, в соответствии с которой указанный объект относится к классу функциональной пожарной опасности к зданиям (сооружения, строения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений, строений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) Ф1.3 - многоквартирные жилые дома и к зданиям (сооружения, строения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений, строений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) Ф3.1 - здания организаций торговли, что было отражено в представленной декларации пожарной безопасности.
Названным Федеральным законом регламентированы требования пожарной безопасности как к зданиям Ф1.3, так и к зданиям Ф3.1 (глава 18, статьи 78 - 80, глава 19, статьи 81 - 91).
Согласно статье 28 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарно-техническая классификация зданий, сооружений, строений, пожарных отсеков на классы конструктивной пожарной опасности и функциональной пожарной опасности, степени огнестойкости применяется для установления требований пожарной безопасности к системам обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности.
Положениями статей 30 - 32, 78 - 91 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не ограничено применение установленных определенных требований пожарной безопасности к зданиям, сооружениям и строениям, одновременно относящимся к различным классам конструктивной пожарной опасности и функциональной пожарной опасности, степеням огнестойкости.
В рассматриваемой ситуации в декларируемом объекте защиты должны быть выполнены как требования пожарной безопасности, относящиеся к зданиям Ф1.3, так и требования пожарной безопасности, относящиеся к зданиям Ф3.1.
Общество полагает, что оно в соответствии с частью 3 статьи 6, частью 1 статьи 64 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" правомерно не произвело расчет пожарного риска в декларации пожарной безопасности, заполнив при этом разделы "Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц" и "Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты".
Управление не согласно с требованиями Общества, представило отзыв на заявление, в котором указало, что представленная Обществом для регистрации декларация пожарной безопасности не отвечала требованиям части 2 статьи 6 названного Федерального закона, в связи с чем основания для ее регистрации отсутствовали.
В ходе рассмотрения дела представитель Управления поддержал приведенные в отзыве доводы. По мнению представителя Управления, принадлежащий Обществу объект защиты имеет многофункциональное назначение, не обозначен в статье 32 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в качестве самостоятельной позиции классификации, в связи с чем имеются основания полагать, что требования пожарной безопасности к этому объекту федеральными законами о технических регламентах не установлены.
В силу прямого указания в части 2 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" заявитель был обязан представить декларацию пожарной безопасности такого объекта с расчетом оценки пожарного риска в первом разделе декларации.
При изложенных обстоятельствах Управление полагает законным и обоснованным оспариваемое решение об отказе в регистрации представленной Обществом декларации пожарной безопасности.
В отзыве и в ходе рассмотрения дела представили сторон пояснили, что после вынесения оспариваемого решения Общество вновь представило декларацию пожарной безопасности с расчетом оценки пожарного риска в первом разделе декларации, в связи с чем вновь представленная декларация пожарной безопасности по объекту "Вторая очередь строительства блок-секции № 2, № 3 103-квартирного жилого дома переменной этажности со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения" зарегистрирована в установленном порядке.
Арбитражный суд установил, что 07 мая 2004 года Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия внесла в Единый государственный реестр юридических лиц запись о создании Общества с ограниченной ответственностью "Недвижимость Бугаевой", выдала свидетельство о государственной регистрации серии 19 № 0050729.
31 мая 2007 года по результатам повторного рассмотрения рабочего проекта на строительство многоэтажного жилого дома переменной этажности в I жилом районе в 6 микрорайоне по улице Торосова в районе жилого дома № 8 в городе Абакане, блок-секции № 2, № 3 Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия выдало Обществу заключение № 07-75/а об устранении замечаний по предыдущему заключению, соответствии технических решений действующим нормам и правилам и рекомендовало рабочий проект к утверждению.
Администрация города Абакана выдала Обществу разрешение на строительство № RU 19301000-2008002 на строительство многоэтажного жилого дома переменной этажности (II очередь строительства - блок секции № 2, № 3 103-квартирного жилого дома переменной этажности со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения), расположенного по адресу: Республика Хакасия, город Абакан, улица Торосова, 8А, сроком действия до 27 марта 2009 года.
Из разрешения на строительство следует, что срок действия документа продлен до 01 июля, а затем до 01 ноября 2009 года.
23 июля 2009 года Общество представило в территориальное подразделение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Республике Хакасия - Отдел государственного пожарного надзора по городу Абакану для регистрации декларацию пожарной безопасности объекта защиты - блок-секции № 2, 3 многоэтажного жилого дома переменной этажности со встроенными помещениями общественного назначения, расположенного по улице Торосова, 8А в городе Абакане.
В письме от 29 июля 2009 года № 907 главный государственный инспектор города Абакана по пожарному надзору уведомил Общество, что регистрация декларации пожарной безопасности не произведена в связи с отсутствием в первом разделе декларации расчета пожарного риска. Согласно письму расчет необходим в силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
По приведенным выше основаниям Общество оспаривает решение Управления об отказе в регистрации декларации пожарной безопасности, выраженное в письме от 29 июля 2009 года № 907, просит признать его незаконным.
Арбитражный суд рассмотрел дело в соответствии с правилами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пришел к следующим выводам.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет исследования при рассмотрении данного дела входят вопросы соответствия решения в оспариваемой части закону или иному нормативному правовому акту, наличия полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возложена частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 4 статьи 144, частью 3 статьи 145, пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" декларирование является формой оценки и обязательного подтверждения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах, нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров.
Содержание декларации пожарной безопасности определяется информацией о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.
В пункте 15 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" для целей его применения под объектом защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
Частью 5 статьи 6, частями 3, 4 статьи 64 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлена обязанность юридического лица - собственника объекта защиты (здания, сооружения, строения и производственного объекта) в рамках реализации мер пожарной безопасности до ввода в эксплуатацию объекта защиты составить и представить декларацию пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона.
В силу прямого указания в части 5 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" декларация носит уведомительный характер.
Частью 8 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что форма и Порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 10 Порядка регистрации декларации пожарной безопасности, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 февраля 2009 года № 91 (далее - Порядок регистрации декларации), декларация направляется в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.
В пунктах 11 - 13 Порядка регистрации декларации указанным выше территориальным подразделениям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставлены полномочия по ведению перечня деклараций безопасности в электронном виде и на бумажном носителе, по проверке соответствия заполнения поступившей декларации установленной форме, по регистрации декларации путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности либо по возвращению декларации декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации в случае, если представленная декларация заполнена с нарушением установленных к ней требованиям.
Анализ письма Отдела государственного пожарного надзора по городу Абакану от 29 июля 2009 года № 907 позволяет сделать вывод, что основанием для отказа в регистрации представленной Обществом декларации пожарной безопасности явилось отсутствие в первом разделе декларации расчета пожарного риска объекта защиты.
Частью 6 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).
По своему содержанию отсутствие сведений в первом разделе декларации расчета пожарного риска обоснованно расценено Управлением как несоответствие поступившей декларации установленным к ней требованиям и в соответствии с пунктом 13 Правил регистрации декларации могло быть основанием для возвращения декларации с указанием причин отказа в ее регистрации.
В перечень видов деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий включена деятельность государственной противопожарной службы, что следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
Учитывая приведенные обстоятельства, правовые нормы, арбитражный суд признал, что оспариваемое решение принято Отделом государственного пожарного надзора по городу Абакану как подразделением Главного управления в пределах предоставленных полномочий.
По вопросу о наличии у заявителя обязанности по заполнению первого раздела декларации пожарной безопасности арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 26 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" для установления требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара и обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара в зданиях, сооружениях, строениях и помещениях, применяется классификация зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности.
В подпункте "в" пункта 1, подпункте "а" пункта 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в зависимости от функциональной пожарной опасности, назначения, возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, строении, возможности пребывания их в состоянии сна в классификационный перечень зданий (сооружений, строений, пожарных отсеков и частей зданий, сооружений, строений - помещений или группы помещений, функционально связанных между собой) включены здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе многоквартирные жилые дома, обозначенные как Ф1.3, и здания организаций по обслуживанию населения, в том числе здания организаций торговли (Ф3.1).
Заключение Министерства по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия от 31 мая 2007 года № 07-75/а, разрешение Администрации города Абакана № RU 19301000-2008002 свидетельствуют о том, что принадлежащий заявителю объект защиты представляет собой многоквартирный жилой дом переменной этажности со встроенно-пристроенными помещениями, предназначенными для организации торговли непродовольственными товарами.
Объекты, включающие в себя многоквартирные жилые дома и здания организаций торговли, в качестве самостоятельных классификационных позиций (единиц) не обозначены в части 1 статьи 32 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Вследствие этого суд признал обоснованным довод Управления о том, что требования пожарной безопасности к многофункциональным объектам защиты Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не установлены.
Установление в Федеральном законе от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" требований пожарной безопасности к многоквартирным жилым домам и зданиям торговли как самостоятельным объектам защиты не является безусловным основанием для вывода о выполнении Обществом в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и, вследствие этого, соответствии требованиям пожарной безопасности многофункционального объекта защиты в целом.
Суд признал, что наличие в одном объекте совокупности помещений разного назначения предполагает индивидуализацию мер пожарной безопасности в зависимости от обозначенных в части 1 статьи 32 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" обстоятельств, а не перечисления обязательных требований пожарной безопасности, установленных к составным частям (элементам) объекта защиты федеральным законами о технических регламентах.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
По смыслу пунктов 8, 28 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в целях применения настоящего Федерального закона применяются понятия допустимый пожарный риск (пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий) и пожарный риск как мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарный риск в пределах соответствующих допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом, является условием обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, для которого федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности.
Буквальное толкование приведенных выше правовых норм - частей 2, 5, 6 статьи 6, части 1 статьи 32, частей 1, 2 статьи 64 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в их совокупности позволяет сделать вывод о наличии у Общества обязанности по включению в первый раздел декларации пожарной безопасности объекта защиты - блок-секций № 2, 3 многоэтажного жилого дома переменной этажности со встроенными помещениями общественного назначения, расположенного по улице Торосова, 8А в городе Абакане, расчета пожарного риска данного многофункционального объекта.
Учитывая изложенное, арбитражный суд признал, что решение Управления об отказе в регистрации декларации пожарной безопасности объекта защиты Общества соответствует положениям части 2 статьи 6, статей 32, 64 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", оснований для признания оспариваемого решения незаконным не имеется.
Государственная пошлина по делу составляет 2.000 рублей, уплачена Обществом при обращении с заявлением в арбитражный суд по платежному поручению от 31 июля 2009 года № 263.
По результатам рассмотрения спора в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Недвижимость Бугаевой", город Абакан, об оспаривании решения Главного государственного инспектора города Абакана Чертыкова С.И. от 29 июля 2009 года № 907 об отказе в регистрации декларации пожарной безопасности в связи с соответствием решения требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий апелляционный арбитражный суд, город Красноярск, или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия
Т.Н.СИДЕЛЬНИКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru