Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Марий Эл республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 ноября 2008 г. по делу № А38-3887/2008-15-224

Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2008.
Решение в полном объеме изготовлено 14 ноября 2008.
Арбитражный суд Республики Марий Эл

установил:

Заявитель, муниципальное образование городской округ "Город Йошкар-Ола" в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", обратился в арбитражный суд первой инстанции с заявлением к ответчику, Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РМЭ, в котором просит признать недействительным распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РМЭ от 02.05.2007 № 217 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет", в муниципальную собственность".
В заявлении участник дела указал, что распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Марий Эл от 02.05.2007 № 217 является недействительным, поскольку отсутствуют основания для безвозмездной передачи федерального имущества в муниципальную собственность. Кроме того, по мнению заявителя, оспариваемое распоряжение не соответствует части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, так как муниципальное образование не давало согласия на принятие имущества (л. д. 6 - 10).
В судебном заседании заявитель изложенное требование поддержал полностью и дополнительно сообщил, что распоряжение от 02.05.2007 № 217 в адрес муниципального образования не направлялось, им был получен лишь акт приема-передачи, который впоследствии утвержден ответчиком в одностороннем порядке. Согласно объяснениям заявителя, он узнал о нарушении прав и законных интересов муниципального образования городской округ "Город Йошкар-Ола" 23.05.2008, когда комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" была получена копия заявления ГОУ ВПО "МарГТУ" о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, поданного в Арбитражный суд РМЭ. В этом заявлении Марийский технический университет обосновал доводы о бездействии в виде непринятия жилых домов и квартир в муниципальную собственность, ссылаясь на распоряжение ТУ ФАУФИ по РМЭ от 02.05.2007 № 217, при этом само распоряжение к заявлению не прилагалось. Заявитель считает, что срок для оспаривания ненормативного правового акта, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, следует исчислять именно с 23.05.2008, поэтому срок для подачи заявления им не пропущен (протокол судебного заседания от 13.11.2008).
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. По правилам части 3 статьи 156 АПК РФ дело подлежит рассмотрению в отсутствие ответчика по имеющимся доказательствам.
В письменном отзыве на заявление ответчик требование муниципального образования не признал, указал, что распоряжение от 02.05.2007 № 217 было принято в пределах полномочий, предоставленных ему Постановлением Правительства РФ № 691 от 27.11.2004 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом". Ответчик также сообщил, что в мае 2007 года после принятия соответствующего распоряжения акт приема-передачи имущества в муниципальную собственность, подписанный ГОУ ВПО "Марийский государственный технический университет", был направлен заявителю. В связи с отказом городского округа "Город Йошкар-Ола" от подписания названного акта он был утвержден в одностороннем порядке в соответствии с требованиями действующего законодательства и повторно направлен заявителю в июне 2007 года (л. д. 32).
В судебном заседании ответчик заявил о пропуске муниципальным образованием городской округ "Город Йошкар-Ола" срока для подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта (протокол судебного заседания от 14 октября 2008 года).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет" (в дальнейшем - Марийский технический университет).
Третье лицо в отзыве на заявление и в судебном заседании требование муниципального образования отклонило. Кроме того, участник дела также заявил о пропуске заявителем предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока для обращения в суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным (л. д. 46, протокол судебного заседания от 13.11.2008).
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд считает необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать по следующим правовым основаниям.
Территориальное управление по Республике Марий Эл Федерального агентства по управлению федеральным имуществом 02.05.2007 приняло распоряжение № 217 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет", в муниципальную собственность". Указанное распоряжение издано в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 5.10 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 № 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом", а также с учетом согласия Федерального агентства по образованию и государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет" (л. д. 33 - 34).
В соответствии с названным распоряжением прекращено право оперативного управления Марийского государственного технического университета на находящееся в федеральной собственности имущество, указанное в приложениях N№ 1, 2, 3. Имущество федеральной собственности, указанное в приложении № 1, передано безвозмездно в собственность муниципального образования "Город Йошкар-Ола", имущество, указанное в приложении № 2, - в собственность муниципального образования "Сидоровское сельское поселение" Медведевского района Республики Марий Эл, имущество, указанное в приложении № 3, - в собственность муниципального образования "Куярское сельское поселение" Медведевского района Республики Марий Эл (л. д. 35 - 37).
Данное распоряжение исполнено: недвижимое имущество, указанное в приложениях N№ 1 - 3, исключено из реестра федерального имущества. 07.05.2007 ответчик направил в адрес муниципальных образований городской округ "Город Йошкар-Ола", "Сидоровское сельское поселение" и "Куярское сельское поселение" акты приема-передачи имущества. При этом в сопроводительном письме к актам указаны полные реквизиты распоряжения: его номер, дата принятия, наименование, принявший орган (л. д. 71 - 73). Акт приема-передачи имущества 11.05.2007 получен администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" (л. д. 75). Содержание акта включало в себя ссылку на распоряжение Территориального управления Росимущества по Республике Марий Эл № 217 от 02.05.2007, а также воспроизводило содержание пункта 2 названного распоряжения, согласно которому Марийский государственный технический университет передает безвозмездно в муниципальную собственность городского округа "Город Йошкар-Ола" находящееся в федеральной собственности недвижимое имущество (л. д. 13 - 16).
После получения данного акта приема-передачи 22.05.2007 заявитель направил ответчику письмо за исходящим номером 0412/1571, подтверждающее получение акта приема-передачи, с предложением передать в муниципальную собственность городского округа "Город Йошкар-Ола" также и иные жилые помещения, находящиеся в оперативном управлении Марийского технического университета и не указанные в акте приема-передачи (л. д. 17).
Таким образом, 11.05.2007 заявителю стало достоверно известно о принятии ответчиком оспариваемого распоряжения, во исполнение которого был составлен полученный им акт приема-передачи. Более того, в мае 2007 года заявитель не возражал против безвозмездного принятия в муниципальную собственность указанного в акте имущества, что подтверждается его письмом № 0412/1571 от 22.05.2007.
Однако впоследствии заявитель отказался подписать акт приема-передачи федерального имущества в муниципальную собственность. По этой причине акт в одностороннем порядке был утвержден Территориальным управлением Росимущества по Республике Марий Эл и повторно направлен заявителю 09.06.2007 (л. д. 74 - 75). При этом в приложении к сопроводительному письму о направлении утвержденных актов приема-передачи имущества указано на направление в адрес администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" копии распоряжения Территориального управления от 02.05.2007 № 217 (л. д. 76). Утвержденный акт получен заявителем 13.06.2007 (л. д. 42). Доказательств того, что утвержденный акт получен заявителем без приложений, в том числе и без копии оспариваемого распоряжения, им в материалы дела не представлено.
Более того, 18.07.2007 Марийский государственный технический университет как балансодержатель передаваемого имущества также направил заявителю заказной корреспонденцией копию оспариваемого распоряжения № 217 от 02.05.2007, акт приема-передачи, а также иные документы, необходимые для принятия федерального имущества в муниципальную собственность (л. д. 67 - 70).
В связи с бездействием заявителя 04.02.2008 Марийский государственный технический университет дополнительно направил заявителю заказное письмо с изложением содержания и реквизитов оспариваемого распоряжения, которое получено администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" 06.02.2008 (л. д. 62 - 65).
Таким образом, о нарушении своих прав и о принятии Теруправлением по Республике Марий Эл Росимущества распоряжения № 217 от 02.05.2007 заявитель узнал 11.05.2007, когда получил для подписания акт приема-передачи имущества в муниципальную собственность, составленный на основании данного распоряжения. Кроме того, переписка по поводу оспариваемого распоряжения велась с заявителем также в июне и в июле 2007 года, в феврале 2008 года. Поскольку заявление муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" поступило в Арбитражный суд РМЭ только 25.08.2008, то есть спустя год после того, как заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, арбитражный суд признает заведомо пропущенным заявителем трехмесячный срок давности для предъявления требования о признании ненормативного правового акта недействительным.
Заявитель полагает, что срок для обращения в суд им не пропущен, так как его исчисление следует исчислять с 23.05.2008, когда комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" получил копию заявления Марийского государственного технического университета о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, в котором имелась ссылка на содержание оспариваемого распоряжения № 217 от 02.05.2007.
Арбитражный суд признает указанный довод необоснованным. Он опровергается имеющимися в деле и проанализированными судом доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
При этом арбитражный суд исходит из сложившегося в судебно-арбитражной практике вывода о том, что этот срок по своей правовой природе является сроком давности обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов. Конституционно-правовое толкование части 4 статьи 198 АПК РФ опровергает мнение о процессуальной природе трехмесячного срока и позволяет считать его сроком судебной защиты нарушенного права - сроком давности для обращения в суд, обусловленного необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений.
Заявителем по делу является муниципальное образование "Городской округ "Город Йошкар-Ола" в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола". Согласно Положению о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденному решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 20.04.2006 № 234-IV, комитет является структурным подразделением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" и осуществляет защиту имущественных прав и интересов городского округа "Город Йошкар-Ола", рассматривает и дает ответы на письменные обращения органов государственной власти Российской Федерации по вопросам своей компетенции, формирует состав муниципальной собственности городского округа "Город Йошкар-Ола" (л. д. 18 - 20).
Следовательно, исходя из целей и задач деятельности комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" он мог и должен был принять необходимые меры для своевременного обращения в суд с заявлением об оспаривании распоряжения № 217 от 02.05.2007. Довод о том, что оспариваемое распоряжение и акт приема-передачи направлялись в администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола", а не в комитет по управлению имуществом, правового значения не имеет, так как комитет является структурным подразделением администрации и вел переписку с ответчиком по вопросу принятия в муниципальную собственность федерального имущества.
Арбитражно-процессуальное законодательство предусматривает возможность восстановления пропущенного заявителем срока подачи заявления в суд при наличии соответствующего ходатайства и уважительных причин пропуска срока. Однако в судебном заседании муниципальное образование не заявило о восстановлении пропущенного срока, доказательства уважительности причин его пропуска также не представлены. Таким образом, арбитражный суд не располагает необходимыми доказательствами того, что предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок давности для обращения в суд пропущен заявителем по уважительной причине, и при отсутствии соответствующего заявления не вправе рассмотреть вопрос о восстановлении данного срока.
Несоблюдение трехмесячного срока обращения в суд при отсутствии уважительных причин для его восстановления является самостоятельным основанием для принятия арбитражным судом решения об отказе в удовлетворении требования заявителя и исключает необходимость проверки иных его доводов о недействительности оспариваемого ненормативного правового акта.
На основании изложенного арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования муниципального образования городской округ "Город Йошкар-Ола".
Государственная пошлина в сумме 2000 руб., уплаченная муниципальным образованием городской округ "Город Йошкар-Ола" в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" при подаче заявления, на основании статьи 110 АПК РФ относится на заявителя, требование которого отклонено (л. д. 11).
Руководствуясь статьями 167, 170, 176, 198, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Отказать в удовлетворении требования муниципального образования городской округ "Город Йошкар-Ола" в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Марий Эл от 02.05.2007 № 217 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет", в муниципальную собственность".
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд.

Судья
М.И.СУСЛОПАРОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru