Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 апреля 2009 г. по делу № А66-10371/2008

Резолютивная часть решения объявлена 3 апреля 2009 года.
В полном объеме решение изготовлено 6 апреля 2009 года.
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Белова О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шаровой Н.Н., при участии представителей: заявителя - В.С., ответчика - В.А., К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "П." в лице филиала - У.
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Тверской области
о признании незаконным Постановления о привлечении к административной ответственности от 16.12.2008 № 45

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "П." в лице филиала - У. (далее - Предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) от 16.12.2008 № 45, которым на него наложено административное взыскание, предусмотренное статьей 14.5 КоАП РФ, в виде 30000 руб. штрафа за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники.
В обоснование своих требований заявитель указал, что проведение должностными лицами налоговой инспекции контрольной закупки при осуществлении контроля за применением контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.
Налоговая инспекция в представленном отзыве, а также в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, пояснив, что обжалуемое Постановление вынесено с соблюдением требований законодательства, указала, что в данном случае проводилась не контрольная закупка, а контрольные мероприятия.
Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей сторон, арбитражный суд считает, что заявление Предприятия удовлетворению не подлежит.
Как видно из имеющихся в деле документов, налоговой инспекцией 10.11.2008 была проведена проверка выполнения Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ) в отделении связи Краснохолмского района.
В ходе проверки налоговой инспекцией было установлено, что при продаже за наличный расчет контрольно-кассовая техника не применяется.
По данному факту налоговой инспекцией были составлены акт проверки исполнения Закона о ККТ от 10.11.2008 № 0712 и акт о проверке наличных денежных средств кассы от 10.11.20008 № 230.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: протокол об административном правонарушении имеет дату 26.11.2008, а не 26.11.2009.

Письмом от 12.11.2008 № 14-42/30664 Предприятие было извещено о необходимости явки в налоговую инспекцию его законного представителя для составления протокола об административном правонарушении на 26.11.2009.
Письмом от 26.11.2008, полученным налоговой инспекцией по факсимильной связи, Предприятие заявило о составлении протокола об административном правонарушении без участия его представителя.
По факту неприменения контрольно-кассовой техники в отношении Предприятия был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 КоАП РФ, от 26.11.2008 № 46.
Указанный протокол был направлен в адрес Предприятия 26.11.2008 и согласно почтовому уведомлению получен им 09.12.2008.
Письмом от 26.11.2008, также полученным Предприятием 09.12.2008, налоговая инспекция известила Предприятие о рассмотрении дела об административном правонарушении 16.12.2008.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 16.12.2008 руководителем налоговой инспекции было вынесено оспариваемое по настоящему делу Постановление № 45 о наложении на Предприятие административного взыскания, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, в виде 30000 рублей штрафа.
Указанное Постановление было направлено Предприятию 17.12.2008 и в соответствии с почтовым уведомлением получено им 13.01.2009.
Согласно статье 2 Закона о ККТ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Статьей 5 названного Закона установлена обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты товара выдавать покупателям отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
За продажу товаров без применения контрольно-кассовых машин статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Как видно из материалов дела, а также подтверждается актом проверки, актом о проверке наличия денежных средств кассы (согласно которому в кассе имелись излишки в размере 662 руб. 33 коп.), протоколом об административном правонарушении и не оспаривается заявителем, при осуществлении наличных денежных расчетов при продаже товаров в отделении почтовой связи контрольно-кассовая техника не применялась.
Оспаривая привлечение к ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники, Предприятие указало, что налоговая инспекция не вправе производить такое оперативно-розыскное мероприятие как контрольная закупка.
Действительно, контрольная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Однако в данном случае неприменение контрольно-кассовой техники подтверждается не фактом контрольной закупки, а установленным в ходе проверки и не оспариваемым Предприятием фактом отсутствия вообще контрольно-кассовой техники в вышеназванном почтовом отделении Предприятия с сентября 2008 года в связи с ее поломкой, а также наличием излишков денежной наличности в кассе.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт отсутствия в почтовом отделении контрольно-кассовой техники в течение нескольких месяцев свидетельствует о том, что Предприятием не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению У. исправной контрольно-кассовой техникой, то есть по обеспечению соблюдение требований Закона о ККТ.
При указанных обстоятельствах налоговая инспекция, руководствуясь частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, обоснованно признала Предприятие виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, и порядок привлечения Предприятия к административной ответственности соответствует требованиям названного Кодекса.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления Федерального государственного унитарного предприятия "П." в лице филиала - У. о признании незаконным Постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Тверской области от 16.12.2008 № 45 отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Вологда в десятидневный срок со дня его принятия.

Судья
О.В.БЕЛОВ





Приложение № 1
к решению Арбитражного суда Тверской области
от 6 апреля 2009 г. по делу № А66-10371/2008

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д. 12, г. Вологда, 160001

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2009 г. по делу № А66-10371/2008

Резолютивная часть Постановления объявлена 14 мая 2009 года.
Полный текст Постановления изготовлен 21 мая 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Богатыревой В.А. и Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "П." на решение Арбитражного суда Тверской области от 6 апреля 2009 года по делу № А66-10371/2008 (судья Белов О.В.),

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "П." (далее - предприятие, ФГУП "П.") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Тверской области (далее - инспекция, межрайонная ИФНС России № 2) о признании незаконным и отмене Постановления от 16.12.2008 № 45 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 06.04.2009 по делу № А66-10371/2008 в удовлетворении требований ФГУП "П." отказано.
Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что проведение должностными лицами инспекции проверочной закупки не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями законодательства, и подтверждать событие правонарушения.
От предприятия поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя.
Инспекция в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считает решение суда законным и обоснованным, просила рассмотреть жалобу без участия ее представителя.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба ФГУП "П." подлежит удовлетворению, решение суда - отмене в связи с несоответствием выводов обстоятельствам дела.
Как видно из материалов дела, на основании поручения от 10.11.2008 № 230 должностными лицами инспекции проведена проверка соблюдения предприятием Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон № 54-ФЗ) в отделении связи, расположенном по адресу: Тверская область, Краснохолмский район, оформлены акт от 10.11.2008 № 0712, акт от 10.11.2008 № 230 о проверке наличных денежных средств кассы (далее - акт от 10.11.2008 № 230).
По результатам проверки составлен протокол от 26.11.2008 № 46 об административном правонарушении (далее - протокол от 26.11.2008 № 46), в котором зафиксировано, что в 10 часов 40 минут 10.11.2008 начальник данного отделении почтовой связи И. произвела наличный денежный расчет с покупателем за проданный товар (сигареты "Балканская звезда" по цене 9 рублей 30 копеек за пачку) без применения контрольно-кассовой техники, тем самым нарушив пункт 1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ, пункт 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров".
Рассмотрев протокол от 26.11.2008 № 46 и приложенные к нему материалы проверки, начальник межрайонной ИФНС России № 2 принял Постановление от 16.12.2008 № 45, которым предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 14.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
В соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Обязанность применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт опломбированную в установленном порядке контрольно-кассовую технику и выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки предусмотрена статьей 5 Закона № 54-ФЗ.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 № 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" указано, что под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать, в частности, фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия).
В подтверждение факта совершения предприятием правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ, инспекция представила акт от 10.11.2008 № 0712, акт от 10.11.2008 № 230, протокол от 26.11.2008 № 46.
Суд первой инстанции посчитал, что событие правонарушения подтверждается тем, что в отделении почты отсутствует контрольно-кассовая техника, а в кассе имеются излишки денежной наличности.
В протоколе от 26.11.2008 № 46 зафиксировано, что начальник отделения связи И. взяла деньги за проданные сигареты "Балканская звезда", подала сигареты, выдала сдачу, чек при этом не пробила. После этого должностным лицом межрайонной ИФНС России № 2 ей было предъявлено удостоверение и поручение на проведение проверки.
Таким образом, по настоящему делу инспекцией осуществлена проверочная закупка.
В силу Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон № 144-ФЗ) проверочная закупка допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и в порядке, предусмотренных названным Законом.
В соответствии со статьей 13 Закона № 144-ФЗ налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении Арбитражного суда Алтайского края от 02.09.2008 № 3125/08 по делу № А03-4802/07-2 определил правовую позицию, в соответствии с которой проверочная закупка должностным лицом налогового органа при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения, поскольку она допускается как оперативно-розыскное мероприятие лишь в случаях, предусмотренных законом.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Следовательно, проведение должностным лицом инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением отделением связи контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями действующего законодательства, и подтверждать событие правонарушения.
При таких обстоятельствах осуществление проверочной закупки работником инспекции незаконно, а факт отсутствия контрольно-кассовой техники сам по себе не свидетельствует о совершении предприятием названного правонарушения.
Не принимается в качестве доказательства по настоящему делу и составленный в ходе проверочной закупки акт от 10.11.2008 № 230 об излишках в кассе. В материалах дела отсутствуют сведения об остатке денежных средств в кассе на начало рабочего дня. При таких обстоятельствах указанный акт не может являться достоверным доказательством неоприходования выручки, полученной от продажи пачки сигарет "Балканская звезда" по цене 9 рублей 30 копеек.
Таким образом, событие правонарушения не доказано.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 АПК РФ решение Арбитражного суда Тверской области от 06.04.2009 по делу № А66-10371/2008 подлежит отмене в связи с несоответствием выводов обстоятельствам дела.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 6 апреля 2009 года по делу № А66-10371/2008 отменить.
Постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Тверской области от 16.12.2008 № 45 о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "П." к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 30 000 рублей признать незаконным и отменить полностью.

Председательствующий
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА

Судьи
В.А.БОГАТЫРЕВА
Т.В.ВИНОГРАДОВА





Приложение № 2
к решению Арбитражного суда Тверской области
от 6 апреля 2009 г. по делу № А66-10371/2008

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д. 4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2009 г. по делу № А66-10371/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Клириковой Т.В., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 18.08.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Тверской области на Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2009 по делу № А66-10371/2008 (судьи Пестерева О.Ю., Богатырева В.А., Виноградова Т.В.),

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "П." (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Тверской области (далее - Инспекция) от 16.12.2008 № 45 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 06.04.2009 (судья Белов О.В.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.05.2009 решение от 06.04.2009 отменено, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права, просит Постановление от 21.05.2009 отменить.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, считая его соответствующим действующему законодательству.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании поручения заместителя начальника Инспекции от 10.11.2008 № 230 сотрудники налогового органа провели проверку соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ) в отделении связи Предприятия, расположенном по адресу: Тверская область, Краснохолмский район.
В ходе проверки Инспекция установила, что при осуществлении наличного денежного расчета за сигареты "Балканская звезда" по цене 9 руб. 30 коп. за пачку начальник отделения связи И. не применила контрольно-кассовую технику и не выдала документы строгой отчетности (билеты), о чем составлен акт проверки от 10.11.2008 № 0712, акт от 10.11.2008 № 230 о проверке наличных денежных средств кассы и протокол от 26.11.2008 № 46 об административном правонарушении. По мнению Инспекции, Предприятием нарушены пункт 1 статьи 2 Закона о ККТ и пункт 21 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55.
Постановлением Инспекции от 16.12.2008 № 45 Предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, в виде взыскания 30 000 руб. штрафа.
Предприятие, посчитав Постановление налогового органа незаконным, оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, сделав вывод о том, что материалами дела подтверждается наличие в действиях Предприятия состава вменяемого ему административного правонарушения и Инспекцией соблюден порядок привлечения Предприятия к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции, посчитав, что Инспекция не представила допустимых доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения, отменил решение суда первой инстанции, признал незаконным и отменил оспариваемое Постановление налогового органа.
Кассационная инстанция считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
В соответствии со статьями 2 и 5 Закона о ККТ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товара, выполняющих работы или оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, в том числе без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин, влечет наложение административного штрафа.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона № 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе". Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники, однако не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 № 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" разъясняется, что в случае невыдачи документов строгой отчетности соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил, что при осуществлении контроля за применением Обществом контрольно-кассовой техники Инспекцией фактически была произведена проверочная закупка, правом на совершение которой налоговый орган не наделен.
Между тем проверочная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон № 144-ФЗ) допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 Закона № 144-ФЗ налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Таким образом, проведение должностными лицами Инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением Обществом контрольно-кассовой техники и выдачей бланков строгой отчетности не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона и подтверждающее событие правонарушения. В связи с этим апелляционном судом не приняты в качестве доказательства по административному делу акт проверки от 10.11.2008 № 0712 и объяснения начальника отделения связи И., которые содержатся в этом акте.
Иных доказательств, подтверждающих факт совершения Обществом вменяемого ему административного правонарушения, налоговый орган не представил.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что налоговый орган не представил допустимых доказательств совершения Обществом вменяемого административного правонарушения, правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое Постановление Инспекции.
В силу статей 286, 287 АПК РФ у суда кассационной инстанции нет оснований для переоценки данного вывода суда.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2009 по делу № А66-10371/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ

Судьи
Т.В.КЛИРИКОВА
Л.А.САМСОНОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru