Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 октября 2007 г. по делу № А71-7868/2007-А18

Резолютивная часть решения объявлена 9 октября 2007 г.
Решение в полном объеме изготовлено 9 октября 2007 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Г.П. Буториной,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел материалы дела об административном правонарушении,
возбужденного Отделом (инспекцией) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Ростехрегулирования, г. Ижевск, по факту совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, открытым акционерным обществом "Ижмебель", г. Ижевск,
в присутствии представителей:
от заявителя - Овчаренко К.Г., госналогинспектор, дов. от 30.11.2006 г.,Харисова Л.Ф., документовед, дов. от 04.06.2007 г.;
от ответчика - Тотоев В.И.,адвокат, дов. № 34 от 30.07.2007 г.;
Отдел (инспекция) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Ростехрегулирования, г. Ижевск, обратился в Арбитражный суд УР с требованием о привлечении открытого акционерного общества "Ижмебель", г. Ижевск, к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19. КоАП РФ за нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (продаже) продукции.
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. В обоснование своих возражений ответчик указал, что комод из модульной серии "Ника", стол откидной крышкой прошли сертифицированные испытания на соответствие обязательным требованиям государственного стандарта (в том числе на устойчивость) в испытательной лаборатории - Центр качества "Ижевское ПКТБ", имеющей аттестат аккредитации № РОСС RU. 0001.21АЯ46, выданный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. В результате сертифицированных испытаний испытательная лаборатория выдала протоколы испытаний № 44 от 09.04.2007 г. и № 85/2 от 30.05.2007 г., из которых следует, что комод устойчив как с нагрузкой, так и без нагрузки, а стол устойчив под действием горизонтальной нагрузки. Соответствие комода и стола подтверждается сертификатами соответствия № РОСС RU. ДМ 32.Н02381 от 23.05.2007 г. и № РОСС RU. ДМ32.Н02387 от 30.05.2007 г. на серийный выпуск продукции, выданными уполномоченными органами по сертификации. Несоответствие продукции условиям технических описаний ТО 05761086-107-2007 (комод) и ТО 05761086-148-2007 (стол) на продукцию заявителем не доказано. В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" общество при наличии указанных сертификатов соответствия не обязано организовывать повторную проверку качества продаваемого товара с привлечением специалистов и использованием специальных приборов, в то время как при визуальном осмотре товара несоответствие его ГОСТу установить невозможно - комод и стол не опрокидывались. Общество не получало рекламаций от своих контрагентов о неустойчивости продукции.
По мнению ответчика, заявителем в нарушение п. 2.5.5 ГОСТ 16371-93 образцы мебели - комод и стол с откидной крышкой в собранном виде 31.08.2007 г. отправлены для испытания в ФГУ "Чувашский ЦСМ". При этом акт отбора образцов заявителем не содержит данных об идентификации отборных образцов, при отборе образцы не были опломбированы, не указано, каким образом образцы были доставлены, была ли обеспеченна их целостность в процессе перевозки. Заявителем не доказано, что условия складирования и хранения образцов в период между отбором и началом испытаний соответствовали п. 5.3 ГОСТ 16371-93 по влажности. Достоверных сведений о том, что на испытания были представлены именно те образцы, которые были изъяты в г. Ижевске 31.08.2007 г., не представлено.
Кроме того, по мнению ответчика, доводы заявителя о нарушении ответчиком п. 3.5 ГОСТ 16371-93, согласно которому на мебель должны быть оформлены гигиенические заключения, несостоятельны, поскольку в соответствии с ГОСТом гигиенические заключения оформляются национальными органами санитарно-эпидемиологического надзора. Порядок оформления гигиенических заключений регулируется приказом Минздрава РФ от 20.07.1998 г. № 217 "О гигиенической оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров". Однако данный приказ утратил силу в связи с вступлением в силу приказа Минздрава РФ от 15.08.2001 г. № 325. Несмотря на невозможность получения гигиенических заключений общество во исполнение п. 2.2.29 ГОСТ 16371-93 п. 2.215 ГОСТ 19917-93 провело сертификационные испытания на определение уровней выделения летучих химических веществ и получило положительный результат (протокол № 83/3 от 23.06.2007 г.).
Кроме того, в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.02.2006 г. № 267 стол подлежит декларированию на соответствие государственным стандартам только по параметрам, указанным в п. 2.2.29, 2.2.30 ГОСТ 16371-93, а табуреты должны соответствовать ГОСТ 19917-93 по требованиям, установленным в п. 2.2.15. Пункт 3.5 ГОСТ 16371-93 не является обязательным требованием государственного стандарта. Заявитель не имеет полномочий проверять наличие гигиенических заключений и привлекать к ответственности за их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд

установил:

На основании распоряжения № 113-Р от 30.08.2007 г. Отделом (инспекцией) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Ростехрегулирования, г. Ижевск, в период с 30 августа 2007 г. по 25 сентября 2007 г. проведена проверка соблюдения обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации ОАО "Ижмебель", расположенным по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. 10 лет Октября, 32.
По результатам проверки заявителем составлен акт от 30.08.2007 г. № 113.
В ходе проверки установлено, что ОАО "Ижмебель" изготавливает, хранит и реализует мебель, не соответствующую обязательным требованиям государственного стандарта.
В результате испытания образца мебели - комода из модульной серии корпусной мебели "Ника", индекс Н18-014/11, в аккредитованной испытательной лаборатории - испытательной лаборатории мебели и лесопродукции ФГУ "Чувашский ЦСМ", г. Чебоксары, установлено, что изготавливаемый и реализуемый ОАО "Ижмебель" комод из модульной серии корпусной мебели "Ника", индекс H18-014/11, не соответствует обязательным требованиям п. 2.2.30 ГОСТ 16371-93 - по показателю устойчивость без нагрузки комод должен быть устойчив, по результатам испытаний установлено, что комод без нагрузки неустойчив; а также требованию п. 2.2.30 ГОСТ 16371-93 - по показателю устойчивость под нагрузкой комод должен быть устойчив под нагрузкой на ящик не менее 4,0 даН, по результатам испытаний установлено, что комод под нагрузкой не устойчив (протокол испытаний № 02-092-07 от 07.09.2007 г.).
В результате испытания образца мебели - стола с откидной крышкой, индекс Ж21-005/1 в аккредитованной испытательной лаборатории - испытательной лаборатории мебели и лесопродукции ФГУ "Чувашский ЦСМ", г. Чебоксары, установлено, изготавливаемый и реализуемый ОАО "Ижмебель" стол с откидной крышкой, индекс Ж21-005/1, не соответствует обязательным требованиям п. 2.2.29 ГОСТ 16371-93 по показателю Устойчивость под действием горизонтальной нагрузки - стол массой свыше 15 кг должен быть устойчив под нагрузкой не менее 5,0 даН, по результатам испытаний установлено, что стол массой 29,2 кг устойчив под нагрузкой 3,5 даН (протокол испытаний № 02-093-07 от 07.09.2007г.)
Кроме того, в ходе проверки административным органом установлено, что ОАО "Ижмебель" нарушены обязательные требования государственных стандартов п. 3.5 ГОСТ 16371-93 "Мебель. Общие технические условия", п. 3.5 ГОСТ 19917-93 "Мебель для сидения и лежания. Общие технические условия", согласно которым по результатам определения уровней летучих химических веществ, выделяющихся при эксплуатации мебели в воздух жилых помещений, национальным органом санитарно-эпидемиологического надзора должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические (гигиенические) заключения на изделия (наборы, гарнитуры). На момент проверки у ОАО "Ижмебель" отсутствовали санитарно-эпидемиологические (гигиенические) заключения на стол откидной крышкой и табурет из гарнитура мебели для кухни "Мария".
На основании акта проверки ОАО "Ижмебель" выдано предписание от 25.09.2007 г. № 113-п об устранении нарушения указанных обязательных требований.
Отделом (инспекцией) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Ростехрегулирования г. Ижевска в отношении ОАО "Ижмебель" составлен протокол об административном правонарушении от 25 сентября 2007 г. № 70, предусмотренном ч. 1 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд признал ОАО "Ижмебель" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, и подлежащим привлечению к ответственности по указанной норме Закона по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений" установлено, что нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет изготовление, хранение и реализацию мебели.
Согласно постановлению Правительства РФ № 1013 от 13.08.1997 г. мебель подлежит обязательной сертификации и обязательному подтверждению соответствия в форме принятия декларации о соответствии согласно постановлению Правительства РФ № 766 от 07.07.1999 г.
Обязательные требования к мебели установлены государственными стандартами ГОСТ 16371-93 "Мебель. Общие технические условия", ГОСТ 19917-93 "Мебель для сидения и лежания. Общие технические условия".
Как видно из материалов дела, ОАО "Ижмебель" изготавливает, хранит и реализует мебель, не соответствующую обязательным требованиям государственных стандартов, а именно ГОСТ 16371-93 "Мебель. Общие технические условия", ГОСТ 19917-93 "Мебель для сидения и лежания. Общие технические условия".
Таким образом, факт совершения ответчиком административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, подтверждается представленными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 25 сентября 2007 г. № 70, актом проверки № 113 от 30 августа 2007 г., актом отбора образцов от 31.08.2007 г. № 113, протоколами испытаний № 02-092-07, № 02-092-07 от 07.09.2007 г.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве на заявление, судом не принимаются по следующим основаниям.
Приказом Федерального агентства по технологическому регулированию и метрологии от 29.07.2005 г. № 1053 утверждено Положение "О Приволжском межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии".
Приволжское межрегиональное территориальное управление является территориальным органом Ростехрегулирования в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа.
Согласно п. 2 указанного Положения территориальный орган Ростехрегулирования осуществляет в том числе контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.
Одной из основных задача территориального органа является до вступления в силу соответствующих технических регламентов государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (п. 7 Положения).
В соответствии с основными задачами территориальный орган выполняет следующие функции до вступления в силу соответствующих технических регламентов, осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государственных стандартов к продукции (товарам), процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (п. 8 Положения).
Кроме того, территориальный орган в соответствии с действующим законодательством имеет право осуществлять мероприятия по государственному метрологическому надзору, по государственному контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, технических регламентов и иных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; заказывать проведение необходимых исследований, испытаний, освидетельствований, экспертиз, измерений, заключений, анализов и оценок, включая научные исследования по вопросам осуществления государственного надзора в установленной сфере деятельности за счет средств федерального бюджета. Финансирование расходов на содержание территориального органа осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой Ростехрегулированием (п. 9,17 Положения).
Согласно Положению "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии", утвержденному постановлением Правительства № 294 от 17.06.2004 г. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в установленной сфере деятельности осуществляет функции национального органа по стандартизации в порядке, определяемом федеральным органом по техническому регулированию; а также функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций.
Как следует из материалов дела, Приволжское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - заказчик и ФГУ "Чувашский ЦСМ" - исполнитель на основании результатов размещения государственного заказа путем проведения конкурса 4/005-07 от 26.03.2007 г. заключили государственный контракт № 4/07-005-5 на проведение исследований (испытаний) и экспертиз образцов (проб) мебели для целей государственного надзора в 2007 г. в УР. По результатам исследований установлено, что образца мебели - комод из модульной серии корпусной мебели "Ника", индекс H18-014/11, в аккредитованной испытательной лаборатории - испытательной лаборатории мебели и лесопродукции ФГУ "Чувашский ЦСМ", г. Чебоксары, установлено, что изготавливаемый и реализуемый ОАО "Ижмебель" комод из модульной серии корпусной мебели "Ника", индекс H18-014/11, не соответствует обязательным требованиям п. 2.2.30 ГОСТ 16371-93 - по показателю устойчивость без нагрузки комод должен быть устойчив, по результатам испытаний установлено, что комод без нагрузки неустойчив; а также требованию п. 2.2.30 ГОСТ 16371-93 - по показателю устойчивость под нагрузкой комод должен быть устойчив под нагрузкой на ящик не менее 4,0 даН, по результатам испытаний установлено, что комод под нагрузкой неустойчив (протокол испытаний № 02-092-07 от 07.09.2007 г.).
В результате испытания образца мебели - стола с откидной крышкой, индекс Ж21-005/1, в аккредитованной испытательной лаборатории - испытательной лаборатории мебели и лесопродукции ФГУ "Чувашский ЦСМ", г. Чебоксары, установлено: изготавливаемый и реализуемый ОАО "Ижмебель" стол с откидной крышкой, индекс Ж21-005/1, не соответствует обязательным требованиям п. 2.2.29 ГОСТ 16371-93 - по показателю устойчивость под действием горизонтальной нагрузки стол массой свыше 15 кг должен быть устойчив под нагрузкой не менее 5,0 даН, по результатам испытаний установлено, что стол массой 29,2 кг устойчив под нагрузкой 3,5 даН (протокол испытаний № 02-093-07 от 07.09.2007 г.)
Материалами дела, а также пояснениями заявителя подтверждено, что образцы мебели в упаковке были доставлены в лабораторию 02.09.2007 г. на автомобиле "Газель" в г. Чебоксары.
Доводы ответчика о том, что заявителем в нарушение п. 2.5.5 ГОСТ 16371-93 образцы мебели - комод и стол с откидной крышкой в собранном виде 31.08.2007 г. отправлены для испытания в ФГУ "Чувашский ЦСМ", кроме того сведения о том, что акт отбора образцов заявителем не содержит данных об идентификации отборных образцов, а также сведения о том, что при отборе образцы не были опломбированы, не указано, каким образом образцы были доставлены, была ли обеспеченна их целостность в процессе перевозки, судом не принимаются, поскольку доказательств в подтверждение своих возражений в порядке ст. 65 АПК РФ ответчиком не представлено.
Довод ответчика о том, что в соответствии с ГОСТ гигиенические заключения оформляются национальными органами санитарно-эпидемиологического надзора, а порядок оформления гигиенических заключений регулируется приказом Минздрава РФ от 20.07.1998 г. № 217 "О гигиенической оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров", который утратил силу в связи с вступлением в силу приказа Минздрава РФ от 15.08.2001 г. № 325, судом не принимается.
Согласно пункту 2 приказа № 776 полномочия по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на продукцию, подлежащую санитарно-эпидемиологической экспертизе, предоставлены Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Таким образом, по результатам определения уровней химических веществ, выделяющихся при эксплуатации мебели в воздух жилых помещений, общество обязано получить санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В соответствии с пунктами 3 и 5 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 № 569, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, структурные подразделения и федеральные государственные учреждения федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 4 Положения, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, а также федеральные государственные научно-исследовательские учреждения, центры гигиены и эпидемиологии и другие учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, составляют единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Кроме того, факт выдачи санитарно-эпидемиологического заключения на продукцию Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека подтверждается также представленными санитарно-эпидемиологическими заключениями от 07.06.2006 г. на модульную серию корпусной мебели "Ника", "Ника-Люкс", мебели для офиса, полученными обществом ранее. Оформление гигиенических заключений на мебель предусмотрено п. 3.5 ГОСТ 19917-93, 16371-93.
При изложенных обстоятельствах ОАО "Ижмебель" на основании ст.ст. 2.1, 2.4, 3.5, 4.1, 4.3 КоАП РФ подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ с наложением административного штрафа, с учетом смягчающего ответственность обстоятельства, в минимальном размере сорока тысяч рублей. Смягчающим ответственность обстоятельством суд признал тот факт, что административное правонарушение совершено обществом впервые.
Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 29.7 - 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст.ст. 167 - 170, 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

решил:

1. Признать открытое акционерное общество "Ижмебель", основной государственный регистрационный номер 1021801501292 согласно ЕГРЮЛ, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. 10 лет Октября, 32, виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, и привлечь к ответственности в виде штрафа в размере сорока тысяч рублей.
2. Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней с даты вступления решения в законную силу в доход федерального бюджета с указанием следующих реквизитов: получатель - Управление Федерального казначейства по Нижненовгородской области (для ПМТУ Ростехрегулирования), ИНН 5262130969, КПП 526201001, ОКАТО 22401000000, банк получателя - ГРКЦ ГУ Банка России по Нижненовгородской области, г. Нижний Новгород, БИК 042202001, расчетный счет 40101810400000010002, код дохода 17211601000010000140.
3. При неисполнении решения добровольно направить исполнительный лист в службу судебных приставов для принудительного взыскания.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Пермь, в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, г. Екатеринбург, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья
Г.П.БУТОРИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru