Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


ОБЛАСТНАЯ ТРЕХСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ
ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2009 г. № 6

О СОБЛЮДЕНИИ РАБОТОДАТЕЛЯМИ ТРУДОВОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСАМ ОПЛАТЫ И ОХРАНЫ ТРУДА
В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Областная трехсторонняя комиссия отмечает, что под влиянием мирового финансового кризиса обострилась проблема погашения зарплатных долгов. Несвоевременная оплата работникам за их труд значительно снижает реальную заработную плату и подрывает всю систему защиты трудовых прав граждан, благосостояние их семей.
Неплатежи по заработной плате являются одним из решающих факторов социальной напряженности в обществе, существенно влияют на качество и уровень жизни населения.
Общая суммарная задолженность по выплате заработной платы на 21 июня 2009 года составила 35,5 млн. руб. и уменьшилась на 3,3% к началу текущего года. Количество предприятий-должников уменьшилось с 23 до 17; численность работников, не получивших вовремя заработанные средства, - с 4310 до 3404 человек.
По-прежнему из всей задолженности значительная доля (60%) приходится на предприятия сельского хозяйства. Долги по зарплате организаций обрабатывающих производств выросли к уровню на начало 2009 года в 1,4 раза и составили 17% всего объема. Образовалась задолженность в муниципальных предприятиях г. Ельца из-за несвоевременного получения денежных средств из местного бюджета.
Допущен рост задолженности к уровню на начало текущего года в Долгоруковском (в 1,1 раза) и Измалковском (в 2,2 раза) районах. Сохраняются наибольшие суммы невыплат по заработной плате в г. Липецке - 5,7 млн. руб., Елецком районе - 6,1 млн. руб. и г. Ельце - 7,1 млн. руб. Вновь появились зарплатные долги в Лебедянском и Добринском районах.
Вместе с тем в области в полном объеме и вовремя выплачивается заработная плата работникам бюджетных учреждений. Отсутствует задолженность в организациях таких видов экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, управление недвижимым имуществом, транспорт.
Одной из причин сохранения задолженности по зарплате, а также роста ее в отдельных муниципальных образованиях является отсутствие надлежащей работы со стороны органов местного самоуправления, ослабление координации и взаимодействия с органами надзора и контроля.
Многие работодатели, не обеспечивая экономической эффективности, ссылаясь на различные причины, принизили свою ответственность за своевременную выплату заработной платы, не соблюдают ее приоритет перед другими расходами.
На заседаниях административных советов, коллегиальных органов управления, трехсторонних комиссий городов и районов эти вопросы не стали первостепенными, рассматриваются эпизодически, бессистемно, без организации повседневного контроля за их выполнением.
В сфере охраны труда сохраняется положительная тенденция в финансировании мероприятий по охране труда, составляющей частью которых является обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.
На начало 2009 года на эти цели израсходовано 1247,2 млн. рублей (108% к предыдущему году), в среднем на одного работающего - 5,4 тыс. рублей (один из лучших показателей по ЦФО).
Уровень профессиональной заболеваемости в целом по области в 2008 году по сравнению с 2007 годом снизился на 22,9% и составил 4,28 на 10 тысяч работающих.
По данным статистики в 2008 году по обследуемому кругу предприятий от несчастных случаев на производстве пострадало 504 человека. Численность пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих составило 2,2 человека.
Ежемесячно своевременно перечисляются суммы страхового обеспечения лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. На эти выплаты в 2008 году израсходовано 514,1 млн. рублей. На углубленные медицинские осмотры лиц, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, использовано 20,4 млн. рублей, что позволило осмотреть почти 33 тысячи человек.
В настоящее время возрастает значение аттестации рабочих мест по условиям труда. С начала текущего года проведено 55 государственных экспертиз качества аттестации рабочих мест по условиям труда. Прирост рабочих мест, на которых проведена аттестация, составил более 6 тысяч рабочих мест.
По результатам аттестации за работу во вредных условиях труда работникам обоснованно устанавливаются компенсации, в т.ч. право льготной пенсии.
Совместно с государственной инспекцией труда регулярно проводятся проверки по обеспечению работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
За пять месяцев 2009 года выявлено 420 нарушений установленного порядка обеспечения работников СИЗ, прекращено по требованию государственных инспекторов труда использование не имеющих сертификатов и не отвечающих требованиям охраны труда 34 видов, 196 единиц СИЗ.
Такие нарушения имели место в ОАО "Липецк-Геология", ООО "Липецк-Бетон", ООО "ГУК "Сырское", ООО "ЧугунСпецСтрой" и др.
По этим причинам травмы с тяжелыми последствиями произошли в ООО "Водоканал" (г. Усмань), ООО "Агро-Липецк" (Усманский район).
Имеет место сокрытие от расследования несчастных случаев на производстве (12 н/с в 2008 году).
Ряд предприятий отказывается от углубленных медицинских осмотров лиц, работающих во вредных условиях труда.
За январь - май т.г. на производстве тяжелые травмы получили 15 человек, с летальным исходом 9 против соответствующего периода прошлого года 27 и 12 человек соответственно.
С целью соблюдения работодателями норм трудового законодательства по вопросам оплаты и охраны труда в условиях финансово-экономического кризиса областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений постановляет:
1. Усилить взаимодействие исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, надзора и контроля за соблюдением норм трудового законодательства в организациях, включая своевременную выплату заработной платы, по принятию оперативных мер стабилизационного характера.
2. Управлению труда и занятости Липецкой области (Яицкий П.А.):
- продолжить ежедневное ведение мониторинга состояния дел по выплате заработной платы в разрезе территорий, видов экономической деятельности, отдельных организаций с направлением информации в органы надзора и контроля;
- активизировать информационно-разъяснительную работу по правам работников в сфере оплаты труда, работу консультационных пунктов для приема граждан по вопросам соблюдения трудового законодательства.
3. Управлению сельского хозяйства Липецкой области (Долгих О.В.); управлению строительства и архитектуры Липецкой области (Тучков В.В.); управлению промышленности, развития малого и среднего бизнеса Липецкой области (Гольцов А.В.):
- взять под постоянный контроль погашение задолженности по зарплате и недопущение ее в дальнейшем;
- организовать разработку графиков погашения задолженности по предприятиям-должникам, в том числе по ООО "Настюша-Черноземье" (Шамшинуров М.О.) и ЗАО "Липецкое предприятие по ремонту электрооборудования" (Титов О.В.), с учетом заявленных сроков;
- организовать разработку мероприятий по улучшению финансово-экономического состояния предприятий-должников с представлением информации в управление экономики администрации области.
4. Обратить внимание работодателей, профсоюзных организаций на соблюдение законодательства об охране труда, доведения до нормативного уровня финансовых средств, направляемых на мероприятия по охране труда, и эффективного использования средств, выделяемых региональным отделением Фонда социального страхования на обеспечение предупредительных мер по охране труда, включая проведение углубленных медицинских осмотров лиц, работающих во вредных условиях труда.
5. Руководителям организаций области во взаимодействии с выборными органами первичных профсоюзных организаций осуществлять меры по реализации мероприятий по охране труда на 2009 год, обратив внимание: на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с новым порядком, проведение медосмотров и обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, восстановление ступенчатого контроля за соблюдением требований охраны труда с активным участием в нем уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
6. Государственной инспекции труда по Липецкой области (Голованов О.Н.) активизировать контрольно-надзорную деятельность в отношении работодателей, находящихся в нестабильной экономической ситуации, с целью профилактики задержек выплаты заработной платы.
7. Трехсторонним комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений районов и городов повысить роль территориальных трехсторонних комиссий в создании системы защиты трудовых прав граждан, повысить результативность принимаемых решений, также совместно с органами надзора и контроля принимать активное участие в реализации мер по сокращению задолженности по заработной плате, повысить эффективность контроля за соблюдением трудового законодательства с устранением нарушений и применением мер общественного и административного воздействия к нарушителям.
8. Управлению сельского хозяйства Липецкой области (Долгих О.В.); управлению строительства и архитектуры Липецкой области (Тучков В.В.); управлению промышленности, развития малого и среднего бизнеса Липецкой области (Гольцов А.В.) на совещании с руководителями организаций области по итогам работы за I полугодие 2009 года проанализировать ситуацию с соблюдением работодателями норм трудового законодательства по вопросам оплаты и охраны труда в условиях финансово-экономического кризиса.
9. Управлению труда и занятости Липецкой области (Яицкий П.А.) подготовить и провести в 2009 году областную конференцию по охране труда: "Роль социального партнерства в управлении профессиональными рисками".
10. Работодателям использовать в условиях финансово-экономического кризиса, с целью уменьшения финансовых затрат предприятия, возможность медицинского обследования работников, занятых на работах с вредными и опасными факторами, в рамках "углубленных медицинских осмотров", финансируемых за счет средств Фонда социального страхования РФ; возможность приобретения СИЗ, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, санитарно-курортного лечения работников, занятых на вредных работах, проведения иных мероприятий также за счет средств Фонда социального страхования в рамках "финансирования предупредительных мер".
11. Федерации профсоюзов области (Жидких А.Ф.): активизировать общественный контроль за соблюдением требований охраны труда, выполнение мероприятий по вопросам условий и охраны труда, соглашений, коллективных договоров, в полной мере использовать предоставленные законодательством права общественного контроля, за соблюдением работодателями трудового законодательства по оплате, выполнение обязательств принятых, в коллективных договорах и соглашениях на предприятиях и организациях всех форм собственности.

Координатор
областной трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых
отношений заместитель главы
администрации области
Н.В.ЛЕБЕДЕВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru