Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "ДЗЕРЖИНСКИЙ РАЙОН"
ДЗЕРЖИНСКОЕ РАЙОННОЕ СОБРАНИЕ

РЕШЕНИЕ
от 29 сентября 2009 г. № 344

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ И АНТИКОРРУПЦИОННОГО МОНИТОРИНГА НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ, ИЗДАВАЕМЫХ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ДЗЕРЖИНСКИЙ РАЙОН", И ИХ ПРОЕКТОВ

В соответствии с требованиями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Закона Калужской области от 27 апреля 2007 г. № 305-ОЗ "О противодействии коррупции в Калужской области", руководствуясь Уставом муниципального района "Дзержинский район", Дзержинское Районное Собрание муниципального района "Дзержинский район"
РЕШИЛО:

1. Утвердить Порядок проведения антикоррупционной экспертизы и антикоррупционного мониторинга нормативных правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления муниципального района "Дзержинский район", и их проектов (прилагается).
2. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава муниципального района
"Дзержинский район"
Т.М.Климова





Утвержден
Решением
Дзержинского Районного Собрания
от 29 сентября 2009 г. № 344

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И АНТИКОРРУПЦИОННОГО
МОНИТОРИНГА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ИЗДАВАЕМЫХ ОРГАНАМИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
"ДЗЕРЖИНСКИЙ РАЙОН", И ИХ ПРОЕКТОВ

1. Общие положения

1.1. В целях применения настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
антикоррупционный мониторинг - наблюдение, анализ, оценка и прогноз действия коррупционных факторов, а также эффективности мер по противодействию коррупции;
антикоррупционная экспертиза - деятельность по выявлению в нормативных правовых актах органов местного самоуправления муниципального района "Дзержинский район" (далее - муниципальные правовые акты), их проектах и описанию коррупционных факторов;
коррупционный фактор:
- в муниципальном правовом акте и его проекте - положение, способствующее возникновению коррупции или ее распространению;
- в правоприменительной деятельности - противоправное деяние (совокупность деяний) лица, замещающего выборную должность в органах местного самоуправления, должность муниципальной службы, создающее условие для возникновения коррупции или ее распространения;
коррупциогенность - заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупционным проявлениям в процессе реализации таких норм.
1.2. В целях проведения антикоррупционной экспертизы и антикоррупционного мониторинга формируется комиссия по проведению антикоррупционной экспертизы и антикоррупционного мониторинга нормативных правовых актов муниципального района "Дзержинский район" (далее - Экспертная комиссия), включающая специалистов юридической службы, экспертов-специалистов в области применения анализируемых нормативных правовых актов, представителей общественности. В своей работе эксперты используют общетеоретические и специальные познания, в том числе знание практики применения законодательства как позитивной, так и связанной с правонарушениями в данной области. При необходимости могут привлекаться специалисты в другой области знаний. Персональный состав и порядок работы комиссии утверждаются постановлением администрации Дзержинского района.
Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органов местного самоуправления муниципального района "Дзержинский район". В отношении нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органов местного самоуправления городских (сельских) поселений Дзержинского района Экспертная комиссия вправе проводить антикоррупционную экспертизу в случае заключения соглашения между поселением и муниципальным районом о передаче соответствующих полномочий, обеспеченных финансированием из бюджета поселения.

2. Антикоррупционная экспертиза

2.1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов имеет цели выявления и устранения несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий, рассчитана на первичный анализ коррупциогенности нормативного правового акта с целью выявления наиболее типичных и формализованных проявлений коррупционности в тексте нормативного правового акта.
2.2. Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат проекты муниципальных правовых актов, регулирующие:
- контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционные полномочия органов местного самоуправления, а также порядок и сроки реализации этих полномочий;
- порядок использования и распоряжения муниципальной собственностью;
- правоотношения, возникающие в ходе решения вопросов местного значения в сфере бюджетного, налогового, земельного, лесного, градостроительного и иного законодательства;
- вопросы прохождения муниципальной службы, статуса лиц, замещающих выборные должности в органах местного самоуправления, должности муниципальной службы, предоставления им социальных гарантий.
При издании нормативных правовых актов (подготовке проектов нормативных правовых актов) по вопросам, не входящим в вышеперечисленный перечень, решение о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и (или) их проектов принимается Главой администрации Дзержинского района или Дзержинским Районным Собранием; основанием для такого решения может являться обращение гражданина, должностного лица органа местного самоуправления, государственного органа, на который возложены функции контроля за соблюдением требований законодательства.
2.3. К явлениям, которые в большинстве случаев становятся коррупциогенными и могут быть названы коррупциогенными факторами, следует отнести следующие:
1) факторы, связанные с реализацией полномочий органов местного самоуправления, выражающиеся в:
- широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
- определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
- наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
- злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
- выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
- чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящих к принятию муниципальных правовых актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти Калужской области, государственного органа Калужской области или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
- принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
- заполнении законодательных пробелов при помощи муниципальных правовых актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в муниципальном правовом акте в условиях отсутствия закона;
- юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера;
2) факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствующие об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражающиеся в:
- существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в нормативном правовом акте или его проекте нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
- отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
- отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
- отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
- отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
- отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц, муниципальных служащих);
- нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций;
3) факторы системного характера, являющиеся факторами, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае. На наличие такого коррупционного фактора указывает такой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления (их должностных лиц).
2.4. По итогам проведения антикоррупционной экспертизы Экспертная комиссия составляет экспертное заключение по форме, указанной в приложении, которое направляется в орган, принявший правовой акт, и инициатору проведения антикоррупционной экспертизы.
В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в нормативном правовом акте или его проекте выявленных коррупционных факторов.
Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, не относящиеся в соответствии с настоящим Порядком к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в экспертном заключении.
2.5. В случае выявления коррупционных факторов органом (лицом), принявшим решение о проведении экспертизы, либо органом (лицом), издавшим акт, принимается решение о внесении изменений и (или) дополнений в нормативный правовой акт (проект нормативного правового акта) либо о его отмене в установленном порядке.
2.6. Финансирование антикоррупционной экспертизы, проводимой в соответствии с настоящим Порядком, осуществляется из бюджета муниципального района "Дзержинский район".

3. Антикоррупционный мониторинг

3.1. Антикоррупционный мониторинг осуществляется в следующих целях:
1) анализа муниципальных правовых актов, типологизации коррупционных нарушений и составления статистики о частоте их совершения;
2) получения объективных данных об эффективности применения мер противодействия коррупции в Дзержинском районе;
3) информирования населения о мерах противодействия коррупционным проявлениям.
Объектами антикоррупционного мониторинга являются органы местного самоуправления муниципального района "Дзержинский район" и их должностные лица, муниципальные нормативные правовые акты муниципального района "Дзержинский район", а также их проекты.
3.2. Антикоррупционный мониторинг проводится Экспертной комиссией не реже одного раза в год по решению Главы администрации Дзержинского района.
3.3. Экспертная комиссия вправе привлекать к осуществлению антикоррупционного мониторинга иные государственные органы, организации, экспертов. При проведении антикоррупционного мониторинга Экспертная комиссия обладает следующими полномочиями:
1) планирование проведения антикоррупционного мониторинга;
2) организация взаимодействия органов, организаций и экспертов, привлеченных к проведению антикоррупционного мониторинга;
3) информирование населения района о выполнении мероприятий и результатах антикоррупционного мониторинга.
3.4. Результатом антикоррупционного мониторинга является систематизация коррупционных проявлений, выявленных в результате антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, а также их проектов по следующим направлениям:
1) отрасль права;
2) вид нормативного правового акта;
3) вид коррупционных факторов.
3.5. Порядок анализа данных антикоррупционного мониторинга муниципальных нормативных правовых актов муниципального района "Дзержинский район", а также их проектов разрабатывается Экспертной комиссией самостоятельно с учетом условий и возможностей проведения исследования.
3.6. По итогам антикоррупционного мониторинга составляется отчет, содержащий результаты организации и проведения мониторинга, выводы и рекомендации по дальнейшему проведению антикоррупционной политики органами местного самоуправления муниципального района "Дзержинский район".





Приложение
к Порядку
проведения антикоррупционной экспертизы
и антикоррупционного мониторинга нормативных
правовых актов, издаваемых органами
местного самоуправления муниципального района
"Дзержинский район", и их проектов

                           ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
                 комиссии по проведению антикоррупционной
                   экспертизы нормативных правовых актов
                 муниципального района "Дзержинский район"

г. Кондрово                                      "___" ___________ 20___ г.

    1. Сведения о нормативном правовом акте (проекте):

+------+--------+-------------+---------------------+----------+
¦Рег. N¦  Дата  ¦Вид документа¦Орган или должностное¦Сведения о¦
¦      ¦принятия¦             ¦ лицо, принявшие акт ¦публикации¦
+------+--------+-------------+---------------------+----------+
¦      ¦        ¦             ¦                     ¦          ¦
+------+--------+-------------+---------------------+----------+

2. Оценка наличия коррупциогенных факторов в нормативном правовом акте:

+---+-----------------------------------------+--------------+------------+
¦   ¦         Коррупциогенный фактор          ¦ Структурная  ¦Предложения ¦
¦   ¦                                         ¦   единица    ¦     и      ¦
¦   ¦                                         ¦анализируемого¦рекомендации¦
¦   ¦                                         ¦правового акта¦            ¦
+---+-----------------------------------------+--------------+------------+
¦ 1 ¦Широта дискреционных полномочий          ¦              ¦            ¦
¦   +-----------------------------------------+--------------+------------+
¦   ¦Определение компетенции по формуле       ¦              ¦            ¦
¦   ¦"вправе"                                 ¦              ¦            ¦
¦   +-----------------------------------------+--------------+------------+
¦   ¦Наличие завышенных требований к лицу,    ¦              ¦            ¦
¦   ¦предъявляемых для реализации             ¦              ¦            ¦
¦   ¦принадлежащего ему права                 ¦              ¦            ¦
¦   +-----------------------------------------+--------------+------------+
¦   ¦Злоупотребление правом заявителя органами¦              ¦            ¦
¦   ¦местного самоуправления                  ¦              ¦            ¦
¦   +-----------------------------------------+--------------+------------+
¦   ¦Выборочное изменение объема прав         ¦              ¦            ¦
¦   +-----------------------------------------+--------------+------------+
¦   ¦Чрезмерная свобода подзаконного          ¦              ¦            ¦
¦   ¦нормотворчества                          ¦              ¦            ¦
¦   +-----------------------------------------+--------------+------------+
¦   ¦Принятие нормативного правового акта     ¦              ¦            ¦
¦   ¦сверх компетенции                        ¦              ¦            ¦
¦   +-----------------------------------------+--------------+------------+
¦   ¦Заполнение законодательных пробелов при  ¦              ¦            ¦
¦   ¦помощи правовых актов в отсутствие       ¦              ¦            ¦
¦   ¦законодательной делегации соответствующих¦              ¦            ¦
¦   ¦полномочий                               ¦              ¦            ¦
¦   +-----------------------------------------+--------------+------------+
¦   ¦Юридико-лингвистическая неопределенность ¦              ¦            ¦
+---+-----------------------------------------+--------------+------------+
¦ 2 ¦Существование пробела в правовом         ¦              ¦            ¦
¦   ¦регулировании                            ¦              ¦            ¦
¦   +-----------------------------------------+--------------+------------+
¦   ¦Отсутствие административных процедур     ¦              ¦            ¦
¦   +-----------------------------------------+--------------+------------+
¦   ¦Отказ от конкурсных (аукционных) процедур¦              ¦            ¦
¦   +-----------------------------------------+--------------+------------+
¦   ¦Отсутствие запретов и ограничений для    ¦              ¦            ¦
¦   ¦органов местного самоуправления          ¦              ¦            ¦
¦   +-----------------------------------------+--------------+------------+
¦   ¦Отсутствие мер ответственности органов   ¦              ¦            ¦
¦   ¦местного самоуправления                  ¦              ¦            ¦
¦   +-----------------------------------------+--------------+------------+
¦   ¦Отсутствие указания на формы, виды       ¦              ¦            ¦
¦   ¦контроля за органами местного            ¦              ¦            ¦
¦   ¦самоуправления                           ¦              ¦            ¦
¦   +-----------------------------------------+--------------+------------+
¦   ¦Нарушение режима прозрачности информации ¦              ¦            ¦
+---+-----------------------------------------+--------------+------------+
¦ 3 ¦Нормативные коллизии                     ¦              ¦            ¦
+---+-----------------------------------------+--------------+------------+

    3.  Положения,  не  относящиеся  к коррупциогенным факторам, но которые
могут способствовать созданию условий для проявления коррупции:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
    4.  Наличие  в  нормативном  правовом акте или его проекте превентивных
антикоррупционных норм и рекомендации по их включению:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
    5. Иные рекомендации: _________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.

    Председатель комиссии: ____________________ _______________________

    Члены комиссии: ___________________________  __________________________
                    ___________________________  __________________________
                    ___________________________  __________________________
                    ___________________________  __________________________



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru