Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Марий Эл республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 ноября 2008 г. по делу № А38-4714/2008-20-238

Резолютивная часть решения объявлена 12 ноября 2008.
Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2008.
Арбитражный суд Республики Марий Эл

установил:

Заявитель, администрация муниципального образования "Городское поселение Красногорский", обратился в арбитражный суд первой инстанции с заявлением к ответчику, отделу Государственного пожарного надзора Звениговского района Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл, о признании незаконным постановления № 413 от 02.10.2008 о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в сумме 10000 рублей (л. д. 4 - 6, 104 - 106).
В заявлении изложены доводы о том, что в смете, утвержденной руководителем финансового отдела муниципального образования "Звениговский муниципальный район", в которой указаны бюджетные расходы администрации муниципального образования "Городское поселение Красногорский", не предусмотрены расходы по выполнению требований правил пожарной безопасности, поэтому администрация не имеет средств для их выполнения (л. д. 104 - 106).
В судебном заседании заявитель указал, что при проведении проверки и вынесении постановления административным органом не было допущено процессуальных нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Также представитель пояснил, что законный представитель администрации муниципального образования "Городское поселение Красногорский" извещался надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола и вынесении постановления. Вместе с тем представитель муниципального образования считает, что органом пожарного надзора не были приняты во внимание обстоятельства, смягчающие административную ответственность, поэтому просил признать незаконным постановление ОГПН Звениговского района Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл о признании незаконным постановления № 413 от 02.10.2008 о наложении административного наказания по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в части назначения размера административного наказания (протокол судебного заседания от 12.11.2008).
Кроме того, администрацией муниципального образования заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование постановления административного органа (л. д. 7).
Рассмотрев ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока, арбитражный суд удовлетворяет его по следующим основаниям. В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, в случае, если арбитражный суд признает причины пропуска срока уважительными, о чем указывается в соответствующем судебном акте. Согласно части 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения его копии.
Ходатайство рассмотрено арбитражным судом в порядке, установленном главой 19 АПК РФ. В ходатайстве заявитель указал, что причиной несвоевременного обращения в арбитражный суд явилось ошибочное указание административным органом на возможность обжалования постановления в районный суд (л. д. 82 - 83).
Определением Звениговского районного суда от 17.10.2008 жалоба администрации муниципального образования "Городское поселение Красногорский" была возвращена с указанием на необходимость обращения в арбитражный суд (л. д. 102). Арбитражный суд признает указанную причину пропуска срока уважительной и восстанавливает пропущенный процессуальный срок на обжалование постановления административного органа.
Ответчик в отзыве на заявление указал, что выявленные при проверке нарушения явились достаточными данными, указывающими на наличие события административного правонарушения.
Кроме того, административным органом отмечено, что при вынесении оспариваемого постановления были нарушены общие правила назначения административного наказания, указанные в части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, а именно не учтены и не конкретизированы обстоятельства, смягчающие административную ответственность (л. д. 133 - 137).
В судебном заседании представитель ответчика подтвердил, что считает возможным признать незаконным и изменить постановление № 413 от 02.10.2008 в части назначения наказания, применив минимальную санкцию, предусмотренную частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде предупреждения (л. д. 150).
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд считает необходимым признать незаконным оспариваемое постановление в части назначения размера административного наказания по следующим правовым и процессуальным основаниям.
Из материалов дела следует, что администрация муниципального образования "Городское поселение Красногорский" зарегистрирована в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1051202609413, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ (л. д. 10).
На основании распоряжения начальника отдела ГПН Звениговского района УГПН МЧС Республики Марий Эл от 15.09.2008 № 268 в период с 15.09.2008 по 19.09.2008 инспектором ОГПН Звениговского района ГУ МЧС России по Республике Марий Эл проведены внеплановые мероприятия с целью надзора за состоянием искусственных пожарных водоемов, расположенных на территории МО "Городское поселение Красногорский".
По итогам проверки составлен акт № 268 от 19.09.2008, в котором зафиксированы следующие нарушения норм и правил пожарной безопасности на территории МО "Городское поселение Красногорский":
нет указателя, нет уплотнительной прокладки на сухотрубе, недостаточно воды, водоем замусорен на ПВ № 2, расположенном по ул. Машиностроителей д. 27 (ППБ 01-03 пункт 90, 94);
нет указателя, нет подъезда для забора воды пожарной техникой, недостаточно воды, нет крышки на ПВ № 3, расположенном по ул. Школьная д. 1 (ППБ 01-03 пункт 90, 94);
нет указателя, горловина колодца на уровне земли на ПВ № 8, расположенном по ул. Железнодорожной д. 21 (ППБ 01-03 пункт 90, 94);
демонтирован без согласования с пожарной охраной ПВ № 9, расположенный по пер. Колодочному (ППБ 01-03 пункт 90, 94);
нет указателя, нет крышки, водоем замусорен, нет воды на ПВ № 11, расположенном по ул. Ленина за магазином "Наш дом" (ППБ 01-03 пункт 90, 94);
нет указателя, нет крышки, водоем замусорен, нет воды, горловина колодца на уровне земли на ПВ № 12, расположенном по ул. Ленина д. 11 напротив ЦДиК (ППБ 01-03 пункт 90, 94);
нет указателя, горловина колодца на уровне земли на ПВ № 13, расположенном по ул. Труда д. 4 (ППБ 01-03 пункт 90, 94);
нет указателя, нет крышки, водоем замусорен, горловина колодца на уровне земли на ПВ № 14, расположенном по ул. Первомайская д. 16 у магазина "Шанс" (ППБ 01-03 пункт 90, 94);
нет указателя, нет крышки, водоем замусорен, недостаточно воды, горловина колодца на уровне земли на ПВ № 15, расположенном по ул. Ушакова д. 23 (ППБ 01-03 пункт 90, 94);
нет указателя, водоем замусорен, горловина колодца ниже уровня земли на ПВ № 16, расположенном по ул. Крупской д. 9 (ППБ 01-03 пункт 90, 94);
нет указателя, нет воды на ПВ № 21, расположенном в д. Кишнур;
пожарный пирс на озере "Кожласолинское" неисправен, нет указателя (ППБ 01-03 пункт 90, 94);
водонапорные башни, не переданные в аренду ООО "Коммунсервис", не приспособлены для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ППБ 01-03 пункт 95) (л. д. 79).
22.09.2008 в присутствии законного представителя - главы администрации муниципального образования "Городское поселение Красногорский" Е.А. Шорникова составлен протокол № 413 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, в пределах компетенции, установленной частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ, поэтому он имеет юридическую силу надлежащего доказательства по административному делу (л. д. 80).
02.10.2008 исполняющим обязанности начальника ОГПН Звениговского района в отсутствии законного представителя, извещенного надлежащим образом, вынесено постановление № 413 о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности, в соответствии с которым администрация муниципального образования "Городское поселение Красногорский" привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 рублей. Копия постановления направлена по почте 02.10.2008 (л. д. 82 - 83).
По утверждению заявителя, административным органом доказано событие административного правонарушения. Однако при назначении наказания им не были учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Административный орган настаивает на том, что каждое правонарушение, отраженное в протоколе, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Вместе с тем полагает, что органом пожарного надзора не были приняты во внимание обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Арбитражным судом приняты меры к исследованию представленных сторонами доказательств и правовой оценке их доводов по правилам арбитражного процессуального и административного законодательства.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Предмет доказывания по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности определен частью 6 статьи 210 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив обоснованность заявленных доводов в порядке, предусмотренном главой 25 АПК РФ, а также в соответствии с положениями административного законодательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что административным органом доказано совершение администрацией муниципального образования "Городское поселение Красногорский" нарушений норм и правил в области пожарной безопасности, однако считает, что при вынесении оспариваемого постановления органом пожарного надзора не были приняты во внимание обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
В ходе проведения проверки установлено и заявителем не оспаривается, что на территории муниципального образования "Городское поселение Красногорский" ПВ № 2, 3, 8, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 21, а также пожарный пирс на озере Кожласолинское содержатся с нарушениями требований пунктов 90, 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), введенных в действие Приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003. ПВ № 9 демонтирован без согласования с пожарной охраной. Кроме того, водонапорные башни, в нарушение пункта 95 ППБ - 01-03, не приспособлены для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (л. д. 80).
В соответствии с пунктом 90 ППБ - 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Пункт 94 ППБ - 01-03 предусматривает, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды, предназначенного для нужд пожаротушения, не разрешается (пункт 95 ППБ - 01-03).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальным образованием признается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Органом местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 22 Устава МО "Городское поселение Красногорский" администрация муниципального образования "Городское поселение Красногорский" (городская администрация) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (л. д. 33).
Пункт 9 части 1 статьи 6 Устава относит к вопросам местного значения обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования "Городское поселение Красногорский" признал за муниципальным образованием обязанность по соблюдению и устранению тех требований и нарушений, которые отражены в оспариваемом постановлении.
Таким образом, нарушение администрацией муниципального образования "Городское поселение Красногорский", которая является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, пунктов 90, 94, 95 ППБ 01-03 правильно квалифицировано административным органом по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В нарушение указанных пожарных норм и правил администрация муниципального образования "Городское поселение Красногорский" не обеспечила соблюдение требований пожарной безопасности. Объективных обстоятельств, препятствовавших выполнению обязанностей по соблюдению действующего законодательства, в ходе рассмотрения дела не установлено. Таким образом, заявитель правомерно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ за совершение указанных правонарушений, вина в совершении правонарушения в действиях юридического лица доказана. Каждого из установленных и подтвержденных материалами дела нарушений достаточно для квалификации по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ как нарушений требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами. Административным органом исполнены требования КоАП РФ, регулирующие основания и порядок привлечения юридического лица к административной ответственности. Нарушений сроков давности привлечения к административной ответственности, предусмотренных статьей 4.5 КоАП РФ, не допущено.
Вместе с тем арбитражный суд считает, что при назначении административного наказания административным органом не были учтены положения части 3 статьи 4.1. КоАП РФ, согласно которой при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Рекомендации по определению административного наказания изложены в акте высшей судебной инстанции. Согласно пунктам 18, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" № 10 от 02.06.2004 такие обстоятельства как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ должны учитываться при назначении административного наказания. Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств. Необходимо иметь в виду, что постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.
Исходя из материалов дела, арбитражный суд учитывает в качестве смягчающих ответственность обстоятельств отсутствие бюджетного финансирования, совершение действий по устранению выявленных нарушений, а также проведение пропаганды с целью соблюдений требований в области пожарной безопасности с участием представителей МЧС.
На основании части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения в части либо об изменении решения.
Поэтому арбитражный суд признает постановление отдела Государственного пожарного надзора Звениговского района Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл № 413 от 02.10.2008 о привлечении администрации муниципального образования "Городское поселение Красногорский" к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ незаконным в части назначения административного наказания и считает достаточным назначить администрации муниципального образования "Городское поселение Красногорский" административное наказание в виде предупреждения.
Государственная пошлина по настоящему делу взысканию не подлежит, так как согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167, 170, 211 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции

решил:

Признать незаконным постановление отдела Государственного пожарного надзора Звениговского района Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл № 413 от 02.10.2008 о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в части назначения размера административного наказания.
Изменить постановление отдела Государственного пожарного надзора Звениговского района Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл № 413 от 02.10.2008 в части меры административной ответственности и назначить администрации муниципального образования "Городское поселение Красногорский" административное наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд.

Судья
И.М.КОНОВАЛОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru