Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область

Определением Верховного Суда РФ от 09.09.2009 № 78-Г09-33 данное решение отменено и вынесено новое решение, которым

распоряжение

Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга от 02.09.2008 № 768-р "Об утверждении Перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов в Санкт-Петербурге" признано недействующим и не подлежащим применению с момента принятия.




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 июня 2009 г. по делу № 3-220/09

Санкт-Петербургский городской суд в составе:
судьи Сухаревой С.И.
с участием прокурора Соловьевой В.В.
адвоката Бравичева Д.С.
при секретаре Кротовой М.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Петровив" об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

ООО "Петровив" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании незаконным и не подлежащим применению с момента принятия распоряжения Комитета экономического развития промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга от 02 сентября 2008 года № 768-р "Об утверждении перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов в Санкт-Петербурге" и Перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов Санкт-Петербурге, утвержденного данным распоряжением". В обоснование своих доводов заявитель ссылался на то, что указанное распоряжение принято Комитетом с превышением полномочий, распоряжение нарушает права и законные интересы ООО "Петровив" в сфере экономической деятельности и ограничивает свободу осуществления предпринимательской деятельности.
Представители заявителя явились в судебное заседание, заявление поддержали.
Представитель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли и Правительства Санкт-Петербурга явилась в судебное заседание, против удовлетворения заявления возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 62-65, 72-74), ссылаясь на то, что распоряжение Комитета издано в пределах его полномочий, не противоречит федеральному закону либо иному другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает прав заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.
Выслушав представителей заявителя и представителя заинтересованных лиц, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Соловьевой В.В., полагавшей, что оснований для удовлетворения заявления ООО "Петровив" не имеется, суд считает заявление ООО "Петровив" не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что 02 сентября 2008 года Комитетом экономического развития промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга принято распоряжение № 768-р "Об утверждении перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов в Санкт-Петербурге". Данное распоряжение опубликовано в газете "Утро Санкт-Петербурга" № 96 от 24 сентября 2008 года.
В соответствии с п. 1 указанного распоряжения утвержден перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов в Санкт-Петербурге.
Согласно утвержденному перечню в Санкт-Петербурге разрешен прием от физических лиц лома и отходов цветных металлов только по двум позициям:
Алюминиевые банки глубокой вытяжки, предназначенные для разлива пива, соков, газированных и негазированных слабоалкогольных и безалкогольных напитков.
Металлические банки и крышки к ним, предназначенные для фасования консервируемой продукции.
Оспаривая вышеназванное распоряжение и утвержденный им Перечень заявитель исходит из того, что на момент принятия распоряжения № 768-р, то есть на 02.09.2008 года, Комитет не обладал полномочиями по утверждению перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов в Санкт-Петербурге, поскольку согласно п. 6 ст. 2 Закона Санкт-Петербурга "О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области обращения с отходами производства и потребления в Санкт-Петербурге" от 6 мая 2008 года № 254-41 утверждение перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов отнесено к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года № 1082, которым в Положение о Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли (утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2004 г. № 177), был включен пункт 3.91-1, относящий к полномочиям Комитета утверждение перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов в Санкт-Петербурге было опубликовано в Информационном бюллетене Администрации Санкт-Петербурга № 34 от 08.09.2008 года, а следовательно вступило в силу по мнению заявителя только 08.09.2008 года, так как в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 года № 173 "О порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга" постановления Правительства Санкт-Петербурга подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия (п. 1.2) и вступают в силу в сроки, установленные в указанных нормативных правовых актах, но не ранее дня их официального опубликования. (п. 1.6).
Таким образом, заявитель считает, что на момент принятия распоряжения № 768-р, то есть на 02.09.2008 года, Комитет не обладал полномочиями по утверждению перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов в Санкт-Петербурге и следовательно, распоряжение Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга от 02 сентября 2008 года № 768-р "Об утверждении перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов в Санкт-Петербурге" и Перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов в Санкт-Петербурге, утвержденный данным распоряжением, являются незаконными и не подлежат применению с момента принятия.
С указанным утверждением заявителя нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.
Согласно статье 6 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 13.1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденному органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Закону Санкт-Петербурга от 06.05.2008 года № 254-41 "О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области обращения с отходами производства и потребления в Санкт-Петербурге" к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в области обращения с отходами отнесено утверждение перечня разрешенных для приема от физических лиц лома цветных металлов.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 4 в статье 9 Закона Санкт-Петербурга от 30.10.2003 № 642-87 отсутствует. Право передавать исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга осуществление части своих полномочий предоставлено Правительству Санкт-Петербурга подпунктом 4 пункта 2 указанной статьи.

При этом полномочия Правительства Санкт-Петербурга по наделению Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли полномочиями по утверждению перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов установлены пунктом 4 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга от 30.10.2003 года № 642-87 "О Правительстве Санкт-Петербурга", в соответствии с которым Правительство Санкт-Петербурга вправе передавать иным исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга осуществление своих полномочий.
Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли наделен полномочиями по утверждению перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 года № 1082 "О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2004 года № 177".
Согласно п. 8 статьи 11 Закона о Правительстве Санкт-Петербурга постановления Правительства Санкт-Петербурга, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Санкт-Петербурга вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Санкт-Петербурга не предусмотрен иной порядок вступления их в силу.
В соответствии с пунктом 1.7 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 года № 173 "О порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга" постановления Правительства Санкт-Петербурга, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Санкт-Петербурга вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Санкт-Петербурга не предусмотрен иной порядок вступления их в силу.
Постановление № 1082 является индивидуальным правовым актом, определяющим исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный утверждать перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, и не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, следовательно вступает в законную силу с момента его подписания.
Утверждение заявителя о том, что постановление № 1082 является нормативным правовым актом, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, является ошибочным.
Полномочия Правительства Санкт-Петербурга по защите прав и свобод человека и гражданина предусмотрены подпунктом "а" пункта 2 статьи 21 Федерального Закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Закона о Правительстве Санкт-Петербурга. Следовательно, предусмотренное пунктом 8 статьи 11 Закона Санкт-Петербурга о Правительстве Санкт-Петербурга правило о вступлении в силу не ранее дня их официального опубликования постановлений Правительства Санкт-Петербурга применимо к тем постановлениям Правительства Санкт-Петербурга, которые приняты им непосредственно в целях реализации полномочий, закрепленных подпунктом "а" пункта 2 статьи 21 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 года, подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Закона о Правительстве Санкт-Петербурга.
Постановление № 1082 регулирует вопрос наделения исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга своими полномочиями в целях реализации полномочий Правительства Санкт-Петербурга, установленных подпунктом "г" пункта 2 статьи 21 Федерального закона № 184-ФЗ, подпунктом 6 пункта 1 статьи 8, подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Закона о Правительстве Санкт-Петербурга.
Как следует из преамбулы постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2004 года № 177 "О Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли", изменение в которое вносит постановление № 1082, оно принимается в соответствии со статьями 8 и 9 Закона о Правительстве Санкт-Петербурга.
Таким образом, постановление № 1082 лишь определяет компетенцию исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина не регулирует.
В силу п. 2 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 года № 370 физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, нормативным правовым актом, затрагивающим права и свободы человека и гражданина, является перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, а не правовой акт, определяющий орган, уполномоченный утверждать указанный перечень.
Следовательно, постановление № 1082 вступило в силу, не с момента его официального опубликования, как ошибочно полагает заявитель, а с момента его подписания, а именно: 26.08.2009 года. Таким образом, на момент издания распоряжения, а именно: 02.09.2008 года, Комитет обладал полномочиями по утверждению перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов.
Оспариваемое распоряжение зарегистрировано в реестре нормативных правовых актов Санкт-Петербурга от 15.09.2008 года № 7533, опубликовано в газете "Утро Петербурга" № 96 от 24.09.2008 года, вступило в силу 24.09.2008 года.
Доводы заявителя о том, что оспариваемое распоряжение и утвержденный им перечень нарушают права и законные интересы ООО "Петровив" в сфере экономической деятельности и ограничивает свободу осуществления предпринимательской деятельности нельзя признать состоятельными, поскольку согласно п. 2 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 года № 370 физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, распоряжение Комитета не устанавливает прав и обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов, не ограничивает осуществление данной деятельности, а устанавливает права физических лиц по отчуждению лома и отходов цветных металлов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В соответствии с подпунктом д) пункта 4 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 года № 766 "О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов" лицензионными требованиями и условиями при осуществлении заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов является, в том числе соблюдение лицензиатом Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных в соответствии со статьей 13.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Таким образом, прием от физических лиц лома и отходов цветных металлов в соответствии с перечнем разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденного распоряжением Комитета, является одним из лицензионных требований, которое заявитель обязан соблюдать при осуществлении деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов.
Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что распоряжение Комитета № 768-р издано в пределах его полномочий, с соблюдением порядка принятия и введения его в действие, не противоречит федеральному закону либо иному другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает прав заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.
С учетом изложенного, суд считает заявление ООО "Петровив" не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

ООО "Петровив" в удовлетворении заявления об оспаривании нормативного правового акта отказать.
Решение может быть обжаловано в 10-ти дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
С.И.Сухарева



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru