ОРЕНБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ
РЕШЕНИЕ
от 26 октября 2009 г. № 928
О требовании первого заместителя прокурора
Оренбургской области об исключении коррупциогенных факторов
из решения Оренбургского городского Совета
от 01.12.2008 № 724
Рассмотрев требование первого заместителя прокурора Оренбургской области от 09.10.2009 № 86-20-2009 об исключении коррупциогенных факторов из решения
Оренбургского городского Совета от 01.12.2008 № 724, в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и руководствуясь статьей 27
Устава города Оренбурга, Оренбургский городской Совет
РЕШИЛ:
1. Удовлетворить требование первого заместителя прокурора Оренбургской области от 09.10.2009 № 86-20-2009 об исключении коррупциогенных факторов из решения
Оренбургского городского Совета от 01.12.2008 № 724 в части абзаца 1 пункта 1.4
, абзаца 6 пункта 5.1
, пункта 6.2
Положения о порядке допуска перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским (муниципальным) автобусным маршрутам г. Оренбурга.
2. Внести в Положение
о порядке допуска перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским (муниципальным) автобусным маршрутам г. Оренбурга, утвержденное решением Оренбургского городского Совета от 01.12.2008 № 724 следующие изменения:
2.1. Изложить абзац 1 пункта 1.4
в следующей редакции:
"Допуск перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок транспортом общего пользования по городским (муниципальным) автобусным маршрутам города Оренбурга осуществляется заказчиком пассажирских перевозок лишь в порядке, установленном настоящим Положением".
2.2. Исключить абзац 6 пункта 5.1
.
2.3. Исключить пункт 6.2
.
3. Отклонить требование первого заместителя прокурора Оренбургской области от 09.10.2009 № 86-20-2009 об исключении коррупциогенных факторов из решения
Оренбургского городского Совета от 01.12.2008 № 724 в части абзаца 2 пункта 1.4
, подпункта 2.10.2 пункта 2.10
Положения о порядке допуска перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским (муниципальным) автобусным маршрутам г. Оренбурга по основаниям
, изложенным в приложении.
4. Установить, что настоящее решение Совета вступает в силу после его официального опубликования в газете "Вечерний Оренбург".
5. Поручить организацию исполнения настоящего решения Совета заместителю Главы по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи Колыченкову Ю.И.
6. Возложить контроль за исполнением настоящего решения на председателя постоянной депутатской комиссии Совета по правовым вопросам и территориальному общественному самоуправлению Димова О.Д.
Глава города Оренбурга
Ю.Н.МИЩЕРЯКОВ
Приложение
к решению
Оренбургского городского Совета
от 26 октября 2009 г. № 928
Правовые основания
отклонения требования первого заместителя прокурора
Оренбургской области от 09.10.2009 № 86-20-2009
об исключении коррупциогенных факторов из решения
Оренбургского городского Совета от 01.12.2008 № 724
В требовании первого заместителя прокурора Оренбургской области об исключении коррупциогенных факторов из решения
Оренбургского городского Совета от 01.12.2008 № 724 указывается на наличие коррупциогенных факторов в пункте 1.4
, подпункте 2.10.2 пункта 2.10
Положения о порядке допуска перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским (муниципальным) автобусным маршрутам г. Оренбурга (далее - Положение). В настоящее время коррупциогенные факторы, их содержание определяются Постановлением Правительства РФ от 05.03.2009 № 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" (далее - Методика).
1. Так, пунктом 1.4
Положения установлено, что допуск перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок транспортом общего пользования по городским (муниципальным) автобусным маршрутам города Оренбурга путем заключения заказчиком пассажирских перевозок договоров об организации и осуществлении пассажирских перевозок с перевозчиком по результатам проведения открытого конкурса, а в некоторых случаях, - с единственным перевозчиком, или в порядке реализации процедуры временного допуска. По мнению прокуратуры в данной норме усматриваются признаки такого коррупциогенного фактора, как выборочное изменение объема прав, то есть возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
Однако, в Методике в признаках данного коррупциогенного фактора указывается не просто установление исключений из общего порядка, а говорится именно о необоснованном установлении исключений из общего порядка.
В Положении
же четко указаны обстоятельства, когда не проводится конкурс, и при этом данные случаи обосновываются исключительно лишь необходимостью осуществления перевозок людей в связи с отсутствием перевозчика на конкретном маршруте по определенным обстоятельствам.
Так, пунктом 3.2
Положения установлено, что заключение договора об организации и осуществлении пассажирских перевозок по регулярным маршрутам с единственным перевозчиком осуществляется заказчиком только в случае, если конкурс на право заключения соответствующего договора признан несостоявшимся либо лицо, признанное победителем конкурса, уклонилось от заключения договора. При этом в данном случае предусмотрено заключение договора как раз с участником конкурса.
Также пунктами 5.1
, 5.2
Положения установлен исключительный перечень случаев временного допуска к осуществлению пассажирских перевозок на определенном маршруте на определенные сроки, а именно, либо до заключения договора с новым перевозчиком по результатам конкурса, либо до возобновления перевозок перевозчиком, осуществлявшим перевозки по результатам конкурса.
То есть, в указанных случаях объявление и проведение конкурса, как это требует прокуратура, приведет к неосуществлению пассажирских перевозок на определенном маршруте на срок до двух месяцев.
Таким образом, вывод прокурора о наличии в данной норме коррупциогенного фактора, как необоснованное установление исключений из общего порядка неправомерен, так как в Положении
эти исключения установлены обоснованно.
2. Подпунктом 2.10.2 пункта 2.10
установлено, что в извещении о проведении Конкурса должны быть указаны сведения о количестве и типе подвижного состава. По мнению прокуратуры в данной норме усматриваются признаки такого коррупциогенного фактора, как наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, то есть установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
Однако в данной норме Положения
не установлено каких-либо трудновыполнимых и обременительных требований к участникам конкурса, так как подпункт 2.10.2
не содержит каких-либо конкретных требований к участникам конкурса. Также нельзя в данном случае говорить и об установлении неопределенных условий, так как установлена необходимость указания конкретного количества и типа подвижного состава при проведении конкурса уже по определенным маршрутам.
При этом также необходимо отметить, что требования к участникам конкурса установлены пунктом 2.5
Положения, согласно которому участники конкурса должны соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования по городским маршрутам, иметь, в соответствии с действующим законодательством, лицензии на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
То есть, к участникам конкурса предъявляются только требования, установленные действующим законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим перевозки пассажиров, и, следовательно, вывод прокуратуры об установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям необоснован.
Что касается утверждения прокурора о превышении полномочий органами местного самоуправления при установлении нормы об указании в извещении о конкурсе сведений о количестве и типе подвижного состава, то необходимо отметить, что согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Статья 5 указанного Федерального закона содержит перечень мер, направленных на обеспечение безопасности движения которые основываются не на равноправии сторон, а на отношениях, характерных для административных правоотношений. Это, в частности, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения и т.д.
Таким образом, органы местного самоуправления вправе осуществлять собственное правовое регулирование в указанных вопросах, в том числе устанавливать условия осуществления пассажирских перевозок в рамках полномочий по организации предоставления транспортных услуг населению, а также в части, касающейся соблюдения требований безопасности дорожного движения. Наличие у перевозчика лицензии на перевозку пассажиров не означает, что перевозчик имеет право на осуществление пассажирских перевозок вне рамок законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации дорожного движения. При этом, как уже было отмечено, Положение
содержит равные для всех перевозчиков конкурсные условия, и, следовательно, вывод прокуратуры по пункту 2.10
о противоречии его антимонопольным нормам и превышении при этом полномочий органов местного самоуправления, необоснован.
На основании вышеизложенного, правовые основания для удовлетворения Оренбургским городским Советом требования первого заместителя прокурора Оренбургской области от 09.10.2009 № 86-20-2009 об исключении коррупциогенных факторов из решения
Оренбургского городского Совета от 01.12.2008 № 724 в части пункта 1.4
, подпункта 2.10.2 пункта 2.10
Положения о порядке допуска перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским (муниципальным) автобусным маршрутам г. Оренбурга, отсутствуют.