Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


АРСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РЕШЕНИЕ
от 23 марта 2007 г. № 108

О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ АРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
И П.Г.Т. АРСК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В 2007 - 2012 ГГ."

Во исполнение Постановления № 3 Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.11.2007 и в целях обеспечения охраны жизни, здоровья граждан и их имущества, сокращения количества дорожно-транспортных происшествий, сокращения количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий Арский районный Совет РЕШИЛ:

1. Утвердить Целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения на территории Арского муниципального района и п.г.т. Арск Республики Татарстан в 2007 - 2012 гг." (прилагается).
2. Исполнительному комитету Арского муниципального района довести Программу до соответствующих служб и организовать работу по выполнению мероприятий, предусмотренных данной Целевой программой.
3. Контроль за выполнением данного решения возложить на руководителя Исполнительного комитета Арского муниципального района Галимуллина И.А.

Глава
Арского муниципального района,
председатель районного Совета
А.А.НАЗИРОВ





Утверждена
решением
Арского районного Совета
от 23 марта 2007 г. № 108

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
АРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА И П.Г.Т.
АРСК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В 2007 - 2012 ГГ."

                                Содержание

Паспорт Программы                                                        3
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения        5
2. Основные цели и задачи Программы                                     16
3. Перечень мероприятий Программы                                       20
4. Ресурсное обеспечение Программы                                      21
5. Механизм реализации Программы                                        21
6. Организационно-правовые аспекты управления реализацией Программы     21
7. Финансовые аспекты управления реализацией Программы                  23
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4

Паспорт Программы

Наименование    Целевая  программа  "Повышение   безопасности   дорожного
Программы       движения на территории Арского  муниципального   района и
                п.г.т. Арск Республики Татарстан в 2007 - 2012 гг."

Основание для   Разработана в соответствии с  решением  Правительственной
разработки      комиссии по обеспечению безопасности  дорожного  движения
Программы       (Постановление Правительственной комиссии по  обеспечению
                безопасности  дорожного   движения   Кабинета   Министров
                Республики Татарстан от 02.11.2006 № 3)

Заказчик        Арский  районный  Совет  Арского  муниципального   района
                Республики Татарстан

Основные        Отдел    архитектуры,            градостроительства и ЖКХ
разработчики    Исполнительного комитета  Арского  муниципального  района
Программы       РТ, ОГИБДД  Арского  РОВД,  Фонд  безопасности  дорожного
                движения ОГИБДД  Арского  РОВД,  МУ  "Отдел  образования"
                Исполнительного комитета Арского  муниципального  района,
                Управление ГО и ЧС по Арскому району, ГУЗ  "Арская  ЦРБ",
                Арский филиал ОАО "ПРСО "Татавтодор",  Арский  поселковый
                исполнительный комитет

Цели и задачи   Целями Программы являются:
Программы       - сокращение   количества  лиц,  погибших  в   результате
                  дорожно-транспортных происшествий;
                - сокращение количества дорожно-транспортных происшествий
                  с пострадавшими.
                Задачами Программы являются:
                - предупреждение опасного поведения участников  дорожного
                  движения;
                - развитие   системы  подготовки  водителей  транспортных
                  средств и их допуска к участию в дорожном движении;
                - сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;
                - совершенствование  организации  движения   транспорта и
                  пешеходов;
                - сокращение времени прибытия  соответствующих  служб  на
                  место дорожно-транспортного   происшествия,   повышение
                  эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам,
                  пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
                - повышение  уровня  безопасности  транспортных  средств;
                  существенное  повышение  эффективности функционирования
                  системы    государственного   управления   в    области
                  обеспечения    безопасности   дорожного    движения  на
                  региональном и местном уровнях управления;
                - совершенствование правовых основ  деятельности  органов
                  местного  самоуправления    в    области    обеспечения
                  безопасности дорожного движения,  исключение пробелов и
                  противоречий в  регламентации  общественных отношений в
                  указанной сфере

Важнейшие       Важнейшими показателями Программы являются:
целевые         - сокращение   количества  лиц,  погибших  в   результате
показатели и      дорожно-транспортных происшествий;
индикаторы      - сокращение количества дорожно-транспортных происшествий
                  с пострадавшими.
                Важнейшими индикаторами Программы являются:
                - снижение транспортного риска (количество лиц,  погибших
                  в результате  дорожно-транспортных  происшествий, на 10
                  тыс. транспортных средств);
                - снижение социального риска (количество лиц, погибших  в
                  результате   дорожно-транспортных  происшествий, на 100
                  тыс. населения);
                - снижение тяжести последствий (количество лиц,  погибших
                  в результате дорожно-транспортных происшествий,  на 100
                  пострадавших);
                - сокращение   количества  мест   концентрации   дорожно-
                  транспортных происшествий;
                - сокращение количества дорожно-транспортных происшествий
                  с участием водителей,  стаж   управления   транспортным
                  средством которых не превышает 3-х лет;
                - сокращение количества детей, пострадавших в  результате
                  дорожно-транспортных  происшествий    по    собственной
                  неосторожности

Сроки и этапы   Программа рассчитана на 2007 - 2012 годы и осуществляется
реализации      в 2 этапа:
Программы       I этап - 2007 - 2008 годы;
                II этап - 2009 - 2012 годы

Ответственные   Исполнительный комитет Арского муниципального района РТ,
за              МУ "Отдел образования" Исполнительного комитета  Арского
организацию     муниципального района, Управление по делам ГО  и  ЧС  по
выполнения      Арскому району, Арский филиал  ОАО  "ПРСО  "Татавтодор",
подпрограмм и   Арский поселковый исполнительный комитет, ОГИБДД Арского
основных        РОВД,  Фонд  безопасности  дорожного   движения   ОГИБДД
мероприятий     Арского РОВД, ГУЗ "Арская ЦРБ", ОАО  "Арское  АТП",  ТРК
                "Арча", районная газета "Арский вестник"

Объемы и        Общий объем финансирования по Арскому  району  составляет
источники       537142,0 тыс. рублей, в том числе: из районного бюджета -
финансирования  142674,0 тыс. руб. (26%);  из внебюджетных   источников -
                89168,0 тыс. руб. (16%);
                В рамках национальных проектов "Образование",  "Здоровье"
                планируется направить финансовые средства  на  устройство
                асфальтового   покрытия   к   объектам      образования и
                здравоохранения  из  федерального   бюджета   -   90240,0
                тыс. руб. (16%), из бюджета РТ - 215060,0 тыс. руб. (40%)

Ожидаемые       Сокращение  к  2012  году  количества  лиц,    погибших в
конечные        результате дорожно-транспортных происшествий, в 1,5  раза
результаты      по сравнению с аналогичным показателем в 2004 году
реализации
Программы

Система         Контроль    за    выполнением    мероприятий    Программы
организации     осуществляет Комиссия  по  БДД  Исполнительного  комитета
контроля за     Арского  муниципального  района.   Текущий     контроль и
выполнением     организацию   работы   осуществляет   ОГИБДД   и    отдел
Программы       архитектуры,  градостроительства  и  ЖКХ  Исполнительного
                комитета Арского муниципального района

Характеристика проблемы
и обоснование необходимости ее решения

Проблема аварийности, связанная с автомобильным транспортом (далее - аварийность), в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения на улицах населенных пунктов и автомобильных дорогах района, предупреждение дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и снижение тяжести их последствий является на сегодня одной из актуальных задач.
За 2006 год в районе зарегистрировано 390 дорожно-транспортных происшествий, при совершении 64 из них погибли 11 и ранено 92 человека. Рост количества дорожно-транспортных происшествий по сравнению с аналогичным периодом 2001 года составил 2,32 раза, число погибших возросло на 57,14%, количество людей, получивших при ДТП телесные повреждения различной степени тяжести увеличилось на 57,14% (2001 год: 168 - 58 - 7 - 66).

Анализ ДТП за 2000 - 2006 гг.

Таблица № 1

┌───┬─────────────────────────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┐
│ № │     Наименование        │2000 │2001 │2002 │2003 │2004 │2005 │2006 │
│п/п│                         │     │     │     │     │     │     │     │
├───┼─────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│ 1 │Количество ДТП           │  147│   68│  149│  249│  256│  332│  390│
├───┼─────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│ 2 │Погибло                  │   10│     │   14│   16│   10│   11│   11│
├───┼─────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│ 3 │Ранено                   │   60│    6│   58│   58│   57│   61│   92│
├───┼─────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│ 4 │Тяжесть  последствий  ДТП│22,58│ 6,66│24,14│27,59│17,54│18,03│11,96│
│   │на 100 пострадавших      │     │     │     │     │     │     │     │
└───┴─────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┘

Основными видами происшествий являются опрокидывания транспортных средств (14,62% от общего количества ДТП), их столкновения (36,15% от общего числа), наезды на препятствие и стоящий транспорт (40,51% от общего числа), наезды на пешеходов (5,38% от общего числа ДТП).
Основными причинами совершения аварий на дорогах района явились нарушения водителями автомобилей установленного скоростного режима движения (в 23,33% ДТП), нарушение правил маневрирования (37,7%), нарушение правил проезда перекрестка (в 9,49% ДТП), неправильный выбор дистанции и интервала движения (в 14,87% ДТП), управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения (в 5,13% ДТП).
Причиной ДТП является комплекс факторов, одновременно воздействующих в процессе дорожного движения. Это и техническое состояние транспортного средства, и состояние дорожного покрытия, и погодные условия, и многое другое.
Одной из причин совершения ДТП является отсутствие освещения в темное время суток. Однако именно "человеческий фактор", неадекватное поведение человека чаще всего становится источником опасности на дороге и является основной причиной ДТП.

Анализ дорожно-транспортных происшествий по дням недели

Таблица № 2

┌───┬──────────────────────┬──────┬───────┬──────┬───────┬───────┬──────┐
│ № │     Наименование     │ 2001 │ 2002  │ 2003 │ 2004  │ 2005  │ 2006 │
│п/п│                      │      │       │      │       │       │      │
├───┼──────────────────────┼──────┼───────┼──────┼───────┼───────┼──────┤
│ 1 │Понедельник           │  20  │  27   │  42  │  46   │  43   │  41  │
├───┼──────────────────────┼──────┼───────┼──────┼───────┼───────┼──────┤
│ 2 │Вторник               │  12  │  19   │  34  │  38   │  52   │  50  │
├───┼──────────────────────┼──────┼───────┼──────┼───────┼───────┼──────┤
│ 3 │Среда                 │  24  │  11   │  37  │  41   │  51   │  43  │
├───┼──────────────────────┼──────┼───────┼──────┼───────┼───────┼──────┤
│ 4 │Четверг               │  14  │  27   │  23  │  46   │  48   │  38  │
├───┼──────────────────────┼──────┼───────┼──────┼───────┼───────┼──────┤
]]>
│ 5 │Пятница               │  23  │  23   │  27  │  47   │  45   │  58  │
├───┼──────────────────────┼──────┼───────┼──────┼───────┼───────┼──────┤
│ 6 │Суббота               │  35  │  22   │  54  │  52   │  50   │  72  │
├───┼──────────────────────┼──────┼───────┼──────┼───────┼───────┼──────┤
│ 7 │Воскресенье           │  32  │  21   │  32  │  34   │  43   │  41  │
└───┴──────────────────────┴──────┴───────┴──────┴───────┴───────┴──────┘

Анализ
дорожно-транспортных происшествий по месту совершения
(всего ДТП - ДТП с пострадавшими - погибло - ранено)

Таблица № 3

┌───┬──────────────┬────────────────┬────────────────┬────────────────┬────────────────┬────────────────┬────────────────┐
│ № │ Наименование │      2001      │      2002      │      2003      │      2004      │       2005     │      2006      │
│п/п│              │                │                │                │                │                │                │
├───┼──────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┤
│ 1 │а/д  Казань  -│43 - 9 - 4 - 14 │43 - 18 - 8 - 20│65 - 12 - 8 - 10│85 - 18 - 5 - 23│91 - 20 - 6 - 29│95 - 24 - 6 - 41│
│   │Малмыж        │                │                │                │                │                │                │
├───┼──────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┤
│ 2 │а/д     Арск -│12 - 3 - 0 - 3  │ 13 - 4 - 0 - 6 │ 13 - 7 - 2 - 11│ 14 - 7 - 3 - 10│ 11 - 3 - 0 - 5 │ 19 - 4 - 1 - 4 │
│   │граница МЭ    │                │                │                │                │                │                │
├───┼──────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┤
│ 3 │а/д     Арск -│ 4 - 1 - 0 - 1  │  1 - 1 - 1 - 0 │  7 - 2 - 0 - 6 │  7 - 1 - 0 - 2 │  8 - 2 - 1 - 1 │  5 - 3 - 1 - 2 │
│   │Большая Атня  │                │                │                │                │                │                │
├───┼──────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┤
│ 4 │а/д     Арск -│ 5 - 2 - 0 - 3  │  1 - 1 - 0 - 1 │ 10 - 5 - 2 - 6 │  5 - 2 - 0 - 2 │ 10 - 6 - 1 - 5 │ 16 - 5 - 0 - 7 │
│   │Сиза          │                │                │                │                │                │                │
├───┼──────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┤
│ 5 │а/д     Арск -│ 4 - 2 - 0 - 1  │  1 - 1 - 0 - 1 │  3 - 1 - 0 - 1 │  3 - 1 - 0 - 1 │   3 - 0 - 0    │  3 - 1 - 0 - 1 │
│   │Тюлячи        │                │                │                │                │                │                │
├───┼──────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┤
│ 6 │п.г.т. Арск   │59 - 19 - 0 - 25│58 - 14 - 1 - 13│112 - 8 - 0 - 11│ 139 - 7 - 0 - 7│150 - 10 - 2 - 9│179 - 7 - 1 - 12│
├───┼──────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┤
│ 7 │иные  населен-│       15       │ 22 - 9 - 1 - 8 │25 - 10 - 3 - 11│ 35 - 6 - 1 - 7 │ 47 - 6 - 1 - 6 │ 51 - 9 - 0 - 12│
│   │ные пункты    │                │                │                │                │                │                │
├───┼──────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┼────────────────┤
│ 8 │иные места    │        3       │ 11 - 8 - 3 - 9 │ 12 - 3 - 1 - 2 │ 16 - 6 - 1 - 5 │ 12 - 5 - 1 - 6 │23 - 11 - 2 - 13│
└───┴──────────────┴────────────────┴────────────────┴────────────────┴────────────────┴────────────────┴────────────────┘

Анализ
дорожно-транспортных происшествий по месяцу совершения

Таблица № 4

┌───┬─────────────────────┬──────┬───────┬───────┬───────┬───────┬──────┐
│ № │    Наименование     │ 2001 │ 2002  │ 2003  │ 2004  │ 2005  │ 2006 │
│п/п│                     │      │       │       │       │       │      │
├───┼─────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┤
│ 1 │Январь               │   9  │  14   │  16   │  29   │  25   │  28  │
├───┼─────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┤
│ 2 │Февраль              │  14  │  10   │  14   │  20   │  20   │  31  │
├───┼─────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┤
│ 3 │Март                 │   3  │   9   │  15   │  23   │  30   │  26  │
├───┼─────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┤
│ 4 │Апрель               │   7  │  12   │  14   │  19   │  17   │  21  │
├───┼─────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┤
│ 5 │Май                  │  17  │  10   │  13   │  18   │  17   │  27  │
├───┼─────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┤
│ 6 │Июнь                 │  18  │  18   │  19   │  26   │  24   │  27  │
├───┼─────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┤
│ 7 │Июль                 │  19  │  12   │  26   │  24   │  24   │  22  │
├───┼─────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┤
│ 8 │Август               │  17  │  23   │  20   │  29   │  30   │  49  │
├───┼─────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┤
│ 9 │Сентябрь             │  19  │   8   │  29   │  27   │  32   │  23  │
├───┼─────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┤
│10 │Октябрь              │  13  │   8   │  33   │  31   │  41   │  34  │
├───┼─────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┤
│11 │Ноябрь               │  17  │  12   │  19   │  31   │  30   │  45  │
├───┼─────────────────────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┤
│12 │Декабрь              │  13  │  13   │  30   │  21   │  42   │  48  │
└───┴─────────────────────┴──────┴───────┴───────┴───────┴───────┴──────┘

Дорожно-транспортная аварийность наносит огромный ущерб экономике района и Республики в целом. В 2001 году общий ущерб от ДТП соответствовал потере 3 - 4% валового национального продукта. Данная цифра рассчитывается на основе общемировой практики, в которой принято учитывать смету расходов, включающих в себя:
1. Расходы на амбулаторное и стационарное лечение, а также транспортировку пострадавших;
2. Расходы на реабилитацию, специальное обучение детей, санаторную реабилитацию и др.;
3. Недополученную продукцию, включая постоянные расходы в связи с гибелью людей или постоянной нетрудоспособностью, а также временные расходы;
4. Моральный ущерб пострадавшего;
5. Повреждение имущества, включая ремонт и замену автомобилей, повреждение придорожных коммуникаций и прочее;
6. Административные расходы, включая расходы на расследование причин ДТП, организацию выплаты страховки и судебные издержки;
7. Прочие расходы, включая потери времени в связи с происшествием (например, во время задержки дорожного движения).
Несмотря на принимаемые отдельные меры по предупреждению ДТП в районе не наблюдается стабильного снижения ДТП по основным его показателям.
К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности в Арском муниципальном районе, следует отнести:
- неспособность сложившейся системы государственного управления БДД адекватно действовать в ситуации роста автомобилизации, эффективно контролировать и регулировать деятельность министерств и ведомств, связанных с безопасностью дорожного движения;
- отсутствие эффективных механизмов реализации государственной политики, механизмов финансирования и стимулирования деятельности по повышению БДД на муниципальном уровне;
- массовое пренебрежение требованиями БДД со стороны участников дорожного движения, недостаточное понимание и поддержка мероприятий со стороны общества, отсутствие должной ответственности у руководителей всех уровней;
- низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в оценке дорожной обстановки, неудовлетворительная дисциплина, невнимательность и небрежность водителей при управлении транспортными средствами;
- недостатки технического обеспечения мероприятий по БДД, в первую очередь, несоответствие современным требованиям технического уровня дорожных хозяйств, транспортных средств, средств организации дорожного движения, отставание в системах связи, приводящие к несвоевременному обнаружению ДТП и оказанию первой помощи пострадавшим.
Сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденций к дальнейшему ухудшению ситуации во многом объясняются следующими причинами:
- постоянно возрастающая мобильность населения;
- уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом;
- нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.
Так, современный уровень обеспечения автомобилями в городах уже превысил 200 штук на 1 тыс. жителей, тогда как дорожно-транспортная инфраструктура соответствует уровню 60 - 100 штук на 1 тыс. жителей.
Следствием такого положения дел являются ухудшение условий дорожного движения, нарушение экологической обстановки, увеличение количества заторов, расхода топлива, а также рост количества дорожно-транспортных происшествий. В настоящее время в городах и населенных пунктах происходит более 70 процентов всех дорожно-транспортных происшествий. Темпы увеличения количества лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий в городах, опережают темпы увеличения количества дорожно-транспортных происшествий.
Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести. Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате таких дорожно-транспортных происшествий, является одной из основных причин их высокой смертности. Общая смертность указанных лиц в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инвалидами они становятся в 6 раз чаще, а нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще.
Усугубление обстановки с аварийностью и наличие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют выработки и реализации долгосрочной государственной стратегии, координации усилий государства и общества, концентрации федеральных, региональных и местных ресурсов, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, общественных институтов и негосударственных структур при возможно более полном учете интересов граждан.
Система обеспечения безопасности дорожного движения, сформированная без применения программно-целевого метода, характеризуется недостаточной комплексностью и отсутствием эффективного механизма координации действий федеральных органов исполнительной власти, что ведет к разобщенности при осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В настоящее время в п.г.т. Арск протяженность городских улиц и дорог составляет более 100 км, в том числе с твердым покрытием - 83 км, регулирование дорожного движения осуществляется 463 дорожными знаками и указателями.
Увеличение размеров территории и транспортного парка, расширение площади жилых массивов выдвигают решение проблемы безопасности дорожного движения в ряд одних из самых первостепенных задач.
По состоянию на конец 2006 года в Арском муниципальном районе РТ зарегистрировано более 10892 единиц автотранспортных средств, из них 8629 (79,22%) составляют автомобили индивидуальных владельцев (в 2001 году в районе имелось всего транспортных средств - 6476 единиц, в том числе автомобилей индивидуальных владельцев - 4161 единиц).
Быстрый рост численности автомотопарка за последние годы и массовое включение в дорожное движение новых водителей и перевозчиков привели к существенному изменению характеристик и усложнению условий дорожного движения: увеличилась плотность транспортных потоков, возросла интенсивность движения в п.г.т. Арск и на территориальных дорогах района, что оказало негативное влияние на рост аварийности.
Увеличение количества транспорта при фактически неизменных геометрических параметрах улично-дорожной сети в целом привело к существенному снижению их общей пропускной способности. Улицами с наиболее интенсивным движением являются улицы Интернациональная, Большая, Банковская, Поперечная, площадь Советская.
Одной из наиболее важных задач для п.г.т. Арск является оптимизация транспортных потоков, обеспечивающая необходимый уровень перевозок для нормальной жизнедеятельности, снижающая напряженность в центральной части населенного пункта и исключающая пересечение интенсивных пешеходных потоков с транспортными. В связи с ростом количества автомобильного транспорта в райцентре усиливается диспропорция между количеством транспортных средств, пропускной способностью улично-дорожной сети и наличием стоянок для транспортных средств, вблизи торговых и административно-общественных центров. С наибольшей вероятностью такая тенденция сохранится в ближайшие годы.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.01.2001 № 33 в муниципальную собственность п.г.т. Арск, с. Новый Кинер и других населенных пунктов переданы все технические средства регулирования дорожного движения, расположенные в черте их административных границ. Выявлена необходимость установки еще 640 дорожных знаков, вследствие износа - более 325. Имеются сложности в содержании и обслуживании технических средств регулирования дорожного движения, нанесении дорожной разметки.
Проблемные вопросы в настоящее время - планировка и застройка населенных пунктов с учетом перспективы роста количества транспорта и безопасности дорожного движения; организация движения транспортных и пешеходных потоков; совершенствование технических средств регулирования дорожного движения; реконструкция и содержание дорожно-уличной сети, строительство и ремонт автодорожных мостов; техническое состояние автотранспортных средств; профилактическая работа с населением и детскими дошкольными и школьными учреждениями по предупреждению ДТП.
На сегодняшний день в черте п.г.т. Арск и в Арском муниципальном районе имеется 146 остановочных площадок пассажирского транспорта. Из общего количества остановочных площадок полностью соответствуют установленным требованиям - 5. На остальных 141 необходимо осуществить мероприятия по строительству типовых заездных "карманов", остановочных и посадочных площадок, оборудованию соответствующими дорожными знаками, замене павильонов.
Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что основными очагами дорожно-транспортных происшествий в г. Арск являются:
- Советская площадь (по итогам 2006 г. - 23 ДТП);
- ул. Банковская (по итогам 2006 года - 12 ДТП);
- ул. Комсомольская (по итогам 2006 года - 14 ДТП);
- ул. Большая (по итогам 2006 года - 6 ДТП, из них - 2 - наезды на пешеходов);
- ул. Интернациональная (по итогам 2006 года - 7 ДТП);
- ул. Ватан (по итогам 2006 года - 6 ДТП).
На автомобильной дороге Казань - Малмыж наиболее аварийными являются (по итогам 2006 года): 51 км (5 ДТП), 64 км (4 ДТП), 65 км (9 ДТП), 66 км (5 ДТП), 70 км (6 ДТП). Причины совершения происшествий описаны ниже.
В зимний период времени одним из важнейших факторов, серьезно влияющих на безопасность дорожного движения, является состояние улично-дорожной сети. Статистика ДТП показывает, что более 50% происшествий происходят по причине ненадлежащего содержания проезжей части. Снижается пропускная способность улиц и дорог, что приводит к возникновению аварийных ситуаций, необоснованным задержкам пассажирских и грузовых перевозок. Недостаточное количество имеющейся снегоуборочной техники, лимитированный запас горюче-смазочных материалов и остаточный принцип финансирования не позволяют произвести работы по приведению улично-дорожной сети в безопасное для движения состояние в регламентированные ГОСТом Р 50597-93 сроки. В данной ситуации водителям транспортных средств и пешеходам сложно оценивать реальную ситуацию и принимать своевременные меры для предотвращения ДТП. Как показывает анализ, одну третью часть от числа дорожно-транспортных происшествий, при которых люди погибли или получили телесные повреждения, составляют наезды на пешеходов. Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий этого вида совершается в осенне-зимний период. Основная часть наездов на пешеходов совершается в п.г.т. Арск и на участках магистральных автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты. Основными нарушениями Правил дорожного движения, которые приводят к получению травм пешеходами, остаются переходы проезжей части в неустановленных местах, нарушения требований сигналов регулирования, нахождение на проезжей части пешеходов в нетрезвом состоянии. Наибольший риск представляет переход проезжей части дорог в местах, где отсутствуют пешеходные переходы. Объективными причинами нарушений пешеходами Правил дорожного движения являются:
- недостаточное количество надземных и подземных пешеходных переходов;
- необустроенность остановочных площадок на автобусных остановках;
- отсутствие и неудовлетворительное содержание тротуаров, отсутствие их освещения в темное время суток;
- отсутствие в местах остановки общественного транспорта дорожных знаков 5.16 "Место остановки автобуса";
- отсутствие в зоне перекрестков дорожных знаков 2.1 "Главная дорога", 2.4 "Уступите дорогу".
Для решения этой проблемы необходимо произвести обустройство двусторонних пешеходных тротуаров с уличным освещением вдоль всех магистральных улиц населенных пунктов. В п.г.т. Арск, это, в первую очередь, участок на площади Советская (от улицы Большая до магазина "Алсу" с левой стороны), улицы Большая (от оврага возле Арского филиала ОАО "ПРСО "Татавтодор" до объездной дороги), Банковская (от ЭПУ "Арскгаз" до объездной дороги), Мостовая (от АСШ № 6 до улицы "Ватан"), Агрономическая и Астрономическая (на всем протяжении), автомобильная дорога Арск - Тюлячи (от ОАО "Арскнефтепродукт" до д. Айван) и другие. Необходимы пешеходные тротуары в деревнях Старое Чурилино, Чулпаново, Нижние Метески, Урняк, Большие Берези, Югары Аты, Утар-Аты, Урнашбаш, Сарай-Чекурча, Средняя Корса, в с. Новый Кинер. В целях обеспечения безопасности дорожного движения и предотвращения наездов на пешеходов, и особенно детей, также необходимо обустроить уличное освещение на 64 км автомобильной дороги "Казань - Малмыж" от примыкания к ней автомобильной дороги "Арск - Большая Атня" до улицы Западная, на участке автомобильной дороги "Арск - Большая Атня" от магазина в д. Большие Берези до примыкания к автомобильной дороге "Казань - Малмыж", на пешеходном переходе у перекрестка улиц Ватан - Мостовая на станции Арск, а также на 65 - 66 км автомобильной дороги "Казань - Малмыж" на участке от улицы Банковская до улицы Большая.
Прирост количества автотранспортных средств реально обозначил еще одну проблему, негативно отражающуюся на пропускной способности улично-дорожной сети, - проблему размещения и хранения транспортных средств. Эта проблема назрела в п.г.т. Арск в районах застройки многоквартирными домами. В настоящее время гаражно-строительные кооперативы и платные стационарные стоянки в районном центре отсутствуют. В связи с этим несанкционированные дневные и ночные автостоянки организованы фактически на всех внутридворовых территориях спальных микрорайонов. На данных участках увеличивается негативное воздействие транспортных средств на состояние атмосферного воздуха, увеличивается шумовое воздействие при запуске двигателей, включении противоугонной сигнализации, что создает дискомфорт для жителей поселка. Наиболее остро стоит проблема с обеспеченностью местами временного хранения машин у административных, культурно-спортивных и торговых учреждений, продовольственного и промтоварного рынков. Реальная нехватка мест для размещения транспортных средств в таких местах вынуждает водителей припарковывать транспортные средства с явным нарушением Правил дорожного движения, что приводит к значительному снижению пропускной способности улиц и возникновению заторовых ситуаций. Вследствие указанного недостатка в дневные часы аварийно-опасные ситуации возникают на площади Советская, улицах Октябрьская, Банковская, Союзная, Комсомольская, Галактионова.
Решить проблему организации парковки и хранения легковых и грузовых автомобилей в этих условиях позволит строительство стоянок и организация гаражно-строительных кооперативов.

Основные цели и задачи Программы

Целью Программы является обеспечение охраны жизни, здоровья граждан и их имущества, повышение гарантий их законных прав на безопасные условия движения на дорогах Арского муниципального района РТ, сокращение к 2012 г. количества лиц, погибших в результате ДТП в 1,5 раза по отношению к 2004 г.
Условиями достижения целей Программы является решение следующих задач:
- предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
- совершенствование системы подготовки водителей и их допуска к участию в дорожном движении;
- сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;
- совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в населенных пунктах;
- сокращение времени прибытия соответствующих служб на место дорожно-транспортного происшествия, повышение эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий;
- повышение уровня безопасности транспортных средств;
- повышение эффективности функционирования системы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения на региональном и местном уровнях управления;
- совершенствование правовых основ деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения, исключение пробелов и противоречий в регламентации общественных отношений в указанной сфере.
Это позволит снизить показатели аварийности на территории Арского муниципального района и, следовательно, уменьшить социальную остроту проблемы.
Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 6 лет (2007 - 2012 годы) в 2 этапа.
На 1 этапе (2007 - 2008 годы) планируется осуществление следующих первоочередных мероприятий:
- создание системы пропагандистского воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;
- проведение пропагандистских кампаний, направленных на формирование среди участников дорожного движения стереотипов законопослушного поведения;
- обеспечение вовлечения в профилактическую работу институтов гражданского общества;
- совершенствование системы лицензирования в сфере подготовки водителей, разработка правовой основы контроля за осуществлением гражданами самостоятельной подготовки для получения права на управление транспортными средствами категорий "А" и "В";
- подготовка предложений по введению в отношении автошкол механизмов, позволяющих повысить качество подготовки водителей;
- создание федеральной информационной базы данных о водителях транспортных средств, привлеченных к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации;
- усиление контроля за наличием, исправностью и применением средств безопасности;
- повышение профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, активное внедрение детских удерживающих устройств;
- реализация пилотных проектов замены постов дорожно-патрульной службы техническими автоматическими системами контроля за соблюдением участниками дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации, решение задач ускорения прибытия соответствующих служб на место дорожно-транспортного происшествия;
- значительное увеличение объемов работ по организации движения транспорта и пешеходов, в том числе ликвидация мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;
- предотвращение дорожных заторов, оптимизация скоростных режимов движения на участках улично-дорожной сети, организация стоянок транспортных средств, применение современных инженерных схем организации дорожного движения, современных технических средств (светофоров, дорожных знаков, разметки и т.д.) и автоматизированных систем управления движением;
- строительство надземных пешеходных переходов;
- начало строительства современного картодрома для подготовки водителей, решение вопроса выделения земельного участка для его строительства;
- совершенствование механизма оперативного доведения информации о дорожно-транспортных происшествиях до дежурных служб, участвующих в ликвидации их последствий, введение единого федерального номера для вызова указанных служб на место дорожно-транспортного происшествия;
- внедрение регламента взаимодействия дежурных служб на месте дорожно-транспортного происшествия;
- разработка организационных и правовых основ оказания первичной медицинской помощи лицам, пострадавшим на месте дорожно-транспортного происшествия, и обучение этому работников служб, участвующих в проведении работ на месте дорожно-транспортного происшествия, а также участников дорожного движения;
- проведение системных исследований, направленных на выявление закономерностей возникновения дорожно-транспортных происшествий, их влияния на социально-экономическое развитие района, обоснование приоритетных направлений профилактики дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий;
- построение оптимальных моделей управления системой безопасности дорожного движения на региональном и местном уровнях;
- мониторинг динамики дорожно-транспортного травматизма, общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения и реализации мероприятий Программы.
На II этапе (2008 - 2012 годы) предусматривается реализация следующих мероприятий:
- дальнейшее увеличение объема работ по организации движения транспорта и пешеходов, в том числе внедрение комплексных схем и проектов организации дорожного движения, управления движением магистрального, районного и общегородского значения;
- расширение объема работ по строительству надземного пешеходного перехода;
- продолжение пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения устойчивых стереотипов законопослушного поведения;
- повышение роли общественных объединений и организаций в проведении профилактических мероприятий;
- совершенствование работ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- совершенствование форм и методов контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения установленных нормативов и правил;
- продолжение мониторинга динамики дорожно-транспортного травматизма, общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения и реализации мероприятий Программы.

Перечень мероприятий Программы

Комплекс мероприятий Программы формируется и финансируется по статьям расходов на научно-исследовательские работы, капитальные вложения и прочие нужды по следующим направлениям Программы.
Мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, приведены в приложении № 1 (не приводится). Деятельность в указанном направлении предусматривает совершенствование и развитие систем подготовки водителей транспортных средств, других участников дорожного движения, широкое внедрение современных средств контроля за соблюдением Правил дорожного движения Российской Федерации, разработку мер правового воздействия в случае неправомерного поведения, а также совершенствование профилактической работы.
Организационно-планировочные и инженерные меры, направленные на совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов в городах, приведены в приложении № 2 (не приводится). Деятельность в указанном направлении предусматривает улучшение условий движения транспортных средств и пешеходов, внедрение современных методов регулирования транспортных потоков, комплексных схем организации дорожного движения, совершенствование организации пешеходного движения, снижение влияния дорожных условий на возникновение дорожно-транспортных происшествий, увеличение пропускной способности улично-дорожной сети, проведение инженерных мероприятий в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий.
Мероприятия, направленные на развитие системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, приведены в приложении № 3 (не приводится). Деятельность в указанном направлении предусматривает сокращение времени прибытия на место дорожно-транспортного происшествия служб, участвующих в ликвидации их последствий, быстроту и слаженность их действий, повышение эффективности оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий.

Ресурсное обеспечение Программы

При планировании ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на различных уровнях, состояние аварийности, высокая экономическая и социально-демографическая значимость проблемы обеспечения безопасности дорожного движения, а также реальная возможность ее решения.
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств районного бюджета и внебюджетных источников. В рамках национальных проектов "Образование" и "Здоровье" предусматривается финансирование из федерального и республиканского бюджетов.
Общий объем финансирования Целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения на территории Арского муниципального района и п.г.т. Арск Республики Татарстан в 2007 - 2012 годах" составляет 5371420 тыс. рублей, в том числе за счет средств районного бюджета - 142674,0 тыс. руб., из внебюджетных источников - 89168,0 тыс. рублей, в рамках национальных проектов "Образование" и "Здоровье" планируется направить финансовые средства из федерального бюджета - 90240,0 тыс. руб., из бюджета РТ - 215060,0 тыс. руб.
Объемы финансирования Программы за счет средств всех уровней бюджетов приведены в приложении № 4 (не приводится).

Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы базируется на принципах партнерства органов исполнительной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления и организаций, в том числе общественных, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей Программы. Решение задач по формированию и эффективному управлению реализацией Программы будет осуществляться путем обоснованного выбора форм и методов управления.

Организационно-правовые аспекты
управления реализацией Программы

Управление реализацией Программы осуществляет Исполнительный комитет Арского муниципального района РТ.
Руководителем Программы является руководитель Исполнительного комитета Арского муниципального района.
В реализации Программы участвуют структурные подразделения Исполнительного комитета Арского муниципального района, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, органы местного самоуправления, ОГИБДД Арского РОВД, специалисты ГО и ЧС по Арскому району, ГУЗ "Арская ЦРБ", ОАО "Арское АТП", средства массовой информации.
Обеспечение взаимодействия участников Программы осуществляет Комиссия по безопасности дорожного движения Исполнительного комитета Арского муниципального района.
Комиссия по безопасности дорожного движения Исполнительного комитета Арского муниципального района реализует следующие основные функции:
- подготовка проекта ежегодного плана мероприятий Программы на следующий финансовый год и координация деятельности по вопросам, касающимся его согласования с государственными заказчиками Программы;
- выполнение комплекса мероприятий по скоординированному взаимодействию с органами исполнительной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления и организациями различной организационно-правовой формы;
- сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации мероприятий Программы;
- мониторинг результатов реализации мероприятий Программы, формирование аналитической информации о реализации указанных мероприятий и подготовка отчетности о реализации Программы;
- организация независимой оценки показателей результативности, эффективности мероприятий Программы и их соответствия индикаторам и показателям Программы;
- внедрение и обеспечение применения информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за реализацией мероприятий Программы;
- осуществление деятельности по информированию общественности о ходе и результатах реализации Программы;
- иные функции.

Финансовые аспекты управления реализацией Программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан, бюджета Арского муниципального района и внебюджетных источников.
Исполнительный комитет Арского муниципального района ежегодно определяет адресный перечень объектов финансирования.
Прекращение действия Программы наступает в случае завершения ее реализации, а досрочное прекращение - в случае признания неэффективности ее реализации в соответствии с решениями Правительства Республики Татарстан и Исполнительного комитета Арского муниципального района.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru