Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Омская область


ПРЕЗИДИУМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2009 года

Судья: Толмачев Е.В.Дело N 44-Г-39/09
Докладчик: Моисеева Л.А.,
Чукреева Н.В., Цериградских И.В.

Президиум Омского областного суда в составе:
председательствующего Яркового В.А.
членов президиума Волкова С.А., Светенко Е.С., Лохичева В.М., Мотрохова А.Б., Гаркуша Н.Н.
рассмотрел дело по иску Ш. к ГУ Управление ПФ РФ в Одесском районе Омской области о признании права на льготную пенсию за выслугу лет по надзорной жалобе Ш. на определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 04 февраля 2009 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Астапчук Р.В., президиум

установил:

Ш. обратилась в суд с иском к ГУ Управление ПФ РФ в Одесском районе Омской области о признании права на льготную пенсию за выслугу лет. В обоснование заявленного требования указала, что 22 сентября 2008 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии на льготных основаниях при наличии стажа педагогической деятельности 25 лет, однако ответчик своим решением отказал ей в назначении пенсии, исключив из стажа педагогической деятельности периоды ее работы с 09 ноября 1978 года по 15 сентября 1986 года в должности пионервожатой, старшей пионервожатой в средних школах № 97 и № 25, а также периоды времени нахождения на курсах повышения квалификации с 23.03.1995 г. по 01.04.1995 г. и с 01.09.2000 г. по 30.10.2000 г. Отказ в назначении пенсии считает незаконным, так ответчик не учел, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года работа в должности пионервожатой засчитывается в педагогический стаж на условиях, предусмотренных ранее действовавшим законодательством, в связи с чем ее педагогический стаж составляет более 25 лет. Просила обязать ответчика зачесть в стаж педагогической деятельности указанные периоды работы и назначить ей пенсию с 22 сентября 2008 года.
Представитель ответчика К. иск не признала, сославшись на то, что по новому пенсионному законодательству работа в должности пионервожатой в Списках не поименована, на момент отмены 22 сентября 1993 года Положения о порядке исчисления стажа работы для назначения пенсий за выслугу лет от 17.12.1959 г. истица не имела 2\3 стажа педагогической работы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, в удовлетворении иска просила отказать.
Решением Одесского районного суда Омской области от 25 декабря 2008 года заявленные истицей требования удовлетворены в полном объеме.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 04 февраля 2009 года решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение об отказе Ш. в удовлетворении иска.
В надзорной жалобе, поступившей в облсуд 13 мая 2009 года, заявитель Ш. просит об отмене определения суда кассационной инстанции, ссылаясь на нарушение и не правильное толкование судом норм материального права.
Запросом судьи Омского областного суда от 15 мая 2009 года дело было истребовано в Омский областной суд и поступило 25 мая 2009 года.
Определением судьи Омского областного суда от 04 июня 2009 года надзорная жалоба Ш. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.
Выслушав истицу Ш., поддержавшую доводы надзорной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, президиум находит, что надзорная жалоба Ш. подлежит удовлетворению, а определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 04 февраля 2009 года подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судом кассационной инстанции при рассмотрении и разрешении настоящего дела допущены такие нарушения.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" издано 11.07.2002, а не 11.02.2002.

Так, удовлетворяя заявленные истицей требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что на время обращения с заявлением о назначении пенсии по старости истица имела 20 лет 7 месяцев 08 дней стажа трудовой педагогической деятельности, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, что позволяет периоды ее работы должности пионервожатой зачесть в стаж работы по специальности с учетом механизма, установленного п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года, в данной связи общий педагогический стаж работы истицы составляет 29 лет 10 месяцев 10 дней. Периоды времени нахождения на курсах повышения квалификации судом зачтены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 года № 516.
Отменяя решение суда в полном объеме и принимая новое решение об отказе истице в удовлетворении иска, суд кассационной инстанции сослался на отсутствие у истицы 2/3 необходимого педагогического стажа, при наличии которого возможен зачет периодов работы в должности пионервожатой, по состоянию на 22 сентября 1993 года, поскольку с указанной даты вышеназванное Положение на территории РФ не применяется.
Между тем в надзорной жалобе заявительница ссылается на то, что оценку ее пенсионных прав необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.
Принятое судом кассационной инстанции решение основано на неверном толковании норм материального закона, регулирующих заявленный спор, установленным судом первой инстанции обстоятельствам не соответствует, при этом не учтено следующее.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 3 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список соответствующих должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости педагогическим работникам и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии педагогическим работникам.
В разделе "Наименование должностей" Списка должность пионервожатой не указана.
Не предусматривалась такая должность и действовавшими до 01 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом РСФСР от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в РСФСР".
Вместе с тем в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П указано, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждений для детей, и правил исчисления сроков такой выслуги, в выслугу, дающую право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.
Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Из материалов дела следует, что истица с 09 ноября 1978 года по 15 сентября 1986 года и с 26 августа 1987 года по 26 октября 1987 года работала соответственно в средних школах № 97 и № 25 г. Омска в должности старшей пионервожатой.
В указанные периоды действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с п. 2 Положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, но при определенном условии.
В силу п. 4 Положения периоды работы в должности пионервожатой засчитываются в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2\3 стажа, т.е. 16,8 лет, требуемого для назначения пенсии, проходило в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Таким образом, при наличии на время подачи заявления требуемого педагогического стажа более 20 лет, истица имеет право на зачет в педагогический стаж спорных периодов ее работы в должности старшей пионервожатой, в связи с чем ее педагогический стаж, с зачетом периодов времени нахождения на курсах повышения квалификации, составляет 29 лет 10 месяцев 10 дней, что более установленного законом необходимого стажа - 25 лет.
В данной связи суд первой инстанции, с учетом требований вышеназванных норм материального права и установленных по делу фактических обстоятельств, правильно удовлетворил заявленные истицей требования, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
При таких обстоятельствах определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 04 февраля 2009 года подлежит отмене, а решение Одесского районного суда Омской области от 25 декабря 2008 года надлежит оставить в силе.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум

постановил:

определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 04 февраля 2009 года отменить, решение Одесского районного суда Омской области от 25 декабря 2008 года оставить в силе.

Председательствующий президиума
В.А.Ярковой



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru