Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 сентября 2007 г. по делу № А66-5035/2007

После перерыва в порядке ст. 163 АПК РФ.
Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2007 года.
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Голубевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания судьей Голубевой Л.Ю., рассмотрев в заседании суда заявление ОАО "Тверской областной ипподром", г. Тверь, к Управлению федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области, г. Тверь, с участием третьего лица - Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области, г. Тверь, об исправлении технической ошибки в государственном земельном кадастре, установив в отношении земельного участка кадастровую стоимость в размере 14 782 964,80 руб. с видом функционального использования "земли сельскохозяйственного использования" с удельным показателем кадастровой стоимости земли в размере 111,1929 руб. за квадратный метр (с учетом уточнения иска),
при участии в заседании суда: от заявителя - директора И., по паспорту, представителя по доверенности Л.,
от Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области - представителя по доверенности - Д.,
от Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области - представителей по доверенности А., П.,

установил:

открытое акционерное общество "Тверской областной ипподром", г. Тверь, (далее - заявитель, ипподром) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области, г. Тверь (далее - Управление кадастра) об обязании исправить техническую ошибку в государственном земельном кадастре, установив в отношении земельного участка кадастровую стоимость в размере 14 782 964,80 руб. с видом функционального использования "земли сельскохозяйственного использования" с удельным показателем кадастровой стоимости в размере 111,1929 руб. за квадратный метр, с 01.01.2006 года. К участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора - Межрайонная ИФНС России № 10 по Тверской области.
После уточнения заявленных требований, принятых Арбитражным судом Тверской области в порядке ст. 49 АПК РФ (протокол судебного заседания от 07.09.2007 года - 12.09.2007 года), заявитель просит Арбитражный суд Тверской области вынести решение об исправлении технической ошибки в государственном земельном кадастре, установив в отношении земельного участка кадастровую стоимость в размере 14 782 964,80 руб. с видом функционального использования "земли сельскохозяйственного использования" с удельным показателем кадастровой стоимости земли (далее - УПКСЗ) в размере 111,1929 руб. за квадратный метр. Общество также ходатайствует об отнесении расходов по уплате государственной пошлины на заявителя.
Заявленные требования мотивированы наличием в кадастровом плане земельного участка, выданном 15.09.2006 года, технической ошибки, выразившейся в неправильном применении при определении кадастровой стоимости земли УПКСЗ для "земель учреждений и организаций народного образования, под объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами". Заявитель считает, что в соответствии со ст. 10 Федерального закона Российской Федерации № 123-ФЗ от 03.08.1995 года (в редакции Федерального закона от 09.05.2005 г. № 45-ФЗ), земельные участки, предоставленные юридическим лицам для осуществления разведения и использования племенных животных, относятся к землям сельскохозяйственного назначения (использования). Учитывая, что основным видом деятельности ипподрома, согласно Уставу, является племенное коневодство, при определении кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного под ипподром, следовало использовать УПКСЗ для земель сельскохозяйственного использования. Заявитель также ссылается на Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2007 года по делу № А66-686/2007.
Управление кадастра наличие в кадастровом плане земельного участка, выданном 15.09.2006 года признает, представило отзыв. Считает, что указанная ошибка Управлением кадастра исправлена путем выдачи нового кадастрового плана от 12.10.2006 года.
Межрайонная ИФНС России № 10 по Тверской области (далее - инспекция) против удовлетворения требований возражает, представила отзыв. Считает, что в кадастровом плане, выданном 15.09.2006 года правомерно определена кадастровая стоимость земельного участка исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, определенного "для земель учреждений и организаций народного образования, под объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами". Инспекция также считает, что для применения УПКСЗ, предусмотренного для земель сельскохозяйственного использования необходимо, чтобы заявитель приобрел статус организации по племенному животноводству в порядке, предусмотренном Правилами определения видов организаций по племенному животноводству, утвержденными Приказом Минсельхоза России от 19.10.2006 г. № 402.
Как следует из материалов дела и объяснений представителей сторон, ОАО "Тверской областной ипподром" создано путем преобразования государственного унитарного предприятия "Тверской областной ипподром" на основании распоряжения Администрации Тверской области от 26.10.2006 года № 491-ра и является его правопреемником.
В соответствии с Постановлением Главы Администрации города Твери от 15.03.1993 года № 189-19 в редакции Постановления Администрации города Твери от 29.09.2000 года № 2336, земельный участок предоставлен Тверскому областному ипподрому в бессрочное пользование под ипподром. За государственным предприятием "Тверской областной ипподром" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.07.2001 года. В соответствии с передаточным актом от 09.12.2006 года, вышеназванный земельный участок в составе имущественного комплекса государственного унитарного предприятия "Тверской областной ипподром", подлежащего приватизации, передан ОАО "Тверской областной ипподром".
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляется, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 316, которыми определяется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и для целей земельного кадастра.
Указанными Правилами предусмотрено, что в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Кадастровая оценка земель на территории города Твери проведена в границах кадастровых кварталов по 14 видам использования земель и утверждена Постановлением Администрации Тверской области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тверской области" от 05.08.2002 г. № 270-па (далее - Постановление № 270-па).
В соответствии с таблицей 15 Постановления № 270-па, по кварталу 004 000 096 города Твери удельный показатель кадастровой стоимости земли с видом функционального использования "земли учреждений и организаций народного образования, земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами" установлен в размере 3 448,337 руб./кв. м, а с видом функционального использования "земли сельскохозяйственного использования - в размере 111,1929 руб.
Согласно выписки из кадастрового плана земельного участка, расположенного: г. Тверь, Центральный район, проспект Чайковского, выданной 15.09.2006 года, кадастровая стоимость земельного участка в размере 458452320,16 руб. определена исходя из УПКСЗ 3448,34 руб./кв. м, предусмотренного для земель учреждений и организаций народного образования, под объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами.
При этом Управлением кадастра не были учтены положения статьи 10 Закона № 123-ФЗ, в соответствии с которой земельные участки, предоставленные гражданам - членам крестьянского (фермерского) хозяйства и юридическим лицам для осуществления разведения и использования племенных животных, относятся к землям сельскохозяйственного назначения (использования).
Суд считает несостоятельными доводы инспекции о том, что для отнесения земельного участка, выделенного под ипподром, к землям сельскохозяйственного назначения (использования) необходимо отнесение заявителя к организации по племенному животноводству в порядке, установленном Правилами определения видов организаций по племенному животноводству, утвержденных Приказом Минсельхоза России № 402 от 19.10.2006 года и зарегистрированных в Минюсте РФ 17.11.2006 г. № 8510 (далее - Правила № 402) в связи с тем, что они регулируют порядок отнесения организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства, к определенным видам организаций по племенному животноводству. В то время как статья 10 Закона № 123-ФЗ отнесение земель к землям сельскохозяйственного назначения ставит в зависимость от целей, для осуществления которых выделялись земельные участки.
Материалами дела подтверждено, что земельный участок выделялся под ипподром. Как следует из п. 4.1 Устава заявителя, его основными целями деятельности являются развитие конного спорта, селекция в племенном коневодстве и удовлетворение общественных потребностей в результате его деятельности. Материалами дела подтверждено осуществление заявителем указанной деятельности.
Кроме того, согласно архивной справке Тверской областной ипподром существует с 1922 года. В соответствии со ст. 30 Закона № 123-ФЗ ипподром относится к организациям по племенной работе. Правилами № 402 не установлена обязанность направления в Минсельхоз России документов организациями, которые уже имели статус организаций по племенному животноводству до принятия Правил № 402, не установлены сроки, в течение которых такие документы должны быть поданы.
Суд также отклоняет ссылку инспекции на приложение № 1 "Типовой перечень функционального использования земель, установленный для государственной кадастровой оценки земель поселений" к информационному сообщению Департамента Управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери от 23.12.2005 года "О материалах государственной кадастровой оценки земель на территории города Твери для исчисления земельного налога" в связи с тем, что указанный документ не является нормативным правовым актом, носит рекомендательный характер.
Оценив имеющиеся в деле материалы, суд установил, что заявитель является организацией, занимающейся разведением и использованием племенных животных, следовательно, земельный участок, выделенный под ипподром, относится к землям сельскохозяйственного назначения (использования).
Учитывая вышеизложенное, при определении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного: г. Тверь, Центральный район, проспект Чайковского, Управлением кадастра допущена техническая ошибка в указании УПКСЗ, подлежащего использованию, что повлекло неправильное определение кадастровой стоимости земельного участка.
Наличие технической ошибки в земельном кадастре согласно выписке, выданной 15.09.2006 года, подтверждается Управлением кадастра, которое в соответствии с Положением о федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2004 г. № 418, наделено полномочиями по ведению земельного кадастра и определению кадастровой стоимости земли.
Выявление Управлением кадастра технической ошибки повлекло внесение изменений в земельный кадастр и выдачу 12.10.2006 года исправленной выписки из государственного земельного кадастра (кадастрового плана земельного участка). Внесение изменений в земельный кадастр 12.10.2006 г., в судебном порядке не оспорено.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 21 Закона № 28-ФЗ исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре. Пункт 3 данной статьи предусматривает, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре, такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда.
Поскольку в данном случае затрагиваются интересы налогового органа как третьего лица, так как он является администратором поступлений земельного налога, исправление технической ошибки, допущенной в кадастровом плане, выданном 15.09.2006 года, может быть осуществлено только в судебном порядке.
Четырнадцатым арбитражным апелляционным судом при рассмотрении дела № А66-686/2007 установлено, что процедура исправления технической ошибки 12.10.2006 г., при отсутствии соответствующего решения арбитражного суда, не имеет места быть.
При указанных обстоятельствах, заявленные требования об устранении Арбитражным судом Тверской области технической ошибки в земельном кадастре подлежат удовлетворению.
По ходатайству заявителя расходы по государственной пошлине за рассмотрение заявления в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат оставлению на заявителе.

В документе, видимо, допущен пропуск текста, исходя из смысла которого, имеется в виду "... статьями 49, 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ...".

Руководствуясь статьями 49, 110, 167 - 170, п. 3 ст. 21 Федерального закона от 02.01.2000 года № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Арбитражный суд Тверской области

решил:

заявленные ОАО "Тверской областной ипподром" требования удовлетворить.
Исправить техническую ошибку в государственном земельном кадастре, установив в отношении земельного участка кадастровую стоимость в размере 14 782 964,80 руб. с видом функционального использования "земли сельскохозяйственного использования" с удельным показателем кадастровой стоимости земли в размере 111,1929 руб. за квадратный метр.
Государственную пошлину за рассмотрение дела оставить на заявителе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда, в течение месяца со дня его принятия в порядке, установленном АПК РФ.

Судья
Л.Ю.ГОЛУБЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru