Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Московская область


СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 28 мая 2008 г. № 329/61

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНОЕ
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Г. СЕРПУХОВА
НА 2008-2010 ГОДЫ"

В целях достижения дальнейшего устойчивого развития сферы туризма в г. Серпухове, руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом города Серпухова, Совет депутатов города Серпухова решил:
1. Принять решение "Об утверждении городской целевой программы "Комплексное туристско-рекреационное развитие г. Серпухова на 2008-2010 годы" (прилагается).
2. Направить решение "Об утверждении городской целевой программы "Комплексное туристско-рекреационное развитие г. Серпухова на 2008-2010 годы" главе города Серпухова П.В. Жданову для подписания.
3. Контроль за выполнением данного решения возложить на комиссию по социально-экономическому развитию города.

Председатель Совета депутатов
О.В. Кузнецов





Принято
решением Совета депутатов
городского округа Серпухов
Московской области
от 28 мая 2008 г. № 329/61

РЕШЕНИЕ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"КОМПЛЕКСНОЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Г. СЕРПУХОВА
НА 2008-2010 ГОДЫ"

1. Утвердить городскую целевую программу "Комплексное туристско-рекреационное развитие г. Серпухова на 2008-2010 годы" (прилагается).
2. Решение вступает в силу с момента опубликования.

Глава города
П.В. Жданов





Утверждена
решением Совета депутатов
городского округа Серпухов
Московской области
от 28 мая 2008 г. № 329/61

ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"КОМПЛЕКСНОЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Г. СЕРПУХОВА
НА 2008-2010 ГОДЫ"

I. Паспорт
городской целевой программы
"Комплексное туристско-рекреационное развитие г. Серпухова
на 2008-2010 гг. "

Наименование городской целевой программы: городская целевая программа "Комплексное туристско-рекреационное развитие г. Серпухова на 2008-2010 годы".
Обоснования для разработки программы:
- Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от 06.10.2003;
- Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24.05.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории) народов Российской Федерации";
- решение Совета депутатов г. Серпухова от 31.01.2007 № 240/27 "Об утверждении Генерального плана развития города до 2020 г.".
Заказчик программы: администрация города Серпухова.
Разработчик программы: Управление культуры и молодежной политики администрации г. Серпухова.
Исполнители программы: Управление культуры и молодежной политики администрации г. Серпухова, СПА г. Серпухова "Комитет по образованию", Комитет по управлению имуществом г. Серпухова, Управление архитектуры и строительства администрации г. Серпухова, Управление развития промышленности и предпринимательства администрации г. Серпухова, Социально-деловой центр.
Цель и задачи программы.
Главная цель программы:
- создание в г. Серпухове конкурентоспособного туристского продукта, заключающегося в формировании туристско-рекреационных зон, обеспечивающих, с одной стороны, спрос потребителей на туристско-рекреационные услуги, с другой, направленных на сохранение и рациональное использование культурно-исторического и природного наследия, увеличение доходной части бюджета, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест.
Основные задачи:
сохранение историко-архитектурной целостности города, его патриархальности;
реконструкция действующих туристских объектов - музеев, мемориальных мест, а также проведение комплексных мероприятий по сохранению и современному использованию архитектурных памятников;
создание условий для развития материальной базы туризма путем реализации совместных проектов администрации города и бизнес-сообщества;
создание механизма продвижения муниципального турпродукта на внутреннем и международном туристском рынках, интеграция в региональную туристскую систему;
развитие социальных программ в туризме, в том числе развитие учебных туров (специализированный туризм), культурно-массовых программ (событийный туризм);
осуществление активной рекламно-информационной деятельности.
Основные мероприятия программы:
определение и документальное оформление статуса территории историко-архитектурного, археологического и природно-ландшафтного заповедника "Серпуховский кремль";
научные исследования по теме: "Охранные археологические исследования Соборной горы";
создание археологической реконструкции участков городской застройки XIV-XVI вв. ("Город мастеров");
обустройство рекреационной зоны на берегу реки Нары;
создание краеведческого музея - Центра изучения истории Серпуховского края;
продвижение муниципального туристского продукта.
Сроки и этапы реализации программы: 2008-2010 годы
Источники финансирования программы.
Общий объем финансирования по программе составляет: 361693 тыс. руб.,
Из них:
средства федерального бюджета - 32978 тыс. руб.;
средства местного бюджета - 187720 тыс. руб.;
привлеченные средства - 140995 тыс. руб.
Управление программой и контроль за ее реализацией:
осуществляется администрацией г. Серпухова и Советом депутатов г. Серпухова.
Координацию деятельности исполнителей осуществляет Управление культуры и молодежной политики администрации г. Серпухова
Ожидаемые конечные результаты от реализации программы.
Реализация программы позволит обеспечить:
- значительное увеличение потока туристов в г. Серпухов;
- развитие туристской инфраструктуры (рекреационных зон, организация новых маршрутов, строительство новых гостиничных комплексов, др.);
- создание дополнительных рабочих мест (150 РМ);
- рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней;
- развитие смежных отраслей экономики (транспорт, торговля и общественное питание, строительство и реконструкция автодорог, благоустройство, озеленение и др.);
- создание условий для организации досуга и отдыха жителей и гостей города.
Код программы: 38.

II. Оценка исходной ситуации и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Опыт многих туристских регионов России показывает, что продуманный подход к развитию отрасли туризма может принести значительные экономические приобретения.
Большой вклад в становление отрасли, в определение направлений развития туризма на территории нашего города внесен программой "Развитие индустрии туризма в Серпуховском регионе на 2003-2005 гг. ".
За время действия программы, в городе стали восстанавливаться не только архитектурные памятники культуры и истории, но и народное самосознание, любовь и уважение к своим истокам. Анализируя проделанную работу, необходимо отметить, что реализация мероприятий программы способствовала:

1. Развитию культурно-познавательного туризма

Действует соглашение о сотрудничестве между администрацией г. Серпухова и Комитетом по туризму Московской области, в рамках которого постоянно проводятся совместные мероприятия и выходят информационные материалы о городе.
В целях развития внутреннего и въездного туризма в качестве официального муниципального турагента в 2006 году создан Центр гостеприимства, визитной карточкой которого стал "Музей павлина". В 2007 году Центром разработаны пешеходные экскурсии: "Пешком по улице Боровской", "Старый город...", "Серпуховский кремль". Работает сайт Центра гостеприимства, разработана и выпущена сувенирная продукция (блокноты, ручки, магниты, открытки).
В 2007 году в целях изучения туристских потоков утверждены постановлением администрации города формы статистического наблюдения.
За 9 месяцев 2007 года принято 9012 туристов (на 15% выше уровня 2006 г.). Основными потребителями услуг являлись жители из регионов России - 54,8%. В 2007 году в Серпухове на предприятиях размещения (предоставивших отчеты) останавливалось 8675 чел. Основная часть проживающих являлась гражданами России (95%), из них жители Московской области составили около 17%.
По целям пребывания большую долю приезжающих в Серпухов составляют люди, преследующие сугубо деловые и профессиональные цели.

2. Формированию имиджа нашего города как туристского центра
Южного Подмосковья

Громкое тематическое событие - это всегда яркий повод привлечения внимания большого количества туристов и продвижения имиджа туристского центра. Особо интересными для туристов стали программы оригинальных, привлекательных мероприятий, таких как кинофестивали и музыкальные фестивали, выступление фольклорных групп и исторические представления, поэтические вечера и театральные премьеры. Такие мероприятия стали традиционными и сформировали особую известность города: фестиваль духовной музыки "Неупиваемая чаша", фестиваль патриотического кино "Славься, Отечество!", турнир по дзюдо памяти Р. Катасонова, шахматный фестиваль "Серпуховский рапид", фестиваль искусств "Человек с ружьем".
Наша работа в этом направлении увидена и оценена. Город Серпухов включен в проект "Губернское кольцо Подмосковья", в настоящее время идет работа по созданию программы комплексного туристско-рекреационного развития Московской области "Губернское кольцо Подмосковья".

3. Восстановлению исторического облика
и благоустройству города

Восстановлены объекты культуры и спорта, храмы. Но, к сожалению, реставрация храмов привела к созданию новоделов, которые не представляют истинного исторического интереса, особенно с учетом возраста нашего города.

4. Регулярному выходу информационно-рекламных материалов

Информация о Серпухове и его туристских возможностях размещается в специализированных изданиях, таких как: российский информационно-рекламный журнал "Туристический Олимп", "Туризм и отдых", "Отдых в России", областных - "Каталог туристических баз и домов отдыха", "Календарь событийных мероприятий, проводимых на территории Московской области", "Ежедневные новости Подмосковья", "Подмосковный летописец", компакт-диск "Губернское кольцо Подмосковья", а также в официальных каталогах выставок; студией "Лучший из миров" снята и транслировалась на телеканале "Звезда" 30-минутная программа о городе.
Таким образом, реализация программы "Развитие индустрии туризма в Серпуховском регионе на 2003-2005 гг." позволила выделить индустрию туризма в отрасль, создать условия для развития, и самое главное, позиционировать город как центр туризма.
Подводя итоги реализации программы, стало понятно, что наш основной и неповторимый бренд - это самобытность небольшого исторического города, города "живой" истории. Это основной фактор, на который туристы обращают внимание и едут к нам. Наш город обладает уникальными памятниками архитектуры, истории, культуры, которые в настоящее время являются разрозненными. С большим интересом туристы осматривают фрагменты крепостной стены, знакомятся с археологическими находками, позволяющими прикоснуться к истории.
К сожалению, в нашем городе нет системной краеведческой экспозиции. При этом есть отдельные экспозиции в филиале музея - Троицком соборе, городском Музейно-выставочном центре, в некоторых учебных заведениях и на предприятиях.
Планом стратегического развития г. Серпухова до 2015 года определено, что город будет развиваться как город-музей, центр русской духовной культуры. Поэтому сейчас наиболее актуальным является создание Центра изучения истории Серпуховского края и историко-архитектурного, археологического и природно-ландшафтного заповедника "Серпуховский кремль".
В программе рассматривается модель начального (2008-2010 гг.) этапа развития. Далее, развиваясь, Центр изучения истории Серпуховского края должен стать научно-просветительской базой по возрождению Серпуховского кремля, центром изучения и сохранения культурного наследия края.
Новацией данной программы является формирование единой системы туристских зон Серпухова и связанных с ними полноценных туристских маршрутов, ориентированных на разные категории туристов, обеспечивающих полный комплекс услуг для туристов в пределах 15-минутной пешеходно-транспортной доступности, включая проживание, обслуживание туристов (торговля сувенирами, бытовые услуги, здравоохранение и т.д.), развлечения, справочно-информационное, экскурсионное и транспортное обслуживание.
Формирование туристских зон будет способствовать пропаганде историко-культурного и природного наследия Серпухова, его целостному восприятию, созданию условий погружения в историческую среду, сохранению уникальности нашего города. Кроме того, туристское зонирование, как стратегическое направление общей туристской политики города, тесно связано с реализацией Генерального плана развития г. Серпухова до 2020 года.
Реализация программы позволит создать 2 зоны - зону Серпуховского кремля и зону Торговой площади (пл. Ленина).

Зона Серпуховского кремля

Практически будет развиваться "с нуля".
На данный момент из инфраструктуры существуют: кафе "Гусарская баллада", филиалы СИХМ (Троицкий собор, музей Н.П. Андреева), фрагменты крепостной стены, фундамент Никольской церкви, воинский мемориал, Ильинская, Успенская и Троицкая церкви.
С 2003 года ведется научное исследование по теме "Охранные археологические исследования Соборной горы". Одной из важных составляющих проекта является создание историко-культурного и археологического заповедника в долине реки Серпейки и на Соборной горе, целью создания которого будет изучение, сохранение и пропаганда исторического, археологического и природного наследия Серпухова.
По графическому проекту зонирования проектируемый историко-архитектурный заповедник будет включать территорию от ул. Володарского до ул.Советская, от ул. 1-я Московская до набережной р. Нары. По Генплану города данная территория входит в заповедную зону, в ней сконцентрированы природные, исторические, культурные и археологические зоны охраны.
С точки зрения сохранения объектов культурного наследия ценны все исторические этапы, каждый по-своему. Поэтому предполагается создание "города в развитии" - показывая туристам исторические места как яркие иллюстрации живого учебника по истории города с "погружением" в различные исторические пласты - полное погружение с проживанием, переодеванием и питанием, как в старину, что очень популярно во всем мире.
Это даст новые рабочие места горожанам, будет способствовать увеличению налоговых поступлений в городской бюджет. Кроме того, в ходе науко-, финансово- и кадровоемких работ по возрождению Соборной горы развивается опыт взаимодействия культуры, науки, бизнеса, власти и городского сообщества.
Археологический парк на Соборной горе станет одновременно музеем и производственно-развлекательной площадкой - "Город мастеров". "Город мастеров" - это научно восстановленный комплекс исторической городской застройки позднесредневекового города Московии, емко сочетающий историзм и современность, будет представлять собой комплекс производственных, хозяйственных, анимационных, музейных и прочих площадок, которые должны быть оформлены архитектурно в едином стиле и дополнять друг друга.
Парк будет размещаться на двух площадках: владения по ул. Красная гора, д. 2 и 4, а также площадка на пересечении улиц Малая Серпейка и Тульская. Две площадки разделены высотно. Первая на Соборной горе (0,7 га), вторая ниже на 30 метров (0,8 га). Составные части парка: музеи (хлебный дом, подземный музей археологии), мастерские ремесленников и реконструкторов, торговые ряды, конный манеж и конюшня и т.п.
Объекты размещения, питания, развлечения и продажи сувениров должны правильно соотноситься с основными достопримечательностями, не вторгаясь на их территорию, чтобы сохранить исторический облик среды и в то же время обеспечить удобную транспортную и пешеходную доступность.

Зона Торговой площади

В данной зоне все необходимые элементы уже существуют: СМДТ, парк культуры и отдыха, гостиница "Дворянская", отель "Марк", ресторан "Центральный" (способный принять одновременно до 150 чел.), трактир "Русь", кафе "Матрена". Для окончательного формирования туристско-рекреационной зоны необходимо создание объекта показа, а именно - Центра истории Серпуховского края и обустройство зоны, включающей площадь им. Ленина и прилегающую к ней городскую застройку, ограниченную улицами Ворошилова, Чехова, Театральной и Калужской. Существующее здание торговых рядов в центре площади подлежит реставрации и частичной реконструкции с восстановлением первоначальной архитектуры фасадов. Здания вокруг площади, представляющие историческую и архитектурную ценность, подлежат реконструкции и реставрации. Предусматривается благоустройство всей территории.
Наличие Центра изучения истории Серпуховского края на данной территории позволит создать законченную туристскую зону и объединить в единую систему все мероприятия и программы, которые успешно реализуются в Южном Подмосковье на протяжении последнего ряда лет и ставшие традиционными: ежегодный конкурс по краеведению на премию имени П.Ф. Симсона, школьные историко-краеведческие конференции и конкурсы, экологические лагеря, выставки и вернисажи "Знай и люби свой край" и т.п.
В непосредственной близости от достопримечательностей необходимо организовать точки продажи сувениров и летние кафе. Организация таких маленьких частных летних кафе позволит повысить комфортность посещения памятников истории. Такую функцию могут взять на себя уже существующие предприятия питания, организовав выездные кафе.
Одним из элементов сохранения историко-культурного потенциала города является возвращение улицам исторических названий. Для более полного воссоздания исторической среды, для создания условий для погружения в историческую среду в рамках программы предусматривается организовать работу по возвращению старых названий улицам в границах археологического заповедника, а именно:
ул. Володарского - ул. Боровская;
ул. Советская (от Соборной горы до ул. Луначарского) - ул. Никольская;
ул. Луначарского - ул. Плотниковская;
ул. Свердлова - ул. Варгина;
ул. Пролетарская (от Шуруповского моста до Западной) - ул. Коншина;
ул. Революции - ул. Коломенская;
ул. Красноармейская - ул. Кишкинская;
ул. Урицкого - ул. Спасская.
Кроме того, необходимо разработать и утвердить проекты реставрации исторического облика зданий исторического центра города и базовые проекты вновь сооружаемых построек в историческом центре города. Для пользователей объектов культурного наследия и зданий, которые отнесены к ценной исторической среде, должны быть внесены обременения по обязательному согласованию с муниципальным или государственным органом охраны культурного наследия.
Говоря о создании качественного, конкурентоспособного муниципального турпродукта, нельзя не уделить внимание вопросам организации системы его продвижения на туристских рынках разного уровня, т.е. разработке комплекса мер, направленных на реализацию туристского продукта, - реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, издание каталогов, буклетов, проведение семинаров и рекламных туров. В деле формирования положительного имиджа города как туристского центра важны параметры частоты информационных поводов, привлекательности содержания и разнообразия информационных каналов.
В целях изучения пропаганды исторического, археологического и природного наследия Серпухова, а также популяризации нового турпродукта предлагаем планировать проведение тематических занятий для учащихся образовательных учреждений города в Музейно-выставочном центре, Центре истории Серпуховского края и в историко-архитектурном, археологическом и природном заповеднике "Серпуховский кремль".
Одним из наиболее значимых слагаемых в успешном развитии туризма является подготовка специалистов для всех видов деятельности в туристской индустрии. Необходима подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для гостиниц и ресторанов с учетом роста потребности в кадрах в ходе строительства новых гостиниц и для повышения обслуживания в существующих гостиничных предприятиях.
Особое внимание следует уделить подготовке персонала для обслуживания туристов на объектах показа.
Поэтому необходимо создать многоступенчатую систему образования в области туристской индустрии, охватывающую все уровни - от профессиональной ориентации школьников до высшего уровня квалификации. Система образования должна быть непрерывной, т.е. фактически в течение всей профессиональной деятельности специалисты должны постоянно повышать свой профессиональный уровень. В противном случае не будет прогресса в управлении, обслуживании, не будет внедрения новых технологий и т.д. Здесь наши задачи согласуются с задачами, решаемыми программой "Развитие образования в г. Серпухове".
Большая роль в повышении профессионализма кадров принадлежит конкурсам профессионального мастерства как между работниками, так и между организациями туристического бизнеса.
Очевидно, что формирование качественного муниципального туристского продукта, а также согласованный подход к развитию туризма на региональном уровне на современном этапе возможен только программно-целевыми методами.
Данная программа предусматривает план действий, направленных на разработку нового турпродукта, включающего создание недостающих объектов, а также призвана взять на себя функции интеграции и кооперации с региональным брендом "Губернское кольцо Подмосковья".

III. Цели, задачи и сроки реализации программы

Основной целью программы является создание в г. Серпухове конкурентоспособного туристского продукта, заключающегося в формировании туристско-рекреационных зон, обеспечивающих, с одной стороны, спрос потребителей на туристско-рекреационные услуги, с другой, направленных на сохранение и рациональное использование культурно-исторического и природного наследия, увеличение доходной части бюджета, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест.
Для достижения целей настоящей программы поставлены задачи:
1. Сохранение историко-архитектурной целостности исторической части города (согласно Генеральному плану развития г. Серпухова до 2020 года), его патриархальности путем соблюдения традиционных строительных приемов и используемых строительных материалов.
2. Реконструкция действующих туристских объектов - музеев, мемориальных мест, а также проведение комплексных мероприятий по сохранению и современному использованию архитектурных памятников.
3. Создание условий для развития материальной базы туризма путем реализации совместных проектов администрации города и бизнес-сообщества.
4. Создание механизма продвижения муниципального турпродукта на внутреннем и международном туристском рынках, интеграция в региональную туристскую систему.
5. Развитие социальных программ в туризме, в том числе развитие учебных туров (специализированный туризм), культурно-массовых программ (событийный туризм).
6. Совершенствование информационной политики.
Исходя из цели, задач и этапов программы разработана система мероприятий по ее реализации.
Перечень программных мероприятий и потребностей в финансировании целевой программы "Комплексное туристско-рекреационное развитие г. Серпухова на 2008-2010 годы" представлены в приложении № 1 (не приводится).

IV. Управление городской целевой программой и контроль
за ходом ее реализации

Реализация программы предусматривает выполнение мероприятий на основе договоров, заключенных в соответствии с действующим законодательством. Привлечение внебюджетных средств планируется производить через реализацию инвестиционных проектов.
Общую координацию действий по контролю за исполнением программы осуществляет Управление экономики администрации г. Серпухова.
В ходе реализации программы Управление культуры и молодежной политики администрации г. Серпухова:
- осуществляет руководство и текущее управление реализацией программы;
- обеспечивает координацию деятельности исполнителей программы;
- ежегодно готовит отчет о ходе реализации программы;
- на основании предложений исполнителей программы готовит ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий программы на очередной финансовый год;
- уточняет механизм реализации программы и затраты по мероприятиям программы;
- осуществляет анализ реализации инвестиционных проектов.
Контроль за исполнением программы осуществляет Совет депутатов г. Серпухова.

V. Ожидаемые социально-экономические результаты
от реализации настоящей программы

Выполнение намеченных программой мероприятий внесет значительный вклад в социально-экономическое развитие города. Главный социальный эффект будет состоять в формировании на территории города туристско-рекреационного центра международного уровня.
Общими ожидаемыми результатами можно назвать: создание условий для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укрепления здоровья и приобщения к культурным ценностям; формирование современной высокоэффективной туристской индустрии; создание около 150 дополнительных рабочих мест; увеличение поступлений НДФЛ в местный бюджет; сохранение и возрождение объектов природного и культурного наследия; стимулирующее воздействие на развитие предприятий других отраслей экономики (торговли, производства сувениров, учреждений культуры, дорожной сети и др.).



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru