ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2009 г. № 448
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
АГРАРНОГО ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2010-2012 ГОДЫ"
В целях стимулирования развития внутреннего и въездного туризма, формирования конкурентоспособного туристского продукта, увеличения форм занятости и самозанятости, роста доходов и повышения уровня жизни сельского населения, создания условий для устойчивого развития сельских территорий в Калужской области Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить долгосрочную целевую программу
"Развитие аграрного туризма на территории Калужской области на 2010-2012 годы" (прилагается).
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 2 ноября 2009 г. № 448
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ АГРАРНОГО ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010-1012 ГОДЫ"
Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Развитие аграрного туризма на территории
Калужской области на 2010-2012 годы"
1. Наименование Долгосрочная целевая программа "Развитие аграрного
туризма на территории Калужской области на 2010-2012
годы" (далее - Программа)
2. Заказчик Министерство спорта, туризма и молодежной политики
Калужской области
3. Разработчик Министерство спорта, туризма и молодежной политики
Калужской области
4. Дата принятия Распоряжение Губернатора Калужской области от 12.08.2009
решения № 91-р "О разработке долгосрочной целевой программы
о разработке "Развитие аграрного туризма на территории Калужской
(наименование, области на 2010-2012 годы"
дата и номер
соответствующего
нормативного
акта)
5. Цели и задачи Цели:
- увеличение объема туристского потока в Калужской
области на 35% к 2012 году;
- повышение уровня жизни сельского населения путем
увеличения количества форм занятости и самозанятости -
создания новых рабочих мест на селе в сфере
туристско-экскурсионного обслуживания в количестве 578
единиц.
Задачи:
- внедрение финансово-кредитных механизмов
государственной поддержки развития аграрного туризма;
- развитие материальной базы и инфраструктуры аграрного
туризма;
- формирование информационно-аналитической базы данных
о проектах развития аграрного туризма, привлечение
инвестиций для их реализации и сопровождение
инвестиционных проектов;
- создание и обеспечение условий для продвижения
туристских продуктов и проектов в сфере аграрного туризма
на российский и зарубежный рынки;
- совершенствование системы подготовки, переподготовки и
повышения квалификации кадров в сфере аграрного туризма
6. Целевые ┌───────────────────────────────┬───────┬───────┬───────┐
индикаторы │ Целевой индикатор │2010 г.│2011 г.│2012 г.│
и показатели ├───────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┤
│Объем туристского потока в │ 401,9│ 446,2│ 499,7│
│Калужской области, тыс. чел. │ │ │ │
├───────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┤
│Количество объектов аграрного │ 185 │ 243 │ 289 │
│туризма (средств размещения), │ │ │ │
│ед. │ │ │ │
├───────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┤
│Количество вновь созданных │ 370 │ 486 │ 578 │
│рабочих мест на селе в сфере │ │ │ │
│туристско-экскурсионного │ │ │ │
│обслуживания, ед. │ │ │ │
├───────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┤
│Количество глав крестьянских │ 80 │ 50 │ 50 │
│(фермерских) хозяйств и │ │ │ │
│граждан, ведущих личные │ │ │ │
│подсобные хозяйства, прошедших │ │ │ │
│обучение (подготовку, │ │ │ │
│переподготовку) на курсах │ │ │ │
│повышения квалификации и │ │ │ │
│семинарах по организации │ │ │ │
│аграрного туризма, чел. │ │ │ │
├───────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┤
│Количество обслуженных граждан │ 70,6│ 89,3│ 117,4│
│в коллективных средствах │ │ │ │
│размещения, посетивших │ │ │ │
│Калужскую область с целью │ │ │ │
│досуга, рекреации и отдыха, │ │ │ │
│тыс. чел. │ │ │ │
└───────────────────────────────┴───────┴───────┴───────┘
7. Сроки и этапы Программа реализуется одним этапом в течение
реализации 2010-2012 гг.
8. Перечень Программа включает следующие основные мероприятия:
подпрограмм 1. Нормативное правовое обеспечение мероприятий по
и основных организации аграрного туризма.
мероприятий 2. Создание, развитие и поддержка инфраструктуры
аграрного туризма.
3. Рекламно-информационное обеспечение аграрного туризма.
4. Развитие кадрового потенциала в сфере аграрного
туризма
9. Объемы Общий объем ресурсного обеспечения Программы за
финансирования 2010-2012 гг. по всем источникам финансирования
составляет 253416 тыс. рублей
(тыс. рублей)
┌───────────────────────┬───────┬───────┬───────┬──────┐
│Источник финансирования│2010 г.│2011 г.│2012 г.│ИТОГО │
├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼──────┤
│Областной бюджет │ 7323│ 7052│ 7312│ 21687│
├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼──────┤
│Внебюджетные средства │ 132943│ 49643│ 49143│231729│
├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼──────┤
│Всего │ 140266│ 56695│ 56455│253416│
└───────────────────────┴───────┴───────┴───────┴──────┘
10. Ожидаемые - Увеличение объема туристского потока в Калужской
результаты области с 356,6 тыс. чел. в 2008 году до 499,7 тыс.
чел. в 2012 году;
- увеличение доли туристского потока в Калужской области
во внутреннем туристском потоке Российской Федерации с
0,1% в 2008 году до 1,5% в 2012 году;
- повышение уровня занятости сельского населения:
создание новых рабочих мест на селе в сфере
туристско-экскурсионного обслуживания к 2012 году не
менее 578 единиц;
- увеличение объема платных услуг в
туристско-экскурсионной сфере к 2012 году в 1,2 раза по
сравнению с 2008 годом, в объеме свыше 1 млрд. руб. в
действующих ценах, в том числе объема гостиничных услуг
и аналогичных мест размещения - 490 млн. руб.;
- повышение уровня жизни сельского населения;
- увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней
от функционирования объектов аграрного туризма
11. Система Контроль за реализацией Программы осуществляется в
организации соответствии с постановлением
Правительства Калужской
контроля за области от 30.11.2007 № 315 "Об утверждении Порядка
исполнением принятия решений о разработке долгосрочных целевых
программ, реализуемых за счет средств областного бюджета,
их формирования и реализации и Порядка проведения и
критериев оценки эффективности реализации долгосрочных
целевых программ, реализуемых за счет средств областного
бюджета" (в ред. постановления Правительства Калужской
области № 111 от 31.03.2009)
I. Общие положения
Долгосрочная целевая программа "Развитие аграрного туризма на территории Калужской области на 2010-2012 годы" (далее - Программа) разработана в целях создания в Калужской области благоприятных условий для развития аграрного туризма, ориентированного на широкое использование природных, исторических и других ресурсов сельской местности, а также повышения уровня жизни сельского населения путем расширения масштабов его занятости и увеличения доходов на основе содействия развитию материальной базы туризма, способного повлиять на аграрный сектор экономики Калужской области в целом.
В Программе используются следующие определения.
Аграрный туризм - сельский туризм, который предполагает временное пребывание туристов в сельской местности с целью отдыха и (или) участия в сельскохозяйственных работах с обязательным условием: средства размещения туристов, индивидуальные или специализированные, должны находиться в сельской местности или в малых городах без промышленной и многоэтажной застройки.
Субъекты аграрного туризма - это следующие субъекты, предоставляющие комплекс туристско-экскурсионных услуг:
- крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Калужской области в соответствии с Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
- граждане, ведущие личные подсобные хозяйства и осуществляющие деятельность на территории Калужской области в соответствии с Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве";
- сельскохозяйственные потребительские кооперативы, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Калужской области в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации";
- иные хозяйствующие субъекты, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Калужской области, предоставляющие комплекс туристско-экскурсионных услуг в сфере аграрного туризма.
В рамках Программы предусматриваются разработка и реализация механизмов государственной поддержки субъектов аграрного туризма с целью создания эффективно функционирующих хозяйств, личных подворий, гостевых домов, объектов питания и других объектов инфраструктуры аграрного туризма, использования их потенциала. Реализация Программы позволит обеспечить экономические условия для развития аграрного туризма и решение социальных проблем в муниципальных районах, а также повысить возможности расширения въездного туризма.
II. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
Калужская область - один из важнейших промышленно-сельскохозяйственных субъектов Российской Федерации - обладает выгодным географическим положением, благоприятными природно-климатическими условиями. Разнообразие природных ландшафтов, исторического наследия, высокий интеллектуальный и культурный потенциал, политическая стабильность определяют благоприятные долгосрочные перспективы развития туристского комплекса Калужской области.
В преамбуле Стратегии
социально-экономического развития Калужской области до 2030 года, одобренной постановлением Правительства Калужской области от 29.06.2009 № 250, отмечается:
"Одним их потенциалов развития Калужской области как "региона нового развития" является туризм. Обладая богатой историей, многовековыми традициями и живописными природными ландшафтами, Калужская область имеет возможности развития туризма различных форм: от делового, культурно-познавательного, религиозного, до аграрного и спортивного туризма с активными формами отдыха. Предопределяющими факторами успешного развития туризма в Калужской области являются близость столицы Российской Федерации, генерирующей мощный поток туристов, и наличие инновационных ядер, способных обеспечить конкурентоспособность туристско-рекреационного направления и его динамичное развитие".
Туризм является одним из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики, оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопряженных с ним отраслей, таких как транспорт, строительство, связь, сельское хозяйство, производство товаров промышленного потребления.
По данным Ростуризма, внутренний туристский поток в Российской Федерации в 2008 году достиг 30,3 млн. человек (на 6% больше, чем в 2007 году). Несмотря на финансовый кризис, увеличение объема внутреннего туризма в России ожидается на уровне 4-5%, в том числе за счет сокращения выездного туризма. Однако на долю Российской Федерации, несмотря на ее высокий туристский потенциал, приходится всего около 1% мирового туристского потока.
Туристский поток Калужской области за 2008 год сегодня, по статистически подтвержденным данным, оценивается на уровне 356,6 тыс. чел., или 0,1% от общего объема внутреннего туристского потока Российской Федерации. Основной показатель развития туризма также дополняет статистика крупнейших операторов сотовой связи: по их данным, в целом за год в Калужской области регистрируется свыше 500 тыс. уникальных номеров - роумеров.
Ежегодный объем потребления туристско-экскурсионных услуг туристами и экскурсантами, посещающими Калужскую область (в основном это гостиничный сервис), оценивается в 15,5 млн. рублей.
Новым направлением развития туризма в Российской Федерации и перспективным направлением для Калужской области является аграрный туризм. При этом в структуре внутреннего и въездного туризма Калужской области аграрный туризм практически не развит.
Основные прорывные, инновационные зоны в развитии туризма и рекреации в Калужской области связаны со способами интерпретации среды, соединения природы и культуры. Именно такой средовой подход может стать отличительным признаком индустрии аграрного туризма и рекреации на территории Калужской области.
В настоящее время в отдельных районах области аграрный туризм поступательно развивается в той или иной степени (Боровский, Малоярославецкий, Жуковский, Ферзиковский, Мещовский, Юхновский, Спас-Деменский и другие районы), но в целом его развитие является хаотичным и характеризуется следующими проблемами:
- отсутствие единой нормативной правовой базы для развития аграрного туризма, позволяющей улучшить систему стимулирования развития данного направления в туризме;
- недостаточное информационное обеспечение аграрного туризма с применением информационных технологий, электронных и печатных средств массовой информации, телевидения, радио;
- дефицит квалифицированных специалистов для организации и развития аграрного туризма при относительно большом потенциале специализирующихся и имеющих отдельные учебные программы в сфере туризма высших учебных заведений (филиал Российской международной академии туризма "Калужский институт туристского бизнеса", Калужский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный университет туризма и сервиса", Институт социальных отношений Калужского государственного педагогического университета им. К.Э.Циолковского, Калужский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российского государственного аграрного университета - Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева, Калужский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики");
- несоответствие потребностям современного туризма существующей инфраструктурной базы, включая транспортную составляющую;
- отсутствие системы продвижения туристского продукта Калужской области в целом, что, в свою очередь, могло бы способствовать росту устойчивого туристского потока в Калужской области.
Для исправления сложившейся ситуации необходимо использование программно-целевого метода, реализующего системный подход, без которого в сфере туризма и развития сельских территорий в целом прогнозируются следующие негативные последствия:
- ухудшение демографической ситуации в сельской местности в связи с продолжающимся оттоком сельского населения в промышленные зоны и города Калужской области;
- сохранение сложившегося уровня безработицы на селе и низкого относительно среднеобластного уровня жизни сельского населения;
- приостановление ряда инвестиционных проектов в сфере аграрного туризма при отсутствии государственной поддержки и в связи со сложившейся сложной финансовой ситуацией в стране;
- сохранение недопустимо низкой доли туристского потока в Калужской области во внутреннем туристском потоке Российской Федерации.
Развитие аграрного туризма в Калужской области предусматривает развитие системы объектов размещения туристов на основе традиционного деревенского дома, в небольших гостиницах в сельской местности, специализированных поселениях, созданных сельской семьей на базе собственного дома или приусадебного участка.
Кроме того, развитие данного вида туризма в рамках строительства новой и расширения уже существующей инфраструктуры туризма частично решает проблему отсутствия в достаточной мере коллективных средств размещения.
Федеральная статистическая отчетность позволяет провести сопоставление по итогам 2007 года по показателю, в наибольшей степени отражающему туристическую привлекательность Калужской области, в том числе по направлению развития аграрного туризма: количество граждан, обслуженных в коллективных средствах размещения, посетивших область с целью досуга, рекреации, отдыха.
В 2007 году данный показатель по Калужской области составил 58,4 тыс. чел., по Российской Федерации - 10748 тыс. чел. При этом в Калужской области наблюдается тенденция к снижению данного показателя (относительно 2007 года этот показатель в 2008 году составляет 74,1%). По Российской Федерации за последние три года наблюдается рост значений показателя (в 2005 году - 9512 тыс. чел., в 2006 году - 9924 тыс. чел., в 2007 году - 10748 тыс. чел.).
Направление развития аграрного туризма формируется на стыке двух приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации и Калужской области как субъекта Российской Федерации - развития сельского хозяйства и поддержки малого предпринимательства.
Так, реализация областной целевой программы
"Социальное развитие села Калужской области до 2010 года" имеет социальный, экономический и экологический эффекты и обеспечивает создание минимально необходимых условий жизнедеятельности в сельских поселениях, сближение сельских граждан с городскими жителями по уровню обеспеченности услугами в области охраны здоровья, образования, приобщение к культурным ценностям, жилищной сферы, повышение в целом престижности проживания в сельской местности, улучшение демографической ситуации на селе, расширение рынка занятости для сельского населения.
Поддержка сельского населения в аспекте развития аграрного туризма позволит повысить эффективность проводимых мероприятий:
- в вопросах занятости населения это выражается в более полном использовании трудового потенциала села, снижении напряженности на сельском рынке труда;
- в части увеличения уровня доходов сельского населения за счет оплаты туристами услуг проживания, питания, транспорта, иных услуг, связанных с пребыванием в сельской местности;
- в сфере благоустройства территорий и развития социальной сферы села;
- в части увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В Калужской области доля сельского населения - 24% (в среднем по России - 27%); насчитывается около 105902 личных подсобных хозяйств, более 2300 крестьянских (фермерских) хозяйств и 157 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Несмотря на меньший по сравнению со среднеобластным уровень безработицы в сельской местности по методологии Международной организации труда (3,7%), уровень доходов сельского населения Калужской области, характеризующийся размером средней заработной платы в размере 10715,6 рубля, значительно ниже среднеобластного, что заставляет искать дополнительные источники доходов и приводит к оттоку из сельской местности трудоспособного населения.
Одним из возможных вариантов увеличения форм занятости сельского населения и повышения уровня его доходов является развитие аграрного туризма.
Таблица 1
Динамика показателей занятости и доходов сельского населения
Калужской области
┌───┬──────────────────────────────────┬─────────┬───────┬───────┬────────┐
│ № │ Показатели │ Единица │2007 г.│2008 г.│2008 г. │
│п/п│ │измерения│ │ │ к │
│ │ │ │ │ │2007 г.,│
│ │ │ │ │ │ % │
├───┼──────────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼────────┤
│ 1 │Численность сельского населения, │тыс. чел.│ 241,8│ 239,9│ -1,9│
│ │всего │ │ │ │ │
├───┼──────────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼────────┤
│ │В том числе удельный вес сельского│% │ 24 │ 24 │ 100 │
│ │населения в численности населения │ │ │ │ │
│ │области │ │ │ │ │
├───┼──────────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼────────┤
│ 2 │Численность экономически активного│тыс. чел.│ 170,7│ 168,5│ -2,2│
│ │сельского населения, всего │ │ │ │ │
├───┼──────────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼────────┤
│ │В том числе безработных, всего │тыс. чел.│ 7,0│ 6,3│ -0,7│
├───┼──────────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼────────┤
│ 3 │Уровень безработицы в среднем по │% │ 5,4│ 4,9│ -0,5│
│ │области │ │ │ │ │
├───┼──────────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼────────┤
│ │В том числе в сельской местности │% │ 4,1│ 3,7│ -0,4│
├───┼──────────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼────────┤
│ 4 │Среднесписочная численность │чел. │15812 │15662 │ 99,0│
│ │работников (без внешних │ │ │ │ │
│ │совместителей и работников │ │ │ │ │
│ │несписочного состава) организаций │ │ │ │ │
│ │Калужской области, занимающихся │ │ │ │ │
│ │сельским хозяйством, всего │ │ │ │ │
├───┼──────────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼────────┤
│ │В том числе удельный вес │% │ 4,6│ 4,5│ -0,1│
│ │занимающихся сельским хозяйством в│ │ │ │ │
│ │среднесписочной численности │ │ │ │ │
│ │работников организаций Калужской │ │ │ │ │
│ │области │ │ │ │ │
├───┼──────────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼────────┤
│ 5 │Среднемесячная начисленная │руб. │ 6660,2│10715,6│ 160,9│
│ │заработная плата работников │ │ │ │ │
│ │Калужской области, занимающихся │ │ │ │ │
│ │сельским хозяйством │ │ │ │ │
├───┼──────────────────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼────────┤
│ │В том числе отношение │% │ 61 │ 76 │ +15% │
│ │среднемесячной начисленной │ │ │ │ │
│ │заработной платы работников │ │ │ │ │
│ │Калужской области, занимающихся │ │ │ │ │
│ │сельским хозяйством, к │ │ │ │ │
│ │среднемесячной начисленной │ │ │ │ │
│ │заработной плате в Калужской │ │ │ │ │
│ │области │ │ │ │ │
└───┴──────────────────────────────────┴─────────┴───────┴───────┴────────┘
В настоящее время прием туристов осуществляют 15 граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, 7 крестьянских (фермерских) хозяйств, 8 баз отдыха, 4 туристские деревни и 3 экопоселения, расположенные в сельской местности, которые способны одновременно принять более 1200 туристов. Количество реализованных и реализуемых небольших и укрупненных комплексов аграрного туризма - 37, в том числе количество работающих по приему туристов гостевых домов - 132. В планах по строительству на 2010-2012 гг. предусмотрено введение в эксплуатацию новых гостевых домов в количестве 78.
В 14 районах Калужской области планируется к реализации 20 инвестиционных проектов в сфере аграрного туризма с организацией 79 объектов аграрного туризма, из них 5 предусматривается организовать на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, увеличение количества объектов аграрного туризма позволит к 2012 году принимать одновременно более 2600 туристов.
Таблица 2
Количество заявленных вновь создаваемых объектов
аграрного туризма на территории муниципальных районов
Калужской области
┌───┬─────────────────────┬────────────┬───────────────────────┬──────────┐
│ № │ Муниципальный район │ Количество │ Количество вновь │ Общее │
│п/п│ │существующих│ создаваемых объектов │количество│
│ │ │ объектов в ├───────┬───────┬───────┤ объектов │
│ │ │ 2009 г. │2010 г.│2011 г.│2012 г.│ │
├───┼─────────────────────┼────────────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤
│ 1 │Бабынинский район │ 6│ 1│ 1│ │ 8│
├───┼─────────────────────┼────────────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤
│ 2 │Барятинский район │ 8│ 1│ │ │ 9│
├───┼─────────────────────┼────────────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤
│ 3 │Боровский район │ 15│ 11│ 11│ 16│ 53│
├───┼─────────────────────┼────────────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤
│ 4 │Думиничский район │ 4│ │ │ │ 4│
├───┼─────────────────────┼────────────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤
│ 5 │Дзержинский район │ 16│ 1│ │ │ 17│
├───┼─────────────────────┼────────────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤
│ 6 │Жуковский район │ 4│ │ 11│ 10│ 25│
├───┼─────────────────────┼────────────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤
│ 7 │Жиздринский район │ 1│ 1│ 1│ │ 3│
├───┼─────────────────────┼────────────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤
│ 8 │Износковский район │ 14│ 5│ │ │ 19│
├───┼─────────────────────┼────────────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤
│ 9 │Куйбышевский район │ 1│ 1│ 2│ 1│ 5│
├───┼─────────────────────┼────────────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤
│10 │г. Людиново и │ │ │ │ 1│ 1│
│ │Людиновский район │ │ │ │ │ │
├───┼─────────────────────┼────────────┼───────┼───────┼───────┼──────────┤
│11 │Малоярославецкий │ 10│ 1│ │ │ 11│
│ │район │ │ │ │ │ │
]]>