ГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 ноября 2009 г. № 283-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА
В соответствии с постановлением
Губернатора Новосибирской области от 17.04.2009 № 164 "О разработке концепций решения комплексных задач социально-экономического развития Новосибирской области":
1. Утвердить прилагаемую Концепцию
охраны окружающей среды Новосибирской области на период до 2015 года (далее - Концепция).
2. Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (Петрик А.И.) обеспечить реализацию Концепции
.
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области Юрченко В.А.
В.А.ТОЛОКОНСКИЙ
Утверждена
распоряжением
Губернатора Новосибирской области
от 17.11.2009 № 283-р
КОНЦЕПЦИЯ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА
I. Анализ состояния окружающей среды,
ключевые проблемы развития
Новосибирская область не относится к экологически неблагополучным территориям России, однако принимая во внимание, что социально-экономическое развитие Новосибирской области напрямую связано с увеличением нагрузки на окружающую среду, необходимо в среднесрочной и долгосрочной перспективе принять меры, позволяющие минимизировать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения, обеспечить экологическую безопасность при устойчивом развитии области.
В настоящее время состояние окружающей среды характеризуется следующими проблемными ситуациями, требующими государственного регулирования.
1. Загрязнение атмосферного воздуха.
В четырех городах Новосибирской области, в которых проживает около 60% населения, уровень загрязнения воздуха оценивается как высокий и повышенный. Основными источниками загрязнения атмосферы на территории области являются автомобильный транспорт (64%), ТЭЦ и отопительные котельные (21%), промышленные предприятия (15%), удельные нормативы выбросов которых существенно выше европейских норм.
2. Несоответствие системы сбора, размещения, переработки и утилизации отходов производства и потребления современным требованиям и нормам.
Большинство объектов размещения твердых бытовых отходов (далее - ТБО) находятся на пределе своей емкости, не отвечают современным экологическим требованиям к их обустройству и эксплуатации. Отсутствует система раздельного сбора ТБО, низка доля утилизируемых отходов, не развита индустрия их переработки и дальнейшего использования.
Особо остро стоит проблема организации системы сбора и утилизации отходов эксплуатации автотранспортных средств, ртутьсодержащих отходов у населения, утилизации золошлаковых отходов ТЭЦ, иловых осадков очистных сооружений, отходов горнодобывающих производств. Требует совершенствования система утилизации медицинских отходов, система комплексной переработки отходов животноводства с использованием современных технологий.
3. Несоответствие состояния поверхностных водных объектов и прибрежных территорий действующим экологическим и градостроительным требованиям.
Ежегодно сбрасывается в поверхностные водные объекты и на рельеф местности более 100 млн. м3 загрязненных сточных вод без очистки и недостаточно очищенных. Река Обь и многие другие водные объекты в пределах Новосибирской области стабильно загрязнены нефтепродуктами, фенолом, тяжелыми металлами и соединениями азота.
Нормативную очистку хозяйственно-бытовых сточных вод обеспечивают только очистные сооружения канализации в городе Новосибирске, остальные - работают неэффективно, характеризуются значительным физическим и моральным износом основных фондов, при этом часть городов и населенных пунктов области вообще не имеет очистных сооружений.
4. Недостаточность источников питьевого водоснабжения, отвечающих действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Около 1 млн. жителей области проживает в городах и населенных пунктах, где основным источником питьевого водоснабжения являются подземные воды, которые имеют повышенные жесткость, щелочность, содержание натрия, бора, железа, марганца, дефицит фтора и не соответствуют важнейшим требованиям, предъявляемым к источникам питьевой воды для населения.
В силу недостаточной природной защищенности водоносные горизонты питьевого назначения подвержены загрязнению, связанному с промышленной и сельскохозяйственной деятельностью, размещением свалок бытовых отходов, а также существованием более 800 бесхозяйных, заброшенных и неэксплуатируемых скважин.
5. Неудовлетворительное состояние русел и берегов водных объектов.
6. Неудовлетворительное техническое состояние значительного числа напорных гидротехнических сооружений (далее - ГТС).
Техническое состояние около 80% ГТС, особенно бесхозяйных, угрожает созданием чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах и на хозяйственных объектах области, особенно во время паводка. Периодически подвергаются затоплению в период весеннего половодья г. Куйбышев, р.ц. Северное, Кыштовка, Венгерово.
7. Подтопление грунтовыми водами населенных пунктов и сельскохозяйственных площадей, которое усугубляется причинами техногенного характера.
8. Недостаточность мониторинга радиационного фона.
В основании города Новосибирска залегают тектонически нарушенные горные породы, на 70% представленные гранитоидами с повышенным содержанием урана-238, продуктом распада которого является радон-222. Для исключения негативного влияния высокого природного радиационного воздействия радона и иных негативных факторов геолого-геофизической природы на здоровье населения необходимо совершенствование системы мониторинга.
9. Продолжающиеся процессы ухудшения состояния земель.
В настоящее время наблюдается разрушение почвенного покрова, загрязнение земель химическими веществами, захламленность производственными и бытовыми отходами, развитие эрозионных процессов, зарастание сельхозугодий сорной растительностью, кустарником, что приводит к потере их плодородия и продуктивности.
10. Недостаточная эффективность системы сохранения лесного фонда.
Износ средств пожаротушения достигает 90%; наблюдается нехватка квалифицированных специалистов по тушению лесных пожаров; противопожарное обустройство территорий, прилегающих к лесному фонду на землях иных категорий, является недостаточным; отсутствует лесоустройство неохраняемых лесов на землях сельскохозяйственного назначения на площади около 115 тыс. га; объемы лесовосстановления недостаточны.
Требует решения проблема сохранения и поддержания городских лесов и парков, а также развитие их рекреационных качеств при осуществлении градостроительной деятельности.
11. Недостаточная вовлеченность в рыбохозяйственный оборот водных объектов области.
Объем рыбоводно-мелиоративных работ на основных рыбохозяйственных озерах существенно занижен, в водоемах происходит стихийное замещение ценных видов рыб на малоценные, снижены объемы выращивания рыбопосадочного материала. Пруды рыбопитомников зарастают, заболачиваются или вообще не используются.
12. Усиление негативного техногенного воздействия на растительный и животный мир.
Растительный и животный мир испытывает значительное техногенное воздействие, что вызывает серьезные, порой необратимые изменения его состояния. Обеспечение дальнейшего развития созданной на территории области сети особо охраняемых природных территорий, обеспечение их охраны и нормального функционирования позволит сохранить природное разнообразие и защитить среду от негативного воздействия. Приоритетными объектами охраны являются редкие виды растений и животных, которые занесены в Красную книгу Новосибирской области.
13. Низкий уровень экологической культуры населения.
14. Негативное воздействие на окружающую среду усугубляется недостаточностью государственного регулирования, несовершенством системы управления природоохранной деятельностью, в том числе следующими проблемами:
1) использованием устаревших технологий и оборудования, высокой ресурсо- и энергоемкостью производства;
2) недостаточной оснащенностью источников загрязнения окружающей среды газо-водоочистными сооружениями и средствами контроля за выбросами и сбросами вредных веществ, а также неэффективной работой действующих сооружений;
3) несовершенством систем и методов контроля за состоянием окружающей среды;
4) несовершенством нормативной правовой базы экологической сферы;
5) неэффективным экономическим механизмом природопользования, не стимулирующим природоохранную деятельность хозяйствующих субъектов;
6) слабостью систем ограничений для природопользователей, низким уровнем внедрения экологических аудита, сертификации, стандартизации производства, технологического нормирования с использованием наилучших доступных технологий;
7) недостаточным уровнем эффективности государственной экологической экспертизы, а также государственного экологического контроля;
8) отсутствием комплексного подхода к ведению экологического мониторинга.
II. Система целей и задач
Цель - обеспечение экологической безопасности Новосибирской области за счет стабилизации и улучшения экологической обстановки, сохранения и восстановления целостности природных экосистем.
В результате проведенного анализа состояния окружающей среды приоритетными задачами на период до 2015 года, на решении которых необходимо сконцентрировать усилия органов государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, являются следующие:
1. Комплексное решение проблемы обеспечения населения, особенно в северо-западных районах области, качественной питьевой водой в целях создания благоприятных условий для проживания и увеличения средней продолжительности жизни.
2. Совершенствование систем канализации сточных и поверхностных (ливневых и талых) вод в целях улучшения качества воды в водных объектах, обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения, сохранения естественной среды обитания водных биологических ресурсов.
3. Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления в городах и районных центрах области, направленное на сокращение объемов образования и захоронения отходов, увеличение объемов их утилизации и переработки.
В то же время для достижения поставленной цели должны решаться и другие задачи:
1) улучшение качества окружающей среды, в том числе:
а) охрана атмосферного воздуха;
б) охрана, рациональное использование и восстановление водных ресурсов;
в) предупреждение чрезвычайных ситуаций на техногенных объектах;
2) защита населения и объектов жизнедеятельности от негативного воздействия вод, в том числе:
а) обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
б) защита территорий и населенных пунктов от подтопления грунтовыми водами;
3) обеспечение рационального использования природных ресурсов, восстановления природных комплексов и охраны биоразнообразия, в том числе:
а) внедрение энерго-, ресурсосберегающих и малоотходных технологий;
б) сохранение и восстановление почв;
в) охрана, восстановление и рациональное использование лесных ресурсов;
г) воспроизводство водных биологических ресурсов и аквакультуры;
д) развитие сети особо охраняемых природных территорий, сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия;
4) совершенствование системы управления экологической безопасностью, в том числе:
а) совершенствование системы управления и механизмов регулирования использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
б) совершенствование системы мониторинга окружающей среды;
в) выявление и минимизация экологических рисков для здоровья населения;
г) повышение уровня экологической культуры, развитие системы экологического образования и просвещения населения, обеспечение достоверной экологической информацией.
III. Система целевых индикаторов, обеспечивающих
измеримость результатов достижения целей и
решения задач по временным периодам
Решение поставленных задач будет характеризоваться следующими целевыми показателями:
┌─────────────────────────────────────────┬─────────┬──────┬──────┐
│ Наименование целевых индикаторов │ Единицы │ 2008 │ 2015 │
│ │измерения│ │ │
├─────────────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┤
│Доля населенных пунктов, обеспеченных │% │ 63,0 │ 88,0 │
│питьевой водой надлежащего качества: │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┤
│городских поселений │% │ 79,7 │ 95,0 │
├─────────────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┤
│сельских населенных пунктов │% │ 53,6 │ 80,0 │
├─────────────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┤
│Доля утечек и неучтенного расхода воды в │% │ 7,5 │ 7,0 │
│суммарном объеме воды, поданной в сеть │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┤
│Доля загрязненных сточных вод в общем │% │ 29,7 │ 25,0 │
│объеме организованного сброса в │ │ │ │
│поверхностные водные объекты сточных вод,│ │ │ │
│подлежащих очистке │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┤
│Количество населенных пунктов (крупных │шт. │ 1 │ 35 │
│городов и районных центров), имеющих │ │ │ │
│полигоны твердых бытовых отходов (далее -│ │ │ │
│ТБО), отвечающих установленным │ │ │ │
│требованиям │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┤
│Доля переработанных и обезвреженных ТБО │% │ 24,0 │ 50,0 │
│от образующихся в течение года; │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┤
│Доля отходов, захораниваемых на полигонах│% │ 76,0 │ 50,0 │
│ТБО, от образующихся в течение года │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┤
│Доля аварийных и бесхозяйных ГТС │% │ 26,8 │ 0,0 │
├─────────────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┤
│Количество бесхозяйных скважин │шт. │ 800 │ 0 │
├─────────────────────────────────────────┼─────────┼──────┼──────┤
│Лесовосстановление, тыс. га │тыс. га │ 7,3 │ 9,7 │
└─────────────────────────────────────────┴─────────┴──────┴──────┘
Реализация Концепции позволит достичь следующих результатов:
снижение до нормативных показателей уровня загрязнения атмосферного воздуха в большинстве крупных населенных пунктов Новосибирской области;
обеспечение социально значимых объектов (детские сады, школы, лечебные учреждения и другие) доброкачественной питьевой водой в полном объеме;
создание межмуниципальных объектов размещения отходов ТБО, отвечающих установленным требованиям;
создание индустрии переработки и дальнейшего использования бытовых и промышленных отходов;
организация системы сбора и утилизации отходов эксплуатации автотранспорта, ртутьсодержащих, медицинских и биологических отходов в полном объеме;
существенное сокращение числа несанкционированных свалок;
разработка проектной документации и начало строительства и реконструкции очистных сооружений канализации в городах и районных центрах;
сокращение сброса загрязненных сточных вод на 15%;
обеспечение безопасности напорных гидротехнических сооружений территории Новосибирской области в полном объеме;
создание правовых, организационных условий для эффективного функционирования и развития системы управления экологической безопасностью в Новосибирской области, повышение эффективности государственного экологического и санитарно-эпидемиологического контроля;
повышение ответственности природопользователей за экологические последствия своей деятельности;
внедрение экологического аудита, развитие рынка экологических услуг, создание системы добровольной экологической сертификации и страхования;
повышение уровня экологической культуры населения, развитие общественного экологического движения;
повышение уровня доступа общественности к экологическим информационным ресурсам.
IV. Основные механизмы и направления реализации
мероприятий, задачи исполнительных органов государственной
власти Новосибирской области по созданию условий
и обеспечению реализации Концепции
Основными механизмами реализации Концепции, а также задачами исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по созданию условий и обеспечению решения задач и достижения целей Концепции являются:
1. Создание нормативной правовой базы на территории Новосибирской области, соответствующей современным требованиям в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также подготовка предложений по совершенствованию федерального законодательства.
Для успешной реализации положений Концепции необходимо в течение 2009 - 2010 годов разработать и принять:
1) Закон Новосибирской области "Об отходах производства и потребления в Новосибирской области";
2) иные нормативные правовые акты Новосибирской области по вопросам:
размещения на территории Новосибирской области межмуниципальных объектов размещения отходов;
сбора и утилизации на территории Новосибирской области отходов эксплуатации автотранспортных средств, ртутьсодержащих отходов электронного и электротехнического лома, полимерных материалов, медицинских и биологических отходов, крупногабаритного мусора, отходов строительства и сноса;
создания и внедрения системы добровольной экологической сертификации на территории Новосибирской области;
предоставления субсидий на обеспечение отдельных групп населения Новосибирской области питьевой водой заводского изготовления.
2. Безусловный учет экологических интересов при разработке инвестиционных проектов, территориальном планировании и градостроительном зонировании.
3. Создание системы государственного регулирования и стимулирования деятельности по охране окружающей среды, в том числе путем:
1) оказания содействия в разработке и реализации муниципальных целевых программ в сфере охраны окружающей среды;
2) оказания государственной поддержки природоохранной деятельности, в том числе строительству, реконструкции полигонов ТБО, строительству мусороперерабатывающих заводов, очистных сооружений канализации, обеспечению населения бутилированной водой заводского изготовления;
3) развития практики государственно-частного партнерства;
4) внедрения механизмов экономического стимулирования сокращения антропогенной нагрузки на окружающую среду;
5) развития систем экологического аудита, экологической сертификации, экологического страхования.
4. Разработка и реализация целевых программ и проектов по направлениям:
1) обеспечение населения области качественной питьевой водой;
2) совершенствование систем канализации сточных и поверхностных вод;
3) совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления;
4) охрана атмосферного воздуха от загрязнения;
5) охрана, восстановление и рациональное использование водных ресурсов;
6) обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
7) защита территорий и населенных пунктов от подтопления грунтовыми водами;
8) сохранение и восстановление почв;
9) охрана, восстановление и рациональное использование лесных ресурсов;
10) воспроизводство водных биологических ресурсов и аквакультуры;
11) развитие сети особо охраняемых природных территорий, сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия.
5. Повышение роли гражданского общества в решении природоохранных проблем, в том числе путем развития системы экологического образования и просвещения населения.
Общая координация деятельности по реализации Концепции осуществляется департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области.
Перечень
основных направлений реализации мероприятий, необходимых для решения задач и достижения цели Концепции приведен в приложении.
V. Оценка ресурсных возможностей решения комплексной задачи
социально-экономического развития Новосибирской области
Реализация Концепции предполагает привлечение средств хозяйствующих субъектов на принципах государственно-частного партнерства, привлечение средств муниципальных образований Новосибирской области в рамках разрабатываемых ими целевых программ в сфере охраны окружающей среды.
Средства областного бюджета Новосибирской области, направляемые на реализацию Концепции, определяются в соответствии с законом Новосибирской области об областном бюджете Новосибирской области на очередной финансовый год и должны играть стимулирующую роль.
Финансовые затраты, связанные с сокращением и предупреждением "текущего" загрязнения окружающей среды и ликвидацией вредных для здоровья населения последствий этого загрязнения, должны нести организации-природопользователи, исходя из принципа "загрязнитель платит".
Финансовые затраты, связанные с ликвидацией последствий "старых" загрязнений окружающей среды в случае отсутствия виновной организации-природопользователя, восстановлением и охраной природных комплексов области, созданием системы реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях, экологическим образованием и воспитанием населения, в большей степени осуществляются за счет областного бюджета Новосибирской области и местных бюджетов муниципальных образований Новосибирской области.
Поступление дополнительных финансовых средств может быть обеспечено:
за счет формирования тарифной политики, предусматривающей, в том числе, обоснованное увеличение тарифов на услуги по водоотведению и по утилизации твердых бытовых отходов;
за счет стимулирования на муниципальном уровне выкупа хозяйствующими субъектами занимаемых ими земельных участков в собственность.
Приложение
к Концепции охраны окружающей
среды Новосибирской области
на период до 2015 года
ПЕРЕЧЕНЬ
основных направлений реализации мероприятий, необходимых
для решения задач и достижения цели Концепции охраны
окружающей среды на период до 2015 года
┌───┬──────────────────┬──────────────────────────────────────────────────┐
│ № │Система задач для │ Основные направления реализации мероприятий │
│п/п│ достижения цели │ │
├───┼──────────────────┴──────────────────────────────────────────────────┤
│1 │Улучшение качества окружающей среды: │
├───┼──────────────────┬──────────────────────────────────────────────────┤
│1) │обеспечение │внедрение современного оборудования, технологий и │
│ │населения │систем водоочистки, в том числе доочистки воды, │
│ │Новосибирской │подаваемой в наиболее важные для жизнедеятельности│
│ │области │населения объекты; │
│ │доброкачественной │проведение мероприятий, связанных с организацией │
│ │питьевой водой │снабжения населения бутилированной питьевой водой;│
│ │ │предоставление субсидий для обеспечения отдельных │
│ │ │групп населения области качественной питьевой │
│ │ │водой заводского изготовления; │
│ │ │строительство и защита водозаборов; │
│ │ │реконструкция и замена водопроводных сетей │
│ │ │централизованного водоснабжения; │
│ │ │создания системы аварийного резервирования │
│ │ │источников водоснабжения │
├───┼──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│2) │охрана, │проектирование, реконструкция и строительство │
│ │восстановление и │очистных сооружений, сетей водопровода и │
│ │рациональное │канализации, в том числе ливневых и талых вод; │
│ │использование │обеспечение нормативного функционирования │
│ │водных ресурсов, в│действующих систем очистки сточных вод; │
│ │том числе │благоустройство прибрежных территорий; │
│ │совершенствование │берегоукрепление и расчистка русел и дна водных │
│ │систем канализации│объектов; │
│ │сточных и │внедрение водосберегающих современных технологий и│
]]>│ │поверхностных │экологически более чистых производств; │
│ │(ливневых и талых)│контроль за соблюдением режима в водоохранных │
│ │вод │зонах; │
│ │ │защита подземных вод от поверхностного │
│ │ │загрязнения, ликвидация бесхозяйных │
│ │ │гидрогеологических скважин │
├───┼──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│3) │совершенствование │создание единой информационной системы об объемах │
│ │системы обращения │и источниках образования отходов, потребностях во │
│ │с отходами │вторичных материальных ресурсах, доступных │
│ │производства и │способах их переработки; │
│ │потребления │совершенствование тарифной политики в сфере сбора │
│ │ │и удаления отходов с территории муниципальных │
│ │ │образований; │
│ │ │создание межмуниципальных объектов размещения │
│ │ │отходов, предприятий по переработке отходов на │
│ │ │основании схем территориального планирования │
│ │ │районов и схем санитарной очистки муниципальных │
│ │ │образований; │
│ │ │организация системы сбора и обезвреживания в │
│ │ │полном объеме ТБО, образующихся на территории │
│ │ │муниципальных образований с численностью населения│
│ │ │от 10 тыс. человек; │
│ │ │создание полигонов ТБО, отвечающих установленным │
│ │ │требованиям, для населенных пунктов с численностью│
│ │ │населения до 30 тыс. человек; │
│ │ │создание мусороперерабатывающих мощностей, │
│ │ │обеспечивающих переработку 100% образующихся ТБО │
│ │ │на территории муниципальных образований с │
│ │ │численностью населения от 30 тыс. человек; │
│ │ │ликвидация и рекультивация существующих свалок │
│ │ │ТБО; │
│ │ │организация системы сбора и утилизации │
│ │ │ртутьсодержащих отходов, в том числе у населения; │
│ │ │организация системы сбора и переработки отходов │
│ │ │эксплуатации автотранспортных средств; │
│ │ │организация системы сбора и переработки │
│ │ │электронного и электротехнического лома, │
│ │ │полимерных материалов; │
│ │ │привлечение населения и предпринимателей к │
│ │ │раздельному сбору и переработке отходов; │
│ │ │обеспечение безопасного хранения и утилизации │
│ │ │отходов средств защиты растений; │
│ │ │внедрение технологий переработки золошлаковых │
│ │ │отходов, иловых осадков очистных сооружений │
│ │ │канализации, отходов горнодобывающих производств; │
│ │ │развитие системы утилизации медицинских и │
│ │ │биологических отходов │
├───┼──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│4) │охрана │внедрение современных технологий, использование │
│ │атмосферного │высокоэффективных систем пылегазоочистки; │
│ │воздуха │перевооружение, реконструкция и модернизация │
│ │ │генерирующих источников и котельных; │
│ │ │газификация котельных, частного сектора; │
│ │ │оптимизации транспортного движения в населенных │
│ │ │пунктах; │
│ │ │перевод автотранспорта на использование сжатого │
│ │ │природного газа в качестве моторного топлива; │
│ │ │развитие электрических видов транспорта; │
│ │ │сокращение практики уплотнения городской застройки│
├───┼──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│5) │предупреждение │вывод особо опасных техногенных объектов из │
│ │чрезвычайных │районов массовой жилой застройки; │
│ │ситуаций на │сокращение площади территорий, подверженных │
│ │техногенных │сверхнормативному техногенному воздействию; │
│ │объектах │совершенствование системы предупреждения, снижения│
│ │ │рисков возникновения и ликвидации последствий │
│ │ │техногенных катастроф и аварий │
├───┼──────────────────┴──────────────────────────────────────────────────┤
│2 │Защита населения и объектов жизнедеятельности от негативного │
│ │воздействия вод: │
├───┼──────────────────┬──────────────────────────────────────────────────┤
│1) │обеспечение │строительство, реконструкция и капитальный ремонт │
│ │безопасности │ГТС; │
│ │гидротехнических │строительство и реконструкция берегозащитных │
│ │сооружений │сооружений; │
│ │(далее - ГТС) │установление собственника ГТС, ликвидация │
│ │ │бесхозяйных ГТС; │
│ │ │формирование областной системы управления │
│ │ │функционированием ГТС; │
│ │ │предпаводковое и послепаводковое обследование │
│ │ │паводкоопасных территорий │
├───┼──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│2) │защита территорий │разработка (корректировка) генеральных планов │
│ │и населенных │поселений с учетом необходимости решения проблем │
│ │пунктов от │подтопления; │
│ │подтопления │строительство коллекторных сетей для снижения │
│ │грунтовыми водами │уровня грунтовых вод; │
│ │ │строительство, реконструкция и ремонт водонесущих │
│ │ │сетей и сооружений; │
│ │ │строительство канализационных сетей по отводу │
│ │ │сточных вод; │
│ │ │мониторинг уровня грунтовых вод │
├───┼──────────────────┴──────────────────────────────────────────────────┤
│3 │Обеспечение рационального использования природных ресурсов, а также │
│ │восстановления природных комплексов и охраны биоразнообразия: │
├───┼──────────────────┬──────────────────────────────────────────────────┤
│1) │внедрение энерго-,│обеспечение обновления производственного фонда │
│ │ресурсосберегающих│предприятий; │
│ │и малоотходных │внедрение энерго-, ресурсосберегающих и │
│ │технологий │малоотходных технологий; │
│ │ │обеспечение полноты использования природных │
│ │ │ресурсов, их комплексной переработки; │
│ │ │вовлечение в производство отходов производства и │
│ │ │потребления │
├───┼──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│2) │сохранение и │проведение мероприятий по защите почв от эрозии и │
│ │восстановление │загрязнения; │
│ │почв │осуществление мероприятий по сохранению и │
│ │ │восстановлению плодородия почв; │
│ │ │осуществление агролесомелиоративных и │
│ │ │фитомелиоративных мероприятий │
├───┼──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│3) │охрана, │организация управления неохраняемыми лесами, │
│ │восстановление и │находящимися на землях сельскохозяйственного │
│ │рациональное │назначения и иных категорий; │
│ │использование │лесовосстановление и лесоразведение; │
│ │лесных ресурсов │выращивание стандартного посадочного материала │
│ │ │хвойных и лиственных пород; │
│ │ │противопожарное обустройство земель области; │
│ │ │защита леса от вредителей и болезней; │
│ │ │техническое перевооружение лесохозяйственного │
│ │ │производства; │
│ │ │обновление материально-технической базы тушения │
│ │ │лесных пожаров; │
│ │ │увеличение объемов глубокой переработки древесины │
│ │ │на основе передовых технологий; │
│ │ │перевод муниципальных и технологических котельных │
│ │ │на использование древесных отходов и мелкотоварной│
│ │ │древесины в качестве твердого топлива; │
│ │ │сохранение и поддержание нормального │
│ │ │экологического состояния городских лесов и парков,│
│ │ │а также развитие их рекреационных качеств при │
│ │ │градостроительной деятельности │
├───┼──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│4) │воспроизводство │государственная поддержка зарыбления водных │
│ │водных │объектов; │
│ │биологических │строительство и реконструкция гидротехнических │
│ │ресурсов и │сооружений рыбоводного назначения; │
│ │аквакультуры │мелиоративные работы на естественных водоемах; │
│ │ │научно-обоснованное вселение водных биологических │
│ │ │ресурсов с целью максимального освоения кормовой │
│ │ │базы водоемов области; │
│ │ │организация подготовки специалистов-рыбоводов │
├───┼──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│5) │развитие сети │районирование территорий области с выделением │
│ │особо охраняемых │значимых ландшафтов и экорегионов; │
│ │природных │расширение площади ООПТ; │
│ │территорий │обустройство действующих ООПТ и обеспечение │
│ │(далее - ООПТ), │устойчивого функционирования в соответствии с их │
│ │сохранение и │статусом; │
│ │восстановление │проведение научно-исследовательских работ по │
│ │ландшафтного и │оценке биоразнообразия животных и растений; │
│ │биологического │изучение популяций редких и исчезающих видов │
│ │разнообразия │растений и животных, а также разработка мер их │
│ │ │охраны и восстановления; │
│ │ │повышения эффективности управления ООПТ; │
│ │ │обучение и повышение квалификации специалистов, │
│ │ │работающих в системе ООПТ │
├───┼──────────────────┴──────────────────────────────────────────────────┤
│4 │Совершенствование системы управления экологической безопасностью: │
├───┼──────────────────┬──────────────────────────────────────────────────┤
│1) │совершенствование │совершенствование нормативной правовой базы охраны│
│ │системы управления│окружающей среды и рационального │
│ │и механизмов │природопользования; │
│ │регулирования │совершенствование нормирования в области охраны │
│ │использования │окружающей среды, в том числе внедрение │
│ │природных ресурсов│технологического нормирования с использованием │
│ │и охраны │наилучших доступных технологий; │
│ │окружающей среды │использование методологии оценки и управления │
│ │ │рисками влияния на здоровье населения факторов │
│ │ │загрязнения среды обитания при принятии │
│ │ │управленческих решений по обеспечению │
│ │ │экологической безопасности; │
│ │ │увеличение объемов инвестиций в природоохранную │
│ │ │деятельность; │
│ │ │совершенствование методов и форм экономического │
│ │ │стимулирования природоохранной деятельности; │
│ │ │развитие систем экологического аудита, │
│ │ │экологической сертификации, экологического │
│ │ │страхования; │
│ │ │развитие материально-технической базы │
│ │ │государственного экологического контроля, │
│ │ │повышение его мобильности и оснащение │
│ │ │оборудованием экспресс-диагностики загрязнения │
│ │ │окружающей среды; │
│ │ │повышение эффективности взаимодействия органов │
│ │ │государственной власти, органов местного │
│ │ │самоуправления, общественных организаций, │
│ │ │экспертного сообщества и населения при решении │
│ │ │природоохранных проблем │
├───┼──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│2) │совершенствование │развитие системы экологического и │
│ │системы │социально-гигиенического мониторинга; │
│ │мониторинга │учет и контроль поступления, использования, │
│ │окружающей среды │перемещения и размещения радиоактивных веществ и │
│ │ │радиоактивных отходов; │
│ │ │проведение маршрутных радиационных измерений в │
│ │ │крупных населенных пунктах области и на │
│ │ │транспортных коммуникациях; │
│ │ │выполнение эманационной съемки на неисследованных │
│ │ │территориях и участках перспективной застройки; │
│ │ │обследование зданий и сооружений на содержание │
│ │ │радона в пределах выделенных радоноопасных зон; │
│ │ │выявление потенциальных глубинных радоноопасных │
│ │ │участков │
├───┼──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│3) │выявление и │снижение и предотвращение риска вредного влияния │
│ │минимизация │на здоровье населения факторов среды обитания, │
│ │экологических │прежде всего химического загрязнения; │
│ │рисков для │обеспечение санитарно-гигиенического и │
│ │здоровья населения│экологического качества среды обитания человека в │
│ │ │жилых и общественных помещениях; │
│ │ │защита населения и окружающей среды от вредного │
│ │ │воздействия шума, вибрации, инфра- и ультразвука, │
│ │ │радиационных и электромагнитных излучений; │
│ │ │создание условий для обеспечения населения │
│ │ │экологически чистой и безопасной продукцией; │
│ │ │осуществление действенного контроля за ввозом, │
│ │ │производством и оборотом продуктов питания, │
│ │ │полученных из генетически модифицированных форм; │
│ │ │обеспечение населения информацией об экологически │
│ │ │безопасных продуктах питания и товарах │
│ │ │производства │
├───┼──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│4) │повышение уровня │развитие системы непрерывного экологического │
│ │экологической │образования и просвещения населения; │
│ │культуры, развитие│привлечение организаций, научного и экспертного │
│ │системы │сообщества общественных объединений к решению │
│ │экологического │экологических проблем; │
│ │образования и │сохранение и развитие системы традиционных │
│ │просвещения │экологических акций и мероприятий, направленных на│
│ │населения, │привлечение внимания населения к вопросам охраны │
│ │обеспечение │окружающей среды; │
│ │достоверной │развитие системы профессиональной подготовки │
│ │экологической │(переподготовки) и повышения квалификации │
│ │информацией │руководителей и специалистов организаций, │
│ │ │ответственных за принятие решений в области │
│ │ │природопользования и охраны окружающей среды; │
│ │ │обеспечение регулярного освещения актуальных │
│ │ │проблем охраны окружающей среды в средствах │
│ │ │массовой информации, в том числе при помощи │
│ │ │социальной рекламы; │
│ │ │поддержка издания специализированной литературы по│
│ │ │экологической проблематике и ее распространения │
│ │ │среди населения; │
│ │ │создание и поддержание веб-сайтов по актуальным │
│ │ │экологическим вопросам │
└───┴──────────────────┴──────────────────────────────────────────────────┘