Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2009 г. по делу № А12-4244/2009

Арбитражный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Середа Н.Н.
судей Горбачевского М.Н., Стрельниковой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Середа Н.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению и.о. прокурора Волгоградской области к Волгоградской городской Думе, с участием третьих лиц администрации г. Волгограда, комитета земельных ресурсов администрации Волгограда
о признании недействующим в части нормативного правового акта
при участии в заседании:
от прокурора - помощник прокурора области, удостоверение
от ответчика - П., дов. № 19/02и/1с от 11.01.2009 г.
от 3-х лиц: от администрации Волгограда - К. дов. № 05-ИД/21 от 17.02.2009 г.
от комитета земельных ресурсов - С., дов. № 7925 от 19.06.2007 г.

установил:

и.о. прокурора Волгоградской области обратился в арбитражный суд с заявлением к Волгоградской городской Думе о признании не действующими:
- пунктов 2.1, 3.1. Порядка оформления прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения в части закрепления необходимости предоставления с заявлением о приобретении прав на земельный участок дополнительных документов, как не соответствующих части 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ,
- пунктов 2.3., 3.3. Порядка оформления прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения как не соответствующих части 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ (с учетом уточнений требований в соответствии со ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены администрация г. Волгограда, комитет земельных ресурсов администрации Волгограда.
Ответчик и третьи лица с заявленными требованиями не согласились, просят в их удовлетворении отказать.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, арбитражный суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 13 ГК РФ, ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В судебном заседании установлено, что Решением Волгоградской городской Думы от 29 марта 2006 г. № 29/588 утвержден Порядок оформления прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения (далее Порядок). Решение опубликовано в газете "Волгоградская правда" № 67 от 3.06.2006 г.
Пунктом 2.1. раздела 2. "Оформление прав на земельные участки, на которых расположены индивидуальные жилые дома, не завершенные строительством индивидуальные жилые дома, индивидуальные гаражи, садовые домики, хозяйственные постройки, сараи, находящиеся в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении граждан и юридических лиц", а также пунктом 3.1. раздела 3. "Оформление прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управления граждан и юридических лиц, за исключением случаев, перечисленных в разделе 2 настоящего Порядка" предусмотрен перечень документов, которые прилагаются к заявлению.
Согласно указанным нормам к заявлению прилагаются следующие документы:
- заверенная в установленном порядке копия удостоверения личности (для граждан),
- заверенная в установленном порядке копия свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя,
- заверенные в установленном порядке копии свидетельства о регистрации юридического лица и учредительных документов (для юридических лиц),
- заверенная в установленном порядке копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества (в случае отсутствия свидетельство о государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества представляются иные документы, подтверждающие возникновение прав на эти объекты),
- выписка из государственного земельного кадастра по форме кадастрового плана земельного участка,
- материалы технического учета объекта недвижимого имущества.
Арбитражный суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что необходимость представления таких документов как копий учредительных документов (для юридических лиц) и материалов технического учета объекта недвижимого имущества не соответствуют требованиям части 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Согласно части 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Такой Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее Перечень) утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 г. № 370.
Данным Перечнем предусмотрено, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре));
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Таким образом, указанный Перечень не предусматривает предоставление таких документов как учредительные документы (для юридических лиц) и материалы технического учета объекта недвижимого имущества.
Согласно же части 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ исполнительные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Представитель ответчика пояснил в судебном заседании, что учредительные документы для юридических лиц требуются для того, чтобы исключить нецелевое использование объекта недвижимости и земельного участка.
Вместе с тем, указанные требования, противоречат положениям статьи 36 Земельного кодекса РФ, которая не предусматривает таких ограничений при решении вопроса о приобретении прав на земельные участки.
При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу о не соответствии оспариваемых норм - пунктов 2.1., 3.1. Порядка закону, а именно части 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 2.3. Порядка в случае если земельный участок не прошел государственный кадастровый учет (отсутствует кадастровый план на формируемый земельный участок) либо при уточнении его границ администрация района в месячный срок согласовывает проект границ земельного участка (далее - ПГЗУ) с представителями Горкомархитектуры, Горкомзема, осуществляющими свои полномочия на подведомственной администрации района территории, и утверждает его. В соответствии с утвержденным ПГЗУ администрация района в двухнедельный срок принимает постановление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в собственность за плату, на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве аренды в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. На основании постановления администрации района Горкомзем готовит договор аренды земельного участка, договор купли-продажи земельного участка в соответствии с земельным и гражданским законодательством.
Пунктом 3.3. Порядка установлено, что в случае если земельный участок не прошел государственный кадастровый учет (отсутствует кадастровый план на формируемый земельный участок), Горкомзем в месячный срок обеспечивает согласование ПГЗУ с Горкомархитектурой (срок согласования и подготовки заключения Горкомархитектуры - одна неделя) и утверждение его администрацией Волгограда. В соответствии с утвержденным ПГЗУ Горкомзем в недельный срок готовит проект постановления администрации Волгограда о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в собственность за плату, на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве аренды, безвозмездного срочного пользования в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Администрация Волгограда в недельный срок принимает постановление о предоставлении земельного участка. На основании постановления администрации Волгограда Горкомзем готовит договор аренды земельного участка, договор купли-продажи земельного участка, договор безвозмездного срочного пользования земельным участком в соответствии с земельным и гражданским законодательством.
Вместе с тем согласно части 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Необходимость предоставления именно кадастрового паспорта, а не проекта границ земельного участка предусмотрена и частью 5 статьи 36. Только после предоставления кадастрового паспорта земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня предоставления такого паспорта принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, обратившимся с заявлением о приобретении прав на земельные участки.
Таким образом, положения пунктов 2.3., 3.3. Порядка в части возможности принятия решения о предоставлении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом границ земельного участка, а не кадастровым паспортом земельного участка, не соответствует требованиям части 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Оспариваемые нормы нарушают интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности, поскольку создают дополнительные препятствия к реализации ими своего права на приобретение прав на земельные участка, а также нарушают права государства и муниципального образования - город Волгоград, поскольку предусматривают возможность перехода права собственности на земельные участки из муниципальной в частную вопреки закону.
При таких обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 195 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

признать недействующими пункты 2.1, 3.1. Порядка оформления прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 г. № 29/588, в части закрепления необходимости предоставления с заявлением о приобретении прав на земельный участок дополнительных документов - копий учредительных документов (для юридических лиц) и материалов технического учета объекта недвижимого имущества, как не соответствующими части 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Признать недействующими пункты 2.3., 3.3. Порядка оформления прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 г. № 29/588, в части возможности принятия решения о предоставлении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом границ земельного участка, а не кадастровым паспортом земельного участка, как не соответствующими части 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Судьи
Н.Н.СЕРЕДА
М.Н.ГОРБАЧЕВСКИЙ
Н.В.СТРЕЛЬНИКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru