АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2009 г. № 55
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА И УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
МОЛОКА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2012 ГОДЫ"
(в ред. постановления
администрации Липецкой области
от 03.11.2009 № 374,
с изм., внесенными постановлением
администрации Липецкой области
от 03.11.2009 № 375)
В целях развития молочного скотоводства и в соответствии с Уставом
Липецкой области администрация области постановляет:
Утвердить областную целевую программу
"Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Липецкой области на 2009 - 2012 годы" (приложение).
Глава администрации области
О.П.КОРОЛЕВ
Приложение
к постановлению
администрации Липецкой области
от 13 марта 2009 г. № 55
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА И УВЕЛИЧЕНИЕ
ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2009 - 2012 ГОДЫ"
(в ред. постановления
администрации Липецкой области
от 03.11.2009 № 374)
I. Паспорт Программы
┌────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐
│Наименование │Областная целевая программа "Развитие молочного │
│Программы │скотоводства и увеличение производства молока │
│ │в Липецкой области на 2009 - 2012 годы" │
├────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Основание │Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" │
│для разработки │от 29.12.2006 № 264-ФЗ, Постановление Правительства│
│Программы │Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 │
│ │"О государственной программе развития сельского │
│ │хозяйства и регулирования рынков │
│ │сельскохозяйственной продукции, сырья │
│ │и продовольствия на 2008 - 2012 годы", отраслевая │
│ │программа, утвержденная приказом МСХ РФ │
│ │от 08.10.2008 № 495 "Развитие молочного │
│ │скотоводства и увеличения производства молока в │
│ │Российской Федерации на 2009 - 2012 годы", │
│ │областная целевая программа
, утвержденная │
│ │постановлением администрации Липецкой области │
│ │09.10.2008 № 275 "Развитие сельского хозяйства │
│ │и регулирование рынков сельскохозяйственной │
│ │продукции, сырья и продовольствия Липецкой области │
│ │в 2009 - 2012 годах" │
├────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Государственный │Администрация Липецкой области │
│заказчик Программы │ │
├────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Основной разработчик│Управление сельского хозяйства Липецкой области │
│Программы │ │
├────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Цель Программы │Создание экономических и технологических условий │
│ │устойчивого развития отрасли молочного скотоводства│
│ │и увеличения объемов производства молока с 296 тыс.│
│ │тонн в 2008 г. до 322 тыс. тонн в 2012 году │
├────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Задачи Программы │- Укрепление племенной базы молочного скотоводства;│
│ │- увеличение численности поголовья коров; │
│ │- увеличение производства молока и ускоренное │
│ │развитие молочного скотоводства в рамках реализации│
│ │программы развития молочного скотоводства, │
│ │поддерживаемой из федерального бюджета │
│ │на конкурсной основе │
├────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Сроки реализации │2009 - 2012 годы │
├────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Исполнители │Управление сельского хозяйства Липецкой области │
│программных │ │
│мероприятий │ │
├────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Объемы и источники │Источником финансирования являются средства │
│финансирования │областного бюджета. │
│ │Сумма расходов на реализацию Программы за период │
│ │2009 - 2012 годы составит 75,86 млн. рублей, в том │
│ │числе в 2009 году - 15,4 млн. рублей, в 2010 году -│
│ │18 млн. рублей, в 2011 году - 19,8 млн. рублей, │
│ │в 2012 году - 22,66 млн. рублей │
├────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Ожидаемые конечные │Осуществление мероприятий Программы позволит │
│результаты │достичь следующих результатов к 2012 году: │
│реализации Программы│- удельного веса племенного поголовья к общей │
│ │численности крупного рогатого скота - 15%; │
│ │- валового производства молока 322 тыс. тонн при │
│ │ежегодном росте не менее 2%; │
│ │- увеличения продуктивности дойного стада к 2012 │
│ │году до 5000 кг при ежегодном росте не менее 3%; │
│ │- повышения выхода телят на 100 коров до 82 голов; │
│ │- производства молока на душу населения 274 кг при │
│ │росте потребления на 8%; │
│ │Экономический эффект от реализации Программы будет │
│ │выражен ростом налоговых платежей │
│ │сельскохозяйственных предприятий и увеличением их │
│ │удельного веса в общей структуре поступлений. │
│ │Социальная значимость развития отрасли молочного │
│ │скотоводства проявится в повышении │
│ │занятости сельского населения, увеличении среднего │
│ │уровня заработной платы в отрасли производства │
│ │молока на 50%, снижения доли трудоемких процессов │
│ │на 15%, при этом будет внесен существенный вклад │
│ │в решение проблемы развития сельских территорий │
├────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Порядок │Контроль за реализацией Программы осуществляет │
│осуществления │администрация Липецкой области. │
│контроля за ходом │Управление сельского хозяйства Липецкой области │
│выполнения Программы│в установленные сроки (по итогам 1 квартала, 1 │
│ │полугодия и 9 месяцев - до 15 числа месяца, │
│ │следующего за отчетным периодом; по итогам года - │
│ │до 1 февраля года, следующего за отчетным) │
│ │предоставляет в управления контроля и проверки │
│ │исполнения, экономики администрации Липецкой │
│ │области и управление финансов Липецкой области │
│ │отчетную информацию за указанные периоды │
│ │в электронном виде и на бумажных носителях │
│ │в соответствии с постановлением
администрации │
│ │Липецкой области от 28 ноября 2007 года № 168 │
│ │"О порядке разработки, утверждения и реализации │
│ │областных целевых программ". │
└────────────────────┴───────────────────────────────────────────────────┘
II. Описательная часть Программы
1. Характеристика проблемы в сельском хозяйстве, на решение которой направлена Программа
Областная программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Липецкой области в 2009 - 2012 годах" (далее - Программа) направлена на ускоренное развитие молочного скотоводства и обусловлена необходимостью обеспечения продовольственной безопасности области за счет увеличения объемов производства молочной продукции.
Программа разработана как составная часть и в развитие областной целевой программы
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области в 2009 - 2012 годах".
В Программе изложена оценка ситуации, сложившейся в молочном скотоводстве, и определены основные пути ускоренного развития отрасли с применением мер государственной поддержки производителей молока.
1.1. Анализ ситуации в молочном скотоводстве и потенциал развития отрасли
Липецкая область по природно-климатическим и социально экономическим условиям располагает благоприятными возможностями для ведения и развития молочного скотоводства. В настоящее время ей отводится ведущая роль среди других направлений животноводства. Отрасль в значительной степени определяет экономическую эффективность всего сельскохозяйственного производства. В структуре валовой сельскохозяйственной продукции в 2008 году молочное производство занимало 8%. В 2008 году производством молока занимаются 120 сельскохозяйственных предприятий, в том числе 50 предприятий с поголовьем дойного стада более 400 голов, 12 - с поголовьем более 1000 голов. В сельхозпредприятиях содержится всего крупного рогатого скота 118,4 тыс. голов, в том числе 40,3 тыс. коров, в личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйствах - 73,8 и 19,8 тыс. голов соответственно. Доля племенного поголовья в общей численности скота составляет 13%. Племенные предприятия представлены 19 племенными репродукторами с общим поголовьем коров класса элита-рекорд 7000 голов. Продуктивность дойного стада по итогам 2008 года в сельхозпредприятиях составила 4265 кг, в племенных хозяйствах - 5458 кг молока.
За период с 2006 по 2008 год введено в строй новых и реконструированных 40 молочных комплексов и ферм. Привлечено в регион дополнительных инвестиций 4 рубля на вложенный рубль из областного бюджета.
Для повышения молочной продуктивности, совершенствования структуры и качественного состава молочного стада за 2005 - 2008 гг. закуплено более 11 тысяч голов высокопродуктивного племенного скота, в том числе 8 тыс. голов импортной селекции. В целях технического перевооружения приобретено кормоуборочного, кормораздаточного и технологического оборудования на сумму более 1,2 млрд. руб., что позволило реализовать современные технологические решения производства молока и заготовки кормов. Продуктивность дойного стада на введенных в строй объектах увеличилась в 2008 году на 700 кг от коровы в год и составила почти 5000 кг. Себестоимость единицы продукции на введенных в эксплуатацию молочных комплексах с беспривязным содержанием снизилась по сравнению с привязным на 25 - 30%. Большинство освоенных объектов за счет применения современных технологий доения производят продукцию высшего и евро сорта.
Для дальнейшей интенсификации отрасли молочного скотоводства в регионе имеются все необходимые предпосылки:
- достаточные площади кормовых угодий, выделенные для кормопроизводства из общей структуры посевных площадей;
- генетический потенциал высокопродуктивного скота импортной селекции, а также собственных племенных хозяйств;
- племенное предприятие по производству биопродукции, оснащенное самым современным оборудованием для оценки и криоконсервирования семени в полипропиленовых соломинках;
- современные перерабатывающие предприятия с производительностью более 500 тыс. кг молока в сутки.
Анализ состояния молочного скотоводства в Липецкой
области с 2006 по 2008 год
┌──────────────────────────┬────────┬───────┬────────┬────────┬──────────┐
│ Показатели │Ед. изм.│2006 г.│ 2007 г.│ 2008 г.│ 2008 г. │
│ │ │ │ │ │к 2006 г.,│
│ │ │ │ │ │ % │
├──────────────────────────┼────────┼───────┼────────┼────────┼──────────┤
│1. Поголовье молочных │ тыс. │ 75 │ 66,3│ 60 │ 80 │
│коров, всего │ голов │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼────────┼───────┼────────┼────────┼──────────┤
│2. Валовое производство │ тыс. │ 338 │ 321,8│ 296 │ 87,5 │
│молока, всего │ тонн │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼────────┼───────┼────────┼────────┼──────────┤
│3. Удой на корову в год │ кг │ 3859 │ 4065 │ 4265 │ 110,5 │
│в сельхозпредприятиях │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼────────┼───────┼────────┼────────┼──────────┤
│4. Производство молока │ кг │ 288 │ 275 │ 254 │ 88 │
│на душу населения в год │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼────────┼───────┼────────┼────────┼──────────┤
│5. Покупка племенного │ голов │ 3717 │ 4170 │ 3800 │ 102,2 │
│молодняка крупного │ │ │ │ │ │
│рогатого скота молочных │ │ │ │ │ │
│пород │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼────────┼───────┼────────┼────────┼──────────┤
│6. Выход телят на 100 │ голов │ 80 │ 76 │ 78 │ 97,5 │
│коров │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼────────┼───────┼────────┼────────┼──────────┤
│7. Удельный вес племенного│ % │ 11 │ 11,3│ 13 │ 118 │
│поголовья в общей │ │ │ │ │ │
│численности крупного │ │ │ │ │ │
│рогатого скота │ │ │ │ │ │
└──────────────────────────┴────────┴───────┴────────┴────────┴──────────┘
1.2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения программными методами
В 2008 году продолжалась реализация инвестиционных проектов, входящих в федеральную программу "Развитие АПК". Однако ситуация в молочном скотоводстве остается неустойчивой. Она осложняется тем, что продолжается сокращение поголовья коров, уменьшается производство молока, растет диспаритет цен между реализуемой продукцией и приобретаемыми промышленными товарами, услугами производственно-технического назначения. В связи с ухудшением условий конкуренции на рынке молока и увеличением импорта его сухого аналога принимаемые меры поддержки не позволяют производителям молока отстаивать перед перерабатывающими предприятиями стабильные закупочные цены. На долю молочных ферм приходится 48% розничной цены на молоко, что в значительной мере снижает мотивацию ускоренного развития отрасли, а в отдельных сельхозпредприятиях остро встает проблема сохранения молочного животноводства. В муниципальных образованиях - недостаточная залоговая база для кредитования малых форм сельскохозяйственного производства, в том числе молока, сохраняется невысокий уровень жизни сельского населения, который вместе с низкими закупочными ценами на молоко, низким уровнем инфраструктуры, оттоком молодежи из села, увеличением среднего возраста сельского населения приводит к сокращению поголовья скота в личных подсобных хозяйствах. Имея высокий удельный вес племенного поголовья в общей численности поголовья крупного рогатого скота, племенные хозяйства области не способны в полном объеме обеспечить качественным племенным молодняком вводимые в эксплуатацию новые молочные объекты. Основной причиной сложившейся ситуации является недостаточный генетический потенциал племенного скота, низкий удельный вес племенных ферм с современным оборудованием (40%), в системе племенного дела - недостаточный уровень оценки и использования выдающихся быков-производителей.
Анализ экономических показателей, тенденций и условий производства молока в Липецкой области показывает необходимость государственной поддержки развития молочного скотоводства и увеличения его производства как проблему общерегионального значения, решение которой позволит в перспективе научно обоснованно и в интересах всего населения удовлетворить спрос на молоко и молочные продукты за счет собственного производства. Разработка программы по молочному скотоводству объясняется постоянной необходимостью обозначения проблем и путей развития комплекса мероприятий по поддержке отрасли на основании условий софинансирования из федерального бюджета на конкурсной основе.
2. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Цель Программы - создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства, повышения его эффективности, обеспечивающей выпуск конкурентоспособной продукции, увеличение объемов производства молока с 296 тыс. тонн в 2008 г. до 322 тыс. тонн в 2012 году.
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:
- укрепление племенной базы молочного скотоводства;
- увеличение численности поголовья коров;
- увеличение производства молока и ускоренное развитие молочного животноводства в рамках реализации и в развитие областной целевой программы
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области в 2009 - 2012 годах".
3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Сумма расходов на реализацию Программы из областного бюджета составит прогнозно 75,86 млн. рублей, в том числе:
- в 2009 году - 15,4 млн. рублей;
- в 2010 году - 18 млн. рублей;
- в 2011 году - 19,8 млн. рублей;
- в 2012 году - 22,66 млн. рублей.
Объемы расходов на выполнение Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
4. Механизмы реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Реализация Программы осуществляется управлением сельского хозяйства Липецкой области. Основной механизм реализации Программы - система мероприятий по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся производством молока, и организаций по племенному животноводству предоставлением субсидий из областного бюджета по критериям, определенным настоящей Программой.
Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация Липецкой области. Управление сельского хозяйства Липецкой области в установленные сроки (по итогам 1 квартала, 1 полугодия и 9 месяцев - до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом; по итогам года - до 1 февраля года, следующего за отчетным) предоставляет в управления контроля и проверки исполнения, экономики администрации Липецкой области и управление финансов Липецкой области отчетную информацию за указанные периоды в электронном виде и на бумажных носителях в соответствии с постановлением
администрации Липецкой области от 28 ноября 2007 года № 168 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ".
5. Оценка эффективности Программы
В период реализации Программы будут задействованы механизмы устойчивого развития молочного скотоводства, создана база для обеспечения населения области молоком и молочными продуктами собственного производства.
Реализация Программы предусматривает более полное и сбалансированное использование имеющихся в области ресурсов земли, скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологическое обновление отрасли в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности. При этом будет внесен существенный вклад в решение проблемы развития сельских территорий.
Сочетание дополнительной поддержки федерального и областного бюджетов обеспечит достижение поставленной цели и решение задач Программы по следующим индикаторам: увеличить в сравнении с уровнем 2008 года объемы производства молока в 2012 году - на 17%, годовую продуктивность на корову в 2012 году на 17%, производство молока на душу населения - до 274 кг в год, при этом объемы производства молока в 2012 году составят 322 тыс. тонн.
Стимулирование развития молочного скотоводства путем возмещения части затрат на производство продукции из областного и федерального бюджетов позволит:
- снизить затраты на содержание молочного скота населения, повысить заинтересованность в молочном животноводстве и обеспечить численность поголовья коров населения к 2012 году на уровне 20 тыс. голов, охватить искусственным осеменением не менее 50% личных подсобных хозяйств, поднять уровень генетического потенциала скота у населения до 6500 кг от коровы в год;
- снизить затраты сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение семян высокобелковых кормовых культур, обеспечить намеченный рост производства молока при уменьшении количества объемистых кормов в физическом весе и повышения их качества;
- за счет предоставления субсидий за реализованное молоко повысить заинтересованность сельхозтоваропроизводителей в его производстве, повысить рентабельность отрасли за счет повышения товарности продукции;
- обеспечить намеченный рост производства при одновременном повышении доходности отрасли;
- сформировать более эффективную технологическую политику развития отрасли молочного скотоводства, обеспечить гибкие подходы к финансированию этапов Программы.
Основные целевые индикаторы Программы
┌───────────────────┬─────┬─────────────────────────────────────────────────┐
│ Целевой индикатор │ Ед. │ Значение индикатора │
│ │ изм.├─────────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┤
│ │ │ 2008 г. │2009 г.│2010 г.│2011 г.│2012 г.│2012 г.│
│ │ │(базовый)│ │ │ │ │ в % к │
│ │ │ │ │ │ │ │2008 г.│
├───────────────────┼─────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Увеличение │голов│ 60210 │61414 │62642 │63894 │65172 │ 108,2│
│поголовья коров │ │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼─────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Удой на корову в │ кг │ 4265 │ 4450 │ 4600 │ 4850 │ 5000 │ 117 │
│сельхозпредприятиях│ │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼─────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Валовое │тыс. │ 296 │ 302 │ 308 │ 314 │ 322 │ 117 │
│производство │тонн │ │ │ │ │ │ │
│молока │ │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼─────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Производство молока│ кг │ 254 │ 259 │ 264 │ 269 │ 274 │ 108 │
│на душу населения │ │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼─────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
]]>│Выход телят на 100 │голов│ 78 │ 79 │ 80 │ 81 │ 82 │ 105 │
│коров │ │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼─────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Удельный вес │ % │ 13 │ 13,5│ 13,8│ 14 │ 15 │ 115,3│
│племенного │ │ │ │ │ │ │ │
│поголовья │ │ │ │ │ │ │ │
└───────────────────┴─────┴─────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘
III. Система программных мероприятий
(в ред. постановления
администрации Липецкой области
от 03.11.2009 № 374)
(см. текст в предыдущей редакции
)
┌───┬─────────────────┬───────────┬─────────────────────────────────────┬───────────┐
│ № │ Наименование │ Сроки │ Объем финансирования из областного │Исполнители│
│п/п│ мероприятия │исполнения │ бюджета (тыс. руб.) │ │
│ │ │по периодам├───────┬───────┬───────┬───────┬─────┤ │
│ │ │выполнения │2009 г.│2010 г.│2011 г.│2012 г.│Всего│ │
├───┼─────────────────┼───────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────┼───────────┤
│1. │Предоставление │ 2009 - │ 14400 │ 12500 │ 14000 │ 16000 │56900│Управление │
│ │субсидий на │ 2012 г. │ │ │ │ │ │ сельского │
│ │возмещение затрат│ │ │ │ │ │ │ хозяйства │
│ │на приобретение │ │ │ │ │ │ │ Липецкой │
│ │комбикормов, │ │ │ │ │ │ │ области │
│ │премиксов, │ │ │ │ │ │ │ │
│ │белково- │ │ │ │ │ │ │ │
│ │витаминных │ │ │ │ │ │ │ │
│ │и минеральных │ │ │ │ │ │ │ │
│ │добавок │ │ │ │ │ │ │ │
├───┼─────────────────┼───────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────┼───────────┤
│2. │Предоставление │ 2009 - │ - │ 700 │ 1000 │ 1500 │ 3200│Управление │
│ │субсидий на │ 2012 г. │ │ │ │ │ │ сельского │
│ │возмещение затрат│ │ │ │ │ │ │ хозяйства │
│ │по созданию │ │ │ │ │ │ │ Липецкой │
│ │сервисных центров│ │ │ │ │ │ │ области │
│ │для оказания │ │ │ │ │ │ │ │
│ │услуг по │ │ │ │ │ │ │ │
│ │воспроизводству │ │ │ │ │ │ │ │
│ │стада крупного │ │ │ │ │ │ │ │
│ │рогатого скота │ │ │ │ │ │ │ │
│ │КФХ, ЛПХ │ │ │ │ │ │ │ │
├───┼─────────────────┼───────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────┼───────────┤
│3. │Предоставление │ 2009 - │ 1000 │ 4800 │ 4800 │ 5160 │15760│Управление │
│ │субсидий на │ 2012 г. │ │ │ │ │ │ сельского │
│ │возмещение затрат│ │ │ │ │ │ │ хозяйства │
│ │на приобретение │ │ │ │ │ │ │ Липецкой │
│ │семян │ │ │ │ │ │ │ области │
│ │высокобелковых │ │ │ │ │ │ │ │
│ │кормовых культур │ │ │ │ │ │ │ │
├───┼─────────────────┼───────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────┼───────────┤
│ │ ИТОГО: │ │ 15400 │ 18000 │ 19800 │ 22660 │75860│ │
└───┴─────────────────┴───────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴─────┴───────────┘
IV. Социально-экономическая и экологическая
эффективность Программы
Реализация Программы создаст условия и предпосылки для устойчивого развития молочного скотоводства и производства молока, обеспечит повышение производительности труда на фермах в среднем на 15%, дополнительно увеличится поступление налогов в бюджеты всех уровней.
Социально-экономическая эффективность реализации Программы
┌───────────────────┬────────┬───────┬───────┬────────┬────────┬─────────┐
│ Показатели │ 2008 г.│2009 г.│2010 г.│ 2011 г.│ 2012 г.│2012 г. к│
│ │ │ │ │ │ │2008 г. %│
├───────────────────┼────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼─────────┤
│Поголовье коров, │ 60210 │ 61414 │ 62642 │ 63894 │ 65172 │ 108,2 │
│голов │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼─────────┤
│Удой на корову │ 4265 │ 4450 │ 4600 │ 4850 │ 5000 │ 117 │
│в год, кг │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼─────────┤
│Валовое │ 296 │ 302 │ 308 │ 314 │ 322 │ 117 │
│производство │ │ │ │ │ │ │
│молока, тыс. тонн │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼─────────┤
│Валовой продукт │ 3254 │ 3320 │ 3380 │ 3452 │ 3540 │ 109 │
│отрасли, млн. руб. │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼─────────┤
│Валовой доход │ 171 │ 174 │ 177 │ 181 │ 186 │ 109 │
│отрасли, млн. руб. │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼─────────┤
│Чистая прибыль │ 137 │ 139 │ 141 │ 144 │ 148 │ 108 │
│отрасли, млн. руб. │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼─────────┤
│Рабочие места, │ 115 │ 183 │ 190 │ 208 │ 209 │ 181 │
│человек │ │ │ │ │ │ │
└───────────────────┴────────┴───────┴───────┴────────┴────────┴─────────┘
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, а результаты реализации ее мероприятий будут способствовать восстановлению и сохранению природных ресурсов региона путем залужения деградированной пашни и культурно-технических мероприятий по улучшению кормовых угодий на площади 20 тыс. гектаров.
Эффективность расходования бюджетных средств
┌─────────────────┬─────────┬────────┬────────┬───────┬─────────┬────────┐
│ Показатели │ Ед. │ 2009 │ 2010 │ 2011 │ 2012 │ Всего │
│ │измерения│ год │ год │ год │ год │ за 4 │
│ │ │ │ │ │ │ года │
├─────────────────┼─────────┼────────┼────────┼───────┼─────────┼────────┤
│Ежегодный прирост│тыс. тонн│ 6 │ 6 │ 6 │ 8 │ 24 │
│валового │ │ │ │ │ │ │
│производства │ │ │ │ │ │ │
│молока │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────┼─────────┼────────┼────────┼───────┼─────────┼────────┤
│Выручка от │млн. руб.│ 1560 │ 1590 │1620 │ 1660 │ 6430 │
│реализации молока│ │ │ │ │ │ │
│(ТП) │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────┼─────────┼────────┼────────┼───────┼─────────┼────────┤
│Ежегодный │млн. руб.│ 2 │ 2 │ 3 │ 4 │ 11 │
│прирост │ │ │ │ │ │ │
│прибыли(ДТП) │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────┼─────────┼────────┼────────┼───────┼─────────┼────────┤
│Финансирование │млн. руб.│ 15,4 │ 18 │ 19,8 │ 22,66 │ 75,86│
│Программы - │ │ │ │ │ │ │
│всего(Ф) │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────┼─────────┼────────┼────────┼───────┼─────────┼────────┤
│Показатели │ % │ 12,9 │ 11,1 │ 15,1 │ 17,6 │ 14,2 │
│эффективности(Э) │ │ │ │ │ │ │
└─────────────────┴─────────┴────────┴────────┴───────┴─────────┴────────┘
Эффективность расходования средств финансирования определяется соотношением конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по формуле:
Э = ДТП / Ф х 100,
где Э - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств;
ДТП - ежегодный прирост товарной продукции молока в стоимостном выражении;
Ф - объем финансирования производства продукции по Программе.
Проведенные расчеты показывают, что эффективность расходования бюджетных средств в среднем за 4 года 14,2%, что представляет достаточно высокую степень возмещения затрат.
V. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Расчеты и исходные данные по объемам и источникам финансирования мероприятий Программы приведены в таблице.
Общая потребность в финансировании мероприятий Программы
и его источники, млн. руб.
┌───────────────────────┬────────────┬───────┬───────┬───────┬───────┬─────────┐
│ Мероприятия │ Источник │2009 г.│2010 г.│2011 г.│2012 г.│ Всего │
│ │ │ │ │ │ │за период│
├───────────────────────┼────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────┤
│Предоставление субсидии│Региональный│ 11 │ 12,5 │ 14 │ 16 │ 53,5 │
│на приобретение │бюджет │ │ │ │ │ │
│комбикормов, премиксов,├────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────┤
│белково-витаминных │Внебюджетные│ 11 │ 12,5 │ 14 │ 16 │ 53,5 │
│и минеральных добавок │средства │ │ │ │ │ │
├───────────────────────┼────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────┤
│Предоставление субсидии│Региональный│ 0,5 │ 0,7 │ 1 │ 1,5 │ 3,7 │
│на создание сервисных │бюджет │ │ │ │ │ │
│центров для оказания │ │ │ │ │ │ │
│услуг по ├────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────┤
│воспроизводству стада │Внебюджетные│ 0,5 │ 0,7 │ 1 │ 1,5 │ 3,7 │
│крупного рогатого скота│средства │ │ │ │ │ │
│КФХ, ЛПХ │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────────┼────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────┤
│Предоставление субсидии│Региональный│ 3,9 │ 4,8 │ 4,8 │ 5,16│ 18,66 │
│на приобретение семян │бюджет │ │ │ │ │ │
│высокобелковых кормовых├────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────┤
│культур │Внебюджетные│ 3,9 │ 4,8 │ 4,8 │ 5,16│ 18,66 │
│ │средства │ │ │ │ │ │
├───────────────────────┼────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────┤
│ИТОГО │Региональный│ 15,4 │ 18 │ 19,8 │ 22,86│ 75,86 │
│ │бюджет │ │ │ │ │ │
│ ├────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────┤
│ │Внебюджетные│ 15,4 │ 18 │ 19,8 │ 22,66│ 75,86 │
│ │средства │ │ │ │ │ │
├───────────────────────┼────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────┤
│ │Всего │ 30,8 │ 36 │ 39,6 │ 45,72│ 151,72 │
└───────────────────────┴────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴─────────┘
VI. Описание системы управления реализацией Программы
Система управления реализацией Программы предполагает утверждение ответственных за:
- реализацию Программы в целом, достижение целей, задач Программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в Программе;
- координацию деятельности учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы, и их согласованные действия по реализации программных мероприятий;
- реализацию каждого мероприятия Программы и соответственно реализацию Программы в целом;
- финансирование программных мероприятий;
- мониторинг реализации Программы;
- формирование отчетности о ходе реализации Программы.
Правовые основания расходных обязательств федерального бюджета в финансировании обеспечения мероприятий Программы возникают в результате подписания соглашений между Минсельхозом России и регионом о включении последних в число участников субсидирования региональной программы поддержания молочного скотоводства.
VII. Оценка рисков реализации Программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села, непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, энергоносители, которые могут привести к существенному удорожанию молока и трудностям его реализации;
б) внутренние риски:
организационные риски (запаздывание с подготовкой и повышением квалификации кадров, системы реализации продукции и др.);
производственные и технологические риски (по энергообеспечению, санитарной защите и др.).
Управление рисками в рамках реализации Программы развития несельскохозяйственной деятельности в сельской местности будет проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов и природоохранных требований. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на ресурсы для несельскохозяйственной деятельности (энергоносители, технику и др.), подлежат государственному регулированию.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы.
Возможные риски рассчитываются по критериям: непревышение показателя производства молока на корову в год и невыход на плановый показатель численности коров к предыдущему году более чем на 4%.
Общая оценка возможных рисков осуществляется по формуле:
Им = (Имо х Ип) х Рг,
где Им - риски от невыхода на плановый надой молока в год, млн. руб.;
Имо - риски от невыхода на плановую продуктивность (кг молока на корову);
Ип - риски от невыхода на плановое поголовье коров;
Рг - цена реализации молока (9 руб./кг).
Расчеты возможных рисков
┌─────────────────────────────┬──────────┬─────────┬──────────┬──────────┐
│ Виды рисков │ 2009 год │ 2010 год│ 2011 год │ 2012 год │
├─────────────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┤
│От невыхода на плановую │ 100 │ 120 │ 150 │ 200 │
│продуктивность (кг молока │ │ │ │ │
│на корову) │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┤
│От невыхода на плановое │ 3600 │ 4500 │ 5000 │ 6100 │
│поголовье коров, голов │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┤
│Общая оценка рисков: тонн │ 360 │ 540 │ 750 │ 1220 │
├─────────────────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┤
│млн. руб. │ 3,24 │ 4,86│ 6,75│ 10,9 │
└─────────────────────────────┴──────────┴─────────┴──────────┴──────────┘
Проведенные расчеты показывают, что риски от невыхода на плановые показатели несут существенные экономические потери, и задача исполнителей Программы - свести их до минимума.
VIII. Сроки реализации Программы
График реализации программных мероприятий
┌──────────────────┬─────────────┬──────────┬────────────────────────────┐
│Разделы Программы,│Ответственные│ Срок │ Объем финансирования, │
│ мероприятия │ исполнители │исполнения│ млн. руб. │
│ │ │ ├──────┬──────┬───────┬──────┤
│ │ │ │ 2009 │ 2010 │ 2011 │ 2012 │
├──────────────────┼─────────────┼──────────┼──────┼──────┼───────┼──────┤
│Предоставление │управление │ежеквар- │ 11 │ 12,5 │ 14 │ 16 │
│субсидии │сельского │тально │ │ │ │ │
│на приобретение │хозяйства │ │ │ │ │ │
│комбикормов, │Липецкой │ │ │ │ │ │
│премиксов │области │ │ │ │ │ │
├──────────────────┼─────────────┼──────────┼──────┼──────┼───────┼──────┤
│Предоставление │управление │один раз │ 0,5 │ 0,7 │ 1 │ 1,5 │
│субсидии │сельского │в год │ │ │ │ │
│на создание │хозяйства │ │ │ │ │ │
│сервисных центров │Липецкой │ │ │ │ │ │
│для оказания услуг│области │ │ │ │ │ │
│по воспроизводству│ │ │ │ │ │ │
│стада крупного │ │ │ │ │ │ │
│рогатого скота │ │ │ │ │ │ │
│КФХ, ЛПХ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────┼─────────────┼──────────┼──────┼──────┼───────┼──────┤
│Предоставление │управление │один раз │ 3,9 │ 4,8 │ 4,8 │ 5,16│
│субсидии │сельского │в год │ │ │ │ │
│на приобретение │хозяйства │ │ │ │ │ │
│семян │Липецкой │ │ │ │ │ │
│высокобелковых │области │ │ │ │ │ │
│кормовых культур │ │ │ │ │ │ │
└──────────────────┴─────────────┴──────────┴──────┴──────┴───────┴──────┘