ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 4 апреля 2008 г. № 79
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
ПРИНЦИПАЛОВ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с пунктом 3 статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в действующей редакции) приказываю:
1. Утвердить порядок
осуществления анализа финансового состояния принципалов в целях предоставления государственных гарантий Ивановской области согласно приложению.
2. Начальнику информационно-технического управления (Зверев И.В.) разместить данный приказ на сайте Департамента финансов Ивановской области (www.gfu.ivanovo.ru).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя начальника Департамента финансов - статс-секретаря Яковлеву Л.В.
4. Настоящий приказ вступает в силу с момента его подписания.
Заместитель Председателя
Правительства Ивановской области,
начальник Департамента
А.П.ГРУЗНОВ
Утвержден
приказом
Департамента финансов
Ивановской области
от 04.04.2008 № 79
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРИНЦИПАЛОВ
В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации с целью организации в Департаменте финансов Ивановской области работы по осуществлению анализа финансового состояния принципалов в целях предоставления государственных гарантий Ивановской области.
1.2. Принципалами в рамках настоящего Порядка могут являться юридические лица и муниципальные образования.
1.3. Настоящий Порядок определяет:
- перечень документов, предоставляемых принципалами, для проведения анализа их финансового состояния;
- показатели и индикаторы для проведения анализа финансового состояния принципалов;
- процедуру подготовки заключений о финансовом состоянии принципалов.
2. Перечень документов, предоставляемых для проведения
анализа финансового состояния принципала
2.1. Для проведения анализа финансового состояния принципалы представляют в Департамент финансов Ивановской области (далее - Департамент финансов) следующие документы:
юридические лица:
- бухгалтерскую отчетность, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 года № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", за последний отчетный год и на отчетную дату текущего финансового года (форма № 1 (бухгалтерский баланс), форма № 2 (отчет о прибылях и убытках).
Дополнительной финансовой информацией, предоставляемой юридическими лицами, является информация о наличии активов в форме государственных облигаций или облигаций Сберегательного банка Российской Федерации;
муниципальные образования:
- данные, предоставляемые финансовыми органами муниципальных образований в соответствии с приказом Главного финансового управления Ивановской области от 07.06.2005 № 105 "О мониторинге соблюдения муниципальными образованиями требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и качества управления бюджетами муниципальных образований".
Департамент финансов также использует данные ежемесячной отчетности об исполнении бюджетов муниципальных образований.
3. Показатели и индикаторы для проведения анализа
финансового состояния принципала
3.1. Оценка финансового состояния принципала осуществляется:
- юридического лица - в соответствии с Методикой
проведения анализа финансового состояния принципала - юридического лица (прилагается).
- муниципального образования - на основе Мониторинга соблюдения муниципальными образованиями требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и качества управления бюджетами муниципальных образований, утвержденного приказом Главного финансового управления Ивановской области от 07.06.2005 № 105.
4. Процедура подготовки заключений
о финансовом состоянии принципала
4.1. Работники отдела экономической политики, на которых возложены обязанности по проведению финансового анализа:
- проводят анализ финансового состояния принципала и оформляют соответствующее заключение в течение десяти рабочих дней со дня поступления в Департамент финансов необходимых документов;
- направляют указанное заключение на согласование в кредитную комиссию Департамента финансов, состав которой утвержден приказом Главного финансового управления Ивановской области от 24.02.2005 № 30 (в редакции от 27.02.2006).
4.2. Кредитная комиссия рассматривает заключение о финансовом состоянии принципала в течение 3 рабочих дней со дня поступления, принимает решение о возможности предоставления государственной гарантии Ивановской области и направляет его начальнику Департамента финансов для принятия окончательного решения.
4.3. Отдел экономической политики в 2-дневный срок после принятия решения начальником Департамента финансов извещает принципала о возможности предоставления государственной гарантии Ивановской области.
Приложение
к Порядку
осуществления анализа финансового состояния
принципалов в целях предоставления
государственных гарантий Ивановской области,
утвержденному Приказом Департамента финансов
Ивановской области
от 04.04.2008 № 79
Методика проведения анализа
финансового состояния принципала - юридического лица
1. Общие положения
1.1. Для оценки финансового состояния принципала используются три группы индикаторов:
- коэффициенты ликвидности;
- коэффициенты, характеризующие общую финансовую устойчивость;
- показатель рентабельности.
2. Коэффициенты ликвидности
2.1. Группа коэффициентов ликвидности характеризует обеспеченность принципала оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.
2.2. Коэффициенты ликвидности содержат три показателя:
коэффициент абсолютной ликвидности;
коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности;
коэффициент текущей (общей) ликвидности.
2.3. Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) характеризует способность к моментальному погашению долговых обязательств и рассчитывается по следующей формуле:
ДС + О
К1 = --------, где
КО
ДС - денежные средства в кассе и на расчетном счете (строка № 260 баланса предприятия);
О - рыночная стоимость государственных ценных бумаг и ценных бумаг Сбербанка Российской Федерации, принадлежащих предприятию, на момент окончания отчетного квартала. Необходимая информация предоставляется предприятиями дополнительно при подаче заявок на получение гарантий. В случае, если дополнительная информация отсутствует, объем предполагается равным нулю;
КО - краткосрочные финансовые обязательства. Значение находится как разность итога раздела 5 баланса (строка № 690) и доходов будущих периодов (строка № 640) и резервов по предстоящим расходам (строка № 650).
2.4. Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности (К2) характеризует способность предприятия оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить существующие финансовые обязательства и определяется по следующей формуле:
ДЗ + КВ + ДС + ПОА
К2 = --------------------, где
КО
ДЗ - дебиторская задолженность, погашение которой ожидается в течение года (строка № 240 баланса предприятия);
КВ - краткосрочные финансовые вложения (строка № 250 баланса предприятия);
ДС - денежные средства (строка № 260 баланса предприятия);
ПОА - прочие оборотные активы (строка № 270 баланса предприятия);
КО - краткосрочные финансовые обязательства. Значение находится как разность итога раздела 5 баланса (строка № 690) и доходов будущих периодов (строка № 640) и резервов по предстоящим расходам (строка № 650).
2.5. Коэффициент текущей (общей) ликвидности (К3) характеризует ожидаемую платежеспособность принципала на период, равный средней продолжительности одного оборота всех оборотных средств. Он показывает платежные возможности принципала при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и реализации готовой продукции, но также в случае продажи прочих элементов материальных оборотных средств. Коэффициент определяется по следующей формуле:
ОА - НА
К3 = ---------, где
КО
ОА - оборотные активы предприятия (строка № 290 баланса предприятия);
НА - неликвидные оборотные активы предприятия, включающие расходы будущих периодов (строка № 216 баланса предприятия) и дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты (строка № 230 баланса предприятия);
КО - краткосрочные финансовые обязательства. Значение находится как разность итога раздела 5 баланса (строка № 690) и доходов будущих периодов (строка № 640) и резервов по предстоящим расходам (строка № 650).
3. Коэффициенты, характеризующие общую
финансовую устойчивость
3.1. Для оценки общей финансовой устойчивости используются 3 показателя:
- коэффициент автономии;
- коэффициент концентрации заемного капитала;
- коэффициент соотношения собственных и заемных средств.
3.2. Коэффициент автономии (Ка) показывает долю собственных средств в общей сумме всех средств, вложенных в имущество принципала, и рассчитывается по следующей формуле:
СК
Ка = ------, где:
ВБ
СК - собственный капитал принципала и резервы (строка № 490 баланса);
ВБ - валюта баланса, сумма собственного и заемного капитала (строка № 700 баланса).
3.3. Коэффициент концентрации заемного капитала (Кзк) характеризует долю долга в общей сумме капитала и рассчитывается по следующей формуле:
ЗК
Кзк = -----, где:
ВБ
ЗК - финансовые обязательства. Значение определяется как сумма краткосрочных и долгосрочных обязательств (строки № 590 и № 690 баланса) без учета доходов будущих периодов (строка 640 баланса) и резервов предстоящих расходов (строка № 650 баланса);
ВБ - валюта баланса, сумма собственного и заемного капитала (строка № 700 баланса).
3.4. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К4) показывает, сколько заемных средств привлек принципал на один рубль вложенных в активы собственных средств, и рассчитывается по следующей формуле:
СК
К4 = ------, где
ЗК
СК - собственный капитал предприятия и резервы (строка № 490 баланса предприятия);
ЗК - финансовые обязательства. Значение определяется как сумма краткосрочных и долгосрочных обязательств (строки № 590 и № 690 баланса) без учета доходов будущих периодов (строка № 640 баланса) и резервов по предстоящим расходам (строка № 650 баланса).
4. Показатель рентабельности
4.1. Процедура расчета показателя рентабельности (К5) различается для торговых и иных предприятий.
4.2. Для торговых предприятий показатель рентабельности рассчитывается по следующей формуле:
ПР
К5 = -----, где
Вп
ПР - прибыль от реализации продукции (строка № 050 формы № 2);
Вп - валовая прибыль (строка № 029 формы № 2).
4.3. Для неторговых предприятий показатель рентабельности совпадает с финансовым коэффициентом рентабельности основной деятельности и определяется по следующей формуле:
ПР
К5 = -----, где
Вр
ПР - прибыль от реализации продукции (строка № 050 формы № 2);
Вр - выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета косвенных налогов и сборов (строка № 010 формы № 2).
5. Построение оценки финансового состояния
5.1. Для каждого показателя оценки финансового состояния (далее - показатель) устанавливается наилучшее и наихудшее пороговое значение.
5.2. На основе полученного значения и пороговых значений для каждого показателя определяется одна из трех категорий значений показателей согласно таблице 1
.
Таблица 1
Пороговые значения показателей и выбор категории
в зависимости от фактических значений показателей
┌────────────┬───────────────┬─────────────────────┬──────────────────────┐
│Коэффициенты│ 1-я категория │ 2-я категория │ 3-я категория │
│ │ (хорошее │ (удовлетворительное │(неудовлетворительное │
│ │ значение │значение показателя) │ значение показателя) │
│ │ показателя) │ │ │
├────────────┼───────────────┼─────────────────────┼──────────────────────┤
│К1 │более 0,2 │ 0,1 - 0,2 │менее 0,1 │
├────────────┼───────────────┼─────────────────────┼──────────────────────┤
│К2 │более 0,8 │ 0,5 - 0,8 │менее 0,5 │
├────────────┼───────────────┼─────────────────────┼──────────────────────┤
│К3 │более 2 │ 1 - 2,0 │менее 1 │
├────────────┼───────────────┼─────────────────────┼──────────────────────┤
│К4 │более 0,15 │ 0 - 0,15 │менее 0 │
├────────────┼───────────────┼─────────────────────┼──────────────────────┤
│К5 │ │ │ │
├────────────┼───────────────┼─────────────────────┼──────────────────────┤
│Предприятия │более 0,6 │ 0,4 - 0,6 │менее 0,4 │
│торговли │ │ │ │
├────────────┼───────────────┼─────────────────────┼──────────────────────┤
│Предприятия │более 1 │ 0,7 - 1 │менее 0,7 │
│других │ │ │ │
│отраслей │ │ │ │
└────────────┴───────────────┴─────────────────────┴──────────────────────┘
5.3. Далее определяется значение сводной оценки (S) в соответствии с их весами согласно таблице 2
по следующей формуле:
S = 0,11 x Категория К1 + 0,05 x Категория К2 + 0,42 x Категория К3 + 0,21 x Категория К4 + 0,21 x Категория К5.
Таблица 2
Вес показателей, используемых при расчете сводной оценки
┌──────────────────────────────────────────────────────────┬──────────────┐
│ Наименование показателя │Вес показателя│
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) │ 0,11│
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│Коэффициент быстрой ликвидности (К2) │ 0,05│
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│Коэффициент текущей ликвидности (К3) │ 0,42│
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К4)│ 0,21│
├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│Коэффициент рентабельности (К5) │ 0,21│
└──────────────────────────────────────────────────────────┴──────────────┘
5.4. На основе значения сводной оценки принципал относится к одному из трех классов финансового состояния:
финансовое состояние является хорошим, если значение S > 1,06 (для предприятий торговли), > 1,14 (для предприятий других отраслей);
финансовое состояние является удовлетворительным, если значение S <= 1,06, но => 0,54 (для предприятий торговли), <= 1,14, но => 0,6 (для предприятий других отраслей);
финансовое состояние является неудовлетворительным, если значение S < 0,54 (для предприятий торговли), < 0,6 (для предприятий других отраслей).
По результатам анализа финансового состояния принципала подготавливается заключение. Если на основе сводной оценки принципал относится к 1-му или 2-му классу финансового состояния, то заключение считается положительным, если к 3-му классу - отрицательным.